Проект Дня гуманитарных наук "Виват, гуманитарии!" Презентация
проект по истории (5 класс) по теме

Черепанова Гильда Александровна

К проекту прилагается презентация 

  День  реализации проекта должен стать праздником знаний и принести радость участникам, стимулировать их к дальнейшему  интеллектуальному  росту  своим содержанием и атмосферой творчества, должен пробудить интерес и уважение к гуманитарному образованию, что крайне необходимо в наше время Данный проект позволяет заменить традиционную предметную декаду на новую, и на наш взгляд,  более перспективную форму учебно-воспитательной работы в процессе творческой и проектной  деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Черепанова Гильда Александровна

МБОУ Солерудниковская гимназия

Тема: Ф.И. Тютчев «Полдень». Интерпретация стихотворного текста.

Занятие спецкурса «Язык художественной литературы»

Цель: обучение приемам интерпретации, развитие аналитических способностей и ассоциативного мышления учащихся, воспитание эстетического и художественного вкуса.

Ход урока

Эпиграфы: «Где мало слов, там вес они имеют» В. Шекспир

 «Все во мне, и  я  во всем»  Ф.И.Тютчев

  1. Чтение текста.

Ф.И. Тютчев

«Полдень»

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река,

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет,

И сам теперь великий Пан

В пещере Нимф покойно дремлет.

1829 г.

2. Анализ текста по плану. /План на каждом столе/

План интерпретации текста

  • Выходные данные: автор, название, время появления, история создания, место в творчестве автора, кому посвящено и т. д.
  • Сведения о литературной ситуации: как приняли это стихотворение, какие существовали течения и направления, к какому из них принадлежит автор.
  • Тема, время, пространство стихотворения.
  • Движение мысли и чувства, развитие конфликта и сюжета, композиция, сильные позиции, гармонический центр, идея стихотворения.
  • Историко – культурные реалии текста.
  • Система художественных образов. Прямая или опосредованная их соотнесенность с жизнью человека и его чувствами. Основные мотивы.
  • Средства художественной выразительности: словесные (приемы, тропы, фигуры), звуковые (интонация, ритм, ассонанс, аллитерация, звукопись, символизм, эвфония), словесно – звуковые. Цветопись.
  • Необычные явления морфологии и синтаксиса.
  • Стилистические особенности языковых средств: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, славянизмы, архаизмы, жаргонизмы и т. п.
  • Особенности стихосложения: рифма, размер, строфа.
  • Жанр стихотворения.
  • Черты лирического героя.
  • Мировоззрение лирического героя.
  • Современное звучание стихотворения.

Задание: записывать ход анализа в тетради.

Вопросы к плану:

