История города Апшеронска.
план-конспект урока по истории на тему
История города Апшеронска
В сентябре этого года г. Апшеронск отмечает 150-летие.
Станица Апшеронская основана в 1863 году на реке Пшеха. В 1931 году преобразована в рабочий посёлок, а 23 октября 1947 года – в город Апшеронск. Первые 202 поселенца прибыли сюда в середине мая 1863 года:
По закону Российской империи Александр II приказом от 3 сентября 1863 года соизволил высочайше утвердить поименованные станицы Апшеронская, Кубанская, Ширванская, Самурская Штаб-квартира 26-го Апшеронского конного полка находилась в ст-це Апшеронской в здании атаманского правления (теперь по адресу: угол улиц Ленина и Кооперативной).
Уже к концу 1863 года в ст-це Апшеронской насчитывалось 1010 человек. В 1863 году открыта первая школа, учителем которой был урядник Ерёменко, хранителем газет – хорунжий Цуревский. В 1871 году открыто двухклассное казачье училище. В 1888 году построена войсковая больница на 25 коек, в которой проведено 68 операций. В 1890 году начала работать церковно-приходская школа.
Первыми поселенцами станицы, прибывшими по жребию, были Селезнев, Носов, Черкашин, Ноздрин, Чепура и др. Старожилы считают, что первым начал строить гражданский объект (жильё) казак Семён Фёдорович Селезнев.
Первым атаманом станицы Апшеронской был избран донской казак Ноздрин Михаил Михайлович. Атаманское правление длилось 38 лет. За это время построены два ступочных завода, три мельницы, маслобойня, лесопильный и кирпичный заводы, открыты школа, два классных казачьих училища, войсковая больница на 25 коек, церковно-приходская школа.
В районе станицы Апшеронской имелись залежи нефти, однако их разработки промышленного значения не имели.
В 1909 году с глубины 185 м на участке южного отвода ударил мощный фонтан лёгкой нефти (владелец участка купец Семитропников), слава о кубанской нефти разнеслась по всему миру. Начинается рост населения. 1863 – 1010 человек, 1893 – 1500, а в 1917 – 5200 человек. Сегодня в районе проживает около 100000 человек.
В 1910 году в станице Апшеронской был организован совет нефтепромышленников, развёрнуто строительство жилья.
В первые годы советских пятилеток была построена центральная электростанция (ЦЭС). В 1927 году на базе Апшеронского лесозаготовительного участка Северо-Кавказского отделения путей сообщения (занимались производством шпал, в том числе и на экспорт) был основан Апшеронский леспромхоз. В 1932 году завершено строительство УЗК. В Апшеронске работал лесозавод с одной пилорамой с приводом от паровой машины. В 1935 году в Апшеронский леспромхоз вошли лесозаготовительные участки: Апшеронский, Черниговский и Мезмайский, где строились лесозаводы и другие объекты социального и культурного назначения. Леспромхоз был оснащён станками, машинами и оборудованием. К 1990 году число работающих на нем насчитывало 4 тысячи человек.
В 1932 году вступают в строй Апшеронский молокозавод и комбинат бытового обслуживания. В это время начинают производить продукцию Апшеронский пищекомбинат и плодосовхоз.
Но мирное строительство прерывает Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Апшеронцы, как и весь советский народ, внесли свой вклад в разгром фашистских войск. В ряды Красной армии были призваны 16320 апшеронцев. 13209 человек не вернулись с фронтов Великой Отечественной войны, из них 7764 – пропали без вести.
В районе было замучено, расстреляно и повешено более 300 человек.
Восстановление народного хозяйства началось после проведения собрания партийного актива 21 марта 1943 года. Уже в 1944 году пущена первая очередь электростанции и дано электричество на нефтепромыслы. В 1943 году вступили в строй авторемонтный завод и лесоторговая база, в 1944 году – лесокомбинат крайтопа, в 1946 году – лесокомбинат крайпотребсоюза и Нефтегорский лесозавод, восстанавливается УЗК и дорога широкой колеи.
В 1950 годы образован совхоз «Медпром», в этот период начинает выпускать свою продукцию АТРЗ (ныне завод «Лессельмаш»). В городе появляются первые автобусы – начинает работать автохозяйство. В это же время начинается реконструкция улицы Ленина, здесь появляются первые двухэтажные дома, автоматическая телефонная станция (хотя строилась как жилой дом). В 1954 году вступает в строй завод «Музлесдрев».
В 60-е годы активно строятся жилые дома, общежития, продолжается реконструкция улиц Ленина и Ворошилова, прокладывается канализация и строятся очистные сооружения ДОКа. Быстрыми темпами развиваются лесозаготовительная и лесоперерабатывающая промышленность, увеличивается добыча нефти и газа. АРЗ и АТРЗ из мастерских превращаются в крупные заводы с литейным производством, цехами электросварки, токарными и другими. Сдаётся в эксплуатацию завод торгового оборудования.
70 годы дали городу воду из реки Серебрячки, произошла реконструкция центральных улиц, прокладывается ливневая канализация, вводятся в строй жилые дома горисполкома, кооперативный и ведомственные дома ПДО «Апшеронск», ЗТО, ОЭЗ, завода «Лесхозмаш» и др. Строятся Ленинский и Тухинский мосты, поликлиника на 500 посетителей, больница ПДО «Апшеронск», цех ламинирования, кинотеатр «Юбилейный», техникум, средние школы №№ 1, 2 и 18. Открываются новые городские маршруты автобусов, построен Апшеронский автовокзал, железнодорожный вокзал, санэпидемстанция, промышленная электростанция в районе ОЭЗ и много других объектов промышленного назначения.
В 80 завершается строительство первой очереди ЦРБ завершено строительство здания горисполкома (сейчас в нём располагается управление социальной защиты населения). Построены канализация ОЭЗ и завода «Лесельмаш», детский сад ПДО «Апшеронск» и детский сад № 39, Дом культуры «Октябрь», исполкомом горсовета и предприятиями города возводятся жилые дома.
малая родина
Первые 202 поселенца
расположились у рек Пшехи и Тухи…
(историческая справка)
Апшеронск и его окрестности по праву считаются одними из красивейших уголков нашей Кубани. Богата, интересна и содержательна жизнь города, носящего имя прославленного своими подвигами Апшеронского полка, ещё на рубеже 18 и 19 столетий отметившего своё двухсотлетие.
