Рабочая программа история древнего мира 5 кл.
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Цыппо Марина Александровна

Подробная пояснительная записка, а так же календарно-тематическое планирование с указанием УМК, темами зачетов, метод.литературой и ссылками на сайты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_5kl._tematich.plan_.docx80.42 КБ

Предварительный просмотр:


Рабочая программа

по  История Древнего мира ( 5 класс)

Пояснительная записка

     Рабочая программа по истории  для 5 класса разработана на основе регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Ульяновской области реализующих программы общего образования, разработанного на основе Федерального базисного учебного плана утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г №1312, с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008г №241, Приказом Министерства образования и науки от 30.08.2010 №889, Приказом Министерства образования и науки от 03.06.2011г №1994, Приказом Министерства образования и науки РФ от31.01.2012г №69, приказа Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012г №74.

-Локальных актов МОУ Волостниковская ООШ:

1.Устав МОУ Волостниковская ООШ

2.Положение о триместровой системе организации образовательного процесса Приказ №47/4 от 25.08.2008г

3.Приказ о переходе на триместровую систему организации образовательного процесса Приказ №48 от 30.08.2008г

-авторской программы Л.А.Соколова 5-9кл.М, Просвещение,2007г.

Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.

Изучение древней истории основывается на цивилизационном подходе к историческому процессу, особое внимание акцентируется на тесной взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер. Основой системы понятий являются: «первобытное общество» и «цивилизация» (в двух значениях – «ступень развития» и «культурная общность»).

Цели курса:

• осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ;

• показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

• охарактеризовать становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика моральные нормы, религиозные верования);

• раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.

Формировать у ученика терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Задачи курса:

Формировать историческое мышление:

• дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ;

• чем отличается Древний мир от мира современного.

В результате изучения истории ученик 5 класса должен

знать/понимать

• основные этапы и ключевые события истории Древнего мира с древности до первых веков нашей эры;

выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

• изученные виды исторических источников;

уметь

• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;

• объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми разных культур, национальной и религиозной принадлежности.

Умения:

• пересказать   текст   учебника   воспроизвести   информацию,   раскрыть содержание иллюстрации;

• сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходства и различия;

• умение спорить и отстаивать свои взгляды;

• умение оперировать историческими датами;

• умение читать карту;

• умение анализировать исторические источники.

Данное тематическое планирование рассчитано на 68 учебных часов. Тематическое планирование опирается на стандарт основного общего образования по истории и Федеральную примерную программу по истории.

КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ЗАЛОЖЕННЫЕ В ПРОГРАММЕ

ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА

I. Хронологические навыки

1 Называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;

2 Составлять хронологические и синхронистические таблицы;

3 Характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий;

II. Знание фактов:

1 Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

III. Работа с источниками:

1 Читать историческую карту с опорой на легенду;

2 Использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории;

3 Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источников.

4 Высказывать суждения о назначении, ценности источника;

5 Характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;

6 Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

IV. Работа с терминами и понятиями:

1 Объяснять смысл, значение исторических терминов и понятий;

V. Работа с персоналиями:

1 Излагать оценки событий и личностей, приводимых в учебной литературе;

2 Аргументировать своё отношение к наиболее значительным личностям в истории.

Распределение учебного материала

№ п/п

Название темы

Содержание темы

Кол-во часов

1

Введение в историю древнего мира.

1

2

Жизнь первобытных людей.

Древние люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати. Счёт лет в истории.

6

3

Древний Восток.

Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы  и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство царя Давида и Соломона. Ассирийская держава. Персидская держава «Царя царей». Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая.

18

4

Древняя Греция.

Греки и Критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Иллиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних греков. Земледельцы Аттики  теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу. В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. В афинских школах и гимназиях. В театре Диониса. Афинская демократия при Перикле. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток. В Александрии Египетской.

21

5

Древний Рим.

Древнейший Рим. Завоевание Римом Италии. Устройство Римской Республики. Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всём Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие цезаря. Установление империи. Соседи Римской Империи. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их ученики. Расцвет империи во 2-м веке. «Вечный город» и его жители. Римская Империя при Константине. Взятие Рима варварами. Падение Западной Римской Империи. Семь чудес света.

