Главные вкладки

    Конспект урока в 5 классе на тему: «В театре Диониса».
    план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

    Казакова Евгения Николаевна

    В конспекте для проведения урока истории в 5 классе на тему: «В театре Диониса» описаны  не только возникновение театра, его устройство, жанры, авторы комедий и трагедий, но и  приведены исторические задачи, игровые моменты, которые могут быть использованы учителем  на уроке.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Казакова Евгения Николаевна

    учитель истории и обществознания

    ГБОУ СОШ «Школа здоровья» № 404  г. Москвы

    Конспект урока  в 5  классе,

    на тему:  «В театре Диониса».

    Цель урока: познакомить учащихся с развитием греческого театра.

    Задачи:

    1. Образовательная:

    -Познакомить с происхождением театра, его устройством.

    - Познакомить с игрой актеров.

    - Знакомство с жанрами: комедией и трагедией.

    - Знакомство с драматургами: Софокл и Аристофан,  их произведениями.

    2. Развивающая.

    Продолжить формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, составлять связный рассказ, умения решать проблемные задания, умение сравнивать с современностью.

    3. Воспитательная :

    Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения  к тем людям, которые

    создали шедевры мировой культуры.

    Учебное оборудование :

    1. Иллюстрации по теме « Греческий театр»
    2. Слайды: «Театр Древней Греции».

                Ход урока.

    1. Организационный момент.(1мин.)

    Проверка готовности учащихся к уроку, объявления темы урока, задач на урок: продолжим знакомство с культурой древних греков.

    1. Проверка домашнего задания .(10мин.)

     По параграфу 38: В Афинских школах и гимнасиях.

    Фронтальная беседа по вопросам:

    Задание в рабочей тетради №38.

    - кого греки называли педагогами?

    - Кого называют педагогами в наши дни?

    - Где учились дети в Греции? (в школах, в палестрах)

    - Кто мог обучаться в афинских школах? (сыновья афинских граждан)

    - Чему обучались мальчики в школах?

    (Обучались читать, писать, считать, рисовать, учили  наизусть  стихи, поэмы  Гомера,  играли на музыкальных инструментах,  пели  хором – искусство хорового пения)  

    - Афиняне были убеждены, что без музыки нельзя стать настоящим человеком. Как вы считаете, они правы?  (музыка сопровождала греков в течение всей жизни: тренировались спортсмены, шли в бой, музыка звучала на праздниках и в театре.)

    - Что использовали для письма? (дощечки с воском, стиль, папирус.)

    - Где продолжали обучение мальчики после 12 лет? (в палестре.)

    - Чему учили мальчиков в палестрах? ( занимались гимнастикой,  спортом: бегом, прыжками, метанием диска и копья, борьбой. Считалось, что гимнастика  придает телу стройность, гибкость, поможет стать храбрым.)

    - Где взрослые греки проводили свое свободное время? (в гимнасиях)

    Мальчики после 16 до 18 лет, а с 18 лет 2 года проходили военную подготовку. В 20 лет становились полноправными гражданами.

    - Что такое гимнасии и чему там обучались?  Гимнасии- школы для взрослых.

    Самые известные в Афинах – Ликей (отсюда слова «лицей») и Академия. Там выступали ученые, учились красноречию.

    - В чем различие между обучением афинских и спартанских мальчиков?

    В какой школе вы хотели бы учиться: в афинской или спартанской?

    - Греки гордились тем, что среди них не было неграмотных! Что этому способствовало? (простота овладения алфавитом)

    - У кого заимствовали греки алфавит? (у финикийцев.)

    - В чем разница? ( добавили гласные)

        - Рассказывают, что один богач подарил своему ленивому сыну 24                  маленьких раба. Их имена начинались на все буквы алфавита. Зачем отец это        сделал? (хотел помочь сыну обучиться грамоте.)

    - Греческий ученый Протагор утверждал, что сыновья богатых идут в школу раньше всех. И позже всех перестают ее посещать. Предположите, почему мальчики из бедных семей учились недолго (за учебу надо было платить, хотя плата в Афинах была небольшой, сыновья бедняков рано начинали сами работать.)

    - Сравните обучение в современной школе и в афинской. Что тебе нравится, а что нет? Почему?

    Расскажите, чему учили девочек в Афинах? ( Девочек воспитывали дома родители:   читать, писать, занимались музыкой, рукоделием, ткачеством, обучались домоводству.)