Великий русский писатель Л.Н. Толстой во всемирно известном романе «Война и мир» с теплотой и гордостью не раз рассказывал о храбро сражавшихся «молодцах апшеронцах», внуки и правнуки которых в 1863 году основали станицу Апшеронскую, ставшую впоследствии городом.
В сентябре этого года (хотя надо бы в мае) г. Апшеронск отмечает 147-летие. О людях, их роли в становлении и развитии Апшеронска и пойдёт речь в этой статье.
Краткая историческая справка: станица Апшеронская основана в 1863 году на реке Пшеха. В 1931 году преобразована в рабочий посёлок, а 23 октября 1947 года – в город Апшеронск. Первые 202 поселенца прибыли сюда в середине мая 1863 года: 49 черноморцев, 91 дончанин, 56 государственных крестьян, две семьи офицеров. Они стали располагаться у места впадения реки Туха в реку Пшеха.
С мая 1863 года по январь 1871 года станица управлялась станичным управлением во главе с войсковым начальником, назначенным командиром полка. И первым войсковым начальником был назначен сотник Дугин. А с первого января 1871 года полковое управление было упразднено (к этому времени Кубанский край преобразован в Кубанскую область), станица стала управляться выборными атаманами.
По закону Российской империи Александр II приказом от 3 сентября 1863 года соизволил высочайше утвердить поименованные станицы Апшеронская, Кубанская, Ширванская, Самурская (видимо, поэтому день города отмечается в сентябре). Штаб-квартира 26-го Апшеронского конного полка находилась в ст-це Апшеронской в здании атаманского правления (теперь по адресу: угол улиц Ленина и Кооперативной).
Уже к концу 1863 года в ст-це Апшеронской насчитывалось 1010 человек. В 1863 году открыта первая школа, учителем которой был урядник Ерёменко, хранителем газет – хорунжий Цуревский. В 1871 году открыто двухклассное казачье училище. В 1888 году построена войсковая больница на 25 коек, в которой проведено 68 операций. В 1890 году начала работать церковно-приходская школа.
Первым командиром 26-го Апшеронского конного полка был подполковник Александр Васильевич Пистолькорс (Пистоль-Корс). Интересен один из документов, подписанных командиром полка, касающийся обустройства станиц (смотрите врезку).
А уже 17 сентября 1863 года командир 26-го полка отмечает, что «станица Апшеронская во всём хозяйственном устройстве своём должна служить образцом».
Первыми поселенцами станицы, прибывшими по жребию, были Селезнев, Носов, Черкашин, Ноздрин, Чепура и др. Старожилы считают, что первым начал строить гражданский объект (жильё) казак Семён Фёдорович Селезнев.
Врезка:
Приказ № 57 от мая 31 дня 1863 года, ст-ца Апшеронская.
«Замечено мною, что жители Пшехской станицы, поселяясь в ней в прошлом году, порыли землянки и удовольствовались тем, что устроили себе хотя какое-либо помещение на зиму, и вовсе уже не заботятся о дальнейших постройках, отчего развилась страшная болезнь в людях. А так как станицы 26-го полка со всех сторон окружены лесом, что даёт возможность строить сухие и здоровые здания, то прошу станичных и войсковых начальников станиц вверенного мне полка строго следить, чтобы впредь не рылись новоприезжающими землянки, а прямо возводились бы деревянные хорошие дома, которые должны строиться не в среднем дворе, а прямо на передней черте отведённой каждому усадьбы, и не боком, а фронтом на главную улицу. Крыши в домах должны быть без напусков вперёд, а в разрез, на манер русских изб, и в переднем фронте дома должны быть непременно два больших света.
Войскам, расположенным по станицам, также воспретить копать землянки, ибо по уходу их из станиц обыкновенно эти землянки забрасываются всякой нечистотою и навозом, гниение которого имеет также вредное влияние на здоровье жителей.
Предваряю, что неисполнение в точности приказа этого падает на ответственных станичных и войсковых начальников».
Командир 26-го полка, подполковник Пистолькорс.
А нефть меняли на хлеб и другие товары…
(историческая справка)
(Продолжение.
Начало в «АР» № 96
от 7.09.2010 г.).
Первым атаманом станицы Апшеронской был избран донской казак Ноздрин Михаил Михайлович (1871-1880 г.г. – 3 срока). Затем последовательно избирались: Яков Минаев (1881-1887 – 2 срока), Тимофей Морозов (1887-1890), Карп Шевченко (1890-1893), Кондрат Супрунов (1893-1899), Семён Стаканов (1902-1905), Тимофей Погиба (1905-1908), Семён Назаренко (1908-1910), Владимир Гиацинтов (1910-1913), Николай Дорошенко (1913-1916), Андрей Галкин (1916 – по январь 1918). Атаманское правление длилось 38 лет. За это время построены два ступочных завода, три мельницы, маслобойня, лесопильный и кирпичный заводы, открыты школа, два классных казачьих училища, войсковая больница на 25 коек, церковно-приходская школа.
В районе станицы Апшеронской имелись залежи нефти, однако их разработки промышленного значения не имели. Хотя ещё до заселения станиц Апшеронской, Ширванской, Нефтяной, Хадыженской, Кабардинской здесь имелись выходы нефти на поверхность земли. После заселения жители копали неглубокие колодцы, собирали нефть, наполняли ею деревянные бочки и вывозили в Майкоп, Усть-Лабинскую и дальше для обмена на хлеб и другие товары первой необходимости. Казачье войсковое правление почему-то интереса к разработке залежей нефти не проявляло. И только в начале XX века (1906-1907) Кубанское войсковое управление разрешило приступить к разработке нефтяных месторождений. Деятельное участие в этой работе принимал горный инженер В.И. Виндт.
Войсковое управление продавало участки (данных о стоимости нет), но их владельцы, кроме всего, платили 25 рублей ежегодно арендную плату с десятины. Войсковая казна стала получать дополнительные средства. Определённое развитие получила и станица Апшеронская. И когда в 1909 году с глубины 185 м на участке южного отвода ударил мощный фонтан лёгкой нефти (владелец участка купец Семитропников), слава о кубанской нефти разнеслась по всему миру. Началась торговля участками. В основном, орудовали английские комиссии, предприниматели сумели быстро прибрать к рукам разведку и добычу нефти в нашем районе. Владельцами нефтепромыслов являлись частные лица: князь Салтыков, купец Семитропников, инженер Виндт, поляк Бегульский, итальянец Пени. Но основная доля принадлежала английским предпринимателям под общим названием «А.А. Андрейс». Начинается рост населения. 1863 – 1010 человек, 1893 – 1500, а в 1917 – 5200 человек.
