научная работа по истории "Интегрированные уроки истории"
материал по истории по теме

Новикова Татьяна Валерьевна

работа посвещена изучению альтернативных методов преподавания истории в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tatyana.doc197.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

Для своего исследования нами были выбрана тема интегрированных уроки по истории. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время по проблематике интегрированного  обучения накоплен большой эмпирический материал. Существующая информация об интегрированном обучении требует систематизации и обобщения. Модернизация российского образования ставят в настоящий момент учителей перед проблемой реализации интегрированного подхода в общеобразовательной школе.

 Уроки истории - это гуманитарные уроки. На уроках истории, где происходит обмен опытом между поколениями и культурами, происходит патриотическое воспитание учащихся, достигается свобода в суждениях и ответах. А так как история связана со многими предметами то интеграция уроков истории приобретает особую актуальность.

Цель исследования: изучение интегрированного урока истории.

Объект исследования: уроки истории в общеобразовательной школе.

В настоящее время интегрированное обучение реализуется через интегрированные уроки, которые являются важным средством преодоления недостатков содержания образования, связанных с его многопредметной дифференциацией. Но, необходимо отметить, что широкого распространения в практике они не получили.

Роль истории и интеграция уроков истории с другими предметами в формировании личности школьников рассматривались в трудах В. Белова, М.Т. Студеникина, Е.Е.Вяземского.

Теория и практика интеграции на уроках истории разработаны А.И. Пайгусова, М.К. Енисеевым, Е.М. Калининой, А.А. Абрамовой, В.И. Хлебниковой и другими.  

Модернизация российского образования ставят перед педагогической наукой задачу теоретического обоснования и методологического обеспечения процесса интегрированного обучения.

За последнее время в педагогической науке образовался достаточно обширный массив знаний о теоретических основах и практике интегрированного обучения. В системе педагогической науке нет теории интегрированного обучения как самостоятельного структурного элемента. Возникает вопрос: можно ли идентифицировать имеющиеся в педагогической науке знаний об интеграционных процессах в обучении как теорию интегрированного обучения? Отсюда вытекает задача определения соответствия существующей системы знаний понятию теория.

В структуру теории входят следующие элементы:

  1. Исходные основания, включающие фундаментальные понятия, принципы, законы, постулаты, аксиомы и т.п.;
  2. Идеализированные объекты, представляющие собой абстрактные модели  существующих свойств и связей изучаемых предметов;
  3. Логика теории – совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знаний;
  4. Философские установки и ценностные факторы;
  5. Совокупность законов и утверждение, выдвинутых в качестве следствий  данной  теории в соответствии с конкретными принципами.

Предмет исследования: интегрированные уроки истории.

В процессе работы были поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть теоретико-методологические основы интегрированного урока.
  2.        Рассмотреть практику подготовки и проведения  интегрированного урока.
  3.       Дать рекомендации по проведению интегрированных уроков.

Курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Теория интегрированного обучения в системе педагогической науки.

Разрабатывая уроки истории надо помнить, что их идея может зависеть не только от материала программы и педагогической задачи, стоящей перед учителем, но и временем, когда программный материал усваивается.

Замысел урока призван учитывать современное состояние культурной обстановки в обществе,  сегодняшнее восприятие жизни учащимися, ибо то, что сегодня кажется не интересным учителю историку, почти наверняка будет не актуальным для учеников.

Готовясь к урокам, следует ориентироваться и на самого себя. Лучше если замысел урока будет интересен лично учителю, в следствии его сегодняшнего жизневосприятия. И тогда знакомый уже достаточно «приевшийся» материал будет раскрыт по-новому.  Это свежее прочтение определяет замысел урока и его разработку.

В процессе подготовки урока вырисовываются и другие его компоненты: повторение усвоенного на предыдущих занятиях, закрепление материала в сознании учащихся, характер домашнего задания. В это время происходит подбор материала к конкретной теме, разработка вопросов, постановка проблемных заданий, которые помогут рассмотреть тему с разных точек зрения.

Временами учитель истории стремится отказаться от трафаретных, застывших форм урока, ищет для него разнообразные конфигурации, построения.

Творя замысел урока важно представлять себе его основу, формировать особое учительское чувство -  чувство времени. В зависимости от режима урока учитель подбирает темы, ритм своей речи, дикцию, организует другие средства педагогического воздействия.

Творческая деятельность учителя истории зависит от ряда обстоятельств: от условий в которых он работает, от уровня общего развития класса, от собственных личностных качеств.

Чтобы творческие проявления учащихся носили последовательный и активный характер, учителю необходимо подбирая материал для урока истории и для внеклассной работы, включать работы, которые служат основой для развития конкретных творческих навыков и в то же время отвечать дидактическим задачам общего продвижения учащихся:

-с целью формирования у школьников ассоциативного мышления привлекать аналогичный материал из смежных областей других видов наук.

-умело импровизировать в неожиданной ситуации.

-применять различные виды творческой деятельности на каждом занятии.

Учитель истории учит школьников искусству управления  собственным восприятием в процессе познания истории. Поэтому умение и навыки слушать и слышать информацию не имеет дидактического содержания. Будучи диалектическим единством рационального и эмоционального мышления.

Таким образом, интегрированные уроки предоставляют и учителю, и ученику больше возможности для интеллектуального творчества и овладения сложным материалом, что особенно актуально в период перехода к профильному образованию. Ролью ученика на интегрированном уроке является не воспроизведение и пересказ знаний, почерпнутых из учебника или от учителя, а выработка индивидуального пути освоения и применения этих знаний. К ученику как к участнику процесса предъявляются следующие требования:

  1. Умение находить и обрабатывать информацию, используя различные источники,
  2. Навыки критического рассмотрения и осмысления полученной информации,
  3. Умение  предъявлять  и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию,
  4. Выслушивать и принимать во внимание аргументированные выводы других.
  5. Выступать публично, литературно выражая свои мысли.

Межпредметные связи способствуют формированию личности школьника как субъекта познания и обучения .

 Нам также необходимо уяснить какой урок можно считать интегрированным уроком. К тому же существует также понятие «внутрипредметная интеграция» различие этих понятий в педагогике весьма необходимо, так как они обозначают различные по характеру процессы интеграции.  Рассмотрим определение, данное М.И.Махмутовым: «Такие уроки называются совмещенными или интегрированными: на них осуществляется синтез деятельности двух преподавателей, направленной на взаимосвязь теоретических знаний и практических действий, на формирование целостной системы знаний и необходимых ля осознания операционно-практической деятельности учащихся».

Признак: « синтез деятельности двух преподавателей», не отражает существующей современной практики поведения интегрированных уроков, так как и в настоящее время такие уроки поводятся не только двумя, но и тремя и более преподавателями. Однако, главным недостатком этого признака   является то, что он не может считаться существенным. В определении любого понятия должны быть выявлены только существенные признаки данного процесса и явления. Понятие – это форма  мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементарного класса или класса однородных предметов. Не количество учителей определяет интегрированный характер урока, а синтез разно-предметных знаний, так как интегрированный урок при достаточной подготовке может провести и один преподаватель. Таким образом, в определении интегрированного урока необходимо говорит не о синтезе деятельности двух преподавателей. А о синтезе различных по характеру знаний.

Признаки: слияния процессов усвоения знаний и процесса формирования на их базе практических умений и навыков; материально-техническое. Методологическое обеспечение одновременного усвоения новых знаний и формирование на их базе практических умений и навыков могут относится не только к интегрированному уроку, но и к другим типам урока, следовательно, не являются определяющими.

Таким образом, предлагается следующее определение данного типа урока: интегрированный урок – это урок, на котором осуществляется синтез различных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний.  

