рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа (история, 6 класс) на тему

пояснительная записка к рабочей программе по истории 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx39.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Пояснительная записка

Задачи, стоящие перед современной школой по формированию мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся,  личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации, формированию собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений, делают особенно актуальным повышение качества историко-обществоведческого образования учащихся, формирование и осуществление программы его совершенствования.

В целях обеспечения правового поля в образовательной политике Липецкой области преподавание предметов «История» и «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2013/2014 учебном году должно осуществляться в соответствии с Федеральным  Законом  «Об образовании в Российской Федерации»         от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, с ФГОС, а также с нормативными документами управления образования и науки Липецкой области.

                                                              НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,

РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Федеральный уровень

  • Федеральный  Закон  «Об образовании в Российской Федерации»   от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  •  Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 г., регистрационный номер 19993;
  •  Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 09 марта 2004 г. № 1312;
  •  Приказ МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089;
  •  Приказ МОиН РФ "О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089" от 10 ноября 2011 г.          № 2643;
  •  Приказ МОиН РФ «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом МО РФ     от 5 марта 2004 г. № 1089» от 24 января 2012 г. №  39;
  •  Методические письма МОиН РФ «О преподавании учебного предмета «История» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования», «О преподавании учебного предмета «Обществознание» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования», «О преподавании учебного предмета «Право» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» 2005 г.;
  •  Письмо МОиН РФ «О примерных программах по учебным предметам Федерального Базисного учебного плана» от 07 июля 2005 г. № 03-1263;
  •  Приказ МОиН РФ "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год"                 от 19 декабря 2012 г. № 1067;
  • Письмо МОиН РФ и департамента государственной политики в образовании «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе» от                   10 февраля 2011 г. № 03-105;
  • Письмо МОиН РФ «Об использовании учебников в образовательном процессе»    от 08 декабря 2011 г. № МД-1634/03;
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования (история, обществознание, право) (приказ МО РФ от 05 марта 2004 г. № 1089);
  • Письмо МОиН РФ и департамента государственной политики в образовании «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения» от 4 марта 2010 г. № 03-413;
  • Приказ МОиН РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" от 17 декабря 2010 г. № 1897;
  •  Приказ МОиН РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования" от 17 мая 2012 г.    № 413.

Региональный уровень

  • Письмо УОиН Липецкой области «О примерном положении о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования» от 26.10.2009 г. № 3499;
  •  Инструктивно-методическое письмо УОиН Липецкой области «О преподавании курсов истории России и всеобщей истории, ведении учителем учетно-планирующей документации» от 15.07.2011 г. № 2713;
  •  Приказ УОиН Липецкой области «О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2013/2014 учебный год» от 16.05.2013 г. № 451;
  •  Инструктивное письмо УОиН Липецкой области «О примерном учебном плане образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования на 2013/2014 учебный год» от 16.05.2013 г. № СК-1542

Рабочая программа для 6 класса рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю).

Основные содержательные линии учебной рабочей программы в 6 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «История средних веков». Предполагается их последовательное изучение. Резерв учебного времени используется для организации повторения.

Программа позволяет сформировать у учащихся целостное представление об историческом пути России, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории  с древнейших времён  до конца XVI века.

Определенной новизной  программы является обращение к проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальности национальной политике.  Акцентирование понятий рассчитано в соответствии с кодификатором  элементов содержания итоговой государственной аттестации учащихся.

За счет учебного времени из регионального (национально-регионального) компонента предполагается изучение особой содержательной линии «История родного края». Эта содержательная линия предусмотрена государственным стандартом общего образования и в обязательном минимуме содержания стандарта отмечена курсивом, то есть ориентирована на обязательное изучение, но не подлежит включению в требования к уровню подготовки выпускников основной общей школы. «История родного края» изучается либо в составе интегрированного учебного курса «Краеведение» с VI по IX класс, либо в качестве краеведческого модуля в курсе истории в IX классе.

Изучение  истории  в 6 классе рассчитано на достижение следующих целей обучения:

1    Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие  мировоззренческих убеждений обучающихся   на основе осмысления им  исторически  сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных  и социальных  установок,  идеологических  доктрин.

2      Развитие  способности  понимать историческую  обусловленность  явлений  и процессов  современного мира,  определять  собственную  позицию по отношению  к окружающей  реальности, соотносить свои взгляды  и принципы  с исторически  возникшими  мировоззренческими  системами.

3      Освоение  систематизированных  знаний  об  истории человечества, формирование  целостного  представления о месте  и роли России  во всемирно-историческом процессе.

4      Овладение  умениями  и навыками поиска, систематизации и комплексного  анализа  исторической информации.

5      Формирование  исторического  мышления – способности  рассматривать  события  и явления  с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные  версии и оценки  исторических событий  и личностей, определять собственное  отношение  к дискуссионным  проблемам  прошлого и современности.

  Курс  «История Россия »   призван  решить следующие образовательные  задачи:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  • овладение  методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

      - применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе

     -  формирование толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Цели курса:

  1. Знать исторические термины,  основные периоды отечественной истории  с древнейших времён до конца  XVI века  и этапы наиболее масштабных событий.
  2. Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.
  3. Называть: место, обстоятельства, участников событий, крупнейших государственных и общественных деятелей, основные политические течения, партийные организации, выдающихся представителей и достижения науки и культуры, известных полководцев, участников военных событий.
  4.  Показывать на исторической карте территорию России, промышленные центры, места важнейших военных сражений.
  5. Проводить поиск (устно или письменно) о наиболее значимых событиях отечественной истории.

