Методические разработки "Урок мужества"
методическая разработка на тему

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок мужества79 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка Урока Мужества, посвященного дню неизвестного солдата на тему:

«Письмо неизвестному солдата»

Разработала преподаватель истории

Красносумова Марина Николаевна

Пояснительная записка

24 октября 2014 года был принят Государственной Думой России, 20 октября 2014 года одобрен Советом Федерации и 4 ноября 2014 года подписан президентом Владимиром Путиным указ о введении в России нового памятного дня: 3 декабря, дня Неизвестного солдата.

Закон не только увековечивает память, воинскую доблесть и бессмертный подвиг российских и советских воинов, погибших в боевых действиях на территории страны и за ее пределами, чьё имя осталось неизвестным. Во многих городах России и за ее пределами есть памятники неизвестному солдату, которые «священны для нашего народа», как говорится в пояснительной записки к закону.

Кроме того, введение этого памятного дня показательно как факт обращения к проблеме захоронений второй мировой войны. Многие братские и одиночные могилы воинов, отдавших жизнь за родину более полувека назад, остаются безымянными. Сожаления заслуживает и тот факт, что подобные места навсегда могут стать объектом, куда родственники без вести пропавших в 1941-1945 годах могли бы прийти, почтить их память. Ряд братских захоронений, расположенных вне городских территорий, не отмечены памятными знаками (стелами, обелисками и т.п.).

В связи с этим, день Неизвестного солдата не только заставляет нас вспомнить об ужасах второй мировой войны и ее героях, но и поговорить о том, что ее отголоски слышны и поныне: добровольцы, историки и этнографы занимаются поиском и систематизацией информации, благодаря чему некоторые солдаты, бывшие когда-то неизвестными обретают имена на памятных стелах через много лет после окончания войны.

Цели:

  • воспитание у обучающихся уважения к боевым традициям нашего народа;
  • воспитывать патриотизм;
  • знакомство с героическим прошлым наших земляков;
  • составить комплексное представление о памятном дне 3 декабря, дне Неизвестного солдата.

Задачи:

  • Дать представление об исторических обстоятельствах, вследствие которых день Неизвестного солдата назначен на 3 декабря;
  • Способствовать развитию познаний у обучающихся о событиях войны 1941-1945 гг.
  • Воспитывать и развивать этические качества личности обучающихся.

Возраст обучающихся: 15-19 лет.

Учебно-методическая оснащенность:

  • компьютер;
  • учебная, справочная литература;
  • материалы музея.

Формы и методы реализации: урок мужества может применяться при изучении регионального компонента на уроках, внеклассных мероприятиях.

ВЕДУЩИЙ 1.(преподаватель). Добрый день!  Сегодня мы приглашаем вас на наш устный журнал «Письмо неизвестному солдату», посвященный новому памятному дню.  Который был утвержден совсем недавно – в октябре 2014 года. Этот день был назван «День неизвестного солдата», и будет отмечаться в нашей стране 3 декабря. Перед вами на экране несколько  памятников, мемориалов. Все они различны, но все объединены темой нашего урока,  темой неизвестного солдата.

ВЕДУЩИЙ 2. Эпиграф нашего журнала (стихотворение Владимира Дворянского):

Не дымятся дали,

              Пыль черна от слез.

Ни одной медали

Дед мой не принес.

Только в этом самом

Нет его вины,

Потому что сам он

Не пришел с войны.

ВЕДУЩИЙ 1. Первая страница: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».

Обучающийся 1 (читает). Могила неизвестного солдата у стены Кремля, в Александрийском саду. Это символично: он защищал севера – западные подступы к столице и словно остался ее бессменным дозорным, ее вечным стражем.

Кто он? Твой сын, твой брат, отец, муж? Мы не знаем его имени: он погиб на подступах к Москве в суровом 1941 году.

Обучающийся 2 (читает). Сюда идут матери и отцы, не дождавшиеся сыновей и дочерей, идут вдовы, идут внуки, знающие своих дедов только по фотографиям. И каждый думает, что, может быть, под этим красным камнем лежит его родной человек. Неизвестный солдат шагнул в бессмертие.

Обучающийся читает стихотворение С.Орлова:

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля –

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным – давно окончен бой…

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей.

