ПРОГРАММА Проведения Года Отечественной истории
материал по истории по теме

Тезина Ирина Борисовна

22 июля. Президент РФ Дмитрий Медведев поддержал предложение объявить 2012 год Годом российской истории. Об этом он сказал на совместном заседании президиумов Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиями и образованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл god_istorii.programma.docx367.88 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                ПРОГРАММА

Проведения

Года Отечественной истории

Пояснительная записка

   22 июля. Президент РФ Дмитрий Медведев поддержал предложение объявить 2012 год Годом российской истории. Об этом он сказал на совместном заседании президиумов Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиями и образованию.

Общественные опросы и работа с детьми и молодежью показывают, что уровень знания важнейших  и наиболее значимых событий Отечественной истории чрезвычайно низок. Кроме того, поведение молодежи показывает, что размытость патриотических ценностей нередко ведет к тенденции нарастания антиобщественных проявлений, которые представляют угрозу не только подрастающему поколению, но и обществу в целом

Исходя из вышеизложенного, в целях повышения эффективности исторического и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения необходима разработка и принятие  программы проведения года Отечественной истории в России. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий и имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

    Цель и задачи программы

Цель: создание условий для пробуждения интереса к важнейшим событиям Отечественной истории и формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. 

Задачи:

1.     формирование эффективной работы по историческому воспитанию;

2.     определить приоритеты в вопросах воспитания гражданственности, патриотизма, чувства товарищества, возрождения национального самоуправления и создать условия для их реализации;

3.     содействовать объединению усилий органов местного самоуправления, школы и общественных организаций для целенаправленной подготовки молодежи к службе Отечеству;

4.     содействовать проведению мероприятий патриотической, исторической, воспитательной и образовательной направленности, включающие формирование у учащихся уважения к старшему поколению,  гордости за историю своей Родины;

5.     способствовать улучшению материально-технической базы школы в вопросах гражданско-патриотического воспитания учащихся;

6.     привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

7.     проводить целенаправленную работу со СМИ по всестороннему освещению важнейших мероприятий, проводимых в данный период.

Основные направления реализации программы:

- совершенствование процесса исторического воспитания;

- укрепление материально-технической базы школы в вопросах исторического и гражданско-патриотического воспитания;

- содействие деятельности общественных организаций (объединений) в интересах исторического и патриотического воспитания;

- использование государственных символов России в патриотическом воспитании;

- информационное обеспечение.

Комплекс программных мероприятий предусматривает охват проводимыми  мероприятиям всех категорий обучающихся. Однако приоритетным направлением программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения. При этом главный акцент делается на работу в школе, как интегрирующего центра совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций

Эффективность программы

     Конечными результатами программы должны стать:

-         объединение усилий органов местного самоуправления и общественных организаций в процессе работы над историческими мероприятиями;

-         обеспечение занятости детей и подростков в свободное время;

-         улучшение материально-технической базы организаций, занимающихся патриотическим воспитанием молодежи;

-         рост числа детей и молодежи, занимающихся в исторических  клубах и объединениях патриотической направленности;

 -  формирование гордости за историческое прошлое своей Родины..

Форма реализации Программы

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

      Этапы реализации Программы

I этап: проектный (январь – февраль2012 г)

Цель: подготовка условий создания системы исторического воспитания.

Задачи: 

1.     Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

2.     Разработать, обсудить и утвердить программу по историческому воспитанию.

3.     Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

4.     Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический (до конца 2012 г.)

Задачи:

1.     Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2.     Разработать методические рекомендации по историческому воспитанию.

3.     Расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей и культуры.

4.     Вовлекать в систему исторического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

5.     Проводить мониторинг реализации программы.

6.     Принимать участие в конкурсах по историческому воспитанию.

III этап: аналитический (коней 2012 –начало 2013 гг)

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи: 

1.     Обобщить результаты работы учреждения.

2.     Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3.     Спланировать работу на следующий период.

     Содержание программы

Программа включает в себя следующие направления:

 1. Направление «Связь поколений»

Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи: 

1.     Воспитывать гордость за свою Родину, народных

2.     Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

3.     Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

2. Направление « Растим патриота и гражданина России»

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи: 

1.     Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.

2.     Формировать культуру проявления гражданской позиции.

3.     Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

3. Направление «Мой край родной»

Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному Донскому краю как к своей малой Родине.

Задачи: 

1.     Изучать историю родного края.

2.     Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин Ростова».

3.     Формировать экологическое поведение.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

План мероприятий на 2012 год.