22

Зачеты проводятся по следующим темам:

Зачет №1 «Цивилизация Древнего Востока»;

Зачет №2 «Зарождение древних цивилизаций»;

Зачет №3. «Классический период истории Древней Греции »;

Зачет №4. «Рим- сильнейшая держава Средиземноморья»;

Учебно-методический комплект для обучающегося:

  1. Учебник Вигасин А.А. «История Древнего мира». 5 кл, М., «Просвещение»,
  2. Годер Г.И. и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение»,
  3. Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК
  4. К.В.Волкова КИМы по истории.М,Вако,2010

Методическая литература:

  1. Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М., «Просвещение»,
  2. А.Т.Степанищев.История в таблицах 5-11кл.,М.,Дрофа,»2004
  3. К.В.Волкова КИМы по истории древнего мира,М., ВАКО,2010
  4. О.В.Волобуев,А.С.Шестаков «История Древнего мира  в художественно-исторических образах».М.,Просвещение
  5. Л.А.Румянцева «Детская Энциклопедия».РОСМЭН,1996
  6. СД-диск.Мультимедиа-энциклопедия, Кирилл и Мефодий,2007
  7. А.Ишимова.Расказы по истории России. «История государства Российского от его возникновения до времен Петра I».М,ООО «АСТ»,2004
  8. С.В.Парецкова,И.И.Варакина. История 5-9кл.»Повторительно-обобщающие уроки в нетрадиционных формах».Волгоград,Учитель,2007
  9. К.А.Кулагина «Сто игр по истории».М.,Просвещение,1983
  10. Э.В.Уткина. «Школьные олимпиады по истории 5-9класс,М,Айрис-пресс,2007

11.СД-диск.Мультимедиа-энциклопедия,Кирилл и Мефодий,2007

  12. СД-диск.История России,КЛИО_СОФТ,2 части

  13.СД-диск. Россия на рубеже третьего тысячелетия.

  14.СД-диск.Энциклопедия истории России 862-1917гг.

Список карт:

1 Первобытный строй на территории нашей страны.

2 Египет и Передняя Азия в древности.

3 Походы Александра Македонского.

4 Римская империя

5 Падение Западной Римской империи

6Древний Восток:Индия,Китай

7.Первобытнообщиный строй на территории нашей страны. Древнейшие государстваЗакавказья,Средней Азии и северного Причерноморья.

Атласы по истории древнего мира.

Интернет ресурсы:

  1. http://www.hrono.ru – исторический портал
  2. http://www.museum.ru/museum/1812/index.html - интернет-проект, посвященный Отечественной войне 1812 года
  3. http://www.borodino.ru - сайт Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника
  4. http://www.hist.msu.ru/ER/index.html - библиотека электронных ресурсов исторического МГУ им. М.В. Ломоносова
  5. http://www.narovol.narod.ru - виртуальный музей «Народной воли», в том числе архив мемуарной и художественной литературы
  6. http://www.russianway.rchgi.spb.ru – информационно-аналитический портал «Энциклопедия русского самосознания»
  7. http://militera.lib.ru- библиотека военно-исторической литературы.

КАЛЕНДАРНО  - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс (68 часов).

Тема урока

Кол-во часов

Тип  урока

Элементы

содержания

Требования

к уровню   подготовки

учащихся

Вид

контроля,

измерители

Домаш-

нее

задание

Дата проведения

план

факт

1

Введение в историю древнего мира

   1

Вводный урок

Знакомство с курсом «История Древнего мира». Анализ учебного пособия

Знание терминов. Почему изучают историю

Анализ учебного пособия

рисунки о родном

крае

РАЗДЕЛ 1. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (6 часов).

2

Древние люди

   1

Урок изучения

нового

материала

Предки человека. Расселение древ нейшего человече ства.

Рассказать о расселении древней шего человека. Описать портрет древ нейшего человека.

Задание на объяс нение смысла терми нов. Задание на описание жизни первобыт ного человека.

§ 1, рабочая

тетрадь

3

Родовые общины охотников и собирателей

   1

Комбинированный урок.

Влияние природ ных условий на жизнь первобытных людей. Занятия и орудия труда.

Объяснить, чем зани мается, какими орудия ми труда пользовался.

Задание на описание жизни первобытного человека. Задание на описа ние орудия труда.

