Конспект урока в 5 классе на тему: «В театре Диониса».
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Казакова Евгения Николаевна

В конспекте для проведения урока истории в 5 классе на тему: «В театре Диониса» описаны  не только возникновение театра, его устройство, жанры, авторы комедий и трагедий, но и  приведены исторические задачи, игровые моменты, которые могут быть использованы учителем  на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казакова Евгения Николаевна

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ «Школа здоровья» № 404  г. Москвы

Конспект урока  в 5  классе,

на тему:  «В театре Диониса».

Цель урока: познакомить учащихся с развитием греческого театра.

Задачи:

1. Образовательная:

-Познакомить с происхождением театра, его устройством.

- Познакомить с игрой актеров.

- Знакомство с жанрами: комедией и трагедией.

- Знакомство с драматургами: Софокл и Аристофан,  их произведениями.

2. Развивающая.

Продолжить формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, составлять связный рассказ, умения решать проблемные задания, умение сравнивать с современностью.

3. Воспитательная :

Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения  к тем людям, которые

создали шедевры мировой культуры.

Учебное оборудование :

  1. Иллюстрации по теме « Греческий театр»
  2. Слайды: «Театр Древней Греции».

            Ход урока.

  1. Организационный момент.(1мин.)

Проверка готовности учащихся к уроку, объявления темы урока, задач на урок: продолжим знакомство с культурой древних греков.

  1. Проверка домашнего задания .(10мин.)

 По параграфу 38: В Афинских школах и гимнасиях.

Фронтальная беседа по вопросам:

Задание в рабочей тетради №38.

- кого греки называли педагогами?

- Кого называют педагогами в наши дни?

- Где учились дети в Греции? (в школах, в палестрах)

- Кто мог обучаться в афинских школах? (сыновья афинских граждан)

- Чему обучались мальчики в школах?

(Обучались читать, писать, считать, рисовать, учили  наизусть  стихи, поэмы  Гомера,  играли на музыкальных инструментах,  пели  хором – искусство хорового пения)  

- Афиняне были убеждены, что без музыки нельзя стать настоящим человеком. Как вы считаете, они правы?  (музыка сопровождала греков в течение всей жизни: тренировались спортсмены, шли в бой, музыка звучала на праздниках и в театре.)

- Что использовали для письма? (дощечки с воском, стиль, папирус.)

- Где продолжали обучение мальчики после 12 лет? (в палестре.)

- Чему учили мальчиков в палестрах? ( занимались гимнастикой,  спортом: бегом, прыжками, метанием диска и копья, борьбой. Считалось, что гимнастика  придает телу стройность, гибкость, поможет стать храбрым.)

- Где взрослые греки проводили свое свободное время? (в гимнасиях)

Мальчики после 16 до 18 лет, а с 18 лет 2 года проходили военную подготовку. В 20 лет становились полноправными гражданами.

- Что такое гимнасии и чему там обучались?  Гимнасии- школы для взрослых.

Самые известные в Афинах – Ликей (отсюда слова «лицей») и Академия. Там выступали ученые, учились красноречию.

- В чем различие между обучением афинских и спартанских мальчиков?

В какой школе вы хотели бы учиться: в афинской или спартанской?

- Греки гордились тем, что среди них не было неграмотных! Что этому способствовало? (простота овладения алфавитом)

- У кого заимствовали греки алфавит? (у финикийцев.)

- В чем разница? ( добавили гласные)

    - Рассказывают, что один богач подарил своему ленивому сыну 24                  маленьких раба. Их имена начинались на все буквы алфавита. Зачем отец это        сделал? (хотел помочь сыну обучиться грамоте.)

- Греческий ученый Протагор утверждал, что сыновья богатых идут в школу раньше всех. И позже всех перестают ее посещать. Предположите, почему мальчики из бедных семей учились недолго (за учебу надо было платить, хотя плата в Афинах была небольшой, сыновья бедняков рано начинали сами работать.)

- Сравните обучение в современной школе и в афинской. Что тебе нравится, а что нет? Почему?

Расскажите, чему учили девочек в Афинах? ( Девочек воспитывали дома родители:   читать, писать, занимались музыкой, рукоделием, ткачеством, обучались домоводству.)

  1. Изучение нового материала.(20мин.)

Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, как возник театр в Греции.

    Работа  по  слайдам:

1слайд:         План.

  1. Возникновение театра.
  2. В древнегреческом театре.
  3. Трагедия.
  4. Комедия.

   

     2 слайд:         Задание на урок:

Что общего между современным и древнегреческим театрами?

   

     3 слайд:         Возникновение театра.

Слово «театр»- в переводе с греческого - «зрелище» («место для зрелищ») Возник на основе религиозных праздников в четь бога Диониса (покровителя виноделия.)

Праздники проводились дважды в год. Главный из них – великие Дионисии, был в марте.

Праздники проводились так:

1 часть – Официальная: представление Диониса, мифы о нем. Пел хор, приветствуя Бога, надевая козлиные шкуры.  - Называется «песнь козлов» -  Трагедия.

2 часть. – Карнавальное веселье. (или «веселое шествие») от сл. Комос - комедия.

Пели народные песни, злые, сатирические, злободневные, непристойные.

4 слайд: В 6 в. до н.э. ( больше 2500 лет назад) был введен  сценарий –так появились 1 спектакли.

Появляются авторы – люди, которые писали пьесы для театра – драматурги.

(сначала для трагедий, для хора, позже – для комедий.)

Строятся специальные площадки для выступлений – театры.

