Памяти А.И.Тихого, узника совести, погибшего в советских лагерях. Устный журнал
классный час по истории (9 класс) по теме

Данилова Елена Дмитриевна

Разработка внеклассного мероприятия включает в себя биографические данные, видео сюжеты, инсценировки отдельных эпизодов из жизни А.Тихого, воспоминания  родных и близких. Материал может быть использован на уроках  о движении диссидентов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnyy_zhurnal.docx48.11 КБ

Предварительный просмотр:

        Интерактивный журнал „Факел"  посвящен годовщине со дня

                           рождения   Алексея Тихого

Цель: увековечивание памяти славного земляка  А.И. Тихого, ознакомление учащихся школы и сельской общественности с основными вехами жизни Алексея Тихого, его правозащитной и публицистической деятельностью;

            развитие коммуникативных, социальных, информационных компетентностей учащихся, их творческих способностей;

           воспитание патриотизма, любви к родному краю и его лучшим представителям.

         Перед началом мероприятия  демонстрируется фильм  об А.Тихом  «Хочу быть  украинцем…» (реж. Н.Синельников)

        Перед входом в актовый зал -  выставка рисунков о жизни А.И.Тихого ( 5 – 7 классы) и  рефератов о деятельности славного земляка ( 9 - 11 классы), фотоотчет волонтерского отряда о благоустройсве возле дома Тихих.

Звучат фанфары.

Заместитель директора по воспитательной работе: 

Мы  собрались в день 85-й годовщины  со дня рождення нашего славного земляка - педагога, публициста, правозащитника Алексея Ивановича Тихого. Мы не могли остаться в стороне в таком славном деле, как  увековечивание памяти Тихого, родная Ижевка которого находится на территории Новодмитровскго сельсовета. Наши ученики подготовили экспозицию в школьном музее, уже пять лет  заботятся об усадьбе Тихих в Ижевке, основали школьный легкоатлетический кубок Алексея Тихого, решают вопрос о создании памятника нашому  земляку. Сегодня мы  проводим «Алексины  чтения» и я желаю успехов всем участникам.

Учитель истории:    Пока народ чуствует необходимость  прославлять своих  героев, он – сознательный, самодостаточный, вольный, а значит  – непобедимый.  Одним из завоеваний  Независимости, за что положил свою жизнь А. Тихий, и есть возможность свободно отмечать посмертную годовщину этого необыкновенного человека.

     В Чтениях принимают участие:

              (Представления гостей. Председатель Донецкого обласного Общества им. А.Тихого Евгений Шаповалов зачитывает обращение Василия Овсиенко, соратника Тихого, члена Харьковской правозащитной группы, к участникам Чтений)

Звучит сигнал к началу мероприятия

На экране слайд с портретом А.И.Тихого и датами жизни.

Выходит девочка с сопилкой:

Девочка:        Широко открытыми глазами  мы смотрим в будущее. Но не отказываемся и от прошлого нашего народа, пытливо переворачиваем его страницы, там черпаем  силы для себя.

( Играет на сопилке  лирическую  мелодию)

Выходят  ведущие:

  1. Где-то на просторах Донбасса, отдаленных  хуторах и   слободах, где-то в Причерноморских степях,  или высоко в Карпатских горах, в избушках горцев, разбросанных на полонинах, иль над стремительными горными потоками  дарят украинские  матери нашему народу талантлевых сыновей и дочерей, которые современем становятся известными далеко за пределами  родительського дома.
  2. Именно таким был  Алексей Тихий, потомок украинских казаков.

Его знают во всем мире. Он правозащитник, публицист, педагог, историк, философ. Он один из десяти основателей Украинской  Хельсинской Группы, на идеологических основах которой позже была принята Декларация Независимости Украины.

  1. 8 ноября 2006 года Указом Президента Украины за гражданское мужество, самопожертвование в борьбе за утверждение идеалов свободы и демократии Тихий Алексей Иванович награжден орденом «За мужество» I степени (посмертно)... 

   (На экране слайд с изображением  ордена  и выписка из Указа Президента Украины о присвоении ( посмертно) ордена «За мужество» 1степени)

  1. Вот, пожажуй, и все, что известно большинству  граждан. Так уж случилось, что Тихого знают далеко за пределами  Украины, а нам - землякам он  практически  неизвестен.

