Рабочая программа по истории 5 классы
рабочая программа (история, 5 класс) на тему
Комитет по народному образованию
Администрации Солнечногорского муниципального района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
гимназия №6 г. Солнечногорска
141500 Московская область тел/факс 8-496-2-64-54-06
Солнечногорск, ул. Банковская, д.6 А e-mail: sunschool.6@mail.ru
«Утверждаю»
Директор МОУ гимназия №6
г. Солнечногорска
_________________Мадатова Н.А.
« » сентября 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
в 5 «А», «Г» классах
Составитель:
Стрелина Светлана Анатольевна
учитель истории и обществознания
2013
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса составлена на основе:
Авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой. «История Древнего мира». ( Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А. А. Вигасина – А. О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011). Программа ориентирована на учебник «История Древнего мира» - 5 класс под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой. М.: «Просвещение», 2013 г.
Причина выбора данной авторской программы в том, что курс авторской программы построен по проблемно - хронологическому принципу, это позволяет уделить внимание наиболее важным сквозным проблемам древнего мира и особенностям развития каждого раннего государства, а также проследить динамику исторического развития , выделяя его важные этапы. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира. – что соответствует миссии, целям и задачам гимназии.
Цель изучения предмета «История Древнего мира»:
— освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.
Задачи изучения предмета «История Древнего мира»:
— формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
— овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
— воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
— формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
— развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
— формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Роль учебного предмета в достижении результатов освоения образовательной программы общеобразовательного учреждения:
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Для учащихся 5 класса «История Древнего мира»- это первый систематический курс Всеобщей истории. Программа курса охватывает период от древности до падения Западной Римской империи. Учебный курс дает возможность проследить роль древних цивилизаций в складывании основ современного мира. Программа изучения курса рассчитана на 68 часов, при учебной нагрузке 2 часа в неделю и содержит все сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.
Способы развертывания учебного материала , методическая система и средства достижения учебных целей:
Формы организации учебной деятельности:
практикумы, сюжетноролевые игры, беседы, лабораторные работы, дискуссии, моделирование жизненных ситуаций, познавательные уроки; викторины; урок-экскурсия в прошлое; комбинированные уроки;
задания на выявление операционных жизненных ситуаций;
Формы и средства контроля, знаний, умений и навыков:
Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний, что позволяет:
● определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;
● установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
● осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.
Текущий контроль знаний включает – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока.
● Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную, самостоятельную работу, тестирование выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся 5-х классов должны овладеть следующими знаниями и умениями:
Знать/Понимать:
— Хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
— соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
— характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
— группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
Уметь:
— Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.
— Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.
— Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.
— Оперировать историческими понятиями и датами.
— Читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
— Осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
— различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
— соотносить единичные исторические факты и общие явления;
— различать причину и следствие исторических событий, явлений; \
— выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
— раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
— сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
— излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
— определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
— предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;
— участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.
