Научно - исследовательская деятельность в системе патриотического воспитания.
статья по истории на тему

Международная научно-практическая педагогическая  конференция: " Этнокультурное образование: опыт и перспективы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

        ИВЛЮШКИНА Ю.А.

        НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

       «Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». В содержании Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения особо выделяется такая значимая категория как «фундаментальное ядро содержания образования», которая включает в себя базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных  традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях.

       Современный период в российской истории и образовании ― время смены ценностных ориентиров, когда нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, снижается уровень гражданского самосознания. А ведь именно в школьные годы формируется активная гражданская позиция верности своей стране и солидарности с ее народом, готовности к служению Отечеству, то есть то, что и составляет основу понятия «патриотизм». Поэтому школе с ее обширными образовательными и воспитательными возможностями отводится центральное место в системе духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения.

        В средней и старшей школе я как учитель истории использую такую новую форму воспитательной работы как  исследовательскую деятельность учащихся. Считаю, что историческая дисциплина открывает широкие возможности для формирования гражданско-политических взглядов обучающихся. Именно через исследовательскую работу по изучению  прошлого своей Родины, края, семьи идет осознание ребёнком себя частью страны. Исследовательская деятельность позволяет не только научиться ориентироваться в современном потоке информации, но и позволит овладеть на более высоком уровне приемами и навыками интеллектуальной деятельности. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, задач направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира под руководством педагога.  Огромное значение имеет способность преподавателя создать мотивацию к исследовательской деятельности, которая может быть обусловлена интересом к предмету, эмоционально-чувственным восприятием и выборам будущей профессиональной области.   Можно рассматривать исследовательскую деятельность как средство обретения молодым поколением культурных ценностей вхождение в мир культуры через культуру и традиции научного сообщества, способность строить собственные отношения к явлениям окружающего мира, занимать авторскую позицию. Кроме этого исследовательская деятельность позволяет достичь признания сверстниками и взрослыми. Впечатления прошлого входят в духовный мир учеников. Они учатся уважению к предкам, будут знать,  что в свою очередь передать потомкам. При подготовке работы мы пытаемся задействовать все возможные методы и приёмы, опираясь на богатое наследие прошлого, позитивное настоящее, помочь ребенку выбрать правильное видение того или иного вопроса. Подчас это занимает длительное время, но в этом и заключается весь смысл воспитательной работы. Это позволяет прививать детям любовь к Родине, к её истории. Ученик, знающий и уважающий историю своей Родины, всегда будут занимать активную гражданскую позицию, именно в этом проявляется его патриотизм. Патриотические чувства формируются и в процессе изучения истории родного края. Мои ученики с интересом относятся к этому направлению в предмете и не раз выполняли работы по истории края.

Остановлюсь на тех научно – исследовательских работах, которые выполнялись под моим руководством.

        1. Война глазами детей.

В результате проведённого исследования проанализированы литературные источники с целью  - показать, что Великая Отечественная война трагедией обрушилась на детей так же, как и на взрослых; рассказать о том, как вели себя дети в тяжелейших ситуациях, как боролись с врагом, как трудились в тылу, узнать правду о войне от непосредственных участников тех грозных событий, узнать о героизме и тех бедах, которые выпали на долю взрослых и детей военного времени, используя воспоминания очевидцев и участников событий тех лет, а именно  детей той поры.

2. Солдатская память живет.

3. Страницы памяти.

4. Память, запечатленная в слове.

       В результате проведённого исследования проанализированы литературные источники с целью  - собрать и исследовать материал о подвигах связистов, уроженцев Мордовии в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. (на примере боевого пути Кемаева Михаила Андроновича; на примере боевого пути Шалаева Александра Ивановича).    

        5. Поколенье уходит – честь и совесть страны.

        В результате проведённого исследования проанализированы литературные источники с целью  - собрать и исследовать материал о подвигах артиллеристов, уроженцев Мордовии в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. (на примере боевого пути Суровенкова Виктора Павловича).