В 1910 году в станице Апшеронской был организован совет нефтепромышленников, развёрнуто строительство жилья. Строились водокачка в станице Ширванской, нефтекачки №№ 6, 8 для подачи нефти в Туапсе и Краснодар (Екатеринодар); завод по производству керосина (ст-ца Ширванская). Склад готовой продукции завода находился на 9 км (шоссе Апшеронск-Майкоп). В 1915 году завод был переведён в Екатеринодар.
Большая заслуга по разведке нефтяных площадей и их описанию принадлежит академику Губкину Ивану Михайловичу, работавшему в районе в 1911-1913 годах.
1 августа 1914 года началась война с Германией, рабочие и служащие в возрасте до 35 лет подлежали мобилизации, добыча нефти стала уменьшаться. Многие нефтепромышленники ликвидировали свои нефтяные промыслы, работали только англичане. К началу 1918 года стали возвращаться фронтовики. Был создан комитет союза горнорабочих и служащих: Этцигер, Клеменов, Потапов, Мельников, Стрыгин, Болтенко, Буянов, Херселов, Ярсиев, Сироткин, Кривчик, Витов, Сайфутдинов. На промыслах тогда работали 550 человек, они были подчинены Майкопскому отделу, поэтому назывались «Майкопские промыслы».
13 тысяч 209 апшеронцев
не вернулись с войны…
(историческая справка)
(Продолжение. Начало
в «АР» №№ 96, 97).
Началась гражданская война, населённые пункты района, как и станица Апшеронская, переходили из рук в руки. Комитет союза горнорабочих переизбран (многие ушли на фронт), в его состав вошли: Стрыгин, Литовченко, Бондаренко, Борисов, Правоторов, Евтихеев, Асриев, Болтенко, Четверик. Он стал называться Советом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Первыми руководителями Апшеронского станичного Совета стали: председатель – Ломадзе, комиссар – Трофим Филонов, помощник комиссара – Семён Тиньгаев, заведующий военным отделом - Николай Морозов.
Население всячески помогало молодой Красной армии. В боях за установление советской власти в станице Апшеронской погибли первый председатель ревкома Сидоренко, бойцы части особого назначения (ЧОН) Чернобай, Белоусов, Галушкин, Василенко и многие-многие другие.
В 1922 году была организована Апшеронская волость, первым председателем волисполкома стал С.Д. Тиньгаев. А несколько раньше (6 апреля 1920 года) из г. Майкопа приехала комиссия по национализации Майкопских нефтяных промыслов. Возглавлял комиссию Пётр Ильич Сиуда, в состав комиссии вошли: Дешевой, Лужбин, Правоторов, Герш, Ермаков. Были подготовлены и подписаны документы о передаче Майкопских нефтяных промыслов советскому государству, произведена полная инвентаризация имущества промыслов. Близость нефтяных промыслов и наличие большого количества ценного леса явились толчком бурного промышленного строительства.
В первые годы советских пятилеток была построена центральная электростанция (ЦЭС), что значительно повысило производительность нефтепромыслов и дало возможность развивать другие отрасли и виды промышленного производства. В это же время строится железнодорожная ветка Белореченск-Апшеронск, значительно ускоряя процесс индустриализации.
В 1927 году на базе Апшеронского лесозаготовительного участка Северо-Кавказского отделения путей сообщения (занимались производством шпал, в том числе и на экспорт) был основан Апшеронский леспромхоз. Ещё в 1925 году сюда по путёвкам приехали 250 комсомольцев во главе с Иваном Марковичем Чабой. Кроме шпал, необходимых для быстроразвивающихся железнодорожных путей молодой Республики Советов, они стали производить стойки для шахт и рудников, мебельные заготовки, ложеболванки, обозные изделия, заготовки для спиц артиллерийских лафетов. Уже в 1931 году на ступочном заводе станицы Апшеронской производились заготовки ступиц для Россельмаша.
В 1932 году завершено строительство УЗК. В Апшеронске работал лесозавод с одной пилорамой с приводом от паровой машины. В 1935 году в Апшеронский леспромхоз вошли лесозаготовительные участки: Апшеронский, Черниговский и Мезмайский, где строились лесозаводы и другие объекты социального и культурного назначения. Леспромхоз был оснащён станками, машинами и оборудованием. К 1990 году число работающих на нем насчитывало 4 тысячи человек.
В 1932 году вступают в строй Апшеронский молокозавод и комбинат бытового обслуживания. С 1937 по 1940 год председателем исполкома станичного Совета избирается Фёдор Степанович Ударов. В это время начинают производить продукцию Апшеронский пищекомбинат и плодосовхоз.
Но мирное строительство прерывает Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Апшеронцы, как и весь советский народ, внесли свой вклад в разгром фашистских войск. В ряды Красной армии были призваны 16320 апшеронцев. 13209 человек не вернулись с фронтов Великой Отечественной войны, из них 7764 – пропали без вести. Враг, орудовавший в районе в течение шести месяцев (с августа 1942 года по февраль 1943 года), разорил народное хозяйство. Только торговой сети города был нанесён ущерб 1 млн. 274 тысячи рублей.
Было уничтожено 10 столовых, 22 магазина, расхищено материальных ценностей на 1 млн 53 тысячи рублей, полностью разрушено пригородное хозяйство. Лесокомбинату нанесён ущерб на 25 млн рублей. Немцы разрушили узкоколейную железную дорогу и дорогу широкой колеи, школы, больницы, клубы, библиотеки и жилые дома. Было уничтожено 2500 голов крупного рогатого скота, посевные площади сократились в районе с 18855 га до 2707 га, урожайность озимой пшеницы снизилась до 5,4 ц/га, ячменя – 6,3 ц/га, овса – 4,7 ц/га, табака – 2,6 ц/га. Коммунальному хозяйству нанесён ущерб на 270 млн рублей. В районе было замучено, расстреляно и повешено более 300 человек.
Восстановление народного хозяйства началось после проведения собрания партийного актива 21 марта 1943 года. Уже в 1944 году пущена первая очередь электростанции и дано электричество на нефтепромыслы. В 1943 году вступили в строй авторемонтный завод и лесоторговая база, в 1944 году – лесокомбинат крайтопа, в 1946 году – лесокомбинат крайпотребсоюза и Нефтегорский лесозавод, восстанавливается УЗК и дорога широкой колеи.
В октябре 1947 года станица
Апшеронская переименована в город…
(историческая справка)
(Окончание. Начало
в №№ 96, 97, 100).