Основное содержание программы
В качестве рабочей программы использована авторская программа без изменений.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Введение | |||
1 | Введение в древнюю историю. Счет лет в истории. | 02.09-06.09 |
|
Раздел 1. Жизнь первобытных людей Первобытные собиратели и охотники | |||
2 | Древнейшие люди | 02.09 - 06.09 |
|
3 | Родовые общины | 09.09 – 13.09 |
|
4 | Возникновение искусства и религии | 09.09-13.09
|
|
| Итого | 4 часа |
|
Первобытные земледельцы и скотоводы | |||
5 | Возникновение земледелия и скотоводства | 16.09-20.09 |
|
6 | Появление неравенства и знати | 16.09-20.09 |
|
7 | Контрольно-обобщающий урок по Разделу1 «Жизнь первобытных людей» | 23.09-27.09 |
|
| Итого | 3 часа |
|
Раздел 2. Древний Восток Древний Египет | |||
8 | От первобытности к цивилизации. Государство на берегах Нила | 23.09-27.09 |
|
9 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | 30.09-04.10 |
|
10 | Жизнь Египетского вельможи | 30.09-04.10 |
|
11 | Военные походы фараонов | 07.10-11.10 |
|
12 | Религия и искусство древних египтян | 07.10-11.10 |
|
13 | Письменность и знания древних египтян | 14.10-18.10 |
|
14 | Контрольно-обобщающий урок по теме Древний Египет | 14.10-18.10 |
|
| Итого | 7 часов |
|
Западная Азия | |||
15 | Древнее Двуречье | 21.10-25.10 |
|
16 | Вавилонский царь Хамураппи и его законы | 21.10-25.10 |
|
17 | Финикийские мореплаватели | 28.10-29.10 |
|
18 | Библейские сказания | 28.10-29.10 |
|
19 | Древнееврейское царство | 11.11-15.11 |
|
| |||
20 | Ассирийская держава | 11.11-15.11 |
|
21 | Персидская держава «царя царей» | 18.11-22.11 |
|
22 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Западная Азия» | 18.11-22.11 |
|
| Итого | 8 часов |
|
Индия и Китай в древности | |||
23 | Природа и люди Древней Индии | 25.11-29.11 |
|
22 | Индийские касты | 25.11-29.11 |
|
24 | Чему учил Китайский мудрец Конфуций | 02.12-06.12 |
|
25 | Первый властелин единого Китая | 02.12-06.12 |
|
26 | Контрольно-обобщающий урок по разделу 2 «Древний Восток» | 09.12-13.12 |
|
| Итого | 5 часов |
|
Раздел 3. Древняя Греция Древнейшая Греция | |||
26 | Греки и критяне | 09.12-13.12 |
|
27 | Микены и Троя | 16.12-20.12 |
|
28 | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» | 16.12-20.12 |
|
29 | Религия древних греков | 23.12-27.12 |
|
30 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Древнейшая Греция» | 23.12-27.12 |
|
| Итого | 5 часов |
|
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием | |||
31 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 13.01-17.01 |
|
32 | Зарождение демократии в Афинах | 13.01-17.01 |
|
33 | Древняя Спарта | 20.01-24.01 |
|
34 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | 20.01-24.01 |
|
35 | Олимпийски игры в древности | 27.01-31.01 |
|
36 | Победа греков над персами в марафонской битве | 27.01-31.01 |
|
37 | Нашествие персидских войск на Элладу | 03.02-07.02 |
|
38 | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием» | 03.02-07.02 |
|
| Итого | 8 часов |
|
Возвышение Афин в 5 веке д.н.э и расцвет демократии | |||
39 | В гаванях Афинского порта Пирей | 10.02-14.02 |
|
40 | В городе богини Афины | 10.02-14.02 |
|
41 | Афинские школы и гимнасии | 17.02-21.02 |
|
42 | Театры Диониса | 17.02-21.02 |
|
43 | Афинская демократия при Перикле | 24.02-28.02 |
|
44 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Возвышение Афин и демократия в 5 в днэ» | 24.02-28.02 |
|
| Итого | 6 часов |
|
Македонские завоеватели в 4 в до н.э | |||
45 | Города Эллады подчиняются Македонии | 03.03-07.03 |
|
46 | Поход Александра Македонского на Восток | 03.03-07.03 |
|
47 | В Александрии Египетской | 10.03-14.03 |
|
48 | Контрольно-обобщающий урок по разделу «Древняя Греция» | 10.03-14.03 |
|
| Итого | 4 часа |
|
Раздел 4. Древний Рим Рим от его возникновения до господства над Италией | |||
49 | Древнейший Рим | 17.03-21.03 |
|
50 | Завоевание Римом Италии | 17.03-21.03 |
|
51 | Устройство Римской Республики | 01.04-04.04 |
|
| Итого | 3 часа |
|
Рим-сильнейшая держава Средиземноморья | |||
52 | Вторая война с Карфагеном | 01.04-04.04 |
|
53 | Установление господства Рима во всем средиземноморье | 07.04-12.04 |
|
54 | Рабство в Древнем Риме | 07.04-12.04 |
|