Цель интегрированного урока – дать учащимся целостную картину изучаемого процесса  или явления во всем многообразии внутренних и внешних связей. Такое определение интегрированного урока обладает универсальностью применения к различным образовательным системам. Так как оно соответствует требованию закона обратного отношения между объемом и содержанием понятий: чем шире оббьем понятий, тем уже его содержание, и наоборот. Этот закон указывает на то, что «чем меньше информации о предметах, заключенной в понятии, тем шире класс предметов и неопределеннее его состав, и наоборот, чем больше информации о понятии, тем уже  и определеннее круг его предметов, или даже мыслиться один предмет». (6, 30)

Цель – достичь целостного представления об изучаемом (явлении, событии, процессе, которые отражаются в теме, разделе программы и т.п.). Интегрированный урок синтезируя знания, полученные на различных занятиях в единое целое, если урок проводится как обобщающий. Если стоит цель сформировать целостные знания в начале изучения темы или раздел программы (вводно-обобщенные знания), то интегрированный урок проводится как вводный в тему или раздел. Возможно сочетание того и другого подходов одновременно, то есть в начале дать вводно-обзорный урок, а в конце изучения темы или раздела как урок обобщения знаний по пройденному материалу. Последний вариант является наиболее приемлемым, так как он наиболее полно соответствует логике познавательного процесса: от общего к частному, от частного к общему.

Данное определение дает качественную характеристику этого типа урока: синтез разнохарактерных знаний, что является существенным признаком интегрированного урока. Все остальные признаки не являются существенными (синтез деятельности двух преподавателей, слияние процессов усвоения знаний и формирование практических умений и т.п.) и, следовательно, не должны входить в содержание данного определения.

 По-прежнему остается актуальной проблема интеграции изучаемого и известного в процессе обучения. Изучением научных основ и технологии управления процессами интеграции изучаемого и известного занимался М.К.Енисеев. Им опубликовано учебное пособие по данной проблеме и разработан спецкурс для студентов педагогических институтов.

В настоящее время Министерством Образования Российской Федерации Разработаны и рекомендованы программы интегрированных курсов «Художественная Культура древнего мира, средних веков и эпохи Возрождения» для 6-8 классов, «Мировая художественная Культура» для 9-10 классов.  В программе развития образования Чувашской Республики также признается необходимость разработки индивидуальных учебных программ повышенной сложности для детей с опережающим развитием, интегрированных учебных курсов для сельских школьников и других категорий учащихся.

Другим направлением развития тенденций интегратизма в обучении является создание школ интегрированного типа школы-гимназии. Школы-лицеи, школы-колледжи, школы-комплексы и другие.

Важнейшей методической  задачей является определение функций теории интегрированного обучения:

  1. Описательно- объяснительная;
  2. Нормативная, конструирование содержания образования;
  3. Прогностическая, определяющее дальнейшее развитие.

   

Технология проведения интегрированного урока.

Урок главная форма организации обучения и воспитания учащихся в школе. Все экспериментальные попытки найти ему равнозначную замену успеха не имели. Со времени Яна Амоса Коменского урок как форма обучения детей все же не мог не трансформироваться, отражая культурные и педагогические нормы своей эпохи. Сегодня школа стоит на пороге рождения свободного урока, появляющегося как результат личностно ориентированного образования, сотрудничества учителя и ученика.

Одним из видов уроков истории являются уроки межпредметных связей. Интегрированные межпредметные уроки являются одном из эффективных и хорошо себя зарекомендовавших инструментов организации учебного процесса. История является наиболее объединяющим предметом учебной системы. Интегрированные уроки по истории – это попытка. Используя новые методы, доступно, всесторонне и эмоционально рассказать о прошлом человечества. Многие коллеги – предметники обращаются к учителю истории с просьбой рассмотреть тот или иной вопрос в историческом конспекте. Иногда такое объединение вполне оправдано самим учебным материалом, однако не следует забывать, что интегрированного урок сегодня – это новая, пока еще не неосвоенная до конца часть методического и дидактического аппарата учителя.

В принципе межпредметные связи осуществляются практически на всех занятиях. Обществознание, география, химия, математика и т.д.- все они связаны с историей, в первую очередь уже потому, что вошедшие в нее личности были не только политиками и полководцами, они представляли все сферы  жизнедеятельности государства и человека. Кроме того, многим ученым естественных и точных наук не были чужды история, внутренняя и внешняя политика, экономика и т.д. У них имелись труды непосредственно и прямо относящиеся к истории и к политике. Достаточно вспомнить письмо Л.Н.Толстого Николаю Второму «Мерами насилия можно угнетать народ, но нельзя управлять им…», «Заветные мысли» химика Д.И.Менделеева об устройстве России, письмо физиолога И.П.Павлова председателю Комисаров В.М.Молотову о демократии в СССР и т.д.

Предельна близка к истории география. Однако использовать географические знания в преподавании истории надо творчески. К примеру, учащиеся приступили к изучению темы о складывание Древнерусского государства. Учитель предлагает показать на карте путь «из варяг в  греки» или переход Олега из Новгорода в Киев. Учащийся, вышедший к карте, непременно столкнется с «географической» проблемой: между Новгородом и Киевом не было единой водной артерии, а в Киев все переплавлялись на ладьях. Возникает вопрос. Разбор этого вопроса приводит учащихся и к лучшему знанию географии,  к выявлению пока неизвестного им способа передвижения целого войска (купеческой экспедиции) «от одной воды до другой воды» посредствам волока ( волок – « место наибольшего сближения двух судоходных рек, по которому в старину перетаскивали суда и грузы из одной речной системы в другую»).

Близка к истории астрономия. Хорошо известно, как еще в древности люди ориентировались по звездам, как относились к солнечным затмениям. Невозможно обойти астрономию, например, рассказывая о путешествии Афанасия Никитина в Индию и т.д.

В современных условиях связь истории с астрономией актуализировалась еще больше. Причиной тому стала попытка ряда математиков создать новую хронологию мировой и отечественной истории, в том числе на основе пересмотра астрономических данных о солнечных затмениях, приливах и отливах…      

 «Литература и история - близнецы-братья» - так можно перефразировать стихи В.В.Маяковского. К примеру «Слово о полку Игореве», «Бородино» М.Ю.Лермонтова, «Полтава» А.С.Пушкина, «Воина и мир» Н.Н.Толстого, десятки и сотни других литературных произведений являются близкими для исторических дисциплин.

Прекрасно вливаются в рассказ учителя истории стихи. К примеру, можно долго объяснять, как красив храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве, воздвигнутый в честь взятия Казани по приказу Ивана Четвертого Грозного, как жесток и непредсказуем был сам царь и не вызвать особых эмоций у учащихся. Заметно интереснее воспринимаются и история создания храма и царский нрав, если с чувством прочесть стихотворение Д.Кедрина «Зодчие».

Возможен интегрированный подход к изучаемой проблеме или теме, например при рассмотрении творчества А.С.Пушкина. Вот как об этом рассказывает учитель С.Гуревич. Ученики, увлеченные криминалистикой, рассказывают об экспертизе анонимного пасквиля, послужившего поводом последней дуэли; ученик, интересующийся скульптурой, проводит сопоставимый анализ «Медного всадника» и памятника Петру Первому на площади «Декабристов в Санкт-Петербурге; будущий врач знакомит класс с сообщениями  хирургов Бурденко и Юдина, а также статей Кассирского о возможности лечения раны Пушкина; киноман рассказывает как кино учится у Пушкина последовательности раскрытия характера человека ; будущий историк-исследователь изучает статью Е.Тарле «Пушкин-историк» и монографию Блока о работе Пушкина над историческими источниками ; ученик, интересующийся экономикой, анализирует описание кабинета Онегина и составляет перечень предметов русского экспорта начала 19 века и товаров, ввозимых в Россию ; ученики увлекающиеся географией готовят сообщение по теме «Пушкин-путешественник».

На основании особенностей обучения истории преподавание должно быть построено таким образом, что бы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала. Предметы или явления, взаимодействующие в природе, связываются и в памяти человека.

Способность памяти запоминать новое на основе ранее известного не должна ограничиваться лишь внутрипредметными связями , межпредметные связи дают возможность взглянуть на предмет с разных сторон и прочнее запомнить на основе межсистемных ассоциаций.

