Рабочая программа по истории 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс) по теме

Шестакова Светлана Николаевна

Рабочая программа по истории. 9 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся.

Образовательная программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089; программами общеобразовательных учреждений, созданными на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; областным базисным учебным планом; федеральным перечнем учебников,   рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования; требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Рабочая программа по истории в 9 общеобразовательном классе составлена на основе авторской  программы А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: XX – начала XXI века», которая включена в сборник «Программы общеобразовательных учреждений. История. 6-9 классы» – М. «Просвещение» 2011 г. и авторской программы А. О. Сороко-Цюпы, О.Ю. Стреловой «Новейшая история зарубежных стран.20 – начало 21 в. 9 класс», которая включена в сборник «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы». М.: Просвещение, 2008 г.

УМК учителя:

  • Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.  Косулина. История России: XX – начала XXI века.: Учебник для 9 класса общеобразовательных  учреждений. М.: Просвещение, 2013 г.
  • Учебник: О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. М.: Просвещение, 2008 г

     УМК обучающегося:

  • Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. XX век. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2013 г.  
  • Атлас и контурная карта «История России. XIX век».
  • Учебник: О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. М.: Просвещение, 2008 г.

           Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета истории по учебному плану образовательного учреждения.

          Преподавание истории в 9 классе завершает  первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории – ХХ век и начало XXI столетия – «Новейшая история». Внутренняя периодизация в рамках курса учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. По программе учебное время распределено следующим образом:

Класс

Объем учебного времени

Разделы программы

Резерв учебного времени

История России

Всеобщая история

IX

класс

70 ч

Новейшая и современная история России – не менее 36 ч

Новейшая и современная история – не менее 24 ч

10 ч

Распределение учебных часов по истории России и всеобщей истории в школах Белгородской области ведется в соответствии примерных программ и методического письма Министерства образования и науки РФ 2013 г. «О преподавании учебного предмета «История» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования», в которых указывается на примерную рекомендуемую пропорцию часов на историю России и всеобщую историю как 1,3 и 0,7 соответственно.

В рабочую программу внесены изменения: в связи с тем, что уроки истории выпадают на каникулярные и праздничные дни в рабочей программе произведено объединение уроков: урок  57 «США. Великобритания. Франция» и урок 58 «Италия. Германия»; урок 60 «Страны Азии и Африки в современном мире. Латинская Америк» и урок 61 «Культура  и искусство ХХ века»; урок 67 «Глобализация как явление современного мира, её основные компоненты» и урок 68 «Итоговое повторение. Родной край во второй половине XX века».

Распределение учебного материала по курсу «История России: XX-начало XXI века»:

темы

Наименование раздела

Количество часов по программе

Фактическое (по учебному плану)

1

Россия в начале XX века(1900- 1916 гг.)                              

12

7

Повторение и обобщение. Россия в ожидании перемен

1

-

2

Россия в 1917- 1927 гг              

13

7

Родной край в первой трети 20 в.  Повторение и обобщение. Россия на крутом переломе

1+1

-

3

СССР в 1928-1938 гг

7

7

Родной край в 30 – гг..  Повторение и обобщение. Накануне суровых испытаний

1+1

-

4

Великая  Отечественная   война    

6

6

Родной край в Великой Отечественной войне. Повторение и обобщение: «Итоги и уроки великой войны»

1+1

Родной край в первой половине XX века. Повторение и обобщение: «Итоги и уроки Второй мировой войны» - 1 (Новейшая история)

5

СССР в 1945-1952 гг.

4

5

6

СССР в 1953 – середине 60-х гг.

4

7

СССР в середине 60-х – середине   80-х гг.    

4

6

8

Перестройка в СССР (1985-1991)    

4

Родной край во второй половине 20 в. Повторение и обобщение.

1+1

-

9

Новая Россия. 1991-2006 гг

6

5

Итоговое повторение и обобщение

1

Родной край во второй половине XX  в. Итоговое повторение и обобщение - 1

Итого

68

44

Распределение учебного материала по курсу

«Новейшая история зарубежных стран. 20 – начало 21 в.»

№ темы

Наименование раздела

Количество часов по программе

Фактическое (по учебному плану)

Введение.

1

1

1

Раздел 1. Новейшая история. Первая половина 20 в.

22

13

2

Раздел 2. Новейшая история. Вторая половина ХХ века.

12

10

Итого

35

24

Интегративная цель изучения курса: овладение учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом,  социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.

Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:

- усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;

- усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;

- формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;

- обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества.

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения истории ученик должен:

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Владеть компетенциями:

  • информационно-поисковой;
  • учебно-познавательной;
  • коммуникативной;
  • рефлексивной;
  • смыслопоисковой.

Для практической направленности осуществления программы  предусмотрены виды деятельности обучающихся:

  • работа с исторической и контурной картой;
  • составление и решение кроссвордов и исторических задач;
  • подготовка презентации учениками продвинутого уровня;
  • заполнение таблиц, схем;
  • написание сообщений и рефератов.

Уроки проводятся с применением личностно – ориентированной технологии. Цели технологии: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного  образа  и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Основные методы  работы на уроке:

  • объяснительно – иллюстративный,
  • репродуктивный,
  • частично-поисковый.

             Формы организации деятельности учащихся:

  • индивидуальная работа,
  • групповая,
  • фронтальная.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки похождения

Примечание

1

Введение. Новейшая история как историческая эпоха.

1

Раздел 1.      Россия и мир на рубеже XIX – XX веков                                                                     

40

2

Тема 1 Россия, Европа и США в 1900- 1918 гг. Первая мировая война.

12

3

Тема 2. Россия в 1917 -1921 гг.    

7

4

Тема 3.  СССР и мир в 20-е гг.

13

5

Тема 4. Вторая мировая война. Великая Отечественная война.

8

Раздел 2.      Россия и мир во второй  половине XX века    

27

6

Тема 5. СССР в 1945-1964гг. Мир в первые послевоенные десятилетия.

7

7

Тема 6. СССР  и мир в 1965-1991 гг.          

7

8

Тема 7.  Мир во второй половине XX в.  

6

9

Тема 8: Россия и мир в конце XX –начале XXІ в.

6

10

Итоговое повторение. Родной край во второй половине XX века.

1

Содержание  программы

ВСЕОБЩАЯ  ИСТОРИЯ.

Введение. Новейшая история как историческая эпоха. Периодизация новейшей истории XX — начало XXI в. и особенности исторического развития. Основные события и вехи XX столетия. Достижения и проблемы XX в. Место России в  новейшей истории.

