Методический семинар
материал по истории по теме

Гришина Оксана Александровна

Подготовка к конкурсу

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon metodicheskiy_seminar.ppt2.29 МБ
Файл oksana.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Меня зовут Гришина Оксана Александровна, я работаю учителем истории и обществознания школы №8.  В ходе моей педагогической деятельности, проанализировав педагогические приемы и технологии, по ряду причин я выбрала  «Технологию проектирования» как наиболее актуальную, по моему мнению, в современном подходе к образовательному процессу.

Во первых: Важнейшая цель исторического образования - обеспечить средствами предмета воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях  современной российской социокультурной ситуации. Иными словами, с помощью исторических знаний человек должен самоопределиться  в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.

Во вторых: Метод проектов – это дидактический инструментарий, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному. Ведущая идея опыта - это формирование проектных умений как одного из условий развития  индивидуальности, повышения общей культуры личности за счет дополнительной информации.

Опыт организации самостоятельной проектной деятельности учащихся позволил выделить следующие положительные результаты данного метода:

 развитие ключевых компетенций, отработка их на практике; расширение

 кругозора учащихся;  выявление лидерских организационных способностей;           раскрытие инициативности и творческого потенциала учащихся.

 Есть определенные трудности:  трудно совместить данный метод с урочной работой,  трудоемкий метод.

Результатами метода проектов по истории являются;

           - повышение творческой активности учащихся на уроке;

           - развитие их логического и критического мышления;

           - расширение кругозора школьников.

  Учебным результатом опыта проектирования является способность создавать и защищать свой продукт. Через эмоциональное переживание, погружение в проблему, переживание «ситуации успеха».  Учащийся делает открытие в самом себе, в товарищах, в предмете исследования. Реализуется принцип    связи обучения с жизнью.

  Главный результат – компетентность учащихся в области истории, конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности.

   Проектная деятельность способствует более глубокому  осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию  собственных оценок, развитию критического мышления, помогает  учащиися преодолеть догматизм, который препятствует  совершенствованию учебной деятельности.

Реализация проектов способствует формированию самостоятельно

мыслящей и творческой личности.

Кроме того,  в связи с переходом  образования на новые ФГОС, концептуальной основой которого являются  системно-деятельностный метод  и личностно- ориентированный подход, технология проектирования получает наибольшую актуальность, как подходящая технология к данному методу и подходу. Согласно новым образовательным стандартам ведущую роль в современном уроке играет именно ученик, а учитель в свою очередь играет роль проводника и помощника, направляет действия учащихся, помогает им в процессе формирования знаний. И, конечно же, в современном уроке ученики и учитель, равноправные партнеры. Я из практики знакома с особенностями построения современного урока. В 2011году в должности заместителя директора по научно- методической работе школы №8 я провела методический семинар для заместителей директоров школ муниципалитета «Современный урок- урок развития личности».

Хочу представить вам ряд тем проектов разработанных моими учениками  «Опричнина: самовластие или необходимость?»  6 класс, «Плюсы и минусы крестовых походов» 6 класс,  «Петровские преобразования, плюсы и минусы» 7 класс, «ПетрIII или ЕкатеринаII» 7 класс «Нападение с Востока, угроза с Запада. Наивысшая опасность» 10 класс, здесь  разные точки зрения противопоставляются друг другу,  и наряду с ними в своей практике я применяю проекты в основе которых одна большая тема разбивается на ряд более мелких подтем. Ребята подготавливают свою подтему, затем проводится семинарское занятие , на котором происходит презентация проектов : «Тоталитарные режимы XX века» 11 класс, «Главные политические центры Руси» 6, 11 класс,  «Дворцовые перевороты» 7 класс, «Реформация в Европе» 7 класс, «Россия в Первой мировой войне»  11 класс и другие…

В данный момент я являюсь аспирантом 3-го курса  армавирской гос. пед. академии, пишу кандидатскую диссертацию по теме «Социальная адаптация инвалидов в годы Великой Отечественной Войны на Кубани».  

 С 2011 года школа, в которой я работаю, стала базовой, в ней реализуется краевая программа дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

 В связи с этим важную часть моей педагогической деятельности составляет дистанционное обучение этих ребят, на данный момент у меня 8 таких учеников. Мои научные исследования в области изучения проблем инвалидов позволили мне эмпирическим путем проанализировать динамику их социализации, с исторической точки зрения взглянуть на эту проблему. Отрадно заметить, как велика и положительна эта динамика. Современное общество и руководство нашего края, страны в целом считают данное направление приоритетным, разрабатывают и внедряют различные программы поддержки людей с ОВЗ (за это им огромное спасибо).  

