Методическая разработка урока "И верность мужеству храня..."
методическая разработка по истории по теме

Виноградова Галина Павловна

Методическая разработка урока, посвященного юбилею Бородинского сражения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_otkrytogo_uroka.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий открытого урока

«И верность мужеству храня…»

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.

Начало. На сцене участники вечера в костюмах. Идет светская беседа.

Вбегает солдат, сообщает о том, что началась война!

На сцене остаются два солдата. Идет диалог.

                -Скажи ка, дядя, ведь недаром

                Москва, спаленная пожаром,

                Французу отдана?

                Ведь были ж схватки боевые,

                Да говорят, еще какие!

                Недаром помнит вся Россия

                Про день Бородина!

                        

                                -Да, были люди в наше время,

                                Не то, что нынешнее племя!

                                Богатыри – не вы!

                                Плохая им досталась доля…. 

19 век….1812 год…

Чем удивит? Что принесет?

В тот год решил Наполеон все страны подчинить

И вот готовится к войне…

Ведущий 1: Незадолго до нападения на Россию, император Франции Наполеон говорил: "Через три года буду господином всего света. Остается Россия, но я раздавлю её".

Ведущий 2: 6 июля император Александр 1 обратился к народу с манифестом.  “Неприятель вступил в пределы НАШИ и продолжает нести оружие свое внутрь России, надеясь силою и соблазнами потрясть спокойствие Великой сей Державы. Он положил в уме своем злобное намерение разрушить славу ее и благоденствие.  Да встретит враг в каждом дворянине - Пожарского, а в каждом духовном- Палицина, а в каждом гражданине - Минина”.

В эти дни замечательный патриот поэт Ф. Глинка написал «Солдатскую песнь, сочиненную и петую у г. Смоленска в июле 12 года»

                Вспомним, братцы, россов славу

                И пойдем врагов разить!

                Защитим свою державу:

                Лучше смерть, чем в рабстве жить.

                Мы вперед, вперед, ребята,

                С богом, верой и штыком!

                Вера нам и верность свята

                Победим или умрем!

                Под смоленскими стенами,

                Здесь, России у дверей,

                Стать и биться нам с врагами!

Ведущий 1: Взятие Москвы Наполеон считал главной целью военной кампании. Он говорил: "Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если овладею Петербургом, я возьму ее за голову, но, заняв Москву, я поражу ее в самое сердце".

Ведущий 2: Сложившаяся ситуация требовала решительных действий. Так, 20 августа пост главнокомандующего занял  Михаил Кутузов, который был одним из лучших учеников Великого Александра Васильевича Суворова. Русские войска дадут генеральное сражение французам у деревни Бородино.

Солдаты встретили назначение М.И. Кутузова с радостью и ликованием. Кричали : «Ура! Приехал Кутузов - бить французов!»

Он решает дать генеральное сражение!

ФРАГМЕНТ ИЗ ФИЛЬМА «ВОЙНА И МИР» (БОРОДИНО)

                Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

                Французы двинулись, как тучи,

                И все на наш редут.

                Уланы с пестрыми значками,

                Драгуны с конскими хвостами,

                Все промелькнули перед нами,

                Все побывали тут.

                Вам не видать таких сражений!

                Носились знамена, как тени,

                В дыму огонь блестел,

                Звучал булат, картечь визжала,

                Рука бойцов колоть устала,

                И ядрам пролетать мешала

                Гора кровавых тел.

                

                Изведал враг в тот день немало,

                Что значит русский бой удалый,

                Наш рукопашный бой!...

Ведущий 1: Приросшие к полю русские умирали там, где стояли. Они бились до последней пули, последнего ядра, бились штыками "Хоть все бегите, а мы будем стоять до конца! Хоть все сдайтесь, а мы умрем, но не сдадимся. С нами крестная сила!".