Страны Европы и США в 1900—1918 гг. Мир в начале XX в.— предпосылки глобальных конфликтов. Новая индустриальная эпоха, ее основные характеристики. Страны мира в новую индустриальную эпоху: лидеры и догоняющие. Предпосылки формирования в начале XX в. единого мирового хозяйства и его последствия. Неравномерность экономического развития как характерная черта эпохи.

Первая мировая война. Завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами в начале XX в. и борьба за передел колоний и сфер влияния. Нарастание противоречий и образование новых военно-политических союзов — Тройственный союз и Антанта. Июльский (1914 г.) кризис, повод и причины Первой мировой войны. Цели и планы участников. Характер войны. Основные фронты, этапы и сражения Первой мировой войны. Война на море. Изменение состава участников двух противоборствующих коалиций: Четверной союз и Антанта. Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Парижская мирная конференция (1919 г.): надежды и планы участников. Программа «14 пунктов» В.Вильсона. Новая карта Европы по Версальскому мирному договору. Идея Лиги Наций как гаранта сохранения мира и разоружения. Вашингтонская конференция (1921 — 1922 гг.). Оформление Версальско-Вашингтонской системы послевоенного мира и ее противоречия.

Новая карта Европы. Версальско – Вашингтонская система. Изменения в расстановке политических сил в странах Европы. Новая роль социал-демократии в политической системе: путь от оппозиции до формирования правительства. Образование коммунистических партий. Образование и расширение влияния фашистских партий. Образование новых государств как результат  Первой мировой войны.

Страны Европы и США в 1924 – 1939 г.г.  Причины экономического кризиса 1929—1933 гг. и его масштабы. Великая депрессия: социально-психологические последствия мирового экономического кризиса.   Два альтернативных пути выхода из кризиса и их реализация в странах Европы и США. «Новый курс» Ф. Рузвельта: его экономические и социальные приоритеты. Британская и французская модели борьбы с экономическим кризисом. Историческое значение либерально-демократической модели преодоления кризисных явлений в экономике и социальной сфере.

Зарождение фашизма и нацизма. Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы как путь выхода из экономического кризиса. Политические и социально-экономические предпосылки утверждения тоталитарной диктатуры фашистской партии. Международные отношения в 1920–е годы.  Особенности развития стран Европы и США в 1920-е гг. Экономический бум и торжество консерватизма в США, политическая нестабильность и трудности послевоенного восстановления в Европе. План Дауэса и перемещение экономического центра капиталистического мира в США. Эпоха зрелого индустриального общества.

Международные отношения в 1930 – е годы. Крах Версальско-Вашингтонской системы: причины, этапы, инициаторы. Агрессивные действия Германии, Италии, Японии  в 1930-е гг. Несостоятельность Лиги Наций как организации, способной противостоять государствам-агрессорам. Причины и сущность политики умиротворения агрессоров со стороны ведущих стран Европы и политики нейтралитета США. Военно-политический блок Берлин — Рим — Токио (1937 г.), Мюнхенский сговор (1938 г.). Советско-германские договоры (1939 г.) и секретные соглашения к ним. Провал идеи коллективной безопасности.

Страны Азии  в I половине  XX века. Географические и политические параметры понятия «Восток». Способы осуществления модернизации: реформы или революции. Проблема синтеза традиций и модернизации в странах Востока. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе

Страны Латинской Америки в I половине  XX века. Культурно-цивилизационное своеобразие латиноамериканского общества. Факторы, способствовавшие и препятствовавшие модернизации в странах Латинской Америки. Провозглашение независимых государств в Латинской Америке. США и страны Латинской Америки.

Причины и начало Второй мировой войны. Причины и характер Второй мировой войны (1939—1945 гг.). Периодизация, фронты, участники. Нацистский «новый порядок» в оккупированных странах. Создание антигитлеровской коалиции и ее роль в разгроме фашизма. Проблема открытия второго фронта. Конференции глав государств-участников антигитлеровской коалиции (Тегеран. 1943 г.; Ялта и Потсдам. 1945 г.), решения о координации военных действий и послевоенном устройстве мира.

Вторая мировая война. Военные действия 1944-1945 гг. Капитуляция Японии. Итоги Второй мировой войны. Цена победы для человечества. Послевоенная карта Европы и геополитическая ситуация в мире. Утверждение решающей роли двух сверхдержав СССР и США. Оккупация Германии, образование двух германских государств.  Образование ООН. Нюрнбергский (1945—1946гг.) процесс над главными военными преступниками.

Причины и начало «холодной войны». Предпосылки превращения послевоенного мира в биполярный. Причины и главные черты «холодной войны». Идеологическое противостояние. Гонка вооружений и создание военно-политических блоков (НАТО и ОВД) как проявление соперничества двух сверхдержав — СССР и США.

Общее и различное в развитии стран Западной Европы и США во второй половине ХХ века. Особенности послевоенного экономического восстановления стран Западной Европы. План Маршалла. Факторы, обусловившие экономический подъем в странах Запада в 1945—1970-е гг. Экономическая интеграция в Западной Европе и Северной Америке. Смешанная экономика как сочетание государственной собственности и регулирования с поощрением частнопредпринимательской инициативы. Предпосылки перехода  к постиндустриальному  (информационному)  обществу. Противоречия социально-экономического развития современных стран в конце XX — начале XXI в. в условиях глобализации и соперничества трех центров современной мировой экономики (США, Европейский союз, Япония). Процесс формирования гражданского общества и отражение в нем противоречий перехода к постиндустриальному обществу.

США и страны Западной Европы во второй половине ХХ – начале ХХI века.  США. Предпосылки превращения США в центр мировой политики после окончания Второй мировой войны. Принципы внутренней и внешней политики США в 1945—1990-е гг. Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. Великобритания. «Политический маятник» 1950—1990-х гг. Приоритеты внешней политики Великобритании. Франция. Социально-экономическая и политическая история Франции во второй половине XX в. Германия. Объединение Германии. Социально-экономические и политические проблемы объединенной Германии. Становление информационного общества.

Страны Восточной Европы в 1945 – 1970 – е годы. Новая ситуация в Восточной Европе в 90-е годы. Бархатные революции. Географические и политические параметры понятия «Восточная Европа». Общее и особенное в строительстве социализма в восточноевропейских странах. Утверждение основ тоталитарного социализма, нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Революции 1989—1990-х гг. в странах Восточной Европы и ликвидация основ тоталитарного социализма. Основные направления преобразований в бывших странах социалистического лагеря, их итоги на рубеже XX—XXI вв.

Страны Азии и Африки,  Латинской Америки во второй половине ХХ – начале ХХI века. Распад колониальной системы и образование независимых государств  в Азии и Африке. Проблемы выбора путей развития и модернизации общества в освободившихся странах Азии и Африки. Движение неприсоединения. Противоречивые итоги социально-экономического и политического развития стран Африки, Азии к концу XX в. Латинская Америка. Особенности индустриализации и ее влияние на социально-экономическое развитие стран Латинской Америки во второй половине XX в. Варианты модернизации в странах Латинской Америки.

