Методическая разработка уроков из цикла "Уроки мужества через искусство слова"
учебно-методический материал по литературе на тему

Урванцева Татьяна Григорьевна

Данный материал может быть включен в воспитательную систему школы, может быть использован учителями литературы и классными руководителями.

Программа уроков рассчитана на школьников 5-10 классов. Темы уроков посвящены событиям ВОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_iz_tsikla_uroki_muzhestva.docx52.09 КБ

Предварительный просмотр:

КНИГА, ПРОНЗАЮЩАЯ СЕРДЦЕ

Документальная повесть

«Прощание славянки» Наталии Сухининой.

Предисловие

Данный материал может быть включен в воспитательную систему школы, по нему могут проводить уроки учителя литературы, библиотекари и классные руководители, РАБОТАЮЩИЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА.

Идеальной целью уроков литературы, по мнению Е. О. Галицких, является воспитание интеллигентных людей, самостоятельных в своих поступках, нравственных в выборах и решениях, читающих классику и новую литературу и понимающих всё величие и неисчерпаемость русской культуры. Задача школы - стать источником знаний о людях, вдохновляющих своей жизнью, помогающих сформировать идеал ответственного гражданина, гуманного человека.

«Прощание славянки» - документальная повесть, рассказывающая о непростых судьбах детей Великой Отечественной войны.

Не наигравшиеся, не начитавшиеся вдоволь сказок, не успевшие пресытиться докучливой родительской опекой — всё это о них, детях войны. Главный герой повести Виктор Гладышев - один из этих детей. Человек сложной, порой драматической судьбы. Еще до начала войны семья Вити Гладышева, где было шестеро детей, лишилась матери. Великая Отечественная война отняла последнюю опору детей - любимого отца. Всю жизнь Виктор Гладышев берег в душе образ своего отца, а марш «Прощание славянки», впервые услышанный маленьким Витей на вокзале во время прощания с отцом, уходившим на фронт, определил его дальнейшую жизнь и профессию.

Сироты Гладышевы прошли через все испытания военного лихолетья -оккупацию, плен, голод, холод, унижения. Они вынесли многое, но не уронили человеческого достоинства.

Книга «Прощание славянки» уникальна тем, что являет собой хронограф России XX века. Перед читателем проходит путь страны к «светлому будущему» через войны, «перегибы», смены правительства.

Однако, несмотря ни на что «людям», как и главному герою произведения, хотелось высокого, светлого, наверное, того, что могли они найти под сводами православных храмов. Но храмы были закрыты. А «Славянка» звучала. И по чуть-чуть, по глоточку питала жаждущие души. Вот и тянулись к ней, вот и искали с ней встречи.

По-снайперски точно определяет роль этой музыки Виктор Георгиевич Гладышев: «Она не для того, чтобы стоять и слушать. Она для того, чтобы жить дальше». И сама книга, написанная через преодоление сердечной боли и героя, и автора, появилась не для того, чтобы только читать и плакать, а для того, чтобы ЖИТЬ ДАЛЬШЕ на нашей благословенной, омытой слезами, потом и кровью земле.


Посвящаю отцу моему,

гвардии капитану

Евгению Кокорченко,

прошедшему дорогами военного ада

от Москвы до Берлина

Всю правду о войне знает только Бог.

Начать разговор об этой книге можно с вопросов: «что вы знаете о Великой Отечественной войне? Поднимите руки, у кого воевали деды и родственники? В какой день мы все вспоминаем подвиг солдат минувшей войны?»

Учитель коротко рассказывает об авторе книги Наталии Сухининой. Родилась 2 апреля 1948 года (через 3 года после войны). Отец ее - выпускник 1941 года средней школы - один из тех, про которых потом напишут: «Они ушли защищать Родину прямо с выпускного бала».

Как вспоминает Наталия Евгеньевна, книги о войне в своем далеком школьном детстве она читать не любила. Разгадка этого в том, что детское сердце боялось боли, не хотело ее. Только через десятилетие она сможет преодолеть свой «эгоизм», и прикажет себе написать ту книгу, о которой сейчас идет речь. Следует отметить, что все, о чем она пишет, было на самом деле: «Мой отец снял свой новый, взрослого фасона, костюм, надел гимнастерку, пилотку, сапоги и ушел - на войну. Было ему 17 лет. Деревенскому мальчику Вите Гладышеву было 8 - война нашла его сама. И с сатанинской упрямостью стала уничтожать в нем человека. Но мальчик выстоял...».

- Что помогло ему в этом? - это основной вопрос разговора о книге.

Построим ход читательской деятельности по трем сюжетным линиям.

1.Семья. 2. Война. 3. Музыка.

Общие вопросы и задания.