Ведущий 2: Князь Пётр Иванович Багратион был из рода грузинских царей Багратиони. Он был любимцем солдат. Человек редкой храбрости, готов был рисковать жизнью и биться до последней капли крови. В течение 6-ти с лишним часов его воины отражали атаки, несмотря на превосходящие силы противника. 7 атак было отбито. И лишь восьмая французам удалась, да и то не потому ли, что князь Багратион получил смертельное ранение, и это вызвало среди солдат замешательство.

Ведущий 1. Платов Матвей Иванович возглавлял отдельный казачий корпус, который под его командованием с успехом действовал под  Смоленском и арьергардных (передовых) боях. В Бородинском сражении возглавлял рейд 5 казачьих полков в тыл французского левого фланга. Его части отличились во второй период войны при преследовании наполеоновских войск.

По указу Александра I в 1812 Платов был возведён в потомственное графское достоинство.

Ведущий 2: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростию жизнию за свое отечество», скажет Кутузов, оценивая итоги Бородина.

Впоследствии Наполеон вспоминал:

«Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми…»

Ведущий 1: Решение Кутузова оставить Москву без сражения – свидетельство большой силы воли и мудрости полководца. На такой шаг мог решиться только человек, обладавший качествами крупного государственного деятеля, твердо веривший в правильность своего стратегического замысла, осуществление которого должно было привести к гибели наполеоновской армии. 

Ведущий 2: По преданию, перед тем, как из Жилина выступить с армией дальше на Тарутино, Михаил Илларионович тем же ранним утром 4 сентября молился Царице Небесной в белокаменном Успенском храме, во дворе которого еще долгие годы хранилась свидетельница тех знаменательных событий – небольшая пушка. Позже она была перевезена в Люберецкий краеведческий музей…

Ведущий 1:

Синева в поднебесье над Жилинским храмом 
Век от века поет свою дивную песнь. 
Мы приходим сюда за Святыми Дарами 
И, уносим в сердцах и умах благовест.

«С потерею Москвы – не потеряна Россия». Весть о сдаче Москвы обожгла сознание всей армии. Узнав, что столицу сдают, многие солдаты и офицеры плакали как дети…

        «Хоть Москва в руках французов,

        Это, братцы, не беда.

        Наш фельдмаршал, князь Кутузов

        Их на смерть пустил туда», распевали русские солдаты.

Стоя на Поклонной горе, Наполеон торжествовал.

 

                Напрасно ждал Наполеон,

                Последним счастьем упоенный,

                Москвы коленопреклоненной

                С ключами старого Кремля:

                Нет, не пошла Москва моя

                К нему с повинной головою.

                Не праздник, не приемный дар,

                Она готовила пожар

                Нетерпеливому герою.

                Отселе, в думу погружен,

                Глядел на грозный пламень он.

Ведущий 1:

Война становилась народной, священной. Армия Наполеона вошла в полыхающую пожарами Москву. От пожаров сгорели Вешняки, Выхино, Жулебино, Котельники. Знаменитый Никита Муравьев вспоминал “ Свет от пожара был такой яркий, что в 12 верстах от города я ночью свободно читал какой-то газетный листок”.

Ведущий 2:

У лошадей подпалины в хвостах

Москва – не хлеб да соль для супостата.

Лавиной льется конница Мюрата  

То рысью, то аллюром три креста.

Скорей! Французы горячат коней,

Вот-вот на плечи русским сядут.

Противник в этой стороне,

Скорей, скорей . Ждут награды.

 Но стоп! Погони пыл иссяк.

 Остались за плечами Бронницы.

Мюрат по рощам рыщет волком.

Любимец славы не привык

К таким негаданным конфузам.

 Так близок был победы пир.

Что скажет сир? Что скажет сир?

 Исчезли армии Кутузова

И никаких тебе наград

И только тут прозрел Мюрат:

Ведь и Москва- не пир победы,

Скорее, Пиррова победа!