                 (На экране титульный  лист  журнала „Факел")

Учитель истории:    Давайте полистаем страницы  интерактивного журнала, на  которых мы собрали воспоминания людей, которые лично  знали Алексея Ивановича Тихого: учителя из Алексеево-Дружковки Николая Янко, соратников Тихого Василия Овсиенко и Левка Лукьяненко, родных и односельчан, публикации  Евгения Фиалко и произведения самого А. Тихого.

И первая страница нашего журнала называется «Мальчишка  с Ижевского  хутора".

(На экране слайд с названием  странички «Мальчишка  с Ижевского  хутора».

 Постепенно меняются слайды: родители Тихого, дом, в котором родился Алексей, его сестра и брат, одноклассники...

Виходит  группа  учащихся:

  1. Между Алексеево-Дружковкой, Веролюбовкой и  Новодмитровкой за степной лесополосой раскинулся  небольшой  хутор Ижевка, известный еще  в народе под названием  Грозовое.
  2. Именно  здесь 27 января 1927года родился и  начал свою дорогу  в жизнь, в науку Алексей Тихий. После успешного окончания начальной школы  стал учиться в семилетней школе  в соседнем  селе Куртовка.
  3. А учиться хотелось и дальше. Поэтому, закончив семилетку, подросток Алексей, один из своего хутора, пошел в среднюю школу Алексеево-Дружковки.
  4. Учился Алексей хорошо, с огромным интересом впитывал новые и новые знания. Поведение мальчишки было образцовым... В школу  приходилось идти 7 км по открытой степи с глыбокими оврагами. Поэтому в непогоду по согласованию с родными  Алексей оставался у своей тети, Евдокии  Петровны Носули.
  5. К стати, она - мать Николая Носули, нашого земляка, Героя Советского Союза, который повторил подвиг Александра Матросова, своим телом закрыв амбразуру фашистского дзота и подарив, таким образом,  однополчанам еще один  рассвет.
  6. Алексей и Николай – двоюродные братья, отдали свои жизни за лучшее будуще Отчизны, народа. Один - за освобождение от захватчиков, другой - за освобождение от бездуховности. (Слайд - фото памятников  во дворе Алексеево-Дружковской школы, где учились братья, а потом преподавал  А.Тихий)
  7. Ровесники-одноклассники уважали Алексея за его порядочность, скромность, отзывчивость, за широкую уже тогда эрудицию, за его доброту, успехи в учебе и, возможно, за внешнюю привлекательность.
  8. Шло время. Тихий сдал экзамены в  Московский  университет на философский факультет, по окончании которого начал свою педагогическую деятельность в школах Запорожской, а затем Сталинской(Донецкой) областей.
  9. Тихий привык говорить правду открыто, не отводя глаз... С такими принципами судьба Тихого была предопределена как у  Данко, не пожалевшего свого горящего сердца , чтобы вывести людей из болота.
  10. Первый арест его произошел в 1948 году за критику единственного кандидата в депутаты сельсовета.  Правда, вскоре Тихого отпустили после «профилактической»  беседы.
  11. К стати, впервые за справедливость против властьимущих, Тихий виступил еще в детстве. Было это в годы оккупации...

 На экране  инсценировка  рассказа о возврате коровы.

(Инсценировка розыграна уч-ся  8 - 9кл. и снята на видео Шеховцовцым Н., учеником 10 кл.)

На сцене: женщина, убирающая  в доме. Входит  мужчина, стряхивает  снег.

Мужчина: Так, тяжелые времена настали. Немцы к Новому году готовятся. «Зачистку» проводят, а на самом деле - грабят.

Женщина: Слышала уже. У соседского мальчишки даже баян забрали. А что сделаешь? Надо  смириться, они тепер – власть...

Мужчина: Ты про Тихих? Так ты не все еще знаешь... Со двора их родственников  еще  и  корову забрали. Так Лешка выследил, в какой двор теткину корову  завели,и бегом – в комендатуру.

Женщина:  Глупый мальчишка. Лбом  крепость не разить .

Мужчина: Та дослушай ты!.. Рассказал коменданту о том, как  солдаты забрали  корову-кормилицу, про свой баян...

