Олимпийские игры в древности.
план-конспект урока (история, 5 класс) по теме

Канаева Елена Николаевна

Урок изучения нового материала в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiyskie_igry_v_drevnosti.docx25.93 КБ
Файл rabochiy_list.docx15.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Олимпийские игры в древности.

Цели:

1.Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции;

2.Расщирить кругозор учащихся;

 Задачи:

1. Усвоение фактов и основных идей, с помощью иллюстративного материала;

2. Изучение новых понятий по данной теме;

3. Организация деятельности учащихся по применению новых знаний;

Тип: урок изучения нового материала;

Оборудование: карта «Древняя Греция», мультимедийный проектор,рабочие листы.

План урока:

Первые Олимпийские игры;

Пять незабываемых дней;

Победители Олимпийских игр;

Ход урока. Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами совершим путешествие и отправимся в пространстве и во времени  в Древнею Грецию. А нашим транспортом будут мыслелёты.

-А как вы думаете, что будет двигателем наших мыслелётов.

-Конечно же это наши мысли. Так давайте сейчас соберемся с мыслями и отправимся  с вами в путешествие. Счастливого пути.  

Видеосюжет  (СЛАЙД  2 )

-Итак, ребята,  вы догадались, как называется тема нашего урока?

- «Олимпийские игры в древности».( Записать тему урока). (СЛАЙД 3)

-Может вы уже догадались, о чём пойдёт речь сегодня на нашем уроке?

-  Сегодня на уроке мы познакомимся с историей Олимпийских игр - одного из главных праздников древних греков, узнаем, как они проводились, кто в них принимал участие, какие виды состязаний были включены в программу игр, как награждали победителей, почему Олимпийские игры были так популярны в Древней Греции.

 А в конце нашего урока тех, кто будут сегодня активно работать, отвечать на вопросы, покажут себя знатоками Олимпийских игр, ждут, как и победителей древних спортивных состязаний, награды. 

(СЛАЙД 4)  «Всем! Всем! Всем! Священный мир объявлен по всей Элладе! Дороги на суше и на море безопасны. Ступайте же в Олимпию!"

(СЛАЙД 5)     Итак, ребята мы с вами находимся в живописной долине Олимпии. Вы видите, как ярко светит солнце, как благоухает зелень.

(СЛАЙД 6) Перед нами прекрасные здания, храмы, алтари из белого камня. Именно   здесь в Южной Греции, в области Элида, где ручей Кладей соединяется с рекой Алфеем и проводились Олимпийские игры.

Работа с картой: на (СЛАЙДЕ 7)

--Давайте покажем на карте, где располагалась Олимпия?

(Этот город располагался на территории Эллады, в северно-западной части полуострова Пелопоннес) Давайте её найдём на карте.

 (ЩЕЛЧОК)

-Как можно было добраться до Олимпии.? ( морем или сухопутными дорогами - показывают по карте).

- Почему же центром Олимпийских игр стала Олимпия?

(Местом их проведения была избранна Олимпия, т.к. до нее было легко добираться из всех греческих городов, удобное местоположение)

   (СЛАЙД 8) Однако, местом обитания богов считалась не Олимпия, а самая высокая гора в Северной Греции – Олимп (1297 м).

- Где располагалась гора Олимп? (на севере Греции). Покажите на карте.

С ней связывают прозвание богов “олимпийцами”. Но, разумеется, у Олимпийских игр была своя предыстория и свои причины появления.

 -В честь какого же бога древние греки устраивали Олимпийские игры?  

   -в честь бога Зевса. (СЛАЙД 9)

-А в каком году прошли первые Олимпийские игры?

(СЛАЙД 10)   -Первые Олимпийские игры прошли в 776г. до н.э.        (Записать в рабочем листе)

( СЛАЙД  11)  Олимпийские игры – грандиозный праздник. Они проводились 1 раз в 4 года и продолжались пять дней. На это время по всей Греции провозглашался так называемый "священный мир". Все военные столкновения прекращались, и заключалось перемирие.

 Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появляться в Олимпии с оружием, а за нарушение виновные карались крупным штрафом и не допускались к участию в играх. Все прибывающие в Олимпию считались "гостями Зевса" и находились под его защитой.

 Во время перемирия даже пираты и разбойники не нападали на путников. На короткое время праздник в Олимпии сплачивал всех греков. Олимпийские игры имели большое значение т.к. сплачивали всех греков.