  1. Какое время года на ваш взгляд изображено?
  2. Что вы знаете о мировоззрении, мироощущении поэта в 1829 году?
  3. Проблемный вопрос: Как стихотворение помогает ответить на этот вопрос?
  4. Какие слова вам непонятны? Найдите в словаре, объясните лексическое значение этих слов.
  5. В каких образах видит себя лирический герой? /поэт – мыслитель, философ, человек/
  6. Каковы образы предметного мира, окружающего лирического героя?   1 строфа. /Мглистый – мгла, воздух – река; твердь – небо, облака/
  7.  Каким вы представляете себе Пана?  2 строфа /Природа – Пан – стихия; пещера – Нимфы./
  8. Сравните свое видение образа с Паном Врубеля (см. репродукцию картины). Какой художественный прием использует автор? /Аллегория – символ/
  9. Какой видит  поэт природу? Какой художественный прием использует? /Живой. Олицетворение:  лениво – дышит, катится, тает/
  10. Какую роль играет анафора?
  11. Какие ещё изобразительные средства использует поэт? /Эпитеты: мглистый, пламенный, чистый, жаркая, великий; сравнение: как туман;  синонимы: пламенная – жаркая, мглистый (мгла) – туман/
  12. Укажите смысловые контрасты и  их роль. /Антонимы, антитеза: твердь – небо -  высь и пещера – глубь земли – низ; туман – мгла – тьма, прохлада  и пламя – жара – свет, тепло/
  13. Что объединяет эти образы? Как они взаимодействуют? / Дремота, состояние покоя, жара, которая объемлет все от неба до глубин земли/
  14. Какая строка является гармоническим центром, кульминацией стиха? /Вся природа (5 строка) – в полдень вся природа дремлет/
  15. Этот покой статичен, вечен или он может быть нарушен? Почему? /утро -  полдень – вечер; рассвет – полдень – закат; весна – лето – осень; время неуловимо и текуче, в постоянном движении. Стихия (Пан) несет в себе разрушение, смерть/
  16. О чем свидетельствует взаимодействие выделенных нами мотивов? /Равновесие, двуединство мира, гармония единства человека и природы/  (см. слова Тютчева: «Все во мне, и  я во всем»)
  17. Какой вывод мы можем сделать о мироощущении, мировоззрении героя? /Поэт – человек с романтическим мироощущением, с античным мировоззрением, т.е. человек, слившийся с природой, одухотворяющий её./
  18. Какое предупреждение слышится в стихотворении? /О кратковременности, шаткости, хрупкости этого равнодействия и покоя, о необходимости бережного отношения к природе, о возможности пробуждения стихийных сил (Пана), разрушений, катастроф/
  19. В каком стихотворении этого же года Тютчев прочит катастрофу? / «Последний катаклизм»/
  20. Прочтите в мифологическом словаре об афоризме: «Умер великий Пан». Что он означает? Можно ли его соотнести с нашим текстом? /Великий Пан дремлет, стихия общественных социальных сил, гибель эпохи   в 1830 году/
  21. Какова ритмическая организация стиха? / ямб четырехстопный, с пиррихием во 2 строке. Всего 8 строк, 2 строфы по 4 строки. Рифма перекрестная – аб аб, 1,3 – женская, 2,4 – мужская и, наоборот, во 2 строфе./
  22. Почему именно эти рифмы использует автор? /раз -  два, вдох – выдох, сонное дыхание/
  23. Найдите аллитерацию. Какова  её функция? / «л» -  1 строфа –нежный, плавный, мелодичный звук, гармония летнего полдня; «п, р, м» -2 строфа – звучание храпа, сонного бормотания божества, стихии, Пана –звукопись/
  24. Найдите ассонанс, определите его функцию. / «и – ы»  - легкий протяжный напевный в 1 строфе и «у – а,о,э» во 2 строфе – унылый, протяжный, печальный, тревожный/
  25. Почему стихотворение озаглавлено именно так? /Полдень – символ равнодействия всех пространственно – временных координатов, всех образов и мотивов, середина, грань, золотое сечение и т.д./
  26. Сформулируйте самостоятельно и запишите в тетрадь идею стихотворения и свое отношение к ней.
  27. Зачитайте свой ответ. /2  - 3 варианта/
  28. Подведите итог, вспомнив проблемный вопрос, о позиции автора и его мировоззрении. / Поэт утверждает одухотворенность, одушевленность природы, гармоническую цельность человека и природы, восхищается красотой природы, её умиротворенностью, покоем в момент равновесия природных сил, предупреждает о необходимости бережного отношения к природе, так как  легко нарушить это равновесие,  и природа  - великий Пан – может разбушеваться, привести к катастрофе, как в природе, так и в обществе. Поэт предчувствует эти разрушения, пророчит о них./
  29. Домашнее задание: Отредактировать свои записи, нарисовать наиболее яркие, на ваш взгляд, образы или составить схему, модель образов, изобразить цветопись стихотворения.

МОУ «Солерудниковская гимназия»

Тема: 

Учитель: Черепанова Г.А.

2008 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Гуманитарное образование в петербургской школе"

Проект был представлен на районном этапе конкурса педагогических достижений "Педагогические надежды" 2012...

Проблемы организации воспитательных проектов в Гуманитарной школе

В статье описаны  особенности организации проектной деятельности в Гуманитарной школе.Гуманитарная школа является школой не только для детей, ведь она служит своеобразной практикой и для студенто...

Исследовательский проект по краеведению на уроках гуманитарного цикла. (Из опыта работы учителя-словесника.)

Одной из форм работы по краеведению является исследовательский проект, ставший обязательным по новым программам. Это самостоятельная или групповая работа, направляемая на всех этапах работы учителем....

Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в Ленинградской области в 2020 году - Инновационные возможности повышения качества образова

Презентация инновационной площадки: Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национа...

Специфика работы над проектами по гуманитарным дисциплинам

Каждый отдельный проект – это авторское произведение. Поэтому при разработке собственного проекта не пытайтесь воспроизвести чьи-то шаблоны. Главное – следуйте вашему замыслу и собственным...