рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа (история, 5 класс) по теме

рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_5_fgos.docx78.8 КБ

Предварительный просмотр:

п/п

Наименование раздела

(с подробным содержанием тем)

Кол-во час

УУД

Формы контроля

Дата

Раздел I. Жизнь первобытных

людей (7 ч)

Личностные:

представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

выполнять задание по плану;

осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении  учебного задания;

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию;

взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

Составить рассказ об источниках  древности на территории нашего края

1

Введение

1

2

Древнейшие люди

1

Личностные:

приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении  учебного задания;

адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные

согласовывать позиции с партнёром и выражать собственное мнение;

адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.

Фронтальный опрос

3

Родовые общины охотников и собирателей

1

Личностные:

освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем  мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

Коммуникативные

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству

в рамках учебного диалога;

использовать речевые средства для представления результата деятель

Взаимопроверка знаний ключевых терминов

4

Возникновение искусства и религиозных верований

1

Личностные:

опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

выполнять учебное задание в соответствии с целью;

выполнять учебное задание по плану;

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию;

адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

Фронтальный опрос

5

Возникновение земледелия и скотоводства

1

Личностные:

приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

выполнять учебное задание по плану;

осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные

формулировать высказывания, используя новые термины;

представлять собственное мнение и позицию;

Взаимопроверка знаний ключевых терминов

6

Появление неравенства и знати

1

Личностные:

освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем  мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

выполнять учебное задание по алгоритму;

осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные

использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Фронтальный опрос

7

Счет лет в истории

1

Личностные:

представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Коммуникативные

формулировать высказывания, используя новые термины;

Опрос по домашнему заданию

8

Обобщающее повторение по разделу: «Жизнь первобытных людей». Проверочная работа.

1

Личностные:

приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные

договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.

Тесты для повторения

Раздел II. Древний Восток  (20 ч)

9

Анализ проверочной работы. Государство на берегах Нила

1

Личностные:

представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Коммуникативные

адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

Взаимопроверка знаний ключевых терминов

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1

Личностные:

приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные

формулировать высказывание, используя термины;

Фронтальный опрос

11

Жизнь египетского вельможи

1

Личностные:

освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем  мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

выполнять учебное задание по алгоритму;

осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию;

взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

Взаимопроверка знаний ключевых терминов

12

Военные походы фараонов

1

Личностные:

представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

выполнять учебное задание в соответствии с целью;

выполнять учебное задание по плану;

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию;

взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

проект

13

Религия древних египтян

1

Личностные:

представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

выполнять учебное задание в соответствии с целью;

выполнять учебное задание по плану;

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию;

взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

Промежуточное тестирование

14

Искусство Древнего Египта

1

Личностные:

приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

выполнять учебное задание по алгоритму;

осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию;

взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

Взаимопроверка знаний ключевых терминов

15

Письменность и знания древних египтян

1

Личностные:

освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем  мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

выполнять учебное задание в соответствии с целью;

выполнять учебное задание по плану;

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию;

взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

Промежуточное тестирование

16

Повторение по теме « Древний Египет»

1

Личностные

представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

выполнять учебное задание по алгоритму;

осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию;

взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

Взаимопроверка знаний ключевых терминов

17

Древнее Двуречье

1

Личностные:

представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

выполнять учебное задание в соответствии с целью;

выполнять учебное задание по плану;

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию;

взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

Промежуточное тестирование

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

Личностные:

приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

выполнять учебное задание по алгоритму;

осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию;

взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

Взаимопроверка знаний ключевых терминов

19

Финикийские мореплаватели

1

Личностные:

освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем  мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

выполнять учебное задание по алгоритму;

осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию;

взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

Опрос по домашнему заданию

20

Библейские сказания

1

Личностные:

представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении  учебного задания;

адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные

согласовывать позиции с партнёром и выражать собственное мнение;

адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.

Взаимопроверка знаний ключевых терминов

21

Царство Давида и Соломона

1

Личностные:

представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении  учебного задания;

адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные

согласовывать позиции с партнёром и выражать собственное мнение;

адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.

Обобщающая беседа в конце урока

22

Ассирийская держава

1

Личностные:

приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

выполнять задание по плану;

осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении  учебного задания;

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию;

взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

Промежуточное тестирование

23

Персидская держава «Царя царей»

1

Личностные:

освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем  мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении  учебного задания;

адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные

согласовывать позиции с партнёром и выражать собственное мнение;

адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.

