Современные подходы в обучении истории
статья по истории на тему

Милюткина Галина Михайловна

В условиях перехода на стандарты второго поколения доминирующим в обучении является компетентностный подход. К известной дидактической триаде «знания – умения – навыки» добавляются необходимость приобретения учеником опыта деятельности. Главное в учебном процессе – научить учиться. В статье утверждается, что эта задача сложна и трудоёмка в нынешних условиях, когда дифференцировано само образование. Поэтому автор усматривает взаимосвязь: компетентстного и дифференцированного подходов в обучении. В статье также приводятся некоторые приёмы реализации дифференцированного подхода на уроках истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные подходы в обучении истории.

Новая школа – новые стандарты – новые  подходы в обучении. В настоящее время на всех уровнях весьма активно обсуждается компетентностный подход в образовании, который противостоит прежней концепции «усвоения знаний». Цель компетентностного подхода – преодолеть разрыв между знаниями ученика и его практическим опытом. Но компетенции можно приобрести только в процессе деятельности. Следовательно, компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, что требует другой постановки вопроса, а именно: каким способом деятельности обучать? В учебных программах деятельностное содержание образования отражено в способах деятельности, умениях и навыках, которые необходимо сформировать, на опыте деятельности, который должен быть накоплен  и осмыслен учеником и на учебных достижениях, которые он должен продемонстрировать. Задача сложная и трудоёмкая как для учителя, так и для ученика. Она тем более сложна, что сегодня дифференцировано само образование. Появились лицеи, гимназии, профессиональные школы, в которых вопрос обучения компетенциям стоит не столь остро, потому что, как правило, контингент учеников там тщательно отобран. А что делать нам – учителям обычных, бюджетных общеобразовательных школ? Я работаю в такой школе 29 лет и не понаслышке знаю, сколько усилий приходится затрачивать на закрепление знаний в условиях скрытого, а то и явного нежелания учеников эти знания усваивать (плюс подсознательное ощущение учителя бессмысленности своего труда).                                           В обычной школе, как правило, на параллели только один «сильный» класс, да и в нём обязательно найдётся кластер из 3 – 5 учеников, которые по уровню освоения знаний, умений и навыков значительно отстают от остальных. На основе своего многолетнего опыта работы могу сказать, что без дифференцированного подхода сегодня не обойтись.                                              Методик обучения в нынешних условиях разработано достаточно. Наиболее известны по источнику знаний и по уровню познавательной деятельности (Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Вагин А.А.). Но я уже давно использую классификацию методов, предложенную группой учёных, в том числе В.А. Оганесяном [1].

Если представить процесс обучения в виде модели

Где   НЗ – начальные знания; КРО – конечный результат обучения; ПР – промежуточные результаты (или задачи) и пути их достижения (причём эту модель  можно применять и к уроку, и к изучению новой темы, и к учебной четверти, и к учебному году), то методика будет выглядеть следующим образом:                                                                                                                                               - объяснительно-иллюстративный метод;                                                                                                           - программированный метод;                                                                                                                             - эвристический метод;                                                                                                                                      - проблемный метод;                                                                                                                                          - модельный метод. [2]                                                                                                                          Возвращаясь к теме дифференциации обучения, хочу показать, как я использую это на практике.

Вариативность отдельных этапов урока соответственно возможностям класса.

  1. «Сильный» класс – проблемный метод. Задание: исходя из признаков империализма, докажите, что именно они лежали в основе первой мировой войны.

1? – промежуточный результат 1 (закон неравномерности экономического и политического развития стран в эпоху империализма)                                                                                                               2? – промежуточный результат 2  (в силу действия вышеуказанного закона Германия выходит на первое место)                                                                                                                                                     3? – промежуточный результат 3 (начинается борьба за передел уже поделённого мира)                             КРО – I мировая война.                                                                                                                                1?, 2?, 3? – пути и способы достижения промежуточных результатов учащимся не сообщаются, а если промежуточные результаты и пути их достижения неизвестны, ученик сталкивается с противоречиями между имеющимися знаниями и необходимыми, т.е. попадает в проблемную ситуацию.                                                                                                                                                             2) «Слабый» класс – программированный метод.                                                                                           При решении той же задачи до ученика не доводятся промежуточные результаты, но открыто всё остальное.