-        Всем учащимся прочитать самостоятельно документальную повесть «Прощание славянки». Ответить на вопросы: «Что произвело на меня самое сильное впечатление во время чтения повести? На какие вопросы я хотел бы получить ответ на уроках?»

-Составьте цитатный план повести.

Групповые.

-        Подготовить выразительное чтение диалогов по лицам:

1) глава «Ответственная операция», с. 75-76: со слов «Откуда вы тут взялись?..»

2) глава «Драка», с. 157; со слов «Обомлел сын полка... »Читатъ, включая внутренний монолог Вити: «Хлеб! Ногами!... Что делать мне с этой горбушкой? Положить на учительский стол? В карман? Открыть окно и раскрошить птицам?... Съем.»

3) глава «В Москве», с. 169-170;начинать со слов автора: «Московские музыканты встретили сына полка обязательной строгой экзаменовкой. Как по писанному разыграли спектакль.»

4) глава «Парады», с.211; диалог деда с внуком.

Индивидуальные.

-Подготовить сообщения ассистентов-учащихся по биографии Н.Е.Сухининой (об отце-фронтовике, о редакторской деятельности автора книги).

-Подготовить по своему выбору пересказ одного из основных эпизодов документальной повести (краткий, выборочный, близкий к тексту).

Подборка эпизодов, предложенная ниже, может быть использована как материал для работы с классом, который уже прочитал книгу, и как «опора» для учителя, желающего познакомить с книгой на уроке-лекции.

В качестве сопровождения устного рассказа, учитывая «слайдовое мышление» современных школьников, предлагается презентация.

Условные обозначения: S - слайд, # - музыка, F - фотография, * - рисунок, t - текст.

S# Название книги.

S# Посвящение книги.

S# Эпиграф книги

I. ТЕМА СЕМЬИ

Глава, с которой начинаются воспоминания о семье, называется «Звоны над Березовкой». Какими же звонами — воспоминаниями доносится до Вити довоенное детство? 81 8*

  • Храм стоит на взгорье, как и положено храму. Весь он ладненький, справный. Крутобокий колокол наверху работы не боится, начнет стелить звоны над деревней Смолино. Мать с букетом - белые мохнатенькие астры и несколько алых гладиолусов. Она нарядная, взволнованная. Подгоняет детвору — трех сыновей и трех дочек: звонят уже, негоже опаздывать.
  • Каждый день, перед сном, отец бережно брал в руки лежащую в красном углу перед образами Библию - большую, в черном, бархатном, слегка потертом переплете, с золотым потускневшим крестом... Библию подарил отцу дед Яков. Отец рассказывал, что дед руководил церковным хором, имел редкой красоты голос и больше всего на свете боялся прогневить Бога.

Керосиновая лампа в центре стола. Русые детские головки. Тихий, но уверенный отцовский голос, неторопливо, четко выговаривает каждое слово, читает Священное Писание. Рядом мать с мельтешащими в руках спицами. Обычный вечер обычной русской семьи. Проверенный уклад, в котором все на своем месте, своим чередом, своим порядком.

•        Участились ночные пожары. Горели дома крестьян - упрямцев, не
желающих вступать в колхоз.

Оставив детей с женой в смолинской развалюхе, отец уезжает в Наро-Фоминск с пилой, топором, рубанком...

Но ремонтировать старый дом власти не разрешают: «не положено». Отец дважды ездит к Калинину. Испереживалась мать, стала болеть, таять... (с. 19-21)

  • Когда хоронили маму, отец безудержно плакал.
  • Сорокашестилетный Егор Яковлевич Гладышев остался с шестью детьми в недостроенном доме, без жены, без хозяйки - один. Не сломался. Не искал утешения на чужих подушках, не пропился, не ослаб духом.
  • Но беда - она, как известно, одна не ходит. Заболел старший брат Виктора - Сергей. Ни с того, ни с сего стали слабеть ноги.

Ампутировать ноги отец не дал, выходил, заново научил ходить. В этих воспоминаниях мы видим простого русского человека, борющегося за свою семью, любящего детей.

II. ТЕМА ВОЙНЫ. Это самая главная тема произведения.

Здесь воспоминания звучат не в виде звонов, а в виде взрывов и выстрелов, которые оставляют раны и на теле, и в душе.

Восьмилетний Витя помнит голос Левитана. (С.23)

S Звучит голос великого Левитана.