Особо яркими и значимыми событиями отмечаются годы, когда председателем исполкома был избран Сергей Ануфриевич Азаренок (1947-1949). Это при нём вступает в строй Апшеронский мехлесхоз и Указом Президиума Верховного Совета РСФСР № 615/8 от 23 октября 1947 года станица Апшеронская переименовывается в город Апшеронск.
В 1950 году образован совхоз «Медпром» (при председателе исполкома городского Совета Фёдоре Терентьевиче Жигулине). С 1950 по 1952 годы председателем исполкома горсовета избирается Иван Петрович Жданов, а с 1952 по 1953 годы – Александр Васильевич Проскуряков. В это время продолжается совершенствование социальной инфраструктуры города, восстанавливаются колхозы и предприятия торговли, строятся библиотеки и магазины, детские дошкольные учреждения.
С февраля 1953 по март 1957 года председателем горисполкома работает Михаил Николаевич Орлов. В этот период начинает выпускать свою продукцию АТРЗ (ныне завод «Лессельмаш»). В городе появляются первые автобусы – начинает работать автохозяйство. В это же время начинается реконструкция улицы Ленина, здесь появляются первые двухэтажные дома, автоматическая телефонная станция (хотя строилась как жилой дом). В 1954 году вступает в строй завод «Музлесдрев».
С марта 1957 по июнь 1961 года председателем исполкома горсовета работает Николай Семёнович Асабин. При нём создаётся СМУ-39, начинается строительство деревообрабатывающего комбината (ДОКа). Основное внимание власти города направляется на увеличение объёмов производства, особенно на ДОКе, где последовательно вводятся в строй цеха: ДСП, клееной фанеры, лесозавод.
В это время председателями горсовета работают Николай Константинович Цурупов (30.06.1961-16.03.1965 г.г.); Михаил Васильевич Тюрин (16.03.1965-22.03.1967 г.г.); Анатолий Степанович Грищенко (22.03.1967-21.03.1969 г.г.)
Активно строятся жилые дома, общежития, продолжается реконструкция улиц Ленина и Ворошилова, прокладывается канализация и строятся очистные сооружения ДОКа. Быстрыми темпами развиваются лесозаготовительная и лесоперерабатывающая промышленность, увеличивается добыча нефти и газа. АРЗ и АТРЗ из мастерских превращаются в крупные заводы с литейным производством, цехами электросварки, токарными и другими. Сдаётся в эксплуатацию завод торгового оборудования.
21 марта 1969 года председателем исполкома горсовета избирается Алексей Алексеевич Чичкунов, который работает до 23 мая 1978 года. За это время город получает воду из реки Серебрячки, завершается реконструкция центральных улиц, прокладывается ливневая канализация, вводятся в строй жилые дома горисполкома, кооперативный и ведомственные дома ПДО «Апшеронск», ЗТО, ОЭЗ, завода «Лесхозмаш» и др. Строятся Ленинский и Тухинский мосты, поликлиника на 500 посетителей, больница ПДО «Апшеронск», цех ламинирования, кинотеатр «Юбилейный», техникум, средние школы №№ 1, 2 и 18. Открываются новые городские маршруты автобусов, построен Апшеронский автовокзал, железнодорожный вокзал, санэпидемстанция, промышленная электростанция в районе ОЭЗ и много других объектов промышленного назначения.
Город становится крупным промышленным центром Кубани. Продукция предприятий и совхоза высокой культуры земледелия «Союзлекраспром» поступает во многие города СССР и другие страны мира.
Со временем Апшеронск превращается и в город-курорт. В санаторий «Солнечная поляна», санаторий-профилакторий «Светлый» и в бальнеолечебницу ПДО «Апшеронск» приезжают поправить своё здоровье тысячи советских людей.
С 23 мая по 15 сентября 1978 года обязанности председателя исполкома исполняет Вячеслав Петрович Москвичёв, в сентябре 1978 года председателем исполкома избирается Михаил Михайлович Тарасенко, проработавший в этой должности до мая 1984 года, это время начинается строительство центральной районной больницы, целый комплекс жилых домов («пентагон») и другие социальные объекты.
С мая 1984 года по сентябрь 1986 года председателем горисполкома работает Станислав Иванович Зинченко, на этом посту его сменяет Владимир Павлович Киселев, затем его обязанности недолго исполняет Евгения Владимировна Королькова. 16 марта 1990 года председателем исполкома горсовета избирается Владимир Александрович Полушин, который проработал в этой должности до 28 января 1993 года.
С 1982 по 1993 годы в городе строятся цех рулонного пластика и завод мебельных деталей ПДО «Апшеронск», завершается строительство первой очереди ЦРБ (строительство второй очереди ЦРБ не начато). Отремонтирован Ленинский мост, завершено строительство здания горисполкома (сейчас в нём располагается управление социальной защиты населения). Построены канализация ОЭЗ и завода «Лесельмаш», детский сад ПДО «Апшеронск» и детский сад № 39, Дом культуры «Октябрь», исполкомом горсовета и предприятиями города возводятся жилые дома.
Всё это делалось в соответствии с текущими и перспективными планами социально-экономического развития города, под неусыпным контролем и с огромной помощью руководителей района. Вот имена председателей райисполкома: В.Н. Фадеев, М.Н. Рогозин, В.Я. Смирнов, А.Г. Дмитриенко, В.И. Моравский, И.Г. Чухмистер, В.Т. Судариков, Д.К. Вальков, Н.В. Самков, П.М. Гущин, А.С. Голодков, А.В. Шевяков, А.Д. Бобрышев, А.Н. Охрименко, В.А. Полушин.
О каждом из названных выше можно написать книгу. Они работали, планировали, строили, жили для района и его жителей. Но в 1991 году Указом Б.Н. Ельцина упразднены исполкомы, а в 1993 году распущены Советы всех уровней. Многие планы социально-экономического развития города Апшеронска остались нереализованными.
г. Апшеронск.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_goroda_apsheronska_kushnaryova.rar | 27.85 КБ |
Предварительный просмотр:
История города Апшеронска
В сентябре этого года г. Апшеронск отмечает 150-летию.
Станица Апшеронская основана в 1863 году на реке Пшеха. В 1931 году преобразована в рабочий посёлок, а 23 октября 1947 года – в город Апшеронск. Первые 202 поселенца прибыли сюда в середине мая 1863 года:
По закону Российской империи Александр II приказом от 3 сентября 1863 года соизволил высочайше утвердить поименованные станицы Апшеронская, Кубанская, Ширванская, Самурская Штаб-квартира 26-го Апшеронского конного полка находилась в ст-це Апшеронской в здании атаманского правления (теперь по адресу: угол улиц Ленина и Кооперативной).
Уже к концу 1863 года в ст-це Апшеронской насчитывалось 1010 человек. В 1863 году открыта первая школа, учителем которой был урядник Ерёменко, хранителем газет – хорунжий Цуревский. В 1871 году открыто двухклассное казачье училище. В 1888 году построена войсковая больница на 25 коек, в которой проведено 68 операций. В 1890 году начала работать церковно-приходская школа.
Первыми поселенцами станицы, прибывшими по жребию, были Селезнев, Носов, Черкашин, Ноздрин, Чепура и др. Старожилы считают, что первым начал строить гражданский объект (жильё) казак Семён Фёдорович Селезнев.
Первым атаманом станицы Апшеронской был избран донской казак Ноздрин Михаил Михайлович. Атаманское правление длилось 38 лет. За это время построены два ступочных завода, три мельницы, маслобойня, лесопильный и кирпичный заводы, открыты школа, два классных казачьих училища, войсковая больница на 25 коек, церковно-приходская школа.
В районе станицы Апшеронской имелись залежи нефти, однако их разработки промышленного значения не имели.
В 1909 году с глубины 185 м на участке южного отвода ударил мощный фонтан лёгкой нефти (владелец участка купец Семитропников), слава о кубанской нефти разнеслась по всему миру. Начинается рост населения. 1863 – 1010 человек, 1893 – 1500, а в 1917 – 5200 человек. Сегодня в районе проживает около 100000 человек.
В 1910 году в станице Апшеронской был организован совет нефтепромышленников, развёрнуто строительство жилья.
В первые годы советских пятилеток была построена центральная электростанция (ЦЭС). В 1927 году на базе Апшеронского лесозаготовительного участка Северо-Кавказского отделения путей сообщения (занимались производством шпал, в том числе и на экспорт) был основан Апшеронский леспромхоз. В 1932 году завершено строительство УЗК. В Апшеронске работал лесозавод с одной пилорамой с приводом от паровой машины. В 1935 году в Апшеронский леспромхоз вошли лесозаготовительные участки: Апшеронский, Черниговский и Мезмайский, где строились лесозаводы и другие объекты социального и культурного назначения. Леспромхоз был оснащён станками, машинами и оборудованием. К 1990 году число работающих на нем насчитывало 4 тысячи человек.
В 1932 году вступают в строй Апшеронский молокозавод и комбинат бытового обслуживания. В это время начинают производить продукцию Апшеронский пищекомбинат и плодосовхоз.
Но мирное строительство прерывает Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Апшеронцы, как и весь советский народ, внесли свой вклад в разгром фашистских войск. В ряды Красной армии были призваны 16320 апшеронцев. 13209 человек не вернулись с фронтов Великой Отечественной войны, из них 7764 – пропали без вести.
В районе было замучено, расстреляно и повешено более 300 человек.
Восстановление народного хозяйства началось после проведения собрания партийного актива 21 марта 1943 года. Уже в 1944 году пущена первая очередь электростанции и дано электричество на нефтепромыслы. В 1943 году вступили в строй авторемонтный завод и лесоторговая база, в 1944 году – лесокомбинат крайтопа, в 1946 году – лесокомбинат крайпотребсоюза и Нефтегорский лесозавод, восстанавливается УЗК и дорога широкой колеи.
В 1950 годы образован совхоз «Медпром», в этот период начинает выпускать свою продукцию АТРЗ (ныне завод «Лессельмаш»). В городе появляются первые автобусы – начинает работать автохозяйство. В это же время начинается реконструкция улицы Ленина, здесь появляются первые двухэтажные дома, автоматическая телефонная станция (хотя строилась как жилой дом). В 1954 году вступает в строй завод «Музлесдрев».
В 60-е годы активно строятся жилые дома, общежития, продолжается реконструкция улиц Ленина и Ворошилова, прокладывается канализация и строятся очистные сооружения ДОКа. Быстрыми темпами развиваются лесозаготовительная и лесоперерабатывающая промышленность, увеличивается добыча нефти и газа. АРЗ и АТРЗ из мастерских превращаются в крупные заводы с литейным производством, цехами электросварки, токарными и другими. Сдаётся в эксплуатацию завод торгового оборудования.
70 годы дали городу воду из реки Серебрячки, произошла реконструкция центральных улиц, прокладывается ливневая канализация, вводятся в строй жилые дома горисполкома, кооперативный и ведомственные дома ПДО «Апшеронск», ЗТО, ОЭЗ, завода «Лесхозмаш» и др. Строятся Ленинский и Тухинский мосты, поликлиника на 500 посетителей, больница ПДО «Апшеронск», цех ламинирования, кинотеатр «Юбилейный», техникум, средние школы №№ 1, 2 и 18. Открываются новые городские маршруты автобусов, построен Апшеронский автовокзал, железнодорожный вокзал, санэпидемстанция, промышленная электростанция в районе ОЭЗ и много других объектов промышленного назначения.
В 80 завершается строительство первой очереди ЦРБ завершено строительство здания горисполкома (сейчас в нём располагается управление социальной защиты населения). Построены канализация ОЭЗ и завода «Лесельмаш», детский сад ПДО «Апшеронск» и детский сад № 39, Дом культуры «Октябрь», исполкомом горсовета и предприятиями города возводятся жилые дома.
малая родина
Первые 202 поселенца
расположились у рек Пшехи и Тухи…
(историческая справка)
Апшеронск и его окрестности по праву считаются одними из красивейших уголков нашей Кубани. Богата, интересна и содержательна жизнь города, носящего имя прославленного своими подвигами Апшеронского полка, ещё на рубеже 18 и 19 столетий отметившего своё двухсотлетие.
Великий русский писатель Л.Н. Толстой во всемирно известном романе «Война и мир» с теплотой и гордостью не раз рассказывал о храбро сражавшихся «молодцах апшеронцах», внуки и правнуки которых в 1863 году основали станицу Апшеронскую, ставшую впоследствии городом.
В сентябре этого года (хотя надо бы в мае) г. Апшеронск отмечает 147-летие. О людях, их роли в становлении и развитии Апшеронска и пойдёт речь в этой статье.
Краткая историческая справка: станица Апшеронская основана в 1863 году на реке Пшеха. В 1931 году преобразована в рабочий посёлок, а 23 октября 1947 года – в город Апшеронск. Первые 202 поселенца прибыли сюда в середине мая 1863 года: 49 черноморцев, 91 дончанин, 56 государственных крестьян, две семьи офицеров. Они стали располагаться у места впадения реки Туха в реку Пшеха.