 Имена участников состязания вносились в списки, составлявшиеся за год до начала очередных Олимпийских игр. К участию в Олимпийских играх допускались все свободные эллины.
 Рабы и варвары, т.е. лица негреческого происхождения, участвовать в Олимпийских играх не могли. Кроме того, к участию в Играх не допускались лица, уличенные в совершении преступления .
 Устав Олимпийских игр предписывал также, чтобы ни одна женщина под страхом смертной казни не присутствовала на состязаниях. Опаздывать на состязания, спорить с судьями и применять незаконные приемы запрещалось.
Организация античных Олимпийских игр предусматривала контроль не только за ходом самих Игр, но и за подготовкой атлетов к ним.

-Ребята, а как вы думаете, а кто такие атлеты?

(СЛАЙД 12)     Атлет – участник состязаний, спортсмен в Древней Греции.(записать определение). Покровителем атлетов был бог Гермес

(СЛАЙД 13)   В течение 10–12 месяцев до начала Игр атлеты проходили подготовку, после чего сдавали своеобразный экзамен. После выполнения “олимпийского норматива” будущие участники Олимпийских игр еще месяц готовились по специальной программе в Олимпии.

-Ребята, как вы думаете, все ли греки имели возможность участвовать в Олимпийских играх?

Ответ: (Жившие своим трудом крестьяне и ремесленники не могли столько времени уделять тренировкам, земледельцы должны были работать в поле, ремесленники изготовлять свои орудия.)

Главным принципом состязаний была честность участников. Перед началом соревнований они давали клятву соблюдать правила. Судьи имели право лишить чемпиона титула, если он победил мошенническим путем, провинившийся атлет подвергался также штрафу и телесному наказанию.

И ровно через месяц, наступал долгожданный момент –

пять незабываемых красочных дней Олимпиады.

Итак, состязания начинаются…

(СЛАЙД 14)   Порядок проведения Олимпиады был строгим:

сначала было открытие,

затем проходили сами соревнование,

и завершался праздник закрытием олимпиады.

   Во время открытия Олимпиады, атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи - клялись выносить справедливые решения.

День первый. Работа с текстом клятвы. Реконструкция.

(СЛАЙД 15) Задание. Археологами была найдена клятва  древнегреческих атлетов, но вот часть слов разобрать  очень трудно, подумайте, как могла звучать клятва, и допишите  недостающие слова!

Клятва атлетов

«Я, Каллий, сын Арифтрона, афинянин, подтверждаю перед богами, (ЩЕЛЧОК)  что тренировался, как требуют древние традиции (ЩЕЛЧОК) великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы не буду пользоваться запрещёнными приёмами». (ЩЕЛЧОК)

 (СЛАЙД 16)    

- После того как принесли  жертву богам и атлеты и судьи дали  клятвы, в  храме зажигали священный огонь, церемония, дошедшая и до наших дней.(СЛАЙД  17) (ЩЕЛЧОК)

Следующие дни были посвящены состязаниям по различным видам спорта. Многие соревнования проходили под музыку.

(СЛАЙД 18)    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Но в Древней Греции перед тем как начать состязания атлеты проводили разминку, давайте и мы встанем и разомнемся.

Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке
(шагаем на месте)

Круг почета пробежать (бег на месте),

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать выдох, сделать вдох (вдох-выдох)

Будь атлет всегда готов!

Работа с иллюстрацией. 

(СЛАЙД 19)   --Ребята перед вами  археологические находки

Какие исторические источники вы знаете? (Письменные, вещественные)

Какую информацию мы с вами можем получить именно из этих источников? (о различных видах спортивных состязаний)

Какие виды спортивных состязаний существовали в Древней Греции? (борьба, бег,  прыжки в длину, метание диска и копья)

 Победителем считался только тот, кто выигрывал во всех видах состязаний, и можно сказать, что это было единое соревнование, состоящее из 5-и состязаний.

(СЛАЙД 20)  -Подумайте, как могли называться все эти состязания одним словом?

-Пятиборье.(ЩЕЛЧОК )

Составляем кластер:

-Итак, что же входило в пятиборье?

                                                                                       

(ЩЕЛЧОК)

Второй, третий и четвёртые дни  были посвящёны   состязаниям.

(СЛАЙД 21)

 -Ребята а как вы думаете, где проходили все состязания?

   Правильно, (ЩЕЛЧОК)    стадион – место для состязаний. (Записать в рабочий лист)  Это слово зародилось именно в Древней Греции при проведении Олимпийских игр. Именно на стадионах проходили основные соревнования, и именно на их трибунах занимали зрители места задолго до начала состязаний. Никто не хотел пропустить такое событие!!! Само слово «стадион» греческого происхождения.

Одним из главных состязания Олимпийских игр было пятиборье. 