  • Лицо у отца было серое, глаза ввалились. Детям было страшно: таким
    отца они еще не видели.
  • Война... Слово чужое, отстраненное, не про них, не про их домик в Наро- Фоминске, не про его братьев и сестер. Наверно, немножко про их отца, он рассказывал про войну, но когда это было...
  • ...под покатой крышей в сенях они закопали самые дорогие в их доме вещи: три фотокарточки. На одной - молодая, красивая мама ... и Библию.
  • Витя помнит, как отец сидел у керосиновой лампы и прилаживал  заплатку к Настиному валенку. По радио опять пели «Священную войну». Потом звонкие, почти юношеские голоса задорно и уверенно говорили о том, что враг не пройдет, что за Родину, за Сталина пойдет в бой каждый советский человек. Витя слышал, как отец, работая иголкой, вздохнул тяжело , сказал сам себе, громко:

- За какого еще Сталина? За горох свой, за сирот своих маленьких. Это и есть моя Родина...

У каждого человека складывается свое представление о Родине. Для Георгия Гладышева это были его дети, которых он оставлял под недостроенной крышей, в недовырытой во дворе землянке, недолюбленных рано ушедшей из жизни мамой.

St

  • Отец выстроил их по росту:

Сережа, Зина, Маша, Настя, Иван, Витя.

Cказал:

-        Держитесь ближе к Богу.

Перекрестил. И пошел - быстро и широко, не оглядываясь...

  • Соседский паренек, чуть постарше Вити, пробегая мимо их дома, крикнул:

-        На станции, говорят, наши, нарофоминские, в теплушки садятся!

Витя помчался, что было духу, к станции. Играла МУЗЫКА. Какая-то

удивительная, от которой плакать хотелось, но было стыдно это делать. И отца жалко, и радостно за него. Потому что обязательно разобьет он фашистов, всех спасет. Вернется...

Эта мысль спасала мальчика, давала силы жить.

Оставшись без отца, лицом к лицу столкнувшись с войной, мальчик «ночами горько размазывал по подушке слезы и сопли, плакал от накатывающей тоски по отцу».

Но самое страшное было еще впереди.

Учитель предлагает читателям разделиться на две группы для сбора

материала, первая выделяет эпизоды .жизни в немецкой оккупации, вторая — в плену. Каждой группе выдается лист бумаги формата А4, дети оформляют выделенные факты и строчки из текста.

Затем выступает первая группа и рассказывает.

  • Еще в Наро-Фоминске Витя с братом Ваней попали под обстрел: «Отдышавшись, притихли. Поняли, что были на волосок от смерти, и только чудо (какое? какое-то!) сохранило им жизнь, задав их мелькающим голым пяткам нереальную фантастическую скорость.» (С.28-29)

Дети ушли в деревню Смолино к тете Ане. (С.30-31)

  • Дом Глотиковых был просторным, крепким, с маленькой мельницей во дворе, с большим хлевом для скота. Не зря ведь говорили односельчане про лесника Ивана Глотикова - «непьющий, рукастый и совесть есть». Его-то дом и облюбовали немецкие офицеры. «И началась жизнь под немцами». (С.38-39)
  • А немцы день ото дня смурнели. Все чаще угрожая расстрелом, а детям могли наподдать так, что синяки приходилось сводить свинцовой примочкой.

В надежде на то, что скоро придут наши, и Гладышевы встретят отца, ребята решили запасать «стратегический запас» в лесу (сухари и картошку).

  • Насте помогает лекарство немца - офицера. (С.50-51)

St S

  • Этот же офицер спасает от расстрела Ивана Федоровича, который сберег Витю от смерти (глава «Расстрел», с.56-59) Сильнейшие переживания испытал Витя, оказавшись на волосок от гибели за то, что поднял с земли русскую листовку.
  • Мальчика Гришу убили, когда он веселый решил прокатиться на лошади.(С.62) Часовой на колокольне, видимо, решил потренироваться в меткости и одним выстрелом выбил мальчонку из седла.
  • В лесу ребята встречают русских солдат, которые идут сдаваться к немцам (впоследствии их расстреляют).
  • Витя бросает пленному морковку, фашист ударяет мальчика прикладом по голове. После этого удара Витя стал плохо слышать.

St S

  • Диалог из главы «Ответственная операция». Ребята встречают в лесу снова солдат, которые пробираются к линии фронта. Ребята отдают им «стратегический запас» и выводят из леса. (С.80-81)

Здесь следует обратить внимание на то, что каждый имеет право выбора: сдаваться или сражаться, смалодушничать или стоять до конца.

St S

  • Русских людей гонят в плен (глава «Первые узники»). Маленькую девочку, которая заплакала, немец опускает головой в прорубь.

«Он видел только торчащие из проруби детские ножки...

Не разбирая дороги, мальчик побежал в деревню. Он упал в сугроб, его рвало, голова от перенесенного ужаса кружилась».

Продолжает рассказ о страданиях не только семьи Гладышевых, но и всех русских людей, ставших немецкими пленниками, уже вторая группа.

  • Погнали... спереди и сзади колонны — вооруженные солдаты... Гладышевы сбились в кучу: теплее и не так страшно.
  • Два конвоира шли рядом и невесело переговаривались... Потом второй достал из кармана пачку печенья, на ходу разорвал... печенье упало в снег...

