урок истории в 10 классе
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

Татьяна Николаевна Алфимова

конспект урокаистории России в 10 классе "Ничтожные наследники северного исполина (эпоха дворцовых переворотов в России)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_dvortsovye_perevoroty_t._n._alfimovoy.docx423.03 КБ

Предварительный просмотр:

Эпоха дворцовых переворотов

  1. Определение учебных результатов (целей урока):

Обучающие (знания):

- называть причины дворцовых переворотов;

 - знать последствия дворцовых переворотов для развития страны;

 - давать характеристику правления Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы I, Петра III.

Развивающие (умения):

- воспроизводить исторический материал;

 - анализировать изученное;

 - оценивать исторические события;

 - работать в группе;

 - работать с дополнительными образовательными ресурсами.

Воспитательные (отношения, ценности, внутренние установки):

- определить свое отношение к событиям XVIII века;

 - выразить свое мнение о влиянии борьбы за власть на развитие государства.

2. Основные понятия: дворцовый переворот, фаворитизм, кондиции, конституционная монархия, абсолютизм, династия, Верховный тайный совет, бироновщина, манифест, олигархия. 

3. Технология развития критического мышления 

4. Основная деятельность на уроке:

- работа в группах;

 - составление сюжетной таблицы «Кто? Где? Когда?»

5. Ресурсы урока:

- сетевые диски «История Отечества 882-1917», «Энциклопедия истории России 862-1917»;

 - А.Н.Зыков «Краткая история России в лицах», г. Канск, 1998 г.

 - А.Н. Сахаров «История России» Учебник для 10 класса, М., Русское слово, 2006 г.

Даты и события:

1725 - 1727 - царствование Екатерины I

1726 - учреждение Верховного Тайного Совета

1727 - 1730 - царствование Петра II

1730 - упразднение Верховного Тайного Совета

1730 - 1740 - царствование Анны Иоанновны

1731 - учреждение “кабинета министров”

1731 - создание Тайной канцелярии

1740 - 1741 - царствование Ивана Антоновича

1741 - 1761 - царствование Елизаветы Петровны

1761 - 1762 - царствование Петра III

1762 - манифест о вольности дворянства

Ход урока:

«Ничтожные наследники северного исполина»

                                             А. С. Пушкин

«Русская история до Петра Великого сплошная панихида,

а после Петра Великого - сплошное уголовное дело»

Ф. И. Тютчев

Портретная галерея эпохи дворцовых переворотов

                           

      Екатерина I                                     Петр II                         Анна Иоанновна

                           

      Иван Антонович                Елизавета Петровна                     Петр III

                                             

                                                    Екатерина II Великая

1. Организационный момент

- Дамы и господа, изображенные на портретах управляли нашим государством - Российской империей - в XVIII в. после смерти Петра Великого. Их правление великий историк В. О. Ключевский назвал «эпохой дворцовых переворотов». Сегодня мы попытаемся проанализировать:

1) как происходили дворцовые перевороты; 2) кто в них участвовал;

3) попытаемся дать личностную оценку деятельности правителей «эпохи дворцовых переворотов».

        Изучив материал урока, вы должны составить сюжетную таблицу и сформулировать ответ на проблемный вопрос:

     Почему в эпоху Московской Руси и допетровской России не известно случаев покушения на государя и стремления свергнуть его с престола со стороны подданных, а в 18 веке наступает эпоха дворцовых переворотов? Что изменилось? В чем причины дворцовых переворотов?

Петр Великий управлял Россией с 1682 по 1725 гг. Михаил Ломоносов писал о нем так:

           «Рожденный к скипетру, простер в работу руки,

Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.

Когда он строил град, сносил труды в войнах,

В землях далеких был и странствовал в морях,

Художников сбирал и обучал солдатов,

Домашних побеждал и внешних супостатов;

И, словом, се есть Петр, Отечества отец»

Показ видеофильма о последних минутах жизни Петра Великого. Его слова: «Отдайте все…». Но кому?

