Великая война - Великая Победа
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Амирова Альфия Рустамовна

Конспект мероприятия для 9-10 классов по Великой Отечественной войне. Можно проводить как в одном отдельном классе, поделив на 2 команды, так, и как конкурс среди 9,10го класса. Целями данного мероприятия являются: 

  • в игровой форме проверить знания по истории Великой Отечественной войны;

  • дать возможность обучающимся проявить находчивость, творческую активность;

  • заинтересовать школьников в изучении дополнительной литературы, посвящённой данной теме;

  • воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, чувство ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма

В конспекте использованы  задания разного типа и уровня. ответы указаны

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Великая война - Великая победа»

Цели: 


  1. в игровой форме проверить знания по истории Великой Отечественной войны;

  2. дать возможность обучающимся проявить находчивость, творческую активность;

  3. заинтересовать школьников в изучении дополнительной литературы, посвящённой данной теме;

  4. воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, чувство ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма.




План мероприятия.

1. Вступительное слово учителя.

2. Основная игра.

а) 1 этап – разведка.

б) 2 этап – очевидцы.

в) 3 этап – стремительная атака на знания.

г) 4 этап – фронтовой тыл.

д) 5 этап – затяжные бои.

е) 6 этап – выработка стратегии победы.

ж) 7 этап – Последний бой.

з) Творческое задание – Победа – как много в этом слове.

3. Подведение итогов. 


Ход мероприятия


1. Вступительное слово учителя. 




Разглядеть, что истинно, что ложно,
Может только беспристрастный суд:
Осторожно с прошлым, осторожно, -
Не разбейте глиняный сосуд. 


Наше мероприятие посвящено одной из самых трагических, но, безусловно, одновременно наиболее выдающейся и славной странице истории нашей страны – Вов советского народа против фашистских захватчиков 1941 – 1945 годов. 

В истории нашей страны было немало тяжёлых и долгих войн, но только название последней - Великая Отечественная – пишется с большой буквы. 

Сейчас очень много говорят и пишут о суровых 30-40-х годах. О том, как началось Великая Отечественная война, кто виноват в развязывании самой страшной войны ХХ века. Многое и сегодня остаётся неясным, многие вопросы остаются открытыми: знал ли Сталин о готовящемся наступлении, какую информацию докладывала ему советская разведка, почему советские войска так быстро и стремительно отступали в первые месяцы войны и т. д. 

Историки и политики до сих пор ищут просчёты и поражения, вместо того чтобы акцентировать внимание на победах Советской Армии над фашизмом, хотя у Советского Союза гораздо больше, чем у любой другой страны участницы Второй мировой войны, прав заявить, что главный победитель в этой войне – Советский Союз. 

Сегодня нас тоже ждёт бой – бой на знание истории Вов. Наша игра будет проходить по всем правилам военного сражения. Командам (армиям) необходимо будет пройти 7 этапов боя – чтобы какая-то из армий дошла до победы. 

Но прежде небольшой ракурс в историю. 
(прослушать выступление по радио Левитана о начале войны, слайд-шоу картин войны)

22 июня 1941 года нападением Германии на СССР началась Вов. Этот год был, несомненно, самым трагическим и страшным. «Жестокость является благом для будущего…Войну против России нельзя вести по-рыцарски. Её надо вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой жестокостью», - так напутствовал Гитлер свои войска перед нападением на нашу страну. Тяжёлые поражения в начале войны, огромными усилиями разгром врага под столицей нашей родины - Москвой. 1942 – тяжёлые потери в новых крупных сражениях, враг двигается в глубь страны, занимая советские города, неся с собой разорение и смерть. Выдержав 2 страшных года в 1943 году СССР сумел добиться в ходе войны коренного перелома. Разгром врага под Сталинградом и Курском, форсирование Днепра. 1944 – освобождение русских территорий от оккупации, а также западных от фашистских захватчиков. И, наконец, победный 1945 год – Этот день победы – со слезами на глазах. 


ХОД ИГРЫ.

1 этап – разведка.

В ходе любых войн часто применяется метод кодировки планов ведения сражений. Ваша задача – разведать и дать расшифровку кодовым названиям операций, назвать советская и немецкая та или иная операция.