Выстрел! Еще один!., восьмилетний мальчик Коля Судариков не смог пройти мимо лежащего в снегу печенья...

  • Глава «Валенки». Все хотели есть. Дед Антон вспомнил, что у него в подполе картошка осталась...
  • Сбегать, что ли?
  • Куда? - ахнули...
  • Ну, я пошел.

Его не было сутки. Никто из немцев не хватился деда... Узники думали,

что пропал дед Антон...

Дед принес мешок картошки, но он был босой, так как один из немцев, встретившийся по дороге, отобрал у него валенки...

  • Немцы разрешили детям побираться.

В очередной деревне Витя зашел в дом, в глубине полумрака мерцал

крохотный огонек. Витя не сразу понял, что это лампадка.

Всмотревшись, увидел две фигуры: большую и маленькую.

«Господи, спаси и сохрани рабов Твоих , воина Николая, воина Петра...».

Витя совсем неожиданно для себя прибавил мысленно: «И Егора, воина, Господи». В этом доме мальчику отдали все, что было, последнее: весь чугунок картошки.

Счастливый и какой-то пригретый вышел Витя из этого неприметного

домика. Потеплело у него на душе. «Впервые за время страшного их

пленения почувствовал Витя, что немцам здесь не жить, что погонят их

отсюда и воин Николай, и воин Петр, и другие воины...».

  •  «Боровск» - эта глава рассказывает о самых страшных мучениях. Ребят втолкнули в старую церковь. Окна в ней были выбиты, пол каменный... На улице мороз за тридцать градусов. Очень многих вынесли из этой церкви замерзшими трупами. Вите хотелось как можно скорее покинуть это страшное место, но узников оставили в Боровской церкви еще на несколько дней.

День - голод. А ночь - это холод. Два страха.

  • Внутренности у Вити, казалось, примерзли друг к другу... маленький ребенок в дальнем углу церкви продолжал плакать каждую ночь. Витя уже привык к этому плачу и слабенько радовался: еще жив! Или – еще жива...

Но наступила ночь, а ребенок не плакал... Витя затаился. Ждал. Он не хотел верить, что эта грудная кроха замерзла до смерти, и ее, эту кроху, куда-то выволокли из церкви. И вдруг - ребенок заплакал!.. Господи! Как же он обрадовался. Витя вдруг стал просить, чтобы Господь сохранил эту несчастную кроху: «Иже еси на небесах...Нет, не так надо. Вдруг Ему, Богу, это «еси на Небесех» будет непонятно, лучше, как есть. Просто, своими словами: «Спаси, Господи! Мы не звали немцев, они сами пришли и -безобразничают, в молитве другие слова нужны ... Господи, я не умею я! Но я очень хочу жить! Я музыку люблю, а они нас расстреливают. За что, Господи...»

Учитель завершает рассказ ребят.

ТАКОЕ ВЫДУМАТЬ НЕЛЬЗЯ

Пройдут десятилетия. К Виктору Гладышеву, музыканту военного оркестра, после многих лет разочарований и упреков: «детдомовец», «оборванец», «не пара», «некрасивый» - придет настоящая любовь. Выдумки самых лихих фантастов покажутся Виктору пресными. Девушка, которую выбрал юноша себе в невесты, оказалась той «грудной крохой», которой когда-то вымаливал жизнь восьмилетний мальчик Витя.

III. ТЕМА МУЗЫКИ. Эта тема оставляет воспоминания аккордами маршей.

Много страданий, ужасов и боли пришлось пережить Виктору в годы войны.

  • Вместе с другими детьми его гнали под пули. Голодных, обмороженных, несчастных... (С. 120-121)
  • Будучи детдомовцем, ему приходилось сдавать мучительный экзамен на умение радоваться за друга, когда к тому приезжал вдруг отец...

Если почерневшее от копоти после адовой мясорубки лицо отмылось в детприемнике, то душа, сжавшаяся от нечеловеческих мук, не давала покоя.

Единственным спасением для Виктора были целительные звуки музыки.

Именно она не покидала, вела его через все, давая силы для жизни.

  • С приходом немцев в Смолино над деревней целыми днями гремел духовой оркестр... Как только начинала звучать музыка, сердце его принималось учащенно биться...

немецкие подразделения... репетируют... парад победы. Совсем скоро они рассчитывают победным маршем войти в столицу... (С.64-65)

  • Став сыном полка в Наро-Фоминске, Витя всего себя подставлял музыке. Как солнцу - когда загорал... Он слушал жадно и счастливо. Это... Играл на теноре, трубе. Даже в сольфеджио вгрызался насмерть...
  • Удивительная встреча произошла внезапно. Мальчик встретился с той музыкой, которую так долго искал, которую он слушал, когда уходили на войну мужчины, его отец.