Международные отношения во второй половине ХХ - начале ХХI века. Международные отношения в условиях биполярного мира. Карибский кризис (1962 г.) и его значение при переходе от конфронтации к переговорам. Гонка вооружений и проблема разоружения. Напряженность и разрядка в международных отношениях. Окончание «холодной войны», крах социализма превращение США в единственную сверхдержаву. Расширение НАТО на Восток и превращение ее в глобальную силовую структуру. Роль ООН в современном мире. Региональная интеграция в мире: американский и европейский варианты. Образование Европейского союза и его расширение на Восток. Угроза международного терроризма. Международные и региональные конфликты, способы их регулирования во второй половине XX — начале XXI в.

Развитие культуры в ХХ - начале ХХI века. Культура в первой половине XX в. Революция в естествознании и новая картина мироздания в начале XX в. Новая художественная система — от модернизма и авангардизма начала XX в. до постмодернизма конца XX — начала XXI в. Кинематограф в начале XX в. как новый вид массового искусства. Культура во второй половине XX в. Роль науки, знаний,  информации и образования в современном мире. Осмысление проблем информационного общества. Религия и церковь в современном обществе. Массовая культура и элитарное искусство. Двойственная роль массового искусства. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.

Глобализация, тенденции и проблемы современного мира. Глобализация как явление современного мира, ее основные компоненты. Предпосылки глобализации и ее противоречия. Формирование глобального информационного и культурного пространства: проблемы и перспективы.

ИСТОРИЯ РОССИИ

Российская империя на рубеже веков и ее место в мире. Территориальная структура Российской империи, ее геостратегическое положение.  Особенности процесса модернизации в России начала XX века. Характеристика политической системы Российской империи начала XX в. Личность Николая II, его политические воззрения. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. С. Ю. Витте. Особенности развития российской экономики начала XX в. Роль государства в экономике России. Российский монополистический капитализм: его специфика, формы, место и роль в экономике. Аграрное перенаселение. Особенности социальной  структуры российского общества начала XX в.

Внешняя политика Николая II. Внешнеполитические приоритеты России в начале царствования Николая П. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Русско-японская война 1904—1905 гг. Ход военных действий на суше и на море. Портсмутский мир. Причины поражения России в войне.

Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России. Классификация  партий. Российская социал-демократия. Большевики и меньшевики. Партия социалистов-революционеров. Радикализация либерального движения. Влияние русско-японской войны внутриполитическую ситуацию.

Первая русская революция. Антиправительственное движение в 1901—1904 гг. «Зубатовский социализм»: суть, перспективы, причины провала. Кровавое воскресенье. Причины революции. Основные события. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной  думы. Формирование либеральных и консервативных  партий. Конституционно-демократическая партия и «Союз 17 октября». Традиционалистские (монархические) партии и организации. Черносотенцы. Итоги революции.

Реформы П. А. Столыпина. Альтернативы общественного развития России в 1906 г. Правительственная  программа Столыпина. Аграрная реформа, ее экономический, социальный и политический смысл. Третьеиюньский государственный переворот. Итоги  аграрной реформы. Развитие кооперативного движения. Общественное и политическое развитие России в 1912—1914 гг. Свертывание курса на политическое и социальное реформаторство.

Россия в Первой мировой войне. Обострение внутриполитической ситуации. Русская внешняя политика после окончания русско-японской войны. Обострение русско-германских противоречий. Военные действия на Восточном фронте. Влияние военного фактора на экономическое и социальное положение в стране. Война и психологическое состояние общества. Отношение политических партий к войне. Дискредитация царизма и государственной власти. Нарастание революционного движения. Угроза национальной катастрофы.

Серебряный век русской культуры. Духовное состояние русского общества в н. XX в. Основные тенденции развития русской культуры начала XX в. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Просвещение. Литература: традиции реализма и новые направления. Изобразительное искусство. Русский авангард. Архитектура. Скульптура. Драматический  театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Кинематограф.

От Февраля к Октябрю. Начало Февральской революции. Объективные и субъективные причины революции. Двоевластие: суть и причины его появления. Отречение Николая II. Альтернативы развития страны после Февраля. Апрельский кризис Временного правительства. Выступление генерала Корнилова и его последствия. Начало распада российской государственности. Восстановление патриаршества.   Курс большевистского руководства на вооруженный захват власти. Октябрьский переворот в Петрограде. Крах праволиберальной альтернативы.

Становление советской власти. Первые декреты советской власти. Создание коалиционного советского правительства. Судьба Учредительного собрания. Крах леводемократической альтернативы. Конституция 1918 г. Формирование советской государственности. Отношение большевиков, к продолжающейся мировой войне. Доктрина мировой революции и революционной войны. Брест-Литовский мирный договор; его условия, экономические и политические последствия их принятия.  

Эволюция экономической политики советской власти. «Военный коммунизм». Первые мероприятия советской власти в области промышленного производства, транспорта, торговли, банковской системы. Закон о социализации земли. Установление продовольственной диктатуры. Конец правительственной коалиции большевиков и левых эсеров. Переход к продразверстке. Ускоренная национализация. Ликвидация товарно-денежных отношений.

Гражданская война. Причины Гражданской войны и ее этапы. Расстановка противоборствующих сил. Первые вспышки Гражданской войны. Формирование Белого движения. Создание Красной Армии. Иностранная интервенция: причины, масштаб, формы, районы оккупации. Формирование Восточного фронта. Ликвидация советской власти в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Военные действия на Восточном фронте. Формирование Южного фронта. Антибольшевистское восстание на Дону. Белый террор. Движение зеленых. Программа и тактика махновского движения. Переход Красной Армии в контрнаступление. Белый Крым. Социально-экономическая программа П. Н. Врангеля. Гражданская война на национальных окраинах. Война с Польшей, ее классово-политический смысл и итоги. Окончание Гражданской войны. Причины победы красных. Итоги Гражданской войны. Крестьянские выступления в 1920—1921 гг. Кронштадтское восстание. Голод 1921 года.

Новая экономическая политика. Экономический и политический кризис начала 20-х гг. Переход к новой экономической политике. Сущность нэпа и его экономические итоги. Социальная структура и социальная психология в 20-е гг. Кризис нэпа, его причины. Альтернативные варианты преодоления кризисных явлений.

