Главные вкладки

    Методическая разработка по внеклассной работе: "Символы России"
    методическая разработка по истории по теме

    Рыбчинская Елена Виталиевна

     Методическая разработка по внеклассной работе по предмету история в целях патриотического воспитания представленного в номинации: программы и методические материалы в области патриотического воспитания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл na_nominaciyu_simvolika.docx45.35 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                 Пояснительная записка.

                                                                                                   Начинается родина с памяти.

                                                                                                       С почитания истоков своих,

                                                                              С герба, гимна, Российского знамени,

                                                                                                  С уваженья заветов святых.

                   (Ромашина М.Ф.)

        Методическая разработка по внеклассной работе по предмету история в целях патриотического воспитания представленного в номинации: программы и методические материалы в области патриотического воспитания.

        Название работы: Символы России – историкокультурологический анализ.

        Цели методической разработки: формирования у обучающихся представлении о символах России, их исторической преемственности.

        Задачи: 1)Ознакомить обучающихся с историей развития символов России;

                        2)Воспитывать уважительное отношение к символике государства;

                        3)Стимулировать исследовательскую активность обучающихся.

       Область применения:  а) Внеклассные мероприятия по предмету (исторические декадники);

                                                    б) Тематические классные часы, в частности день народного единства, 4 ноября;

                                                    в) В классах профильного обучения с углубленным обучением истории и обществознания;

        Формы и методы реализации:

    1)Может быть направлена на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников, интересующихся историей символики своего государства

    2)Творческие методы обучения, активная деятельность школьников, связанная с анализом и оценкой символики прошлого и настоящего;

    3)Классные часы, викторины;

        Возрастная группа обучающихся: 9-11 классы.

        Ожидаемые результаты: приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям через изучение символики своего государства; освоение опыта прошлого и достижения настоящего; заинтересованность обучающихся изучаемым предметом; развитие чувства патриотизма и уважения к стране, ее истории; рост исследовательской активности обучающихся.

       

                                          Содержательная часть.

       Темы занятий:

    1. Символы древней Руси.
    2. Символы Московской Руси.
    3. Символы Российской империи.
    4. Символы Советской России.
    5. Символы современной России.
    6. Творческий конкурс: Защита символов эпохи (по выбору обучающихся).

      Тема №1. Символы древней Руси.

      Задачи занятия:

    1. Ознакомить обучающихся с историей символов древней Руси.
    2. Стимулировать исследовательскую активность обучающихся.

       Наглядные пособия:

    1. Изображения русских народных богатырей, символов древне славянской мифологии: жар-птицы, льва, лебедя, медведя, берёзы, дуба, вербы; образ Георгия Победоносца, образы князей: Александр Невский, Ярослав Мудрый, Юрий Долгорукий и др.

        Вводное слово учителя:

    Символ – одно из ключевых понятий гуманитарных и социальных наук. Символы играют важную роль во всем многообразии проявления человеческой культуры – в идеологии и религии, политике и праве, литературе и музыке, рекламе и торговле. Каждый человек должен иметь ясное и чёткое представление о том, что такое символ, каково его место и роль в культуре и обществе; уважать символы не только своего народа и культуры, но и символы представителей других религий и культур.

       Вопросы для беседы:

    1. Как вы думаете, почему главным мифологическим героем русских народных сказок выступает Иван – царевич?

    Пояснение учителя: Его деяния – образец достижения наивысшего успеха универсальность этого образа в том, что он “Иван” то есть любой человек, пройдя через самые невероятные испытания, достигает заветной цели. По сути, этот образ входит в современную массовую культуру о русских героях совершивших подвиги.

    1. Какие животные и звери играли важную роль в символическом мире древнеславянской мифологии?

    Пояснение учителя: это Жар – птица, сокол, волк, белый лебедь, рыба, медведь, т.е. животные, обладающие чудесными свойствами. Особое место занимали растительные символы: берёза, верба, дуб. Они известны из русских сказок, пословиц, встречаются в барельефах древнерусских храмов, в декоре домов. Берёза до сих пор служит главным растительным символом России, русской природы. Ветер, дорога, поля – тоже символы, в этом наборе закрепляются представления о бескрайних просторах родной земли.

    1. Что вам известно об образе Георгия Победоносца?

    Пояснение учителя: Георгий Победоносец один из самых популярных христианских воинов, великомучеников на Руси. Святого Георгия не просто почитали на Руси, это почитание стало неотъемлемой частью всей русской культуры. Примечательно, что в иконописной традиции в изображении сцены борьбы Святого Георгия со змием нет апофеоза победы. Русская душа как бы находится в извечной схватке добра и зла и исход этой борьбы не предрешён.