2. Стадия вызова:  

- Как вы понимаете выражение «дворцовые перевороты»?  (идет работа над понятием)

- Что вам известно из истории дворцовых переворотов? (составляется «список известной информации», а затем кластер)

- Чтобы вы еще желали узнать по данной теме? (запросы учащихся фиксируются на доске,  и,  исходя из них, формулируются задачи урока)

Класс делится на 6 групп, каждая из которых работает с материалом об одном из  деятелей эпохи дворцовых переворотов

Применение приема инсерт 

Чтение статей с внесением на полях листа помет в соответствии с предложенной классификацией:

    " V " - уже знал
    " + " - новое
    " ? " - не понял, нужно поискать информацию

Группа № 1

Екатерина I

  1. Отметьте события внутренней политики  периода правления Екатерины I.
  2. Отметьте события внешней политики  периода правления Екатерины I.
  3. Сформируйте своё отношение к личности Екатерины I используя материал параграфа и текст документа

 «При Петре она светила не собственным светом, но заимствованным от великого человека, которого она была спутницею; у нее доставало уменья держать себя на известной высоте, обнаруживать внимание и сочувствие к происходившему около нее движению; она была посвящена во все тайны, тайны личных отношений окружающих людей. Ее положение, страх за будущее держали ее умственные и нравственные силы в постоянном и сильном напряжении. Но вьющееся растение достигало высоты благодаря только тому великану лесов, около которого обвивалось; великан сражен — и слабое растение разостлалось по земле. Екатерина сохранила знание лиц и отношений между ними, сохранила привычку пробираться между этими отношениями; но у нее не было ни должного внимания к делам, особенно внутренним, и их подробностям, ни способности почина и направления». 

Из «Истории России» С.М. Соловьева.

  1. Создайте синквейн о Екатерине I

Группа № 2

 Петр II

  1. Отметьте события внутренней политики  периода правления Петра II.  
  2. Отметьте события внешней политики  периода правления Петра II.
  3. Сформируйте своё отношение к личности Петра II,  используя материал параграфа и текст документа

«Ему исполнилось только 12 лет, а он уже почувствовал, что рождён самодержавным монархом, и при первом представившемся случае показал сознание своего царственного происхождения над самим Меншиковым. Петербургские каменщики поднесли малолетнему государю в подарок 9000 червонцев. Государь отправил эти деньги в подарок своей сестре, великой княжне Наталье, но Меншиков, встретивши идущего с деньгами служителя, взял у него деньги и сказал: «Государь слишком молод и не знает, как употреблять деньги». Утром на другой день, узнавши от сестры, что она денег не получала, Пётр спросил о них придворного, который объявил, что деньги у него взял Меншиков. Государь приказал позвать князя Меншикова и гневно закричал:

— Как вы смели помешать моему придворному исполнить мой приказ?

— Наша казна истощена, — сказал Меншиков, — государство нуждается, и я намерен дать этим деньгам более полезное назначение; впрочем, если вашему величеству угодно, я не только возвращу эти деньги, но дам вам из своих денег целый миллион.

— Я император, — сказал Пётр, топнув ногой, — надобно мне повиноваться».

Н. Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей».

Из донесений иностранных послов:

«Монарх говорит со всеми в тоне властелина и делает, что захочет. Он не терпит пререканий, постоянно занят беготнёю; все кавалеры, окружающие его, утомлены до крайности…Царь похож на своего деда в том отношении, что он стоит на своём, не терпит возражений и делает, что хочет».

«Прежде можно было противодействовать всему этому, теперь же нельзя и думать об этом, потому что государь знает свою неограниченную власть и не желает исправляться. Он действует исключительно по своему усмотрению, следуя лишь советам своих фаворитов».

«Нельзя не удивляться умению государя скрывать свои мысли; его искусство притворяться — замечательно. На прошлой неделе он два раза ужинал у Остермана, над которым он в то же время насмехался в компании Долгоруких. Перед Остерманом он же скрывает свои мысли: ему он говорит противоположное тому, в чём уверял Долгоруких…Искусство притворяться составляет преобладающую черту характера императора».

«Хотя и трудно сказать что-либо решительное о характере 14-летного государя, но можно догадываться, что он будет вспыльчив, решителен и жесток».

  1. Создайте синквейн о Петре II.

