Урок истории в 6 классе по теме "А.Невский"
презентация к уроку по истории (6 класс) по теме

Копылова Татьяна Викторовна

Урок истории в 6 классе представлен вместе с презентацией и планом урока. Материалом может воспользоваться учитель для проведения своего урока по данной теме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_6_klass.rar436.93 КБ

Предварительный просмотр:

                

        

 «РАЗРАБОТКА урока с использованием компьютерных технологий»

  1. Копылова Татьяна Викторовна, учитель истории и обществознания, МОУ СОШ п. Янталь, Усть – Кутского района, Иркутской области. 

2. Урок истории. Тема: Борьба Руси с западными завоевателями. Ледовое побоище. 6 класс.

3.Тип урока  - изучение нового материала, данный урок является 6-м в главе «Политическая раздробленность на Руси» и 2-м в теме «Борь Руси с западными завоевателями».

Цель: познакомить учащихся с ходом борьбы северных русских земель с экспансией крестоносцев.  

1. Задачи для учащихся: 

1. Познакомится с фрагментом летописи “Ледовое побоище” и отрывком из стихотворения Ю. Лермонтова, объяснить фразеологизм “гнали их русские с боем как по воздуху...”

2.  Закрепить навыки работы  с картой и схемой,

3.  Научиться сравнивать различные источники  информации, делать выводы,

4.  Решить кроссворд по теме урока.

5. Научиться адекватно оценивать свои знания.

2. Задачи для педагога

 1.Учить работать с документами, с картой и схемой, учить делать выводы, сравнивать.

2.Развивать  речь, внимание, орфографическую зоркость, умения обобщать.

3.Воспитывать чувство гордости за наших предков  на примере полководческого и дипломатического талантов Александра Невского, а также героев тех времен: Гаврилы Алексича, Василия Буслаева; воспитывать  любовь к Родине, чувство сострадания и сопереживания к лишениям русского народа.

 3.Совместные цели для педагога и учащихся.

1.  Научиться в сотрудничестве: ученик-учитель, ученик-ученик

2.  Закрепить ключевые понятия темы.

Ключевая проблема урока.

    Воспитание   любви к Родине, чувства сострадания и сопереживания к лишениям русского народа.

Отбор содержания учебного материала для использования на уроке (работа с текстами, отбор образовательных программ, иллюстративный материал).

Исторические имена: Евпатий Коловрат, Гаврила Олексич, Александр Невский

Термины: меч, секира, копье, перст, боевые топоры.

Источники: отрывок из летописи, текст учебника, литературное произведение.

Изображения – портреты А.Невского, рыцари – крестоносцы, битва, храм А.Невского, Орден А.Невского, изображения  Евпатия Коловрата и  Гаврилы Олексича.

Карты – поход дружины к Чудскому озеру.

Схемы – битва на льду

Презентация

Ход урока:

  1. Орг. Момент  Мотивация: Зачем люди изучают историю? (чтобы знать о прошлом Родины, о людях, оставивших след в истории.) Мы с вами должны тоже постараться, чтобы наш урок остался в истории школы. Сегодня на уроке за правильные ответы вы будете получать медали. Ваша задача, как можно больше заработать медалей.

Кроме того, в процессе урока необходимо будет ответить на такие вопросы:

В чем вы видите героизм  русских людей?

С кого из героев вы хотели бы брать пример? Почему?

В чем вы увидели полководческий талант Александра Невского?

Какой источник о битве вам понравился больше? Почему?

  1. Повторение пройденного. Игра «Угадай слово». (вызывается один ученик, над головой поднимается карточка со словом, которое он должен угадать. Класс подсказывает ему, но не называет слово)

Слова:

  • Евпатий Коловрат  (воевал с монголами, из Рязани, собрал отряд в 1700 воинов, Батый про него сказал, что это сам урусутский бог Сульдэ)
  •  Гаврило Алексич (Воевал на Неве, дружинник, по мосткам ворвался на корабль шведов и убил воеводу и епископа)
  •  Александр Невский. (князь, в Новгороде, повел дружину против шведов)

-  Что объединяет эти имена? (они герои)

- Как вы думаете, с именем какого героя будет связан наш урок? (Александра Невского)

- Что вы знаете о нем?

  • Имя Александра Невского сегодня у всех на устах. В 2008 году в конкурсе – он был назван именем России.

А за какие заслуги он удостоился столь высокого звания в наше время?

(победа в Невской битве). А еще какова заслуга Александра Невского перед русским народом, вы узнаете на сегодняшнем уроке.

Сложность трудов, выпавших на его долю, переплелись с драмой личной жизни. Его отца, Великого князя владимирского Ярослава, вызвали в Каракорум, столицу монгольского государства, основанную Чингисханом, для утверждения на княжение. Мать монгольского хана в знак  высочайшей милости подавала еду  князю своими руками, а в  пище была отрава.