Обобщающая беседа в конце урока

24

Природа и люди Древней Индии

1

Личностные:

представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

выполнять задание по плану;

осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении  учебного задания;

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию;

взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

25

Индийские касты

1

Личностные:

представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

Коммуникативные

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству

в рамках учебного диалога;

использовать речевые средства для представления результата деятель

Обобщающая беседа в конце урока

26

Китайский мудрец Конфуций

1

Личностные:

приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении  учебного задания;

адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные

согласовывать позиции с партнёром и выражать собственное мнение;

адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.

Опрос по домашнему заданию

27

Первый властелин единого Китая

1

Личностные:

освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем  мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

выполнять задание по плану;

осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении  учебного задания;

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию;

взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

Обобщающая беседа в конце урока

28

Обобщающее повторение по разделу: «Древний Восток». Проверочная работа.

1

Личностные:

представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

выполнять задание по плану;

осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении  учебного задания;

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию;

взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

Тесты для повторения

Раздел III. Древняя Греция (21 ч )

1

29

Анализ проверочной работы. Греки и критяне

Личностные:

представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

Коммуникативные

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству

в рамках учебного диалога;

использовать речевые средства для представления результата деятель

Обобщающая беседа в конце урока

30

Микены и Троя

1

Личностные:

приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

выполнять учебное задание в соответствии с целью;

выполнять учебное задание по плану;

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию;

адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

Промежуточное тестирование

31

Поэма Гомера «Илиада»

1

Личностные:

освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем  мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

выполнять задание по плану;

осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении  учебного задания;

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию;

взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

Обобщающая беседа в конце урока

32

Поэма Гомера «Одиссея»

1

Личностные:

представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении  учебного задания;

адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные

согласовывать позиции с партнёром и выражать собственное мнение;

адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.

33

Религия древних греков

1

Личностные:

представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

Коммуникативные

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству

в рамках учебного диалога;

использовать речевые средства для представления результата деятель

Обобщающая беседа в конце урока

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1

Личностные:

освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем  мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

выполнять учебное задание в соответствии с целью;

выполнять учебное задание по плану;

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию;

адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

35

Зарождение демократии в Афинах

1

Личностные:

представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении  учебного задания;

адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные

согласовывать позиции с партнёром и выражать собственное мнение;

адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.

Обобщающая беседа в конце урока

36

Древняя Спарта

1

Личностные:

представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

выполнять учебное задание в соответствии с целью;

выполнять учебное задание по плану;

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию;

адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

Опрос по домашнему заданию

37

Основание греческих колоний

1

Личностные:

представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

Коммуникативные

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству

в рамках учебного диалога;

использовать речевые средства для представления результата деятель

Взаимопроверка знаний ключевых терминов

38

Олимпийские игры в древности

1

Личностные:

приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении  учебного задания;

адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные

согласовывать позиции с партнёром и выражать собственное мнение;

адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.

Обобщающая беседа в конце урока

39

Победа греков над персами в Марафонской битве

1

Личностные:

освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем  мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

выполнять задание по плану;

осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении  учебного задания;

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию;

взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

Взаимопроверка знаний ключевых терминов

40

Нашествие персидских войск на Элладу

1

Личностные:

представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

Коммуникативные

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству

в рамках учебного диалога;

использовать речевые средства для представления результата деятель

Обобщающая беседа в конце урока

41

В гаванях афинского порта Пирей

1

Личностные:

представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении  учебного задания;

адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные

согласовывать позиции с партнёром и выражать собственное мнение;

адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.

Промежуточное тестирование

42

В городе богини Афины

1

Личностные:

освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем  мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

выполнять задание по плану;

осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении  учебного задания;

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию;

взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

Обобщающая беседа в конце урока

43

В афинских школах и гимнасиях

1

Личностные:

представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

выполнять учебное задание по плану;

осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные

формулировать высказывания, используя новые термины;

представлять собственное мнение и позицию;

Опрос по домашнему заданию

44

В театре Диониса

1

Личностные

представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении  учебного задания;

адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные

согласовывать позиции с партнёром и выражать собственное мнение;

адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.

