План работы руководителя ШМО учителей истории и географии
методическая разработка по истории по теме

В качестве выступления на педагогическом совете руководитель ШМО учителей истории и географии рассказывает о плане и промежуточных итогах работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shmo_pedsovet.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Школьное методическое объединение учителей истории и географии. Руководитель: Антонова С.Ю.

( выступление на педсовете, март 2013 года)

                                                    «История даёт нам возможность познать

процесс создания человеческого общества»

 НАШИ УЧИТЕЛЯ: 

Антонова Светлана Юрьевна

Гречнева Любовь Викторовна

Салгереева Надежда Михайловна

Цель работы МО:

  1.  создание условий для формирования всесторонне развитой, патриотичной личности, способной к творчеству, толерантности и самореализации в современных условиях. 
  2. Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области учебного предмета и методики его преподавания.

Методическое объединение включает предметы обществоведческого цикла:
история России и Всеобщая история, обществознание, право, а также географию.
МО разрабатывает проблемы включения в преподавание исторического краеведения за счет привлечения к сотрудничеству школьный музей.

Цель : развивать интерес к истории, культуре и традициям родного края. Чему и способствует  работа нашего школьного музея «Земляки». Деятельность МО  будет иметь направление на решение темы: "Формирование исторического мышления учащихся на уроках и во внеурочное время.
 Планы

  1. создать методическую копилку;
  2. продолжать вести  мастер-классы, уроки, семинары…
  3.  провести Интернет-семинар

(провести консультации по вопросам подготовки и размещения учителями в сети Интернет учебно-методических материалов).

Методическое объединение историков

И факты, и даты, и лет вереница
Свободно и плавно пред вами промчится.
И край родной, что Посадским  зовут,
Узнать хорошо вы сумеете тут.
История – мать всех наук и учения,
Несет из былого событий течение,
О мире прошедшем свое представление –
Фундамент для будущего поколения.

 

Задачи методической работы

  1.    Организация УВП на высоком теоретическом, методическом и практическом уровнях;
  2.    Использование новых педагогических технологий, повышающих эффективность обучения, развивающих способности учащихся;
  3.    Выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей;

      Профессиональное становление преподавателей;

  1.   Формирование социально – активной личности с четко выраженной гражданско-патриотической позицией.

Основные формы работы в методическом объединении

        заседания методических объединений по вопросам методики обучения и воспитания учащихся;

        круглые столы, совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей и т.п.;

        открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету;

        лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методикам обучения и воспитания, вопросам общей педагогии и психологии;

        проведение предметных и методических декад;

        взаимопосещение уроков;

        организационно-деятельностные игры;



План работы МО учителей истории и географии на---- учебный год

В двадцатилетнем возрасте преобладает воля;
в тридцатилетнем – ум;
в сорокалетнем – благоразумие.

Бенджамин Франклин.

Мероприятия

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Заседания МО

Цели и задачи работы кафедры на учебный год

(отвАнтонова С.Ю..)

Панорама методических разработок по курсу “Экономическая и социальная география мира”

(отв.СалгерееваН.М)

Обзор педагогических новинок по дифферен-цированному и личностно ориентирован-ному обучению.

(отв. Антонова С.Ю.

Внедрение компьютерных технологий в практику преподавания истории и географии.

(отв.Антонова С.Ю..)

Курсы (Гречнева Л.В.)

Разработка “трудных” тем

.

История России, 11кл.

“Русские революции”

Обществознание, 10 кл.

“Деятельность человека”

Салгереева Н.М.

География, 10 кл.

“Развивающи-

еся страны”

География, 6 кл.

“Атмосфера”

Антонова С.Ю.

Право, 8 кл.

“Основы правового статуса человека и гражданина”






Внеклассная работа

Организация работы факультативов и спецкурсов.

Школьные олимпиады по истории, географии, обществознанию.

Участие в районных олимпиадах по предметам.

Школьная научно-практическая конференция.

Учебные и краеведческие экскурсии.

Внеурочная
работа

  1. Проведение занятий с группой “олимпийского резерва” - еженедельно.
  2. Занятия с неуспевающими учащимися – по мере выявления пробелов в знаниях.
  3. Подготовка группы лаборантов и ассистентов по географии.

