Моя педагогическая концепция
методическая разработка (история) по теме

Моя педагогическая концепция

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pedagogicheskaya_kontseptsiya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая концепция

Принципиальными позициями моей методической системы являются:

 - формирование у учащихся гражданских идеалов и патриотических чувств, активной позиции;

 -  осознание учащимися места России в истории человечества и в современном мировом сообществе, ее цивилизационных характеристик, взаимосвязи истории страны с мировой историей, вклада в мировую культуру;

…Для русского теперь открывается путь,

                                                                                         и этот путь есть сама Россия.

Если только возлюбит русский Россию,

                                                                                                           возлюбит и все, что ни есть в России…

                                                                                                                                                Н. В. Гоголь

Преподавая историю сегодня, я отчетливо осознаю, что нельзя просто любить Россию так называемой «странною любовью», т. е. любоваться ее березками, быть готовыми встать стеной против любого супостата в случае опасности.

В настоящее время требуется осознанное чувство национального самолюбия, потому что актуальными для нашей страны являются вопросы: быть или не быть России в будущем? И я часто спрашиваю себя: «Неужели мы хуже других наций, неужели нам уготовано идти по миру с протянутой рукой и вечно блуждать в поисках национальной идентичности?»

Разве мы не можем опереться на наши знания о истории России, чтобы ответить на подобные вопросы? Конечно, можем! Ведь знание своего Отечества является приоритетом нашего школьного дела. И, как мне кажется, основывается данное знание на таких учебных предметах, как русская история и русская литература. Я считаю, что именно этим школьным предметам надлежит возродить нравственность, духовность, которыми богат русский народ, со свойственным ему милосердием, готовностью помочь в трудную минуту. Не случайно они по жизни всегда идут рядом: история и литература. Обучая истории, мы цитируем произведения русской литературы; а читая художественную литературу, всегда напоминаем детям, что многие факты и сюжеты для гениальных произведений взяты из истории, жизни людей.

Я люблю читать на своих уроках М. Ломоносова, А. Пушкина, М. Лермонтова, Л. Толстого, М. Шолохова, А. Солженицына…А вот человеком уникальным в области литературы, энциклопедистом русского, национального характера, знатоком той действительности, в которой жил, а также истории, был великий Николай Васильевич Гоголь.

Имя этого писателя занимает отдельную главу Великой литературы. Ведь нет такого истинно русского человека, да и русского ли только…Таких талантов, которые не испытывали бы на себе благотворного влияния гоголевской мысли. Вот и мои знания истории подвержены огромному влиянию мысли и слова Н. В. Гоголя.

И я задаюсь вопросом: как воспитать у современного подрастающего поколения такую черту русского национального сознания, как ощущение исторического долга? Как заставить русских перестать «презирать свой народ», употреблять словосочетание «русский человек» наряду с нарицательными характеристиками? И тогда мне и моим ученикам приходят на помощь страницы истории и литературы.

Из века в век, особенно в тяжелейшие годины, возникало в нашем народе острое, до боли щемящее сознание: только вместе, всем миром! И таких примеров из родной истории можно много привести: победа на Куликовом  поле, героический поступок второго ополчения под руководством Минина и Пожарского, громкие Полтавское, Бородинское сражения, битва за Москву, Сталинград, Берлин...

А в 17 веке, веке «бунташном»?! Перед Украиной встает вопрос: с кем  объединяться – с католической Польшей или с православным русским народом? Историческим подтверждением принятия Украины в состав Русского государства на уроке можно привести фрагмент из «Грамоты царя Алексея Михайловича в 1653 г. 22 июня»: «И мы великий государь, чтобы христианская вера не пресеклась… - изволили вас принять под нашу царского величества высокую руку…» Вот оно – воссоединение братских народов! Но все же это для сегодняшнего ученика сухие слова, хотя и  исторического документа об этом событии. Ученики – не ученые – историки!

А вот об этом же факте Н. Гоголь устами Тараса Бульбы: «Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать о себе, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли басурманы, все пропало; только остались мы сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая так же, как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, дитя любит отца и мать; но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может только один человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей…»

Почему же сегодня сепаратизм разделил братские народы? Неужели люди забыли об историческом долге, о взаимной любви, о земле, которая их объединила? Или, может быть, нужно проверять верность, братство только во время невзгод?

