интегрированный урок по истории и английскому языку "Великое посольство"
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

Холматова Наталия Олеговна

Урок-путешествие, посвящен пребыванию Петра за границей. Ученики, разбившись на группы, рассказывали о странах, где останавливался Петр. Рассказ про Англию ребята вели на английском языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_velikoe_posolstvo.docx31.85 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по истории и английскому языку

(10а класс)

Тема: «Великое посольство Петра Первого»

Форма урока: урок – путешествие

Цели урока:

Образовательная (дидактическая): 

  1. выяснить цели, задачи и значение  Великого посольства
  2. создать условия для рассмотрения и оценки начала деятельности  Петра I;
  3. охарактеризовать  Петра I  как государственного деятеля;

Воспитательные: 

  1. подвести учащихся к пониманию сложности изучения великой личности в истории (на примере Петра I), в силу неоднозначности позиций, с которых рассматривается его деятельность, и субъективности восприятия исторической действительности каждым конкретным  человеком;

Развивающие: 

  1. содействовать развитию поисковых навыков,  любознательности,  работать   с историческими источниками; составлять презентации;
  2. продолжать формирование оценочных суждений.

Оборудование урока: 

  1. карта «Россия в конце XVII - первой половине XVIII вв.»;
  2. презентации  к уроку
  3. мультимедийный проектор и экран, компьютер

Эпиграф к уроку:

 «Россия вошла в семью европейских народов как опущенный корабль, при стуке топора и громе пушек» 
А.С. Пушкин 

Проблемное задание:

 В этом году отмечается 400-летие династии Романовых. Династии, которая положила конец Смуте. Петр1 – третий представитель этой царской династии. Давайте определим значение первых петровских  преобразований для России

Проверка домашнего задания:

Какие события детских и юношеских лет оказали влияние на формирование Петра как будущего государственного деятеля?

 Изучение нового материала

Учитель:

Великое посольство — дипломатическая миссия России в Западную Европу в 1697—1698 годах.

Цели Великого посольства:

1. Заручиться поддержкой европейских стран в борьбе против Османской империи и Крымского ханства;
2. Получить северное побережье Чёрного моря (благодаря поддержке европейских правительств);
3. Поднять престиж России в Европе сообщениями о победе в Азовских походах;
4. Пригласить на русскую службу иностранных специалистов, заказать и закупить военные материалы, вооружение.

Полномочные послы во время Великого посольства

Великими полномочными послами были назначены:
- Лефорт Франц Яковлевич — генерал-адмирал, Новгородский наместник;
- Головин Фёдор Алексеевич — генерал и воинский комиссарий, Сибирский наместник;
- Возницын Прокофий Богданович — думный дьяк, Белёвский наместник.
При них было более 20 дворян, 62 солдата Преображенского полка и до 35 волонтёров, направляемых за границу «для учения воинского поведения и морского дела», среди которых находился урядник Преображенского полка Пётр Михайлов — сам царь Петр Первый. Мысль об организации «
Великого посольства», возможно, была подсказана царю Лефортом. Формально он возглавлял его, но фактически всё руководство находилось в руках опытного дипломата Ф. А. Головина. Роль Лефорта была чисто представительной и сводилась главным образом к переводу речей царя. Однако пышностью свиты и обстановки он превосходил других послов. Верительные и полномочные грамоты писались на больших высококачественных листах бумаги с украшениями, заставками, фигурной каймой и золотым изображением имен и титулов глав иностранных государств. Текст грамот заслушивался на заседаниях Боярской думы в присутствии царя. Во всех делах, связанных с подготовкой Великого посольства, самое живое участие принимал сам Петр 1. В канун 1697 года в Посольском приказе царь слушал доклад о жалованье всем членам Великого посольства. Самое высокое жалованье, около 4 тысяч рублей, было положено Ф. Лефорту. По тем временам это были очень большие деньги, второй посол Ф. Головин получал значительно меньше, несмотря на более широкий круг обязанностей.
На том же заседании была утверждена роспись съестных припасов на дорогу, в основном это были копченые рыбы белужьих и осетровых пород, малиновые, вишневые и другие меды (вина).
9-10 марта 1697 года, поручив управление страной князю Ромодановскому и боярину Тихону Стершневу, Великое посольство отправилось из Москвы.
Формально Пётр следовал инкогнито, но его заметная внешность легко выдавала его. Да и сам царь во время путешествия нередко предпочитал лично возглавлять переговоры с иностранными правителями. Возможно, такое поведение объясняется стремлением упростить условности, связанные с дипломатическим этикетом.
   Согласно приказанию царя посольство направлялось в Австрию, Бранденбург, Голландию, Англию, Венецию и к Папе Римскому. (
Работа с картой). 