Обучающийся 1. Тише! Слышите? Старая женщина в платке остановилась у могилы, она плачет.

 - Ты здесь лежишь… А я осталась… Спасибо тебе, сынок, за все, что ты сделал.

Обучающийся 2. Она не спешит уйти отсюда, где покоится, она уверена, именно ее сын. Седая мать со сбившимся  на плечи платком.

Обучающийся 1. Пожилой мужчина опускается на колени перед красной плитой и целует гранит. А пришедший с ним мальчуган кладет букетик цветов.

Обучающийся 2. И старая мать, и пожилой мужчина долго стоят у могилы, зная, что именно здесь лежит тот, кого их измученные сердца искали по безымянным просторам, перепаханным войной.

Обучающийся 1.

Как горько нам стоять у обелисков

И видеть там скорбящих матерей.

Мы головы свои склоняем низко –

Земной поклон за ваших сыновей.

Шумят под ветром сосны вековые,

Горят цветы невянущим огнем.

Вам, матери героев всей России,

Любовь свою и нежность отдаем!

Наследники великой этой славы,

Ее мы чтим и бережно храним.

Героями гордились мы по праву

И стать на них похожими хотим.

Считайте нас своими сыновьями!

Считайте нас своими дочерьми!

Детей своих вы в битве потеряли,

И все мы стали вашими детьми.

             Низкий  поклон вам, матери героев!

ВЕДУЩИЙ 1. Страница вторая: «Была война».

 Сегодня мы хотим поговорить о солдатах – о тех, кто остался в земле навсегда и кто живет сейчас рядом с нами. О солдатах, подаривших нам мир. И посвятить именно им наше выступление.

Обучающийся.

Настанет год, и день, и час

Придет к нам новый юбилей…

А много ль будет среди нас

Прошедших ту войну людей?

Они уходят, как года,

Спокойно и неотвратимо…

Но то, что сделано тогда,

Прочнее изваянья Рима!

И вечным будет их покой,

И память вечная народа,

Как вечно солнце над Окой,

Как вечна матушка – природа!

Ведущий 2.

О Великой Отечественной войне на рославльской земле многое известно. Но вот о событиях в годы войны в деревне Козловка пока мало кто знает.

22 июня 1941 года началась война, а через 40 дней 2 августа немцы были уже на рославльской земле. Но за эти 40 тревожных дней в деревне Козловка произошло немало событий.  

Козловку стали бомбить на 3-й день войны, так как здесь находились большие запасы госрезервов. Из элеватора и складов стали спешно вывозить зерно, сахар, консервы, сухари. Кольцевая железнодорожная ветка позволяла бесперебойно отгружать на станцию вагоны и эшелонами отправлять на восток. Из складов хлебоприемного предприятия зерно затаривали в мешки и на лошадях отвозили на станцию. Работу осуществляла воинская часть. Привлекали помогать местное население.

Но часть пшеницы, проса, ржи увезти не успели. За 3 дня до прихода немцев элеватор и склады с зерном были подожжены и взорваны. Врагу нельзя было оставлять запасы для содержания их армии. Охрана отправилась с последними машинами в г. Куйбышев. С собой брали только оружие.

За несколько дней до прихода немцев к Анне Павловне Малаховой и её подруге Рофаенковой подошли 3 подозрительных человека и попросили указать дорогу к элеватору. Они срочно доложили об этом начальнику штаба воинской части, который за бдительность не только поблагодарил их, но и вручил грамоты. Это были диверсанты, которых они потом задержали…

   Обучающийся (читает стихотворение «Пути фронтовые» В.Матвеева):

Простите нас за то, что не успели

О вас стихи и песни написать.

О том, как в лихолетье вы сумели

В смертельной круговерти устоять.

Вы – наша слава! Символ героизма!

Вы – наши деды, бабушки, отцы…

За подвиг ваш, мы кланяемся низко,

Вспять повернув истории часы.

Тот майский день, расцвеченный салютом

И несказанной радостью людской,

И чтить всегда, и помнить будут люди

Тот день Победы – светлый и святой!

Выходят воин и мальчик.

ВОИН. Тебе десять или немного больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома. Ты видишь, как строят новые дома, но не подозреваешь, как легко разрушаются они под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как веселый утренний сон.