При таком подходе даже слабый ученик самостоятельно делает пусть небольшое, но «открытие». И это очень важно и для повышения его самооценки, и для стимуляции мотивов его дальнейшей учебной деятельности.                                                                                                                                     В любом классе (даже в «сильном») есть группы учащихся, различающиеся:                                                - по уровню усвоения материала на данный момент;                                                                                                    - по уровню работоспособности и темпу работы;                                                                                                - по особенностям восприятия, памяти и мышления;                                                                                                           - по степени уравновешенности процессов возбуждения и торможения.                                     Поэтому так важны составление или подбор дифференцированных заданий, включающих разные приёмы, которые помогают ученикам самостоятельно справиться с заданием или с увеличением объёма и сложности заданий. Необходимо подчеркнуть, что в условиях урока дифференцированный подход реализуется в разумной дифференциации учебных заданий, постановок перед учащимися посильных задач, где «посильность» и лёгкость отнюдь не тождественные понятия. Речь идёт о заданиях, предлагаемых с учётом уровня знаний, умений и навыков  и предполагающее последовательное усложнение задач. Споры о том, что такое дифференцированный подход, не утихают до сих пор. Теоретики считают, что учеников надо дифференцировать по степени умственного развития и работоспособности, практики – по степени помощи ученику.  Я – учитель-практик. Поэтому свою задачу я вижу в том, чтобы найти приёмы, технологии, которые помогут мне подтянуть слабого ученика до уровня среднего, среднего – до уровня сильного. Расскажу о некоторых приёмах из моей практики.

Приём упрощения сложных категорий.

При изучении таких явлений и процессов, как войны, революции, некоторым ученикам достаточно трудно усвоить разницу между причинами и поводом. Таким ученикам я объясняю эту разницу с помощью наглядности: заранее готовлю карточку, где нарисована бочка с порохом и поднесённая к ней зажжённая спичка (бочка с порохом символизирует причины, а спичка – повод , в результате чего происходит взрыв – символ войны, революции).

Приём реализации дифференцированного подхода.

На уроке истории в 5 классе при изучении темы: Библейские сказания, разбираем сюжет об Авеле и Каине. Прошу оценить поступок Каина  с позиции добра и зла и раздаю карточки с заданием.                     - Карточка для сильных учеников. Задание: Изучить текст и оценить поступок Каина с позиции добра и зла.                                                                                                                                                           - Карточка для средних учеников.  Задание: Изучить текст и оценить поступок Каина с позиции добра и зла. Был ли у Каина другой путь?                                                                                                       - Карточка для слабых учеников. Задание: Изучить текст и оценить поступок Каина с позиции добра и зла. Был ли у Каина другой путь? Чтобы ответить на вопрос, измени сюжет.                           Конечно, путь от первичного усвоения до прочно сформированного навыка у разных школьников не одинаков. Отсюда, на мой взгляд, главная задача учителя – сократить его у тех детей, у которых он длиннее, чем у остальных. Поэтому сегодня – дифференцированный подход, чтобы завтра было кого обучать компетенциям.

Источники инфомации:

  1. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. – М., 1996.
  2. Методические рекомендации к работе по обобщению педагогического опыта, - Чебоксары, КЛИО, 1998.

НЗ

КРО

ПР

ПР

ПР

ПР

ПР

? – закрыто

! - открыто

НЗ

КРО

1?

2?

3?

3?

2?

1?

НЗ!

КРО!

1!

2!

3!

3?

2?

1?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный подход к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи в условиях детского сада.

Эффективные приемы, используемые для обучения чтению по следам звукового анализа и синтеза, апробированные в нашей практической логопедической работе....

Эксцитативные приемы в системе компетентностного подхода в обучении истории и обществознания в современной школе.

В статье размещены эксцитативные приемы , используемые на уроках истории для воспитания патриотизма и гражданственности у современных подростков....

Современные подходы к обучению иностранным языкам

Презентация на тему "Современные подходы к обучению иностранным языкам"...

современные подходы к обучению старших школьников

материал раскрывает рекомендации по организации занятий по русскому языку и литературе в старших классах (10-11х)...

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть современного подхода в обучении английскому языку.

Как известно, в традиционной системе образовательного процесса учитель выступает, в основном, как транслятор, передатчик информации. Ученик, в свою очередь, получает информацию в готовом виде. Новое с...

Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку: мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA

Аннотация: в статье рассматриваются развивающиеся подходы в обучении иностранному языку, основанные на теории множественного интеллекта. Приводятся основные типы интеллекта и способы их применения в м...

Презентация "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"

Презентация на тему "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"....