Развитие политического процесса в 20-е гг. Отношение к нэпу в различных слоях населения и в партии. Эволюция взглядов В. И. Ленина на НЭП. Главное противоречие нэпа. Формирование однопартийной системы. Превращение РКП(б) в главное звено государственной структуры. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Борьба за власть в политическом руководстве после смерти В. И. Ленина.  Усиление позиций И.В.Сталина.

Внешняя политика в 20-е гг. Международная обстановка во время и после окончания Гражданской войны. Внешнеполитические аспекты причин победы большевиков в Гражданской войне. Идея мировой революции и учреждение Коммунистического Интернационала. Эволюция взглядов В. И.Ленина на идею мировой революции. Перенесение акцента на нормализацию отношений с мировыми державами и широкое привлечение иностранных капиталов в страну. Прорыв мировой изоляции советской страны. Международное признание СССР. Экономическое и политическое сотрудничество СССР и Германии. Американские фирмы на советском рынке. Усиление международной напряженности в конце 20-х гг.: причины, факты, последствия

Духовная жизнь. Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. Начало создания «новой интеллигенции». Большевистские приоритеты в науке. Положение научно-технической интеллигенции. Творцы Серебряного века в советской России. Первая волна эмиграции. Большевики и церковь. Начало «нового искусства». Новые имена и новые тенденции в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре. Кинематограф. Начало партийного наступления на культуру. Жизнь, быт и психология людей в 20-е гг.

Экономическое развитие. Хлебозаготовительный кризис 1927 г.: причины, проявления, меры к преодолению. Оформление двух точек зрения на причины и пути выхода из кризиса: И. В. Сталин против Н. И. Бухарина. Социально-психологические предпосылки победы сталинской линии. Социально-политическая подготовка «великого перелома». Советская модель модернизации. Индустриализация: цели, методы, источники. Первые пятилетки, их итоги. Коллективизация. Раскулачивание. Результаты форсирования развития и его цена.

Политическая система. Определение и основные черты политической системы. Роль и место ВКП(б) в политической системе и жизни общества. Идеология и общественная жизнь. Контроль за средствами массовой информации. «Партийное влияние» на науку и культуру. Перестройка системы образования. Дальнейшее наступление на церковь. Культ вождя. Система массовых организаций. Унификация общественной жизни. Массовые репрессии. Принятие Конституции 1936 г.

Социальная система. Изменение социальной структуры общества. Конституция 1936 г. о социальной структуре советского общества.

Духовная жизнь. Идеологическое наступление на культуру. Ликвидация безграмотности. Развитие системы образования. Советская наука. От свободы творчества к творческим союзам. Социально-психологический феномен социалистического реализма. Жизнь и быт людей в 30-е гг. Психологическое состояние общества

СССР накануне войны. Советско-германские отношения. Развитие политического процесса в Европе после заключения Мюнхенского договора. Причины нового советско-германского сближения. Советско-германские договоры 1939 г. Реализация СССР секретных протоколов. Война с Финляндией и ее итоги.  Укрепление обороноспособности страны: успехи и просчеты. Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия зимой—летом 1942 г. Проблемы внезапности нападения Германии на СССР. Вторжение немецких войск. Первые мероприятия советского правительства по организации отпора врагу. Периодизация военных действий. Оборонительные сражения летом—осенью 1941 г. Героизм советских воинов. Причины неудач Красной Армии. Нацистский «новый порядок» на оккупированной территории. Разгром немецких войск под Москвой. Зимнее наступление Красной Армии, его итоги. Неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом. Летнее наступление немецких войск. Приказ № 227. Сталинградская битва. Сражения на Кавказе.

Тыл в годы войны. Морально-психологическое состояние советских людей после вторжения немецких войск. Церковь в период Великой Отечественной войны. Эвакуация. Героический труд в тылу. Жизнь и быт. Наука и образование в годы войны. Художественная культура

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Разгром немецких войск под Сталинградом. Начало массового изгнания захватчиков с советской земли. Результаты зимнего наступления Красной Армии. Борьба в тылу врага, партизанское движение. Битва на Курской дуге, ее итоги и значение. Битва за Днепр. Итоги летне-осенней кампании 1943 г. Итоги зимнего наступления Красной Армии. Освобождение Украины и Крыма

Завершающий период Великой Отечественной войны. Наступление советских войск летом 1944 г. Операция «Багратион». Разгром немецких войск в Прибалтике. Завершающие сражения Красной Армии в Европе. Берлинская операция. Капитуляция фашистской Германии. Разгром японских войск в Маньчжурии. Причины победы Советского Союза над фашизмом. Итоги и цена победы. Вклад СССР в освобождение Европы.

Послевоенное восстановление хозяйства. Политическое развитие страны. Состояние экономики страны после окончания войны. Экономические дискуссии 1945—1946 гг. Восстановление и развитие промышленности. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт людей. Создание ядерного оружия. «Демократический импульс» войны. Изменения в структурах власти. Система ГУЛАГа в послевоенные годы. Национальная политика. Правящая партия и общественные организации в первые послевоенные годы.

Идеология и культура. Идеологические кампании 40-х гг. Эволюция официальной идеологии. Образование. Противоречия в развитии литературы, театра, кино, музыки. Научные дискуссии.

Изменения политической системы. Смерть Сталина и борьба за власть. Н. С. Хрущев. XX съезд КПСС. Критика культа личности и ее пределы. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций.

Экономическое и социальное развитие. Экономический курс Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущева. Начало освоения целинных и залежных земель. Реформа управления промышленностью. Завершение построения экономических основ индустриального общества в СССР. Особенности социальной политики. Жилищное строительство. Курс на ускорение научно-технического прогресса. Трудности в снабжении населения продовольствием.

Развитие науки и образования. Духовная жизнь. Научно-техническая революция в СССР. Первый пилотируемый полет в космос Ю. А. Гагарина 12 апреля 1961 г. Открытия советских ученых в важнейших областях науки. Реформа школы 1958 г. Духовная жизнь. Ослабление идеологического давления в области музыкального искусства, живописи, кинематографии.

Внешняя политика. Выработка новых подходов во внешней политике. Мирное сосуществование государств с различным общественным строем. Попытки начала разоружения. Поиски новых подходов в отношениях со странами социализма. КПСС и международное коммунистическое и рабочее движение. Отношения СССР со странами «третьего мира»

Политическое развитие. Внешняя политика СССР при Брежневе. Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н. С. Хрущева от власти в октябре 1964 г. Л. И. Брежнев. Усиление   позиций  партийно-государственной  номенклатуры. Укрепление роли армии и органов безопасности. Конституция СССР 1977 г. Оппозиционные настроения в обществе. Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. СССР в региональных конфликтах. Отношения СССР со странами социализма. Страны «третьего мира» во внешней политике советского руководства.