Группа № 3

 Анна Иоанновна

  1. Отметьте события внешней политики  периода правления Анны Иоанновны.
  2. Подведите итоги правления Анны Иоанновны.
  3. Сформируйте своё отношение к личности Анны Иоанновны используя материал параграфа и текст документа

Из донесений иностранных послов:

«Императрица Анна толста, смугловата, и лицо у нее более мужское, нежели женское. В обхождении она приятна, ласкова и чрезвычайно внимательна. Щедра до расточительности, любит пышность чрезмерно, отчего ее двор великолепием превосходит все прочие европейские. Она строго требует повиновения себе и желает знать все, что делается в ее государстве, не забывает услуг, ей оказанных, но вместе с тем хорошо помнит и нанесенные ей оскорбления. Говорят, что у нее нежное сердце, и я этому верю, хотя она и скрывает тщательно свои поступки. Вообще могу сказать, что она совершенная государыня…»

«Природное любопытство и склонность царицы к сплетням дают ей сведения обо всех пустяковатых делах и мелких случаях, происходящих в семьях придворных. Что же до важных дел и вещей значительных, то благородный граф Бирон (осуществляющий у неё главное управление) заботиться, чтобы о них она ничего не ведала».

«Француз, привыкший заходить в королевские покои, чувствовал бы себя неуютно при петербургском дворе, где и по самым торжественным праздникам следует держаться на известной дистанции от персоны её величества, рядом с которой стоят только знатнейшие. Несколько странно также, что каждый, кто мимо дворца идёт, едет или плывёт на судне, должен обнажить голову».

  1. Создайте синквейн об Анне Иоанновне.

Группа № 4

Иван Антонович

  1. Отметьте события внутренней политики  периода правления Ивана Антоновича.  
  2. Отметьте события внешней политики  периода правления Ивана Антоновича.
  3. Подведите итоги правления Ивана Антоновича.
  4. Сформируйте своё отношение к личности Ивана Антоновича используя материал параграфа и текст документа

 «Родился он в самом конце царствования Анны Иоанновны, поэтому вопрос о том, кого назначить регентом, долго мучил и находившуюся при смерти императрицу. Анна Иоанновна хотела оставить трон за потомками своего отца Ивана V и очень беспокоилась, как бы он не перешел в будущем к потомкам Петра I. Поэтому в завещании она оговорила, что наследником является Иоанн Антонович, а в случае его смерти — другие дети Анны Леопольдовны в порядке старшинства, если они родятся. Иван Антонович был провозглашён императором при регентстве герцога Курляндского Бирона. 

Через две недели после воцарения младенца в стране произошел переворот, в результате которого гвардейцы, возглавляемые фельдмаршалом Минихом, арестовали Бирона и отстранили его от власти. Новым регентом была объявлена Анна, мать императора. Неспособная управлять страной и живущая в иллюзиях Анна постепенно передала всю свою власть Миниху, а после ею завладел Остерман, отправивший фельдмаршала в отставку. Но спустя год произошел новый переворот. Дочь Петра Великого Елизавета с преображенцами арестовала Остермана, императора, его родителей и всех их приближенных. 

Сначала Елизавета намеревалась выдворить «Брауншвейгскую семью» из России (так было официально указано в манифесте, обосновывающем её права на престол), но передумала, испугавшись, что за границей она будет опасна, и приказала посадить в тюрьму бывшую регентшу и её мужа.

31 декабря 1741 года был объявлен указ императрицы о сдаче населением всех монет с именем Иоанна Антоновича для последующей переплавки.

Позже, был опубликован указ об уничтожении портретов с изображением Иоанна Антоновича, а также о замене деловых бумаг, паспортов и прочих документов с именем императора на новые.

В 1742 году, в тайне от всех, вся семья была переведена в предместье Риги — Дюнамюнде, затем, в 1744 году, в Ораниенбург, а после подальше от границы, на север страны — в Холмогоры, где маленький Иван был полностью изолирован от родителей. Долгие северные походы сильно отразились на здоровье Анны Леопольдовны: в 1746 году она умерла. В 1756 году его перевезли из Холмогор в одиночную камеру в Шлиссельбургской крепости. В крепости «известный арестант» находился в полной изоляции, ему не разрешалось никого видеть, даже крепостных служителей. За все время заключения он так и не увидел ни одного человеческого лица. Однако документы свидетельствуют, что узник знал о своем царском происхождении, был обучен грамоте и мечтал о жизни в монастыре.