55 | Контрольно-обобщающий урок по темам: «Возникновение Рима», «Становление сильнейшей державой» | 14.04-18.04 |
|
| Итого | 4 часа |
|
Гражданские войны в Риме | |||
56 | Земельный закон братьев Гракхов | 14.04-18.04 |
|
57 | Восстание Спартака | 21.04-25.04 |
|
58 | Единовластие Цезаря | 21.04-25.04 |
|
59 | Установление империи | 28.04-02.05 |
|
| Итого | 4 часа |
|
Римская империя в 1 века н.э. | |||
60 | Рим при императоре Нейроне | 28.04-02.05 |
|
61 | Соседи империи. Первые христианские учения. | 05.05-09.05 |
|
62 | Расцвет империи во 2 веке н.э. Вечный город и его жители | 05.05-09.05 |
|
63 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Римская империя в начале н.э» | 12.05-16.05 |
|
| Итого | 4 часа |
|
Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи | |||
64 | Римская империя при Константине | 12.05-16.05 |
|
65 | Взятие Рима варварами | 19.05-23.05 |
|
66 | Контрольно-обобщающий урок по разделу «Древний Рим» | 19.05-23.05 |
|
67 | Защита проектов по курсу истории Древнего мира | 26.05-30.05 |
|
68 | Защита проектов по курсу истории Древнего мира |
| |
| Итого | 5 часов |
|
| Всего | 68 часов |
|
Перечень учебно-методического обеспечения:
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ.
1. Проект Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы Стандарты второго поколения.. - М.: Просвещение, 2011
2. Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы - Наталья Шевченко, Алексей Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2011
3. История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2012
4. Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина и др. - М.: ВАКО, 2013.
5. Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М.: Просвещение - 2007.
6. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч. / Г. И. Годер. - М.: Просвещение, 2011-12.
7. Книга для чтения по истории древнего мира / под ред. А. И. Немировского. - М., 1998;
8. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие. – М, Творческий центр «Сфера», 2003.
9. Петрович В.Г. и др. Уроки истории в 5 классе – М.: Творческий центр, 2004
10. Брандт М.Ю. Тесты. История древнего мира. 5 класс – М.: Дрофа, 2005
11. Настенные карты по истории Древнего мира.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
1. Аудиоколонки колонки.
2. Видеопроектор.
3. Персональный компьютер.
4. Принтер.
5. Экран.
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ.
1. 5 класс D «История Древнего мира». 5 класс. Образовательная коллекция. ООО «Кордис&Медиа» 2005 информационный источник сложной структуры СД-диск «История Древнего мира», 5-й класс. 2005 г
2. Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира», 5 класс. – М, Просвещение.
3. История Древнего мира. Загадки сфинкса. МедиаХауз.
4. Атлас истории Древнего мира.
5. Всеобщая история. Древний мир. 5 класс.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Основные Интернет-ресурсы
http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.fsu.edu.ru– федеральный совет по учебникам МОиН РФ
http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания
http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»
http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»
http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»
http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
Дополнительные Интернет-ресурсы
hitp://www.idf.ru/almanah.shtml - электронный альманах «Россия. XX век»
http://www.76-82.ru – сайт «Энциклопедия нашего детства», воспоминаниям о 1976- 1982 гг.
http://www.gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по истории и другим общественных наукам
http://www.historia.ru– электронный журнал «Мир истории»
http://www.historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека
http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов
http://www.istrodina.com - сайт журнала «Родина»
http://www.lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгресса
http://www.lib-history.info - историческая библиотека
http://www.oldgazette.narod.ru – сайт «Старые газеты»
http://www.vciom.ru– Всероссийский Центр изучения общественного мнения
http:/www.patriotica.ru/subjects/stalinism.html – библиотека думающего о России
www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://museum.ru/ Портал «Музеи России».
