конспект и презентация к уроку "Великий ледниковый период"5 класс
презентация к уроку по истории (5 класс) на тему

цель урока-выяснить,какие новые изобретения помогли людям,жившим в эпоху Великого ледника в Северной Европе,Америке и на севере Азии,пережить эти суровые времена. Выполняя творческие задания,учащиеся знакомятся с новыми орудиями труда ,созданными человеком того времени,различными приемами охоты,типами жилищ. Обращаем внимание на изменения в социальном устройстве-появление родовых общин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_o_mezolite_konspekt.docx5.36 КБ
Office presentation icon velikii_lednikovyi_period.ppt2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Автор: учитель истории Орел Елена Анатольевна,

 Лицей 244 Кировского района,

 Санкт-Петербург

Урок «Великий ледниковый период ( мезолит)»

5 класс

Цели урока:

Обучающие:

Охарактеризовать изменения, произошедшие в жизни людей в период мезолита

 Повторить и закрепить знания учащихся о развитии человеческого ума, смекалки в первобытный период

Развивающие:

  • Продолжить формирование умений учащихся работать с иллюстративным материалом

  Воспитывающие:

  • Развить у учащихся навыков логического мышления, умений делать выводы, обобщать и сравнивать.

Оборудование:

артефакты: скребок,проколка

компьютер, проектор, экран.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

Ход урока:

  • Организационный момент.
  • Вводная часть:

Учащимся предлагается ответить на вопросы учителя :

Где зародилось человечество и когда?

Как выглядели древнейшие люди?

Как расселялись люди по земле?

Какие древнейшие орудия труда  вам известны?

  • Основная часть урока.
  • Около 100 тыс. лет назад начинается эпоха среднекаменного века-мезолит. Это время тяжелейших испытаний для тех людей, которые жили в Европе, Северной Америке и Северной Азии. Рассматривая карту на слайде 2 ,учащиеся рассказывают  о том, что они знают о Ледниковом периоде.
  • Учитель ставит задачу на урок: выяснить, какие изобретения и изменения в жизни помогли людям выжить.
  • Учащиеся вспоминают роль огня в жизни людей и называют известные им способы добычи огня в древности.
  •  Учитель говорит о том, что около 40 тыс. лет назад появляется наш вид людей- Homo sapiens.
  • Учащиеся вспоминают о роли антропологии  в изучении человеческого рода и исторических реконструкциях ( на примере слайда 4)
  • В ходе работы со слайдом 5 учащиеся называют орудия труда, выясняют как они создавались. Учитель знакомит их с понятием "составное орудие труда"
  • Слайд 6 посвящен изобретению лука и стрел. Ребята сами объясняют, что их появление не случайно и связано с потеплением и появлением необходимости охоты на мелких и быстрых зверей и птиц, убить которых копьем было невозможно.
  • Творческие задания на слайде 7 развивают фантазию, умение доказывать свое мнение, слушать других, сопоставлять, делать выводы о животном мире того времени и охотниках мезолита.
  •  Слайд 8 посвящен изобретению теплых жилищ. Предлагаем ученикам самим рассказать ,из каких материалов можно было создать жилища там,где не было пещер. В конспектах делаются зарисовки различных  видов таких жилищ, в том числе ( по раскопкам в Костенках) построенным из костей мамонтов.
  • слайды 9 и 10  посвящены различным способам охоты в эпоху мезолита. Рассматривая иллюстрации, подбирая к ним отрывки из текста учебника,ученики самостоятельно называют различные способы и приемы охоты
  • На наскальном рисунке среди фигур людей и оленей ребята находят  предков собак-волков или шакалов. Мезолит-время начала одомашнивания животных.
  • В результате работы ученики называют и записывают в конспекты те изменения в жизни людей,которые помогли им выжить в период  резкого похолодания климата.слайд 12
  • Учитель обращает внимание на изменения в коллективной жизни людей-появление родовой общины. Учащиеся, рассматривая схематический рисунок владений общины ,называют ее признаки.слайд 13
  • Закрепление материала

Что нового вы узнали на уроке?