Ведущий 1:

Шумел, горел пожар московский,
Дым расстилался по реке, на высоте стены кремлевской
Стоял Он в сером сюртуке.
Он видел огненное море;
Впервые полный мрачных дум,
Он в первый раз постигнул горе,
И содрогнулся гордый ум!..
Зачем я шел к тебе, Россия,
В твои глубокие снега?
Здесь о ступени роковые
Споткнулась дерзкая нога!..

Пою пожар Москвы несчастной!
Нагрянул новый Тамерлан
И бранью тяжкою, ужасной
Вломился в Кремль, как ураган;
И нет от сильных обороны:
Повсюду страх, повсюду стоны,
Здесь горький плач, там страшный бой,
Везде насильство, притесненье,
Везде убийство, истребленье,
Везде грабеж, везде разбой.

Летят под небом с воем, с блеском
По грозным тучам смерть и гром
И разливают пламень с треском
На каждый храм, на каждый дом.
Зияют страшные зарницы
Над высотами всей столицы,
И загорается Москва.
Дым черный стелется, клубится,
И се перестает светиться
Москвы блестящая глава.

Москва несчастная пылает,
Москва горит двенадцать дней;
Под шумным пламем истлевает
Несметное богатство в ней:
Все украшенья храмовые,
Сокровища их вековые,
Великолепия дворцов,
Чудесных редкостей собранья,
Все драгоценности ваянья,
Кистей искусных и резцов.

ФРАГМЕНТ ИЗ ФИЛЬМА «ВОЙНА И МИР» (пожар Москвы)

Ведущий 1: Все выше поднималась волна народного партизанского движения. Летучие отряды партизан создавались преимущественно крестьянами….

Ведущий 2: Широко известны стали наводящие страх на врага имена Герасима Курина, Василисы Кожиной и многих других. Это их имел в виду Л. Толстой говоря “…Дубина народной войны поднялась со всею своею грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил , с глупой простотой, но с целесообразностью не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие”.

Ведущий 1: Партизанские отряды формировались и офицерами Кутузовской армии: прославленным поэтом - гусаром Денисом Давыдовым, А. Н. Сеславиным, А.С. Фигнером и другими. Они совершали дерзкие набеги на французские тылы, нанося им ощутимый урон. Об удали таких отрядов, о бесстрашии воинов – кавалеристов писал Д. Давыдов в стихотворении “Партизан”.

Ведущий 2:

И мчится тайною тропой 
Воспрянувший с долины битвы
Наездников веселый рой
На отдаленные ловитвы.
Как стая алчущих волков,
Они долинами витают:
То внемлют шороху, то вновь
Безмолвно рыскать продолжают.
Начальник, в бурке на плечах,
В косматой шапке кабардинской,
Горит в передовых рядах
Особой яростью воинской…
Давно не знаем им покой,
Привет родни, взор девы нежный,
Его любовь – кровавый бой,
Родня - Донцы, друг – конь надежный.

Наполеон был обложен в Москве, как медведь в берлоге. Он понял, что пора заканчивать войну, но не учел, что русский народ не захочет мира с захватчиком..

ВОЛК НА ПСАРНЕ

Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор.
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: "Ахти, ребята, вор!" —
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
"Огня! — кричат, — огня!" Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец, —
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: "Друзья, к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры:
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я ..." — "Послушай-ка, сосед, —
Тут ловчий перервал в ответ, —
Ты сер, а я, приятель, сед,
И Волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой".
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Ведущий 1: Наполеон вынужден оставить Москву. Он пытается пробиться к Калуге, но, потерпев поражение под Малоярославцем, его армия растянулась, отступая по старой смоленской дороге. В те дни в рядах русского ополчения находился знаменитый поэт Жуковский. В начале октября 1812 года он написал стихотворение “Певец во стане русских воинов”. Поэт воспевает храбрость и мужество русских солдат и полководцев. Он обращается с хвалебным словом к Кутузову.