    1. Чем прославились князья Александр Невский, Ярослав Мудрый, Юрий Долгорукий?

    Пояснение учителя: Образ князя играл весомую роль в средне вековом сознании, т.к. князья славились ратными подвигами, мудрыми речами и поступками.

        В древнерусском сознании подвиг и жертва неразделимы. Обращение к древним фольклорно – литературным и изобразительным памятникам помогает выявить осевую черту самосознания – идею духовной и физической мощи русского народа.

       Задание по теме: Подготовить творческую презентацию об основных символах Древней Руси.

       

        Вопросы по теме:

    1. В чем заключается смысл сказочных повествований об Иване?
    2. Что прославляет образ Георгия Победоносца?
    3. Почему образ князя играл весомую роль в сознании народа? (объясните на конкретном примере)
    4. В чём заключается осевая черта национального самосознания?
    5. Какие идеи отображали древнерусские символы?

         Тема №2. Символы Московской Руси.

         Задачи занятия:

    1. Ознакомить обучающихся с историей символов московской Руси
    2. Стимулировать исследовательскую активность обучающихся

         Наглядные пособия:

    1. Изображение царского венцы “Шапка Мономаха”, изображения скипетра и державы; изображение архитектурных сооружений – ансамбль московского кремля, храм Василия Блаженного, иконы          Ф. Грека, А. Рублёвы и др. Изображение двуглавого орла увенчанного двумя цесарскими венцами; тезис “Москва – третий Рим”.

          Вводное слово учителя.

    В период создания и укрепления московского государства (14-16 века) огромную роль в плане проповеди идеи о единстве государства сыграли символы. Прежде всего, это словесные символы: “Москва, Московское царство, домострой”. Символическое звучание приобрёл новый государственный герб Московского царства, который представил Иван 3 в 1472 году.

          Вопросы для беседы:

    1. Что значит государственный герб?

    Пояснение учителя: государственный герб это законодательно утверждённая, геральдически оформленная эмблема государства, символизирующая его в официальных ситуациях и на международной арене. Государственный герб – это внешний признак суверенитета и международного признания. На Руси государственный герб утвердился после свержения Монголо-татарского ига в 1480 году и принятие Иваном 3 титула “Государь Всея Руси”, а также провозглашения Москвы “Третьим Римом” преемницей Византии. Иван 3 женатый на Византийской царевне Софье Палеолог, для повышения своего авторитета в отношения с иностранными государствами принимает родовой герб византийских царей – двуглавого орла.

         Задание: сопоставьте два герба, найдите сходства и отличия. Предлагается рассмотреть и сравнить герб царя московского Ивана 3 1472 года и герб царя Самодержца московского Ивана 3 1480 года.

        Обобщение учителя (после ответов обучающихся):

    1472 год – изображение двуглавого орла увенчанного двумя цесарскими венцами, на груди орла – щит с изображением иконы Георгия Победоносца;

    1480 год – московский царь становится самодержцем: в лапах орла появляются меч и православный крест. Таким образом, русские цари выбирают в качестве главного символа двуглавого орла, чтобы наглядным образом подчеркнуть преемственность своей власти от самих императоров Рима и Византии. Н. Карамзин одним из первых обратил внимание на печать великого князя московского Ивана 3 1497 года отметив, что символика русского государственного герба ведёт начало от нёё. Хотя имеются основания, что печать данного типа скрепляла грамоты и ранее 1497 года, время ёё появления вряд ли стоит относить слишком далеко от этой даты. Официально принято считать, что российский герб родился в 1497 году. В 1897 году в России отмечалось его 400 – летие.

    1. Что означает тезис – “Москва Третий Рим”?

    Пояснение учителя: Игумен Филофей писал Василию 3, что существующие прежде два мировых центра христианства – Рим и Византия пали из-за отхода от “Истинного христианства”. Тезис должен был обосновать мировое значение русского государства, послужить укреплению православного христианства и возвышению церкви.

         Вопрос: что ознаменовали строительство кремля в 14-16 веках?

    Пояснение учителя: идею величия и силы единого русского государства.

         

         Вопрос: Какая идея воплотилась в иконе “Троица” А. Рублева?

    Пояснение учителя: гуманистическая идея объединения и согласия всех людей, всех народов под лучами света истинной веры.

