Разработка урока для 11 класса
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

Шишков Илья Константинович

тема урока - революция Горбачева

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Революция Горбачёва»

Цели урока: Реконструировать на основе изучения комплекса источников события перестройки, оценить их с точки зрения процесса демократизации страны. Через работу с источниками формировать критическое мышление.

Форма урока: лабораторное занятие по модели «обмен знаниями».

Эпиграф: «Я бы поставил знак равенства между словами перестройка и революция».

(М.С. Горбачёв).

Ход урока:

Ученики разделяются на 6 малых групп для изучения соответственно 6 проблем. Каждая группа получает свой «пакет» источников и перечень «ключевых фраз», на которые надо обратить внимание в пикетах и уметь объяснить их смысл.

В группах ученики реконструировать события перестройки на основе источников и готовятся к освещению своей проблемы по следующим вопросам:

  1. Основные направления преобразований, их причины и цели.
  2. Методы осуществления.
  3. Отношения к преобразованиям в СССР и за рубежом (официальные источники, «устная история»).
  4. Насколько последовательны были преобразования? Были ли отступления? С какими трудностями пришлось встретиться?
  5. Результаты преобразований (предусмотренные и неожиданные, немедленные и отдалённые во времени).
  6. Можно ли сказать, что данные преобразования способствовали демократизации в стране?

Темы и ключевые фразы для групп:

1. Антиалкогольная кампания.

«Нормированная продажа»

«Ажиотажный спрос»

2. Курс на ускорение.

«Инвестиционная политика», «Госприемка», «Индивидуальная трудовая деятельность», «Активизация человеческого фактора»

3. Политика гласности.

«Планка допускавшейся открытости», «Отходы гласности», «Самиздат», «Жизнь с головой, повернутой назад»

4. Общественная инициатива.

«Неформалы», «Общественные самодеятельные организации»

5. Политические реформы.

«Альтернативные выборы», «Кандидат от общественной организации», «Агрессивно-послушное большинство».

6. Многопартийность.

«6-я статья Конституции», «Нарождавшаяся оппозиция».

На этапе «обмена знаниями» группы выступают по очереди, а по ходу их выступлений класс заполняет таблицу «События перестройки»

На этапе закрепления материала:

1) Игровая ситуация «Пойми меня». Каждая группа изготавливает плакат, содержащий лозунг, который мог бы появиться в период перестройки. Задача других групп: «прочитать плакат», объяснить, какие требования выдвигаются, кто и когда мог выдвинуть эти требования.

2) Дискуссионное задание «Спорное мнение». На обсуждение предлагаются 2 разных мнений

а) «Гласность обострила трудности партийного руководства»

б) «Гласность облегчила деятельность партийного аппарата»

Каждая группа подтверждает свою точку зрения источниками из учебника «История России 2 половины 20 века» Международного проекта «Уроки Клио», часть 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...

Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева

Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...

Разработка урока 8 класса "Решение экспериментальных задач по основным классам неорганических соединени"

Практическое занятие в 8 классе после изучения раздела "Классы неорганических соединений"...

Разработка урока 6 класс УМК Ю.А. Комарова, К. Гренджер. «Урок межпредметных связей. Доисторический период»

ТемаУрок межпредметных связей. Доисторический период.  (раздел 7)Тип урокакомбинированныйЦельРазвивать умения во всех видах речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал по теме &la...