Урок "Промышленный переворот в Англии" 7 класс.
презентация к уроку по истории (7 класс) по теме

Коновалова Ольга Леонидовна

Урок в 7 классе по теме "Промышленный переворот в Англии". На уроке анализируются условия и особенности промышленного переворота в Англии. Формируются познавательные универсальные учебные действия. Организуется смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста. Работая с информацией, учащиеся учатся представлять её в виде плана. Школьники учатся устанавливать причинно-следственные связи,  логично рассуждать и доказывать, сравнивать, формулировать самостоятельно понятия. Также идёт формирование личностного универсального учебного действия - смыслообразования, когда  ученик задаётся вопросом: «Какое значение, смысл имеет для меня изучение  данной темы, где мне это пригодится в жизни». В конце урока осуществляется рефлексия, где вырабатывается навык самооценки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курс «Всеобщая история»

7 класс

Учебная тема: Эпоха Просвещения. Время преобразований.

Тема урока: Промышленный переворот в Англии.

Тип учебного занятия: комбинированный урок, изучение нового материала.

Цели: на уроке анализируются условия и особенности промышленного переворота в Англии.

Формируются познавательные универсальные учебные действия. Например, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.  Учащиеся ставят цель, опираясь на  знания, полученные ранее на уроках истории и обществознания. Организуется смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста. Работая с информацией, учащиеся учатся представлять её в виде плана. Школьники учатся устанавливать причинно-следственные связи,  логично рассуждать и доказывать, сравнивать, формулировать самостоятельно понятия.

Также идёт формирование личностного универсального учебного действия - смыслообразования, когда  ученик задаётся вопросом: «Какое значение, смысл имеет для меня изучение  данной темы, где мне это пригодится в жизни».

В конце урока осуществляется рефлексия, где вырабатывается навык самооценки.

Основные понятия: аграрная революция, промышленный переворот, индустриальное общество.

Оборудование: учебник Юдовская А.Я. Баранов П.А. Ванюшкина Л.М. «Новая история. 1500 – 1800 г.г.» Москва «Просвещение» 2006 г.

Электронная презентация «Промышленный переворот в Англии».

ХОД УРОКА

Организационный  момент.

Слайд 1

Актуализация знаний.

- Определите, о какой стране идёт речь:[1]

  • Это первая европейская страна, где к концу 17 века в результате революции 1640 – 1660 г г.установился парламентский строй.
  • Это первая европейская страна, народ которой первым среди других европейских народов завоевал право на свободу слова, собраний, личной неприкосновенности.
  • К 18 веку эта страна становится ведущей торговой и колониальной державой мира.                                                                                                                                    

                                                                                                                 (Англия)

- Вспомните, какой тип общества начал разрушаться в результате английской революции.                                                                                                             (традиционное общество)

Целеполагание:

- Что происходит, если разрушается старое общество?

(Если разрушается старое общество,

значит, ему на смену приходит новое общество)

- Какая задача стоит перед нами на сегодняшнем уроке?

(Предстоит разобраться, какой тип общества

начинает формироваться в Англии во второй половине 17 века).

- Зачем изучать, анализировать новое английское общество нам сегодня, живущим в России в XXI веке?

(Сегодня в России тоже идёт становление нового общества.

Важно понять, как научиться жить в новых условиях.

Как человеку стать успешным в новом обществе)

- Какие сферы жизни общества затронула английская революция?                                

                                                                                                                             (все)

- Как вы считаете, в какой сфере, прежде всего, начинаются изменения, появляются новые явления?

(После революции новые процессы активнее всего идут в сфере экономики.)

-Давайте определим, о чём пойдёт речь, если предметом анализа будет экономика.

Приём «Словесные ассоциации».

Ключевое слово «экономика». В течение 1-2 минут назовите другие слова, которые вам пришли в голову, при  слове «экономика».

(Экономика – деньги, производство, товар,

продажа, сельское хозяйство, промышленность)

- Выделите ключевое понятие из всех вами предложенных.

(Производство)

Слайд 2

Понятийный анализ темы урока:

Давайте обратим внимание на формулировку темы урока и проанализируем её. Подберите к каждому слову понятия-ассоциации.

Промышленный                    переворот            в Англии

                       производство                      революция

                  заводы и фабрики                    изменения

                                                                    перемены

                                                               появление нового

                                                                         

- Предложите другую формулировку темы урока.

(Революция в английском производстве.)

- Предложите формулировку в виде вопроса.