   Рабочая  программа рассчитана на изучение курса в течение 38 часов учебного времени за год. Количество учебных часов в неделю – 2.

  В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:

урок, сочетающий опрос с объяснением; лекция с элементами беседы; работа с документами; составление логических схем; заполнение сравнительных таблиц; решение проблемных задач; работа по вопросам; практическая работа.

  Курс предполагает наличие межкурсовых связей – с курсом  история Средних веков, межпредметных – обществознание, внутрикурсовых.

Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, тесты, сравнительные таблицы, сообщения учащихся.

Формы итоговой аттестации: итоговые контрольные работы, итоговое тестирование.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

Учащиеся должны знать: 

  • основные периоды в истории России с IX по XVI века.;
  • место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий древней и  средневековой  России;
  • существенные черты социального положения людей в России в древности и  средние века;
  • существенные черты политического устройства России;

Учащиеся должны уметь:

  • работать с картами и атласами;
  • описывать условия и образ жизни, занятия людей в данную историческую эпоху;
  • ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.
  • сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников  культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретённые знания при написании творческих работ, рефератов;
  • соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному  признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

Содержание курса «История России с древности до КОНЦА XVi в.»(36 ч)

Народы и государства на территории нашей страны в древности (1 час)

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.[1]

Восточные славяне в древности (VI-IX вв.) (8 часов)

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси. Древнерусское государство (IX – начало XII в.)

Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства. Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.

Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.) (9 часов)

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Первые упоминания о Ельце в летописи.  Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве». Культура Руси в домонгольское время Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

            Борьба с внешней агрессией в XIII в. Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Разорение г.Ельца ханом Батыем. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

Московская Русь (13 часов)

Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XV вв.)

 Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. 

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Участие ельчан в Куликовской битве. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

            Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв.

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Русская культура второй половины XIII-XV вв.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

Российское государство в XVI в.

Условия развития страны XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы.

Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Набеги Девлет Гирея на г. Елец. Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена. Опричнина. Становление самодержавной сословно-представительной монархии.

Русская культура XVI в.

Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».

 

  Резерв учебного времени - 2 часа

Основные умения и навыки.

  • Указывать: хронологические рамки существования Древнерусского государства; даты крещения Руси, сражений русских воинов против завоевателей, становления Русского государства.
  • Называть: место, обстоятельства, участников событий; князей, общественных и военных деятелей; наиболее значительных представителей и достижения культуры древней и средневековой Руси.
  • Называть, показывать на исторической карте: территории расселения восточнославянских племен; основные древнерусские города; крупнейшие русские земли периода политической раздробленности; основные центры собирания русских земель; территорию Русского государства в XV-XVI в.в.
  • Описывать занятия, образ жизни населения древней и средневековой Руси.
  • Составлять описание памятников древнерусской культуры.
  • Соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков; становления и развития Русского государства; закрепощения крестьян.
  • Называть характерные, существенные черты: экономических и социальных отношений, положения разных групп населения; развития русских земель под властью Орды; политического устройства, внутренней и внешней политики.
  • Объяснять значение понятий: Древнерусское государство, монголо-татарское иго, политическое объединение русских земель, централизованное государство, сословно-представительная монархия, самодержавие, поместье, крепостное право, опричнина.
  • Сравнивать: развитие отдельных русских земель в период политической раздробленности; деятельность Избранной рады и опричнину.
  • Излагать суждения о причинах и последствиях: политической раздробленности русских земель; зависимости русских земель от Золотой Орды; объединения русских земель вокруг Москвы; социальных движений.
  • Приводить оценки: значения Куликовской битвы; деятельности Ивана IV.

                     Содержание курса  «История Средних веков»

Курс «История Средних веков» предназначен для использования в рамках общеобразовательных учреждений. Программа курса положена в основу школьного учебника для 6 класса, созданного М.А. Бойцовым и Р.М. Шукуровым и вышедшим в издательстве «Русское слово». Материл учебника соответствует государственному минимуму содержания образования по всеобщей истории. Учебник входит в перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации для использования в общеобразовательных учреждениях.

Материал программы и учебника позволяет учащимся любого уровня познакомиться со Средневековьем за одно полугодие. Курс ориентирует учащихся на усвоение основных черт средневековой истории и вместе с тем на выработку навыков самостоятельного мышления, умения работы с источниками, как текстовыми, так и изобразительными.

       В курсе изучения истории Средних веков учащиеся развивают следующие умения:

  • образно воссоздавать исторические явления, события;
  • выявлять в исторических явлениях существенные признаки;
  • сравнивать однотипные исторические явления, находить в них общее и особенное;
  • самостоятельно анализировать различные исторические источники;
  • давать характеристики историческим явлениям, событиям, деятелям, используя информацию, полученную из разных источников;
  • обобщать знания, полученные из различных исторических источников, делать выводы, подтверждая их примерами;
  • соотносить год с веком, определять начало и конец столетия, тысячелетия, решать несложные хронологические задачи;
  • работать с исторической картой: читать ее и анализировать, локализировать на карте исторические факты, устанавливать связь между историческими событиями, извлекать дополнительную информацию;
  • составлять различные таблицы (хронологические, синхронистические, генеалогические) и работать с ними;
  • работать со справочной и дополнительной литературой: словарями, таблицами, энциклопедиями.

Данное тематическое планирование составлено на 30 уроков (при изучении истории 2 часа в неделю).

        Введение. Что такое средние века. (1 час)

Средние века - период Всеобщей истории. Хронологические рамки Средневековья.

                 

                  Начало Средневековья (8 часов)

            Основание новой столицы – Константинополя. Особенности развития Византийской империи. