Урок истории в 5 классе по ФГОС
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Военные походы Фараонов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_istorii_po_fgos.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме:

«Военные походы фараонов». (История Древнего мира, раздел – Древний восток, общая тема – Древний Египет).

Цель: подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта.

Задачи:

образовательные – изучить причины, характер и последствия военных походов фараонов Древнего Египта, научить распознавать интересы различных общественных групп;

развивающие – продолжить формирование умений правильно работать с исторической картой, использовать документы и произведения искусства как исторический источник, продолжить формирование навыков работы с иллюстрациями учебника, отвечая на вопросы учителя;

воспитательные – воспитать интерес к урокам истории Древнего мира, к прошлому человечества.

 Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», памятки для трех групп «Характеристика устного ответа по истории», карточки с индивидуальными заданиями, карточка с вопросом, карточки группам.

(Класс заранее поделен учителем на три группы по принципу постоянного перемешивания, т. е. каждый раз, при работе в группах, они наполняются разными учащимися).

Ход урока:

1. Организационный момент (зачитать состав групп, сесть по группам) 3мин.

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Занятия жителей Древнего Египта».

(Подготовка устного ответа по карточке (каждый ученик в четверти несколько раз отвечает на вопрос по карточке). Ученик готовится, пока учитель вызывает к доске ученика для работы с понятиями и раздает 2-м ученикам индивидуальные задания на карточках - см. в Приложении 1. Ответ ученика по карточке. Оценивание ответа другим учеником – по желанию (на предыдущих уроках ученики записывали в тетради памятку «Характеристика устного ответа по истории»). Ответ ученика у доски (нужно дать определение понятиям, которые были изучены на прошлых уроках, каждое определение ученики записывают в личный словарик): цивилизация, государство, неравенство, фараон, налоги, обмен, папирус, оазис, дельта.

Работа по карточкам с индивидуальными заданиями – сдают через 5мин. Подведение итогов, выставление оценок группам).  

3. Переход к изучению новой темы. Вступительное слово учителя по теме.

 Мы выяснили, что ремесленники, земледельцы, рабы, писцы и даже вельможи подчинялись фараону – самому могущественному человеку Древнего Египта. Вельможи вместе с фараонами участвовали в военных походах. Чтобы нам узнать об этом поподробнее, нужно найти ответы на следующие вопросы… (план записан на доске, учитель зачитывает вопросы, которые являются пунктами плана).

4. Изучение новой темы.

План:

1.Египетское войско: вооружение, комплектование, виды;

2.Цели военных походов;

3.Походы египетских фараонов;

4.Последствия походов Тутмоса III;

5.Последствия военных походов для населения завоеванных стран и жителей Древнего Египта.

На доске: тема и план урока, домашнее задание, карта.

1. Сообщение по первому вопросу (в объеме материала учебника). Класс, слушая, рассматривает иллюстрации учебника (запись в тетради с классом: виды египетских войск, способ формирования войска).

2. Работа с историческим источником. Учитель зачитывает документ о том, как проходила битва у города Мегиддо, потом задает вопросы классу (Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах – Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 44-45.)

Вопросы:

•        Для чего фараоны совершали военные походы в другие страны?

•         Что захватывали в качестве добычи в таких походах войны Египта?

•        Какой характер носили войны?

Запись в тетради (причины и характер военных походов)

3. Работа с картой. Учитель просит внимательно посмотреть на легенду карты и ответить на вопросы:

•        Каким знаком обозначены походы египетских фараонов? (стрелочки)

•        В какие страны были совершены военные походы египетских фараонов? (Нубия, Ливия, Палестина, Сирия, Финикия, территория Синайского п-ова)

•        Где находится город Мегиддо? (на территории Палестины).

Все географические названия учитель показывает на карте и просит учеников сравнить карту на доске с картой учебника и показать, как и он, все географические названия. Запись ответов в тетради.

4. Работа в группах (ученики, работая в группах, изучают 3 – 5 вопросы плана самостоятельно).

Каждой группа работает с вопросами на карточках, для этого использует текст и иллюстрации учебника (1 группа работает с п. 3, 2 группа – п. 4, 3 группа – п. 5). Карточки с вопросами смотри в Приложении 2.

Ответы на вопросы командиров групп (назначают сами; командиры записывают участников группы, активность работы и отвечают). Ответы на вопросы всех команд ученики кратко записывают в тетрадь.

5. Закрепление изученного материала, выставление оценок, запись домашнего задания. Учитель совместно с учениками делает выводы по всем пунктам плана и общий вывод по теме урока

Актуальность.

