Особенности оценивания качества знаний и компетентностей по истории
статья (история) по теме
Выступление на педсовете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_ocenivaniya_kachestva_znaniy_i_kompetentnostey_po_istorii.rar | 303 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности оценивания качества знаний и компетентностей по истории
Алексахина Е.Л.учитель истории МБОУ СОШ №1
«Вопрос оценивания знаний является одной из самых сложных проблем в современной российской школе. По мнению учащихся, одним из наиболее частых нарушений их прав в школе является необъективность оценки. При этом понятие «необъективность» включает в себя самый разнообразный спектр элементов: отсутствие четко определенных и заранее известных критериев оценивания, неопределенность системы оценивания при работе учащихся в группах, субъективность оценки, использование оценки в качестве карающей меры за нарушение дисциплины и т.п.» Вышеприведенное высказывание взято из статьи «Проблема оценивания в обществознании» доцента Федеральной академии повышения квалификации, кандидата исторических наук Андрея Наумовича Иоффе.
Одной из (наиболее) главных задач в работе учителя истории является планирование контроля за качеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля с целью коррекции содержания образования, методических приемов, форм организации деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.
Проверка знаний дает учителю информацию о ходе познавательной деятельности учащихся, о том, как идет усвоение, какие следует внести корректировки. При контроле получает информацию и сам ученик. Без получения информации о ходе усвоения, без обратной связи не может быть управляемого учебного процесса.
Оценка знаний является мощным стимулом учения. Известно, что глубина и прочность знаний учащихся явно зависят от систематичности и глубины контроля. Там, где контроль случаен, ученики особенно 5-8 классы учатся хуже. Регулярный контроль воспитывает привычку к системному труду в школе и дома, стимулирует систематическую подготовку ученика к уроку. Важное значение имеет аргументация, сравнение с достижениями только этого ученика, проставление отметок.
Отметка, при надлежащих условиях, может превратиться во внутренний мотив к учению. Это очень важно, однако борьба за отметки, имеет и отрицательную сторону (разобщает класс).
Наиболее существенные педагогические требования к контролю знаний:
1. системность
2. регулярность (текущий, тематический, итоговый, вспомогательный)
3. объективность
4. требовательность
5. уважительность
6. доброжелательность
7. разнообразность форм
8. психолого - педадогическая выверенность
9. стимулировать, а не запугивать
10. проверять не только запоминание, но и глубокое осмысление учебного материала
Сегодня учащиеся 9-х и 11-х классов в заданиях итоговой аттестации по истории и обществознанию работают с текстом. От правильного прочтения и понимания текста зависят и правильные ответы на вопросы к нему. Использование рабочих листов на уроках позволяет мне проконтролировать эту учебную деятельность, индивидуально скорректировать допущенные ошибки. Составленные мной рабочие листы позволяют учитывать состав класса, уровень его подготовки; включать задания разного уровня и вида; интегрировать материал по истории и обществознанию (Приложение 1, 2, 3).
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ИСТОРИИ формируются на основе оценивания различных умений
1) ориентирование в исторических периодах; 2) знание и использование в контексте исторических понятий; 3) умение задавать вопрос на историческую тему; 4) использование и анализ фактического материала, в том числе работа с источниками и картами; 5) умение поместить себя в историческую ситуацию (применение способностей эмпатии в истории); 6) умение критически мыслить и рассуждать, способность создать и обосновать свою точку зрения; 7) нахождение, использование и обмен информацией.
Исторические компетентности: самостоятельное понимание и освоение исторического материала, оценка социальной информации, работа с историческими источниками, публичная речь, аргументация, ведение дискуссии и полемики, умение анализировать и обобщать историческую информацию.