Женщина:  Ой, горе! Расстреляют же тепер всех!

Мужчина: Не причитай! Все вернули, а солдат тех на фронт отправили. Значит не глупый Алеша, а смелый! А нам у мальчишки этого поучиться нужно.

Женщина: А мне этого ребенка жалко. За свою правду он жизнь положит.

Мужчина: Мы еще гордиться будем своим  земляком.

  1. Второй раз  арестовали  Алексея Тихого   15 января  1957 года  за письмо в  Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза с протестом против оккупации Венгрии войсками стран Варшавского договора. Это  звучало как „антисоветская агитация" и  „поклеп на КПСС и советскую действительность".
  2. Но, освободившись, Алексей Иванович Тихий продолжает с аппиляциями обращаться к властям, написал несколько статей о положении украинского языка и культуры в  Донбассе, о проблемах украинского села и образования.

На экране кадры о жизненном кредо  А. Тихого.

Голос:        Кто я? Для чего живу? Эти вопросы никогда не покидали меня. Постоянно думал над ними, постоянко искал и ищу ответы на них.

Еще в молодости составил свое жизненное кредо.

  • Что б жило человечество, мой народ, мой род.

Что бы не сделать никому никакого  зла, не проявить к кому-либо безразличия и  несправедливости в его судьбе, тяжелом положении, горе.

  • Я имею человеческое достоинство, национальную гордость. Никому не позволю топтать ни первое, ни второе.
  • Пренебрегаю смерть, голод, бедность, страдания и  само пренебрежение.
  • Стремлюсь, чтобы мое «я» было достойно звания „человек". Во всем и всегда, не зависимо от обстоятельств, действую  согласно своим убеждениям.
  • Чтоб уважать и ценить труд, убеждения и культуру каждого человека, на каком бы уровне  в сравнении с моими, общепринятыми и наивысшими достижениями человечества они не находились.
  • Чтоб изучать, развивать язык, культуру, традиции своего  народа.
  • Чтоб избавиться от  всего низкого, подлого, чуждого духу  человечества.

На экране - вторая страница журнала  „Левее сердца - Украина", затем слайды к выступлениям  учасников чтений.

Учитель истории:    Мы переворачиваем  вторую страницу интерактивного журнала „Левее сердца - Украина". И теперь имеем возможность услышать слово самого Тихого.

• «Мысли о родном Донецком крае» - статью презентует  Белич Анна, учениця 11 класса (сопровождается слайд-шоу) ;

  • «Размышления об украинском языке и культуре в Донецкой области») - виступает группа учащихся  11класса Новодмитровского УВК (компьютерная презентация)
  • «Редакции газеты  «Советское образование» - об этом письме-обращении А.И. Тихого расскажут Мороз Алина, Бритикова Светлана, Гусар Влад - ученики 10 класса;

•        «Язык – народ» –с этой статьей нас познакомят  ученики  Дружковской ОШ №1; ( презентация)

•        Письма из заключения. Слово предоставляется  учащимся Дружковской школы № 12; (Приложение 2)

•        «Историческая судьба Украины» -  докладывает Горбунова Анна - ученица  10 кл. Новодмитровского УВК(сопровождается слайд-шоу) ;

Учитель истории: Конечно, это  не все работы Алексея Ивановича, но и они глубоко раскрывают  душу этого человека.

Следующая страница  журнала – «Путь к  свободе...  через заключение» (На экране соответствующий  слайд)

В третий и последний раз советский тоталитарный режим отправил Алексея Тихого в заключение  за создание и активную правозащитную деятельность в Украинской Хельсинкской Группе, распечатку и распространение литературы «Самиздат».

Кадры из фильма «Хочу быть украинцем» о выступлении  Тихого на суде 1977г.          

Выходят  ведущие:

  1. Приговор  суда для немолодого человека с подорванным здоровьем был приговором  на пожизненное ( нет, посмертное) заключение.
  2. И в тюрьме А.И.Тихий принимал активное участие в акциях протестов политзаключенных, объявлял и выдерживал  длительные голодовки, не однократно  находился в карцерах, даже совершил попытку самосожжения.

    (На экране   инсценировка учащимися 10кл. беседы медсестер тюремной больницы об операции  Тихого.)