№ п/п

Название мероприятия

Время проведения

Ответственные

1.

Составление планов мероприятий, проводимых в рамках года истории.

Январь 2012 г.

Председатели школьных МО

2.

Проведение Заседания МО. Согласования плана мероприятий по проведению года Отечественной истории.

31 января 20112 г.

Тезина И.Б., Молчанова С.В.

3.

 Проведение акции «Я люблю тебя, город Ростов»  (комплекс мероприятий, посвящённых  Дню освобождения Ростова

14 февраля 2012 г.

Председатели школьных МО

4.

Проведение месячника военно-патриотического воспитания

 

Февраль 2012 г.

Председатели школьных  МО, учителя истории

5.

Рыцарский турнир

Февраль 2012 г.

Председатели школьных МО, учителя истории

6.

Конкурс «Право – это серьёзно!»

Февраль 2012г.

Председатели школьных МО , Молчанова С.В.

7.

Организация встреч и конференций с участием Ветеранов Великой Отечественной войны

 

Февраль, май, июнь, сентябрь, ноябрь

 

Председатели школьных МО, учителя истории

8.

Конкурс творческих проектов  «Если бы я был президентом»

Февраль - март

Председатели школьных МО, учителя права

9.

Конкурс знатоков конституционного права

Февраль - март

Председатели  школьных МО, учителя права

10.

Проведение Дней памяти Дмитрия Петрова

Март 2012 г.

Гончарова В.В., председатель МО  МБОУ СОШ № 84

11.

«Ай, да Масленица!» - организация праздников, изучение народных традиций.

Март 2012 г.

Председатели школьных МО

12

Участие в конкурсе «Овеянные славой флаг наш и герб»

Март 2012 г.

Председатели МО, учителя истории

13.

Фестиваль национальных культур

Апрель 2012 г.

Валиева И.В., Тезина И.Б.

14

Проведение заседания представителей школьных политклубов «Важнейшие проблемы Отечественной истории Великой Отечественной войны»

Апрель 2012 г.

Руководители школьных политклубов, Молчанова С.В.

15.

Участие в смотре школьных музеев, музейных комнат и уголков,

 

Март-апрель 2012 г.

Тезина И.Б.,

 Валиева И.В.

16.

Семейная летопись: «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»

 

Апрель- май 2012 г.

Председатели МО, учителя истории

17

Участие в конкурсе экскурсоводов

Апрель 2012 г.

Председатели школьных МО

18.

Вахта Памяти, посвящённая Дню Победы

Май 2012 г.

Председатели школьных МО, учителя истории, классные руководители

19.

Викторина, посвящённая событиям войны 1812 г.

Апрель-май 2012 г.

Председатели школьных МО, учителя истории

20.

Викторина по истории Донского края

Сентябрь 2012 г.

Тезина И.Б.,  председатели школьных МО

21.

Участие в районной, городской, областной краеведческой конференции

 

Октябрь-ноябрь 2012 г.

Тезина И.Б., председатели школьных МО, учителя истории

22.

«Ростов – город Воинской славы» - проведение уроков мужества

Ноябрь 2012 г.

Председатели школьных МО, учителя истории

23

Сбор краеведческих материалов для школьных музеев

В течение года

Руководители школьных музеев

24

Организация посещений музеев и выставок на историческую тему

В течение года

Учителя истории

25

Организация экскурсий по территории Донского края

В течение года

Учителя истории

26

Классные часы «О тех, кто прославил Россию»

 В течении года

 Учителя истории, Кл. руководители

27

Вечные символы России. День Российской Конституции.

декабрь

Председатели школьных МО

28.

Организация выездных экскурсий по историческим  и памятным местам России

В течении года

Учителя школьных МО

29.

Подведение итогов работы

 

Декабрь-январь

Председатели школьных МО, учителя истории, Тезина И.Б.

Оценка эффективности реализации Программы

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры: 

1.     Сформированность гражданских навыков:

o        умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

o        знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

o        умение принимать и защищать свои решения;

o        готовность к участию в общественных делах;

o        готовность к образованию.

2.     Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

o        патриотизм и любовь к Родине;

o        права и свобода человека и гражданина;

o        символика Российской Федерации;

o        национальное самосознание;

o        уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность.

Количественные параметры: 

  1. включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
  2. качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
  3. отсутствие детей с девиантным поведением;
  4. участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
  5. проведение мероприятий.

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации Программы ожидается:

1.     В учреждении, как в образовательной системе:

o        создание работы по историческому воспитанию;

o        обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

o        вовлечение в работу исторического  воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2.     В образе выпускника:

o        в познавательной сфере: развитие творческих способностей;

o        в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

o        в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

o        в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

 

Отчёт о мероприятиях, проведённых в рамках года истории в Первомайском районе города Ростова-на-Дону

Начиная с января 2012 года,  работа МО учителей истории Первомайского района проводилась последующим направлениям:

Направление «Связь поколений»

  1. Создание банка уроков (презентаций)  по теме «Война 1812 года» - октябрь  ноябрь 2012 года.

  1. Живая газета « Страницы истории 1812 года», победитель МБОУ СОШ № 84.


Гусар                                               Крестьянин 19 века


3.  Организация цикла выездных лекций «Святые защитникиРуси».

Направление  «Растим патриотов России»        

  1. Проведение   акции «Я люблю тебя, город Ростов!» - комплекс мероприятий, посвящённых освобождению города Ростова – на – Дону.          

         

               

  1. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны – февраль 2011 года, конкурс военно - патриотической песни. 

3.Организация и проведение круглого стола по проблеме: «Важнейшие проблемы Отечественной истории Великой Отечественной войны»

  1. Вахта Памяти в честь Дня Победы

Направление «Мой край родной» 

  1. Проведение этнографического фестиваля.
  2. Проведение экскурсий по историческим и памятным местам родного края. Особо следует отметить поездку по городам Золотого кольца, МБОУ СОШ № 24; Поездка по югу России МБОУ гимназия № 19; экскурсия в Санкт - Петербург – МБОУ СОШ № 84.
  3. Организация и проведение районной краеведческой конференции октябрь- ноябрь 2012 года. Участие в городской краеведческой конференции Всероссийского конкурса исследовательских работ «Отечество». Результаты:

Военная история: Абдулова Лейла, МБОУ гимназия №111 – I место;

                           Якунина Анастасия, МБОУ гимназии №111 – I место.

Земляки: Егорова Марина, МБОУ СОШ № 16 – II место;

              Майоров Михаил, МБОУ СОШ № 105 –III  место.

К туристскому мастерству: Бенеда Никита, МБОУ СОШ №16 – I место;

                                           Бореев Олег, МБОУ гимназия № 111 – I место

Культурное наследие: Долгополов Дмитрий, МБОУ СОШ № 24 – I место;

                                   Суколенов Роман, МБОУ гимназия № 19 – III место;

                                   Гецадзе Георгий, МБОУ СОШ № 109 – III место

Летопись родного края: Новиков Максим, МБОУ СОШ № 91 – II место;

                                     Рассказова Юлия, МБОУ СОШ № 23 – II место;

                                     Ищенко Виталий, МБОУ СОШ № 84 – III место

Родословие: Гугуев Денис, МБОУ СОШ № 113 – I место;

                   Иноземцева Мария, МБОУ гимназия № 111 – I место;

                   Кривошапко Ольга, МБОУ лицей № 20 – III место;

                  Горбачёва Юлия, МБОУ СОШ № 44 – III место

 Школьные музеи: Павлюкевич Анна, МБОУ СОШ № 91 – I место;

                             Монахова Александра, МБОУ гимназия № 111 – III место

Этнография: Сероштан Елена, МБОУ гимназия № 19 – I место;

                    Зотов Антон, МБОУ СОШ № 91 – III место;

                    Гатова Виктория, МБОУ СОШ № 18 -  III  место

Итого: 21 человек стали победителями и призёрами данного конкурса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока-погружения по теме: «Математические расчеты и исторические задачи в Отечественной войне 1812 года», Посвященного Году Российской истории.

Сценарий урока-погружения по теме:  «Математические расчеты и исторические задачи в Отечественной войне 1812 года», Посвященного Году Российской истории проводился в рамках Ломоно...

«Отечественная война 1812 года в истории, литературе, искусстве»

Отечественная война 1812 года в истории , литературе,искусстве....

Отечественная война 1812 года в истории и литературе

События 1812 года в истории России и в литературных произведениях....

Урок истории в 8 классе "Отечественная война 1812 года в истории России "

Открытый урок по истории в 8 классе. Цель занятия:   омочь учащимся понять причины Отечественной войны 1812 г., её итоги и значение, рассмотреть основные события (военные операции) войн...

метод разработка «Великой Отечественной войны 1812 года в истории и русской литературе XIX века?»

Методическая разработка представляет собой интегрированный урок, который проходил совместно с преподавателем историиДанное занятие является одной из форм интеграции — явлении более глубоком...