§ 2, рабочая

тетрадь

4

Возникновение искусства и религиозных верований

   1

Комбинированный урок.

Возникновение ис кусства и религи озных верований

Объяснить причину появления верований, религий. Рассказать о возникно вении первобытного ис кусства

Объяснение причин возникновения первобытного ис кусства.

§ 3

5

Возникновение земледелия и скотоводства

   1

Комбинированный урок.

Соседская община. Переход от соби рательства на зем леделие и ското водство.

Развитие ремесла. Обмен произве денными продук тами.

Сравнить родовую об щину и соседскую общи ну.

Рассказать о жизни семей земледельца или скотовода

Подготовить сравнитель ную таблицу «Родовая и соседская община».

§ 4состав-

ление кроссвордов

6

Появление неравенства и знати. Появление

бюрократии и кор-

рупция в древнем

Египте.

   1

Комбинированный урок.

Зарождение нера венства и знати

Сравнить родовую об щину и соседскую общи ну. Какие изменения произошли. Объяснить  возникновение неравенства

Составление кроссвордов

§ 5, раб.

тетрадь

7

Счёт лет в истории

   1

Комбинированный урок.

Летоисчисление. Наше время, время до нашей Эры. Ход событий в истории.

Объяснить смысл исторических понятий урока. Устанавливать после довательность развития орудий труда и за нятий древнего человека.

Составить генеалогическую таблицу своей семьи. Узнать что означает ваше имя.

стр.28-30

раб.тетрадь

РАЗДЕЛ 2.Древний Восток (18 часов).

8

Государство на берегах Нила

   1

Комбинированный урок.

Древний Египет: географическое местоположение и природные усло вия, население.

Объяснить смысл терминов. Показывать на карте положение Древнего Египта.

Задание на работу с картой.

§6, сделать макет

египетской

пирамиды

9

Как жили земледельцы  и ремесленники в Египте

   1

Комбинированный урок.

Труд, быт и жили ще ремесленников и земледельцев.

Объяснить назначение предметов быта и труда. Описать условия жизни и основные занятия древних египтян

Составить рассказ-описание: «Жизнь и быт Фараона, жреца, земледельца, раба».

§7

10

Жизнь египетского вельможи

   1

Комбинированный урок.

Неравенство в Древнем Египте. Рабы и их роль в хозяйственной жизни, жизнь египет ского царского вельможи;

Описать условия жизни и основные занятия египетских вельмож.

Составить рассказ-описание: «Жизнь и быт  египетского вельможи

§8 схема

управления

в древнем

Египте

11

Военные походы фараонов

   1

Комбинированный урок.

Возникновение и управление госу дарством в Древ нем Египте:

а) фараон -повелитель Егип та;

б) военные похо ды фараонов.

Нарисовать характерные черты политического строя.

Работа с докумен тами. Определение дли тельности существования Древнего Египта.

§9, вопросы

карта

12

Религия древних египтян

   1

Комбинированный урок.

Религия древних

египтян.

Выделить основные черты, присущие груп пам населения.

Рассказ о мифах и религии египтян.

§10

13

Искусство Древнего Египта

   1

Комбинированный урок.

Культура Древнего Египта:

а) храмы и пира миды;

б) искусства;

Объяснить назначение пирамид, гробниц, ста туй, храмов

Подготовить сообщения об искусстве Древнего Египта.

§11 раб.

тетрадь

14

Письменность и знания древних египтян

   1

Комбинированный урок.

Письменность и научные позна ния; древнеегипет ская школа.

Рассказать о письменности древнего Египта, о   древнеегипет ской школе.

Подготовить сообщения об искусстве Древнего Египта

§12,документ

15

Зачет №1 «Цивилизация Древнего Востока».

   1

Урок обобщения и закрепления знаний

Знать все понятия.

Уметь определять необходимый ответ из ряда предложенных.

Тестирование, решение кроссвордов, диктант (терминов)

16

Древнее Двуречье

   1

Урок изучения

нового

материала

Древнее Двуречье:

а) местоположе ние, природные условия, климат;

б)население и его занятия;

в) мифы и боги.

Называть и показывать расположение Древне восточных государств на карте. Показывать передви жения войск на карте.

Установление хронологической последовательности развития стран. Ориентирование на географической карте. Составление таб лиц на сравнение: а) жизни и занятий людей стран Западной Азии;

§13, рабоч.