Важнейшими характеристиками запоминания следует считать приемы смысловой группировки учебного материала и выделение смысловых, опорных пунктов, смыслового соотношения того, что усваивается в связи с чем-либо уже известным.

      Можно выделить следующие факторы снижающие эффективность интегрированных уроков это:

  1. Отсутствие возможности скоординировать темы различных предметов (содержание нынешних программ слабо увязаны в целях интеграции);
  2. При доминировании одного предмета как интегратора занижается роль других предметов (они лишь «обслуживают»основной предмет);
  3. Тема интегрированного урока не получает дальнейшего развития на последующих уроках.

 Для лучшего понимания вопроса интеграции мы рассмотрели интеграцию предметов гуманитарного и художественно-эстетических циклов.

Интеграция предметов гуманитарных и художественно-эстетических циклов имеют важное значение для идейно-нравственного становления личности. На уроках истории культура рассматривается как результат человеческой деятельности в процессе развития общества. Историческое событие – это «следы культуры». Продукты деятельности человека. Литература, музыка, изобразительное искусство изучают художественную культуру, то есть предметом изучения данной образовательной области является культура в широком смысле слова. Имея общую тему эти предметы ставят перед собой различные цели: одни ориентированы на усвоение новых знаний, другие на овладение способами деятельности. Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру. При этом должны быть соблюдены   следующие условия:

  1. Предметы гуманитарных и художественных циклов должны преподаваться интегрировано, образуя единый модуль;
  2. Содержание и структура программ сформированы с учетом параллельно изучения данных предметов;
  3. Обучение осуществляется методом « погружения» на основе сочетания исторических и тематических подходов;
  4. Постижение культуры осуществляется не только на уровне знаний различных культурно и на уровне овладения способами деятельности, эмоционально-ценностного переживания, выработки личностного отношения к культурно-исторической эпохе.

Определить системообразующие принципы формирования интегрированных программ предметов гуманитарного и художественно-эстетических циклов это:

  1. Сочетание исторических и тематических подходов ( исторические знания пронизывают все интегрируемые предметы, явления и события рассматривая в исторической последовательности)
  2. Принцип синхронности (темы должны изучаться параллельно)
  3. Сохранение предмета изучения как самостоятельного, гармонизация его с интегрируемой учебной дисциплиной (нельзя допустить доминирования)
  4.  Принцип «погружения»в культуру (качество усвоения культуры зависят от глубины и широты изучаемого материала)
  5. Понимание общей культуры, в особенности национальной, достигается путем постоянного диалога культур разных времен и народов.

Проиллюстрировано вышесказанное на опыте работы средней школы с углубленным изучением отдельных предметов №59 города Чебоксар, которая является федерально-экспериментальной площадкой. Творческая группа учителей школы разработала органически интегрированную программу ориентированную на всемерное развитие интеллектуальных качеств учащихся. Разделы и темы программ содержат учебно-поисковые, творческие, коммуникативные и другие способы деятельности на основе решения «очных проблем» (поиск смысла жизни, истины, идеалов и другие). В качестве источника информации учащиеся пользуются первоисточниками, экспонатами музеев и выставок, музыкальными произведениями. Прием рассчитан на начальное и среднее звено обучения.

 При этом в 7-9 классах интеграционные уроки проходят по образцу –дебатов, так как дискуссионная форма наилучшим образом позволяет реализовать идейного диалога культур (класс делится на две команды  представляющие на уроке противоположные точки зрения), таким образом  формируется целостные представления об изучаемой культуре, вырабатывают определенные качества личности (гибкость и логичность мышления, умение выразить свое эстетическое и эмоционально-ценностное отношение к изучаемому, аргументировано и корректно отстаивать свою позицию, доброжелательно относится к чужому мнению).  

Технология подготовки состоит из нескольких этапов.

Первый этап работы подготовительный. Он включает в себя следующие элементы: планирование, организация творческой группы, конструирование содержания урока, репетиции. Рассмотрим каждый элемент подробно.

Планирование урока. Во время работы над календарно-тематическим планированием необходимо определить количество интегрированных уроков, их тематику и сроки проведения. Что позволит четко определить их роль и место в проведении интегрированных уроков, поможет планомерно вести работу по подготовке к интегрированному уроку. На этом этапе необходимо определить оптимальное количество интегрированных уроков. Критерием оптимальности являются их необходимость и достаточность для достижения поставленных образовательных целей. Цель интегрированного урока – достичь целостного представления об изучаемом ( явлении, событии, процессе, которые отображаются в теме, разделе программы ). Если стоит цель сформировать целостные пропедевтические знания в начале изучения темы или раздела, программы, то интегрированный урок проводится как вводный в тему или раздел. Если урок проводится в конце изучения раздела, то он проводится как обобщающий. Возможно сочетание того и другого подходов одновременно, то есть вначале дать вводно-обзорный урок, а в конце изучения темы или раздела как урок обобщения знаний по пройденному материалу. Последний вариант является наиболее приемлемым, так как наиболее полно соответствует логике построения познавательного процесса: от общего к частному и от частного к общем.

В настоящее время интегрированные уроки используются в основном как обобщающие. Это обусловлено прежде всего тем, что учебный материал, как правило,  изучается индуктивным методом, то есть линейно-поступательно, шаг за шагом от частного к общему. В  этом случае целостное представление  об изучаемом у школьников должно сформироваться в конце  изучения материала на обобщающем уроке. Процесс усвоения программы в данном случае напоминает составление мозаики из разноцветных кусочков стекла, когда ученики соединяют расчлененные знания в единую картину. Учащиеся при таком способе не видят взаимосвязи между уроками. А так как раздел программы представляет собой развернутую во времени картину, наполненную множеством фактов, то не каждому ученику удается сформировать в своем сознание целостный ее образ. Если на основе дедуктивного подхода использовать интегрированный урок как пропевдический, когда материал урока укрупняется до обзора раздела программы, то это поможет преодолеть фрагментировать видение, сформировать у учащихся целостную и всестороннюю картину изучаемого, подготовит необходимую базу для более углубленного изучения на последующих уроков. Отсюда логически вытекает решение проблемы определения оптимального количества интегрированных уроков. Количество разделов в программе определит количество и тематику интегрированных уроков в учебном году. Таким образом, формируется система интегрированных уроков, обусловленная логикой изучения предмета.

Данный подход соответствует диалектико-материалистическому методу познания: от общего (первичный синтез) к частному (анализ),от частного к общему (синтез). Вводно-обзорный урок создает у учащихся целостную картину изучаемого. На последующих уроках материал детально рассматривается и анализируется. На заключительных уроках по разделу программы делаются обобщения и выводы.

В процессе календарно-тематического планирования необходимо определить оптимальное количество интегрированных предметов. Слишком большое их число может привести к следующим проблемам:

  1. Перегруженности материала урока, излишней детализации и отсутствию целостности подаваемого материала;
  2. Переутомлению учащихся вследствие перегруженности информацией, отсюда к потере внимания учащихся на уроке;
  3. Отсутствию взаимопонимания и взаимосогласованности действий учителей в ходе урока.

На этапе планирования необходимо согласовать и скоординировать тематику уроков с учителями-партнерами по интегрированным урокам. Наиболее удачный вариант – совместное планирование предстоящих уроков.

На первый взгляд создается впечатление, что проблем с планированием интегрированных уроков нет. Однако анализ показывает, что существующие программы имеют слабые межпредметные связи, что не способствует интеграции знаний.

В процессе планирования уроков необходимо определить основания интеграции. Например, при интеграции предметов гуманитарного и как логика изучения этого курса рассматривает развитие общества разносторонне (интегрировано): развитие исторических событий (собственно история), развитие политических систем (политология),развитие культуры (культурология) и т.д.. Внутри этих знаний существует собственная интеграция. Так, например, темы по культуре интегрируют знания по истории науки, техники, изобразительного искусства, литературы, музыки, архитектуры и театра.

Следующая задача состоит в том, чтобы определить близкие темы по литературе, изобразительному искусству и музыки для их интеграции с историей. Для этого и необходимо проанализировать программы этих предметов.