1) “Тайфун”. (Московская операция - немецкая)

2) “Уран”. (Сталинградская операция - советская )

3) “Цитадель”. (Курская операция - немецкая)

4) “Багратион”. (Белорусская операция - советская)

5) “Кремль» ( операция на южном направлении –дезорганизационная – немецкая)

6) «Ост» (Захват России и превращение её в сырьевой придаток Германии)


2 этап – очевидцы.

А сейчас мы с вами обратимся к очевидцам тех далёких событий. Ваша задача узнать о каком событии идёт речь?

1) Из дневника убитого немецкого офицера:
 “1 сентября. Неужели русские действительно собираются сражаться на самом берегу Волги? Это же безумие… 11 сентября. Безрассудное упрямство… 13 сентября. Дикие звери… 16 сентября. Это не люди, а черти… 27 октября. Русские - это не люди, а какие-то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня… 28 октября. Каждый немецкий солдат считает себя обреченным человеком”. 

(Наступление немецких войск под Сталинградом)

2) Из воспоминаний члена Военного совета Донского фронта А.С. Чуянова:
 Кольцо окружения с каждым днем сжимается. Фашистское командование посылает в “котел” продовольствие и боеприпасы. Летчики сбрасывают “подарки” в контейнерах на парашютах… Я был свидетелем того, как к городу, к “котлу”, под прикрытием мессершмиттов приближалась большая группа транспортных самолетов противника. Навстречу поднимались наши истребители. В коротком воздушном бою они сбили все транспортные самолеты. Тридцать четыре немецких летчика спаслись на парашютах и были взяты в плен… Теперь господство в воздухе принадлежало нам… На высоте Садовой взят в плен генерал. Он заявил: Паулюс надломлен. Он бы сдался в плен немедленно, но получил от Гитлера радиограмму – любой ценой выстоять и не омрачать десятилетие фашистского строя в Германии, которое исполняется 30 января. Паулюс ждет с нетерпением этой даты…

(Разгром немецких войск под Сталинградом)

3) Из документа немецкого генерального штаба 21 сентября 1941 г.

Сначала мы блокируем город (геометрически) и разрушим его, если возможно, артиллерией и авиацией…Когда террор и голод в городе сделают свое дело, откроем отдельные ворота и выпустим безоружных людей…

весной мы проникнем в город, вывезем все, что осталось живое, в глубь России или возьмем в плен, сровняем город с землей и передадим район севернее Невы Финляндии.

( Блокада Ленинграда)

4) Из воспоминаний командующего 5-й гвардейской танковой армии П. А. Ротмистрова.

^ Немцы и мы одновременно перешли в наступление. Навстречу двигались две громадные танковые лавины.

Через несколько минут танки первого эшелона наших 29-го и 18-го корпусов врезались в боевые порядки немецко-фашистских войск, стремительной сквозной атакой, буквально пронзив боевой порядок противника. Гитлеровцы, очевидно, не ожидали встретить такую большую массу наших боевых машин и такую решительную их атаку. Управление в передовых частях и подразделениях врага было явно нарушено. Его “тигры” и “пантеры”, лишенные в ближнем бою своего огневого преимущества, теперь успешно поражались советскими танками Т-34 и даже Т-70 с коротких дистанций. Поле сражения клубилось дымом и пылью, земля содрогалась от мощных взрывов. Танки наскакивали друг на друга и, сцепившись, уже не могли разойтись, бились насмерть, пока один из них не вспыхивал факелом или не останавливался с перебитыми гусеницами. Но и подбитые танки, если у них не выходило из строя вооружение, продолжали вести огонь.

В середине дня четко обозначился успех на главном направлении. Мы сделали главное – во встречном сражении остановили и смяли ударную группировку врага… Острие танкового клина противника было сломлено.

(Курская битва, танковое сражение под Прохоровкой).

3 этап – стремительная атака на знания.

Без знания дат – историю не знать. И культуру тоже нужно уважать. Задание командам – соотнести даты и события, автора и произведение. 

1) Д. Шостакович    А) “Василий Теркин”

2) А. Александров    Б) Седьмая симфония

3) М. Шолохов     В) “Родина-мать зовет!”

4) И. Тоидзе    Г) “Они сражались за Родину”

5) А. Твардовский    Д) “Священная война”

(1б, 2д, 3г, 4в, 5а)

1. Подписание советско-германского договора о ненападении. а) июль – август 1945 г.

2. Сталинградская битва. б) 23 августа 1939 г.