 Мы сегодня проводим урок-путешествие и пройдем маршрутом Великого посольства. Ребята получили опережающие  задания подготовить путешествие по странам, где побывало посольство Петра.

Слово первой  группе.
 
 10 марта 1697 года посольство отправилось из Москвы в Лифляндию. В Риге, которая тогда была владением Швеции, Пётр хотел осмотреть укрепления этой крепости, но шведский губернатор, генерал Дальберг, отказал ему в просьбе. Царь очень сильно рассердился, назвал Ригу «проклятым местом».
Посольство двинулось через Курляндию в Бранденбург, объехав стороной Польшу, где было междуцарствие.
Пётр покинул посольство и морем отправился в Кёнигсберг, где  был радушно принят курфюрстом Фридрихом III (который позднее стал прусским королём Фридрихом I).
Так как Пётр I прибыл в Кёнигсберг инкогнито, поселили его не в городском замке, а в одном из частных домов.
Следовавшее сухопутным путём посольство отставало от Петра, поэтому в Пиллау (ныне Балтийск), чтобы не терять времени, царь стал учиться артиллерии у прусского подполковника Штейтнера фон Штернфельда.
Кроме изучения артиллерии, Пётр много веселился и развлекался.
Но дело не ограничивалось одними развлечениями и учёбой.  Фридрих предложил Петру заключить оборонительный и наступательный союз, однако царь ограничился устным обещанием военной поддержки. В составленном договоре речь шла исключительно о торговле — праве России провозить свои товары в европейские страны через территорию курфюршества, а Бранденбургу — в Персию и Китай по российской территории. Первая (тайная) встреча между Петром I и Фридрихом III состоялась 9 мая.

Польский вопрос.

 ( ученики представляют презентацию и рассказывают о визите в Польшу)


В Бранденбурге Петра больше всего волновал вопрос, касавшийся Польши. Во время Великого посольства в Речи Посполитой после смерти Яна Собеского началось междуцарствие. Кандидатов на престол было много.
Отношения России к этому избранию были просты: кто бы ни был на польском престоле — всё равно, лишь бы до заключения общего мира с турками Польша не выходила из священного союза четырёх держав;  Чтобы поддержать Августа, Пётр выдвинул к литовской границе русское войско. Эти действия Петра позволили саксонскому курфюрсту вступить в Польшу и короноваться, приняв католичество. При этом он дал ему слово оказывать России поддержку в борьбе с Османской империей и Крымским ханством.

Великое посольство в Голландии

(ученики представляют презентацию и рассказ о визите в Голландию).


Добравшись в начале 1697 года до Рейна, Пётр по реке и каналам спустился до Амстердама. Голландия давно уже привлекала царя, и ни в какой другой стране Европы тех времён не знали так хорошо Россию, как в Голландии. Голландские купцы были постоянными гостями единственного русского морского порта того времени — города Архангельск. Ещё при царе Алексее Михайловиче, отце Петра, в Москве было большое количество голландских ремесленников; первые учителя Петра в морском деле были голландцы, много голландских корабельных плотников работало на воронежских верфях при строительстве кораблей для взятия Азова. Амстердамский бургомистр Николай Витзен был в России ещё при царе Алексее Михайловиче и ездил даже на Каспий. Во время своего путешествия Витзен завязал прочные отношения с московским двором; он исполнял поручения царского правительства по заказу судов в Голландии, нанимал корабельщиков и всяких мастеров для России.
Не останавливаясь в Амстердаме, Пётр отправился в Заандам, небольшой городок, славившийся множеством верфей и кораблестроительных мастерских. На другой день царь под именем Петра Михайлова записался на верфи Линста Рогге.
В Заандаме Пётр жил в деревянном домике на улице Кримп. После восьмидневного пребывания в Заандаме Пётр перебрался в Амстердам. Через бургомистра города Витзена он выхлопотал себе разрешение работать на верфях Ост-Индской компании.
Узнав о страсти русских гостей к кораблестроению, голландская сторона заложила на амстердамской верфи новый корабль (фрегат «Пётр и Павел»), над строительством которого трудились волонтёры, в том числе и Пётр Михайлов. 16 ноября корабль был успешно спущен на воду.
Одновременно, была развёрнута деятельность по найму иностранных специалистов для нужд армии и флота. Всего было нанято около 700 человек. Было закуплено и оружие.
Но не одним кораблестроением занимался Пётр в Голландии: он ездил с Витзеном и Лефортом в Утрехт для свидания с правителем нидерландским Вильгельмом Оранским. Витзен водил Петра на китобойные суда, в госпитали, воспитательные дома, фабрики, мастерские. Пётр изучил механизм ветряной мельницы, посетил писчебумажную фабрику. В анатомическом кабинете профессора Рюйша царь присутствовал на лекциях по анатомии и особенно заинтересовался способами бальзамирования трупов, чем славился профессор. В Лейдене в анатомическом театре Бургаве Пётр сам принимал участие в вскрытии трупов. Увлечение анатомией в будущем послужило причиной создания первого российского музея — Кунсткамеры. Помимо этого Пётр изучил технику гравировки и даже сделал собственную гравюру, названную им «Торжество христианства над исламом».
Четыре с половиной месяца Пётр провёл в Голландии. Политические переговоры в Голландии не удались — голландцы не согласились встать на сторону России в конфликте с Османской империей.