Витя не знал еще, что это за марш. Но он почувствовал, что просто стоять и слушать эту музыку - невозможно. Она не для того, чтобы стоять и слушать. Она для того, чтобы жить дальше. Гремел, гремел духовой оркестр, мужчины прижимали к себе детей, жен, хмурились, молчали. Если бы не музыка... (С. 164-165)

Да, музыка сыграла в жизни мальчика главную, судьбоносную роль. Виктор выяснил, что марш, который он искал, называется «Прощание славянки», что написал его Василий Иванович Агапкин в октябре 1912 года. Тогда началась первая Балканская война, и русские пришли на помощь балканцам в их войне против турок. (С. 166-168)

В главе «Парады» рассказано о нескольких парадах, посвященных Дню победы над фашистской Германией.

24 июня 1945 года Вите 12 лет. На этом параде он пока не участник, а зритель.

Видеозапись этого парада.

  • В узкую щелочку между спинами двух стоящих впереди трубачей -резервистов он видит четкий строй солдат, несущих штандарты разгромленных фашистских полков и дивизий. Сзади, да и впереди, тоже, легкий шепот:

-Довоевались... (С.197)

9 мая 1951 года.

  • Свершилось! Виктор Гладышев - полноправный участник Парада Победы. Ему 19 лет, на нем, как влитая, форма военного музыканта, блестят пуговицы, начищена обувь... из ворот Спасской башни показывается маршал Жуков. На белом коне. Какая красота!..

... Как же я счастлив! Слово «Победа» именно тогда, на параде 1951 года сфокусировалось в его сердце в стремительный горячий луч, готовый прожечь насквозь и его новенькую форму военного музыканта, и брусчатку Красной площади, и даже зубчатые стены Кремля. Гладышев -участник Парада Победы, это же подумать только - и то страшно! В книге описаны парады 9 мая 1952 года, 9 мая 1953 года, 9 мая 1954 года, 9 мая 1955 года.

Глава «Парады» начинается и завершается диалогом двух людей: деда и внука - в этом коротком разговоре двух самых близких людей мы наблюдаем немногословность того, у кого тяжелый груз воспоминаний: «Трупы, трупы на нарофоминских улицах, мимолётный, тут же забытый вкус пшеничных зёрнышек на губах, вши, к которым вроде и привык, пока их не видишь. И Девочка, девочка! Торчащие кверху детские ножки...Всё! Хватит - я сказал. Сегодня Парад Победы..»

  • Ну дед, пожалуйста, расскажи про Парад Победы.
  • Спрашивай.
  • Ты видел живого Сталина?
  • Сто раз.
  • А Жукова на коне?
  • Сто раз.
  • Красиво скакал?
  • Очень.
  • Вы играли громко?
  • Очень.
  • А ты, дед, волновался?
  • Очень.
  • Какой-то ты, дед, сегодня неразговорчивый.

О чем вам говорит этот отрывок? Зачем он дан в виде обрамления к главе «Парады»?

S серия слайдов о послевоенном времени

Документальная повесть названа «Прощание славянки». Именно эту музыку Виктор Гладышев называет «божественной».

  • Когда-то в Наро-Фоминске сын полка Витя хотел объяснить, да не смог, чтобы сыграл оркестр именно «Прощание славянки». А потом сам играл Не сметь. Не сметь судить о войне тем, кто знает о ней понаслышке. Не сметь упрекать переживших войну. Не сметь учить их благочестию и христианской любви. Не сметь их учить - молиться.

Всю правду о войне знает только Бог.

Ему и вразумлять. Ему и судить.

Только Богу - и никому больше.

в парках. Он уже знал, что обязательно кто-то из отдыхающих подойдет и попросит:

-        «Славяночку» сыграйте...

  • Мне бы марш Агапкина...
  • Давайте, братки, «Прощание славянки»...

Потом он понял: людям хотелось высокого, светлого, наверно, того, что могли они найти под сводами православных храмов. Но храмы были закрыты. А «Славянка» звучала. И по чуть-чуть, по глоточку питала жаждущие души. Вот и тянулись к ней, вот и искали с ней встречи.

Фотография обложки книги.

Звучит марш «Прощание славянки».

Книга завершается на жесткой категоричной ноте, но поскольку весь рассказ о тех, кого мы называем детьми войны, суров и страшен в своей неприкрытой правде, то так оно и должно быть:

Не сметь. Не сметь судить о войне тем, кто знает о ней понаслышке. Не сметь упрекать переживших войну. Не сметь учить их благочестию и христианской любви. Не сметь их учить - молиться.

Всю правду о войне знает только Бог.

Ему и вразумлять. Ему и судить.

Только Богу - и никому больше.

