история России 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Пороховская Марина Ивановна

личносто-ориентированный урок по теме"Опричнина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_rossii_6_klass.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пороховская Марина Ивановна

Личностно-ориентированный урок.

История России  6 класс.

Тема: ОПРИЧНИНА 1565 – 1572гг.

ЦЕЛЬ: Создать условия для формирования  ЗУН обучающихся об  опричнине,  как о политике  правления Ивана IV.

Задачи урока:  

Воспитательная: формировать знания об опричнине:  времени ее  учреждения и основных событиях;

Развивающая:  формировать умения выявлять причинно – следственные связи,  

логического мышления, анализа исторических событий;

Воспитательная: создать атмосферу неприятия террористических  методов, как решение политических и личностных проблем

Личностно-ориентированная  направленность урока: учащиеся самостоятельно  выбирают способ работы на уроке для усвоения учебного материала на основе своих способностей и интересов.

ХОД УРОКА.

I. Историческая разминка:

* даты по блоку «Иван Грозный» - 1533, 1547, 1552, 1556, 1581.

* понятия по блоку «Иван Грозный» - царь, Избранная рада, Земский собор, приказы, стрелецкое войско, уложение, мягкая рухлядь, засеки.

II. Сообщение темы, цели.

Мотивация: Знакомство с темой поможет больше узнать о личности Ивана IV, осознать, почему он вошел в историю как Иван Грозный. Эта тема даст нам возможность выяснить причины происхождения этого нарицательного имени.

III. Опричнина – происхождение от старорусского «оприч», что означает «кроме» и употребляется оно в случае, когда мы говорим о земле, а также об особом войске при Иване IV.

А. Курбский «Кромельщики, тьма кромешная, служители ада».

План урока:

1. Опричнина – детище Ивана IV.

2. Успехи и неудачи опричнины.

3. Отказ от опричнины.

(Учитель излагает факты без объяснений, тем самым побуждает учащихся к размышлению.)

1653г – болезнь Ивана IV, поиски наследника – Андрей Старицкий.

3 декабря 1564г. Царь едет в с. Коломенское на богомолье, а оттуда в Александровскую слободу.

3 января 1565г – Иван IV послал грамоту митрополиту о гневе его на всех бояр и приказных, за их многочисленные измены и казнокрадство. И грамоту посадским людям, что гневу на них не имеет. Бояре уговаривают Ивана IV вернуться на престол. Он ставит условия, что впредь он будет волен казнить и миловать по своему усмотрению и учредит опричнину.

Землицу русскую разделили 2 части: опричнина и земщина. В Москве от Кремля идти то слева опричные земли, а справа земские.

Опричники ходили в черной монашеской  одежде. Только когда опричник садился на коня, его можно было отличить от монаха. К конскому седлу прикреплялись символы преданности царю: метла и собачья голова. Наказ царя судьям: «Судите праведно, наши виноваты бы не были».

Деяния опричников: И.П. Федоров – боярин казнен; князь А. Старицкий его жена и дочь выпили яд; Митрополит Филипп – задушен Малютой Скуратовым.

8 января 1570г. торжественный въезд Ивана IV в Новгород, когда опричники наелись и напились царь крикнул «Гайда» и начался погром, из 30 тыс. жителей погибли 15 тыс.

После Новгорода Нарва, Псков, Ивангород. 25 июля 1570 г. казни в Москве первым был казнен Иван Михайлович Висковатый. Казнь в кипящем котле в Москве на главной площади.

Но опричное войско не могло  сражаться с вооруженными людьми – войск Девлет Гирея крымского хана и ливонского войска. Только объединенное земское и опричное войско во главе с Михаилом Ивановичем Воротынским в 1572г в битве у села Молоди (150 км от Москвы) одержали победу над крымским ханом. В 1572г. опричнину отменили.  

Закрепление.

Задания по выбору учащихся:

1. Хочу знать:

1. Дать определение понятию опричнина.

2. Когда и каким образом создавалась опричнина?

3. Что входило в обязанности опричников?

4. Какие деяния опричников имели более трагические последствия?

II. Хочу уметь:

1. Выявление причинно – следственных связей:

Причина - ?          Следствие: создание опричнины.

Причина - отмена опричнины.                         Следствие - ?.

2. Сравнить земщину и опричнину: найти черты отличия.

III. Хочу подумать.

1. Дать морально – политическую оценку опричнины.

а) моральная оценка – оценивают опричнину с позиции нравственности, гуманного отношения к людям.

б) политическая оценка – как ведение опричнины отразилось на экономическом и политическом состоянии России.

2. Можно ли утверждать, что если бы не было опричнины, то Иван IV мог не получить прозвище Грозный?

РЕФЛЕКСИЯ: Обучающиеся выполнив задания, делятся с другими ребятами полученной информацией и обсуждают результаты, выражают  свое отношение к событиям.

ИТОГ УРОКА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульное календарно-тематическое планирование по истории (интегрировано) 11 класс ( учебники: " Н.В.Загладин и др. "История России и мира", 2012 г.; О.В.Волобуев и др. "История России ХХ-начало XXI века", 2010 г.)

Модульное планирование помогает более объективно выставлять оценки , т.к. деление на модули помогает принимать зачёты и по зарубежной истории, и по истории России независимо от выставления оценок по п...

Технологическая карта урока №1 по истории России 6 класс ( к учебнику Андреева И.Л. "История России с древнейших времен до XVI в." )по теме:" Введение. Человек и история"

Педагогическая цельпознакомить учащихся с целями, зада­чами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельнос...

План – конспект урока по истории России. Класс: 8 Тема: «Государственные символы Российской Федерации».

План – конспект урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Государственные символыРоссийской Федерации».    Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимна...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...

Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»

Технологическая карта урока по истории России  Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»...

Технологическая карта урока по истории России Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»

Технологическая карта урока по истории России  Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»...