 Голос за кадром:  Пермь. Тюремная больница.

  1. Этот больной не приходит в сознание уже несколько дней.
  2. А что  с ним?

  1. Никак не отойдет от наркоза после операции Скрынникова.
  2. А... Я слышала. Так это - Тихий. Знаєшь. ему же предлагали, если он откажется от этих своих иационалистических убеждеиий, актировать как хронического больного и освободить. А он наотрез... Тогда с ним сам хирург Скрынников говорил. А Тихий сказал ему, что это шантаж, и отказался что-либо подписывать. А Скрынников сказал: «Жить будете в мученнях и недолго!» И сшил  ему желудок в виде песочных часов...

  1. Как он так мог? Пища ведь будет проходить с большим трудом. Это такие будут муки - врагу не пожелаю! Как же клятва Гиппократа?
  2. Ладно, будет болтать-то. А то мы  тоже станем врагами народа.

Учитель истории:         Сегодня в зале присутствуют люди, которые общались, видели, близко знали А.И. Тихого. Предлагаем устроить  «свободный микрофон» и поделиться воспоминаниями, впечатлениями, своїми мыслями об этом замечательном человеке - учителе, пубилицисте, правозащитнике, герое, о сегодняшней встрече...

       Выступления  гостей.

На экране  слайд «Четвертая  страница журнала  „И смертью   смерть попрал... "        

1.        На последнее сорокаминутное свидание с сыноми и женой 19 апреля  1984года Тихого вывели под руки, у него даже  облазили ногти, но он улыбался,  вспоминал  Нагорную проповедь Христа.

2.        6 мая Тихий умер в камере тюремной больницы в городе  Пермь. Похоронен  на тюремном кладбище.

   (На экране кадры перезахоронения А. Тихого из фильма Синельникова

  1. Останки Алексея Тихого вместе  з прахом Василия Стуса и  Юрия Литвина перевезли в Киев и 19 ноября  1989 года перезахоронены  на Байковом кладбище.

   Выступление  ученицы 10кл. Горбуновой Анны о поездке в Киев в составе Общества  им.. А.Тихого, а на слайдах встреча с сыном Тихого Владимиром Алексеевичем, возложение цветов на могилу земляка

  1. И вновь придет весна. Зацветут  груши, посаженные Тихим на родительском дворе, зашумят вербы, посаженные когда-то вокруг водоема по инициативе Алексея Ивановича.

  Песенно-танцевальная композиция «Свеча» ( Хореографический ансамбль  «Грация», руководитель Кушнир Л.В.  и вокальный ансамбль «Каприз», руководитель  Толоконникова Ж.В.)

 ( На экране демонстрируются кадры современной Ижевки, сохранившегося подворья  Тихих)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"По волнам памяти" (устный журнал

Это мероприятие просвящено родному краю. Краеведческий материал собран учащимися школы....

устный журнал "Узники концлагерей"

Разработка устного журнала "Узники концлагерей" для проведения классного часа о годах ВОВ для учащихся 7-9 классов...

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «ПАМЯТИ БИТВЫ ПОД МОСКВОЙ»

Устный журнал рассказывает  о легендарном военном Параде 1941 года., который вселил в советских людей уверенность  в успехе в Битве под Москвой.В журнале используется презентация, ролик пара...

Устный журнал "Национальный символ России - Матрешка" для детей летнего оздоровительного лагеря

Устный журнал "Национальный символ России - Матрешка" подготовлен для воспитанников летнего оздоровительного лагеря, который открыт в июне месяце. В предверии праздника 12 июня - Дня России проводится...

Устный журнал "Путешествие по планете Памяти"

Материал рекомендован классным руководителям 3-5 классов.Устный журнал посвящён 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.Целью исследовательской работы было нахождение и изучение забытых мемориал...

Методическая разработка устного журнала для дошкольников старшего возраста студии "Малышок" «Белые журавлики – памяти кораблики»

Методическая разработка устного журнала  для дошкольников старшего возраста  студии "Малышок"  «Белые журавлики – памяти кораблики» посвящается празднику День белых журавлей. Цель мероп...

«КНИГА ПАМЯТИ» УСТНЫЙ ЖУРНАЛ

Государственное бюджетное  специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа – интернат...