тетрадь

17

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

   1

Комбинированный урок.

Древний Вавилон:

а) Хаммурапи и его законы;

б) научные знания и литература

Уметь работать с исто рическими документа ми.

Объяснять: цели, моти вы, результаты законов Хаммурапи

Работа с документами, рисунок столба Хаммурапи в собственном представлении

§14,документ

18

Финикийские мореплаватели.

   1

Комбинированный урок.

Восточное Средиземноморье

а) Финикия и Па лестина. Населе ние и его заня тия;

б) ремесла, тор говля;

в)религия.

Сравнить религии египтян и жителей За падной Азии. Выделять общее и осо бенное в образе жизни и занятий жителей Древнего Египта и Западной Азии

Составление таб лиц на сравнение письменности в Древнем Египте, Междуречье и Финикии

§15,карта

19

Древнееврейское царство царя Давида и Соломона

   1

Комбинированный урок.

Древнееврейское царство царя Давида и Соломона. Мифы.

Сравнивать культуру Передней Азии и Древ него Египта. Определять хронологи ческие рамки

Установление хро нологической последовательности развития стран. Ориентирование на географической карте.

§16-17,

раб.

тетрадь

20

Ассирийская держава

   1

Комбинированный урок.

Ассирийская дер жава:

а) местоположе ние;

б) военное искус ство;

в)ассирийское искусство, биб лиотеки

Сравнивать культуру Передней Азии и Древ него Египта. Определять хронологи ческие рамки

Описание памятников культу ры

§18,карта,

иллюстрации

21

Персидская держава «Царя царей».

   1

Комбинированный урок.

Персидская дер жава «Царя Ца рей».

Культура народов Западной Азии в древности:

а) письменность;

б) мифы;

в) Библия, храмы

Называть хронологиче ские рамки существования Древневосточных  государств

Составление таб лиц на сравнение жизни и занятий людей стран Западной Азии;

§19,карта

документ

22

Природа и люди Древней Индии

   1

Урок изучения

нового

материала

Древняя Индия:

а) природные ус ловия;

б) занятия насе ления;

Называть хронологиче ские рамки существова ния Древней Индии. Соотносить периоды существования Древней Индии и Древнего Китая. Показывать по карте, рассказывать об особен ностях природных усло вий Индии.

Задание на опреде ление деятельности существования Древней Индии. Задание на работу с картой.

Задание на подго товку рассказа об особенностях при родных условий Ин дии

§20, карта,

рабо.тетрадь

23

Индийские касты.

Древнеиндийский

трактат о коррупции.

   1

Комбинированный урок.

Древняя Индия:

а) религиозные верования, ле генды, сказания;

б) касты.

Называть касты и цвета которые им характерны,описывать условия и образ жизни, занятия людей Древней Индии

Задание составить схему индийские касты

§21, миф

24

Чему учил китайский мудрец Конфуций

   1

Урок изучения

нового

материала

Религиозно фило софские учения, Конфуций.

 

Называть хронологиче ские рамки существова ния Древнего Китая. Показывать по карте, рассказывать об особен ностях природных усло вий Китая. Описывать условия и образ жизни, занятия людей Древнего Китая. Составлять описание китайских храмов. По единичным истори ческим фактам опреде лять значение.

Задание на анализ фактов, явлений. Задание на сравне ние политического устройства Индии и Китая.

Задание на выявле ние общего и осо бенного в религиоз ных верованиях Ин дии и Китая

§22, карта,

раб. тетрадь

25

Первый властелин единого Китая

   1

Комбинированный урок.

Древний Китай:

а) природные ус ловия;

б) занятия насе ления;

в) Империя Цинь. Император и подданные.

Называть существенные черты политического устройства Ки тая. Выделять характерные черты положения основ ных групп населения.

Задание на выбор из предложенных имен правителей Китая.

§23,документ

Раздел 3. Древняя Греция (21 час).

26

Греки и Критяне

   1

Урок изучения

нового

материала

Природные усло вия Древней Гре ции.

Население и его занятия.

Древнейшее госу дарство Крит. Ми кены.