Хвала тебе, наш бодрый вождь,
Герой под сединами!
Как юный ратник, вихрь и дождь,
И труд он делит с нами.
О, сколь с израненным челом
Перед строем он прекрасен!
И сколь врагу ужасен!
О диво! Се орел пронзил
Над ним небес равнины…
Могущий вождь главу склонил;
Ура! Кричат дружины.

Ведущий 2: Отступая, армия Наполеона таяла на глазах у императора от холода, голода и болезней, от сокрушительных ударов армии Кутузова и партизанских отрядов. Менее 30 тыс. французов добрели до западных рубежей России к концу 1812 года .

        ФРАГМЕНТ ИЗ ФИЛЬМА «ВОЙНА И МИР» (отступление французов)

        А. Майков Сказание о 1812 годе

Ветер гонит от востока
С воем снежные метели...
Дикой песнью злая вьюга
Заливается в пустыне...
По безлюдному простору,
Без ночлега, без привала,
Точно сонм теней, проходят
Славной армии остатки,
Егеря и гренадеры,
Кто окутан дамской шалью,
Кто церковною завесой,-
То в сугробах снежных вязнут,
То скользят, вразброд взбираясь
На подъем оледенелый...
Где пройдут - по всей дороге
Пушки брошены, лафеты;
Снег заносит трупы коней,
И людей, и колымаги,
Нагруженные добычей
Из святых московских храмов...
Посреди разбитой рати
Едет вождь ее, привыкший
К торжествам лишь да победам...
В пошевнях на жалких клячах,
Едет той же он дорогой,
Где прошел еще недавно
Полный гордости и славы,
К той загадочной столице
С золотыми куполами,
Где, казалось, совершится
В полном блеске чудный жребий
Повелителя вселенной,
Сокрушителя империй...

Увертюра П. Чайковского «1812год»

Ведущий 1, 2.  Много героев знает эта война. Много имен. Витгенштейн Петр Христианович. В начале Отечественной войны 1812 г. — генерал-лейтенант, командир 1-го корпуса 1-й армии. Его называли спасителем града Петрова. Он сделал, казалось, невозможное, не впустил французов в Петербург, разбив их в Клястицах. Корпусу Витгенштейна было поручено трудное дело — защита русских земель от Двины до Новгорода. Время для страны было очень и очень опасным. Натиск врага был таким мощным и сильным, что удачей считалось даже отступление, выход из окружения. Главным было сохранить войска. Именно в это время корпус Витгенштейна вступил в поединок с тремя корпусами Наполеона, сковал их силы и победил!

На экране – галерея генералов 12 года. Портреты сменяются. Звучит романс М. Цветаевой.

Ведущий 1,2: Мы храним память о великих подвигах наших предков. Во всех городах и селах, где оставила свой след война 1812 года, поставлены памятники, открыты музеи и экспозиции в память о тех, кто, не пожалев жизни, встал на защиту Родины. 

Заключительные стихи Круглова.

Все участники собираются на сцене. Звучит «Славься!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока мужества "В жизни всегда есть место подвигу"

Урок     несет     большой     информационный     материал,...

Методическая разработка урока мужества: К 70-летию окончания Сталинградской битвы

Методическая разработка урока мужества: К 70-летию окончания Сталинградской битвы...

Методическая разработка "Урок мужества"

МБОУ «Абазинская общеобразовательная школа № 49»     Проект:«Киновикторина посвященная 70-летию Победы вВеликой Отечественной войне»(номинация «Великие битвы Великой Отечестве...

«И верность мужеству храня..»Урок развития речи

методическая разработка урока письма. с использованием технологии французских мастерских в 6 классе....

Методическая разработка урока мужества "Живое слово о войне"

Методическая разработка представляет собой сценарий внеклассного мероприятия, посвященного встречи старшеклассников с ветеранами - членами Самарского областного комитета ветеранов войны и военной служ...

Методическая разработка «Урока мужества, совмещенного с Уроком письма» на тему: «Героями не рождаются, героями становятся»

Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом...