Расселение саков. Сакское общество
учебно-методический материал по истории (6 класс) по теме

Cаутбаева Бибигуль Болатовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon saki_urok.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Акмолинская область

Жаксынский район

Село Лозовое

Лозовская школа-сад

Саутбаева Бибигуль Болатовна, учитель истории  

Урок истории Казахстана  в  6классе:   Расселение саков. Сакское общество

Цели урока:

Образовательная:  дать представление о предках казахского народа -  племени, жившим на территории Казахстана и Средней Азии в I тысячелетии до н. э, познакомить с историческими сведениями о сакских племенах, группах сакских племен, показать территорию их проживания, общественное устройство.

Воспитательная: формирование исторического сознания, чувства уважения и почитания исторических знаний.

Развивающая: развивать способности к мышлению, умозаключению, работе с картой.

Тип: Урок усвоения новых знаний

Методы: словесный, частично-поисковый, наглядный.

Оборудование: карта Древнего Казахстана, иллюстрации- «Золотой человек», слайд,  схемы,  детская энциклопедия « Древний Казахстан».

Ход урока

Орг. момент.

Приветствие, подключение проектора и доски.

I. Постановка темы и целей урока

- В истории нашей страны железный век охватывает период с VIII по VI века до н. э. В этот период укреплялись  родоплеменные отношения.

           Слайд

Схема 1

             Рост численности                                           Организация защиты

                   населения                                                   от врагов

 

Объединение

                                                             Роды

                                                            Племена

Союзы племен

       В железном веке в результате распада родовой общины возникли новые государства. Они возникли на основе племенных союзов саков, уйсуней, кангюев, сарматов, гуннов. Большинство ученных считают, что родоначальниками казахов являются племена саков.

II. Изучение новой темы.

1. Первоначальные сведения о саках.

Схема 2  (карта)

Саки-  древние племена,

населявшие Казахстан и Среднюю Азию

 в I тысячелетие до н. э.

    Учёным известны 2 группы древних текстов, содержащих сведения о саках: это клинописные наскальные подписи персидских царей и сочинения греко-римских авторов – Дария, Ксеркса, Геродота и Страбона. Судя по древним источникам, в Греции, Римской империи, Египте, Индии хорошо знали кочевников.

Схема 3

В ираноязычных- САКИ

В европейских- СКИФЫ

В древнегреческих- ДАЙ, МАССАГЕТЫ, ИССЕДОНЫ

В персидских- ХАОМАВАРГА, ТИГРАХАУДА, ПАРАДАРАЙА

        Они упоминаются как сильные, мужественные, не знающие страха, «к врагам беспощадны к друзьям -   верны».

Задание классу: по рисунку с изображение саков и рисунку-портрету (бюст сака, восстановленный антропологом Г.В.Лебединской)  составить словесный портрет и определить антропологический тип-

  1. Округлый череп
  2. Нос с горбинкой
  3. Глубокие глазницы

Схема 4 и 5

«Саки –прямые потомки андроновцев, т.е. европеоидов, но с сакской эпохи у обитателей казахстанских степей появляются монголоидные примеси центральноазиатского происхождения, сказавшие на их облике. Среди европеоидов появились люди какого-то чужого, малознакомого облика- с жёсткими, черными волосами и раскосыми глазами»

С.Г.Кляшторный, Т.И.Султанов

«Казахстан. Летопись трёх тысячелетий» стр.45

2.    Учёные установили места расселения древних жителей Казахстана.

Схема 6

Группы племён.  

Места расселения

1. Саки, что за морем-

Парадарайа

Северное Причерноморье, Приаралье, Северный, Центральный Казахстан, нижнее течение Сырдарьи и Амударьи.

2. Саки, носящие остроконечные шапки-

Тиграхауда

Среднее течение Сырдарьи,

подножье  Тянь - Шаня

3. Саки, готовящие напиток хаома-

Хаомаварга

В долине реки Мургаб.


Изображение «Золотого человека».

Задание классу: дайте описание «Золотого человека», к какой группе сакских племен он относился?