Великое посольство в Англии.

(Ученики рассказывают  о визите в Англию на английском языке, рассказ сопровождается презентацией на английском языке).
 
 По личному приглашению английского короля Вильгельма III, который одновременно являлся правителем Голландии, Пётр в начале 1698 года посетил Англию.
В Англии Пётр пробыл около трёх месяцев, сначала в Лондоне, а потом, главным образом, в Дептфорде, где на королевской верфи под руководством известного английского кораблестроителя и политика Энтони Дина (старшего) пополнил своё кораблестроительное образование.
В Англии он вёл тот же образ жизни, что и в Голландии. В Лондоне, Портсмуте, Вуличе осматривал арсеналы, доки, мастерские, музеи, кабинеты редкостей, часто ездил на военные корабли английского флота, детально рассматривал их устройство. Раза два Пётр заходил в англиканскую церковь, был на заседании парламента. Пётр I посетил Гринвичскую обсерваторию, Монетный двор, Английское королевское общество, Оксфордский университет. Царь изучил технологию изготовления часов. Считается, что он встречался с Ньютоном.
При своём визите английскому королю Пётр оставил совершенно без внимания прекрасную картинную галерею Кенсингтонского дворца, но очень заинтересовался прибором для наблюдения за направлением ветра, находившимся в комнате короля.
Написанный во время этой поездки в Англию Готфридом Кнеллером портрет стал примером для подражания. Портреты Пётра I, написанные в кнеллеровском стиле, получили широкое распространение в XVIII веке.
Тем не менее, не надо думать, что Пётр совершенно не замечал, кроме технической, никаких других сторон западноевропейской жизни.

By the personal invitation of the English king William III, who simultaneously served as the ruler of the Netherlands, Peter at the beginning of 1698 visited England.
In England Peter spent about three months, first in London and then, mainly in Deptford, where the Royal shipyards under the guidance of the famous English shipbuilder and policies Anthony Dean (senior) expanded its кораблестроительное education.
In England he led the same way of life, as in the Netherlands. In London, Portsmouth, Вуличе examined arsenals, dockyards, shops, museums; cabinets of curiosities often went to the military ships of the British Navy, in detail considered their device. A couple of times Peter went to the Church of England was at a meeting of Parliament. Peter I visited Greenwich Observatory, the Mint, the British Royal society, University of Oxford. King studied the technology of fabrication of hours. It is considered, that he had met with the Newton.
During his visit to the English king Peter left without attention an excellent art gallery Kensington Palace, but was very interested in the device to monitor the direction of the wind, which was in the room of the king.
Written during this trip to England Gottfried Кнеллером portrait became an example for imitation. The portraits of Peter I, written in кнеллеровском style, were widespread in the XVIII century.

Учитель:
Конец Великого посольства
Путь Петра лежал через Лейпциг, Дрезден и Прагу в столицу Австрии Вену. По дороге пришли известия о намерении Австрии и Венеции заключить с Османской империей мирный договор. Долгие переговоры в Вене не дали результата — Австрия отказывалась включать в требования договора передачу Керчи России и предлагала согласиться на сохранение уже завоёванных территорий. Однако это перечёркивало усилия по обеспечению выхода к Черному морю.
14 июля 1698 года состоялась прощальная встреча Петра I с императором Священной римской империи (правителем Австрии) Леопольдом I. Посольство намеревалось выехать в Венецию, но неожиданно из Москвы пришли известия о бунте стрельцов и поездка была отменена.
Для продолжения переговоров в Вене был оставлен П.Б.Возницын. На Карловицком конгрессе он должен был отстаивать интересы России. Однако из-за дипломатических просчетов русскому послу удалось добиться лишь заключения двухгодичного перемирия с Османской империей.