5слайд: Все посетители театра делились на 2 группы:

  1. почетные гости – посещение театра было бесплатным.
  2. Обычные зрители. Покупали билеты: особые  жетоны.

6 слайд. В древнегреческом театре:

    Здания строились под открытом небом,  на холме, чтобы скамьи для зрителей поднимались вверх и с любого места было бы хорошо видно сцену.

   7 слайд: Здание состояло   из 3-х частей: Рабочая тетрадь. Задание №40.

1.Места для зрителей (под №3) делились на  секции. Под № 4- проходы между секциями.

2.Орхестра ( под №2)- круглая площадка, на которой выступали актеры и хор. (отсюда слово «оркестр»)

3. Скене – постройка, к стене которой прикрепляли декорации ( отсюда слово «сцена»)

8 слайд: Актерская маска. В представлении участвовали три актера и хор. Актерами были только мужчины, игравшие и роли женщин. Меняя маски, один артист мог исполнять несколько ролей. Раскрашенные маски с большим, открытым ртом, который усиливай голос. Маски были разные: людей веселых ( для комедий) и грустных ( для трагедий) старых и молодых.

9 слайд: Хор на сцене. Хор по ходу действия объяснял происходящие события. Например, никогда нельзя было показывать убийство, о нем рассказывал именно хор. Кроме того, хор подводил итоги пьесы. Пьесы  были 2-х видов- трагедии и комедии.

10 слайд.: Трагедия – «песнь козлов» в которых действовали герои мифов, изображались их подвиги, страдания и часто гибель.

Софокл – знаменитый автор трагедий. Трагедия «Антигона»- прочит. С 7-8 уч.

11 слайд: Костюм актера - обувь на толстой подошве. Зачем? (чтобы казаться выше ростом, чтобы с последних рядов лучше было видно.)

12слайд: Эпизод из спектакля Антигона.

13 слайд: Комедия. – веселое шествие - комос - веселые и  насмешливые представления, где действовали современники зрителей, а порой наряду с ними и герои мифов. Один из знаменитых авторов комедий – Аристофан - комедия «Птицы» п.4 уч. (Геракл изображен толстяком и обжорой) Аристофан был противником войны и несколько комедий посвятил  защите мира.

  1. Работа над задачами:

Вывод: Театральные представления наряду с Олимпийскими играми, были любимыми зрелищами эллинов. Театр греки называли « школой для  взрослых».

- Почему? (Театр воспитывал в эллинах лучшие человеческие чувства.)  

-Аристофан писал о роли театра в жизни эллинов: «как наставники учат мальчишек уму, так людей уже взрослых - поэты»

- Подумайте, прав ли был Аристофан. Если да, то чему мог учить древнегреческий театр? (поступок Антигоны  давал зрителям пример мужества, выполнения долга вопреки воле власть имущих) Трагедии призывали любить и оберегать Отечество (Эсхил « Персы») Комедии высмеивали жуликов и проходимцев, обманщиков, клеветников, доносчиков (Аристофан – «Птицы».)

Задание в рабочей тетради №41.

В театрах Древней Греции представления начинались в 7 часов утра и  продолжались до захода солнца: ставили подряд несколько спектаклей.

- Чем объяснить, что театральные постановки не устраивались вечером, как это принято сейчас? (В древности не было хорошего искусственного освещения и массовые зрелища можно было проводить только при свете дня.)

В течение 3-х дней представления следовали одно за другим. Авторы пьес, актеры и хор состязались между собой. По окончании Великих Дионисий судьи, избранные публикой, называли имена победителей.

  1. Закрепление изученного:

Проверим, как вы запомнили некоторые сведения и слова по теме: (хором добавляйте слова)

 На холмах и среди склонов

Сотни местных и гостей.

Театр прославленной  Эллады

Состоял из трех частей.

 

Для удобства посетителей

Лесенкою вниз – места для зрителей.

Для хора и актеров – специальное место,

Это площадка зовется - Орхестра.

То дворец, то берег моря

Нарисован на стене-

Театральная постройка называется - скене.

Прошло немало зим и лет,

А перед нами греческий билет –

Небольшие с буквами пластины

Из свинца иль обожженной глины.

Мелькают маски и костюмы,

Волнуют публику картины.

Все роли в греческом театре

Играли только лишь – мужчины.

Немного горя, слез и стона

В трагедии Софокла  «Антигона»

Заставит всех повеселиться

Комедия Аристофана «Птицы»

Для умных и не очень,

Низких и рослых.

Театр в то время

Был школой для взрослых.

- Что общего между современным и древнегреческим театрами?

- В чем отличие греческого театра от театра наших дней?

Задача. Театр вмещал едва ли не весь город.

Почти в каждом греческом городе, включая колонии, был свой театр, а иногда и несколько ( в области Аттика, например, существовало больше десяти театров.) Каждый из древних театров вмещал по нескольку тысяч зрителей. Например , афинский театр Диониса имел около 17 тыс. мест.

Задумаемся над этими числами – нет ли тут противоречия: жителей в греческих городах было намного меньше, чем в современных, а театры были больших размеров, чем в наши дни.

- Чем это можно объяснить?

(театр был любимым зрелищем в Древней  Греции, все жители стремились попасть на праздник Диониса. Но эти празднества устраивались не ежедневно, а лишь несколько раз в году.)

6.Подведение итогов:   - Что общего между современным и древнегреческим театрами?

- В чем отличие греческого театра от театра наших дней?

- Что в современный театр пришло из древнегреческого?

Решение  кроссворда.

7. Домашнее задание. Параграф №39 п.4 пересказ, в. №5, задания в рабочей тетради №40, №41.