(Что нового появилось в английской промышленности?

                Как изменилась английская промышленность?

                К каким изменениям привела революция в английской промышленности?)

- Назовите два сектора экономики.                                                                                                

                                                                                            (промышленность и с/х)

- Могут ли происходить изменения в одном секторе экономики, не затрагивая другой?

                                                                                                  (все взаимосвязано)

- Как иначе можно назвать с/х сектор?                                                                    

                                                                                                                (аграрный)

Постановка задачи:

- Что же нового появилось в аграрном секторе после англ. революции. Выясним это, сравнивая развитие с/х до революции и после.

- По какому плану мы будем сравнивать?                                            

                                                                                             (1. Различия. 2. Общее)

- Сравниваем устно.

Слайд 3

Вопросы для сравнения

До революции

После революции

Кому принадлежала земля?

Дворянам

Дворянам

Платили ли землевладельцы налоги?

Да. Королю.

Нет. Освобождены решением долгого парламента

Кто обрабатывал землю?

Зависимые крестьяне, которые несли повинность барщину.

Дворяне отдавали землю в аренду фермерам, которые нанимали батраков (наемных рабочих) за зарплату

Каковы были способы увеличения урожая?

За счёт распахивания новых земель

За счет удобрения земли и севооборота

Какими темпами развивалось с/х?

Медленно

Быстро.

АГРАРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

- Подведём итог. Так что же такое аграрная революция? Сформулируйте свое определение.

Слайд 4

(Аграрная революция – это переворот в с/х, для которого характерно:

  1. сосредоточение земли в руках крупных собственников,
  2. использование труда наёмных рабочих,
  3. исчезновение крестьянства,
  4. рост продуктивности.)

Постановка задачи:

- У любого исторического события есть последствия. Если это революция, то она что-то меняет в обществе. Что же изменила аграрная революция? Каковы её последствия? определим их с помощью учебника. Стр. 190. (предпоследний абзац).

- Прочитайте. Назовите последствия аграрной революции.

                                    (Растёт торговля между городом и деревней, строятся новые дороги, Углубляются реки, строятся мосты, появились газеты по торговле, увеличилось число мануфактур)

- Что такое мануфактура?

(капиталистическое предприятие с разделением ручного труда)

- Как вы думаете, какие предприятия пришли на смену мануфактурам?

                                                                                                    (заводы и фабрики)

Слайд 5

Запись определения:

Переход от мануфактуры к фабрике, от ручного труда к машинному называется промышленным переворотом (впервые начался в Англии в сер 18 века)

Постановка задачи:

- Промышленный переворот стал возможен на определённом историческом этапе. Сложились предпосылки (условия) для его осуществления. Какие? Выясним с помощью учебника стр. 191. Составим простой план.

Обратите внимание на алгоритм составления плана.

Слайд 6

Алгоритм составления плана

1.Внимательно прочитай текст.

2. Разделите его на части так, чтобы в каждой части была законченная мысль.

3.Озаглавь каждую часть текста. Названия пунктов плана могут быть сформулированы:

  • как вопросы;
  • как повествовательные предложения;
  • как ключевые фразы из текста, отражающие основную мысль этой части текста;

4. Проверьте, чтобы пункты плана не повторяли друг друга, и один пункт не был частью другого.

Примерный план:

Условия промышленного переворота

  1. Завершилась  аграрная революция.
  2. Увеличилось число свободных рук.
  3. Растёт население.
  4. Растут города.
  5. Сложился рынок сбыта.
  6. У купцов и предпринимателей появились свободные деньги на строительство фабрик и заводов.
  7. Изобрели рабочие машины.

Постановка задачи:

- Что это за машины? Что изменилось с их появлением? Какое значение имело их появление? Давайте выясним это вместе.

Слайд 7 - 10

- Поведём итог. Англия – первая страна, где начался промышленный переворот.

- Как можно назвать общество, где на смену мануфактурам пришли фабрики и заводы?

                                                         (промышленное, индустриальное общество)

Задание:

- Сформулируйте теперь по новому тему урока.

Рефлексия:

Чем сегодня нового вы узнали?

Чему вы сегодня учились?

Слайд 11

Закончите одно из предложений:

  • Я научился…
  • Самое интересное на уроке было…
  • Мне понравилось…
  • Я бы мог…
  • Мне было не интересно, потому что…
  • Мне было трудно…
  • Мне не понравилось…

*Дополнительные задания при наличии времени:

Вопрос: Каково было влияние промышленной революции на социальные процессы?