МАЛЬЧИК. Скажите, а вот вы хотели бы, чтобы война уходила от нас, ваших внуков, все дальше? Чтобы мы забывали ее? Забывали вот этот самый запах войны?

ВОИН. Да, мы воевали за то, чтобы война уходила все дальше. Да, это так. И все же мы хотим, чтобы помнили о нас. Война – это наша общая память. Хотим ли мы, чтобы вы не забывали войну, нас всех? Конечно, хотим!

Война – это страшно: это кровь, муки, смерть... Да, нас убивали. И мы убивали. Но мы не любили воевать. Мы воевали и убивали, чтобы этого никогда не пришлось делать вам.

А что вы думаете о нас сегодня? Вспоминаете ли? Что вы знаете о войне?

ВЕДУЩИЙ 1. 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена нападением фашистской Германии. Наша страна вступила в смертный бой с коварным, жестоким врагом.

Война длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей. Это была священная война. 27 миллионов сынов и дочерей потеряла наша Родина в этой битве. Каждый девятый житель нашей страны не вернулся с этой войны. Вдумайтесь в эти цифры! Какой ценой завоевано всему человечеству право на жизнь, радость, труд!

Обучающийся 1.

Снова майские зори в полях зацветут,

И вдоль старых окопов плывет тишина,

Там когда - то гремела большая война.

Бьют зенитки, и бомбы летят, завывая,,

Разоренные утро и ночи без сна…

Наше детство огнем опалила большая,

Не по детскому росту война.

Обучающийся 2. Пионеры огненных лет – так зовут это поколение. Война не щадила ни детей, ни взрослых. Но они не сдались. Выдержали. Выстояли. Не звонкими кострами, а горьким, испепеляющим пожаром, вспыхнула земля на июньском рассвете сорок первого…

Дети войны… Они рано и быстро взрослели. Не детская это тяжесть, война, а они хлебнули ее полной мерой. Они учились читать по сводкам Совинформбюро и по серым листам похоронок. Дети своего народа, они не склонили головы перед страшным и жестоким врагом. Они познали тяжелую науку ненависти.

Обучающаяся читает стихотворение Л.Титаренко

Спят мальчишки в сиянии звезд…

Им – семнадцать! Навечно семнадцать!

Им не встать из – под белых берез,

Из – под алых рябин не подняться.

Шли мальчишки в шинелях до пят

На врага, под огонь бронебойный.

Не забудьте же этих ребят,

Будьте этих мальчишек достойны!

Спят мальчишки под сенью берез, -

Навсегда твердо сомкнуты губы, -

Не видать им ни солнца, ни звезд –

Тише пойте, армейские трубы!

Обучающаяся читает стихотворение Б.Окуждавы

 «До свидания, мальчики»

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

 Наши мальчики головы подняли –

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

И ушли, за солдатом – солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат

И себя не щадите,

И все – таки

Постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

Вместо свадеб – разлуки и дым,

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим,

Сапоги – ну куда от них денешься

Да зеленые крылья погон…

Вы наплюньте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад…

До свидания, девочки!

Девочки,

Постарайтесь вернуться назад.

Обучающийся 1. А те, кто не воевал, героически работали, писали письма. Письма шли на фронт, их было много, этих треугольников.

Обучающийся читает стихотворение Е.Благининой «Письмо солдату».

Здравствуй, папа,

Ты опять мне снишься,

Только в этот раз не на войне.

Я немножко даже удивился,

До чего ты прежний был во сне.

Папа!

Ты вернешься невредимый,

Ведь война когда – нибудь пройдет.

Миленький, голубчик мой родимый,

Скоро майский праздник к нам придет.

Я тебя, конечно, поздравляю

И желаю вовсе не болеть,

Я тебе желаю всей душою

Поскорей фашистов одолеть.

Чтоб они наш край не разрушали,

Чтоб, как раньше, можно было жить,

Чтоб они мне больше не мешали

Обнимать тебя, тебя любить,

Чтоб над всем таким огромным миром

Днем и ночью был веселый свет…

ВЕДУЩИЙ 3. Немцы выселили всех жителей из деревянных двухэтажных и одноэтажных домов поселка, оставшихся поселили в одном бараке и разместили в Козловке свою воинскую часть. Жители окрестных деревень в первые дни ходили к взорванному элеватору и складам, разгребали горелое и продымленное зерно, приносили домой. Но уже через неделю немцы поставили охрану и вывезли все остатки зерна на фураж.