А неурядиц хватало и хватает до сих пор в России. Когда Николай Васильевич читал А. С. Пушкину первые главы «Мертвых душ», то поэт становился с каждой страницей все мрачнее и мрачнее. Когда же чтение завершилось, Пушкин произнес голосом тоски: «Боже, как грустна наша Россия»

«Николаевская» Россия, та, которую так хорошо знал Гоголь, раскрывается перед нами в «Ревизоре», «Мертвых душах». И первое, что бросается в глаза историку после прочтения этих произведений, - это и формальное отношение чиновничества, даже высшего, к государственным делам; приписки; обман вышестоящего начальства; «красивые», но лживые отчеты; взяточничество, карьеризм недотеп. Вот что писал о России времен Николая Первого И. В. Селиванов, чиновник канцелярии губернатора в Пензе: «:Панчулидзев был в Пензе губернатором 28 лет… и устроил чиновничье управление губернией на свой лад, надо сказать, что там шло все как по маслу, то есть все было шито  и крыто, так что в Петербурге знали только то, что губернатору хотелось, чтобы знали». А разве Н. В. Гоголь и в этом не пророс из позапрошлого века корнями в нашу действительность? А карьера Чичикова? Чем не карьера современного пройдохи – чиновника? Даже в далеких гоголевских персонажах мы узнаем себя, обнаруживаем свои пороки. И понять, принять такое может только русский.

Недаром И. С.Тургенев писал о Гоголе: « Для нас он был больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих». И еще бы Николаю Васильевичу не знать русских! Ведь он знал Россию! Вот что он писал об этом познании в «Авторской исповеди»: «…во мне родилось желание сильно знать Россию. Я стал знакомиться с людьми, от которых мог чему – нибудь поучится и разузнать, что делается на Руси; старался наиболее знакомиться с такими опытными, практическими людьми всех сословий, которые обращены были лицом ко всем проделкам внутри России».

Николаю Васильевичу было интересно, что будет с его Россией, изменится ли она в лучшую сторону? «Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик;…летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, настораживаются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Да и сейчас наша страна куда – то спешит: эксперименты, неудачи, редкие успехи…Как же выдержать этот бешеный ритм жизни? И опять Гоголь: «Я иногда люблю сойти на минутку в сферу этой необыкновенно уединенной жизни, где ни одно желание не перелетает за частокол, окружающий небольшой дворик, за плетень сада, наполненного яблонями и сливами, за деревенские избы, его окружающие, пошатнувшиеся на сторону, осененные вербами, бузиной, грушами. Жизнь их скромных владений так тиха, так тиха, что на минуту забываешься и думаешь, что страсти, желания и неспокойные порождения этого духа, возмущающие мир, вовсе не существуют, и ты их видел только в блестящем, сверкающем сновидении».

Не знаю, кто как, а нынче читаю эти строки со щемящим чувством в сердце, с сожалением о чем – то навсегда утраченном, чем люди дорожить не умели, и только придя «ко краю», заболели ностальгией по такому вот тихому, несуетному гоголевскому миру, не орущему о счастье своем, не доказывающему на кулаках преимущества тех или иных демократий, но миру, живущему надеждой и молитвой о братстве и достижении мировой гармонии с помощью труда.

Поражаюсь актуальности Гоголя, его знанием России, ее судеб. Воистину  великий талант, щедрая природа его не терпит тесноты. Я верю, что, развиваясь вместе с гением и с помощью гения, люди станут двигаться дальше к знаниям о России и выше к духовному усовершенствованию, ибо гений человечества вечно в строю, вечно находится в изнурительном походе к свету и разуму.

Я очень хочу, чтобы мои уроки истории помогли детям разобраться в прошлом и настоящем, чтобы они любили Россию – всю, в целом, несуразную, богатую противоречиями, непостижимую, могучую и бессильную, но всегда великую; болели ее болью, радовались ее редкими радостями, гордились ее гордостью; чтобы у них никогда не возникало желание уехать из своей страны навсегда. И в выпускном классе я читаю слова Н. В. Гоголя, с которыми он обращается к «пламенному юноше» своего времени: «Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое, ожесточающее мужество, забирайте с собой все человеческие достижения, не оставляйте их на дороге, не поднимете потом!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогическая концепция

Формы и методы работы на уроках русского языка как средство расширения и углубления знаний по предмету воспитания любви к слову!...

Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)

Понятие "школьное краеведение" по  своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...

Моя педагогическая концепция по применению ИКТ для эффективности обучения на уроках географии.

В настоящее время большой популярностью пользуются разнообразные  педагогические технологии. Педагогическая технология - совокупность форм , методов, приёмов обучения, которые опираются...

Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы

В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт р...

Педагогическая концепция

Новый взгляд на современную педагогику и методику преподавания иностранного языка....

Моя педагогическая концепция

В статье расскрывается моя педагогическая концепция, рассказывается о тех приёмах и методах, которые за долгие годы работы стали приоритетными в моей работе....

Актуальность философско-педагогической концепции С.И. Гессена.

1.Становление философских и педагогический воззрений  С.И.Гессена.2.Развитие философских концепций С.И.Гессена в "зарубежный период".3.Философия образования как социо-культурное учение С.И.Гессен...