С мая 1863 года по январь 1871 года станица управлялась станичным управлением во главе с войсковым начальником, назначенным командиром полка. И первым войсковым начальником был назначен сотник Дугин. А с первого января 1871 года полковое управление было упразднено (к этому времени Кубанский край преобразован в Кубанскую область), станица стала управляться выборными атаманами.
По закону Российской империи Александр II приказом от 3 сентября 1863 года соизволил высочайше утвердить поименованные станицы Апшеронская, Кубанская, Ширванская, Самурская (видимо, поэтому день города отмечается в сентябре). Штаб-квартира 26-го Апшеронского конного полка находилась в ст-це Апшеронской в здании атаманского правления (теперь по адресу: угол улиц Ленина и Кооперативной).
Уже к концу 1863 года в ст-це Апшеронской насчитывалось 1010 человек. В 1863 году открыта первая школа, учителем которой был урядник Ерёменко, хранителем газет – хорунжий Цуревский. В 1871 году открыто двухклассное казачье училище. В 1888 году построена войсковая больница на 25 коек, в которой проведено 68 операций. В 1890 году начала работать церковно-приходская школа.
Первым командиром 26-го Апшеронского конного полка был подполковник Александр Васильевич Пистолькорс (Пистоль-Корс). Интересен один из документов, подписанных командиром полка, касающийся обустройства станиц (смотрите врезку).
А уже 17 сентября 1863 года командир 26-го полка отмечает, что «станица Апшеронская во всём хозяйственном устройстве своём должна служить образцом».
Первыми поселенцами станицы, прибывшими по жребию, были Селезнев, Носов, Черкашин, Ноздрин, Чепура и др. Старожилы считают, что первым начал строить гражданский объект (жильё) казак Семён Фёдорович Селезнев.
Врезка:
Приказ № 57 от мая 31 дня 1863 года, ст-ца Апшеронская.
«Замечено мною, что жители Пшехской станицы, поселяясь в ней в прошлом году, порыли землянки и удовольствовались тем, что устроили себе хотя какое-либо помещение на зиму, и вовсе уже не заботятся о дальнейших постройках, отчего развилась страшная болезнь в людях. А так как станицы 26-го полка со всех сторон окружены лесом, что даёт возможность строить сухие и здоровые здания, то прошу станичных и войсковых начальников станиц вверенного мне полка строго следить, чтобы впредь не рылись новоприезжающими землянки, а прямо возводились бы деревянные хорошие дома, которые должны строиться не в среднем дворе, а прямо на передней черте отведённой каждому усадьбы, и не боком, а фронтом на главную улицу. Крыши в домах должны быть без напусков вперёд, а в разрез, на манер русских изб, и в переднем фронте дома должны быть непременно два больших света.
Войскам, расположенным по станицам, также воспретить копать землянки, ибо по уходу их из станиц обыкновенно эти землянки забрасываются всякой нечистотою и навозом, гниение которого имеет также вредное влияние на здоровье жителей.
Предваряю, что неисполнение в точности приказа этого падает на ответственных станичных и войсковых начальников».
Командир 26-го полка, подполковник Пистолькорс.
А нефть меняли на хлеб и другие товары…
(историческая справка)
(Продолжение.
Начало в «АР» № 96
от 7.09.2010 г.).
Первым атаманом станицы Апшеронской был избран донской казак Ноздрин Михаил Михайлович (1871-1880 г.г. – 3 срока). Затем последовательно избирались: Яков Минаев (1881-1887 – 2 срока), Тимофей Морозов (1887-1890), Карп Шевченко (1890-1893), Кондрат Супрунов (1893-1899), Семён Стаканов (1902-1905), Тимофей Погиба (1905-1908), Семён Назаренко (1908-1910), Владимир Гиацинтов (1910-1913), Николай Дорошенко (1913-1916), Андрей Галкин (1916 – по январь 1918). Атаманское правление длилось 38 лет. За это время построены два ступочных завода, три мельницы, маслобойня, лесопильный и кирпичный заводы, открыты школа, два классных казачьих училища, войсковая больница на 25 коек, церковно-приходская школа.
В районе станицы Апшеронской имелись залежи нефти, однако их разработки промышленного значения не имели. Хотя ещё до заселения станиц Апшеронской, Ширванской, Нефтяной, Хадыженской, Кабардинской здесь имелись выходы нефти на поверхность земли. После заселения жители копали неглубокие колодцы, собирали нефть, наполняли ею деревянные бочки и вывозили в Майкоп, Усть-Лабинскую и дальше для обмена на хлеб и другие товары первой необходимости. Казачье войсковое правление почему-то интереса к разработке залежей нефти не проявляло. И только в начале XX века (1906-1907) Кубанское войсковое управление разрешило приступить к разработке нефтяных месторождений. Деятельное участие в этой работе принимал горный инженер В.И. Виндт.
Войсковое управление продавало участки (данных о стоимости нет), но их владельцы, кроме всего, платили 25 рублей ежегодно арендную плату с десятины. Войсковая казна стала получать дополнительные средства. Определённое развитие получила и станица Апшеронская. И когда в 1909 году с глубины 185 м на участке южного отвода ударил мощный фонтан лёгкой нефти (владелец участка купец Семитропников), слава о кубанской нефти разнеслась по всему миру. Началась торговля участками. В основном, орудовали английские комиссии, предприниматели сумели быстро прибрать к рукам разведку и добычу нефти в нашем районе. Владельцами нефтепромыслов являлись частные лица: князь Салтыков, купец Семитропников, инженер Виндт, поляк Бегульский, итальянец Пени. Но основная доля принадлежала английским предпринимателям под общим названием «А.А. Андрейс». Начинается рост населения. 1863 – 1010 человек, 1893 – 1500, а в 1917 – 5200 человек.
В 1910 году в станице Апшеронской был организован совет нефтепромышленников, развёрнуто строительство жилья. Строились водокачка в станице Ширванской, нефтекачки №№ 6, 8 для подачи нефти в Туапсе и Краснодар (Екатеринодар); завод по производству керосина (ст-ца Ширванская). Склад готовой продукции завода находился на 9 км (шоссе Апшеронск-Майкоп). В 1915 году завод был переведён в Екатеринодар.
Большая заслуга по разведке нефтяных площадей и их описанию принадлежит академику Губкину Ивану Михайловичу, работавшему в районе в 1911-1913 годах.