Итоговая рефлексия урока проходит в виде блиц-опроса.

Ответьте на самый главный вопрос: что помогло Виктору вынести страшные годы оккупации, плен, голод, унижения и не уронить человеческого достоинства?

Какой эпизод «задел» сердце сильнее остальных? Кем и чем горжусь?

Какой вопрос хочу задать Виктору Георгиевичу Гладышеву или Наталие Евгеньевне Сухининой?

Вопросы и задания для размышления

для 5-6 классов

Каждый ученик получает карточку с отрывком одной из глав:

  • «У наших», с.121-123
  • «Драка», с. 156-157
  • «Котелок с картошкой», с.238-239

Какую мысль Вы считаете той истиной, которую нужно сохранить на всю жизнь? Запишите её на карточку и выразительно прочитайте завтра на уроке.

для 7-8 классов

1. Перечитайте главу «Камушки», с.212-216. Раскройте смысл названия главы. Только ли о тех несчастных детях, которые были заморожены в этом трагическом месте под - названием «Боровск», идёт речь?

2. Выучить наизусть отрывок:

«Дети войны... Два коротких слова, глубоких, как колодец, горьких, как июньская полынь. Что мы можем сделать для них?

Немного. Согреть словом, одарить вниманием, поддержать сочувственным вздохом. А ещё - помолиться. И о живущих ныне, и об ушедших в небытие, так и оставшихся детьми навеки.»

Домашнее задание для старшеклассников.

1.        Сформулируйте три вопроса, которые бы вы хотели задать учителю,
автору повести или ее герою.

2.        Напишите небольшое размышление на тему «Почему повесть имеет такой эпиграф ( «Всю правду о войне знает только Бог»} и конец( «Не сметь. Не сметь судить о войне тем, кто знает о ней понаслышке. Не сметь упрекать переживших войну. Не сметь учить их благочестию и христианской любви. Не сметь их учить - молиться.

Всю правду о войне знает только Бог. Ему и вразумлять. Ему и судить. Только Богу - и никому больше»)?

  1. Напишите эссе «Комментарий к названию повести «Прощание славянки».
  2. Как архитектоника данного произведения помогает раскрыть идейный замысел  книги?  (Обратите  внимание  на  элементы  кольцевой композиции.)

Уроки семейной педагогики

(материал для родительского собрания)

«Это все правда. Все это было».

Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются - и старые, и малые.

В.Г. Белинский

Хорошая книга всегда делает человека лучше потому, что помогает размышлять о жизни, о ее уроках, обо всей семье. «Прощание славянки» - это книга, которая должна быть прочитана не только детьми, но и родителями. На протяжении всей повести происходят расставания и встречи, потери, к сожалению, безвозвратные, и «находки» близких людей. Поэтому встреча с этой книгой поможет сблизить «отцов и детей».

Семейный разговор объединяет детей и взрослых вокруг судьбы героя, общий читательский опыт обогащается пониманием нравственных ценностей повести.

Вот предполагаемые уроки семейной педагогики, которые могут быть проведены родителями после прочтения книги «Прощание славянки»:

  • Война, ставшая прошлым, историей народа, но оставшаяся в памяти...
  • Нравственным уроком книги является протест против зла, насилия, жестокости, подлости, безразличия к чужой боли.
  • Несомненно,  потребует  диалога,  доверительного  разговора, представления о семейном счастье и в жизни, и в повести. Особую роль играет описание жизни семьи Гладышевых до войны и поиски спутницы жизни Виктором, который, выбирая себе невесту, вспоминал свою маму, оставшуюся в воспоминаниях сына милой, скромной, без «фальшивых нот».
  • Родители могут поговорить со своими детьми о своих заботах, проблемах, о своем труде, своих тревогах, о своем детстве...

• Пусть книга вдохновит отцов на «мужской разговор» с сыновьями о

взаимной ответственности и уважении.

Оставшись без отца, герой повести всю свою жизнь старается жить по тем нравственным принципам, которые завещал ему отец, которые не украдешь, не сожжешь, не забудешь, потому что они вошли в кровь и плоть с молоком матери, со звоном колоколов, с шорохом трав и журчанием родной речки.

Нужно всегда помнить, что (как пишет Галицких Е.О.)с помощью литературы можно «понять себя, поверить в свои силы и добрых людей, совершать ответственные поступки, облагораживать взрослых» и, конечно же, детей.