Понятийный анализ вопроса.

Примерный ответ:

  • выросло городское население;
  • растут и развиваются города;
  • рост количества рабочих;
  • снижение зарплаты;
  • безработица;
  • обнищание рабочих;
  • революции, восстания, смена власти.

- К какому типу относится данный вопрос?

Задание: придумайте 1 репродуктивный и 1 продуктивный (развивающий) вопрос по теме и запишите его в тетрадь.


[1] В скобках даны ответы, которые учащиеся давали на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Это первая европейская страна, где к концу 17 века в результате революции 1640 – 1660 г г.установился парламентский строй. Это первая европейская страна, народ которой первым среди других европейских народов завоевал право на свободу слова, собраний, личной неприкосновенности. К 18 веку эта страна становится ведущей торговой и колониальной державой мира.

Слайд 2

Промышленный переворот в Англии Домашнее задание: Параграф 21 Зад.1 стр. 197

Слайд 3

Вопросы для сравнения Кому принадлежала земля? Платили ли землевладельцы налоги? Кто обрабатывал землю? Каковы были способы увеличения урожая? Какими темпами развивалось с/х? До революции После революции Дворянам Дворянам Да. Королю. Нет. Освобождены решением долгого парламента Зависимые крестьяне, которые несли повинность барщину. Дворяне отдавали землю в аренду фермерам, которые нанимали батраков (наемных рабочих) за зарплату За счёт распахивания новых земель Медленно За счет удобрения земли и севооборота Быстро. АГРАРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Слайд 4

Аграрная революция – это переворот в с/х, для которого характерно: сосредоточение земли в руках крупных собственников, использование труда наёмных рабочих, исчезновение крестьянства, рост продуктивности.

Слайд 5

Переход от мануфактуры к фабрике, от ручного труда к машинному называется промышленным переворотом (впервые начался в Англии в сер 18 века) 

Слайд 6

Алгоритм составления плана 1.Внимательно прочитайте текст. 2. Разделите его на части так, чтобы в каждой части была законченная мысль. 3.Озаглавьте каждую часть текста. Названия пунктов плана могут быть сформулированы: как вопросы; как повествовательные предложения; как ключевые фразы из текста, отражающие основную мысль этой части текста; 4. Проверьте, чтобы пункты плана не повторяли друг друга, и один пункт не был частью другого.

Слайд 7

Изобретение рабочих машин

Слайд 8

Летучий челнок Джона Кея В 1730 году был усовершенствован ткацкий станок. Механик и ткач Джон Кэй изобрел для него новый челнок. Одним нажатием педали стало возможно пропускать челнок между нитями основы вместо того, чтобы вручную протаскивать его, как это было ранее. Задание: сформулируйте значение изобретения

Слайд 9

Прядильная машина "Дженни" В 1765 г. ткач Джеймс Харгривс сконструировал механическую прялку. Машину он назвал "Дженни" по имени своей дочери. В ней было от 15 до 18 веретён. Задание: сформулируйте значение изобретения

Слайд 10

Паровой двигатель Джеймса Уатта В 1784 Джеймс Уатт получил патент на универсальный паровой двигатель. Задание: сформулируйте значение изобретения

Слайд 11

Закончите одно из предложений : Я научился… Самое интересное на уроке было… Мне понравилось… Я бы мог… Мне было не интересно, потому что… Мне было трудно… Мне не понравилось… Я…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»

«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...

Урок в 7 классе "Англиядә сәнәгать перевороты"

Урок в 7 классе по Всеобщей истории...

урок по истории"Дворцовые перевороты" в 7 классе

Урок призван выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую характеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия.Урок формиру...

Урок истории в 7 классе "Дворцовые перевороты XVIII века".

Урок разработан в соответствии рабочей программы, предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.г. Косулиной. В итоге изучения данной темы ученики должны: называть события, определяемые историками как д...

методическая разработка урока по истории в 7 классе по теме: "Дворцовые перевороты"

Тип урока:  урок  изучения нового материала и первичного закрепления знаний.Цели урока: 1. Образовательная:  изучить причины дворцовых переворотов XVIII века;познакомить учащихся ...

Урок истории по теме "Дворцовые перевороты" в 7 классе

Урок-практикум на этапе обобщения и закрепления знаний. Предусмотрена индивидуальная(тестирование) и групповая работа учащихся, интеллектуальная разминка, рефлексия....