Экономика «развитого социализма». Предпосылки и основные задачи реформирования экономики СССР. Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты. Реформа промышленности 1965 г.: цели, содержание, результаты. Нарастающее отставание СССР в научно-технической сфере. Особенности социальной политики.

Общественная жизнь. Развитие художественной культуры. Концепция «развитого социализма». Противоречия в развитии художественной культуры. Усиление идеологического контроля за средствами массовой информации, учреждениями культуры.

Реформа политической системы. Смерть Л. И. Брежнева. Ю. В. Андропов. М. С. Горбачев. Всесоюзная партийная конференция и реформа политической системы 1988 г. Проведение выборов народных депутатов СССР 1989 г. Съезды народных депутатов. Потеря КПСС руководящей роли. Возрождение российской многопартийности. Национальная политика и межнациональные отношения. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия. Обострение межнациональных противоречий. Провозглашение союзными республиками суверенитета. Распад СССР. Образование СНГ.

Экономические реформы 19851991 гг. Состояние экономики СССР в середине 80-х гг. Стратегия «ускорения социально-экономического развития». Экономическая реформа 1987 г. и причины ее незавершенности. Программа «500 дней». Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ.

Общественная жизнь. Внешняя политика. Пересмотр партийной идеологии. Новая редакция программы КПСС (1986 г.). Политика гласности. Утрата КПСС контроля над средствами массовой информации. Новые явления в литературе, театре, кинематографе. Возобновление реабилитации жертв политических репрессий. Значение, издержки и последствия политики гласности. Концепция нового политического мышления. Нормализация отношений с Западом. Начало ядерного разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Распад мировой социалистической системы. Итоги и последствия политики нового мышления.

Российская экономика на пути к рынку. Программа радикальных экономических реформ (октябрь 1991 г.). Либерализация цен. Приватизация. Первые результаты и социальная цена реформ. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. и его последствия. Россия в мировой экономике. Переходный характер экономики страны в 90-е гг.

Политическая жизнь. Национальная политика и межнациональные отношения Декларация о государственном суверенитете России (12 июня 1990 г.). Выборы Президента России 12 июня 1991 г. Б. Н. Ельцин. Политический кризис 1993 г. Демонтаж советской системы власти. Конституция России 1993 г. Российская многопартийность. Итоги политического развития страны в 90-е гг. Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор 1992 г. Нарастание противоречий между Центром и регионами. Чеченский кризис. Результаты федеративного строительства в 90-е гг.

Духовная жизнь. Исторические условия развития культуры. Средства массовой информации. Традиционные религии в современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры.

Геополитическое положение и внешняя политика России. Россия на пороге XXI в. Положение России в мире. Россия и Запад. Россия и США. Россия и Восток. Россия—СНГ. Результаты внешней политики страны в 90-е гг. Русское зарубежье в 90-е гг. Президент В. В. Путин. Укрепление российской государственности. Политические реформы. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Экономические реформы. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI в. Усиление борьбы с терроризмом. Разработка новой внешнеполитической стратегии.

Повторение и обобщение.

Формы и средства контроля

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков:

1.Устные виды контроля:

  • устный ответ на поставленный вопрос;
  • развернутый ответ по заданной теме;
  • устное сообщение по избранной теме.

2. Тестирование.  

3.Письменные виды контроля:

  • составление таблиц (хронологических, сравнительных, тематических);
  • анализ документа;
  • эссе.

4. Творческие работы:

  • презентации;
  • рефераты.

Перечень учебно-методических средств обучения:

1.Россия и мир на рубеже XIX-XX в.

  • презентации - 220
  • видеофрагменты - 223
  • аудиолекции - 17
  • таблицы – 35

2.Россия и мир во второй половине XX в.

  • презентации - 141
  • видеофрагменты - 81
  • аудиолекции - 44
  • таблицы – 88

Карты:

1.Страны юго-восточной и восточной Азии в 20-начале 21 в.

2. Ближний восток во втор. Пол.20 – начале 21 в.

3. Страны среднего востока и южной Азии во втор пол 20 в.

4. Европа в кон. 20-нач 21 в.

5. Африка во втор пол. 20-нач 21в

6. Индия, Китай и Япония в 17-нач 20 в.

7. Европа в 30-е гг 20 в. Нарастание фашистской агрессии.

8. Мир в начале 20 в.

9. Территориальные изменения в Западной Европе после Первой мировой войны.

10. США в кон. 19 – нач. 20 вв.

11. Начало Второй мировой войны. 1 сентября 1939г.-21 июня 1941г.

12. Территориальные изменения в Европе после Второй мировой войны.

13. Вторая мировая война. Военные действия на Тихом океане и в Азии в 1941-1945 гг.

14. Становление советской России. 1917-1922гг

15. Первая мировая война 1914-1918 гг.

16.Содружество независимых государств

17. Союз советских социалистических республик (1946-1991)

18. Экономика СССР в 1960-1990гг

19. Экономическое развитие СССР в 1926-1940гг.

20. Коренной перелом в великой отечественной войне

21. Российская империя в нач. 20 в.

22. Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг.

Примечание: курсивом в рабочей программе выделены уроки Всеобщей истории.



Предварительный просмотр:

№ урока

№ урока (Р)

№ урока (В)

Дата (план)

Дата (факт)

Тема урока

Обязательный минимум содержания образования

Основные понятия

Подготовка к ГИА

Формы контроля

Д/З

1

1

Введение. Новейшая история как историческая эпоха.

«Новейшая и современная история».

Фронтальный опрос

Стр.4-5

Раздел 1.      Россия и мир на рубеже XIX – XX веков                                                                          

Тема 1 Россия, Европа и США в 1900-1918 гг. Первая мировая война

(12 часов)

2

1

Новая индустриальная эпоха, её основные характеристики.

Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм, его особенности. Обострение противоречий индустриального общества.

Индустриальное общество, промышленная революция, эшелоны развития

Фронтальный опрос

§ 1 ,2 вопросы

3

2

Политическое развитие стран к началу XX века

Политические партии и основные идеологические направления.

Демократизация, национализм,  идеологические направления.

Выборочное тестирование

Ответы на вопросы

§ 3 вопросы

4

3

Российская империя на рубеже веков и ее место в мире.

Геостратегическое положение. Особенности процесса модернизации в России  начала XX в. Особенности социальной структуры российского общества начала XX в.

Модернизация, автономия, поликонфессиональность

Задания С

Подготовка к тестированию

§ 1,4 вопросы

5

4

Экономическое развитие России в начала XX в.

Особенности развития Российской экономики начала XX в. Роль государства в экономике России.  

Инвестиции, монополия, концерн, картель, синдикат, трест

Работа с документом

Работа с документом

§2 вопросы

6

5

Общественно-политические движения  в начала XX в.