Литература:

  1. Борис Алмазов. Повесть о святом благоверном князе Александре Невском, защитнике земли Русской Божий мир. - 1998. -№2-3
  2. М.Хитров. Святый благоверный великий князь Александр Ярославович Невский. -М. :Панорама. 1991 .
  3. Евдокимов Д. В. Князь Дмитрий Пожарский. -М.: Граница, 1997.
  4. Жукова М.Г. «Твой есмь аз» Суворов. -М.: Красный пролетарий, 1998.
  5. Алексеев С/7. Рассказы о маршале Жукове. -М.: Дрофа-плюс, 2005.
  6. Сапрынин Д.Л. Только бы нам оставаться всегда со Христом Русский дом. -2000. -№5.
  7. Виктор Афанасьев. За други своя. Жизнь и подвиг юного князя Олега Константиновича Романова. - Рязань: Зёрна, 2003г.
  8. Валерий Ганичев. Адмирал Ушаков.    Роман - .журнал XXI век. - 2001. - №6.
  9. Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь. Святой праведный
    воин Федор Ушаков адмирал флота Российского. Непобедимый. 2001.
  10. Православная радуга. Детский журнал для семейного чтения. - Самара, 2004. -№1.
  11. Православная газета. Благовест. - Самара. 2005. -№19.
  12. Сухинина Н.Е. Прощание славянки. – Троицкий собор, г.Яхрома. 2007.
  13. Сухина Н.Е. Где Ж'ивут счастливые? - Троицкий собор. г.Яхрома. 2008.
  14. Галицких   Е.О.    Изучение   творчества   Альберта   Лиханова   в   школе.  М.. Дество. Отрочество.Юность. 2009.
  15. Пустовойт П.Г. Тайны словесного мастерства. -М.: Айрис Пресс, 2007.

16. Архимандрит Тихон. Несвятые святые.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012.

17.Сухинина, Н.Е. Прощание славянки. - Троицкий собор. г.Яхрома. 2007.

18.Сухинина, Н.Е. Где живут счастливые? - Троицкий собор. г.Яхрома. 2008.

Ресурсное обеспечение программы

  1. Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в старших классах: сост. Р. И. Альбеткова. — М.: Просвещение, 1991. — 175 с.
  2. Балыбердин А. Г. Формирование литературоведческих понятий в школе: 4-7 кл. — Куйбышев, 1981. — 122 с.
  3. Беленький Г. И. Приобщение к искусству слова: (Раздумья о преподавании лит. в шк.). — М.: Просвещение. 1990. — 188 с.
  4. Беленький Г. И., Снежневская М. А. Изучение теории литературы в средней школе: 4-10 кл.: Пособие для учителя. — М., 1983. — 256 с.
  5. Бурляй В. К. Современный урок литературы: использование активных методов. — Ульяновск, 1996. — 111 с.
  6. Венева Н. С. Некоторые методические приемы работы с художественным текстом в процессе изучения литературы в старших классах. — Тольятти, 1997. - 73 с.
  7. Грачева И. С. Уроки русской литературы. — СПб., 1993. — 352 с.
  8. Грекова Е.В. Принципы анализа художественного произведения. — М., 1998. — 21 с.
  9. Гринева С. П. Актуальные проблемы методики преподавания литературы в школе: Учеб. пособие для студентов филол. фак. — Белгород, 1998. — 145 с.
  10. Гришечкина Е. С. На пути к урокам изящной словесности: Интегрир. урок — рус. яз. и лит. — Минск, 1991. — 60 с.
  11. Дановский А. В. Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий в средних учебных заведениях: Учеб. пособие. — М., 1989. — 97 с.
  12. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. — М., 1999.
  13. Интеграция разных видов искусств в преподавании литературы / Сост. Д. А. Еналеева. — Саранск, 1998. — 112 с.
  14. История литературного образования в российской средшей школе: Хрестоматия для студ. филол. фак. пед. вузов / Авт.-сост. В. Ф. Чертов. — М.: Издат. Центр «Академия», 1999. — 384 с.
  15. Каплан И.Е. Анализ языка художественного произведения: Пособие для учителя. — СПб., 1992. — 156 с.
  16. Коляда А. А. Художественное чтение в школе: 5-11 кл.: Кн. для учителя. — Минск: Нар. асвета, 1992. — 198 с.
  17. Кудряшев Н. И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1981. — 190 с.
  18. Лейдерман Н. Л. Об изучении теории литературы в старших классах // Лит. в шк. — 2000. — №5. — С. 104-111.
  19. Леонов С. А. Развитие речи учащихся на уроке литературы: Метод. пособие. — М.: Высш. шк., 1988. — 127 с.
  20. Леонов С. А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах; Метод. приемы творч. изучения лит. — М.: Флинта: Наука 1999. — 222 с.
  21. Мальцева К. В. Развитие устной речи учащихся на уроках литературы: Пособие для учителя: — Киев: Рад. шк., 1987. — 144 с.
  22. Маранцман В. Г. Цели и структура курса литературы в школе // "Литература в школе". — № 4, 2003. — С. 21-24.
  23. Мельников Н. А. Внеклассная работа по литературе в школе. — Гродно, 1981. — 112 с.
  24. Меркин Г. С. Проблема сотворчества на уроках и во внеклассной работе по литературе. — Смоленск: СГПИ, 1995. — 190 с.
  25. Методика выразительного чтения: Учеб. пособие/ Б. С. Найденов, Л. Ю. Коренюк, Р. Р. Майман и др. —  М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  26. Мосунова Л. А. Методика обучения словесному рисованию на уроках литературы в 5-7 классах: Учеб.-метод. пособие. — Киров: ВГПЦ, 1999. — 88 с.
  27. Осан Н. Г. О новых подходах к изучению литературы в 5-11 классах: В помощь учителю. — Нальчик: Эльбрус, 1994. — 145 с.
  28. Очарова О. А. Уроки развития речи: Метод. рекомендации учителям рус. яз. и лит. — Сыктывкар, 1993. — 106 с.
  29. Пантелеева Л. Т. Типы семинарских занятий в старших классах // Лит. в шк. — 1988. —  №4. — С. 22-29.
  30. Развитие речи учащихся 4-10 кл. в процессе изучения литературы в школе / Сост. В. Я. Коровина. — М.: Просвещение, 1985. — 143 с.
  31. Свирина Н. М. Культурный контекст на уроке литературы. — СПб., 1999. — 152 с.
  32. Современный урок русского языка и литературы / Под ред. З. С. Смелковой. — Л., 1990.
  33. Соколов Б. М. и др. Литература и история (Проблема интеграции): Учебно-метод. пособие / Б. Соколов, О. Ефременко, Л. Прокопьева. — Кемерово, 1994. — 66 с.
  34. Сочинения различных жанров в старших классах. — М.: Просвещение, 2000. — 191 с.
  35. Троицкий В. Ю. Словесность в школе: Кн. для преподавателей рус. филологии. — М.: Владос, 2000. — 430 с.
  36. Урок литературы в современной школе: В помощь студентам-практикантам и учителям-словесникам / Акбашева А. С. и др. — Стерлитамак, 1996. — 81 с.
  37. Урок литературы в средней школе / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. — М., 1984. — 120 с.
  38. Урок литературы: Пособие для учителя / Сост. Т.С. Зепалова, Н.Я. Мещерякова. — М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
  39. Уроки внеклассного чтения / Сост. Я. Г. Нестурх. — М.: Просвещение, 1985. — 126 с.