Дополнительные электронные информационные источники (фото и рисунки для создания презентаций.
Согласовано
Протокол ШМО
№ от 2013 г.
Согласовано
Заместитель директора
по УВР ___________Царик О.В.
« » сентября 2013 г.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 59.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по народному образованию
Администрации Солнечногорского муниципального района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
гимназия №6 г. Солнечногорска
141500 Московская область тел/факс 8-496-2-64-54-06
Солнечногорск, ул. Банковская, д.6 А e-mail: sunschool.6@mail.ru
«Утверждаю»
Директор МОУ гимназия №6
г. Солнечногорска
_________________Мадатова Н.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
в 5 «А», «Г» классах
Составитель:
Стрелина Светлана Анатольевна
учитель истории и обществознания
2013
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса составлена на основе:
Авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой. «История Древнего мира». ( Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А. А. Вигасина – А. О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011). Программа ориентирована на учебник «История Древнего мира» - 5 класс под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой. М.: «Просвещение», 2013 г.
Причина выбора данной авторской программы в том, что курс авторской программы построен по проблемно - хронологическому принципу, это позволяет уделить внимание наиболее важным сквозным проблемам древнего мира и особенностям развития каждого раннего государства, а также проследить динамику исторического развития , выделяя его важные этапы. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира. – что соответствует миссии, целям и задачам гимназии.
Цель изучения предмета «История Древнего мира»:
— освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.
Задачи изучения предмета «История Древнего мира»:
- формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
- воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
- формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Роль учебного предмета в достижении результатов освоения образовательной программы общеобразовательного учреждения:
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Для учащихся 5 класса «История Древнего мира»- это первый систематический курс Всеобщей истории. Программа курса охватывает период от древности до падения Западной Римской империи. Учебный курс дает возможность проследить роль древних цивилизаций в складывании основ современного мира. Программа изучения курса рассчитана на 68 часов, при учебной нагрузке 2 часа в неделю и содержит все сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.
Способы развертывания учебного материала , методическая система и средства достижения учебных целей:
Формы организации учебной деятельности:
практикумы, сюжетноролевые игры, беседы, лабораторные работы, дискуссии, моделирование жизненных ситуаций, познавательные уроки; викторины; урок-экскурсия в прошлое; комбинированные уроки;
задания на выявление операционных жизненных ситуаций;
Формы и средства контроля, знаний, умений и навыков:
Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний, что позволяет:
- определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;
- установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
- осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.
Текущий контроль знаний включает – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока.
- Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную, самостоятельную работу, тестирование выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся 5-х классов должны овладеть следующими знаниями и умениями:
Знать/Понимать:
- Хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
- соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
- характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
Уметь:
- Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.
- Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.
- Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.
- Оперировать историческими понятиями и датами.
- Читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
- Осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- различать причину и следствие исторических событий, явлений; \
- выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
- предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;
- участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.
Основное содержание программы
В качестве рабочей программы использована авторская программа без изменений.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Введение | |||
1 | Введение в древнюю историю. Счет лет в истории. | 02.09-06.09 | |
Раздел 1. Жизнь первобытных людей Первобытные собиратели и охотники | |||
2 | Древнейшие люди | 02.09 - 06.09 | |
3 | Родовые общины | 09.09 – 13.09 | |
4 | Возникновение искусства и религии | 09.09-13.09 | |
Итого | 4 часа | ||
Первобытные земледельцы и скотоводы | |||
5 | Возникновение земледелия и скотоводства | 16.09-20.09 | |
6 | Появление неравенства и знати | 16.09-20.09 | |
7 | Контрольно-обобщающий урок по Разделу1 «Жизнь первобытных людей» | 23.09-27.09 | |
Итого | 3 часа | ||
Раздел 2. Древний Восток Древний Египет | |||
8 | От первобытности к цивилизации. Государство на берегах Нила | 23.09-27.09 | |
9 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | 30.09-04.10 | |
10 | Жизнь Египетского вельможи | 30.09-04.10 | |
11 | Военные походы фараонов | 07.10-11.10 | |
12 | Религия и искусство древних египтян | 07.10-11.10 | |
13 | Письменность и знания древних египтян | 14.10-18.10 | |
14 | Контрольно-обобщающий урок по теме Древний Египет | 14.10-18.10 | |
Итого | 7 часов | ||
Западная Азия | |||
15 | Древнее Двуречье | 21.10-25.10 | |
16 | Вавилонский царь Хамураппи и его законы | 21.10-25.10 | |
17 | Финикийские мореплаватели | 28.10-29.10 | |
18 | Библейские сказания | 28.10-29.10 | |
19 | Древнееврейское царство | 11.11-15.11 | |
20 | Ассирийская держава | 11.11-15.11 | |
21 | Персидская держава «царя царей» | 18.11-22.11 | |
22 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Западная Азия» | 18.11-22.11 | |
Итого | 8 часов | ||
Индия и Китай в древности | |||
23 | Природа и люди Древней Индии | 25.11-29.11 | |
22 | Индийские касты | 25.11-29.11 | |
24 | Чему учил Китайский мудрец Конфуций | 02.12-06.12 | |
25 | Первый властелин единого Китая | 02.12-06.12 | |
26 | Контрольно-обобщающий урок по разделу 2 «Древний Восток» | 09.12-13.12 | |
Итого | 5 часов | ||
Раздел 3. Древняя Греция Древнейшая Греция | |||
26 | Греки и критяне | 09.12-13.12 | |
27 | Микены и Троя | 16.12-20.12 | |
28 | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» | 16.12-20.12 | |
29 | Религия древних греков | 23.12-27.12 | |
30 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Древнейшая Греция» | 23.12-27.12 | |
Итого | 5 часов | ||
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием | |||
31 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 13.01-17.01 | |
32 | Зарождение демократии в Афинах | 13.01-17.01 | |
33 | Древняя Спарта | 20.01-24.01 | |
34 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | 20.01-24.01 | |
35 | Олимпийски игры в древности | 27.01-31.01 | |
36 | Победа греков над персами в марафонской битве | 27.01-31.01 | |
37 | Нашествие персидских войск на Элладу | 03.02-07.02 | |
38 | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием» | 03.02-07.02 | |
Итого | 8 часов | ||
Возвышение Афин в 5 веке д.н.э и расцвет демократии | |||
39 | В гаванях Афинского порта Пирей | 10.02-14.02 | |
40 | В городе богини Афины | 10.02-14.02 | |
41 | Афинские школы и гимнасии | 17.02-21.02 | |
42 | Театры Диониса | 17.02-21.02 | |
43 | Афинская демократия при Перикле | 24.02-28.02 | |
44 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Возвышение Афин и демократия в 5 в днэ» | 24.02-28.02 | |
Итого | 6 часов | ||
Македонские завоеватели в 4 в до н.э | |||
45 | Города Эллады подчиняются Македонии | 03.03-07.03 | |
46 | Поход Александра Македонского на Восток | 03.03-07.03 | |
47 | В Александрии Египетской | 10.03-14.03 | |
48 | Контрольно-обобщающий урок по разделу «Древняя Греция» | 10.03-14.03 | |
Итого | 4 часа | ||
Раздел 4. Древний Рим Рим от его возникновения до господства над Италией | |||
49 | Древнейший Рим | 17.03-21.03 | |
50 | Завоевание Римом Италии | 17.03-21.03 | |
51 | Устройство Римской Республики | 01.04-04.04 | |
Итого | 3 часа | ||
Рим-сильнейшая держава Средиземноморья | |||
52 | Вторая война с Карфагеном | 01.04-04.04 | |
53 | Установление господства Рима во всем средиземноморье | 07.04-12.04 | |
54 | Рабство в Древнем Риме | 07.04-12.04 | |
55 | Контрольно-обобщающий урок по темам: «Возникновение Рима», «Становление сильнейшей державой» | 14.04-18.04 | |
Итого | 4 часа | ||
Гражданские войны в Риме | |||