1 августа 1914 года началась война с Германией, рабочие и служащие в возрасте до 35 лет подлежали мобилизации, добыча нефти стала уменьшаться. Многие нефтепромышленники ликвидировали свои нефтяные промыслы, работали только англичане. К началу 1918 года стали возвращаться фронтовики. Был создан комитет союза горнорабочих и служащих: Этцигер, Клеменов, Потапов, Мельников, Стрыгин, Болтенко, Буянов, Херселов, Ярсиев, Сироткин, Кривчик, Витов, Сайфутдинов. На промыслах тогда работали 550 человек, они были подчинены Майкопскому отделу, поэтому назывались «Майкопские промыслы».
13 тысяч 209 апшеронцев
не вернулись с войны…
(историческая справка)
(Продолжение. Начало
в «АР» №№ 96, 97).
Началась гражданская война, населённые пункты района, как и станица Апшеронская, переходили из рук в руки. Комитет союза горнорабочих переизбран (многие ушли на фронт), в его состав вошли: Стрыгин, Литовченко, Бондаренко, Борисов, Правоторов, Евтихеев, Асриев, Болтенко, Четверик. Он стал называться Советом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Первыми руководителями Апшеронского станичного Совета стали: председатель – Ломадзе, комиссар – Трофим Филонов, помощник комиссара – Семён Тиньгаев, заведующий военным отделом - Николай Морозов.
Население всячески помогало молодой Красной армии. В боях за установление советской власти в станице Апшеронской погибли первый председатель ревкома Сидоренко, бойцы части особого назначения (ЧОН) Чернобай, Белоусов, Галушкин, Василенко и многие-многие другие.
В 1922 году была организована Апшеронская волость, первым председателем волисполкома стал С.Д. Тиньгаев. А несколько раньше (6 апреля 1920 года) из г. Майкопа приехала комиссия по национализации Майкопских нефтяных промыслов. Возглавлял комиссию Пётр Ильич Сиуда, в состав комиссии вошли: Дешевой, Лужбин, Правоторов, Герш, Ермаков. Были подготовлены и подписаны документы о передаче Майкопских нефтяных промыслов советскому государству, произведена полная инвентаризация имущества промыслов. Близость нефтяных промыслов и наличие большого количества ценного леса явились толчком бурного промышленного строительства.
В первые годы советских пятилеток была построена центральная электростанция (ЦЭС), что значительно повысило производительность нефтепромыслов и дало возможность развивать другие отрасли и виды промышленного производства. В это же время строится железнодорожная ветка Белореченск-Апшеронск, значительно ускоряя процесс индустриализации.
В 1927 году на базе Апшеронского лесозаготовительного участка Северо-Кавказского отделения путей сообщения (занимались производством шпал, в том числе и на экспорт) был основан Апшеронский леспромхоз. Ещё в 1925 году сюда по путёвкам приехали 250 комсомольцев во главе с Иваном Марковичем Чабой. Кроме шпал, необходимых для быстроразвивающихся железнодорожных путей молодой Республики Советов, они стали производить стойки для шахт и рудников, мебельные заготовки, ложеболванки, обозные изделия, заготовки для спиц артиллерийских лафетов. Уже в 1931 году на ступочном заводе станицы Апшеронской производились заготовки ступиц для Россельмаша.
В 1932 году завершено строительство УЗК. В Апшеронске работал лесозавод с одной пилорамой с приводом от паровой машины. В 1935 году в Апшеронский леспромхоз вошли лесозаготовительные участки: Апшеронский, Черниговский и Мезмайский, где строились лесозаводы и другие объекты социального и культурного назначения. Леспромхоз был оснащён станками, машинами и оборудованием. К 1990 году число работающих на нем насчитывало 4 тысячи человек.
В 1932 году вступают в строй Апшеронский молокозавод и комбинат бытового обслуживания. С 1937 по 1940 год председателем исполкома станичного Совета избирается Фёдор Степанович Ударов. В это время начинают производить продукцию Апшеронский пищекомбинат и плодосовхоз.
Но мирное строительство прерывает Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Апшеронцы, как и весь советский народ, внесли свой вклад в разгром фашистских войск. В ряды Красной армии были призваны 16320 апшеронцев. 13209 человек не вернулись с фронтов Великой Отечественной войны, из них 7764 – пропали без вести. Враг, орудовавший в районе в течение шести месяцев (с августа 1942 года по февраль 1943 года), разорил народное хозяйство. Только торговой сети города был нанесён ущерб 1 млн. 274 тысячи рублей.
Было уничтожено 10 столовых, 22 магазина, расхищено материальных ценностей на 1 млн 53 тысячи рублей, полностью разрушено пригородное хозяйство. Лесокомбинату нанесён ущерб на 25 млн рублей. Немцы разрушили узкоколейную железную дорогу и дорогу широкой колеи, школы, больницы, клубы, библиотеки и жилые дома. Было уничтожено 2500 голов крупного рогатого скота, посевные площади сократились в районе с 18855 га до 2707 га, урожайность озимой пшеницы снизилась до 5,4 ц/га, ячменя – 6,3 ц/га, овса – 4,7 ц/га, табака – 2,6 ц/га. Коммунальному хозяйству нанесён ущерб на 270 млн рублей. В районе было замучено, расстреляно и повешено более 300 человек.
Восстановление народного хозяйства началось после проведения собрания партийного актива 21 марта 1943 года. Уже в 1944 году пущена первая очередь электростанции и дано электричество на нефтепромыслы. В 1943 году вступили в строй авторемонтный завод и лесоторговая база, в 1944 году – лесокомбинат крайтопа, в 1946 году – лесокомбинат крайпотребсоюза и Нефтегорский лесозавод, восстанавливается УЗК и дорога широкой колеи.
В октябре 1947 года станица
Апшеронская переименована в город…
(историческая справка)
(Окончание. Начало
в №№ 96, 97, 100).
Особо яркими и значимыми событиями отмечаются годы, когда председателем исполкома был избран Сергей Ануфриевич Азаренок (1947-1949). Это при нём вступает в строй Апшеронский мехлесхоз и Указом Президиума Верховного Совета РСФСР № 615/8 от 23 октября 1947 года станица Апшеронская переименовывается в город Апшеронск.
В 1950 году образован совхоз «Медпром» (при председателе исполкома городского Совета Фёдоре Терентьевиче Жигулине). С 1950 по 1952 годы председателем исполкома горсовета избирается Иван Петрович Жданов, а с 1952 по 1953 годы – Александр Васильевич Проскуряков. В это время продолжается совершенствование социальной инфраструктуры города, восстанавливаются колхозы и предприятия торговли, строятся библиотеки и магазины, детские дошкольные учреждения.