С 1759 года у Ивана стали наблюдать признаки неадекватного поведения. Об этом с полной уверенностью утверждала и видевшая Ивана VI в 1762 году императрица Екатерина II; но тюремщики полагали, что это лишь жалкая симуляция. Пока Иван был в заточении, предпринималось много попыток освободить свергнутого императора и вновь возвести на престол. Последняя попытка обернулась для молодого заключенного гибелью в 1764г. В возрасте 23 лет».

  1. Создайте синквейн об Иване Антоновиче.

Группа № 5

 Елизавета Петровна

  1. Отметьте события внутренней политики  периода правления Елизаветы Петровны.  
  2. Отметьте события внешней политики  периода правления Елизаветы Петровны.
  3. Подведите итоги правления Елизаветы Петровны.
  4. Сформируйте своё отношение к личности Елизаветы Петровны используя материал параграфа и текст документа

«Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин, уложила пропасть солдат на полях Цорндорфа и Кунерсдорфа; но с правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко, и ни одно царствование до 1762 г. не оставляло по себе такого приятного воспоминания».

«Елизавета была умная и добрая, но беспорядочная и своенравная русская барыня XVIII в., которую по русскому обычаю многие бранили при жизни и тоже по русскому обычаю все оплакали по смерти».

«Весёлая царица была Елисавет: Поёт и веселится, порядка только нет».

Обозревая царствование императрицы Елисаветы Петровны, нельзя не отметить двух важных дел этого царствования в области внутреннего управления: распространения просвещения, которому много содействовало учреждение университета и гимназий и уничтожение внутренних таможен, сильно парализовавших русскую торговлю в продолжение долгого времени. И то, и другое дело, как мы видели, устраивалось представлениями и трудами Шуваловых. Что касается до внешней политики, то вмешательство России в Семилетнюю войну ничего не принесло ей, кроме истощения, и возбуждало всеобщее неудовольствие даже в войске.

«Обыкновенно ставят в заслугу Елисавете Петровне уничтожение смертной казни и некоторое смягчающее движение в законодательстве относительно употребления пыток при расследованиях; но мы не видим тут смягчения нравов и проявления человеколюбия, потому что в рассматриваемую эпоху продолжались страшные пытки - рвание ноздрей, битье кнутом, урезанье языка и тяжелые ссылки, часто даже людей совершенно невинных... Народные массы не наслаждались довольством, спокойствием и безопасностью: несомненным свидетельством этому служат разбойничьи шайки, препятствовавшие не только торговле и промыслам, но даже мирному состоянию обывателей, - а крестьянские возмущения, постоянно требовавшие укрощения воинскими командами, разразились народными волнениями в близкое этому царствованию время императрицы Екатерины Второй.

  1. Создайте синквейн о Елизавете Петровне.

Группа № 6

 Петр III

  1. Отметьте события внутренней политики  периода правления Петра III.  
  2. Отметьте события внешней политики  периода правления Петра III.  
  3. Подведите итоги правления Петра III.  .
  4. Сформируйте своё отношение к личности Петра III используя материал параграфа и текст документа

«Екатерина: «Время он проводил в ребячествах неслыханных...Он был упрям и вспыльчив, был слабого и хилого сложения…С десятилетнего возраста он пристрастился к пьянству… Он большей частью проявлял неверие... Его ум был ребяческим... Он приходил в отчаяние. Это часто с ним случалось. Он был труслив сердцем и слаб головой. Он любил устриц...»

«Общество чувствовало в действиях правительства шалость и каприз, отсутствие единства мысли и определённого направления. Всем было очевидно расстройство правительственного механизма. Всё это вызывало дружный ропот, который из высших сфер переливался вниз и становился всенародным. Языки развязались, как бы не чувствуя страха полицейского; на улицах открыто и громко выражали недовольство, безо всякого опасения порицая государя»

«Уже с утра он был в своём рабочем кабинете, где заслушивал доклады <…>, потом спешил в Сенат или коллегии. <…> В Сенате за наиболее важные дела он брался сам энергично и напористо»

«За время 186-дневного царствования, если судить по официальному «Полному собранию законов Российской империи», было принято 192 документа»

  1. Создайте синквейн о Петре III.

3. Стадия осмысления:

- Каковы, на ваш взгляд, причины дворцовых переворотов?

