Повторительно-обобщащий урок истории в 6 классе по теме "Феодальный мир"
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Бурец Ольга Сергеевна

Тип: урок-исследование с элементами лабораторной работы.

Цель урока: используя факты средневековой истории Европы, сформировать представление об особенностях жизни и взаимоотношений крестьян и феодалов.

Задачи:

  • выявить права, обязанности и образ жизни разных сословий средневекового общества;
  • определить значение кодекса рыцарской чести в жизни феодалов;
  • создать условия для осознания бесправного положения средневекового крестьянства и значимости различных форм борьбы против злоупотреблений феодалов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_kl.feodalnyy_mir.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока всеобщей истории в 6 классе

по теме «Феодальный мир».

Автор: Бурец О.С.

Тип урока: урок-исследование с элементами лабораторной работы.

Тип урока по дидактической цели: повторительно-обобщающий.

Цель урока: используя факты средневековой истории Европы, сформировать представление об особенностях жизни и взаимоотношений крестьян и феодалов.

Задачи: 

  1. выявить права, обязанности и образ жизни разных сословий средневекового общества;
  2. определить значение кодекса рыцарской чести в жизни феодалов;
  3. создать условия для осознания бесправного положения средневекового крестьянства и значимости различных форм борьбы против злоупотреблений феодалов.

Основные понятия: сословия, рыцарь, барщина, оброк, церковная десятина, феодал, вассал, зависимый крестьянин, соседская (крестьянская) община.

Оформление доски:

Тема:


Проблема:


Гипотезы:

Рыцари                    Крестьяне

Права:                       Права:


Обязанности:     Обязанности:


Образ жизни:      Образ жизни:


Как договориться с господином?

План исследования:

1. Как жили феодалы?

2. Как жили крестьяне?

3. Как складывались отношения между крестьянами и феодалами?

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Доска

Создание проблемной ситуации

- Вспомните, что такое сословия в средневековом обществе. Сколько их было, как они назывались?

- Скажите, а в настоящее время общество разделено на группы?

- Случаются ли конфликты между группами общества в современном мире?

- Обратимся к историческим сведениям Средневековья. Как в те времена происходило взаимодействие между сословиями. Вам предложен текст, прочитайте его и ответьте на вопросы.

- Однако во многих фольклорных произведениях звучат жалобы крестьян на их тяжелую участь и стремление к справедливости, воплотить которую в жизнь иногда удается благородным разбойникам, мстящим за обиженных и обездоленных. Самый знаменитый из них – Робин Гуд, меткий стрелок и надежный защитник простых людей от произвола феодалов.

- Какое противоречие мы замечаем?

- Группа людей с особыми правами и обязанностями. Воюющие, молящиеся, работающие.

- Да. У нас есть рабочие, предприниматели, врачи, учителя, продавцы…

- Конфликтов между группами нет.


- В тексте говориться о распределении обязанностей между сословиями в средневековом обществе. Отмечается, что в принципе обязанности распределены достаточно справедливо, поэтому конфликтов возникать не должно.





- Конфликты между рыцарями и крестьянами были вполне вероятны.

На доске записана тема урока

Формулирование проблемы

- Какую проблему нам предстоит решить?

- Почему  между средневековыми сословиями рыцарей и крестьян возникали конфликты?

Записывается основной вопрос

Гипотезы

- Какие у вас будут гипотезы по решению проблемы? Что могло стать причиной конфликтов между крестьянами и рыцарями-феодалами?

Предлагают свои версии

Гипотезы записываются на доске

Актуализация знаний

- Итак, мы с вами уже многое знаем о жизни средневековых людей. Но чтобы решить проблему урока, о чем еще сведения нам нужны?

- Таким образом, мы составили план исследования темы урока.

- Как жили феодалы? Как жили крестьяне? Как складывались отношения между ними?

План исследования записывается на доске

Поиск решения
















Исследование пунктов плана организуется по группам.

- План исследования составлен. Сейчас каждая группа получит задание – исследовать один из пунктов плана. Какой – решит жеребьевка. Помните, на прошлом уроке мы обсуждали условия успешной работы в группе? Постарайтесь создать их, отвечая на поставленные вопросы. На работу вам даётся 5 минут.

Группа №1. «Достоин тот похвальных слов,

Кто и разить и пасть готов!»

Используя знания по теме, а также материал учебника на с. 91-96, определите особенности образа жизни, права и обязанности сословия рыцарей. Заполните карточку (см.доп.мат.).


Группа №2. «Чтоб крестьяне не жирели»

Используя знания по теме, а также материал учебника на с.97-103, определите особенности образа жизни, права и обязанности сословия крестьян. Заполните карточку (см.доп.мат.).


Группа №3. «Как договориться с господином?»

Используя материал учебника на с.99-100, 108-109, определите методы борьбы крестьян за свои права. Заполните карточку.










Рыцари-феодалы:

Права: собирать оброки с крестьян, заставлять работать на барщине.

Обязанности: служить сеньору, соблюдать кодекс чести.

Образ жизни: замки, турниры, пиры.


Крестьяне:

Права: отсутствуют.

Обязанности: работать на барщине, платить оброк, церковную десятину и другие поборы.

