Особенности оценивания качества знаний и компетентностей по истории
статья (история) по теме

Выступление на педсовете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности оценивания качества знаний и компетентностей по истории

Алексахина Е.Л.учитель истории МБОУ СОШ №1

        «Вопрос оценивания знаний является одной из самых сложных проблем в современной российской школе. По мнению учащихся, одним из наиболее частых нарушений их прав в школе является необъективность оценки. При этом понятие «необъективность» включает в себя самый разнообразный спектр элементов: отсутствие четко определенных и заранее известных критериев оценивания, неопределенность системы оценивания при работе учащихся в группах, субъективность оценки, использование оценки в качестве карающей меры за нарушение дисциплины и т.п.» Вышеприведенное высказывание взято из статьи  «Проблема оценивания в обществознании» доцента Федеральной академии повышения квалификации, кандидата исторических наук Андрея Наумовича Иоффе.         

        Одной из (наиболее) главных задач в работе учителя истории является планирование контроля за качеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля с целью коррекции содержания образования, методических приемов, форм организации деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.

        Проверка знаний дает учителю информацию о ходе познавательной деятельности учащихся, о том, как идет усвоение, какие следует внести корректировки. При контроле получает информацию и сам ученик. Без получения информации о ходе усвоения, без обратной связи не может быть управляемого учебного процесса.

        Оценка знаний является мощным стимулом учения. Известно, что глубина и прочность знаний учащихся явно зависят от систематичности и глубины контроля. Там, где контроль случаен, ученики особенно 5-8 классы учатся хуже. Регулярный контроль воспитывает привычку к системному труду в школе и дома, стимулирует систематическую подготовку ученика к уроку. Важное значение имеет аргументация, сравнение с достижениями только этого ученика, проставление отметок.

        Отметка, при надлежащих условиях, может превратиться во внутренний мотив к учению. Это очень важно, однако борьба за отметки, имеет и отрицательную сторону (разобщает класс).

Наиболее существенные педагогические требования к контролю знаний:

1. системность

2. регулярность (текущий, тематический, итоговый, вспомогательный)

3. объективность

4. требовательность

5. уважительность

6. доброжелательность

7. разнообразность форм

8. психолого - педадогическая выверенность

9. стимулировать, а не запугивать

10. проверять не только запоминание, но и глубокое осмысление учебного материала

        Сегодня учащиеся 9-х и 11-х классов в заданиях итоговой аттестации по истории и обществознанию работают с текстом. От правильного прочтения и понимания текста зависят и правильные ответы на вопросы к нему. Использование рабочих листов на уроках позволяет мне проконтролировать эту учебную деятельность, индивидуально скорректировать допущенные ошибки. Составленные мной рабочие листы позволяют учитывать состав класса, уровень его подготовки; включать задания разного уровня и вида; интегрировать материал по истории и обществознанию (Приложение 1, 2, 3).

        КОНТРОЛЬ И ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ИСТОРИИ формируются на основе оценивания различных умений

1) ориентирование в исторических периодах; 2) знание и использование в контексте исторических понятий; 3) умение задавать вопрос на историческую тему; 4) использование и анализ фактического материала, в том числе работа с источниками и картами; 5) умение поместить себя в историческую ситуацию (применение способностей эмпатии в истории); 6) умение критически мыслить и рассуждать, способность создать и обосновать свою точку зрения; 7) нахождение, использование и обмен информацией.

Исторические компетентности: самостоятельное понимание и освоение исторического материала, оценка социальной информации, работа с историческими источниками, публичная речь, аргументация, ведение дискуссии и полемики, умение анализировать и обобщать историческую информацию.

Оценка уровня сформированности информационной компетентности учащихся

Уровень

Сформированные способы деятельности

Низкий

1 балл

Использует 1-2 простых для понимания (адаптированных) источника: учебник, хрестоматия.

Систематизация информации по 1-2 заданным параметрам

Воспроизведение информации - в соответствии с заданием

Средний

2 балла

Использует два и более источника различной степени сложности (обращение к архивным материалам, документам, представленным в Интернете, литературных источников);

Умеет самостоятельно находить в источниках необходимую информацию, систематизировать, обобщать»

Может сам сформулировать параметры и критерии необходимой для раскрытия задания информации.

Представляет информацию в виде связного текста, умеет аргументировано и логично презентовать.