56 | Земельный закон братьев Гракхов | 14.04-18.04 | |
57 | Восстание Спартака | 21.04-25.04 | |
58 | Единовластие Цезаря | 21.04-25.04 | |
59 | Установление империи | 28.04-02.05 | |
Итого | 4 часа | ||
Римская империя в 1 века н.э. | |||
60 | Рим при императоре Нейроне | 28.04-02.05 | |
61 | Соседи империи. Первые христианские учения. | 05.05-09.05 | |
62 | Расцвет империи во 2 веке н.э. Вечный город и его жители | 05.05-09.05 | |
63 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Римская империя в начале н.э» | 12.05-16.05 | |
Итого | 4 часа | ||
Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи | |||
64 | Римская империя при Константине | 12.05-16.05 | |
65 | Взятие Рима варварами | 19.05-23.05 | |
66 | Контрольно-обобщающий урок по разделу «Древний Рим» | 19.05-23.05 | |
67 | Защита проектов по курсу истории Древнего мира | 26.05-30.05 | |
68 | Защита проектов по курсу истории Древнего мира | ||
Итого | 5 часов | ||
Всего | 68 часов |
Перечень учебно-методического обеспечения:
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ.
1. Проект Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы Стандарты второго поколения.. - М.: Просвещение, 2011
2. Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы - Наталья Шевченко, Алексей Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2011
3. История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2012
4. Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина и др. - М.: ВАКО, 2013.
5. Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М.: Просвещение - 2007.
6. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч. / Г. И. Годер. - М.: Просвещение, 2011-12.
7. Книга для чтения по истории древнего мира / под ред. А. И. Немировского. - М., 1998;
8. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие. – М, Творческий центр «Сфера», 2003.
9. Петрович В.Г. и др. Уроки истории в 5 классе – М.: Творческий центр, 2004
10. Брандт М.Ю. Тесты. История древнего мира. 5 класс – М.: Дрофа, 2005
11. Настенные карты по истории Древнего мира.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
1. Аудиоколонки колонки.
2. Видеопроектор.
3. Персональный компьютер.
4. Принтер.
5. Экран.
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ.
1. 5 класс D «История Древнего мира». 5 класс. Образовательная коллекция. ООО «Кордис&Медиа» 2005 информационный источник сложной структуры СД-диск «История Древнего мира», 5-й класс. 2005 г
2. Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира», 5 класс. – М, Просвещение.
3. История Древнего мира. Загадки сфинкса. МедиаХауз.
4. Атлас истории Древнего мира.
5. Всеобщая история. Древний мир. 5 класс.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Основные Интернет-ресурсы
http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.fsu.edu.ru– федеральный совет по учебникам МОиН РФ
http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания
http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»
http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»
http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»
http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
Дополнительные Интернет-ресурсы
hitp://www.idf.ru/almanah.shtml - электронный альманах «Россия. XX век»
http://www.76-82.ru – сайт «Энциклопедия нашего детства», воспоминаниям о 1976- 1982 гг.
http://www.gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по истории и другим общественных наукам
http://www.historia.ru– электронный журнал «Мир истории»
http://www.historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека
http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов
http://www.istrodina.com - сайт журнала «Родина»
http://www.lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгресса
http://www.lib-history.info - историческая библиотека
http://www.oldgazette.narod.ru – сайт «Старые газеты»
http://www.vciom.ru– Всероссийский Центр изучения общественного мнения
http:/www.patriotica.ru/subjects/stalinism.html – библиотека думающего о России
www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://museum.ru/ Портал «Музеи России».
Дополнительные электронные информационные источники (фото и рисунки для создания презентаций.
Согласовано
Протокол ШМО
№ от 2013 г.
Согласовано
Заместитель директора
по УВР ___________Царик О.В.
« » сентября 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...