В 5 классах начинается серьезное изучение истории как науки, зачастую ребятам очень сложно понять исторические события, усвоить понятия и даты. Для этого, нужно наполнить урок разнообразными формами работы, постоянно поддерживая интерес каждого ученика к изучаемому материалу.

Данная методическая разработка дает возможность показать, как можно сочетать многообразие форм работы на уроке, не перегружая его. Работа с карточками дает возможность научить пятиклассников правильно выстраивать логику ответа, формулировать начало ответа и делать обязательный вывод. Различные памятки и схемы помогают пятиклассникам ориентироваться в информационном поле урока, отбирать нужный материал для ответа на вопросы. Применение интерактивных методов помогает учителю поддерживать постоянный интерес к предмету, это приводит к повышению творческой активности учащихся в классе, включает учащихся в активную интеллектуальную деятельность, делая усвоение материала более личностным, следовательно, и более устойчивым.

На данном уроке можно выставить 12 - 14 оценок: 1 - за устный ответ по карточке, 1 – за анализ устного ответа, 1 – за ответ у доски по понятиям, 2 – за работу с индивидуальными заданиями на карточках, 1 - 2 - за работу на уроке, ответы на вопросы учителя, 5 - 8 - команде, которая лучше всех ответила на вопросы.

 Приложение 1

Карточка для устного ответа на вопрос по изученной теме

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Занятия жителей Древнего Египта».

Для этого вспомни и ответь на вопросы:

•        Какие занятия существовали у древних египтян?

•        Как жили и чем занимались древнеегипетские земледельцы?

•        Как жили и чем занимались древнеегипетские ремесленники?

•        Как жили и чем занимались древнеегипетские писцы?

•        Как жили и чем занимались древнеегипетские вельможи?

•        Как становились рабами? Как жили и чем занимались рабы?

Сделай вывод, а равны ли были жители Древнего Египта?

Индивидуальная работа по карточкам – задания на карточках

1. В древнеегипетском поучении отец наставляет сына: «Обрати своё сердце к книгам. Нет ничего выше книг. Если у писца есть должность в столице, он не будет там нуждаться. Должность писца лучше всех других должностей. Смотри: нет должности, где нет начальника. Только у писца нет начальника, он сам начальник над другими людьми».

Ответь на вопросы:

1. Чему учит отец сына?

2. Как, по его мнению, можно стать писцом?

3. Почему должность писца в Египте считалась очень почетной?

2. Прочитай отрывок из стихотворения В. Брюсова «Египетский раб» и ответь на вопросы.

Я – раб царя. С восхода до заката

Среди других совершаю тяжелый труд.

И кус глиной – единственная плата

За стон, за пот, за тысячи минут.

Я – раб царя, и жребий мой безвестен;

Как тень зари исчезну без следа.

Меня с земли судьба сотрет, как плесень;

Но след не минет скорбного труда,

И простоит близ озера Мерида

Века веков святая пирамида.

Ответь на вопросы:

1.  О чем идет речь в этом стихотворении?

2.  Что прославлял его автор?

3.  Почему раб так говорит о пирамиде в последней строчке?

4.  Какие выводы о жизни рабов в Египте можно сделать, прочитав это стихотворение?

Приложение 2

Памятка для учеников «Характеристика устного ответа по истории»

1. Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.

2. Обрати внимание, по существу вопроса отвечал твой одноклассник.

3. Правильно ли воспроизведены в ответе факты, даты, названия событий, географических объектов, имена, фамилии.

4. Дополни или исправь ответ одноклассника.

5. Есть ли вывод в конце выступления, если нет, сделай его сам.

6. Попробуй оценить ответ.

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь правильная и хорошая (четко, громко, понятно).

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки и неточности. Речь правильная и хорошая (четко, громко, понятно).

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала есть существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся, использование учебника), в ответе есть существенные ошибки. Речь нечеткая, несвязная, прерывистая, непонятная.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто, существенные и множественные ошибки в содержании ответа, отказ отвечать.

Карточки с вопросами для работы в группах

1 группа (вопросы по пункту 3):

•  Какие племена были соседями египтян?

•  Какие богатства прельщали фараонов Египта в соседних странах?

•  Какой фараон и когда совершил самые крупные завоевания?

Сделайте вывод об итогах военных походов фараонов Египта?

2 группа (вопросы по пункту 4):

•  С какой добычей возвращались египетские войска домой?

•  Как появлялись рабы в египетском государстве, как обращались с рабами?