Предпосылки формирования и особенности политических партий в России. Российская социал-демократия. Партии социалистов революционеров. Радикализация либерального движения.

Эсеры, меньшевики, большевики,  радикалы.

Задание на соответствие

Работа над понятиями, ответы на вопросы

§ 3 вопросы

7

6

Внешняя политика Николая II. Русско-японская война.

Внешнеполитические приоритеты России в начале царствования Николая II. Русско-японская война 1904 – 1905 гг.

Задание на соответствие

§5, характер

истика войны по памятке

8

7

Первая русская революция.

Антиправительственное движение в 1901-1904 гг. Кровавое воскресенье. Причины революции. Основные революционные события. Формирование либеральных и консервативных  политических партий.

Петиция, кадеты, октябристы, Госдума., думская монархия.

Тест

Работа над понятиями ответы на вопросы

§6-7, дать характе

ристику новым партиям

9

8

Реформы П.А. Столыпина

Аграрная реформа П.А. Столыпина, ее экономический, социальный и политический смысл. Итоги столыпинской аграрной реформы. Общественное и политическое развитие России в 1912-1914 гг.

Отруб, хутор. «Прогрессивный блок»

Задание на выбор нескольких правильных ответов

Контроль понятий ответы на проблемные вопросы.

§ 8-9 зад.1 стр.51

10

9

Серебряный век русской культуры

Духовное состояние русского общества вначале XX в., основные тенденции развития.

Символизм, акмеизм, модерн, импрессионизм

Задание на соответствие.

Фронтальный опрос.

§11, сообщения

11

10

Главные причины и суть «нового империализма». Начало Первой мировой войны.

Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков.  Балканские войны. Первая мировая война, причины, участники.

Империализм, Антанта, Тройственый Союз, Четвертной Союз

Задание на соответствие.

Составление конспекта

§ 4 ,5 вопросы

12

11

Основные фронты, этапы и сражения Первой мировой войны.

Кампании 1914-1918 гг., важнейшие сражения. Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Итоги Первой мировой войны

«Верденская мясорубка»

Анализ документов

§ 5 , стр.45-54 вопросы

13

12

Оформление Версальско – Вашингтонской системы Последствия войны: революции и распад империй.

Версальско-Вашингтонская система. Лига наций. Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств.

Версальско-Вашингтонская система. Лига наций

Работа с текстом

Ответы на вопросы

§ 6 ,7

 Тема 2. Россия в 1917-1921 гг. (7 часов)                 

14

1

Россия в  Первой мировой войне.

Влияние военного фактора на экономическое и социальное положение в стране

Тест

Характе

ристика события по памятке

§10, вопросы

15

2

Свержение монархии. Россия весной – летом 1917 г. Кризисы власти.

Нарастание революционного движения. Альтернативы развития страны после Февраля. Апрельский кризис Временного правительства. Образование первого коалиционного правительства, его внутренняя и внешняя политика. Июльские события в Петрограде. Октябрьский переворот в Петрограде.

Временное правительство, Советы, Учредительное собрание, двоевластие, аннексия, декрет, контрибуция

Анализ документов

Фронтальный опрос

§ 11, стр. 96-101

вопросы

16

3

Октябрьский переворот. Первые декреты сов власти.

 Первые декреты советской власти. Создание коалиционного советского правительства.

Анализ документов

Ответы на вопросы

§12-13. Зад.3,4 стр.105

17

4

Становление советской власти. Эволюция экономической политики советской власти.

Формирование советской государственности. Брест-Литовский мирный договор.

Первые мероприятия советской власти в экономике.

Сепаратный мир, национализация

Тест выборочно

Фронтальный опрос

§ 14-15, вопросы

18

5

Гражданская война.

Причины и ее этапы.

Причины Гражданской войны и ее этапы. Расстановка противоборствующих сил. Формирование Белого движения. Создание Красной армии. Иностранная интервенция: причины, масштаб, формы.

Гражданская война, террор, интервенция,  продразверстка, военный коммунизм

Анализ документов

§ 16  вопросы

19

6

На фронтах гражданской войны.

Восточный фронт. Южный фронт. Северный фронт. Белый Крым. Гражданская война на национальных окраинах.

§ 17,18 вопросы

20

7

Окончание Гражданской войны.

Окончание Гражданской войны. Причины победы красных. Крестьянские выступления в 1920-1921 гг. Кронштадтское восстание.

Тест.

Тестирование по КИМам ГИА

§ 19 вопросы

Тема 3. СССР и мир в 20-е гг.

(13 часов)                                                                           

21

1

Новая экономическая политика.

Экономический и политический кризис начала 20 гг. Переход к новой экономической политике. Сущность нэпа и его экономические итоги.  

НЭП, хозрасчет, нэпманы

Задание на соответствие

§20, вопросы

22

2

Образование СССР, его внешняя политика

Федерация, автономия

Задание на выбор нескольких ответов

Фронтальный опрос

§21,22 работа с источником.

23

3

Развитие политического процесса в 20-е годы. Духовная жизнь

Формирование однопартийной системы. Борьба за власть в политическом руководстве после смерти В.И.Ленина. Усиление позиций Сталина И.В. Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. Жизнь, быт и психология людей в 20-е годы.

Сменовеховство, сумерки серебряного века

Анализ документов

Самостоя

тельная работа

§23-24, зад.1. стр.162

24

4

Стабилизация 20-хгг в ведущих странах Запада.

«Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странах Запада. Идея мировой революции и учреждение Коммунистического  Интернационала. Прорыв мировой изоляции советской страны. Международное признание СССР.

План Дауэса

Задание на соответствие.

Работа над понятиями, ответы на вопросы

§8 вопросы

 стр 24

25

5

Экономическое развитие.

Индустриализация.

Хлебозаготовительный кризис 1927 г. Оформление 2 точек зрения на причины и пути выхода из кризиса. Победа сталинской  линии. Индустриализация. Первые пятилетки, их итоги.

Индустриализация, пятилетки.

Задание на соответствие.

§ 25 стр185-189 , таблица

26

6

Коллективизация сельского хозяйства.

Коллективизация. Раскулачивание. Результаты форсирования развития и его цена.

Коллективизация Раскулачивание

Анализ документов

Фронтальный опрос

§ 26 стр 190-193 , таблица

27

7

Причины экономического кризиса 1929- 1933гг. «Новый курс Ф.Рузвельта»

Мировой экономический кризис 1930-х гг. «Новый курс» в США. Ф.Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм

«Новый курс», мировой экономический кризис

Самостоятельная работа

§ 10 ,11 вопросы стр 90

28

8

Особенности экономического кризиса 1929-1933 гг. в Великобритании и Франции.