Учитель:
Итоги Великого посольства.
По дороге в Москву царь узнал о подавлении бунта. 31 июля в Раве Пётр I встретился с королём Речи Посполитой Августом II. Общение двух монархов, бывших ровесниками, продолжалось в течение трёх дней. В результате возникла личная дружба, и наметилось создание союза против Швеции. Окончательно тайный договор с саксонским курфюрстом и польским королём был заключён 1 ноября 1699 года. По нему Август должен был начать войну против Швеции вторжением в Ливонию. Назревал конфликт между Россией и Швецией, который вылился в Северную войну 1700—1721 годов. Практическим его результатом стало создание предпосылок для организации союза против Швеции.

25 августа 1698 года Пётр I прибыл в Москву.

Ученики решают проблему, поставленную учителем в начале урока:
 Определите значение первых петровских  преобразований для России

За полтора года пребывания за границей Петр Великий успел получить знания и умения в корне изменившие его самого, Россию, его подданных, да и, что греха таить, саму Европу. Речь, конечно же, идет о годах, проведенных в путешествиях в составе Великого посольства.
Интересные факты.

На печати, которой запечатывались письма Петра из-за границы, были слова: «Аз есмь в чину учимых и учщих мя требую». Найдите современный эквивалент высказыванию. Как, по вашему мнению, характеризует оно личность царя?


В честь трёхсотлетия Великого посольства одна из набережных Калининграда стала называться «Набережная Петра Великого». На этой набережной расположен Музей Мирового океана, в котором к 300-летию Великого посольства была устроена специальная выставка.

Рефлексия.

 А сейчас  мы с  вами проведём аукцион знаний: (вопросы от учителя и участников групп учащимся):

  1. Какими ремёслами владел Пётр I

Ответ:  Всего Пётр I освоил около 15 профессий: плотника, столяра, слесаря, кузнеца, фельдшера, переводчика, бухгалтера, картографа, штурмана, артиллериста, кораблестроителя.

  1. Какие иностранные языки знал Пётр I?(слайд 10)

Ответ: Пётр I говорил  по-голландски  и по-немецки, хорошо понимал шведский и польский, немного – татарский, английский, читал по-латыни. Правда, с грамматикой (всех языков) у Петра I дело обстояло неважно.

  1. В каких государствах побывал Пётр I  и  почему? (слайд 13)

Ответ: Пётр был в Голландии, Англии (изучал кораблестроение), Франции, Германии, Польше (с целью заключения военных союзов, для лечения и для торговых переговоров). 

Домашнее задание:  Параграф 1;  составить синквейн по теме: «Великое посольство»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка интегрированного урока по истории и английскому языку"Путешествие в Древнюю Грецию"

Методическая разработка интегрированного урока в соответствии с ФГОС по истории и английскому языку в 5 классе....

Методическая разработка. Интегрированный урок геометрии, истории и культуры Санкт-Петербурга, английского языка. 5 класс. Тема «Виды линий. Ограды для парков и набережных рек.Школа дизайнеров в рамках международного сотрудничества»

Инттегрированный урок дает возможность показать обучающимся 5 класса взаимосвязь предметов математики, истории города и английского языка. Урок способствует расширению кругозора обучающихся, повы...

Интегрированный урок математики, истории и английскому языку в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция» и английских лексических единиц по теме «Числа и даты»

Место урока в учебном плане: урок проводится после изучения тем:по математике «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»,по истории «Древняя Греция»;по английск...

Интегрированный урок математики, истории и английскому языку по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция» и английских лексических единиц по теме «Числа и даты»

Интегрированный урок математики, истории и английскому языкупо теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей»с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция&raq...

Открытый интегрированный урок Всемирная история и Английский язык в 10 классе по теме «Великобритания»

Тема: Великобритания Мотивация выбора данной темы. Данная тема выбрана преподавателями по следующим причинам:- тема вызывает заинтересованность в предмете со стороны учащихся и предложена им...

Интегрированный урок в 11 классе: английский язык, история, обществознание «Всеобщая Декларация Прав Человека: история возникновения, этапы, роль личностей в ее создании, актуальность в XXI веке».

Тема урока: «Всеобщая Декларация Прав Человека: история возникновения, этапы, роль личностей в ее создании, актуальность в XXI веке».Актуальность темы, выбранной для интегрированного урока...

Интегрированный урок по истории и английскому языку для 8 класса по теме "Суд над Александром I"

Урок систематизации и обощения материала по эпохе правления Александра I, проведение судебного процесса над ним....