3. Постдамская конференция в) июль-август 1943 г. 

4. Прорыв блокады Ленинграда г) июль 1942 – февраль 1943

5. Битва под Москвой. д) декабрь 1941 года

6. Курская битва. е) январь 1943 г.

(1б, 2г, 3а, 4е, 5д, 6в)


4 этап – фронтовой тыл.

Во время небольших передышек между сражениями, солдаты и певцы как могли поддерживали друг друга добрыми песнями, анекдотами, частушками. Старались поднять боевой дух, патриотические чувства, воспоминания о родном доме, семье или любимой девушке. Задание командам как можно больше вспомнить песни про войну, песни, которые пелись на войне. Какая команда прервёт поочерёдное состязание, та и проиграла. 

5 этап – затяжные бои.

Некоторые бои длились не по часам, а по месяцам и даже годам. И сейчас нам придётся с вами попотеть, чтобы ответить на все вопросы этого этапа.


1. Для похода на Восток гитлеровское командование разработало два плана?

Каких? (Барбаросса и Ост)

2. В 1941 году в снабжении Красной Армии продовольствием наступил

кризис. Пришлось обратиться за советом к бывшему интенданту царской

армии. Он выдал следующий рецепт: «Русскую армию спасут три «с»:

спирт, сало и …» Что ещё? (сухари)

3. В трагические дни лета 1942 года появился приказ наркома обороны 

№ 227, который получил среди военнослужащих название … Какое? 

(«Ни шагу назад»).

4. Для руководства им был создан Центральный штаб во главе с

Пономаренко. Их самоотверженная служба сыграла большую роль в

достижении победы? Чем он руководил? (партизанским движением)

5. В июне 1944 года союзники СССР осуществили операцию «Оверлорд». 

Что она означала? (Открытие второго фронта на западе)

6. Этот предмет спас жизни многих солдат в годы войны. В переводе с

испанского слово это означает «череп». Что это? ( Каска)

7. Второй фронт был открыт только в 1944 году, но многим советским

воинам удавалось «открывать» его лично ещё раньше, причём делали они

это с большим удовольствием. Что называли солдаты «вторым фронтом»?

(американскую и английскую тушёнку)

8. В тёплое время года советские солдаты свёртывали её в трубочку и носили

через плечо, на привалах её использовали и как подушку, и как одеяло. Её

называли «скаткой». Что это такое? (Шинель)

6 этап – выработка стратегии победы.

А теперь мы с вами попробуем выработать стратегию победы, но прежде нам надо научиться пользоваться картой. Командам разрешается несколько минут посмотреть на карту, а затем нанести, что прописано в задании, на карту. 

Раздаётся карта каждой команде. Нанести на карту – схему:

1) Направления немецкого вторжения в СССР– “Север”, “Центр”, “Юг”.

2) “Ледовая дорога жизни”.

3) Сталинградская битва.

4) Курская дуга.

5) Место открытия союзниками второго фронта.



7 этап – Последний бой.

Последний бой – он самый сложный, трудный, но после него наступает победа. Каждая команда получит вопросов, ваша задача – как можно больше дать правильных ответов.

1 команда.


  1. Какое сражение было самым крупным в 1945 году в Вов? (Битва под Берлином)

  2. Победа принесла Сталину высшее воинское звание. Какое? (генералиссимус) 

  3. Героями на войне становились не только люди, но и целые города, героем стал даже один оборонительный объект. Какой? (Брестская крепость)

  4. Сколько лет назад завершилась Вов? (64 года)

  5. Для нападения на СССР гитлеровское командование сосредоточило 3 группы армий: «Север», «Юг» и … Как называлась третья? («Центр»)

  6. На фронтах войны сражались не только люди, но и «яки», «тигры», «пантеры», «леопарды». Что это было? (боевая техника: танки, самолёты)

  7. Чем в истории войны знамениты бойцы Егоров и Кантария? (Водрузили знамя Победы над рейхстагом).

  8. Союзные или советские войска брали столицу Германии в 1945 году? (Советские)

  9. Название советского танка КВ расшифровывалось как Климент Ворошилов. А в честь кого был назван танк ИС? (Иосифа Сталина)

  10. Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии? (8 мая 1945 г.)



2 команда.