Оценка уровня сформированности информационной компетентности учащихся
Уровень | Сформированные способы деятельности |
Низкий 1 балл | Использует 1-2 простых для понимания (адаптированных) источника: учебник, хрестоматия. Систематизация информации по 1-2 заданным параметрам Воспроизведение информации - в соответствии с заданием |
Средний 2 балла | Использует два и более источника различной степени сложности (обращение к архивным материалам, документам, представленным в Интернете, литературных источников); Умеет самостоятельно находить в источниках необходимую информацию, систематизировать, обобщать» Может сам сформулировать параметры и критерии необходимой для раскрытия задания информации. Представляет информацию в виде связного текста, умеет аргументировано и логично презентовать. |
Высокий 3 балла | Использует два и более источника разной степени сложности, содержащие не только прямую, но и косвенную информацию. Аккумулирование сведений, полученных из дополнительных источников, в том числе, СМИ. Умеет самостоятельно сформулировать цели работы, спроектировать образ формы представления результата, подобрать соответствующую целям информацию. Представляет информацию в виде связного структурированного текста , содержащего собственную аргументацию на основе данных, полученных в результате работы с разнородными источниками, содержащего обоснованный вывод. |
По уровням контроля можно выделить:
Оценка «5» | -уровень творческого применения знаний, сравнения 64%+36%=100% | материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни; |
Оценка «4» | -уровень применения по образцу, повтор в знакомой ситуации (уровень обученности 36%+28%=64% | в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности; |
Оценка «3» | - уровень узнавания (обученность составляет 4% учебного материала) - уровень воспроизведения (обученность 32%+4%=36%) | в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки; |
Оценка «2» | основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет; Даже на "2" надо что-то хоть ОСВОИТЬ. | |
Оценка «1» | материал не усвоен, ответ по существу отсутствует. |
Нельзя выставлять отметку в качестве наказания за неудовлетворительное поведение на уроке, а также, если ученик работал, но не сумел выполнить задание учителя. Не следует «читать нотаций» при выставлении плохих оценок. Подрывает веру в успех и резко снижает интерес к предмету.
В организации контроля оценивания качества знаний по истории есть свои особенности:
Формы контроля
Урочные (традиционные) | Урочные (нетрадиционные) | Внеурочные |
- контрольные работ ы, -самостоятельные работы, в том числе индивидуальные дифференцированные -практические работы (работы с контурной картой, чтение карты, задания графического характера, составление схем, таблиц, анализ стат. материала и др. -всевозможные виды исторических, терминологических диктантов и тестирование | -круглые столы -конференции -дидактические игры -кроссворды -брейн-ринги -диспуты, дискуссии -коллоквиумы -ролевые игры -уроки - пресс-конференции | -экскурсии -декады -викторины -КВНы -смотры знаний и др |
Закон Российской федерации "Об образовании" провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития учащихся.
Интернет-ресурсы:
http://rudocs.exdat.com/docs/index-21541.html
http://referat.znate.ru/text/index-46421.html
http://do.gendocs.ru/docs/index-19759.html
http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625a2bc78b4d43b88521216c27_0.html
http://vestnik.yspu.org/releases/2011_3pp/18.pdf
http://festival.1september.ru/articles/593603/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выбор методов преподавания и оценивания в целях повышения качества знаний на уроках информатики
От человека в современном мире, на самых разных рабочих местах и в разных жизненных ролях требуется больше инициативы, самостоятельности, общей компетенции. Любые конкретные знания компетентный челове...
Тест как инструмент оценивания качества знаний.
Создание системы оценки качества знаний – одна из основных задач в сфере образования. Один из способов оценки качества – тестирование учебных достижений школьников. Система тестирования – универсальны...
«МЕТОДИКА МОНИТОРИНГА (ОТСЛЕЖИВАНИЯ) КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ И УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ СТАНДАРТЫ»
Сегодня весь мир, обсуждая основные задачи образования, говорит о ключевых компетентностях, которые формулируются как ответ системы образования на требования рынка труда. Это заказ общества – подготов...
Приемы повышения качества знаний учащихся на уроках истории
Способы работы с исторической картой, лентой времени и наглядным материалом...
Особенности оценки качества знаний в рамках работы учащихся в группах
Включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала....
Статья "Информационная компетентность современного учителя технологии как средство повышения качества знаний школьников"
В статье описано, как ИКТ технологии являются эффективным средством индивидуализации обучения, способствуют интенсификации самостоятельной работы учащихся, повышению мотивации и познаватель...
Авторская методическая разработка.Особенности оценивания качества географического образования при переходе на ФГОС нового поколения.
Данная разработка содержит маршрутный лист по теме "Как возникла Земля"; критерии оценивания смыслового чтения, электронной презентации, самооценки и взаимооценки....