Главные вкладки

    Анализ урока истории в 9 классе
    методическая разработка по истории (9 класс) на тему

    Корпачёв Вячеслав Викторович

    Даётся анализ и описание приёмов и методик преподавания урока истории по теме "Россия в Первой мировой войне" в 9 классе

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    В.В. Корпачёв

    ГБОУ СОШ № 1987, учитель истории и обществознания,

                            Методика преподавания истории.

       Структурно-функциональный анализ урока истории.

                         История Отечества. XX век. 9 класс.

                         Тема: Россия в Первой мировой войне

            Параграф 19. Преддверие и начало Первой мировой войны.

         1. Образовательная цель урока. Дать ученикам представление о предпосылках, причинах Первой мировой войны, о противоборствующих силах с войне, их намерениях и военных планах, о поводе к войне и о её начале (июль – август 1914 года). Особенно: положение России накануне войны и в расстановке сил, степень готовности России к войне и её военные планы.

       2. Структурный анализ урока.

         1) Основные факты и события: а) образование и противостояние двух враждебных союзов – Тройственный союз (1879 – 1882) и Антанта (1891 – 1894, 1904 – 1907); б) обострение межимпериалистических противоречий и противостояний (экономическая конкуренция – Германия и Англия, Германия и Россия; межгосударственные противоречия (Франция и Германия, Австро-Венгрия и балканские страны, поддерживаемые Россией, Россия и Австро-Венгрия – боснийский кризис 1908 год); в) выдвижение Германии как первенствующей в Европе державы в военном, экономическом и политическом отношениях и, следовательно, угроза европейскому равновесию; г) это приводит к: Балканские войны 1912 – 1913 годов – на Балканах сплетаются узлы противоречий между великими державами, когда та или иная из последних поддерживает, руководимая своими интересами, тот или иной блок балканских государств или отдельное государство. Превращение, вследствие этого, Балкан в «пороховой погреб» Европы, когда любое происшествие на Балканах может быть провоцирующим поводом к большой войне между главными европейскими державами; д) 28 июня 1914 года – убийство в Сараево – непосредственный повод к войне. Лавина покатилась. Следующие даты: 28 июля 1914 года – объявление Австро-Венгрией войны Сербии, в ответ на это – русская мобилизация и объявление Германией войны России – 1 августа 1914 года. Вступление в войну Франции и Англии (2 – 4 августа 1914 года). Превращение войны в общеевропейскую и в мировую – 38 государств с 1 млрд. населения.

        2) Планы воюющих сторон. Германия (два фронта) – сперва быстрый разгром Франции (план Шлиффена), затем – весь натиск на Россию, Антанта – концентрированный удар по Германии с двух сторон.

        3) Характер войны. Первая массовая война индустриальной эпохи, уровень экономики определяет общий технический уровень вооружённости, «выносливость» страны. Россия – в более невыгодном положении, в силу своей относительной индустриальной и технической отсталости от своего главного противника – Германии.

    2. Функциональный анализ урока. Из анализа фактов и теоретических положений и обобщений можно сделать следующие выводы:

         1) о глубине и непримиримости противоречий между противоборствующими европейскими блоками, противоречий, которые складывались и накапливались десятилетиями и в которых сплелись политические и экономические составляющие с личными мотивами (роль Вильгельма II и Николая II). Не убийство эрцгерцога Франца-Фердинанда было причиной войны (а поводом), но множество причин, как лежащих на поверхности (личные отношения монархов, балканские проблемы), так и более скрытых (вражда Франции к Германии – результат франко-прусской войны 1870 – 1871 годов; экономическая конкуренция Германии с Россией и Англией; военное (флот) соперничество Германии и Англии, ставившее под удар первейшую основу британского политического и военного могущества – безопасность мировых морских коммуникаций и надёжная связь между разными частями Британской империи, которая обеспечивалась самым мощным в мире британским флотом, здесь же – стремление Германии к колониальному переделу мира и поэтому (в том числе) – стремление поживиться за счёт России (пресловутое расширение Lebensraum). Следовательно, предотвращение Первой мировой войны было почти невозможным делом, при всех добрых намерениях будь-то Николая II или Жореса или Витте (который был против войны).

        2) о сложном положении, в котором оказалась Россия на пороге и вначале войны, вступив в неё в экономическом и военно-техническом отношении более слабой страной, чем её основной противник, политически нестабильной и неподготовленной – в военном отношении (программа перевооружения русской армии должна была быть завершена только к 1917 году). Массовая индустриальная война требовала сплочения всего общества ради достижения победы, но политическая нестабильность и раздоры в России не способствовали такому сплочению. То есть, можно сделать вывод о том, что для России Первая мировая война будет тяжёлой и принесёт много несчастий и политических, социальных и экономических потрясений (см. записку П.Н. Дурново Николаю II 1914 г.).

       Образовательная задача урока – обеспечить знание учениками основных фактов, теоретических положений и выводов по теме урока.

        Воспитательная задача урока – более сложная для формулировки. Может быть, по двум противоположным стремлениям: 1) para bellum; 2) пацифистское стремление. Первая – относится более к России (надо быть готовым к войне, урок был дан и усвоен к 1941 году – другое дело – субъективные просчёты и провалы Сталина), вторая – более общечеловеческая, общегуманистическая.  

        Развивающая задача урока – более прозрачная. Достаточно взрослые ученики должны уметь самостоятельно мыслить и делать выводы. Можно дать на самостоятельное осмысление такие темы: 1) какая из противоборствующих сторон более всего повинна в войне? 2) можно ли было – и как – предотвратить войну? 3) или – более личностно – что бы вы делали на месте Николая II или Франца-Иосифа в критические июльские дни 1914 года? 4) научить учеников самим анализировать факты и делать из них выводы – например, проанализировать боснийский кризис 1908 года – что было результатом этого события? (непримиримость России и Австро-Венгрии достигла предела, что сыграло свою роковую роль в июле 1914 года).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"

    1.      Цель  урока:    Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...

    Конспект урока истории. 5 класс. Тема урока: Измерение времени. Счет лет в истории.

    Тема урока: Измерение времени. Счет лет в истории.Тип урока: урок изложения нового материала по истории в 5 классе.Цели урока:1.      Сформировать у учащихся представление о х...

    Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

    Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

    Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

                Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

    Использование интерактивных возможностей информационного пространства (конспекты уроков с аспектным анализом) Урок истории в 9 классе Тема. Холодная война - порождение Соединенных Штатов Америки.

    Цель урока: через посредство технологии ДЕБАТЫ доказать ведущую роль  одной из сверхдержав в мировой политике развязывания «Холодной войны»...

    Анализ урока истории в 6 классе по теме «Возникновение новой религии. Мир ислама»

    Анализ урока истории в 6 классепо теме «Возникновение новой религии. Мир  ислама»I. Анализ целей урокаУчителем  были поставлены четкие задачи образования, воспитания и общего раз...