Рассказывать о при родных условиях Древ ней Греции и их влия нии на жизнь людей. Рассказывать о насе лении Древней Греции и его занятиях. Показывать, как в мифах Древней Греции рассказывалось об устройстве мифа и истории общества, о греческих богах. Соотносить миф о возникновении государства на острове Крит с реальными событиями.

Задание на описа ние природных ус ловий Древней Гре ции и показ влияния этих условий на жизнь людей. Задание на характеристику занятий населения Древней Греции.

§24, карта,

миф

27

Микены и Троя

   1

Комбинированный урок.

Древнейшие госу дарства Ми кены и Троя. Троянская война.

Объяснять появление Троянского Царства. Излагать миф о причинах Троянской войны

Задание на рассказ о древнегреческих государствах: Микенах и Трое. Используя мифы, характеризовать политическое устройство Микенского государства

§25, раб.

тетрадь

28

Поэма Гомера «Илиада»

   1

Урок изучения

нового

материала

Изучение героев поэмы. Сказания о богах и героях

Знать основные понятия, мифологию, изучить фрески

Задание на анализ «Илиада», определение реального и мифического в жизни героев

§26

29

Поэма Гомера «Одиссея»

   1

Комбинированный урок.

Изучение героев поэмы

«Одиссея» Гомера в поэмах и в реальной жизни

Задание на анализ «Одиссеи», определение реального и мифического в жизни героев

§27

30

Религия древних греков

   1

Комбинированный урок.

Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах

Рассказывать о религии древних греков

Задание на объяснение сути религии древних греков

§28, иллюстра-

ции, миф

31

Земледельцы Аттики  теряют землю и свободу

   1

Комбинированный урок.

Местоположение и природные условия Аттики. Демос и знать.

Объяснить, как образо вывались греческие полисы. Объяснить причины де ления полисов по роду занятий на торгово-ремесленные и сельскохозяйственные.

Задание на выбор дат из предложен ных.

§29, законы Дракота,

раб.

тетрадь

32

Зарождение демократии в Афинах

   1

Комбинированный урок.

Развитие ремесла и земледелия Афин. Развитие демократии

Рассказать об Афинах как смешанном полисе: торгово-ремесленном и сельскохозяйствен ном.

Характеризовать поли тическую власть в Афи нах VIII-VII вв. до н.э.

Задание на уста новление последо вательности собы тий.

§30, законы Солона,

раб.

тетрадь

33

Древняя Спарта

   1

Урок изучения

нового

материала

Реформы Солона, Спарта - военный лагерь.  Свободные рабы.

Раскрывать суть реформ Солона, показывать изменения, произошедшие в результате реформ. Рассказать о Спарте, характеризовать ее государственное устройство

Задание на поиск информации о занятиях спартанцев, на определение по единичным фактам общего явления демократия, реформы, войны

§31, раб.

тетрадь,

иллюстра-

ции

34

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.

   1

Комбинированный урок.

Греко – персидские войны, греческие колонии

Раскрывать причины греко – персидских войн. Рассказывать о наиболее крупных сражениях и их последствиях

Задание на определение участников греко – персидских войн

§32, карта,

документ,

раб.тетрадь

35

Олимпийские игры в древности

   1

Комбинированный урок.

Олимпийские игры - общегреческие празднества. Виды состязаний. Награды победителям.

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя

Задания с развёрнутым ответом

§33, миф

36

Зачет №2 «Зарождение древних цивилизаций».

   1

Урок обобщения и закрепления знаний

Произвести проверку знаний по главе  «Зарождение древних цивилизаций».

Тестирование по теме «Зарождение древних цивилизаций».

37

Победа греков над персами в Марафонской битве

   1

Урок изучения

нового

материала

Марафонская битва.

Объяснить, показать на карте ход битвы, его участников. Раскрывать причины битвы

Работа с картой. Задание на длительность события греко-персидские войны.

§34, доку-

мент

38

Нашествие персидских войск на Элладу

   1

Комбинированный урок.

Греко-персидские

войны.

Рассказывать о наибо лее крупных сражениях и их последствиях.

Раскрывать причины греко-персидских войн

Работа с картой. Задание на дли тельность события греко-персидские войны.

Задание на опре деление участников греко-персидских войн.

§35,карта,

раб.тетрадь

39

В гаванях афинского порта Пирей

   1

Комбинированный урок.