Британская и французская модели борьбы с экономическим кризисом. Народный Фронт во Франции

Экономическая политика, доминион, Народный Фронт

Задание на соответствие.

Работа над понятиями.

§ 12 , вопросы

29

9

Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в Италии, Испании.

Фашизм. Б. Муссолини. Гражданская война в Испании

Тоталитаризм, фашизм

§ 13-14 , стр.103-107;115-117

30

10

Особенности германского фашизма. Внешняя политика Германии в 30-е годы.

Национал-социализм. А. Гитлер. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Мюнхенское соглашение. Военно-политический кризис в Европе в 1939 г.

Тоталитаризм, фашизм, Национал-социализм.

Задание на выбор ответа

Ответы на вопросы

§ 19 , стр.107-115

31

11

Политическая система СССР  в 30-е гг. Духовная жизнь.

Идеология и общественная жизнь. Система массовых организаций. Массовые репрессии. Принятие Конституции 1936 г. Социальная система. Идеологическое наступление на культуру. Советская наука. От свободы творчества к творческим союзам. Жизнь и быт людей в 30-е годы.

Культ личности, ГУЛАГ, репрессии. Реализм, концепция, педология

Анализ документов

§ 26-27, 29 таблица

32

12

Внешняя политика СССР в 30-е годы.

Новый курс советской дипломатии. Поиски союза с демократическими странами. Принятие СССР в Лигу Наций. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности. Мюнхенское соглашение и советская дипломатия. Дальневосточная политика СССР.

Лига Наций, политика умиротворения, система коллективной безопасности, Мюнхенский сговор.

Задание на установление причинно-следственных связей.

Фронтальный опрос

§ 19, 28

33

13

Восток и Латинская  Америка в первой половине XX века.

Страны Азии после Первой мировой войны. Культурно- цивилизационное своеобразие латиноамериканского общества.

Колониализм, синтоизм, «Восток», конфуцианство, модернизация.

Самостоятельная работа

§ 15-16, 17

Тема 4. Вторая мировая война. Великая Отечественная война

(8 часов)

34

1

Причины и характер Второй мировой войны.

Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны.

Антигитлеровская коалиция, агрессия.

Задание на установление последовательности событий.

§ 20-21 , вопросы

35

2

СССР накануне войны. Советско-германские отношения.

Причины нового советско-германского сближения. Советско-германские договоры 1939 г. Реализация СССР секретных протоколов. Война с Финляндией и ее итоги. Укрепление обороноспособности страны: успехи и просчеты.

Денонсация

Анализ документов

Работа над понятиями, ответы на вопросы

§ 28 ,30 вопросы

36

3

Начало Великой Отечественной войны.

Проблемы внезапности нападения Германии на СССР. Первые мероприятия советского правительства по организации отпора врагу. Периодизация военных действий. Оборонительные сражения летом – осенью 1941 г. Причины неудач Красной Армии. Нацистский «новый порядок». Битва под Москвой.

Блицкриг, ГКО, Ставка Верховного Главнокомандования

Работа с документами

Фронтальный опрос

§ 31 вопросы

37

4

Боевые действия зимой – летом 1942 г.

Зимнее наступление Красной Армии, его итоги. Неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом. Летнее наступление немецких войск. Сталинградская битва. Сражения на Кавказе. Создание антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция.

Работа с документом

Фронтальный опрос

§ 32 до стр.242

38

5

Тыл в годы войны.

Морально-психологическое состояние советских людей после вторжения немецких войск. Эвакуация. Героический труд в тылу. Жизнь и быт. Наука и образование. Художественная культура.  

Местоблюститель

Самостоятельная работа

§ 33  вопросы

39

6

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Разгром немецких войск под Сталинградом. Результаты зимнего наступления Красной Армии. Борьба в тылу врага, партизанское движение.

Битва на Курской дуге, ее итоги и значение. Битва за Днепр. Итоги летне-осенней кампании 1943 г. Итоги зимнего наступления Красной Армии.

Коренной перелом

Задание на соответствие

Фронтальный опрос

§ 34 , вопросы

40

7

Завершающий период Великой Отечественной войны. 

Наступление советских войск летом 1944 г.  Завершающие сражения Красной Армии в Европе. Крымская конференция.

Берлинская операция. Капитуляция фашистской Германии. Потсдамская конференция. Разгром японских войск в Маньчжурии. Причины победы Советского Союза над фашизмом. Итоги и цена победы.

Тест

Работа над понятиями, ответы на вопросы

§ 36, вопросы

41

8

Итоги и уроки Второй мировой войны. Образование ООН.

Родной край в первой половине XX в.

Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН. Итоги и уроки великой войны.

 ООН, Ялтинско- Потсдамская система

Самостоятельная работа

§ 22, вопросы

Раздел 2. Россия и мир во второй  половине XX века    

Тема 5. СССР в 1945-1964 гг. Мир в первые послевоенные десятилетия (7 часов).

42

1

Послевоенное восстановление хозяйства

Состояние экономики страны после войны. Экономические дискуссии 1945 – 1946 гг. Восстановление и развитие промышленности. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт людей.

ВПК, репарации, репатриация, «холодная война»

Тест

§ 37, вопросы

43

2

Особенности послевоенного экономического восстановления стран Западной Европы. Предпосылки перехода к постиндустриальному обществу

«План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция. Переход к смешанной экономике. Социальное государство. «Общество потребления».

Неокейнсианство информационное общество, стабилизация, либерализация торговли, кризисы

Фронтальный опрос

§ 23, 24-25

44

3

Политическое развитие страны.

Идеология и культура.

«Демократический импульс» войны. Изменения в структурах власти. Система ГУЛАГа в послевоенные годы. Национальная политика. Правящая партия и общественные организации.

Идеологические кампании 40-х гг., эволюция официальной идеологии.

Космополитизм

Тестовая подготовка в форме ГИА (задания  части А)

Работа над понятиями, ответы на вопросы

§ 38, 39 вопросы

45

4

Причины и главные черты «холодной войны»Внешняя политика СССР в 1945-1953гг

Холодная война. Создание военно-политических блоков. Локальные конфликты. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва.  

Демилитаризация, денацификация, демократизация, картелизация.

Фронтальный опрос

§ 23, 40 (Р) вопросы

46

5

Изменения политической системы. Оттепель в духовной жизни.

Смерть Сталина и борьба за власть. 20 съезд КПСС. Критика культа личности и ее пределы. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Научно-техническая революция в СССР. Первый пилотируемый полет в космос.  Реформа школы 1958г.  Ослабление идеологического давления в культуре.

Реабилитация, волюнтаризм, оттепель, субъективизм, диссиденты

Тренировочные задания части А

§43, 41 вопросы

47

6

Экономическое и социальное развитие в 1953-1964.