Организация творческой группы. Формирование команды учителей – это один из ответствующих моментов работы над уроком, так как от взаимной совместимости и слаженности работы команды зависит успех урока. Психологическая совместимость  является важным фактором успеха работы любой группы людей. Поэтому важно, чтобы творческая группа создавалась с учетом взаимной совместимости. Только в атмосфере партнерства и взаимной доброжелательности может родиться хороший урок.

Конструирование содержания урока. На первом этапе урок моделируется в общих чертах, без конкретизации материала. Необходимо разработать композицию урока, определить ее основные части. Для этого члены творческой группы, методом «брейнсторминга» ( мозговой атаки) предлагает различные варианты урока, методы и формы работы. Из всего многообразия идей и вариантов необходимо выбрать оптимальное решение, соответствующее поставленной цели.

Следующий этап работы над содержанием урока – этап  самостоятельного творчества. Каждый учитель самостоятельно подбирает материал по своему направлению. Задача состоит в том, чтобы найти по возможности исчерпывающий материал по тематике урока, выявить интересные факты, подобрать необходимые иллюстрации, музыкальные произведения и другой материал.

Затем группа приступает к созданию плана-конспекта урока. На данном этапе, рассмотрев и обсудив весь собранный материал, творческая группа производит отбор лишь самого необходимого из всего массива информации, отказавшись от всего малосущественного. Это связано с необходимостью соблюдать временные рамки урока. Главная задача этого этапа заключается в том, чтобы создать целостную ткань урока без четких границ между интегрированными частями.

Репетиционный этап. В ходе репетиции творческой группы учителей отрабатывается режиссура урока, оттачивается сценарий. На этом этапе определяются «роли» учителей на уроке, продумываются мизансцены. Необходимость в такой детальной проработке хода урока обусловлена особенностью работы ансамбля учителей. Учитель. Работающий с классом сольно (в одиночку), находится в более комфортных условиях, чем группа учителей, так как один управляет ходом урока. Гораздо труднее импровизировать, когда работает группа учителей. Каждая несогласованность, непродуманная импровизация текста может поставить напарников в тупик. Поэтому необходимо отработать все переходы от монолога к монологу, чтобы возможные импровизации текста не озадачили партнеров. Опыт показывает, что импровизированный текст лучше воспринимаются, чем заученный. Однако, мастерское исполнение заученного текста всегда лучше плохой импровизации. Все зависит от профессионализма учителя, его актерского мастерства.

Отсутствие слаженности в работе творческой группы могут привести к снижению качества урока. Необходимо избегать излишней суетности, неловкости, непродуманности в ходе урока, так как все эти «мелочи» могут в значительной мере испортить впечатление от урока.

Во время репетиций необходимо проводить хронометраж урока, который поможет четко определить ход урока и уложиться во временные рамки.

Второй этап подготовки и проведения урока – исполнительный. Начало урока, по нашему мнению, должно оказать на учащихся сильное эмоциональное воздействие, чтобы настроить их на его восприятие. В современной дидактике этот этап урока называется фазой вызова. Цель этого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например описание проблемной ситуации или интересного случая.

Начало интегрированного урока предметов гуманитарного и художественно–эстетических циклов должно представлять своего рода увертюру – торжественное приглашение к уроку как художественно-педагогическому произведению. Поэтому необходимо проработать режиссуру этого вступления.  

В ходе урока могут использоваться различные музыкальные произведения. Так на уроке «Раннее средневековье и его культура» используется музыка Рихарда Вагнера к операм «Тангейзер», «Лоэнгрин». В сочетании со слайдами  музыка помогает создать атмосферу того времени. Где-то музыка идет фоном, где-то в специально продуманных паузах, набирает силу, а иногда вовсе умолкает.

В заключительной части урока необходимо обобщить все сказанное на уроке, подготовить итог рассуждениям учеников, сформулировать четкие выводы. Как и начало урока, концовка должна произвести на учащихся сильное эмоциональное воздействие.

Желательно, чтобы интегрированный урок имел проблемный характер. Если этот вводный урок, то на нем необходимо обозначить проблемные вопросы, которые будут рассматриваться на последующих уроках. На обобщающем уроке также можно сформулировать вопросы, которые ученики будут рассматривать самостоятельно во внеурочное время.

Третий этап – рефлексивный. На этом этапе проводится анализ урока.

Без хорошего анализа не может быть развития и совершенствования профессиональной компетентности учителя. Поэтому творческая группа тщательно должна проанализировать проведенный урок. Необходимо учесть все его достоинства и недостатки. Желание занизить или умолчать недостатки, а также завысить его положительные стороны оказывает вредное влияние на развитие педагогического мастерства учителя, ведет к снижению качества уроков.

Таким образом, процесс подготовки и проведения интегрированного урока представляет собой структурированную систему, состоящую из следующих элементов-этапов: подготовительный, исполнительский, рефлексивный.

Можно выделить несколько форм учебной интеграции материала на уроках истории:

  1. На основе одинаковых тем;
  2. На основе учебных предметов гуманитарного профиля (например: история – литература, история- география);
  3.  На основе учебных материалов разных классов базовой и профильной школы (например, «Внутренняя политика Екатерины Второй» – 7й класс и «Век просвещения» - 10й класс);

При организации интегрированного урока главной задачей учителя или учителей, проводящих урок, является активизация и включение в работу всех учащихся в классе. Можно выделить несколько типов интегрированных уроков:

  1. Традиционный урок. Тема: «Восточные славяне» (6й класс) учитель сохраняет традиционную схему урока, а изучение нового материала стоит на анализе Повести временных лет.
  2. Урок – игра. Тему « Олимпийские игры» (5й класс) можно изучать, интегрируясь с предметом «Физическая культура».
  3. Урок с элементами анализа и сопоставления различных источников (исторических документов, литературных произведений, географических карт, таблиц, схем и так далее). Тему «Освоения Сибири» логично изучать в интеграции с предметом «География», а тему «Политические репрессии 1930х годов с предметом «Литература» (9й или 11й класс).
  4. Урок – решение проблемных ситуаций. Например, это годиться на стыке темы «Холодная война» в двух ракурсах истории (11й класс).
  5. Урок размышления по теме «Петровская эпоха глазами современников и потомков» (7й или 10й класс).
  6. Урок - дискуссия. Например, так можно изучать тему «Настроения в российском обществе накануне крепостного права» ( с привлечением литературных произведений того времени, поднимающих этот вопрос, исторических свидетельств и воспоминаний);
  7.   Урок – деловая игра. Тему  научно – технической революции 1960х годов можно провести, кооперируясь с учителями по физике и химии.
  8. Урок- портрет. Например, раскрывая тему « М.В. Ломоносов – наш первый Университет», можно интегрировать со многими предметниками и обсудить разнообразный круг вопросов. Включая многие межпредметные связи.
  9. Урок – экскурсия, интеграция с предметом «Мировая художественная культура». Например по теме «Русская культура первой половины 19века»

Формы проведения интегрированных уроков так же могут быть самые разные: семинары, конференции, путешествия… А в связи с высокими темпами компьютеризации повседневной и профессиональной жизни человека актуальной задачей становится использование  в процессе интеграции информационных технологий перспективные направления исследований интеграции - это исходя из понимания теории интеграционного обучения, как системы знаний, имеющих определенные положения в иерархии систем, необходимо выявить существенные связи с другими теориями и науками. Основные открытые вопросы – как подсистемы входят в структуру общей теории интегрированного обучения, необходимо дальнейшее исследование исторического развития интегрированного обучения в зарубежной и отечественной педагогике, требуют дальнейшего рассмотрения вопросы, связанные с общими закономерностями, принципами, уровнями, формами интегрированного обучения.

                                           

Заключение.

В ходе исследования мы решили поставленные задачи и выявили, что интегративное обучение имеет особенное значение в системе образования. Развитие идеи интегрированного обучения представляет собой объективный, диалектический развивающийся процесс.