         Вопрос: Почему был силён в русском сознании символ царя – батюшки?

    Пояснение учителя: Иван 4 сформулировал принцип, по которому подданные были даны ему в “работу” самим богом. Формировался смысл служения: царя служит богу, а поданные царю. В “Домострое” говорилось: “Как земного царю правдою служишь и боишься его, так же научишься небесного царя бояться”. Отсюда огромная роль символа царя батюшки.

         Задание: сравните гербы Ивана Грозного 1548-1574, 1576-1584, 1574-1576 годов.

         Обобщение учителя:

    Когда Иван 4 короновался на царство, орёл весьма существенно преобразился, олицетворяя всю эпоху царствования Ивана Грозного (1548-1574, 1576-1584). Но в правление Ивана Грозного был период, когда он отрёкся от царства и удалился в монастырь, передав трон Касимовскому С.Б. (1574-1576), а фактически боярам. Возвращение И. Грозного к власти вызвало появление нового орла, главы которого увенчала одна общая корона, а на груди орла вместо иконы святого Георгия Победоносца появилось изображение единорога. Однако этот герб был Грозным быстро отменён.

        Задание: подготовить сравнение гербов царя Фёдора Ивановича (1584-1587) и Бориса Годунова (1587-1605), презентацией.

        Общий вывод по теме: В российском сознании государство рассматривалось, как большая семья. Отсюда вытекало понимание общенародного единства. Идеал, воплощённые  понятии “Москва – третий Рим” нашёл новое выражение в “Русской идеи” об особой миссии русского народа во всемирной истории.

        Вопросы по теме:

    1. Какую дату принято считать официальным рождение российского государственного герба?
    2. Что такое государственный герб?
    3. Как изменилась в дальнейшем идея “Москва – третий Рим”?
    4. Кто из царей сформулировал идею: царь служит богу, а поданные царю?
    5. Какие словесные и визуальные символы распространяли в массовом сознании идеи о единстве славянского государства в 14-16 веках?

       Тема №3. Символы Российской империи.

       Задачи занятия:

    1. Ознакомить обучающихся с символами Российской империи (18 – начло 20 веков)
    2. Стимулировать исследовательскую активность обучающихся

       Рассказ учителя:

    Для строительства новой России, могучего государства с новыми культурными идеалами, Петру 1 потребовалось создать новую знаково-символическую систему культуры он вводит новый образец русского официального флага (бело-сине-красный триколор), переносит столицу государства, создаёт новые образцы военных мундиров. В 1705 году издана книга “Эмблемы и символы”. Пётр 1 привнёс изменения в образ русского царя, он сам стал символом, разделяющим историю России на 2 части. В 1721 году, в связи с принятием Петром 1 титула императора, короны, венчающие орла, были заменены императорскими. В 1727 году всадник, изображаемый в щитке на груде орла, впервые официально был назван святым Георгием Победоносцем. С 1 четверти 18 века цветам двуглавого орла стали коричневый (естественный) или чёрный. Пётр, когда был мальчиком, нарисовал орла для знамени Потешного полка. У этого орла была всего одна лапа, ибо: “Кто только одно сухопутное войско имеет – одну руку имеет, но кто флот имеет – две руки имеет”.

        Задание: опишите государственный герб 1721 года. Какие главные изменения произошли по сравнению с предыдущими гербами.

    В конце 18-19 веков границы государства значительно расширяются, Россия – мощная империя. В 1830 году на поднятых крыльях орла были помещены щитки с 6 титульными гербами: Астраханского, Казанского, Сибирского, Польского, Херсонеса Таврического царств и Великого княжества Финляндского. 31 мая 1857 года Сенат опубликовал Указ с описанием новых гербов и норм их употребления.  

    К началу 20 века оформляется лик России -  “Жандарм Европы”.

    В 19 - начале 20 века популярны и такие символические фигуры, как русская матрёшка, самовар, тройка. Матрёшка – символ материнства, плодородия. Самовар - образ русской жизни на уровне бытовых традиций. Тройка – символ России, характер русского народа.

         Вопросы по теме:

    1. В каком году всадник, изображаемы в щитке на груди орла, впервые официально был назван святым Георгием Победоносцем?
    2. Почему Пётр 1 нарисовал для знамени Потешного полка орла с одной лапой?
    3. Какие 6 титульных гербов располагались на крыльях орла в 1830 году?
    4. Почему были популярны русские матрешки? Что они символизируют?
    5. Какие новые знаки, символы появились при Петре 1?
    6. Как называлась книга, вышедшая в 1705 году посвящённая геральдике?