  Составление кластера:

Причины дворцовых переворотов:

  1. отсутствие широкой народной опоры режима (такая опора в виде института Земского собора была упразднена);
  2. отсутствие четких механизмов передачи власти, а соответственно, неоднозначность трактовок о легитимной фигуре преемника;
  3.  зависимость правительства в принятии политических решений от позиции гвардии.

- О ком идет речь?

А) «При Петре она светила светом не собственным, но заимствованным от великого человека» С. Соловьёв

Б) «Эта грубая, двухметровая по высоте и восьмипудовая по весу, необразованная и ленивая женщина все свое время проводила за картами и в пирах. Особенно Анна любила стрелять по воронам»

В) «Во дщери Петр опять на трон взошел,

В Елизавете все дела свои нашел…

О матерь своего народа!

Тебя произвела природа

Дела Петровы окончать!»

А. П. Сумароков

Г) “За 186 дней своего царствования он издал 192 указа, из них указы о вольности дворянства, прекращении преследований иноверцев… свидетельствовали о незлобивом характере правителя”

Д) «Божию милостью, мы, Екатерина II,

Объявляем верным подданным нашим…

Россия вдоволь натерпелась от чехарды вокруг престола.

России я обязана всем, даже именем - Екатерина!

Стремиться буду к общей цели - сделать всех счастливыми!»

Составление сюжетной таблицы «Кто? Где? Когда?»

Кто?

Годы правления

Кто поддержал?

Основное содержание правления

Итоги

Екатерина I

1725-1727

Гвардейские полки, ближайшие соратники Петра, А. Меньшиков        

Создание Верховного тайного совета, ограничение функций Сената. Установление очередности престолонаследия. Открытие Академии наук, организация экспедиции на Камчатку. Разрешение дворянам заниматься торговлей и промышленностью, увольнения из армии на три года        

Начало отказа от наследия Петра Великого.

Усиление эксплуатации крестьян, рост повинностей, разорявших хозяйство.

Ухудшение боевой подготовки армии

Петр II

1727-1730

Аристократи

ческие круги, Долгорукие

Двор переехал в Москву, бездействие флота

Анна Иоанновна

1730-1740

Эпоха немецкого владычества, А. Остерман, Э. Бирон

Ликвидация Верховного тайного совета, создание Кабинета министров. Создание кадетского корпуса, ограничение дворянской службы. Отмена майората. Право помещиков определять крепостным меру наказания за побег, сбора подушной подати с крестьян. Отмена протекционистского тарифа

Иоанн Антонович

1740-1741

Немецкое дворянство, А. Остерман, Б.Миних

Елизавета II

1741-1761

Гвардейцы, А. Разумовский, Шуваловы

Отмена смертной казни. Право помещиков ссылать крепостных в Сибирь. Восстановление полномочий Сената. Семилетняя война. Отмена внутренних таможен. Учреждение Дворянского, Купеческого банков

Петр III

1761-1762

Не имел опоры

Дарование вольности российскому дворянству. Секуляризация церковных земель        

Применение приема «круги по воде»:

На слайде - слово «ПЕРЕВОРОТ» (в столбик по одной букве).

подберите ассоциативные ряды на -п-, теперь на -е-, на -р- и т. д.

Согласны ли Вы, с оценкой дворцовых переворотов, данной В. И. Лениным «Были до смешного легки»?

ИТАК, возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока:

Почему в эпоху Московской Руси и допетровской России не известно случаев покушения на государя и стремления свергнуть его с престола со стороны подданных, а в 18 веке наступает эпоха дворцовых переворотов? Что изменилось? В чем причины дворцовых переворотов?

5. Задание на дом (на выбор):

1) Составить синквейн на любого из правителей;

2) Написать сочинение - рассуждение «Что было бы, если бы Петр I  назначил наследника…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"

1.      Цель  урока:    Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

презентация к уроку истории 5 класс История Древнего мира

Урок по истории Древнего мира. История это прошлое всех людей, человечества. Прошлое представляет собой сложнейшее переплетение событий, человеческих судеб, культур – настоящий исторически...

Презентация к уроку истории 5 класс на тему "Всеобщая история. Введение в курс"

Данная презентация разработана к уроку Всеобщей истории в 5 классе....