Назрела объективная необходимость анализа и систематизации существующих знаний в области интегрированного обучения с целью создания целостной теории интегрированного обучения. Теория интегрированного обучения в настоящее время имеет элективный характер: разрозненные теоретические положения еще не обобщены и не систематизированы, имеется множество противоречивых концепций, слабо разработан понятийно-терминологический аппарат. Некоторые  понятия утратили свою актуальность, другие не соответствуют существующим требованиям. В настоящее время существует необходимость создания общей теории интегрированного обучения. Которая определила бы закономерности и методологические принципы построения частных теорий интегрированного обучения. Особенно актуальной эта задача становится в связи с процессами обновления содержания общего среднего образования.

Некоторые аспекты данной проблематики были раскрыты частично, поэтому требуют дальнейшего исследования. Перспективные направления исследований на сегодняшний день:

  1. Исходя из понимания теории интегрированного обучения, как система знаний. имеющей определенное положение в иерархии, систем, необходимо выявить существующие связи с другими теориями и науками.
  2. Необходимо дальнейшее исследование истории развития идеи интегрированного обучения в зарубежной и отечественной педагогике.
  3. Требуют дальнейшего рассмотрения вопросы, связанные с общими закономерностями, принципами, уровнями, формами интегрированного обучения.

Приложение.

Интегрированный урок «Открытие европейцами Америки».

А.А. Абрамова, В.И. Хлебников гимназия №399 Санкт-Петербург.

Данный урок представляет собой попытку интегрировать содержание курсов истории и географии в 7 классе общеобразовательной школы.

Цели урока:

  1. Показать, что в результате Экспедиции в неизвестные доселе европейцами страны в 15 веке был открыт Американский континент, началась колонизация Нового Света.
  2. Углубить полученные в курсе географии знания о путешествиях средневековых мореплавателей.
  3. Помочь учащимся понять, что Великие Географические Открытия Явились крупным вкладом в науку, имели значительные последствия для развития Европейской и мировой экономики, социальных отношений, культуры. Повседневной жизни людей.

Эпиграф урока: «они шли с крестом в руках и ненасытной жаждой золота в сердце».

Вначале урока учащимся предлагается задание: Каков смысл эпиграфа? О ком идет речь? Почему они шли с крестом в руках?  Почему с жаждой золота? Что говорят эти слова о причинах Великих Географических Открытий? Что о тех кто их совершал?

Организуется словарная работа с понятием «колония». По определению С.И. Ожегова, колония – это 1) поселение, состоящее из выходцев из других стран, области; 2) страна, лишенная самостоятельности, находящаяся под властью иностранного государства. Приведите примеры колоний в первом значении этого слова (учащиеся вспоминают о колониях, возникших в результате великой греческой колонизации).

В наши дни слово «колония» во втором значении чаще всего употребляется с прилагательным «бывшая». В 20 веке практически все страны стали политически и экономически независимыми, крушение колониальной системы началось в 19 веке с Бразилии, Аргентины. Мексики, Венесуэлы, закончилось в 20 веке в Африке. Последней африканской страной получившей независимость была Намибия.

Учитель предлагает обратится к истории Великих географических открытий, одним из результатов которых стало формирование первых колониальных империй – Испанской и Португальской.

В процессе беседы с учениками выясняются основные причины путешествий. Учащиеся делают соответствующие записи:

  1. С увеличением производства товаров возникла нехватка драгоценных металлов. Месторождения в Европе не могли удовлетворить эту потребности. В 15 веке для поисков золота были организованы первые экпедиции в неизвестные страны.
  2. Торговые пути с Индией и странами Азии находились в руках арабов, которые перепродавали европейцам товаты в несколько раз дороже, чем платили сами. Начались поиски новых торговых путей в Индию, которые  не шли бы через Средиземное море и арабские территории.

Ученик выступает с коротким сообщением о путешествии Афанасии Никитина. Школьникам предлагается подумать, какие причины, кроме названных выше, могли лежать в основе деятельности отважных путешественников.

  1. Стремление больше узнать о далеких землях, описать обычаи и нравы их жителей.

Продолжая беседу, учитель предлагает школьникам предположить, какие части света отсутствовали бы на географической карте, составленной в 15 веке (Австралия, Америка, антарктида). Справедливости ради надо сказать, что моряки из Скандинавии, открыв Гренландию, добрались до Северной Америки. Но это открытие осталось неизвестным. А вот Африку европейские мореплаватели и купцы знали неплохо.

Португалия – страна отважных моряков, главными занятиями которых были морская торговля и рыболовство. У берегов Португалии проходил важный путь из Средиземного моря в Балтийское и Северное. С 15 века не отдаляясь от берега, португальские корабли стали совершать экспедиции вдоль западного берега Африки. Земли, известные португальцам, назывались так: невольничий рынок, Берег Слоновой Кости, Золотой берег. О чем говорят эти названия? Португальцы верили, что обойдя Африку с запада можно попасть в Индию, о богатствах которой ходили легенды.

Ученик, играющий роль Бартоломео Диаша, рассказывает:

«Ваше величество, этот отчет я пишу вам в печали и тоске. Прошу простить меня, что экспедиция в Индию не удалась. Мои матросы подняли бунт. Слишком много испытаний пришлось нам выдержать. Долгое время мы шли у самых берегов Африки. Вам известно. Что это самое жаркое место на свете. У нас осталось совсем мало продуктов. Самое страшное- это нехватка воды, которая ценится в здешних краях дороже золота. Жестокая лихорадка унесла жизни моих матросов. Сильные ветры порвали паруса. Но мы все-таки обогнули южную оконечность. Мыс Доброй Надежды - так мы назвали самую южную точку Африки. Я нанес на карту очертания берегов . в Африке много рабов и земли. Я понимаю ничтожны мои объяснения. Но уповаю на ваше милосердие…»

       Что, не удалось Диашу, сумел осуществить Васко да Гамма.

     Ученик читает письмо отважного путешественика:

«ваше величество, через 4,5 месяца после отплытия . мы обогнули Африку и вышли к ее восточному побережью. Нога европейского путешествиника здесь еще не ступала. Сильные бури и быстрые течения затрудняли плаванье. Матросы страдали от жажды, умирали от болезней. Но мне удалось найти опытного лоцмана, который провел коробли через Индийский океан с радостью в сердце  сообщаю вам .что в мае 1498 португальские корабли бросили якорь у индийского города Каликут. Меня принял раджа.

Я приказал матросам закупить на берегу пряности. Но арабские купцы, боясь нас, уговорили раджу арестовать момх людей. В ответ я арестовал нескольких знатных индийцев, которые осматривали мой корабль, тогда раджа выпустил матросов и прислал за индийцами лодки. Ноя приказал открыть огонь из пушек и отказался вернуть пленников вскоре они будут доставлены к вам во дворец.

Наша экспедиция длилась два года, в пути погибло много матросов, но путь в Индию открыт. Пряности, которые мы привезем, в 60 раз дороже суммы затраченной на организацию путешествия».

Об истории открытия Америки Христофором Колумбом и кругосветное путешествие Ф. Магеллана учитель рассказывает сам. Учащимся предлагаются вопросы:

- Каковы цели путешествия Б. Диаша, Васко да Гама, Х. Колумба?

- Каким было отношение европейских моряков к местному населению? Чем оно объяснялось?

- Согласны ли вы с тем, что Великие Географические Открытияможно назвать подвигом мореплавателей? Почему?

-Какое значение имели экспедиции Колумба и Магеллана?

В заключение урока с опорой на учебник рассматривается вопрос о том, кто участвовал в экспедиции и последовавших за ними колониальных захватах. Для закрепления материала предлагается на контурных картах в группах показать маршруты путешествий Б. Диаша, Васко да Гамма, Х. Колумба и Ф. Магеллана.

Приложение 2.

Интегрированный урок «Раннее Средневековье и его культура».

Гаснет свет. На экране загорается слайд «Грифон».  Звучит увертюра к опере Р. Вагнера «Тангейнезер». Музыка медленно стихает. Под музыкальный фон читаются строчки из стихотворения Виктора Гюго «История».

