Олимпийские игры в древности.
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Синицкая Ирина Юрьевна

Разработка открытого урока по истории в 5 классе на тему "Олимпийские игры в древности" . Урок был успешно проведен и высоко оценен профессионалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx33.63 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:  

    Систематизация и контроль качества знаний учащихся  по изученной  теме;

Задачи:

       1.Обобщение знаний об одном из самых  важных в истории человечества событиях — Олимпийских играх;

       2. Развитие умения  практического использования полученных знаний, умений и навыков; умение обрабатывать информацию первоисточника: учебного пособия и дополнительной литературы; учиться сопоставлять факты, анализировать их и делать выводы; развитие воображения и творческого подхода к выполнению  нестандартных заданий; развитие познавательной активности и умение работать в группах;

      3.Формирование у учащихся стремления серьезно заниматься каким-либо видом спорта, добиваться результатов в избранной деятельности, стремиться к успешной реализации своих возможностей для пользы обществу. Формирование интереса к истории.

   

Тип урока:

урок – игра.

Материалы и оборудование:

презентация (слайд-шоу по теме урока), раздаточный материал к уроку, компьютер, экран, проектор.

Предполагаемый результат:

   У учащихся сформируются знания и представления об истории Олимпийских игр, различных видах спорта, а также закрепятся навыки работы с текстом. Они научатся работать с различными источниками знаний, мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать информацию, выстраивать логические цепочки, выявлять причинно-следственные связи.

   Педагогические приемы и методы, используемые на уроке:

  1.  Постановка цели урока.
  2.  Постановка проблемы, для мотивации учебной деятельности.
  3.  Упражнения для практического применения учениками, полученных знаний.
  4. Работа в малых группах.
  5. Соревновательность.
  6. Общая рефлексия.

Технология проведения урока:

элементы технологии проблемного обучения, развития критического мышления, формирования ключевых компетенций.

План урока:

  1. Вводное слово учителя: приветствие, постановка цели и проблемы урока – 5 минут.
  2. Презентация – игра – 35 минут.
  3. Подведение итогов урока: выставление оценок, рефлексия – 5 минут.

Предварительная подготовка:

деление на группы, название команды, её  девиз, выбор капитана.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

На проекторе слайд 1.

«В 5-Б классе состоится необычное состязание!
Ристалище тех, кто историю любит!
Главным оружием знание будет.
Победа сильнейшему — вот награда!
Вас ждет ОЛИМПИАДА!!!»

   Приветствие. Настрой учащихся на работу на уроке. Создание благоприятного психологического климата.

   Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня у нас необычный урок, так давайте создадим друг другу хорошее настроение – улыбнемся..

  1. Актуализация опорных знаний учащихся мотивационная беседа.

   Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока… А впрочем, попытайтесь сами догадаться о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем занятии.

   Это событие играло важную роль в истории Древней Греции. Когда оно случалось, то прекращались все войны и столкновения. Для участия в этом мероприятии съезжались жители всей Греции. Посвящалось это событие главному богу древних греков – Зевсу и проходило у храма, построенного в его честь. Наследие древних греков использует и нынешнее поколение людей: это событие связано со спортивными состязаниями, проходит 1 раз в 4 года, а в 2014 году это грандиозное событие пройдёт в нашей стране в городе Сочи. Ну что догадались? (Конечно, речь идет об Олимпийских играх. И тема нашего урока «Олимпийские игры в древности». Слайд 2.)

   К концу урока попробуйте ответить на следующий вопрос: Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником? Слайд 3.

   Я желаю вам плодотворно потрудиться. Покажем нашим гостям умение работать в единой сплоченной команде, быть внимательными и чуткими друг к другу.

  Итак, цель нашего урока повторить и обобщить знания об одном из самых  важных в истории человечества событиях — Олимпийских играх. Слайд 4.

   Ребята, поприветствуйте «музу истории Клио». 
Муза Клио: 
Вам, пришедшим сюда, к состязанию готовым,
Слово привета свое я обращаю.
Вам пожелаю я, о сыновья Геродота:
Честно сражайтесь под сводами храма науки
И благородством блистайте не меньше,
Чем жаждою схватки!
Пусть же дарует великая Ника
Победу тем, кто достойнее будет
И знанья покажет искусней.
Муза истории — Клио —
Вас приглашает. Начинайте!
Свое пятиборье!

  1. Ход игры.

   Учитель: Наш урок пройдёт в виде игры. У нас есть три команды. (Класс разбивается на 3 команды («Спарта, «Олимпионик», «Бегуны»)).

  Команды называют свой девиз.

   Учитель: Муза Клио сегодня будет моей помощницей, она будет записывать баллы, присуждаемые командам в ходе игры. Итак…

1-е состязание. «Говорящие числа».
  На проекторе
Слайд 5 с шестью разноцветными квадратами, такие же квадраты лежат на столе учителя. Команды по очереди называют цвет фигуры и учитель показывает число, скрываемое за этим цветом. Ученики должны объяснить, как числа связаны с Олимпиадой в Древней Греции. Если команда не знает или даёт неправильный ответ, право ответа переходит другой команде.
1 —  За один месяц атлеты должны прибыть в Олимпию, в первый день приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно; бег — первый вид соревнований.
2 —  Второй вид соревнований — прыжки в длину.
4 —  Один раз в четыре года проводится Олимпиада; четвертый вид — метание диска; по четыре лошади участвовали в гонках колесниц.
5 —  Пять дней длилась Олимпиада; пятиборье (бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба).
10 —   Десять месяцев шла подготовка к Играм.
12 —  B гонках на ипподроме колесницы должны были двенадцать раз обогнуть стадион.