3. Общественное устройство

      В раннем железном веке усилилось общественное и имущественное  неравенство. Сакские вожди стали могущими правителями, они обладали  большой властью, решали вопросы войны и мира,

 Заключали союзы, возглавляли войска. Власть передавалась по наследству

                                           Схема 7

Система военной демократии

Схема 8( рисунок)

Население

                     Воины                     Жрецы             Скотоводы  и земледельцы

   Воины носили одежду красного или желтого цвета, жрецы – белого, а скотоводы и земледельцы - желтого или синего.

Схема 9 ( рисунок)

- Женщины были в почётном положении, были правительницами. Так, одной из них была Томирис. Она храбро сражалась  с врагом, царём Киром за свою Родину.

- Общественное различие можно было заметить по погребениям. Представлений знати хоронили в богатых, высоких курганах, а простых - в малых.

-Древнегреческий географ Страбон отмечал, что саки были прекрасными наездниками, «вооружены луками, мечами, панцирями и бронзовыми боевыми опорами».

IV.  Закрепление: 

Тесты  -  отображаются на экране доски  

V.   Д/ З: §12, творческое задание, стр. 59 учебник за 6 класс.

VI. Итог урока, оценки.

Тесты по теме «Расселение саков. Сакское общество»

1. Как персы называли саков, проживавших  в Жетысу?

  1. А. Саки-тиграхауда
  2. В. Массагеты
  3. С. Саки-парадарайа
  4. Д. Саки- хаомаварга

2. На какой территории проживали сакские племена?

  1. По Сырдарье
  2. Казахстан и Средняя Азия
  3. В Мангистау
  4. В Китае

3. Назовите племена, которые считаются предками казахского народа

  1. Тюрки и персы
  2. Саки, уйсуны, сарматы, гунны
  3. Монголы, джунгары
  4. Греко- македонцы

4. Кто в своих трудах упоминал древних саков?

  1. Геродот
  2. Мухаммед Хайдар
  3. М.Кашгари
  4. Ибн Фадлан

5. На сколько групп делилось сакское общество?

  1. На 5
  2. На 3
  3. На 10
  4. На 6

6. Чем отличаются саки - тиграхауда?

  1. Варили напиток хаома
  2. Жили  по ту сторону моря (Приаралье)
  3. Носили остроконечные шапки
  4. Являлись вождями племен

7. Чем отличаются саки - парадарайа?

  1. Являлись вождями племен
  2. Носили остроконечные шапки
  3. Варили напиток хаома
  4. Жили  по ту сторону моря (Приаралье)

8. Назовите признак саков - хаомаварга.

  1. Варили напиток хаома
  2. Жили  по ту сторону моря (Приаралье)
  3. Носили остроконечные шапки
  4. Являлись вождями племен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Население России. Расселение населения.

Презентация подготовлена к уроку географии в 9 класса на тему: " Городское и сельское население России. Расселение населения." В презентации отражены основные понятия о городском и сельском населении,...

РАССЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ. УРБАНИЗАЦИЯ

·        Расширить и углубить знания учащихся о формах расселения населения; сформировать представление об урбанизации как всемирном процессе; выявить наиболее значи...

Расселение карел на Верхней Волге

Разработка урока исторического краеведения в 9 классе по учебнику "История Тверского края" под общей редакцией В. Воробьева. Урок проводится с использованием интернет-ресурсов во время урока....

урок "Расселение.Жители городов и деревень"

Урок изучения нового материала по теме «Расселение. Жители городов и деревень». На уроке формируются  ключевые компетентности I уровня: информационная (аспекты: извлечение первичной информа...

Разработка урока по истории Казахстана по теме:: «Культура саков»

Задачи урока: Образовательная:  разобрать тему, выделить основные аспекты развития культуры саковРазвивающая: развитие устной речи, критического и исторического мышления.Воспитательная: воспитыва...

Презентация к уроку по теме "Культура саков" 6 класс

Презентация  к уроку по теме "Культура саков" 6 класс представляет собой ход урока ,со всеми элеметами,включая и динамическую паузу....

Разработка открытого урока по истории Казахстана «Культура саков»

Тема урока: «Культура саков» Цель урока: Обучающая:- создать условия для усвоениия знаний о культуре сакских племен;- проследить взаимосвязь культуры саков и современного казахского народа;-...