В судьбе племен людских, в их непрестанной смене

Есть рифы тайные, как в бездне темных вод.

Тот безнадежно слеп, кто в беге поколений

Лишь бури разглядел да волн круговорот.

Учитель истории: ребята ,давайте вспомним, что произошло с Римской империей в 4-5 веках нашей эры? (ответы учеников). Правильно ,в этот период происходит упадок Римской империей. С 3 века германские племена, жившие на границе империи, стали причинять постоянные беспокойства римским императорам, часто нападая на приграничные земли. Дряхлеющей империи с большим трудом удавалось отражать нападения противников. В конце четвертого века произошло событие, которое положило начало величайшей катастрофы в истории древнего мира. Что это было за событие? (ответы учащихся). Правильно, падение Западной Римской империи.

Из глубин Азии, словно снежная лавина, двинулись несметные полчища кочевников – гуннов. Подобно страшному смерчу. Быстроногая конница кочевников вихрем пронеслась по бескрайним просторам Великой степи, сметая с лица земли все живое, попадавшиеся на их пути. Многие народы с их самобытной культурой были полностью уничтожены. Жестокость гуннов не знала границ.

В 375 году полчища гуннов обрушились со страшной силой своей смертоносной мощи на германские племена готов. Готы были прекрасными войнами, но орды гуннов быстро сломили их сопротивление. Под натиском гуннов германские племена были вынуждены снятся со своих родных мест и двинутся на территорию Римской империи. Так началось великое переселение народов.

В 410 году произошло событие. Которое подобно грому среди ясного неба, поразило всех современников. Что это было за событие? (ответы учащихся) Правильно, Великий Рим – « Вечный город», столица величайшей державы мира – пала. Вестготы , возглавляемые вождем Аларихом, три дня грабили город. Многие люди восприняли это событие как начало конца света.

В 455году вандалы овладели Римом. 14 дней продолжался грабеж города, сопровождаемый бессмысленным уничтожением культурных ценностей (слайд «Руины Форума»).

Учитель ИЗО : давайте вспомним ,каким было римское искусство.

Искусство Римской империи в 1-3 веках переживало период своего наивысшего расцвета. Рим представлял собой самый красивый город мира с великолепными дворцами, площадями, парками и садами (слайд «Центральный район Рима»).

Многоэтажные дома так привычные нам, впервые появились в древнем Риме (слайд «Инсула в Остии»). Город был богато украшен храмами, посвященными римским богам (слайд «Храм Фортуны Вилерес»). Вспомним, как назывался главный римский храм (ответы учащихся)правильно главным храмом города был Пантеон – святилище всех римских богов (слайды «Пантеон», «Внутренний вид Пантеона»).

Арки, воздвигаемые в честь многочисленных побед римских императоров, придавали облику города особую торжественность и пышность. Иногда победителю устанавливали триумфальную колонну (слайд «Колонна Трояна») или конный монумент (слайд «Конная статуя Марка Аврелия»).Римляне были большими любителями зрелищ. Для удовлетворения этой потребности в городе было построено множество ипподромов, театров и амфитеатров (слайд «Колизей») вспомним как называется крупнейший из всех зрелищных сооружений амфитеатр в Риме? (ответы учащихся). Правильно, это амфитеатр Флавиев, известный нам как Колизей (от лат. Слова «колос» - гигант).  Да, он был настоящим гигантом своего времени. Четырехэтажное сооружение могло вмещать одновременно более 50-ти тысяч зрителей.

(слайд «Акведук в Ниме»). Ребята , давайте вспомним, что это за сооружение? (ответы учащихся) . Правильно,- это Акведуки – древнейший водопроводы. Гигантские акведуки снабжали римские города чистейшей питьевой водой с горных озер.

Высокого уровня достигают изобразительное искусство : живопись, скульптура.

Внутреннее помещения дворцов и вилл богато украшено фресками – настенной живописью (слайд «роспись виллы Ливии»). Иногда это была мозаика – картина, собранная из кусочков цветного стекла – смальты.

Скульптурные портреты донесли до нас облики многих Римских императоров  (слайды «Статуя Августа», «портрет Коммода»). Скульпторы в этих портретах стремились представить императоров в виде римских богов. Таково было искусство древнего Рима.

Часто вторгавшиеся завоеватели безжалостно уничтожали памятники культуры римской империи. Прекрасные архитектурные сооружения, некогда украшавшие улицы «Вечного города», были почти уничтожены. Великолепные мраморные, бронзовые , золотые скульптуры были разбиты или переплавлены. Удивительные по своей красоте предметы декоративно – прикладного искусства : вазы, чаши, различные украшения, выполненные из золота и серебра , а также из других драгоценных материалов – все было уничтожено или расхищено варварами.

Учитель истории: после этого погрома слово «вандал» навсегда осталось как синоним дикости и бессмысленного уничтожения культурных ценностей.

В 5 веке германские племена, волна за волной обрушивались на распавшуюся территорию Западно-Римской империи, сокрушая некогда цветущие города. В результате частых грабежей и погромов культура древней цивилизации почти полностью бесследно исчезла. Гибель античного мира сопровождалась невиданным до того времени упадком культуры. Города пустели, дороги зарастали травой. Грамотные люди стали большой редкостью. Даже короли образовавшихся на территории Римской империи варварских государств были неграмотными. Население Европы неуклонно уменьшалось. Все приходило в запустение. На некогда шумных площадях Рима сеяли хлеб  или пасли скот. (слайды с видом руин)

Учитель ИЗО: заселив территорию римской империи, германские племена принесли на эту землю свою культуру, которая соединившись с остатками античности и элементами культуры Востока, положила начало новой культуры – культуры Средневековой Европы.

Что же собой представляла культура германских племен?

живописи. Единственным видом искусства было – декоративно – прикладное искусство – искусство украшения предметов быта. Это искусство имело древние корни , уходившие к истоками их истории и культуры. В основе декоративно-прикладного искусства был – «звериный стиль», связанный с древнейшими верованиями этих народов : культ животных прародителей рода, берет свое начало в культуре Передней Азии (Междуречье). Отсюда он получил свое распространение по всей территории Евразии (слайд «Лев»).   Изображение это не просто украшения, а священные талисманы, призванные оберегать своих владельцев от злых духов и чар (слайд «Сирин»). Выполненные из драгоценных металлов ,они были символами власти  (слайд «Грифон»). Изображение грифона еще в Вавилонском царстве было символом царской власти. Таким было искусство германских племен.

Учитель истории: в конце 5 века во главе франкского союза стал Хлодвиг из рода Мировея. Под его руководством франки захватили бывшую провинцию Западной Римской империи – Галлию и часть германских земель к востоку от Рейна. Возникло франкское государство во главе с королем Хлодвигом. При нем создается сборник законов франков. В период правления Хлодвига формировалось новое классовое общество – феодальное. Для создания единого централизованного государства нужно было объединить людей общей верой – принятием христианства. Христианская церковь становится господствующей.

Церковь открывала школы, строила и украшала храмы, развивались искусства.

Учитель ИЗО :изображение животных, как символа язычества, уступили место геометрическим орнаментами знакам христианской религии (слайды). Широко стали применяться драгоценные камни , а также эмали и цветное стекло. Художественный стиль, развившийся в период правления династии Меравингов, получил название «полихроный». Церковь стала главным заказчиком искусства и центром культуры.

Учитель истории :церковь, монастыри сыграли важную роль в сохранении остатков античности и развитии новой культуры Европейских стран. В те времена , когда люди были настолько темными, что плохо представляли себе жизнь за пределами своей округи церковь являлась единственным светочем культуры.

Учитель ИЗО: в Средние века возникает книга – кодекс. Книги были большого формата, писались вручную на пергаменте, отсюда название книги – монускрипт. Книги богато украшались иллюстрациями (слайды).

Меровингов  была настолько слабой, что государством стали управлять майордомы – управляющие королевским двором.