Обобщающая беседа в конце урока

45

Афинская демократия при Перикле

1

Личностные:

представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

Коммуникативные

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству

в рамках учебного диалога;

использовать речевые средства для представления результата деятель

Взаимопроверка знаний ключевых терминов

46

Города Эллады подчиняются Македонии

1

Личностные:

приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

выполнять учебное задание по алгоритму;

осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию;

взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

Опрос по домашнему заданию

47

Поход Александра Македонского на Восток

1

Личностные:

освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем  мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении  учебного задания;

адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные

согласовывать позиции с партнёром и выражать собственное мнение;

адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.

Обобщающая беседа в конце урока

48

В древней Александрии Египетской

1

Личностные:

представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

выполнять задание по плану;

осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении  учебного задания;

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию;

взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

Промежуточное тестирование

49

Обобщающее повторение по разделу: «Древняя Греция». Проверочная работа.

1

Личностные:

представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

выполнять задание по плану;

осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении  учебного задания;

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию;

взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

Тесты для повторения

Раздел IV. Древний Рим (17 ч)

1

Личностные:

представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении  учебного задания;

адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные

согласовывать позиции с партнёром и выражать собственное мнение;

адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.

50

Древнейший Рим

Обобщающая беседа в конце урока

51

Завоевание Римом Италии

1

Личностные:

приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

выполнять учебное задание по плану;

осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные

формулировать высказывания, используя новые термины;

представлять собственное мнение и позицию;

Взаимопроверка знаний ключевых терминов

52

Устройство Римской республики

1

Личностные:

освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем  мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

Коммуникативные

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству

в рамках учебного диалога;

использовать речевые средства для представления результата деятель

Обобщающая беседа в конце урока

53

Вторая война Рима с Карфагеном (218 – 201 гг. до н.э.)

1

Личностные:

представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

выполнять задание по плану;

осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении  учебного задания;

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию;

взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

Обобщающая беседа в конце урока

54

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

1

Личностные:

представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении  учебного задания;

адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные

согласовывать позиции с партнёром и выражать собственное мнение;

адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.

Опрос по домашнему заданию

55

Рабство в Древнем Риме

1

Личностные:

приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

выполнять учебное задание по алгоритму;

осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию;

взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

Обобщающая беседа в конце урока

56

Земельный закон братьев Гракхов

1

Личностные:

освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем  мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

выполнять учебное задание по алгоритму;

осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию;

взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

Промежуточное тестирование

57

Восстание Спартака

1

Личностные:

приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

Коммуникативные

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству

в рамках учебного диалога;

использовать речевые средства для представления результата деятель

Обобщающая беседа в конце урока

58

Единовластие Цезаря в Риме

1

Личностные:

приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

выполнять учебное задание по алгоритму;

осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию;

взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

Опрос по домашнему заданию

59

Установление империи в Риме

1

Личностные:

представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

Коммуникативные

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству

в рамках учебного диалога;

использовать речевые средства для представления результата деятель

проект

60

Соседи Римской империи

1

Личностные:

приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении  учебного задания;

адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные

согласовывать позиции с партнёром и выражать собственное мнение;

адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.

Взаимопроверка знаний ключевых терминов

61

В Риме при императоре Нейроне

1

Личностные:

освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем  мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

Коммуникативные

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству

в рамках учебного диалога;

использовать речевые средства для представления результата деятель

Обобщающая беседа в конце урока

62

Первые христиане и их учение

1

Личностные:

приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

выполнять учебное задание по алгоритму;

осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию;

взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

Опрос по домашнему заданию

63

Расцвет империи во 2 –м веке

1

Личностные:

представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

выполнять учебное задание по алгоритму;

осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию;

взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

Опрос по домашнему заданию

64

Жизнь в Римской империи.