•  Почему пленники считались главной добычей на войне?

Сделайте вывод о том, какой характер носили военные походы фараонов?

3 группа (вопросы по пункту 5):

•  Как жил простой воин?

•  Как жила семья война?

•  Как вы думаете, как делились богатства, захваченные во время военных походов?

Рефлексия

Были ли равны в правах участники военных походов, почему вы так думаете?

Практическое занятие 5. Проанализируйте свою готовность к работе по ФГОС ООО, результаты анализа отправьте руководителю программы.

Анализ  готовности  учителей  к  работе по  ФГОС ООО

Новые

профессиональные задачи        Требуемые знания и умения для решения профессиональных задач        Степень готовности учителей к работе (количество учителей)

                Полная        Частично        Не готовы

Проектирование рабочих программ по предметам в соответствии с требованиями ФГОС                Знание содержания программ по предметам        +                

                Знание технологии разработки рабочих программ по предметам        +                

                Знание базисного учебного плана         +                

                Умение проектировать рабочие программы по предметам        +                

Освоение современных образовательных технологий:

        деятельностный  подход  в обучении

        проблемно-диалогическая технология

        технология критического мышления

        проектная деятельность

        исследовательская деятельность        Знание современных образовательных технологий: их сущности, границ педагогической целесообразности, рисков внедрения        +                

                Умение делать выбор технологии под  определенную цель, выражаемую  в планируемых результатах образования        +                

                Умение разрабатывать модель (проект)  урока с применением  современных образовательных технологий, направленных на реализацию ФГОС                +        

                Умение разрабатывать и осваивать технологические карты урока, соответствующие требованиям к  результатам  освоения основной образовательной программы                +        

                Умение разрабатывать и осваивать сценарии  уроков, соответствующие требованиям к  результатам  основной образовательной программы        +                

Составление  индивидуального  плана профессионального развития учителя        Знание технологии разработки плана профессионального развития учителя         +                

                Умение ставить цели, анализировать, сопоставлять, планировать, оценивать ресурсы, делать выводы        +                

Ознакомление с  изменениями содержания  УМК  в соответствии с  ФГОС-2.                Знание концептуальных основ ФГОС         +                

                Знание подхода к обновлению содержания образования        +                

                Умение ставить цели, анализировать, сопоставлять, делать выводы        +                

Освоение технологии составления  и использования КИМов предметных и метапредметных результатов.                Знание технологии составления и использования КИМов        +                

                Умение адаптировать, составить и  разрабатывать  КИМы        +                

Разработка программ внеурочной деятельности                Знание программ        +                

                Знание технологии разработки программ        +                

                Умение разрабатывать программы внеурочной деятельности          +                

Проектирование информационно-образовательной среды учителя                Умение работать с конструктором ИОС на минимальном и повышенном уровне освоения ФГОС         +                

Проведение ежегодного профессионального мониторинга ЭОР и ЦОР                Умение проводить мониторинг ЭОР и ЦОР        +                

Решение задач развития возраста        Умение решать задачи возраста

                становление        +                

                формирование        +                

                преобразование        +                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в рамках реализации ФГОС

Доклад о формировании УУД на уроках истории в рамках реализации  Федеральных Государственных образовательных стандартов.Дается токование, объяснение, что такое УУД, их функций  и формировани...

Урок истории 5 класс (ФГОС)

Разработка урока истории -5 класс "Царство в долине Нила"...

Из опыта работы учителя истории Динейкиной О.Н. "Проектирование современного урока истории в рамках реализации ФГОС".

     В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу ...

ФГОС Урок истории 5 класс "Боги Древнего Египта"

Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Цели урока по линии развития личности:1-2 Л.Р. Картина мира в фактах и понятиях.3 Л.Р. Выявлять причинно-следственные свя...

Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 классов на уроках истории в свете требований ФГОС нового поколения.

В ходе исследования данной темы поставлены следующие задачи :   1. Изучить и охарактеризовать учебную деятельность школьников. 2. Проанализировать формы познавательной деятельности такие, как ...

Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 классов на уроках истории в свете требований ФГОС нового поколения.

В ходе исследования данной темы поставлены следующие задачи :   1. Изучить и охарактеризовать учебную деятельность школьников. 2. Проанализировать формы познавательной деятельности такие, как ...

Конспект открытого урока по теме «Удельный период русской истории» 6 класс по ФГОС ООО

Цель урока - выяснение причин и последствий удельной системы на Руси.       Задачи урока: формирование УУД в условиях решения учебных задач:1) познава...