"Самостоятельная работа учащихся на уроках истории"
статья по теме

Манасипова Наталья Германовна

Самостоятельная работа на уроках истории имеет большую практическую пользу при подготовке к ЕГЭ. Предусматривает работу с исторической картой, иллюстрациями , документами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самостоятельная деятельность учащихся на уроках истории.

                         Плохой учитель сообщает истину,

                         Хороший учит её находить.

   Как сказал античный философ : «Не для школы мы учимся, а для жизни мы учимся.»

В соответствии с востребованностью идей компетентностного подхода в современном образовании чрезвычайно важно, чтобы обучение не ограничивалось  фундаментальными  знаниями предметной области.  Современный ученик должен уметь анализировать каждую конкретную ситуацию, самостоятельно ставить задачи, выделять среди них главные и второстепенные. Достижению этой цели во многом способствует умение самостоятельно работать как на уроке так и во внеурочное время.

   Процесс формирования данного качества обеспечивается соблюдением важнейшего из условий – организации самостоятельной работы учеников.  Под самостоятельной работой понимается «вид учебно-познавательной деятельности по освоению образовательной программы, осуществляемой в определенной системе, при партнерском участии преподавателя в планировании и оценке достижения конкретного результата»

        Под самостоятельностью можно рассматривать как организационно-техническую сторону процесса, так и познавательную и практическую деятельность. Но более всего для развития самостоятельности учащихся имеет значение познавательная сторона, а не организационная. А именно -самостоятельные наблюдения, выводы, творческое применение знаний.

Самостоятельность - это качество личности; это деятельность: волевая, интеллектуальная и практическая; это выход творческим силам детской души. 

    Под умениями самостоятельной работы понимается осознанное владение способами и приемами учебной деятельности, основанное на использовании знаний о сущности и методах организации учебной деятельности. Под навыками самостоятельной работы понимается автоматизированное владение способами и приемами учебной деятельности. Выработка у учащихся навыков самостоятельной творческой работы - одна из центральных задач обучения.

   В настоящее время существуют общепринятые формы самостоятельной работы: урочная и внеурочная. Если первая проводится в присутствии и под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения заданий можно получить консультацию, то вторая, будучи собственно самостоятельной, нацелена на формирование умений работать в произвольном режиме времени, в удобные для учащего часы .

   Также можно выделить основные виды самостоятельной деятельности учащихся при изучении истории

1. Виды работы с учебником:

а) задания, связанные с поиском информации:

– найти в тексте ответ на поставленный вопрос;

– найти в тексте предложение, которое соответствует иллюстрации;

– найти и выписать (кратко сформулировать своими словами) определение исторического термина, понятия;

– прочитать отрывок, выделить главную мысль, главные факты и подчеркнуть карандашом;

-  найти и выписать (подчеркнуть, назвать) требуемые факты, примеры, имена, опорные слова для пересказа;

- по ходу чтения выполнить тестовые задания;

б) задания, связанные с развитием устной речи:

  1. прочитать и ответить на вопрос, требующий не простого нахождения ответа в тексте, а определенных мыслительных операций;

- прочитать и рассказать друг другу о прочитанном;

- «сжать» и «развернуть» информацию;

- почитав, рассказать о своих впечатлениях;

- составить предложения с новыми терминами;

в) задания, развивающие умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выявлять закономерности:

- ознакомившись с текстом или слушая рассказ, выделить причины явления, события, повод к нему;

- подобрать в тексте факты, доказывающие тезис;

- прочитав текст, выполнить задание, требующее умения анализировать текст, сопоставлять два и более текста, проверить сравнение;

- придумать к данному тексту вопросы;

- составить план рассказа (простой, сложный, тезисный, цитатный);

- заполнить таблицу: сравнительно-обощающую; хронологичекую, систематизирующую;

- составить схему.

2. Виды работы с документами:

  1. объяснить значение понятий, употребляющихся в тексте документа;
  2. сравнить текст документа с содержанием учебника;
  3. пользуясь памяткой, проанализировать исторический источник;
  4. используя документ, доказать тезис;
  5. выбрать главное и второстепенное в содержании документа, аргументировать свой выбор;
  6. ответьте на вопросы к документу.

3. Виды работы с картой.

  1. показать и описать на исторической карте границы государства, места сражений, районы восстаний и т.д.;
  2. описать геополитическое положение государства;
  3. сравнить карты 2, 3 эпох, на основе увиденных изменений сделать выводы о характере территориальных и политических изменений;
  4. выполнить задания на контурной карте с использованием атласа, настенной карты или по памяти;
  5. найти на карте и назвать включенные в легенду знаки;
  6. найти изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство.

