Программа 5 класс История Древнего мира
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) по теме

Шарая Анна Алексеевна

Программа +ктп

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа I вида составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской   программы  под редакцией Ф.А.Михайловского программа курса «История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений. Москва, «Русское слово» 2006. Программа рассчитана на 68 часов, но в соответствии методическими рекомендациями для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании истории в 2012-2013 учебном году, в 5 классе при изучении курса История Древнего мира, должно быть выделено не менее 10 часов на изучение пропедевтического модуля «Что изучает история». На основании выше перечисленной рекомендации и составлена эта программа. Последовательность тем не изменена. Количество часов по темам сокращено, добавлен пропедевтический модуль «Что изучает история», на основании  Программа ориентирована на учебник Ф.А.Михайловский. История Древнего мира. М.: Русское слово, 2010.

Цели курса:

1. формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;

2. развитие умений по применению исторических знаний в жизни; 3. приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:

Основными образовательными задачами курса являются:

1. формирование исторического мышления учащихся;

2. развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;

3. формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;

 4. формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;

5. формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии древних обществ, о политическом и социальном строе древнего мира, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;

6. формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в древнем мире;

7. формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (деспотизм, закон, гражданин, суверенитет и т.д.).

В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:

  1. формирование правовой культуры школьников;
  2. формирование представлений о возникших еще в древности общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
  3. развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
  4. формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
  5. развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Тематическое распределение часов:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая  программа

1

Введение

1 часа

-

Пропедевтический модуль

-

10 часов

2

ЧАСТЬ I ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

И ИХ ОТКРЫТИЯ

5 часов

5 часов

3

РАЗДЕЛ I. СОБИРАТЕЛИ И ОХОТНИКИ

КАМЕННОГО ВЕКА

3 часа

3 часа

4

РАЗДЕЛ II

ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ

И СКОТОВОДЫ

2 часа

2 часа

5

Повторение и проверка знаний

1час

-

6

Тема. Счет лет в истории

1 час

-

6

ЧАСТЬ II

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

19 часов

16 часов

7

РАЗДЕЛ III. ЦИВИЛИЗАЦИИ РЕЧНЫХ ДОЛИН

4 часа

4 часа

8

Повторение и проверка знаний

1час

-

9

РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

4 часа

4 часа

10

Повторение и проверка знаний

1час

-

11

РАЗДЕЛ V

ЗАПАДНАЯ АЗИЯ В ПЕРВОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО Н. Э.

4 часа

4 часа

12

Повторение и проверка знаний

1час

-

13

РАЗДЕЛ VI

ВЕЛИКИЕ ДЕРЖАВЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

3 часа

3 часа

14

Повторение и проверка знаний

1час

 1 час

15

ЧАСТЬ III

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

19 часов

17 часов

16

РАЗДЕЛ VII

ДРЕВНЕЙШАЯ ГРЕЦИЯ

3 часа

3 часа

17

РАЗДЕЛ VIII

РОЖДЕНИЕ АНТИЧНОГО МИРА

3 часа

3 часа

18

Повторение и проверка знаний

1час

-

19

РАЗДЕЛ IX

ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ

2 часа

2 часа

20

РАЗДЕЛ X

МОГУЩЕСТВО И УПАДОК АФИН

3 часа

3 часа

21

РАЗДЕЛ XI

ГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

2 часа

2 часа

22

Повторение и проверка знаний

1час

-

23

РАЗДЕЛ XII

МАКЕДОНСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ

3 часа

3 часа

24

Повторение и проверка знаний

1час

1 час

25

ЧАСТЬ IV

ДРЕВНИЙ РИМ

22 часа

20 часов

26

РАЗДЕЛ XIII

ОБРАЗОВАНИЕ

РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

3 часа

3 часа

27

РАЗДЕЛ XIV

РИМСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ В СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ

3 часа

3 часа

28

Повторение и проверка знаний

1час

-

29

РАЗДЕЛ XV

ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ

В РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

5 часов

5 часов

30

Повторение и проверка знаний

1час

-

31

РАЗДЕЛ XVI

РАСЦВЕТ И МОГУЩЕСТВО

РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

4 часа

4 часа

32

РАЗДЕЛ XVII

ПОЗДНЯЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ

И ЗАКАТ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

4 часа

4 часа

33

Повторение и проверка знаний

1час

1 час

34

Итого

68 часов

68 часов

  1. Содержание обучения.

Введение (пропедевтический модуль )

10 часов

Что изучает история

Лента времени

Моя родословная. Я и мое имя.

История на карте

История в архитектурных памятниках

История вещей и одежда в разные времена

История письменности

Гербы, флаги, гимны, государства.

Россия многонациональное государство.

Повторительно-обобщающий урок.

ЧАСТЬ I ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

И ИХ ОТКРЫТИЯ

5 часов

РАЗДЕЛ I. СОБИРАТЕЛИ И ОХОТНИКИ

КАМЕННОГО ВЕКА

3 часа

Первые люди на земле

Открытия и изобретения древних охотников

Искусство и религия первобытных людей

РАЗДЕЛ II

ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ

И СКОТОВОДЫ

2 часа

Великая революция каменного века:

возникновение земледелия и скотоводства

От первобытности к цивилизации

ЧАСТЬ II

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

15 часов

РАЗДЕЛ III. ЦИВИЛИЗАЦИИ РЕЧНЫХ             ДОЛИН

4 часа

Египет – дар Нила

Страна двух рек

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Индия и Китай в древности

РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

4 часа

Фараоны и пирамиды

Жизнь в Древнем Египте

Завоевания фараонов

Культура Древнего Египта

РАЗДЕЛ V

ЗАПАДНАЯ АЗИЯ В ПЕРВОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО Н. Э.