Начиналось оно с бега:.   (СЛАЙД 22)

- Встав на дорожке возле друг друга, атлеты ждали сигнала. Кто срывался с места раньше времени, того судья больно бил хлыстом. О скорости бегунов рассказывали невероятное. Был один бегун, которого видели в начале и в конце дорожки, посередине его не успевали заметить.

(СЛАЙД 23.)

-Другой бежал также стремительно, что мог обогнать зайца.

Третий бежал так легко и быстро, что не оставлял следов на песке.

(СЛАЙД 24) - После бега атлеты состязались в прыжках в длину . (ЩЕЛЧОК)

Для усиления толчка атлеты пользовались гирями и во время прыжка выбрасывали руки вперед.

(СЛАЙД 25)  Копье и диск метали, стоя на небольшом возвышении. Копье- метали на точность. А диск - на дальность.

Метание диска историки связывают с древним обрядом поклонения солнцу. Диск считался священным предметом. Этому виду спорта посвящена статуя скульптора Мирона «Дискобол».

  (СЛАЙД  26)Последним состязанием в пятиборье была борьба,

где проявлялась сила и ловкость борцов. Она велась на песке.

-Ребята, а как вы думаете, почему тела атлетов так блестят?

Перед ее началом атлеты натирали тело оливковым маслом, чтобы противнику было труднее его ухватить.

  Для победы требовалось, чтобы упавший противник трижды коснулся земли плечом, бедром или спиной.

(СЛАЙД  27)   Захватывающим зрелищем были гонки колесниц. Проходили они на ипподроме.    Нужно было12 раз обогнуть ипподром,  чтобы одержать победу.

       - Ипподром.-место для проведения конных состязаний.

(СЛАЙД 28) Работа с иллюстрацией. Беседа

- Ребята посмотрите внимательно на эту иллюстрацию.

Расскажите, что вы видите на ней. (На ипподроме полно народу: конные состязания-любимое зрелище греков. Медленно одна за другой выезжают колесницы. На мгновение ипподром замирает, но через секунду уже слышны приветственные крики. Сигнал трубы и состязание уже началось. Сквозь облако пыли в лучах утреннего солнца мелькали разноцветные одежды возниц. Слышны ржание коней и скрежет колёс. Стремясь обогнать друг друга , они безжалостно колотили своих партнёров. Вдруг трибуна ахнула. Раздался грохот ломающихся колесниц, ржание коней, крики и стоны людей. Всё смешалось. Но вот выехала запряжённая  тройка прекрасных лошадей, на которой восседал довольный возница, приветствуемый болельщиками. Это победитель.»

-Скажите в гонках могли участвовать бедные греки?

В гонках участвовали только богатые греки, так как иметь колесницу и четырех беговых лошадей могли  не все себе позволить. На гонках колесницы должны были 12 раз обогнуть ипподром. Иногда колесницы сталкивались и возничие (управляющие колесницами) получали увечья. При этом владелец упряжки мог сам не управлять ею, а нанять (СЛАЙД 29)возничего.

Но, если кони приходили первыми, то именно хозяина, а не возничему присуждалась победа.

-Ребята, а как вы думаете скачки это опасный вид спорта?

Иногда колесницы сталкивались и возничие (управляющие колесницами) получали увечья. При этом владелец упряжки мог сам не управлять ею, а нанять возничего.

Но, если кони приходили первыми, то именно хозяина, а не возничему присуждалась победа.

-Ребята, а что же происходило на пятый день Олимпийских игр? Давайте посмотрим, что лежит у вас в конвертах, может это нам подскажет, какие события происходили в последний день? (в конвертах листочки сушеного лавра). 

(СЛАЙД 30)  

Действительно, на пятый день происходила торжественное награждение победителей (СЛАЙД 31) Олимпийских игр и гасили священный огонь!

Перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды – венки из ветвей оливы.

Ребята, а как судя по изображению происходило награждение победителей?

  Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!».

-А как называли победителей Олимпийских игр? (СЛАЙД 32) (ЩЕЛЧОК)   Победителей Олимпийских игр называли ОЛИМПИОНИКАМИ.(Записать в рабочие листы)

-А кто, судя по этим изображениям, были олимпиониками и в каких видах состязаний они себя проявили?

   (СЛАЙД 33)Когда победитель возвращался домой, все жители выходили ему на встречу. Атлет  подходил к главному храму и приносил свой венок в дар богам.(ЩЕЛЧОК)

(СЛАЙД 34)

  -Что полагалось победителю?    ( ЩЕЛЧОК)

Победителю Олимпийских игр ставили статую, ему предоставляли почетные места в театре, до конца жизни его кормили за общественный счет.

Ребята вот закончились пять не забываемых дней Олимпиады. И наше путешествие подходит к концу, мы возвращаемся.