4. Виды работы с иллюстрациями:

  1. провести элементарный анализ иллюстрации: выделить главное в изображении;
  2. пользуясь памяткой, проанализировать иллюстрацию, политическую карикатуру;
  3. составить описательный рассказ по картине;
  4. используя комплект иллюстраций, изображающих памятники архитектуры, распределить их по стилям, выделить характерные черты каждого стиля, описать памятник архитектуры;
  5. разместить в хронологической последовательности учебные картины;
  6. подобрать иллюстрации по теме;
  7. озвучить учебную картину (например: о чем говорят люди);
  8. рассказать какие исторические легенды или реальные события лежат в основе              

картины.

 

5. Виды работы со статистическими данными:

  1. словесно проиллюстрировать содержащуюся в таблице, графике, диаграмме информацию, проанализировать ее, сделать выводы;
  2. найти статистические данные в тексте, построить графики;
  3. сравнить данные 2 статистических источников, отметить моменты сходства, совпадения, сделать выводы.

6. Виды работы с дополнительной литературой:

  1. подобрать литературу по изучаемой теме, статично оформить список;
  2. составить рассказ, используя несколько источников;
  3. подготовить сообщение,  «цитатник», реферат;
  4. выполнить творческую работу.

8. Другие виды работы:

  1. подготовить монологический рассказ;
  2. решить познавательные задачи;
  3. проанализировать ответ товарища;
  4. письменно оформить выводы по теме;
  5. составить вопросы, задачи, тест, при помощи которого можно проверить знания одноклассников по пройденной теме;
  6. написать перечень вопросов, пройденных в теме, с отметкой «хорошо», «не очень», « не усвоил»;
  7. составить схему пройденного материала, в которой необходимо отразить основные понятия, изученные в теме, и связи между ними;
  8. составить характеристику исторической личности, события;
  9. составить мини-рассуждение по данной теме.

    В структуру самостоятельной работы я включаю три этапа: подготовительный, исполнительный и проверочный, в которые входят анализ задания, поиск способов его осуществления, составление плана работы, выполнение, проверка и оценка результатов.

       Эту структуру учащиеся должны знать и уметь применять на практике. Поэтому от этапа объяснения, показа на практике учителем, закрепления и применения знаний учащимися до формирования умений и навыков самостоятельной работы - долгий и непростой путь.

На первом этапе предполагается совместная работа учителя и ученика по

алгоритму последовательных указаний на необходимость совершения определённого действия:

  1. выполнение воспроизводящих самостоятельных работ по образцу;
  2. выполнение конструктивных самостоятельных работ (воспроизведение не просто знаний, а структуры знаний в целом, расширение сферы их применения, собственные выводы, достижение уровня продуктивной деятельности);
  3. выполнение эвристических работ (разрешение проблемных ситуаций, создаваемых учителем, приобретение опыта поисковой деятельности, овладение элементами творчества);
  4. выполнение исследовательских работ, приобретение опыта высказывания собственных суждений, умения оценивания на основе анализа.

       На втором этапе возможна полная самостоятельность (видение и формирование проблем в заданной ситуации, выдвижение гипотез их решения, разработка программы реализации, реализация, результат, рефлексия).

Постепенное развитие и нарастание самостоятельности учащихся и уровня их активности приведёт к возможности выбора индивидуального способа изучения материала на уроке и в последующем выполнении домашнего задания, а также к готовности к работе в библиотеке. Я применяю самостоятельную работу на уроке на различных его этапах: при подготовке к восприятию нового материала; при изучении новых знаний и формировании определённых навыков и умений; при обобщении и систематизации знаний.

        При организации самостоятельной работы можно воспользоваться существующей классификацией её типов и видов:

  1. по    форме    задания    (на    узнавание,    на    воспроизведение,    на преобразование, на выбор и творческие);
  2. по   оформлению   ответов   (устно   и   письменно,   схематически   и практически);
  3. по месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмысления, применения, обобщения и систематизации, контроля);
  4. по месту выполнения (на уроке, вне урока);
  5. по охвату учащихся (весь коллектив, группа или группы учащихся, один ученик).

       Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, учащиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной учителем. Можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться собственным мнением в устной или письменной форме; составить таблицу; выполнить практическое задание.