    1. Изучение нового материала.(20мин.)

    Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, как возник театр в Греции.

        Работа  по  слайдам:

    1слайд:         План.

    1. Возникновение театра.
    2. В древнегреческом театре.
    3. Трагедия.
    4. Комедия.

       

         2 слайд:         Задание на урок:

    Что общего между современным и древнегреческим театрами?

       

         3 слайд:         Возникновение театра.

    Слово «театр»- в переводе с греческого - «зрелище» («место для зрелищ») Возник на основе религиозных праздников в четь бога Диониса (покровителя виноделия.)

    Праздники проводились дважды в год. Главный из них – великие Дионисии, был в марте.

    Праздники проводились так:

    1 часть – Официальная: представление Диониса, мифы о нем. Пел хор, приветствуя Бога, надевая козлиные шкуры.  - Называется «песнь козлов» -  Трагедия.

    2 часть. – Карнавальное веселье. (или «веселое шествие») от сл. Комос - комедия.

    Пели народные песни, злые, сатирические, злободневные, непристойные.

    4 слайд: В 6 в. до н.э. ( больше 2500 лет назад) был введен  сценарий –так появились 1 спектакли.

    Появляются авторы – люди, которые писали пьесы для театра – драматурги.

    (сначала для трагедий, для хора, позже – для комедий.)

    Строятся специальные площадки для выступлений – театры.

    5слайд: Все посетители театра делились на 2 группы:

    1. почетные гости – посещение театра было бесплатным.
    2. Обычные зрители. Покупали билеты: особые  жетоны.

    6 слайд. В древнегреческом театре:

        Здания строились под открытом небом,  на холме, чтобы скамьи для зрителей поднимались вверх и с любого места было бы хорошо видно сцену.

       7 слайд: Здание состояло   из 3-х частей: Рабочая тетрадь. Задание №40.

    1.Места для зрителей (под №3) делились на  секции. Под № 4- проходы между секциями.

    2.Орхестра ( под №2)- круглая площадка, на которой выступали актеры и хор. (отсюда слово «оркестр»)

    3. Скене – постройка, к стене которой прикрепляли декорации ( отсюда слово «сцена»)

    8 слайд: Актерская маска. В представлении участвовали три актера и хор. Актерами были только мужчины, игравшие и роли женщин. Меняя маски, один артист мог исполнять несколько ролей. Раскрашенные маски с большим, открытым ртом, который усиливай голос. Маски были разные: людей веселых ( для комедий) и грустных ( для трагедий) старых и молодых.

    9 слайд: Хор на сцене. Хор по ходу действия объяснял происходящие события. Например, никогда нельзя было показывать убийство, о нем рассказывал именно хор. Кроме того, хор подводил итоги пьесы. Пьесы  были 2-х видов- трагедии и комедии.

    10 слайд.: Трагедия – «песнь козлов» в которых действовали герои мифов, изображались их подвиги, страдания и часто гибель.

    Софокл – знаменитый автор трагедий. Трагедия «Антигона»- прочит. С 7-8 уч.

    11 слайд: Костюм актера - обувь на толстой подошве. Зачем? (чтобы казаться выше ростом, чтобы с последних рядов лучше было видно.)

    12слайд: Эпизод из спектакля Антигона.

    13 слайд: Комедия. – веселое шествие - комос - веселые и  насмешливые представления, где действовали современники зрителей, а порой наряду с ними и герои мифов. Один из знаменитых авторов комедий – Аристофан - комедия «Птицы» п.4 уч. (Геракл изображен толстяком и обжорой) Аристофан был противником войны и несколько комедий посвятил  защите мира.

    1. Работа над задачами:

    Вывод: Театральные представления наряду с Олимпийскими играми, были любимыми зрелищами эллинов. Театр греки называли « школой для  взрослых».

    - Почему? (Театр воспитывал в эллинах лучшие человеческие чувства.)  

    -Аристофан писал о роли театра в жизни эллинов: «как наставники учат мальчишек уму, так людей уже взрослых - поэты»

    - Подумайте, прав ли был Аристофан. Если да, то чему мог учить древнегреческий театр? (поступок Антигоны  давал зрителям пример мужества, выполнения долга вопреки воле власть имущих) Трагедии призывали любить и оберегать Отечество (Эсхил « Персы») Комедии высмеивали жуликов и проходимцев, обманщиков, клеветников, доносчиков (Аристофан – «Птицы».)