         Задание:

    Подготовить презентации на темы по выбору:

    1. Новые детали государственного герба в правлении Николая 1
    2. Комплект государственных гербов в правлении Александра 2
    3. Большой государственный герб 1882 года.

       Тема №4. Символы советской России.

        Задачи занятия:

    1. Ознакомить обучающихся с символами советской России
    2. Стимулировать исследовательскую активность обучающихся

         Наглядные пособия:

    1. Изображения Государственного Герба СССР, Красной пятиконечной звезды, Государственного флага СССР, Кремля, Мавзолея Ленина, Красной площади

        Музыкальное сопровождение:

    1. Государственный гимн “Союз нерушимый республик свободных”

    Музыка А. Александрова, слова С. Михалкова и Г. Эль-Регистана

        Рассказ учителя:

     В первые годы после октябрьской революции молодое правительство объявило “Войну прежним символам, являющимся отражением идеологии монархического режима”. Была организованна специальная комиссия, которой поручалось заняться заменой “Надписей, эмблем, названий улиц, гербов и т.п. новыми, отражающими идеи и чувства революционной и трудовой России”[1]. Была осуществлена смена столиц. В 20-30е годы 20 века происходит концентрация первых советских республик вокруг Москвы. В первое десятилетие советской власти оформляются и получают распространение визуальные и словесные символы (красная гвоздика, буревестник, фигуры молотобойца, солдата-красноармейца, Прометея и др.), призванные выразить идейную суть революционного переворота. Символ пламени воплотил миф о неизбежности гибели в мировом пожарище старого, капиталистического мира и рождения нового, очищенного от прежних грехов. Эмблема трёх язычного пламени – знак пионерского движения, члены которого должны были стать активными строителями коммунистического будущего.

     История государственных символов в СССР – герба, флага и гимна – свидетельствует о принципиальной негативной позиции новой власти по отношению к традициям русской геральдики с момента утверждения на территории России советской власти серп и молот стали главной государственной эмблемой. Государственный Герб СССР представлял собой серп и молот на земном шаре, изображённом в лучах солнца и обрамленном колосьями, с надписью на языках 15 союзных республик “Пролетарии всех стран соединяйтесь!”, на верху герба – пятиконечная звезда. Солнце – означает источник жизни. Эмблема восходящего солнца на гербе СССР воплощала идею прогрессивного развития государства, олицетворяла “Животворные силы социализма”        

     Пшеничные колосья в сочетании с символом солнца означали мирный труд под солнцем свободы. Красная звезда – эмблема международной солидарности трудящихся, считалась одним из главных символов советского государства. Красная пятиконечная звезда как эмблема Красной Армии была закреплена в 1918-1946 годах; а затем стала называться эмблемой Советских Вооруженных Сил, ёё изображение до сих пор используется в качестве одного из главных символов Вооруженных Сил РФ.

     Государственный флаг СССР представлял собой красное прямоугольное полотнище с изображением золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды обрамлено золотой каймой. Красный цвет – знак героической борьбы советского народа.

     Государственным символом был гимн “Интернационал” до 1944 года; когда был заменён гимном “Союз нерушимый республик свободных” на музыку   А. Александрова, слова С. Михалкова и Г. Эль-Регистана.

     Политическая символика играла важную роль в иерархии символов советской России.

     Вождь – генеральный секретарь ЦК КПСС, лидер советского народа;

     Кремль – символ высшего руководства СССР до 1989 года (партии и правительства);

     Мавзолей Ленина – историко-идеологический символ СССР;

     Красная площадь – символ центра страны;

     Спасская башня – символ столицы Москвы

     Символы выполняли функцию социализации, приобщения людей к определённым идеалам, ценностям, нормам. Историко-культурно реконструкция позволила выявить образы и символы, возникшие в разные исторические периоды отечественной цивилизации.

      Это богатырь, Иван - дурак, Иван – царевич, берёза и др. (культура и эпоха Древней Руси); Царь, православные святые, икона, Московский Кремль, храм Василия Блаженного и др. (культура и эпоха Московского царства); Чёрный двуглавый орёл, фигуры Петра 1, Екатерины 2, Тройка и др. (культура и эпоха российской империи); буревестник, красная гвоздика, фигура партийного вождя, мавзолей, серп и молот и др. (культура СССР). Эти символы продолжают существовать в современной российской культуре, претерпевая некоторые идейносмысловые трансформации. Современная российская культура восприняла символический арсенал предыдущих культурных эпох.