Экономический курс Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущева. Реформа управлении промышленностью. Завершение построения экономических основ индустриального общества в СССР. Особенности социальной политики.

Совнархозы, интенсификация, экстенсивный путь, предприятия группы «А» и «Б»

Анализ документов

Фронтальный опрос

§ 42 , вопросы

48

7

Внешняя политика СССР в 1953-1964гг.

Мирное сосуществование государств с различным общественным строем. Возобновление диалога с Западом. Поиски новых подходов в отношениях со странами социализма. Отношения СССР со странами «третьего мира».

«Третий мир», мирное сосуществование

Тренировочные задания части С

Работа над понятиями, ответы на вопросы

§ 44 , вопросы

Тема 6. СССР и мир в 1965-1991 гг. (7 часов)                                                           

49

1

Политическое развитие. Общественная жизнь.

Отстранение Н.С. Хрущева от власти. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Укрепление роли армии и органов безопасности. Конституция СССР 1977 г. Концепция «развитого социализма». Усиление идеологического контроля за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Движение диссидентов.

Анализ документов

Тест выборочный

§ 45 ,47 вопросы

50

2

Экономика «развитого социализма».

Предпосылки и основные задачи реформирования экономики СССР. Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты. Реформа промышленности 1965 г.: цели, содержание, результаты. Нарастающее отставание СССР в научно-технической сфере.

Коррупция, стагнация, «теневая» экономика, продовольственная программа, товарный голод, застой

Анализ документов

Работа над понятиями, ответы на вопросы

§ 46 , вопросы

51

3

Международные отношения сер.60-х-середине 80-х годов.

Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. СССР в региональных конфликтах. Завершение периода разрядки.

Доктрина Брежнева, разрядка.

Тренировочные задания части А

Фронтальный опрос

§ 48 , вопросы

52

4

Предпосылки перехода к постиндустриальному обществу, его важнейшие признаки.

Научно-техническая революция. Переход к смешанной экономике. Социальное государство. «Общество потребления».

Информационное общество, стабилизация, либерализация торговли, кризисы.

Тренировочные задания части В

Самостоятельная работа

§ 44 , вопросы

53

5

Реформа политической системы.

Всесоюзная партийная конференция и реформа политической системы 1988 г. Возрождение российской многопартийности. Национальная политика и межнациональные отношения. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия. Обострение межнациональных противоречий. Распад СССР. Образование СНГ.

Разделение властей, перестройка, гласность, реабилитация, Съезд Народных Депутатов

Анализ документов

Работа над понятиями, ответы на вопросы

§ 51, 49 вопросы

54

6

Экономические реформы 1985 – 1991 гг.

Состояние экономики СССР в середине 80-х гг. Стратегия  «ускорения социально-экономического развития». Экономическая реформа 1987 г. и причины ее незавершенности. Программа «500 дней».

Инфляция, приватизация

Анализ документов

Фронтальный опрос

§ 50 , вопросы

55

7

Международные отношения сер.80-х-нач.90-х гг. Диалектика «нового мышления».

Региональные конфликты, биполярная система.

Тренировочные задания части С

Самостоятельная работа

§ 52 , вопросы

 Тема 7. Мир во второй половине XX в.

(6 часов)                           

56

1

Политическое развитие стран Запада. Гражданское общество.

Эволюция политической идеологии. Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. Гражданское общество.

Гражданское общество, «Новые левые».

Работа с документом

Фронтальный опрос

§ 26-27 вопросы

57

2

США. Великобритания. Франция

Системный кризис индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Становление информационного общества.

Тэтчеризм, информационное общество.

Фронтальный опрос

§ 28-30 , вопросы

58

3

Италия. Германия.

Системный кризис индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х гг.

Неоконсерватизм

Фронтальный опрос

§ 31 ,32 вопросы

59

4

Восточноевропейские страны.

Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европы. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 – начала 1990-х гг. и их последствия.

«Бархатные революции»

Работа с текстом

Фронтальный опрос

§ 33 , вопросы

60

5

Страны Азии и Африки в современном мире. Латинская Америка.

Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития.

Национал-реформизм, экономический национализм, деколонизация

Самостоятельная работа

§ 34-36, вопросы

61

6

Культура  и искусство ХХ века.

Особенности художественной культуры. Религия и церковь в современном обществе. Основные течения в художественной культуре ХХ в. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.

Неоромантизм, символизм Неореализм, модернизм, массовая культура

Тестирование по КИМам ГИА

Составление презентации

§18, 58-60

вопросы

 Тема 8. Россия и мир в конце XX-начале XXI вв. (6 часов)                                                                         

62

1

Российская экономика на пути к рынку.

Программа радикальных экономических реформ (октябрь 1991 г.). Либерализация цен. Приватизация. Первые результаты и социальная цена реформ. Финансовый кризис 17 августа 1998 года и его последствия. Россия в мировой экономике.

Шоковая терапия либерализация, приватизация, конвертация, референдум, сепаратизм

Анализ документов

Работа над понятиями, ответы на вопросы

§ 54 , вопросы

63

2

Политическая жизнь России.

Декларация о государственном суверенитете России. Политический кризис 1993 г. Конституция России 1993 г. Российская многопартийность. Итоги политического развития страны в 90-е гг.

Суверенитет, федерация, демократизация

Тренировочные задания части С.

Работа с документом

§ 53, 55 вопросы

64

3

Духовная жизнь.

Национальная политика и межнациональные отношения.

Исторические условия развития культуры. Средства массовой информации. Традиционные религии в современной России. Федеративный договор 1992 г. Нарастание противоречий между центром и регионами.

Духовная культура, тоталитарные секты

Тестирование по КИМам ГИА

Работа над понятиями, ответы на вопросы

§ 56, 57 вопросы

65

4

Геополитическое положение и внешняя политика России.

Положение России в мире. Результаты внешней политики страны в 90-е гг. Президент В.В. Путин. Укрепление российской государственности. Политические реформы. Экономические реформы.

Геополитика, международный терроризм

Тренировочные задания части В

Тестирование

§ 58-60 , вопросы

66

5

Россия на пороге XXI в. укрепление российской государственности и экономические реформы.

Экономика и социальная сфера страны в начале XXI в. Усиление борьбы с терроризмом. Разработка новой внешнеполитической стратегии

«Чеченская проблема», суверенитет

Анализ документов

Ответы на вопросы

§ 56 вопросы

67

6

Глобализация как явление современного мира, её основные компоненты.

Глобализация как явление современного мира. Предпосылки глобализации, противоречия.

Глобализация

§ 39

вопросы

68

1

Итоговое повторение. Родной край во второй половине XX века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...