Образ жизни: работа с утра до вечера, по выходным – церковь, изредка – выступления бродячих артистов.

Способы борьбы крестьян за свои права: бегство в города, отказ работать на феодала, поджоги и погромы хозяйского поместья.

Выводы групп фиксируются на доске.

Применение нового знания

- Как теперь мы можем ответить на проблемный вопрос урока?

Всемогущество рыцарей-феодалов и бесправие крестьян порождали конфликты в средневековом обществе.

Вывод – примерное решение учебной проблемы

- Какие гипотезы оказались верными?

- Как сегодня  на уроке мы нашли решение проблемы?

Дополнительные материалы:

Текст.  Люди того времени по-разному представляли себе, как устроено их общество. Наиболее распространенной была теория, в соответствии с которой общество делилось на три большие группы — сословия, и каждому человеку Бог предназначил место в одном из них. По тем задачам, которые они выполняли в обществе, выделялись сословия молящихся, воюющих и работающих. Под последними имелись в виду все члены общества, не входящие в первые два сословия, но, прежде всего крестьяне.

Перед каждым сословием стояли свои задачи. Духовенство заботилось о душах, являлось заступником за людей перед Богом, служило примером веры и нравственности для всего общества. С точки зрения человека Средневековья, эта роль была самой важной. Воюющие проливали свою кровь, защищая все общество от внешних врагов. Именно они должны были обеспечивать порядок и правосудие, с оружием в руках распространять христианскую веру среди язычников. Трудящиеся кормили всех остальных. Благодаря их тяжкому труду два других сословия могли выполнять свои обязанности.

По сравнению с двумя первыми крестьянство рассматривалось как низшее, третье сословие. Но, в отличие от Древнего Рима, где физический труд считали делом рабским и недостойным свободного человека, в эпоху Средневековья те, кто трудились своими руками, считались необходимыми и уважаемыми членами общества. Мыслители той эпохи нередко сравнивали строение общества с человеческим телом, уподобляя молящихся груди, воюющих — рукам, а трудящихся — ногам. Тем самым подчеркивалось, что в обществе все сословия, хотя не равны, но необходимы и зависят друг от друга; если они не будут действовать слаженно, то общество не сможет существовать.

Вопросы к тексту: О чем идет речь в тексте?

Справедливо распределены ли обязанности?

Возможны ли конфликты при таком распределении обязанностей?

Варианты карточек:

Рыцари-феодалы

Права:

Обязанности:

Образ жизни:

Крестьяне:

Права:

Обязанности:

Образ жизни:

Способы борьбы крестьян за свои права:


Памятка: Как работать в группе.

  1. Прочитайте задание вслух.
  2. Распределите работу.
  3. Найдите ответ на вопрос и обсудите его.
  4. Договоритесь о едином мнении группы.
  5. Заполните карточку.
  6. Выберите представителя от группы для выступления и учащегося, оформляющего результат на доске.

Группа №1.                          «Достоин тот похвальных слов,

                                               Кто и разить и пасть готов!»

Используя знания по теме, а также материал учебника на с. 91-96, определите особенности образа жизни, права и обязанности сословия рыцарей. Заполните карточку.

Рыцари-феодалы

Права:______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Обязанности:________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Образ жизни:________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Памятка: Как работать в группе.

  1. Прочитайте задание вслух.
  2. Распределите работу.
  3. Найдите ответ на вопрос и обсудите его.
  4. Договоритесь о едином мнении группы.
  5. Заполните карточку.
  6. Выберите представителя от группы для выступления и учащегося, оформляющего результат на доске.

Группа №2. «Чтоб крестьяне не жирели»

Используя знания по теме, а также материал учебника на с.97-103, определите особенности образа жизни, права и обязанности сословия крестьян. Заполните карточку

Крестьяне:

 Права:______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Обязанности:________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Образ жизни:________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Памятка: Как работать в группе.

  1. Прочитайте задание вслух.
  2. Распределите работу.
  3. Найдите ответ на вопрос и обсудите его.
  4. Договоритесь о едином мнении группы.
  5. Заполните карточку.
  6. Выберите представителя от группы для выступления и учащегося, оформляющего результат на доске.

 

Группа №3. «Как договориться с господином?»


Используя материал учебника на с.99-100, 108-109, определите методы борьбы крестьян за свои права. Заполните карточку.

Способы борьбы крестьян за свои права:






















Памятка: Как работать в группе.

  1. Прочитайте задание вслух.
  2. Распределите работу.
  3. Найдите ответ на вопрос и обсудите его.
  4. Договоритесь о едином мнении группы.
  5. Заполните карточку.
  6. Выберите представителя от группы для выступления и учащегося, оформляющего результат на доске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области

ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....

Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.

За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...

Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"

1.      Цель  урока:    Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...

Презентация к повторительно-обобщающем курсу по истории России в 11 классе "Борьба Руси с иноземными захватчиками в 13 веке: монголо-татары."

Презентация предназначена для повторительно-обобщающего курса по истории, для подготовки к ЕГЭ. Материал презентации иллюстрирует основные этапы нашествия монголо-татар на Русь в 13 веке....