В гаванях афинского порта Пирей. Афинский морской союз. Военные и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения. Использование труда рабов.

Находить различия в жизни населения Афин ского полиса: граждан, переселенцев, рабов Описывать город Афи ны.

Задание на объяс нение назначения памятников архитектуры.

§36,вопр.,

иллюстра-

ции

40

В городе богини Афины. В афинских школах и гимназиях.

   1

Комбинированный урок.

Состав населения Афинского полиса. Город Афины. Ар хитектура Афин. В афинских школах и гимназиях. Образование афи нян:

а)начальная

школа;

б) гимназии;

в) взгляды древ них ученых.

Находить различия в жизни населения Афин ского полиса: граждан, переселенцев, рабов Описывать город Афи ны.

Определять положение женщин в Афинах. Описывать и выявлять особенности архитекту ры в храмах. Находить общее и осо бенное в быту и обра зовании афинян и спар танцев.

Сочинение о жизни афинян. Сравнительная таблица образова ния в Афинах и Спарте.

Составить рассказ об участниках демократического управления. Составление кросс ворда "Архитектура и образование"

§37-38, раб.

тетрадь

41

В театре Диониса

   1

Комбинированный урок.

Возникновение те атра: трагедия и комедия

Рассказать о театре, отличие комедии и тра гедии в Древней Гре ции.

Работа с учебником. Обсуждение.

§39,рисунок

42

Афинская демократия при Перикле

   1

Комбинированный урок.

Афинская демо кратия при Перикле. Народное соб рание. Друзья и соратники Перикла. Реформы Солона.

Характеризовать и вы являть черты, присущие афинской демократии

Задание на опре деление по единич ным фактам общего явления демокра тия, реформы, войны.

§40,доку-

мент

43

Города Эллады подчиняются Македонии

   1

Урок изучения

нового

материала

Возвышение Маке донии. Македон ское войско. Междоусобные войны. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Потеря Грецией независимости. Приход к власти Александра

Объяснить причины возникновения маке донского царства. Характеризовать внут реннюю жизнь Македо нии.

Описывать состояние македонской армии. Объяснять причины по тери Грецией незави симости

Задание на выбор дат из предложен ных.

.

§41,раб.

тетрадь

44

Поход Александра Македонского на Восток

   1

Комбинированный урок.

Поход Александра Македонского на Восток. Потеря Грецией независи мости. Держава Александра Маке донского и ее рас пад.

Описывать состояние македонской армии. Рассказывать о наибо лее крупных сражениях и их последствиях.

Задание на работу с картой: показы вать последовательность форми рования державы Александра Маке донского

§42, карта

45

В Александрии Египетской

   1

Комбинированный урок.

Распад державы Александра Македонского. Александрийский порт. Александрийский музей. Греческие учёные

Пересказывать текст учебника; уметь читать историческую карту.

Задания с развёрнутым ответом.

§43,зада-

ния к разделу

46

Зачет №3. «Классический период истории Древней Греции ».

   1

Урок обобщения и закрепления знаний

Знать все понятия.

Уметь определять необходимый ответ из ряда предложенных.

Тестирование, решение кроссвордов, диктант (терминов)

Раздел №4. Древний Рим (22 часа).

47

Древнейший Рим

   1

Урок изучения

нового

материала

Природа и населе нии Древней Италии. Религиозные веро вания. Местоположение и природные условия Италии. Управление Древнейшим Римом. Ликвидация царской власти.

Описывать условия жизни древних латинян. Объяснять влияния природных условий на образ жизни и заня тия жителей Древней Италии.

Излагать легенду об основании Рима, соотносить содержание ле генды с реальными на учными знаниями об основании Рима. Используя легенду, определять, какое управление было в Ри ме при Ромуле. Описывать по карте территорию, которую занимал Древний Рим.

Описание природных ус ловий в Италии. Задание на соотне сение природных условий с занятия ми древних римлян. Задание на опре деление по содер жанию легенды. системы управле ния при Ромуле. Задание на соотне сение легенды с научными знаниями об основании Рима. Задание на пере числение первых царей Рима.

§44,леген-

да,карта,

раб.тетр.

48

Завоевание Римом Италии

   1

Комбинированный урок.

Занятия и положе ния жителей. Патриции и плебеи. Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией.