Работа с родителями

1. Ознакомление родителей учащихся 5-6 классов с едиными требованиями к ЗУН.

2. Консультации родителей учащихся 10 класса по особенностям курса обществозна-

ния.

1. Выход на родительские собрания учащихся 7-8 классов с целью анализа учебного процесса.

2. Консультации родителей учащихся 9, 10, 11 классов по подготовке к экзаменам.

1. Анкетирование родителей по проблеме качества преподавания истории и географии.

2. Индивидуальные собеседования с родителями.

Информирование родителей выпускников по содержанию, особенностям проведения и критериям оценок ЕГЭ по истории, географии, обществозна-

нию.

Работа
кабинетов

  1. Пополнение учебно-методической базы кабинета истории.
  2. Обновление учебно-методического комплекса кабинета географии.

Взаимопосещение уроков

В течение года по плану МО с последующим обсуждением и рекомендациями

Неформальное общение

  1. Чествование именинников.
  2. “Круглые столы” по рефлексии и анализу деятельности учителя.
  3. Интеграция с учителями других МО школы при подготовке к торжественным мероприятиям.

Основные направления работы методического объединения
учителей истории и географии в 2008-2009 учебном году.

При единении и малое растет,
при раздоре и величайшее
распадается.

Саллюстий Гай Крисп

Цель: Воспитание ученика как личности компетентной, успешной и востребованной обществом.

Задачи: 

  1. Создание на уроках и во внеклассной работе разнообразных положительно и деятельностно- окрашенных ситуаций, определяющих пути интереса и успеха детей.
  2. Расширение возможностей разноплановой практической деятельности учащимся.
  3. Формирование у школьников положительной мотивации к учебе.
  4. Выявление и развитие задатков, способностей и талантов детей.
  5. Возведение в норму корректного и доброго отношения к ученикам.
  6. Самообразование и самосовершенствование учителей в личностном плане.
  7. Установление деловых контактов со школами города .

Диагностирование предметной деятельности учителей ШМО 

  1. Мониторинг знаний, умений и навыков, учащихся через промежуточный и итоговый контроль.
  2. Собеседования с администрацией, персональные консультации.
  3. Разработка и проведение анкетирования учащихся и родителей по проблеме качества преподавания истории и географии.

 Внеурочная деятельность 

  1. Разработка и осуществление программы работы с одаренными учащимися.
  2. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся на межпредметной основе.
  3. Использование учебных и краеведческих экскурсий для активизации познавательной деятельности учащихся.
  4. Подготовка группы лаборантов и ассистентов для обновления учебно-методического комплекса кабинета географии.

Краеведение в школьном историческом образовании

В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Это относится как к дисциплинам гуманитарного, так и естественно-научного цикла. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с введением, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования. Применительно к истории как к учебному предмету это означает: историческое краеведение стало его обязательной составляющей.

Школьное историческое краеведение: новые реалии .

Конечно, у учащихся разных регионов России конкретные знания о своем крае будут различными, но они должны войти (в определенном объеме) в состав обязательных базисных знаний по истории Отечества, в ряде случаев — по истории ближнего и дальнего зарубежья. Это отвечает требованиям государственного стандарта школьного исторического образования. История края («малой родины») рассматривается как часть истории России; республики, входящей в состав РФ; более крупного региона (в составе нескольких территорий или стран, объединенных узами экономических, национальных, религиозных и культурных исторических связей); всемирной истории.

Важным условием развития краеведения, в первую очередь исторического, являются современные социально-политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растет роль «провинции», когда возрастает интерес россиян, молодежи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности.

Большое значение для совершенствования исторического краеведения и в целом исторического образования в школе имеют новые труды по истории. Исследования ученых-историков оказали значительную помощь в преодолении старых подходов к содержанию учебных программ, учебников истории, в том числе по истории родного края, содействовали в применении на практике многофакторного подхода к истории и ее преподаванию.