4 часа

Финикийские мореплаватели

Древняя Палестина

Ассирийская военная держава

Победители Ассирии

РАЗДЕЛ VI

ВЕЛИКИЕ ДЕРЖАВЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

3 часа

Образование державы Маурьев в Индии

Единое государство в Китае

Великая Персидская держава

Повторение и проверка знаний

1 час

ЧАСТЬ III

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

17 часов

РАЗДЕЛ VII

ДРЕВНЕЙШАЯ ГРЕЦИЯ

3 часа

Греция и остров Крит в эпоху бронзы

Поэмы Гомера

Боги и герои Эллады

РАЗДЕЛ VIII

РОЖДЕНИЕ АНТИЧНОГО МИРА

3 часа

Греческие полисы и Великая колонизация

Афинский полис

Древняя Спарта

РАЗДЕЛ IX

ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ

2 часа

Победа греков над персами

в Марафонской битве

Персидское нашествие на Грецию

РАЗДЕЛ X

МОГУЩЕСТВО И УПАДОК АФИН

3 часа

Расцвет демократии в Афинах

Хозяйственное развитие Греции

в V веке до н. э.

Пелопоннесская война

РАЗДЕЛ XI

ГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

2 часа

Граждане, ученые и атлеты Греции

Архитекторы, скульпторы, поэты Греции

РАЗДЕЛ XII

МАКЕДОНСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ        

3 часа

Возвышение Македонии

Завоевания Александра Македонского

Греческий Восток

Повторение и проверка знаний         

1час

ЧАСТЬ IV

ДРЕВНИЙ РИМ        

20 часов

РАЗДЕЛ XIII

ОБРАЗОВАНИЕ

РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

3 часа

Рим под властью царей

Республика римских граждан

Рим во главе Италии

РАЗДЕЛ XIV

РИМСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ В СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ

3 часа

Первая война с Карфагеном

Война с Ганнибалом

Рим – завоеватель Средиземноморья

РАЗДЕЛ XV

ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ

В РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

5 часов

Народные трибуны – братья Гракхи

Сулла – первый военный диктатор Рима

Восстание Спартака

Цезарь – повелитель Рима

Падение республики

РАЗДЕЛ XVI

РАСЦВЕТ И МОГУЩЕСТВО

РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

4 часа

Император Октавиан Август

Цезари Рима

Жизнь в Римской империи

Жизнь в Римской империи

РАЗДЕЛ XVII

ПОЗДНЯЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ

И ЗАКАТ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

4 часа

Кризис Римской империи в III веке

Христианство

Императоры Диоклетиан и Константин

Падение Западной Римской империи

Повторение и проверка знаний

1час

3.        Требования к подготовке учащихся по предмету.


Знать/Понимать:

Основные даты, ключевые события и понятия древнего мира с момента зарождения человечества до падения Западной Римской империи (орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство);

Временные границы первобытной и древней истории человечества, особенности первобытного общества и общества, находящегося на этапе цивилизации

Уметь:

Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.

Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.

Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.

Оперировать историческими понятиями и датами.

Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.

Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;

предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;

участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

4.        Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

Археологический словарь / Пер. с англ. М., 1990.

Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь. Иллюстрированная энциклопедия в 3 т. М., 1998. Т. 1: Классическая древность (до IV в. н.э.).

Гиро П. Частная и общественная жизнь греков / Пер. с фр. СПб., 1996.

Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян / Пер. с фр. СПб., 1996.

Джеймс П., Торп Н. Древние изобретения / Пер. с англ. М., 1997.

Мифы народов мира: Энциклопедия / Под ред. С.А.Токарева. Т. 1-2. М., 1991.

Мифологический словарь / Под ред. Е.М.Мелетинского. М., 1990.

Санчурский Н.Б. Римские древности. СПб., 1886; М., 1995.

Словарь античности / Пер. с нем. М., 1989.

Хроника человечества. М., 1996.

Вейнберг Й.П. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока. М., 1986.

Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. М., 1988.

Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1995; 1996.

Грант М. Греческий мир в доклассическую эпоху / Пер. с англ. М., 1998.

Грант М. Классическая Греция / Пер. с англ. М., 1998.

Грант М. Двенадцать цезарей / Пер. с англ. М., 1998.

Грант М. Крушение Римской империи / Пер. с англ. М., 1998.

Дандамаев М.А. Политическая история Ахеменидской державы. М., 1985.

Джонс А.Х.М. Гибель античного мира / Пер. с англ. Ростов н/Д, 1997.

СОГЛАСОВАНО                                                                     СОГЛАСОВАНО

Протокол  заседания                                          Заместитель директора по УВР

методического объединения                             _____________ /И. В. Барабаш/

учителей от ___  № _______                                      «___» ___________. 2012 г.

__________/_____________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5 класс. История Древнего мира. Тема: Религии Древней Индии

Религии Древней Индии. План-конспект урока в 5 класса.  В данной разработке в форме игры повторяется изученный  предыдущий материал, изучается религия Древней Индии, ее особенности....

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также программы курса «История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений Михайловс

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также программы курса «История Древне...

Методическая разработка урока. Тема: Древняя Индия. 5 класс . История древнего мира.

Разработка урока по теме Древняя Индия для 5 класса. Цель урока научить составлять вопросы к тексту. развивать умение работать в группе. решать кроссфорды....

Рабочая программа по всемирной истории 5 класс "История древнего мира" по ФГОС

Данная рабочая образовательная программа предназначена для преподавания курса всеобщей истории  в 5 классе.  При составлении рабочей образовательной программы учтены требования Федерального ...