  1. В каком советском городе состоялся первый парад Победы7 (В Москве)

  2. Уже в июне 1941 года из западных районов СССР на восток стали вывозиться люди и производственные объекты. Как назывался этот процесс? (Эвакуация)

  3. Это был первый советский город, который, даже окружив, не смогли захватить гитлеровские войска. Какой это город? (Ленинград)

  4. Сколько дней шла Вов? (1418 дней)

  5. Она началась 1 сентября, завершилась 2 сентября, а сколько лет она продолжалась? (6 лет шла Вторая мировая война)

  6. Кто кроме У.Черчилля и Ф.Рузвельта на Крымской конференции представлял «большую тройку»? (Сталин)

  7. С кем СССР воевал дольше – с Германией или Японией в годы Второй мировой войны? (с Германией)

  8. Какое название получила международная организация, созданная в 1945 году по решению Крымской конференции для поддержания и укрепления мира, безопасности и развития международного сотрудничество? (ООН)До войны этот город назывался Кенигсберг и принадлежал Германии, а после войны он отошёл СССР. Как он стал называться? (Калининград)

  9. Кто из крупных советских военачальников за годы Вов не проиграл ни одного сражения? (Жуков Г.К.)

  10. 30 апреля 1945 года в Берлине произошло два исторических события: было водружено знамя Победы над рейхстагом и … А какое второе? (Самоубийство Гитлера)




Творческое задание – Победа – как много в этом слове.


Наступил 1945 – последний и решающий год Вов. Подавив упорное сопротивление германской армии, советские войска победоносно завершили войну. Но победа досталась дорогой ценой. Наша интеллектуальная баталия тоже вступает в завершающую стадию. Пока жюри подсчитывает баллы, мы начнём праздновать победу, и не важно кто победил, кто проиграл. Последнее задание для команд – д/з – инсценировать сцены Победы. 








1) Д. Шостакович    А) “Василий Теркин”

2) А. Александров    Б) Седьмая симфония

3) М. Шолохов     В) “Родина-мать зовет!”

4) И. Тоидзе    Г) “Они сражались за Родину”

5) А. Твардовский    Д) “Священная война”


1. Подписание советско-германского договора о ненападении. а) июль – август 1945 г.

2. Сталинградская битва. б) 23 августа 1939 г.

3. Постдамская конференция в) июль-август 1943 г. 

4. Прорыв блокады Ленинграда г) июль 1942 – февраль 1943

5. Битва под Москвой. д) декабрь 1941 года

6. Курская битва. е) январь 1943 г.


____________________________________________________________________________________

1) Д. Шостакович    А) “Василий Теркин”

2) А. Александров    Б) Седьмая симфония

3) М. Шолохов     В) “Родина-мать зовет!”

4) И. Тоидзе    Г) “Они сражались за Родину”

5) А. Твардовский    Д) “Священная война»

1. Подписание советско-германского договора о ненападении. а) июль – август 1945 г.

2. Сталинградская битва. б) 23 августа 1939 г.

3. Постдамская конференция в) июль-август 1943 г. 

4. Прорыв блокады Ленинграда г) июль 1942 – февраль 1943

5. Битва под Москвой. д) декабрь 1941 года

6. Курская битва. е) январь 1943 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Священная война - великая Победа"

Устный журнал "Священная война - великая Победа"...

Сценарий общешкольного мероприятия, посвященного 72-ой годовщине Великой Победы в Великой Отечественной войне «Как хорошо на свете без войны».

Цель: Привлечение внимания обучающихся к событиям Великой Отечественной войны, её роли в культуре страны. Содействие формированию у обучающихся чувства патриотизма, уважения к культуре Отечества.Задач...

Республиканский конкурс творческих работ посвященных 75-й годовщине Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 гг. "75 - Великой Победе!"

Все дальше и дальше в историю уходят от нас героические и грозные годы Великой Отечественной Войны. В этом году наша страна отмечает юбилейную дату – 75-летие Победы советского народа в Великой ...

«Великая война – Великая Победа»

Разработка урока истории. Тема «Великая война – Великая Победа» Цель: Патриотическое воспитание учащихся. Задачи: – Воспитание уважения к историческому прошлому своего народа; ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ВЕЛИКАЯ ВОЙНА» (посвящено Победе в Великой Отечественной войне).

Предлагаем конспект занятия, посвящённого Великой Отечественной войне, для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, которые имеют сенсорные, двигательные, интеллектуальные особенно...