Старший брат Федор внезапно умер в день собственной свадьбы.

Рано князь потерял и свою умную советчицу – мать. Именно она отсоветовала ему ехать в Каракорум за ярлыком на звание великого князя Руси – материнское сердце чувствовало, что постигнет его та же участь, что и отца.

После победы над шведами, бояре, боясь, что он расширит свою княжескую власть, вынудили его покинуть Новгород.

  1. Новая тема.
  • Но разгром шведов не остановил немецких и датских крестоносцев. В 1240 году они захватили  крепость Изборск, затем взяли Псков.
  • Стали грабить купцов и близ Новгорода. Но защитить новгородцев было некому.
  • И тогда на вече решили пойти с поклоном к князю Александру Ярославовичу.  Он согласился вернуться.

- О какой черте характера говорит этот факт? (о любви к родной земле, об умении прощать и не помнить зла)

  • Карта: Александр со своею дружиною заманил крестоносцев на Чудское озеро у острова Вороний камень.

Именно здесь решено было дать бой.

  • Работа по источникам.

Задание: прочитать вслух фрагмент летописи “Ледовое побоище” и ответить на вопросы:

  • - Когда состоялась битва?

- Почему на озере не было видно льда?

- Что означает выражение летописца “гнали их русские с боем как по воздуху...”?

Ледовое побоище
(извлечение из летописи)

Был же тогда субботний день, а на восходе солнца сошлись оба войска.

И была здесь злая и великая сеча для немцев и русских, и слышен был треск ломающихся копей и звук от ударов мечей, так что лед на замершем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там.

И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, и пало немцев 500, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело ранеными. Был же этот бой 5 апреля (1242 г.) ...

Уже в ХХ веке  Константин Симонов написал стихотворение «Ледовое побоище».

Прослушайте отрывок из стихотворения и скажите, что нового оно вам поведало об этой битве? А также, отметьте, какие слова вам были непонятны.

***

  • Уже смешались люди, кони,

Мечи, секиры, топоры,

А князь по-прежнему спокойно

Следил за битвою с горы.

…И, только выждав, чтоб ливонцы,

Смешав ряды, втянулись в бой,

Он, полыхнув мечом на солнце,

Повел Дружину за собой.

Подняв мечи из русской стали,

Нагнув копейные древки,

Из леса с криком вылетали

Новогородские полки.

По льду летели с лязгом, громом,

К мохнатым гривам наклоняясь;

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь.

И, отступая перед князем,

Бросая копья и щиты,

С коней валились немцы наземь,

Воздев железные персты.

Гнедые кони горячились,

Из – под копыт вздымали прах,

Тела по снегу волочились,

Завязнув в узких стременах.

Стоял суровый беспорядок

Железа, крови и воды.

На месте рыцарских отрядов

Легли кровавые следы.

Одни лежали, захлебнувшись,

В кровавой ледяной воде.

Другие мчались прочь, пригнувшись,

Трусливо шпоря лошадей.

Что нового узнали из стихотворения?

  • Какие слова были непонятны.

  • Физпауза.  – А сейчас идем в поход, дружно встали. Раз, два, в ногу.

                      Сядем дружно на коней и поскачем  прямо в бой.

                       Ух, устали, отдохнем. Сядем.

Работа с учебником: давайте  прочтем текст учебника о Ледовом побоище на стр. 111.

  • Показ схемы.

-Какой источник о битве вам понравился больше? Почему?

Выделить какой – то один источник нельзя. Ведь они дополняют друг друга. Дают нам разные факты.

- В чем вы увидели полководческий талант Александра Невского?

  • Александр Невский Русской православной церковью причислен к лику святых.
  • В городе Софии построен собор Александра Невского.
  1. Итог урока.
  • Разгадайте кроссворд
  • Показ ордена.

В 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры

- За что они получали столь высокую награду?

( за выбор «удачного места для внезапного, смелого и стремительного  нападения на врага и нанесения ему крупного поражения с малыми потерями для своих войск»).

  1. Домашнее задание: нарисовать рисунок на тему «Ледовое побоище» и прочитать §13 учебника.
  2. Самооценка: Мы хорошо потрудились.  Как вы думаете, орден умника иль умницы, кому вручить?

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"

1.      Цель  урока:    Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

презентация к уроку истории 5 класс История Древнего мира

Урок по истории Древнего мира. История это прошлое всех людей, человечества. Прошлое представляет собой сложнейшее переплетение событий, человеческих судеб, культур – настоящий исторически...

Презентация к уроку истории 5 класс на тему "Всеобщая история. Введение в курс"

Данная презентация разработана к уроку Всеобщей истории в 5 классе....