Интернет-ресурсы

  1. Методико-литературный Интернет-сервер (www.mlis.fobr.ru).
  2. Методическая лаборатория русского языка и литературы Московского института открытого образования (www.ruslit.metodist.ru).
  3. Федеральный портал «Российское образование» (www.edu.ru).
  4. Сайт Издательского дома «1 сентября»: www.1september.ru
  5. Образовательный портал «Учеба»: www.ucheba.com
  6. Русский филологический портал: www.philology.ru
  7. Сайт российского общества преподавателей русского языка и литературы: www.ropryal.ru

http://school-collection.edu.ru/                                                                                        

http://lit.lib.ru/http://ru.wikipedia.org/wiki 

http://festival.1september.ru/

http://www.zavuch.info     

http://www.intergu.ru     

http://www.openclass.ru

http://edu.1september.ru

http://www.uroki.net/docrus.htm

http://www.rusedu.ru/        

http://www.openclass.ru/node/24859


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Вода...Как много в этом слове..!"

Вода - самое распространенное вещество на нашей планете. Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней, что считаем ее обыденным явлением, а между тем, вода удивительна и необыкновенна! Она ...

Методическая разработка урока "И верность мужеству храня..."

Методическая разработка урока, посвященного юбилею Бородинского сражения....

Методическая разработка сценария концерта "Вечер поэзии. Через поколения...Слово о Матери".

Данная методическая разработка включает в себя произведения великих писателей и поетов разных столетий. Объединяет материал тема Матери, самого значимого в жизни человека для любой эпохи....

Методическая разработка урока развития речи в 5 классе "Слова вежливости"

Методическая разработка урока развития речи в 5 классе "Слова вежливости"...

Методическая разработка урока "Евангельские образы, сюжеты в искусстве"

Методическая разработка урока  "Евангельские образы, сюжеты в искусстве"...

Методическая разработка. Урок-презентация-Чередующиеся гласные в корне слова.

Презентация предназначена для уроков русского языка в 5  классе по УМК под редакцией М.М.Разумовской. Материал презентации полностью соответствует федеральному государственному образовательному с...

методическая разработка урока физкультуры "Опорный прыжок через гимнастического козла согнув ноги и ноги врозь."

Развитие двигательных способностей, приобретение умений и навыков.Основные правила развития физических качествПредметные результаты (образовательные задачи):1.Закрепить выполнение опорного прыжка2.Укр...