Однако проблемы у детей с ОВЗ все-таки остаются, их специфика заставила меня по- новому взглянуть на технологию проектирования. Дети, обучающиеся дистанционно в большей степени отличаются от ребят, обучающихся в общеобразовательных классах.  Зачастую это дети с особыми образовательными потребностями, к сожалению, в полной мере, удовлетворить которые не всегда удаётся. Мотивация обучения у детей с ОВЗ, как правило, выше, чем у обычных ребят, это и понятно, в условиях  вынужденного ограничения в передвижении, дефицита общения со сверстниками и старшими людьми, «лучшими друзьями» этих детей становятся книги и интернет. Именно через эти ресурсы ребята познают окружающий мир, делают свои маленькие открытия. Таким образом, еще одной из главных проблем этих ребят является социализация. В связи с этим особо значима интеграция дистанционного обучения и образовательного процесса общеобразовательной школы. Я стала использовать  метод проектов  и в работе с детьми с ОВЗ.

В период работы над проектом ребенок с ОВЗ находится в тесном контакте со своими здоровыми сверстниками, активно взаимодействует и сотрудничает с ними, расширяется его круг общения, он престает чувствовать себя «оторванным» от окружающего мира, у ребенка появляется чувство собственной значимости, нужности для окружающих. Кроме этого, у ребят происходит взаимный обмен накопившимися знаниями, что является положительным фактором для обеих сторон. Выступая при защите своего проекта, учащийся дистанционного обучения получает опыт общения с коллективом (классом), опыт публичного выступления. Я считаю, что подобный опыт, является колоссальным положительным ресурсом для успешной социализации подобных детей в будущем.  

Проект позволяет таким детям в более полной мере удовлетворить свои потребности в знаниях. Я же, в свою очередь, координируя работу ребят над проектом, тоже нахожусь с ребятами в более тесном контакте, частично компенсируя им недостаток общения. Совместная работа    обучающихся в дистанционном режиме и учащихся общеобразовательной школы  оказывает положительное влияние как на тех, так и на других.                        

У учащихся в общеобразовательных классах этот опыт воспитывает чувство толерантности по отношению к людям с ОВЗ, желание помочь таким людям, между учащимися, как правило, складываются дружеские отношения, которых,  впоследствии, выходят за рамки работы над проектом. Важен и тот факт, что дети с ОВЗ зачастую более начитаннее и эрудированнее своих здоровых сверстников. Общаясь со здоровыми детьми, они как бы передают им частичку своего желания к обучению, разжигают в них интерес к предмету.        

Метод проектирования сам по себе нельзя назвать инновационным. Инновация в моей педагогической деятельности, состоит в том, что я использую этот метод как на уроках с учащимися в общеобразовательных классах, так и в работе с детьми в ОВЗ обучающимися в дистанционной форме, тем самым решаю образовательные задачи и способствую успешной социализации детей с ОВЗ.

Результатом нашей совместной деятельности стала научно-практическая конференция  «Происхождение основателя государственности  Руси Рюрика», которая прошла на базе нашей школы в конце 2012 год. В конференции принимали участие ученики школы №8 и учащийся центра дистанционного обучения. Ребенок практически лишенный возможности передвигаться, однако он нашел в себе силы и вместе с мамой приехал из с. Пшада для защиты своего проекта.                                                

 Кроме этого в 2012 году я разработала и провела мастер- класс для педагогов муниципалитета по теме «Методика использования проектной деятельности на уроках истории в общеобразовательной школе и дистанционном обучении». Обобщила опыт по теме  «Технология проектирования на уроках истории как ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья  обучающихся дистанционно» в рамках пятой краевой научно-практической конференции. С этой же темой участвовала в муниципальном конкурсе общественно значимых педагогических инноваций в сфере общего, дошкольного и дополнительного образования, где заняла второе место. По своей теме разработала цикл мультимедийных презентаций.

Потребность в постоянном самообразовании и самосовершенствовании не позволяет мне останавливаться на достигнутом. Планирую и дальше развивать творческий потенциал своих учеников и свой. Применять криотивные инновационные приемы в обучении. И, конечно же, продолжать работать, применяя технологию проектирования на уроках. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...

методический семинар для учителей по теме"одаренность"

В данном материале  рассматриваются виды одаренности, различные пожходу  к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...

Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".

Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.  ...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...

Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")

Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...