      Организация  самостоятельной  работы учащихся  на  уроке  требует определённых условий, обеспечивающих её успешность:

  1. Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме.
  2. Наличие сформированных умений и навыков самостоятельной работы (от элементарных до более сложных).
  3. Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие.
  4. Соотнесение объёма и сложности работы с темпом его выполнения.
  5. Осознание учеником цели и появление желания к её достижению.
  6. Использование различных форм деятельности учащихся для достижения поставленной цели: фронтальная работа (все ученики выполняют одно и то же задание); коллективная деятельность (каждый выполняет какую-то часть общего задания); индивидуальная работа (каждый ученик выполняет особое задание).
  7. Осознание учащимися результатов своих достижений.

     Моя учительская практика показывает, что эффективность урока во многом зависит от активизации самостоятельной деятельности учащихся, от соотношения используемых на уроке различных форм организации деятельности и их сочетаний: изложение знаний учителем и самостоятельная работа учащихся; воспроизводящие и творческие самостоятельные работы; фронтальные, групповые и индивидуальные занятия учащихся на уроке.

Группировка учащихся всегда должна быть гибкой (нельзя постоянно группировать сильных и слабых).

         Результаты самостоятельной работы обязательно обсуждаются и оцениваются в классе. Процесс самостоятельной деятельности учащихся сопровождается особой формой учета результатов их работы. Она стимулирует активность детей , выявляет их индивидуальные склонности и способности. Завожу на классы специальные дневники, в которых отмечается качество самостоятельно выполненных детьми работ .

 Критерии:

- Объем обработанного материала

- Логичность в изложении

- Оформление

- Умение защитить работу

 Показателем моей работы в реализации поставленной проблемы является увеличение времени, отводимого на самостоятельную деятельность, до 70%, что приводит к его уменьшению на выполнение домашнего задания. И домашняя работа действительно может стать самостоятельной.

   Самостоятельная работа учащихся - одна из важнейших функций учителя. Ведь знания можно предложить, показать, где и как взять, но овладеть ими каждый ученик должен самостоятельно.

   Таким образом в ходе самостоятельной работы учащийся может освоить основной теоретический материал по изучаемой теме (написание конспекта, составление словаря опорных понятий, выполнение терминологического диктанта, работа с нормативными документами), закрепить, систематизировать и углубить собственные знания (выполнение рекомендованных заданий в ходе работы с дополнительной литературой), обобщить, систематизировать, интерпретировать полученные знания (конструирование вербально-схематических опор); применить полученные знания в практической деятельности (подготовка и участие в учебной дискуссии, написание сочинения-рассуждения, выступление на конференции); формировать собственную мировоззренческую позицию (написание реферата). Кроме того, такая деятельность способствует решению так называемых «сверхзадач», связанных с формированием информационно-коммуникативной компетентности: учащися учится работать с различными источниками информации (специальная учебная и научная литература, Интернет,  СМИ и др.); находить, отбирать, структурировать и оформлять найденный материал с учётом специфики выполняемого задания.

   Проведенный опрос учеников показал, что наибольший интерес вызывают задания творческого характера, которые требуют поиска нестандартного решения, связанные с выражением собственной точки зрения на вопрос или проблему, с констуированием вербально-схематических опор, формулированием проблемных вопросов, подготовкой проектов.

   Однако, как отмечают респонденты, выполнение именно такого рода заданий вызывает больше трудностей. Это, прежде всего, связано с тем, что для продуктивного выполнения данных заданий необходимо полное погружение в суть вопроса, что требует проработки большого объёма учебной литературы, поиска дополнительной информации и долговременной работы с ней.

   Для успешного решения этой и других трудностей при выполнении заданий для самостоятельной работы предлагаю использовать следующие рекомендации:

1. Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируйте  цель предстоящей деятельности.

 2. Подумайте и до конца осознайте, почему вы будете это делать, для чего это нужно. 

 3. Оцените и проанализируйте возможные пути достижения  цели постарайтесь учесть все варианты.  

4. Выберите оптимальный вариант, учитывая все обстоятельства и взвесив все условия.  

5. Наметьте промежуточные этапы предстоящей работы,  определите время выполнения каждого этапа.  

6. Во время реализации плана постоянно контролируйте себя  и свою деятельность, корректируйте работу с учетом получаемых  результатов, т. е. осуществляйте и используйте обратную связь. 

 7. По окончании работы проанализируйте ее результаты,  оцените степень их совпадения с поставленной целью, учтите  сделанные ошибки, чтобы избежать их в предстоящей деятельности.

   Таким образом, самостоятельная работа способствует не только освоению учебного материала, но и формирует практико-ориентированные умения.  

Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы: 

  1. Систематическое проведение самостоятельных работ позволяет улучшить качество знаний.
  2. Самостоятельные работы решают поставленные развивающие задачи.
  3. Самостоятельная деятельность вызывает проявление познавательной активности у учащихся, делает их уверенной личностью.