В ночь с 6 на 7 ноября 1942 года, когда линия фронта была где-то под Юхновым, немцам, расквартированным в Козловке, видимо, было дано задание подвести к фронту боеприпасы и горючее. Колонна, более 20 машин, была загружена ящиками со снарядами и бочками с горючим и подготовлена к отправке. Утром, где-то часов в 5, стали разогревать моторы. У одной из машин загорелся бензин, и она взорвалась. Как по цепной реакции, воспламенилась вся колонна, стали рваться снаряды, бочки, загорелись жилые дома. К рассвету от деревни остались только руины. Под ними осталось не менее пятисот трупов фашистов. Часть обгоревших трупов увезли приехавшие из Германии родственники. Остальных захоронили в больших двух могилах между деревнями Осиповкой и Козловкой.

Это были две огромные гряды, на которых стояло много березовых крестов. Однако сейчас, за давностыо лет, незнающий человек это место ничем не отличит от обычного ландшафта местности.

После этого пожарища ни одного жилого помещения в поселке не осталось. Оставались руины и два зерносклада, да за лесочком две хаты: Емельяновых и Зуевых. С тех пор немцы в поселке не размещались.

ВЕДУЩИЙ 4. 25 сентября 1943 года враг был изгнан с Рославльской земли, а следовательно, и с земли деревня Козловка. Одновременно с размещением госпиталей (они находились в двух уцелевших складах) начались восстановительные работы. Надо было срочно ремонтировать железнодорожную ветку от станции до госпиталей.

Вдоль железной дороги Рославль — Смоленск укрепились солдаты артиллерийского полка. Они вырыли для себя укрытия. Когда фронт передвинулся на запад, эти укрытия-блиндажи обнесли колючей проволокой и разместили в них немецких военнопленных. Вдоль железно­дорожной ветки немцы построили кирпичный заводик, пилораму, столярную мастерскую.

В это время сюда на восстановительные работы прибыло четыре эшелона рабочих с семьями, хозяйством. Это была организация «Строительный участок № 31» со своими специалистами, руководителями. Начальником участка был Щетинкин. Часть семей поселилась в деревнях Павловке, Сидорках на квартирах у местных жителей, остальные сразу стали строить полуземлянки. Впоследствии эта организация влилась в п/я 25. Первым начальником ее был комиссованный по ранению из армии ст. лейтенант А. П. Бебухов.

А. Р. Луговская работала вместе с военнопленными. Она рассказывала, что немцы были молчаливы, добросовестны, но педантичны. Стоило прозвучать производственному гудку, они тотчас бросали работу и уходили, независимо от того, закончена работа или нет.

Немцы построили четыре блочных 4-квартирных дома, 5 деревянных двухквартирных домов, расчистили завалы разрушенного элеватора, построили для себя жилье — глиняные и блочные бараки.

1944 год был особенно трудным. Приехали пастухи, но угнанный скот не вернули. Земля в колхозе залуговела. Пахали на одной лошади, копали вручную. Норма — 100 кв. м на трудодень, за год нужно было выработать 280 трудодней. Работали, не роптали, знали, что трудно всем и везде. Ждали победы, надеялись на возвращение мужей и отцов.

ВЕДУЩИЙ 1. Страница третья: «Мама».

В Берлине, на стене еще горевшего рейхстага, над которым реял красный флаг, висел плакат, изображающий русскую женщину, мать, и надпись: «Дорогая наша мама! Наша Победа твоя наполовину!»

На священную войну, на подвиги солдат провожали их матери. Это к ним, к мамам, из пекла металла и пороха вырывались ласковые, полные нежности письма рано взрослевших детей. В письмах неизменно стояли рядом два слова: «Мама, Родина».

Мать не просто провожала на войну – она провожала своих сыновей на подвиги!..

УЧЕНИК читает «Письмо с фронта» Э.Асадова.

Мама, тебе эти строчки пишу я,

Тебе посылаю сыновний привет,

Тебя вспоминаю, такую родную,

Такую хорошую – слов даже нет!

Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,

Немного лентяя и, вечно не в срок,

Бегущего утром с портфелем под мышкой,

Свистя беззаботно, на первый урок.

Грустила ты, если мне физик, бывало,

Суровою двойкой дневник «украшал»,

Гордилась, когда я под сводами зала

Стихи свои с жаром читал.

Мы были беспечными, глупыми были,

Мы все, что имели, не очень ценили!

А поняли, может, лишь тут на войне,

Приятели, книжки, московские споры…

Все сказка, все в дымке, как снежные горы…

Пусть так. Возвратимся – оценим вдвойне!

Сейчас передышка. Сойдя у опушки,

Застыли орудия, как стадо слонов.

И где – то по - мирному в гуще лесов,

Как в детстве, мне  слышится голос кукушки.

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру.

И пусть между нами сейчас километры,

Ты здесь, ты со мною, родная моя!

В холодной ночи под неласковым небом,

Склонившись, мне тихую песню поешь.

И вместе со мною к далеким победам

Солдатской дорогой идешь.

И чем бы в пути мне война не грозила,

Ты знай: я не сдамся, покуда дышу!

Я знаю, что ты меня благословила,

И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!

ВЕДУЩИЙ 1. Большой материал в нашем историко-краеведческом музее накоплен об истории 920 полка 247 стрелковой дивизии, освобождавшей город Рославль и деревню Козловка. А старшему лейтенанту второго батальона Николаю Тихоновичу Колесникову присвоено звание почетного гражданина деревни Козловка.

 Также на территории деревни Козловка находится памятник-обелиск 920 полку 247 стрелковой дивизии, к которому мы ежегодно ходим почтить память погибших.

Звучит торжественная музыка. Обучающийся читает письмо неизвестному солдату.

Обучающийся 1. « Здравствуй, Неизвестный солдат! Мне очень жаль, что ты погиб. Я думаю, что ты был добрым, заботливым, красивым. Я думаю, что у тебя была семья. Мне кажется, что, когда началась война, ты очень удивился, ведь люди жили в мире. Думаю, что ты первым записался в добровольцы. Я хотел бы, чтобы ты был жив. Может быть, ты, умерший на войне, был братом моего дедушки.

Но все равно, если ты и не брат моего дедушки, мне очень жаль тебя и твою семью. Спасибо тебе за то, что ты защищал нашу Родину, ты пожертвовал собой ради меня, ради всех нас. Ты воевал за то, чтобы на Земле был Мир, чтобы люди жили в согласии друг с другом. Спасибо тебе за все!

К сожалению, и сейчас в некоторых уголках земли идет жестокая война, но, я думаю, люди никогда не примирятся с этим, будут бороться за мир.

До свидания, Неизвестный солдат!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока мужества "В жизни всегда есть место подвигу"

Урок     несет     большой     информационный     материал,...

Методическая разработка урока "И верность мужеству храня..."

Методическая разработка урока, посвященного юбилею Бородинского сражения....

Методическая разработка урока мужества: К 70-летию окончания Сталинградской битвы

Методическая разработка урока мужества: К 70-летию окончания Сталинградской битвы...

Методические рекомендации по организации и проведению «Уроков мужества» и торжественных мероприятий, посвящённых памятным событиям Российской истории

Празднование 70-летия полного снятия блокады Ленинграда является огромнейшим событием в жизни не только России, но и всего человечества. Такое событие будет широко отмечаться различными мероприятиями:...

Методическая разработка уроков из цикла "Уроки мужества через искусство слова"

Данный материал может быть включен в воспитательную систему школы, может быть использован учителями литературы и классными руководителями.Программа уроков рассчитана на школьников 5-10 классов. Темы у...

Методическая разработка "Урок мужества"

МБОУ «Абазинская общеобразовательная школа № 49»     Проект:«Киновикторина посвященная 70-летию Победы вВеликой Отечественной войне»(номинация «Великие битвы Великой Отечестве...

Методическая разработка урока мужества "Живое слово о войне"

Методическая разработка представляет собой сценарий внеклассного мероприятия, посвященного встречи старшеклассников с ветеранами - членами Самарского областного комитета ветеранов войны и военной служ...