Закрепление

Давайте подведём итоги нашего путешествия,

-что же мы узнали нового?  (СЛАЙД 35)        

1.Родиной Олимпийских игр является…(ЩЕЛЧОК)

2.Первые в истории Олимпийские игры были проведены в…ЩЕЛЧОК)

3.Город Древней Греции в котором проводили Олимпийские игры назывался…(ЩЕЛЧОК)

4.Олимпийские игры устраивали в честь…

5.Олимпийские игры в Древней Греции продолжались…

6.Соревнование одного человека в пяти видах спорта, называлось…

7.Участник состязаний, человек крепкого телосложения…

(СЛАЙД 36) Рефлексия. Ребята по кругу высказывают одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1  было интересно…

2 меня удивило…

3 было трудно…

-Ребята, а что вы знаете о современных Олимпийских играх?

(СЛАЙД 37)

-Ребята, а вы знаете, чем сейчас награждают победителей Олимпийских игр?. (СЛАЙД 38)

(СЛАЙД 39)    Д/З: Создайте свой эскиз медали для Олимпиады 2014 года в Сочи.

А  я вас тоже хочу наградить медалями. Ведь вы сегодня заслужили свои награды. Вы были очень активны сегодня на уроке.

(СЛАЙД 40)  А теперь давайте как в Древней Греции поблагодарим самих себя.

СЛАВА ПОБЕДИТЕЛЯМ!



Предварительный просмотр:

Рабочий лист

Фамилия, Имя________________________________________________

Тема._______________________________________________________

Год основания Олимпийских игр_____________ до н.э.

Задание 1.               Миф об основании Олимпийских игр

        В древние времена миром правил отец Зевса бог -  Крон. Его супругой была богиня Рея.

      Крону предсказали, что у него отнимут власть его собственные дети. Поэтому, как только у Реи рождался ребенок, Крон проглатывал младенца. Уже пятерых проглотил жестокий отец.  Но вот у Реи родился младший сын – Зевс. Боясь потерять и его, мать подала Крону  не ребенка, а завернутый в пеленки продолговатый камень. Не заметив обмана, крон проглотил камень.

      Когда Зевс возмужал, он опоил отца волшебным зельем, благодаря которому Крон изрыгнул проглоченных им детей- богов. Затем между ними и их отцом Кроном началась упорная борьба за власть. Одержав победу, Зевс в память о ней повелел устроить состязания атлетов на земле Олимпии.

Вопросы к документу: 

1.В память какого легендарного события были устроены первые  состязания?

2.Какой бог стал покровителем Олимпийских игр и почему?

3.Откуда, по-вашему, появилось название «Олимпийские игры»?

_________ до н.э. прошли первые Олимпийские игры.

_________ - участник состязаний, спортсмен в Древней Греции.

Задание 2. Археологами была найдена клятва  древнегреческих атлетов, но вот часть слов разобрать  очень трудно, подумайте, как могла звучать клятва, и допишите  недостающие слова!

Клятва атлетов

«Я, Каллий, сын Арифтрона, афинянин, подтверждаю перед ………..…, что тренировался, как требуют древние ………… великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы не буду ……………………..…».

Задание 3. Составляем кластер:

                                                                                       

_____________________– вид состязаний на древнегреческих Олимпийских играх, включающий в себя бег, метание диска и копья, прыжки в длину и борьбу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Олимпийские игры в древности"

Предлагаемый вариант проведения урока позволит преподавателю более наглядно и интересно познакомить учащихся с историей Олимпийских игр. Организация образовательного процесса на основе медиаобразовате...

Конспект урока "Олимпийские игры в древности"

Урок по истории Древней Греции в 5 классе...

Урок по теме "Олимпийский игры в древности"

Урок по истории Древнего мира (раздел Древняя Греция)  ...

Олимпийские игры в древности

Бинарный урок (история + Физическая культура)Цели урока:Обучающие: Познакомить учащихся с историей олимпийских игр, первыми спортивными традициями.Развивающие: Продолжить формирование умений работать ...

Открытый урок Олимпийские игры в древности

Олимпийские игры в древности...

Интеллектуальная игра "Знатоки" (олимпийские игры в древности и современности)

Всё внимание россиян приковано к городу Сочи, и неслучайно, ведь в 2014году в этом замечательном городе состоятся летние Олимпийские игры. Нельзя оставаться в стор...

Игра "Олимпийские игры в древности"

Игра может быть использована на уроке "Олимпийские игры" в 5 классе. Она создана по принципу выбора категории вопроса и его номера. В содержание включены вопросы не только по истории игр, но и материа...