С февраля 1953 по март 1957 года председателем горисполкома работает Михаил Николаевич Орлов. В этот период начинает выпускать свою продукцию АТРЗ (ныне завод «Лессельмаш»). В городе появляются первые автобусы – начинает работать автохозяйство. В это же время начинается реконструкция улицы Ленина, здесь появляются первые двухэтажные дома, автоматическая телефонная станция (хотя строилась как жилой дом). В 1954 году вступает в строй завод «Музлесдрев».
С марта 1957 по июнь 1961 года председателем исполкома горсовета работает Николай Семёнович Асабин. При нём создаётся СМУ-39, начинается строительство деревообрабатывающего комбината (ДОКа). Основное внимание власти города направляется на увеличение объёмов производства, особенно на ДОКе, где последовательно вводятся в строй цеха: ДСП, клееной фанеры, лесозавод.
В это время председателями горсовета работают Николай Константинович Цурупов (30.06.1961-16.03.1965 г.г.); Михаил Васильевич Тюрин (16.03.1965-22.03.1967 г.г.); Анатолий Степанович Грищенко (22.03.1967-21.03.1969 г.г.)
Активно строятся жилые дома, общежития, продолжается реконструкция улиц Ленина и Ворошилова, прокладывается канализация и строятся очистные сооружения ДОКа. Быстрыми темпами развиваются лесозаготовительная и лесоперерабатывающая промышленность, увеличивается добыча нефти и газа. АРЗ и АТРЗ из мастерских превращаются в крупные заводы с литейным производством, цехами электросварки, токарными и другими. Сдаётся в эксплуатацию завод торгового оборудования.
21 марта 1969 года председателем исполкома горсовета избирается Алексей Алексеевич Чичкунов, который работает до 23 мая 1978 года. За это время город получает воду из реки Серебрячки, завершается реконструкция центральных улиц, прокладывается ливневая канализация, вводятся в строй жилые дома горисполкома, кооперативный и ведомственные дома ПДО «Апшеронск», ЗТО, ОЭЗ, завода «Лесхозмаш» и др. Строятся Ленинский и Тухинский мосты, поликлиника на 500 посетителей, больница ПДО «Апшеронск», цех ламинирования, кинотеатр «Юбилейный», техникум, средние школы №№ 1, 2 и 18. Открываются новые городские маршруты автобусов, построен Апшеронский автовокзал, железнодорожный вокзал, санэпидемстанция, промышленная электростанция в районе ОЭЗ и много других объектов промышленного назначения.
Город становится крупным промышленным центром Кубани. Продукция предприятий и совхоза высокой культуры земледелия «Союзлекраспром» поступает во многие города СССР и другие страны мира.
Со временем Апшеронск превращается и в город-курорт. В санаторий «Солнечная поляна», санаторий-профилакторий «Светлый» и в бальнеолечебницу ПДО «Апшеронск» приезжают поправить своё здоровье тысячи советских людей.
С 23 мая по 15 сентября 1978 года обязанности председателя исполкома исполняет Вячеслав Петрович Москвичёв, в сентябре 1978 года председателем исполкома избирается Михаил Михайлович Тарасенко, проработавший в этой должности до мая 1984 года, это время начинается строительство центральной районной больницы, целый комплекс жилых домов («пентагон») и другие социальные объекты.
С мая 1984 года по сентябрь 1986 года председателем горисполкома работает Станислав Иванович Зинченко, на этом посту его сменяет Владимир Павлович Киселев, затем его обязанности недолго исполняет Евгения Владимировна Королькова. 16 марта 1990 года председателем исполкома горсовета избирается Владимир Александрович Полушин, который проработал в этой должности до 28 января 1993 года.
С 1982 по 1993 годы в городе строятся цех рулонного пластика и завод мебельных деталей ПДО «Апшеронск», завершается строительство первой очереди ЦРБ (строительство второй очереди ЦРБ не начато). Отремонтирован Ленинский мост, завершено строительство здания горисполкома (сейчас в нём располагается управление социальной защиты населения). Построены канализация ОЭЗ и завода «Лесельмаш», детский сад ПДО «Апшеронск» и детский сад № 39, Дом культуры «Октябрь», исполкомом горсовета и предприятиями города возводятся жилые дома.
Всё это делалось в соответствии с текущими и перспективными планами социально-экономического развития города, под неусыпным контролем и с огромной помощью руководителей района. Вот имена председателей райисполкома: В.Н. Фадеев, М.Н. Рогозин, В.Я. Смирнов, А.Г. Дмитриенко, В.И. Моравский, И.Г. Чухмистер, В.Т. Судариков, Д.К. Вальков, Н.В. Самков, П.М. Гущин, А.С. Голодков, А.В. Шевяков, А.Д. Бобрышев, А.Н. Охрименко, В.А. Полушин.
О каждом из названных выше можно написать книгу. Они работали, планировали, строили, жили для района и его жителей. Но в 1991 году Указом Б.Н. Ельцина упразднены исполкомы, а в 1993 году распущены Советы всех уровней. Многие планы социально-экономического развития города Апшеронска остались нереализованными.
г. Апшеронск.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из истории города Нюрнберга.
История города Нюрнберга, история его названия и развития. Материал на немецком языке....
Спасо-Преображенский монастырь в истории города Рославля.
Эссе. Подготовила ученица 7 класса Филипченко Ангелина. Призер муниципального конкурса литературно-художественного творчества "Душа по капле собирает свет"(2010-2011г.)...
Страницы истории города Магадана
В презентации представлен материал по истории г. Магадана...
«Мой город – Таганрог. Из истории города».
Викторина-тест. Материал к уроку на тему «Мой город – Таганрог. Из истории города»....
УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ К 150 -ЛЕТИЮ ГОРОДА АПШЕРОНСКА
УРОК ОПК, ПОСВЯЩЕННЫЙ ИСТОРИИ ХРАМА....
презентация к уроку 150 -летие города Апшеронска
Материал к уроку , посвященному юбилею города...
Методическая разработка "Технологическая карта урока Истории и Культуры Санкт-Петербурга на тему: Об истории города напоминают..."
Технологическая карта урока составлена в соответствии с УМК Ермолаевой Л.К. Цель урока: Познакомиться с основными периодами развития города Санкт-Петербурга.Задачи: Узнать, как...