    Задание в рабочей тетради №41.

    В театрах Древней Греции представления начинались в 7 часов утра и  продолжались до захода солнца: ставили подряд несколько спектаклей.

    - Чем объяснить, что театральные постановки не устраивались вечером, как это принято сейчас? (В древности не было хорошего искусственного освещения и массовые зрелища можно было проводить только при свете дня.)

    В течение 3-х дней представления следовали одно за другим. Авторы пьес, актеры и хор состязались между собой. По окончании Великих Дионисий судьи, избранные публикой, называли имена победителей.

    1. Закрепление изученного:

    Проверим, как вы запомнили некоторые сведения и слова по теме: (хором добавляйте слова)

     На холмах и среди склонов

    Сотни местных и гостей.

    Театр прославленной  Эллады

    Состоял из трех частей.

     

    Для удобства посетителей

    Лесенкою вниз – места для зрителей.

    Для хора и актеров – специальное место,

    Это площадка зовется - Орхестра.

    То дворец, то берег моря

    Нарисован на стене-

    Театральная постройка называется - скене.

    Прошло немало зим и лет,

    А перед нами греческий билет –

    Небольшие с буквами пластины

    Из свинца иль обожженной глины.

    Мелькают маски и костюмы,

    Волнуют публику картины.

    Все роли в греческом театре

    Играли только лишь – мужчины.

    Немного горя, слез и стона

    В трагедии Софокла  «Антигона»

    Заставит всех повеселиться

    Комедия Аристофана «Птицы»

    Для умных и не очень,

    Низких и рослых.

    Театр в то время

    Был школой для взрослых.

    - Что общего между современным и древнегреческим театрами?

    - В чем отличие греческого театра от театра наших дней?

    Задача. Театр вмещал едва ли не весь город.

    Почти в каждом греческом городе, включая колонии, был свой театр, а иногда и несколько ( в области Аттика, например, существовало больше десяти театров.) Каждый из древних театров вмещал по нескольку тысяч зрителей. Например , афинский театр Диониса имел около 17 тыс. мест.

    Задумаемся над этими числами – нет ли тут противоречия: жителей в греческих городах было намного меньше, чем в современных, а театры были больших размеров, чем в наши дни.

    - Чем это можно объяснить?

    (театр был любимым зрелищем в Древней  Греции, все жители стремились попасть на праздник Диониса. Но эти празднества устраивались не ежедневно, а лишь несколько раз в году.)

    6.Подведение итогов:   - Что общего между современным и древнегреческим театрами?

    - В чем отличие греческого театра от театра наших дней?

    - Что в современный театр пришло из древнегреческого?

    Решение  кроссворда.

    7. Домашнее задание. Параграф №39 п.4 пересказ, в. №5, задания в рабочей тетради №40, №41.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ УРОКА 5КЛАСС "МОСКВА! КАК МНОГО В ЭТОМ ЗВУКЕ..."

    КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ - КОНКУРСНАЯ РАБОТА, ПОСВЯЩЁННАЯ 200 ЛЕТИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812 ГОДА "МОСКВА! КАК МНОГО В ЭТОМ ЗВУКЕ" ...

    План - конспект урока истории по теме "Древнее Двуречье" - 5класс

    План - конспект урока истории по теме "Древнее Двуречье" - 5класс. Учебник - История Древнего мира. 5 класс.Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С...

    Конспект урока и презентация по теме "В театре Диониса"

    План урока разработан с учетом программного содержания и возраста учеников, по теме разработана красочная презентация . Проведению предшествует работа учащихся в группах с целью изготовления мас...

    Конспект урока и презентация по теме "В театре Диониса"

    План урока разработан с учетом программного содержания и возраста учеников, по теме разработана красочная презентация . Проведению предшествует работа учащихся в группах с целью изготовления мас...

    Башкирский язык .План -конспект урока. 5класс

    План-конспект по  Башкирскому языку (государственному) для 5класса....

    Методическая разработка план конспект по истории 5 класс "В театре Диониса"

    В данной методической разработке представлен урок истории в 5 классе, с его целями и задачами и с поэтапным и подробным планированием.Главными целями урока являются:Образовательная:-Познакомить ...

    Конспект урока 5класс.Внутренние воды. Реки

    Урок проводился в 5 классе. Форма проведения - урок загадка....