Что особенно вас удивило?

Какие новые понятия вы узнали?

Домашнее задание: выучить понятия урока, знать даты, подготовить рассказ о охоте в эпоху мезолита ( пожелания устно или письменно)

Использованные источники

http://www.ancienthistory.spb.ru

http://www.istorya.ru/hronos/chron01.php

http://up.900igr.net/upload.php

http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st010.shtml


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Великий ледниковый период мезолит Учитель истории Лицей № 244 г.Санкт-Петербург Орел Елена Анатольевна

Слайд 2

Задача урока Выяснить, что помогло людям выжить в это суровое время.

Слайд 3

Роль огня в жизни людей тепло свет защита от хищников помощник на охоте приготовление еды

Слайд 4

Homo sapiens - человек разумный 40 тыс. лет назад

Слайд 5

Орудия труда топор копье скребок нож гарпун игла

Слайд 6

Как изобрели лук и стрелы?

Слайд 7

Мезолитический охотник собрался на охоту. Что из нарисованных вещей он возьмет с собой?

Слайд 8

Появление жилищ реконструкция жилища

Слайд 10

Назовите способы охоты людей в эпоху мезолита Загон в пропасть Загон в болото Ловчие ямы Колья со смолой ( охота на птиц)

Слайд 11

Собака стала другом Что изображено на рисунке древнего человека?

Слайд 12

Чему новому научился человек в эпоху мезолита? 1. окончательно приручил огонь 2 научился делать теплые жилища 3. делал теплую одежду 4. изобрел новые орудия труда и оружие 5.использовал различные способы охоты

Слайд 13

Родовая община- коллектив родственников

Слайд 14

Задание на дом Выучить понятия и даты Рассказ об охоте людей в эпоху мезолита ( устно)

Слайд 15

Использованные источники http://www.ancienthistory.spb.ru http://www.istorya.ru/hronos/chron01.php http://up.900igr.net/upload.php http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st010.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация урока алгебры в 8 классе по теме:" Наглядное представление статистической информации"

В ходе урока учащиеся повторят построение круговых и столбчатых диаграмм, а также построение кусочно-линейной функции. Знакомятся спонятиями "гистограмма", "диаграмма рассеивания"  и "полиго...

Конспект и презентация урока геометрии в 7 классе по теме "Треугольник. Признаки равенства треугольников"

Урок обобщения и систематизации знаий по теме"Признаки равенства треугольников" Цели урока:  Образовательные:  - закрепить, обобщить и систематизировать материал по теме «Треугольн...

Конспект и презентация урока алгебры в 10 классе по теме "Общие методы решения тригонометрических уравнений"

Урок систематизации знаний по теме "Решение тригонометрических уравнений" можно проводить как в 10 классе ( при изучении соответствующего материала), так и в 11 класе (при подготовке к ЕГЭ)....

План-конспект и презентация к уроку "Передвижники" 7 класс

План - конспект урока для 7 класса«Передвижники»Цель урока:1.Познакомить учащихся с творчеством художников, входящих в Товарищество передвижных художественных выставок;2.Развить интерес к истори...

Конспект и презентация урока алгебры в 8 классе по теме "Теорема Виета" с использованием ЭОР"

Урок изучения нового материала. Цель урока формирование практико-ориентированной компетенции при выводе и доказательстве теоремы Виета. Проблемная ситуация создает мотивацию к учебной деятельнос...

План-конспект и презентация урока по математике 5 класс: "Обыкновенные дроби"

Тема: «Обыкновенные дроби»Раздел программы: «Доли. Обыкновенные дроби»Тип урока:  повторительно-обобщающийЦель урока:   повторить и обобщить знания учащихся по теме «Обыкновенные дроби»...

Конспект и презентация к уроку в 8 классе по теме: «Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации»

Урок по информатики в 8 классеТема урока: «Технические средства мультимедиа.  Компьютерные презентации»Тип урока: обобщение и систематизация знаний.Цели урока:Образовательная:·...