   За правильный ответ даётся 1 балл.

   После первого состязания называется количество баллов, заработанных командами.

2-е состязание. «Наши Гомеры».

Слайд 6.
   Учащимся предлагается за определенное время (5—7 минут) сочинить четверостишие об Олимпиаде в Древней Греции (желательно сохранить пафосный стиль в стихосложении). Учитель:Вот, например, что получилось у одной из учениц:

В честь древних греческих богов
Начался праздник бегунов.
Спортсмены очень рады:
Опять — Олимпиада!

3-е состязание. «Лучший оратор».

Конкурс капитанов. Слайд 7.
Капитаны каждой команды должны рассказать об Олимпийских играх, при этом каждый говорит одно предложение: один начинает, второй и третий продолжают. Выигрывает тот, чье предложение будет последним, в то время как другие уже не смогут ничего добавить.

4-е состязание. «Мыслители».

Слайд 8 – 35.
   Командам по очереди задаются вопросы викторины (за правильный ответ – 1 балл, если команда не знает или даёт не правильный ответ, право отвечать получает команда соперников ):
Вопросы:

1) Кому были посвящены Олимпийские Игры? (Зевсу)

2) В каком году впервые состоялись древние Олимпийские Игры? (776 г до н.э.)

3) Как называли победителя Олимпийских Игр? (олимпионик)

4) Как называли участника состязаний? (атлет)

5) Бог, покровитель атлетов? (Гермес)

6) Время года, когда проходили Олимпийские Игры? (лето)

7) Сколько дней проходили Олимпийские Игры? (5 дней)

8) Где проходило большинство состязаний? (стадион). Места зрители занимали с ночи.

  Однажды какой – то старик опоздал и никак не мог найти себе место. Казалось, его никто не замечал. Но вот он приблизился к той части стадиона, где сидели спартанцы. Все они дружно встали, чтобы уступить место пожилому человеку. И тут весь стадион стал аплодировать спартанцам. Старик же произнёс: “Все греки знают правила приличия, но следуют им только спартанцы”.

9) Где устраивались гонки колесниц? (на ипподроме)

10) Кто мог участвовать в Олимпийских Играх? (мужчины, только свободные греки, граждане того или иного полиса: бедные и богатые, знатные и незнатные)

  Рассказывали, что одна смелая гречанка, надев мужскую одежду, тайно проникла в Олимпию, чтобы взглянуть на выступление сына. Когда юноша победил, его мать в восторге бросилась к нему, и все поняли, что она женщина…

Как вы думаете, что произошло с этой женщиной? Несчастную должны были казнить, но из уважения к её сыну – победителю помиловали.

11) Сколько стоил билет на стадион? (бесплатно)

12) Кто мог участвовать в гонках колесниц и почему? (богатые греки, т.к. лошади стоили очень дорого)

13) Область Греции, где расположена Олимпия? (Элида)

14) Кто такой элланодик? (судья)

15) Перечислить состязания пятиборья? (бег, прыжки в длину, метание копья, метание диска, борьба)

16) Длина беговой дорожки? (192,27 м)

17) Главные условия борьбы? (нельзя было кусать противника и выбивать глаза)

18) Кто побеждал в борьбе в стойке? (трижды кидал противника на землю)

19) Что использовалось для усиления толчка при прыжках в длину? (каменные или свинцовые гантели; вес- до 2 кг, длина 20 см)

20) Вес больших дисков? (5 кг)

21) Вес маленьких дисков? (1,5 кг)

22) Почему обычно участниками игр становились люди богатые или хотя бы зажиточные? (жившие своим трудом крестьяне и ремесленники не могли уделять много времени тренировкам)

23) Сколько кругов должна была проехать колесница, чтобы одержать победу? (12 кругов, 13 км)

24) Какие награды ждали олимпиоников? (оливковый венок, льготы на всю жизнь, изваяние статуи в бронзе, амфоры с маслом, быки, освобождение от налогов и повинностей, мраморная стела с хвалебной надписью, монеты с изображением победителя)

25) Мог ли раб участвовать в состязаниях? Почему?

26) Какими спортивными качествами должен обладать атлет? (сила, выносливость, стойкость, быстрота, ловкость)

27) По-вашему, спортсмены из какого города чаще всего оказывались победителями в беге в вооружении? (Спарты)

После состязания называется предварительный итог.

5 состязание «Вставь пропущенные слова в тексте». Слайд 36.

На слайде и у каждой команды на столе лежит текст с пропущенными словами. За несколько минут надо постараться вставить  недостающие слова.

Слайд 37.Текст 1.