                                                               ТЕСТЫ:

    1. Соотнесите название символов и их значение:

    Символы                                                                Значения

    А. Солнце                         1. Древняя эмблема плодородия, животворящей силы

    Б. Колос                            2. Источник жизни, жизненная сила

    В. Красная звезда         3. Символ рабочего класса

    Г. Серп                              4. Союз трудящихся 5 континентов

    Д. Молот                          5. Символ жатвы, урожая.

    Ответы: А-2; Б-1; В-4; Г-5; Д-3.

    1. Соотнесите даты и события:

    А. 1918-1946 гг.                       1. Гимн “Союз нерушимый республик народных”

    Б. 1941-1945 гг.                       2. Положение о государственном флаге СССР

    В. 1955 г.                                  3. Закрепление эмблемы Красной звезды

    Г. 1944 г.                                   как эмблемы Красной Армии

                                                       4.Песня “Священная война” – музыкальная                        

                                                       эмблема ВОВ

    Ответы: А-3; Б-4; В-2; Г-1.

    1. Верны ли утверждения?

    А. Мавзолей Ленина – историко-идеологический символ СССР (да)

    Б. В советской культуре важную роль играли фигуры космонавтов, ученых, писателей, которые рассматривались как социальные символы просвещения, научных достижений и прогресса (да)

    В. Художественная символика СССР имела слабые значения в политической пропаганде (нет, были созданы яркие символы: образ Штирлица, Чапаева и т.д.)  

    1. Какую роль выполняли символы?

    Ответ: роль социализации, приобщения людей к определённым идеалам, ценностям.

    1. Чем можно объяснить долговечность символов?

      Ответ: их архетипическими основами (например, богатырь – выражение архетипа отца, персонификация родины в образе царицы – олицетворение архетипа матери).

      Задание: подготовить презентацию одного из символов СССР по выбору. Эссе на тему: Роль идеалов в солидарности, дружбы, взаимопомощи в советской идеологии.

      Тема №5. Символы современной России:

      Задача занятия:

    1. Ознакомить обучающихся с символами современной России.
    2. Стимулировать исследовательскую активность обучающихся.

       Рассказ учителя:

     Главную роль в поддержании стабильности символической системы российского общества призвана выполнять государственная символика. После распада СССР, обретения Россией независимости со всей остротой встал вопрос о символах, способных стать олицетворением ёё идеалов и принципов. 11    декабря  1993  года   Президент   подписал Указ                          “О государственном флаге РФ” и утвердил “Положение о Государственном флаге”.

     Государственный флаг предстаёт как восстановление исторического бело-сине-красного флага, “овеянного славой многих поколений россиян”.

     “Белый цвет символизирует чистоту помыслов, добродетель, населяющих Россию народов. Синий цвет символизирует вечность и постоянство России. Красный цвет символизирует мужество, храбрость, доблесть защитников Отечества”[2]. Судьбоносным событием стало принятие в декабре 2000 года ряда законопроектов о государственной символике РФ. Обсуждение проектов законов о государственном гербе, флаге, гимне вызвала острую полемику в российском обществе в большей степени это вызвано неоднозначным отношением разных политических слоев к предложенному Президентом В.В. Путиным гимну России, музыкальной основой которого является мелодия гимна СССР А.В. Александрова, а поэтической основой – слова прежнего советского гимна, только откорректированные С.В. Михалковым. Это свидетельствует о том, что наше общество находится в сложном поиске символов, которые могли бы в идейно смысловом плане консолидировать народ. Новый российский гимн был принят специальным указом Президента от 30 декабря 2000 года и прозвучал в ночь на начало нового 2001 года; нового тысячелетия.

     Звучит фрагмент гимна.

     Согласно сформировавшейся концепции государственной символики, Россия – наследница и правопреемница, с одной стороны СССР, с другой стороны – до революционной России (двуглавый орел и трехцветный флаг – это то лучшее, что Россия заимствует у прошлых эпох). В качестве основополагающего символа современной России может выступать образ витязя, стоящего у камня на распутье, перед добрым молодцем открываются разные перспективы, одной из которых является либерализм. Пытается Витязь сделать выбор между “альтернативами” каменного указателя: “налево пойдешь – голову потеряешь” (возврат к тоталитаризму), “направо – счастливым будешь” (либерально – демократическая перспектива). “Особенность либерализма в то, что именно в свободе личности, обеспеченной собственностью и правовыми гарантиями, он находит способ преодоления хаоса и варварства”[3]. Понятие и категории, традиционно ассоциируемые с либерализмом (идея самоценности индивида; равенства возможностей, идеал частной собственности принципы свободного рынка, система разделения властей, всеобщее избирательное право) постепенно укореняются в массовом сознании россиян.

     Об этом свидетельствует появление определенных символов – это “Президент”, “Парламентарий”, “Правозащитник”, “Бизнесмен”, “Фермер” и другие.

     С 1990 годов особую роль в популяризации новых символов принадлежит рекламе. Посредством рекламы вводятся символы служащие выражениям понятий и ценностей потребительского общества (материальные выгоды, легкой наживы, корысти). С 90 годов 20 века Россия переживает период смены символических систем культуры – создаётся постсоветская символическая система, в которой находят выражение понятия, нормы и ценности, отражающие и одновременно формирующие современную духовную реальность.

     В эпоху всеобще глобализации всех сфер жизнедеятельности важно сохранить те высокие духовно нравственные принципы и устои, которые отечественная культура создавала и транслировала на протяжении многих веков.

        Вопросы для дискуссии (можно провести работу по группам, определив каждой свой круг вопросов):

    1. Какие символы наиболее полно выражают идеи и ценности русской культуры? Обоснуйте свой ответ.
    2. Способен ли россиянин принять либеральный порядок и самостоятельно, без государственной опеки, противостоять беспорядкам и социальному разложению?
    3. Какие символы на ваш взгляд могут консолидировать народ?
    4. Согласны ли вы с тем, что в нынешней культуре сосуществуют несовместимые ценностные ориентации – коллективизм и индивидуализм, антизападнические настроения и стремления к интеграции в западную цивилизацию?
    5. В чем выражается нестабильный характер символической системы?
    6. Как вы думаете, возможна ли реставрация монархии в России? Почему?
    7. Какие символы могут стать основой для формирования постсоветской культурно символической системы.
    8. Актуально ли утверждение, что общественное сознание россиян это государственный коллективизм, “Мы” вместо “Я”, что и определяет современное общественное развитие.

       Список литературы:

    1. Иванов В.В., Топоров В.Н. Иван – царевич. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М.: Эллис – Лак, 1995.
    2. Кара – Мурза А.А. Либерализм против хаоса. Полис. – 1994 №3.
    3. Михайлов Г.И. Символы России и В.С. – М., 2001
    4. Соболев Н.А. Очерки истории Российской символики. М., 2006.
    5. Соколов В.А. Символика государственного флага РФ. Проект. М., 2000.
    6. Хорошевский А.Ю. Сто знаменитых символов советской эпохи. М., 2006.
    7. Сервер национального института герба и флага. http://www.geraldika.ru
    8. Гербы и флаги http://www.geraldika.ru
    9. Данные из Интернет энциклопедии Википедия. www.wikipedia.ru
    10.  Презентация прилагается.

    Муниципальное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №93”.

           Городской этап Всероссийского конкурса “Овеянные славою флаг наш и герб”

                                         

                                         Номинация: Методические разработки  

    Название работы: Символы России – историко-культурологический анализ

                                         Автор: Рыбчинская Елена Виталиевна

                                 Место работы: МОУ “СОШ №93”

    Должность: учитель истории и обществознания

                                       

                                                           

                                         


    [1] Декреты Советской власти. Том 2. М., 1959. С.96.

    [2] Соколов В.А. Символика государственного флага Российской Федерации. Проект. М., 2000, С. 26.

    [3] Кара-Мурза А.А. Либерализм против хаоса. Полис. 1994. №3. С.119.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка военно-тематической игры "Служу России"

    Военно-тематическая игра «Служу России» рассчитана на юношей 16-18 лет, что соответствует возрасту учащихся старших классов или обучающихся учреждений НПО, СПО. Желательно, чтобы в игре п...

    Методическая разработка урока "Развитие парламентаризма в России"

    Урок посвящён истории парламентаризма в нашей стране....

    Методическая разработка "Рабочая программа по истории России 6 класс"

    Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина "История России с древнейших времен до конца XVI века". М. Дрофа, 2011г....

    Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)

    Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...

    «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

    Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»

    Федеральное государственное образовательное учреждениесреднего профессионального образования« Омский колледж торговли, экономики и сервиса»...

    Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.

    Методичекая разработка  включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала),  презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....