Называть дату основа ния Рима и превраще ние его в крупный го род. Устанавливать длительность этого процесса.

Задание на уста новление длитель ности превращения Рима из маленького городка в крупный столичный город.

§45,вопр.

49

Устройство Римской Республики

   1

Комбинированный урок.

Возникновение республики. Управление Рим ской республикой. Уравнение в правах патрициев и плебеев. Выборы консулов и принятие законов. Сенат и его функции. Римское войско.

 

Провести анализ фак тов и определить по ним события. Сравнивать управление в древнейшем Риме и молодой Римской рес публике.

Задание на соотно шение дат древнейшего Рима и Римской республики. Задание на анализ фактов и определение по ним события.

§46,сравни

тельная

таблица

50

Вторая война Рима с Карфагеном

   1

Комбинированный урок.

Римское войско. Войны Рима с Карфагеном. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Битва при Каннах. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Характеризовать войско римлян и галльских племен. Объяснить причины во ин Рима с народами Италии. Рассказывать об основ ных сражениях римлян с Пирром. Характеризовать войны Рима с Карфагеном: причины, ход, последствия.

Задание на описание войска римлян, галлов, карфагенян

§47,карта,

вопросы

51

Установление господства Рима во всём Средиземноморье.

Римское право

о коррупции.

   1

Комбинированный урок.

Установление гос подства Рима во всем Средизем номорье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена.

Установление власти Рима над всем Среди земноморьем.

Задание на описание войн Римской республики.

§48, карта,

раб.тетр.

52

Рабство в Древнем Риме

   1

Комбинированный урок.

Рабство в Древнем Риме.

Гражданские войны. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Гладиаторские игры. Римские учёные о рабах.

Объяснить причины и последствия граждан ских войн в Риме.

Задании на описание своего отношения к царю Пирру, полководцу Ганни балу.

§49, доку-

мент

53

Земельный закон братьев Гракхов

   1

Комбинированный урок.

Земельный закон братьев Гракхов. Разорение земледельцев и его причины. Земельный закон братьев Гракхов. Гибель братьев.

Рассказывать суть зе мельного закона братьев Гракхов.

Задании на описание своего отношения к трибунам: Гаю и Тиберию Гракхам

§50,даты,

раб.тетр.

54

Восстание Спартака

   1

Комбинированный урок.

Восстание Спартака. Восстание рабов. Победы Спартака. Армия восставших и их походы. Поражение восстания и его причины.

Описывать восстание рабов в Риме: причины, армия Спартака, ход восстания, результаты

Работа с картой. Задание на длительность события.

§52,

карта,

раб.тетр.

55

Единовластие Цезаря

   1

Комбинированный урок.

Кризис управления. Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наёмную. Возвышение Цезаря. Захват Цезарем власти. Гибель Цезаря.

Рассказывать о диктатуре Цезаря, объяснять суть диктатуры Цезаря. Падение диктатуры Цезаря.

Задание на сравнение управления в древнейшем Риме и Римской республике

§52,вопр.

раб.тетр.

56

Установление империи

   1

Комбинированный урок.

Установ

ление империи в Риме. Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Единовластие Октавиана Августа.

Суть диктатуры Цезаря. Падение диктатуры Цезаря.

Задание на определение участников установления империи.

§53,доку-

мент,

вопросы

57

Зачет №4. «Рим- сильнейшая держава Средиземноморья».

   1

Урок обобщения и закрепления знаний

Знать все понятия.

Уметь определять необходимый ответ из ряда предложенных.

Тестирование, решение кроссвордов, диктант (терминов)

58

Соседи Римской Империи

   1

Урок изучения

нового

материала

Территория империи. Парфянское царство. Германцы. Предки славянских народов.

Уметь читать историческую карту.

Задания с развёрнутым ответом.

§54,иллю-

страции,

вопросы

59

В Риме при императоре Нероне

   1

Комбинированный урок.

В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их ученики.

Рассказывать о зарож дении христианства. Рассказывать о труде и досуге римлян. Описывать основные архитектурные соору жения и скульптурные памятники. Давать характеристику римским императорам: Октавиан, Нерон, Траян.

Задание на описа ние условий и об раза жизни римлян и их соседей. Задание на выявление характерных черт управления Римской империи.

§55,раб.

тетрадь

60

Первые христиане и их ученики

   1

Комбинированный урок.