Высокий

3 балла

Использует два и более источника разной степени сложности, содержащие не только прямую, но и косвенную информацию. Аккумулирование сведений, полученных из дополнительных источников, в том числе, СМИ.

Умеет самостоятельно сформулировать цели работы, спроектировать образ формы представления результата, подобрать соответствующую целям информацию.

Представляет информацию в виде связного структурированного текста , содержащего собственную аргументацию на основе данных, полученных в результате работы с разнородными источниками, содержащего обоснованный вывод.

По уровням контроля можно выделить:

Оценка «5»

-уровень творческого применения знаний, сравнения 64%+36%=100%

материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;

Оценка «4»

-уровень применения по образцу, повтор в знакомой ситуации (уровень обученности 36%+28%=64%

в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;

Оценка «3»

- уровень узнавания (обученность составляет 4% учебного материала)

- уровень воспроизведения (обученность 32%+4%=36%)

в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;

Оценка «2»

основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет; Даже на "2" надо что-то хоть ОСВОИТЬ.

Оценка «1»

материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.

        Нельзя выставлять отметку в качестве наказания за неудовлетворительное поведение на уроке, а также, если ученик работал, но  не сумел выполнить задание учителя. Не следует «читать нотаций» при выставлении плохих оценок. Подрывает веру в успех и резко снижает интерес к предмету.

В организации контроля оценивания качества знаний по истории есть свои особенности: 

Формы контроля

Урочные (традиционные)

Урочные (нетрадиционные)

Внеурочные

- контрольные работ        ы,

-самостоятельные работы,

в том числе индивидуальные

дифференцированные

-практические работы

(работы с контурной картой, чтение карты, задания

графического характера,

составление схем, таблиц,

анализ стат. материала и др.

-всевозможные виды

исторических,

терминологических

диктантов и тестирование

-круглые столы

-конференции

-дидактические игры

-кроссворды

-брейн-ринги        

-диспуты, дискуссии

-коллоквиумы

-ролевые игры

-уроки - пресс-конференции

-экскурсии

-декады

    -викторины

-КВНы

-смотры знаний и др        

Закон Российской федерации "Об образовании" провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития учащихся.

Интернет-ресурсы:

http://rudocs.exdat.com/docs/index-21541.html 

http://referat.znate.ru/text/index-46421.html 

http://education.simcat.ru/

http://do.gendocs.ru/docs/index-19759.html 

http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625a2bc78b4d43b88521216c27_0.html 

http://ispu.ru/files/u2/Koroleva_T.V._Tehnologii_razvitiya_istoricheskoy_kompetentnosti_lichnosti_.pdf 

http://vestnik.yspu.org/releases/2011_3pp/18.pdf 

http://www.zavuch.info/ 

http://festival.1september.ru/articles/593603/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выбор методов преподавания и оценивания в целях повышения качества знаний на уроках информатики

От человека в современном мире, на самых разных рабочих местах и в разных жизненных ролях требуется больше инициативы, самостоятельности, общей компетенции. Любые конкретные знания компетентный челове...

Тест как инструмент оценивания качества знаний.

Создание системы оценки качества знаний – одна из основных задач в сфере образования. Один из способов оценки качества – тестирование учебных достижений школьников. Система тестирования – универсальны...

«МЕТОДИКА МОНИТОРИНГА (ОТСЛЕЖИВАНИЯ) КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ И УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ СТАНДАРТЫ»

Сегодня весь мир, обсуждая основные задачи образования, говорит о ключевых компетентностях, которые формулируются как ответ системы образования на требования рынка труда. Это заказ общества – подготов...

Приемы повышения качества знаний учащихся на уроках истории

Способы работы с исторической картой, лентой времени и наглядным материалом...

Особенности оценки качества знаний в рамках работы учащихся в группах

Включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала....

Статья "Информационная компетентность современного учителя технологии как средство повышения качества знаний школьников"

В статье описано, как  ИКТ технологии являются эффективным средством индивидуализации обучения, способствуют интенсификации самостоятельной работы учащихся, повышению мотивации и познаватель...

Авторская методическая разработка.Особенности оценивания качества географического образования при переходе на ФГОС нового поколения.

Данная разработка содержит маршрутный лист по теме "Как возникла Земля"; критерии оценивания смыслового чтения, электронной презентации, самооценки и взаимооценки....