   Победителей Олимпийских игр называли ____. Они награждались _____, который приносился в дар _____, в их честь устраивался пир, до конца жизни город кормил победителя за общественный счет. А еще в родном городе устанавливалась ____ победителя.

Текст 2.

  В период олимпийских игр в Древней Греции прекращались ____. В программу  соревнований, называвшихся ______ входили: бег, борьба, ______, метание диска, метание копья. Олимпийские игры посвящались ______.

Текст 3.

   Местом проведения Олимпийских игр в древности была область в Южной Греции -_____. Здесь находился город_____, в котором были расположены храмы, святилища греческих богов, а также места для проведения тренировок и состязаний –_______и ипподром. 
Первые игры состоялись в________, этот год стал точкой отсчета древнегреческого “олимпийского летоисчисления”.

Слайд 38.

Тексты с правильными ответами.

  1.   Победителей Олимпийских игр называли _олимпионик. Они награждались __оливковым  венком___, который приносился в дар __богам___, в их честь устраивался пир, до конца жизни город кормил победителя за общественный счет. А еще в родном городе устанавливалась __статуя__ победителя.

  1.   В период олимпийских игр в Древней Греции прекращались _воины___. В программу  соревнований, называвшихся _____пятиборье_ входили: бег, борьба, __прыжки___, метание диска, метание копья. Олимпийские игры посвящались __Зевсу____.

  1.    Местом проведения Олимпийских игр в древности была область в Южной Греции - Элида. Здесь находился город Олимпия, в котором были расположены храмы, святилища греческих богов, а также места для проведения тренировок и состязаний – стадион и ипподром. 
    Первые игры состоялись в 776 году до н.э., этот год стал точкой отсчета древнегреческого “олимпийского летоисчисления”.

   Команды читают свой текст и получают 1 балл за правильный ответ.

6 состязание «Историческая задача». Слайд 39.

 Решите задачу. Слайд 40: Древний писатель рассказывал, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе, и спартанцам запретили целых 20 лет участвовать в играх.

Вопрос: Какой обычай нарушили спартанцы? (Во время игр нельзя было воевать.)

Во скольких Олимпийских играх им не разрешили участвовать? Спартанцы не участвовали в пяти Олимпийских играх (20:4=5).

   На решение задачи ученикам дается несколько минут. Право ответа у команды с наименьшим числом баллов. Если эта команда не знает ответ или даёт неправильный, ход переходит к соперникам.

4. Подведение итогов урока.

   Учитель: Вот и подходит к концу наше с вами знакомство с историей олимпийского движения. Настало время вспомнить о вопросе, который звучал в самом начале нашего урока. (Слайд 41). Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?

Следуют ответы учеников.

Организация учебной дискуссии.

Слайд 42.

  • Посвящались богам,
  • Объявлялся мир, съезжались жители всей Греции,
  • 10 месячная подготовка к Олимпиаде,
  • победа не благодаря силам, а провидение богов и т.д.

Учитель: Я убедилась в том, что вы хорошо усвоили пройденный материал. Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения, выводы. Особенно хотелось бы отметь работу команд (сказать название), которые получают оценки хорошо и отлично. Всем остальным я желаю не отчаиваться, ваши отличные оценки ещё впереди. Я думаю, что мы показали нашим гостям, что мы единая команда, способная плодотворно трудиться.

5.Ученики оценивают свою работу на уроке – общая рефлексия («Рука знаний».)

Учитель: Но перед тем как попрощаться с вами, давайте попробуем оценить свою работу.

Ученики на листах, которые находятся у них на столах, обводят  свою ладонь. Далее следует на каждом из пальцев написать ответы на вопросы: Слайд  43.

1. Что сегодня я узнал на уроке?

2. Что меня удивило?

3.Что я научился делать?

4. На уроке мне было: интересно, комфортно, скучно, радостно…

5. Поставить себе оценку за работу на уроке.

Спасибо за работу. До встречи. Слайд 44.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Олимпийские игры в древности"

Предлагаемый вариант проведения урока позволит преподавателю более наглядно и интересно познакомить учащихся с историей Олимпийских игр. Организация образовательного процесса на основе медиаобразовате...

Конспект урока "Олимпийские игры в древности"

Урок по истории Древней Греции в 5 классе...

Урок по теме "Олимпийский игры в древности"

Урок по истории Древнего мира (раздел Древняя Греция)  ...

Олимпийские игры в древности

Бинарный урок (история + Физическая культура)Цели урока:Обучающие: Познакомить учащихся с историей олимпийских игр, первыми спортивными традициями.Развивающие: Продолжить формирование умений работать ...

Открытый урок Олимпийские игры в древности

Олимпийские игры в древности...

Интеллектуальная игра "Знатоки" (олимпийские игры в древности и современности)

Всё внимание россиян приковано к городу Сочи, и неслучайно, ведь в 2014году в этом замечательном городе состоятся летние Олимпийские игры. Нельзя оставаться в стор...

Игра "Олимпийские игры в древности"

Игра может быть использована на уроке "Олимпийские игры" в 5 классе. Она создана по принципу выбора категории вопроса и его номера. В содержание включены вопросы не только по истории игр, но и материа...