1

Личностные:

приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

Коммуникативные

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству

в рамках учебного диалога;

использовать речевые средства для представления результата деятель

Промежуточное тестирование

65

Римская империя при Константине

1

Личностные:

освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем  мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

выполнять учебное задание по плану;

осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные

формулировать высказывания, используя новые термины;

представлять собственное мнение и позицию;

Взаимопроверка знаний ключевых терминов

66

Взятие Рима Готами

1

Личностные:

приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

выполнять учебное задание по алгоритму;

осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию;

взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

Опрос по домашнему заданию

67

Обобщающее повторение по разделу: «Древний Рим»

1

Личностные:

приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

Коммуникативные

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству

в рамках учебного диалога;

использовать речевые средства для представления результата деятель

68

Обобщающее повторение по курсу: «История Древнего мира»

1

Личностные:

представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

Познавательные

определять значение и смысл новых слов и понятий

Регулятивные

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

Коммуникативные

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству

в рамках учебного диалога;

пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

1.        Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;

2.        Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа.  – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. (Стандарты второго поколения);

3.        Примерные программы по учебным предметам. История. 5 класс: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);

4 История Древнего мира. 5 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - М.: Просвещение, 2012

 5. Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы :История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных  заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2012

Программа составлена исходя из следующих целей обучения истории в рамках федерального государственного образовательного стандарта  (основного) общего образования основной школе:  образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

 Общая характеристика учебного предмета

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. При этом на ступени основного общего изучение истории должно быть ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентации.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350  часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе  основного общего образования,  в V классе 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Данная  программа рассчитана на 68 учебных часов. При этом резерв свободного времени, предусмотренный примерной программой направлен на реализацию авторского подхода для  использования разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Описание ценностных ориентиров содержание учебного предмета

1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая

 - осознание ответственности человека за благосостояние общества;

 - восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

 - отказ от деления на «своих» и «чужих»;

 - уважение истории и культуры каждого народа.

 2. формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.

 - доброжелательность, доверие и внимание к людям,

 - готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

 - уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

 3. развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.

 - принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;

 - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;

 - формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

 4. развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

 - развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

 - формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

 5. развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

 - формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

 - готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

 критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

 - готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

 - целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

 - готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.  

Содержание обучения с описанием личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного учебного предмета

Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей  истории;

- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями  и памятниками культуры крупнейших цивилизаций   Древнего мира;

- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;

- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем  мире и специфическом историческом  источнике для изучения прошлого;

- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»

- уметь читать историческую карту, находить  и  показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира,  анализировать и обобщать данные карты;

- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

- умения соотносить единичные события в отдельных странах  Древнего мира с общими явлениями и процессами;

- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

Метапредметные  результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- способность планировать и организовывать свою учебную и  коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории,  видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов,  вести конструктивный диалог;

- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать  её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения,  планы, схемы, презентации, проекты);

- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

-  представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем  мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

Результаты обучения конкретного учебного предмета

овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

 развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

        Содержание учебного предмета

История Древнего мира (68ч)

Введение (1ч)

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.

Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».

Тема I. Жизнь первобытных людей. (7 ч)

Первобытные собиратели и охотники

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем. Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Первобытные земледельцы и скотоводы

Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).

Тема 2. Древний Восток.

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.

Города — Мемфис, Фивы.

Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы.

Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».

Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Западная Азия в древности

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.

Города шумеров Ур и Урук.

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».

Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.

Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и олив-ководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.

Индия и Китай в древности

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

Тема 3. Древняя Греция.

Древнейшая Греция

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского  полиса:  граждане,  переселенцы,  рабы.   Использование труда рабов.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех-тейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Пе-рикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Македонские завоевания в IV в. до н. э.

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра,

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария IIIу Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторение

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.

Тема 5. Древний Рим

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Местоположение   и   природные   особенности   Италии.   Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. На-шествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».

Уравнение   в  правах  патрициев  и   плебеев.   Отмена  долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».

Рим — сильнейшая держава Средиземноморья

Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

Гражданские войны в Риме

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против  Цезаря.  Убийство   Цезаря   в  сенате.   Понятия   «ветеран»,

«диктатор».

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.

Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».

Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».

Римская империя в первые века нашей эры.

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии. Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Трая-на. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Падение Западной Римской империи

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый

захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

Итоговое повторение

Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.

Вклад народов древности в мировую культуру.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2012

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2012

3. Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2012

4. Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы - Наталья Шевченко, Алексей Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2011

5. История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных  заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2012

6. Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина и др. - М.: ВАКО, 2008. – 284 с.

7. Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М.: Просвещение -  2007.

8. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч. / Г. И. Годер. - М.: Просвещение, 2011-12.

9. Книга для чтения по истории древнего мира / под ред. А. И. Немировского. - М., 1998;

10. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие. – М, Творческий центр «Сфера», 2003.

11. Петрович В.Г. и др. Уроки истории в 5 классе – М.: Творческий центр, 2004

12. Брандт М.Ю. Тесты. История древнего мира. 5 класс – М.: Дрофа, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...