Первые христиане и их ученики. Возникновение христианства. Рассказы о жизни и учении Иисуса. Моральные нормы. Гонения на христиан.

Пересказывать текст учебника;

делать выводы.

Объяснить смысл появления христиан ства в Риме.

§56, переписать

десять

заповедей

христиан

61

Расцвет империи во 2-м веке

   1

Комбинированный урок.

Расцвет Римской империи во II в Культурное наследие Древнего Рима.

Перечислять основные литературные произве дения Древнего Рима. Рассказывать о развитии ораторского искусства в Риме.

Рассказывать о развитии наук в Древнем Риме

Задание на описание архитектурных сооружений и скульптурных па мятников.

Объяснять причины развития ораторского искусства.

§57,вопр.

раб.тетр.

62

«Вечный город» и его жители

   1

Комбинированный урок.

Архитектура и скульптура Древне го Рима. Римская литература. Развитие наук

Пересказывать текст учебника;

делать выводы.

Задание на рассказ о науках в Древнем Риме

§58,раб.

тетрадь

63

Римская Империя при Константине

   1

Комбинированный урок.

Вторжения варваров. Император Константин. Признание христианства. Константинополь

Давать характеристику римскому императору Константину. Сравнивать исторические явления; делать выводы.

Задание на пере числение основных литературных произ ведений и изложений краткого их содер жания.

§59,

документ

64

Взятие Рима варварами

   1

Комбинированный урок.

Территория Римской империи. Со седи Римской им перии. Управление Римской империей. Распространение христианства. Разделение Рим ской империи на западную и вос точную.

Императорская власть. Описывать жизнь соседей Римской империи.. Рассказывать о борьбе римлян с варварами. Объяснять причины рас пада Римской империи на западную и восточную.

Задание на уста новление последо вательности собы тий в Римской империи. Задание на перечисление событий, обстоятельств и участников важ нейших событий в Римской империи.

§60,карта

65

Падение Западной Римской Империи

   1

Комбинированный урок.

Падение Римской западной империи.

Разделение империи. Восстания в провинциях. Вторжение готов в Галлию. Взятие Рима готами. Падение Западной Римской империи.

Уметь читать историческую карту; оперировать датами; делать выводы.

§60,даты,

раб.

тетрадь

66

Семь чудес света

   1

Урок изучения

нового

материала

Участие граждан в управлении государством. Семь чудес света.

Сравнивать исторические явления; делать выводы.

Зачет по теме.

учебник

с.282-284

67

Повторительно-обобщающий урок «Этапы развития Римской цивилизации».

   1

Урок обобщения и закрепления знаний

Знать основные положения пройденных разделов. Уметь:

- анализировать, делать вы воды, отвечать на вопросы;

- высказывать собственную точку зрения или обосновы вать известные;

- работать с текстом учебни ка,  выделять главное,  ис пользовать ранее изученный материал для решения по знавательных задач

Понятийный диктант. Решение познавательных задач. Тестовые задания

Повторение

основных дат и терминов

68

Итоговое повторение «Становление человеческой цивилизации в Древнем мире»

   2

Урок обобщения и закрепления знаний

Повторение всего изученного материала.

Полные развёрнутые ответы, Фронтальный опрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "История древнего мира" 5 класс

рабочая программа для 5 класса к учебнику "История древнего мира" А.А Вигасин, Г. Годер расчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю....

Рабочая программа История Древнего мира 5 класс 2012-2013 учебный год

Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс) включает в себя: пояснительную записку; содержание рабочей программы; требования к уровню подготовки учащихся 5 класса;планируемые результаты освое...

Рабочая программа История Древнего мира

Программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004г., Примерной программы основного общего образования по истории/ МО...

Рабочая программа. "История Древнего мира" 5 класс.

Рабочая программа по курсу "История Древнего мира" составлена на основе авторской программы для 5-х классов. Авторы: А.А.Вигасин, Г.И.Годер....

Рабочая программа. История Древнего мира. 5 класс

Данная рабочая программа курса «история Древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих предмет в первом концентре исторического образования, составлена...

Рабочая программа.История Древнего Мира. 5 класс.

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по истории,Сайт  http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3838...

Рабочая программа. История Древнего мира. 5 класс

По учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годер...