В 751 году династия Меравингов была низложена. Королем франков ста сын Карла Мартелла Пипин Короткий, положивший начало династии Каролингов

С именем Карла Великого связан первый подъем культуры в Западной Европы. Этот подъем получил название Каролингское Возрождение. В этот период впервые возрождается интерес к античности. При своем дворе. В городе Аахене, им была открыта Дворцовая Академия, названная на греческий манер в честь Академии Платона.

Учитель ИЗО. Античность оказала влияние на архитектуру и изобразительное искусство франкского государства. Наиболее известные здания архитектуры Дворцовая капелла в Аахене (слайд).

В этот период интенсивно развивается монументальная живопись, скульптура малых форм и искусство книги. С 9 века начинают записывать музыку (Звучит григорианский хорал).

При Карле Великом растет число монастырских школ, развивалось изобразительное искусство, архитектура, музыка и литература, вырос общий уровень культуры.

Учитель истории: Каролингское Возрождения длилось недолго, все же оно оказало огромное влияние на развитие культуры Западной Европы.

После смерти Карла Великого Каролингское Возрождение стало угасать, империя распалась. Согласно Верденскому договору она была поделена на три самостоятельных государства между внуками Карла Великого. Позднее на территориях этих государств образовались три большие королевства: Франция , Германия, Италия.

Таким образом, можно сделать вывод : в период с 5 по 11 века на смену средиземноморской античной цивилизации приходит новая цивилизация – Европейская, культура которой основывается на взаимопроникновении античности, традиции древней культуры варварских народов и элементов Востока. Слайд «Грифон». Звучит финал увертюры из оперы Р. Вагнера «Тангейнезер».      

Интегрированный урок «Влияние язычества и христианства на формирование западноевропейской цивилизации»

Цель урока: выявить влияние язычества и христианства на формирование западноевропейской цивилизации.

Задачи:

- рассмотреть, как менялся характер ИЗО раннего Средневековья в зависимости от религиозных воззрений;

- рассмотреть на основе анализа памятника литературы отражение в сознании средневекового человека дуалистических  ( языческого и христианского ) воззрений на общество;

- рассмотреть влияние языческой и христианской религий на развитие музыкальной культуры раннего Средневековья.

Блок истории.

  1. Вступительное слово учителя истории.

Тема нашего урока «Влияние язычества и христианства на формирование западноевропейской цивилизации».

Прежде нам необходимо вспомнить, что такое цивилизация? ( Ученики дают определение понятия «цивилизация».)

Блок ИЗО.

  1. Вступительное слово учителя об особенностях художественной культуры раннего Средневековья.

Заселив территорию Римской империи, германские племена принесли на эту землю свою культуру,  которая соединившись с остатками античности и элементами культуры Востока, положила начало новой культуры – культуры Средневековой Европы.

2 Беседа о западноевропейском искусстве раннего Средневековья.

Что собой представляла культура германских племен? Какие виды искусства были известны германцам?

Германские племена не имели архитектуры, ни скульптуры, ни живописи. Единственным видом искусства было декоративно-прикладное искусство – искусство украшения предметов быта.

Что лежало в основе декоративно-прикладного искусства германских народов?

В основе декоративно-прикладного искусства германских народов лежало изображение животных. Дикие звери, украшавшие предметы быта, имели стилизованный характер, поэтому этот стиль значительно позже получил название «звериный стиль».

Как вы думаете, почему художники изображали животных? С чем это связано?

Это было связано с древнейшими германских народов. Изображения животных на предметах быта – это не просто украшения, а священные талисманы, призванные оберегать их владельцев от злых духов и чар. Люди верили, что сила изображенных животных должна перейти к хозяину браслета или застежки.

Из каких материалов изготавливались эти украшения?

Из золота, серебра и меди. Выполненные из драгоценных металлов, они становились символами власти.

Почему? 

Потому что простые люди не могли носить эти драгоценные украшения.

Вывод учителя.

Из всего сказанного, мы можем сделать вывод, что искусство германских племен связано с древнейшей религией, с верой в  сверхъестественную силу изображенных животных.

Какой стиль стал преобладать с принятием христианства?

На смену «звериному стилю» пришел «полихромный стиль». Изображения животных , как символа язычества, с принятием христианства уступили место геометрическим, растительным орнаментам и знакам христианской религии.

Почему новый стиль получил названия полихромного?

В этот период стали широко применятся драгоценные и полудрагоценные камни, а также эмали и цветное секло.  Слово «полихромный» в переводе с греческого означает многоцветный.

Вывод учителя.

На смену монохромных изделий «звериного стиля» пришли многоцветные украшения «полихромного стиля». В этот период кроме традиционных предметов декоративно – прикладного искусства (колец, браслетов , застежек) стали украшаться предметы религиозного культа: кресты, евангелие, кубки для причастия и другие изделия.

Таким образом, можно сделать вывод: на смену языческому искусству пришло христианское. Церковь постепенно становилась главным заказчиком искусства и центром культуры.

  1. Просмотр зрительного ряда детских работ, выполненных на уроках ИЗО. Учитель анализирует работы учащихся с позиции стилевого соответствия. Главный вопрос: удалось ли в рисунке передать характер стилей «звериного» и «полихромного»?

Блок литературы.

  1. Вступительное слово учителя о времени создания и собственностях эпоса.

«Песнь о Нибелунгах» - крупнейший памятник немецкого народного героического эпоса, созданный около 1200 года. В его основе лежат древние германские сказания, восходящие к событиям периода варварского нашествия. Исторической основой         поэмы является гибель Бургундского царства, разрушенного в 437 году гуннами. В поэме эти события получают новое осмысление, да и весь бытовой колорит «Песни» больше связано с феодально-рыцарской Германией 12 века, чем с жизнью варварского племени пятого века.

«Песнь о Нибелунгах» - результат переработки германских героических песен и сказаний в эпопеи широкого масштаба. Неизвестный поэт объединил существовавшие до него поэтические произведения и сказания по- своему их переработал. Высказывались различные предположения относительно личности автора. Одни считали его шпильманом, бродячим певцом, другие склонялись к мысли, что он духовное лицо, третьи – что он был образованным рыцарем невысокого рода.

Имя «Нибелунги» в первой и второй частях эпопеи употребляется различно: в первой – это сказочные существа, северные хранители клада и богатыри на службе Зигфрида, во второй – бургунды. Уже этот факт и то , что более ранние сказочные сюжеты, вероятно, не всегда органично включены автором в эпос, свидетельствуют о двойственности сознания средневекового человека и позволяет использовать данный эпос в обсуждении проблемы влияния христианства и язычества на формирование западноевропейской цивилизации.

  1. Инсценирование одного из ключевых эпизодов поэмы – разговора Кримхильды с Хагеном накануне похода Зигфрида

Слова автора произносит присутствующий на втором плане «автор», записывающий поэму на свитке.(читается отрывок)

  1. Беседа по сцене.

Какие элементы языческого сознания вы отметили в этом эпизоде?

Для Кримхильды очень важны родовые связи : одним из главных достоинств, которые она отмечает у своего мужа, является способность «во всем помочь родне», в первую очередь из-за родственных связей она доверяет опеке Хагена своего мужа («с тобою мы родня, и ты сберечь супруга обязан для меня») и открывает ему сокровенную тайну (« лишь ты узнаешь, как родственник и друг, куда быть может ранен мой супруг»).

В эпизоде четко звучит символика тела: кровь дракона сделала Зигфрида неуязвимым, мифическое существо из народных западноевропейских легенд и сказок через свою красную кровь (символика цвета!)передал сразившему его герою вечную жизнь, бессмертие, причем эта история напоминает античный миф про Ахилла.

Кроме того, не случайно именно «спину между лопаток на пядь прикрыл сою» «листок соседней липы», так как сердце – средоточие жизни человека, и оно было более логично, нежели пятка Ахиллеса.

Какие элементы христианского миропонимания обнаружили во время просмотра сцены?