        6. Чтобы помнить, надо знать (трилогия)

       Данная работа – это осмысление исторического прошлого нашей страны с целью пропаганды высоких нравственных и гражданских качеств, которые присущи нашему народу, а также глубокая благодарность и признательность к тому поколению отцов и дедов, которые сейчас живут среди нас.

В первой части данной работы ставилась  цель - более подробно узнать правду о войне, о героизме и тех трудностях, которые выпали на долю детей блокадного Ленинграда, используя воспоминания очевидцев и участников событий тех лет, а именно детей блокадного города. Факты из их жизни очень трагичны, но очень поучительны.  Понять для себя, что двигало ими на этом пути – значит еще больше понять и оценить Победу 9 мая 1945 года. И главное, решить для себя вопрос: что нужно нам, их внукам, чтобы  предупредить и не допустить этот страшный час. А уж если он придет, стать на защиту своей Родины.

Во второй части  ставилась следующая цель -  раскрыть ратный подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны, на примере участников Великой Отечественной войны, проживающих в Пролетарском районе городского округа Саранск.

В третьей части ставилась следующая цель – раскрыть ратный подвиг женщин на примере участников Великой Отечественной войны, проживающих в Пролетарском районе городского округа Саранск.

Как результат многолетней работы над данной темой была опубликована книга, куда вошел материал этой исследовательской работы. Книга хранится  в музее гимназии №29.

  Указанные здесь научно – исследовательские работы были представлены и высоко оценены на городских, республиканских, всероссийских  научно-исследовательских конкурсах: «Растим патриотов», «Школьники города науке XXI века», «Многоликая Мордовия: потенциал устойчивого развития республики», «Интеллектуальное будущее Мордовии», «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества», «Мой род – мой народ», «Человек в истории. Россия XX век». 

   Исследовательская деятельность расширяет у учащихся не только исторический  кругозор, но постепенно формируют такие необходимые современному поколению нравственные ценности, как патриотизм, любовь к Родине и ближним, доброта, милосердие к людям, толерантное сознание. Как верно отметил академик РАО Г.Н. Волков: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности».

       Необходимо отметить, что эффективность исследовательской деятельности учащихся напрямую зависит от системы профессиональных компетентностей педагога. Поэтому новая методика предъявляет высокие требования к педагогу как организатору исследовательской деятельности учащихся, создавая необходимость его постоянного творческого роста и развития.

        Литература: 
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. – М.,2011.
2. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии. Учебно-методическое пособие. М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская деятельность на уроках музыкально-ритмического воспитания

Исследование, совместно с учащимися, влияния нагрузки на показатели ЧСС....

«Научно-исследовательская деятельность учащихся основной школы по историческому краеведению как средство воспитания патриотизма и любви к малой родине»

В работе изложены основные принципы организации научно-исследовательской деятельности учащихся, опыт работы в ГБОУ ООШ с.Абашево....

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ...

Экологическое обучение и воспитание школьников через научно-исследовательскую деятельность

Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Причин экологических бедствий множество. Чрезвычайно низкая экологическая культура нации, пробел...

Экскурсионно – исследовательская и туристическая деятельность как фактор патриотического воспитания

Только путешествуя по родному краю, знакомясь с историческим, культурным, этническим богатством можносказать "Я здесь был! Это мой край родной! Я им горжусь!"...

Научная статья "Роль проектной деятельности в военно-патриотическом воспитании школьников"

Раскрывается роль проектной деятельности в системе воспитательной работы образовательного учреждения на примере проекта "Великая отечественная война" в истории моей семьи. В проекте обозначены сильные...

Проектная и учебно-исследовательская деятельность как система развития и реализации творческого и научного потенциала обучающихся в образовательном пространстве МБУ ДО ДТДМ

Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся – это отдельная система в образовании, одно из направлений модернизации современного дополнительного образования и вот уже много лет это н...