"Крепостной или раб".
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Урок для интегрированного курса "Россия и мир". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krepostnoy_ili_rab._10_klass.doc458.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Урок истории в 10 классе

                                       «Крепостной или раб».


     Целесообразно проведение этого занятия в рамках тематического блока «Россия во второй половине XIX века». Изучение данной темы необходимо для концентрического подхода в изучении истории.
Актуальность данного занятия обусловлена проблемами модернизации в современной России.

Цели урока:
образовательные – сравнить системы крепостничества и рабства, выявить общие и различные черты; выяснить в ходе дискуссии вопрос – являлись ли крепостные крестьяне рабами.

развивающие – развитие навыков анализа, работы с историческими источниками; развитие логического мышления; формирование навыков вести дискуссию.

воспитательные – воспитание у учащихся чувства уважения к свободе личности, толерантности.

                                         План урока:
I
. Экскурсия в XIX век:
а) Юг Североамериканских Соединенных Штатов;

б) Центр Российской империи.
II. Жизнь крепостных крестьян.
III. Жизнь американских рабов.
IV. Крепостной или раб? (дискуссия)
V.  Подведение итогов.
                                             
Ход урока:

I. Рассказ-экскурсия учителя.
  Учитель предлагает учащимся побывать на Юге США XIX века. Заочная экскурсия сопровождается кадрами из кинофильма «Унесенные ветром».
По завершению экскурсии учащимся предлагается перенестись в Россию в тот же период.
   С заранее подготовленными сообщениями выступают учащиеся.

Сообщение 1 – рассказ о жизни крепостных подготовленный на основе «Записок охотника» И.С. Тургенева.
Сообщение 2 – образ помещика в «Записках охотника» И.С. Тургенева.

II. Для изучения жизни крепостных крестьян и рабов учащиеся делятся на две группы: 1 группа – эксперты по рабству;
                    2 группа – эксперты по крепостным.
Группам экспертов даются задания для работы с источниками: документами и иллюстрациями.
   Задания 1 группе:
 
                                       Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».


   
               


                           
                               Вопросы к документу:
1. Что вы знаете об авторе этого документа?
2. Когда было написано это произведение?
3. О чем идет речь в документе?
4. Подумайте, частыми ли были такие события в то время?
5. Попробуйте определить отношение автора к торгам?
6. Что можно сказать о положении рабов?
7. Обладали ли рабы какими-нибудь правами?


   

                                  Дом плантатора на американском Юге.

     

                                                   Хижина семьи рабов.

                                          Вопросы к иллюстрациям:


1. Опишите дом плантатора.
2. Опишите хижину рабов.
3. Сравните условия, в которых жили плантаторы и рабы.
4. Являлся ли раб собственником жилья?
5. Предположите, сколько человек могло жить в такой хижине?

Задания 2 группе:

 А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».

                                   

                                 Вопросы к документу:
1. Что вы знаете об авторе этого документа?
2. Когда было написано это произведение?
3. О чем идет речь в документе?
4. Подумайте, частыми ли были такие события в то время?
5. Почему крестьян выставили на торги?
6. Попробуйте определить отношение автора к торгам?
7. Что можно сказать о положении крестьян?

   

               Усадебный дом Спасского-Лутовинова (имение Тургеневых).


                                           Улица села Спасского-Лутовинова.                                       
                         
                 Вопросы к иллюстрациям:
1. Опишите усадьбу Тургеневых.
2. Опишите крестьянские избы.
3. Сравните условия, в которых жили помещики и крепостные.
4. Являлся ли крепостной собственником жилья?
5. Предположите, сколько человек могло жить в такой избе?




После окончания работы групп учитель предлагает учащимся вопросы для обобщения (закрепление материала):


                             Вопросы для обобщения (работа с документами):

1. Сравните аукцион рабов и торги крестьян. Найдите общее и различное.
2. Как вы думаете, в чем заключаются причины продажи рабов и крестьян?
3. Сравните положение крестьян и рабов-негров. Что общего и различного?
4. Почему в России и США практически одновременно выдвигались требования отменить крепостное право и рабство?


                             Вопросы для обобщения (работа с иллюстрациями):

1. Сравните дом плантатора и усадьбу помещика. Найдите общее и различное.
2. Сравните хижину раба и избу крепостного крестьянина. Найдите общее и различное.
3. Сравните имущественное положение крестьян и рабов-негров. Что общего и различного?


IV.  После закрепления итогов работы экспертов следует небольшая дискуссия. Главный вопрос дискуссии – Были крепостные крестьяне в России рабами или нет? Для дискуссии учащимся предлагается две точки зрения: а) крепостные крестьяне и американские рабы имели одинаковое положение;
            б) крепостные крестьяне отличались от негров-рабов.  

   На основе полученных знаний учащиеся находят доказательства приведенным точкам зрения. Здесь возможны варианты дискуссии: учащиеся делятся на две группы и каждая группа отстаивает соответствующую точку зрения; выступают несколько учащихся приводя доказательства выбранной точки зрения.

V.  Подводя итоги, учитель предлагает учащимся записать в виде кластера основные выводы занятия.
 
                                           

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отмена крепостного права

Отмена крепостного права  в 1861 г....

Отмена крепостного права в России

Презентация к уроку по истории России в 8 классе...

план-конспект урока по истории России в 8 классе на тему "отмена крепостного права" (на татарском языке)

Буа районы Иске Суыксу урта гомуми белем бирү мәктәбенең тарих укытучысы Заһидуллина Гөлнар Мәхмүтгәрәй   кызының 8нче сыйныфта Россия тарихыннан үткәрелгән дәрес эшкәртмәсе....

конспект урока "Отмена крепостного права в России" с интерактивными дидактическими материалами

Материал содержит кнспект урока, лист опроса, задания для интерактивной доски, тестирование по теме....

Лекция "Отмена крепостного права в России"

Разработка конспекта лекции на урок в 10 классе по теме "Отмена крепосного права в России"...