Ту же символику можно рассмотреть и как христиаскую: например копье, уязвившее сердце Зигфрида, вызывает иллюзии с Христом на Голгофе. В эпизоде присутствуют и чисто христианская символика: Кримхильда, желая спасти мужа, решает вышить «едва заметный крестик на месте» сердца в качестве защиты от оружия врага.

  1. Выступления учащихся с домашними заданиями по группам. В  сообщениях необходимо было выявить как в поэме отражены языческие и христианские обычаи и обряды ,моральные принципы, законы, символика.

Обычаи, обряды, традиции.

Язычество. В поэме находят отражение представления автора о нормах поведения в обществе. Например, приехавшего из далека гостя нужно встретить гостеприимно и с наибольшим почтением, «чтоб он за нерадушье не воздал враждой»: «вот рыцари к приезжим спешат со всех сторон и, как велит обычай, им отдают поклон».

Кроме того сраженный Зигфрид все-таки успел проклясть тех, кто его скупил он проклинает не только убийц, но и весь их род. Уже умирающий герой заботится об участи сына, правда призывая на помощь бога: «Господь не допусти, чтоб он в людских глазах безвинно опорочен был с детства до могилы за то что низость некогда его родня свершила». Все это свидетельствует о силе родовых связей в то время.

Прежде чем отправится в долгий путь, Зигфрид просит родителей дозволить ему ехать, то есть благословения уставших как более мудрых, уважаемых, почитаемых.

Христианство. В поэме часто упоминаются христианские церковные обряды. Например описывая принятие Зигфрида «сана рыцаря», автор подробно рассказывает об обедни в храме «во славу Божью».

Моральные принципы и законы.

Язычество. Право владения короной и страной Зигфридом и Гюнтером и другими родственниками Геронт объясняет право родового наследования, где старшинство не имеет значения: «Зачем вам враждовать? Не станем у другого мы землю отбивать - и без того обширно бургундская страна. По праву нам, как отчина принадлежит она.

Христианство. Но и христианская мораль влияет на формирование законов в средневековое Европе. К примеру, Зигфрид в овеет на опасение отца Зигманда усмехается : «Отец, да что мне в том? Коль я свою невесту не получу добром ее я силой вырву у братьев – королей, а земли их и подданных возьму в придачу к ней». Зигманд же напоминает сыну о том, «что брать себе невесту не подобает силой».

Кроме того, при характеристики героев автор делает акцент на наличие в них христианских добродетелей. Часто упоминается и кодекс рыцарской чести.

Символика цвета, числа, стихии.

Язычество. Не случайными являются упоминания в тексте световой характеристики. Так, цветы от пролитой крови Зигфрида «вокруг покрылись багряною росой». Герой капля по капли лишается жизни (красной – цвет жизни). Труп Зигфрида был «положен на золоченный счит», золотой – цвет божественный, цвет славы.

Зигфрид отправился к бургундцам свататься к Кримхильде «самдвеннадцать».12 – число придельного совершенства, Зигфрид направляясь к «отважным Гутнеру и Герноту» всего с 12 отважными рыцарями, чувствует себя в полной безопасности.

В момент поражения копьем Зигфрид наклоняется к студеному ручью, чья «вода была чиста». Вода – стихия очищающая, чистая вода подчеркивает духовную чистоту героя.

Христианство. В данном эпизоде упоминание воды может соотноситься  и с религиозным обрядом омовения перед важными жизненными событиями.

Без винная, предательская гибель Зигфрида, как уже было отмечено, напоминают смерть Христа.

Символика числа часто также имеет христианское значение например: Зигфрид со своими спутниками прибывает в Вормс на седьмой день: «застал в пути героев рассвет седьмого дня». Семь – священное число, оно подчеркивает рыцарские достоинства героев.

  1. Заключительное слово учителя.

Таким образом в средневековом памятнике немецкая литература – эпосе «Песнь о Нибелунгах» мы видим, на сколько тесно переплелись два мировоззрения, языческое и христианское. Дуалистическое восприятие мира нашло в данном произведение наиболее полное отражение.

Блок музыки.

  1. Вступительное слово учителя.

        Как вам уже известно, христианство пришло в Западную Европу с Востока, поэтому на ранние мелодичные образы оказала влияние музыка Сирии, Египта, Палестины и других стран Востока. Католическая церковь настойчиво стремилась  объединить весь огромный и многоликий мир не только общей идеологией христианства, но и едиными принципами искусства. Музыка рассматривалась церковью как одно из важнейших средств влияние на людей.

До второй половины 4 века мотивы распевались всеми верующими. Первые песнопения хоров были примитивными: речитатив на одном звуке и небольшие мелодические фразы в начале и в конце строки. Но постепенно стали появляться и получили распространение первые певческие школы. Их центрами стали Неаполь, Болонья, Милан. В каждой школе складывались свои певческие традиции. Однако церковь настойчиво стремилась привести принципы и формы искусства к единству. Введение свода церковных песнопений связано с именем папы Григория Великого. Песнопения, вошедшие в первый свод, получили название Григорианского хорала.

  1. Вопросы для повторения материала.

         1. Почему хорал носит название Григорианского?

         2. Какие творческие традиции легли в основу хорала? Опыт каких певческих  школ представлен в хорале?

3. Что представляет собой хорал?

4. Что включает в себя круг песнопений?

5. Дошел ли до нас хорал в неизмененном виде и почему?

6. Какая часть осталась неизмененной до нашего времени?

3. Слушанье музыки (григорианский хорал).

В процессе слушания обратить внимание учащихся, как развивается мелодика.

Вопросы.

  1. Как развивается мелодия? Какая она по характеру?
  2. В каких условиях существовало развитие всех песнопений хорала?
  3. Что позитивного оставила музыка раннего Средневековья для последующих поколений?

4.Исполнение (одноголосно)отрывка из песни Я. Аркадельта «Ave Maria»

5. Беседа.

Распространение хорала на разных территориях шло не просто.

Как вы думаете, почему населению нелегко было воспринимать хорал?

С какими трудностями было связано введение хорала?

В след за гимнами стали возникать антигригорианские течения в музыке – секвенции.

Что представляет из себя секвенция? Когда и где они появились?

Секвенции нашли большое распространение, так как не могли быть запрещены церковью. Лишь в 16 веке церковь наложила запрет на исполнение секвенций.

Если церковное музыкальное искусство дошло до нас в примитивных записях, то народные песни практически не оставили своих следов в нотах и словах. Нои то немногое, что дошло до наших дней, дает представление о народной песни.

  1. кто и где исполнял народные песни?
  2. Какие темы звучали в народных песнях?
  3. Какие выразительные средства применялись народными музыкантами?
  4. Почему даже знать и церковнослужители не прочь были послушать народные песни?

6 исполнение народной песни (Песня жонглера).

Выводы.

С принятием христианства музыкальная культура Западной Европы в период раннего Средневековья развивалось по двум направлениям :

  1. Духовная музыка, в основе которой был григорианский хорал.
  2. Народная музыка, характер которой в многом сохранил языческие черты.

Выводы по всему уроку. 

                                                                                                                                                                                                   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Работа стекстом на уроках истории и обществознания"

В данном материале освещены мои способы организации работы с текстом на уроках истории и обществознания. Все они прошли апробацию на умоих уроках истории. Здесь представлены только проверенные методы ...

Творческая работа "Самостоятельная работа учащихся на уроках истории и обществознания"

Данная работа раскрывает актуальность темы, особенности организации самостоятельной работы, виды и формы организации самостоятельной работы на уроках и опыт моей педагогической деятельности....

"Самостоятельная работа учащихся на уроках истории"

Самостоятельная работа на уроках истории имеет большую практическую пользу при подготовке к ЕГЭ. Предусматривает работу с исторической картой, иллюстрациями , документами...

Дифференцированный подход в организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории

В статье приведены примеры заданий, позволяющих осуществлять индивидуально-дифференцированный подход на уроках истории....

Статья "Организация самостоятельной работы учащихся на уроках истории"

В статье рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы учащихся с учебником, документами, исторической картой....