Значителен вклад и методистов-историков. Разработаны федеральный и региональные учебные планы для школ, предусматривающие реализацию национально-регионального компонента и использование материалов краеведения. Составлены учебные программы с краеведческим содержанием, в том числе углубленных и факультативных курсов по истории края, местных этносов, их культуре, интегрированных курсов краеведения и т.д. Практически во всех субъектах РФ изданы краеведческие учебники и методические руководства. Создаются хрестоматии, рабочие тетради, карты, пособия на электронных носителях. В ряде регионов появились новые книги по истории, экономике и культуре отдельных районов и городов, например, в Московской области (Зарайский, Раменский, Серпуховский и другие районы), Алтайском крае (город Барнаул), Самарской области (Кинель-Черкасский район, город Тольятти, Самарский район города Самары) и др. Эти краеведческие издания успешно используются в работе со школьниками. Материалы краеведения систематически публикуются в средствах массовой информации. В вузах, творчески работающих школьных коллективах исследуются вопросы содержания и организации краеведения. Больше внимания стало уделяться краеведческой подготовке и переподготовке педагогов. В Российской академии образования создан Совет по краеведению. Активно работает организованный в начале 90-х годов Союз краеведов России. Совет и Союз краеведов возглавляет крупный ученый-историк, академик РАО С.О. Шмидт.

За минувшее десятилетие в школьной истории значительно расширилось «поле» краеведения. Изучаются различные стороны жизни края в их единстве. Ныне можно обратиться к ранее «запретным темам» (о них мы скажем чуть ниже). Одним из ключевых направлений исследований и учебных занятий становится изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь «близких» людей — земляков и членов семьи, изучение повседневности — обыденной жизни с ее живыми подробностями. Шире стали использоваться архивные документы, в том числе бывших закрытых фондов, материалы «спец-хранов» музеев и библиотек. Появилась возможность слушать и записывать воспоминания и рассказы тех, кто многие годы вынужден был молчать.

Уровни краеведческой работы 

Когда речь идет о краеведении в школе, следует различать уровни познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о трех уровнях (в реальной школьной практике они, естественно, тесно, органически связаны друг с другом, составляют единое «поле» познавательной деятельности школьников).

Во-первых, получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации.

Во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе учебного исследования делают открытия для себя, то есть фактически переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета.

Третий уровень — изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей. Обычно это члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели факультативов.

Первый из этих уровней является главным, подчас единственным в начальных классах. Для основной школы характерны первый и второй уровни. В старших классах 9-летней школы и в средней школе (особенно во внеурочное время) возрастает удельный вес краеведческой работы, характерной для третьего уровня. В ней, как правило, участвуют школьники, особо увлеченные историей, глубоко интересующиеся родным краем. Последние составляют один из самых больших отрядов общероссийского краеведческого движения. Академик Д.С. Лихачев, говоря о краеведении, справедливо отмечал: «Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники».

Намечаемое введение с 2006 г. профильного обучения в старших классах позволит существенно расширить возможности краеведческой работы учащихся, избравших гуманитарные, а также естественно-научные профили.

Жаль, что в ряде школ педагоги ограничиваются лишь первым уровнем краеведческой работы, — в результате складывается своеобразное «словесно-книжное краеведение».

Имеет место и другой недостаток: сведения по истории края, собранные юными следопытами, найденные ими документы, мало или вовсе не используются на уроке в процессе изучения и усвоения программного материала.

Потенциал исторического краеведения 

Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение — всегда краелюбие. С.О. Шмидт следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие».

Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история — это история людей; корни человека — в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина; труд — основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества.

Занятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (статья 44, часть 3; статья 58).

Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.

Содержание краеведческих знаний по истории 

Важная составляющая системы исторического краеведения в школе — содержание краеведческих знаний по истории. Можно условно говорить о концентрах (кругах) этих знаний.

  1. Мой дом. Родословная семьи.
  2. Родная школа. Ее история и традиции.
  3. Село (город): прошлое, настоящее, перспективы развития.
  4. История района.
  5. История автономного округа.
  6. История области (края).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы методического объединения учителей истории и обществознания

План работы ШМО учителей истории на 2012-13 учебный год....

План работы методического объединения учителей истории и обществознания

План работы методического объединения учителей истории и обществознания н а2012  - 2013 учебный год...

Простой план для руководителя РМО учителей истории и обществознания

Предлагаю примерный план работы на учебный год для руководителей РМО...

План работы методического объединения учителей истории, обществознания и православной культуры

План работы методического объединения учителей истории, обществознания и православной культуры...

План работы методического объединения учителей истории и обществознания

План- сетка МО учителей истории и обществознания по четвертям...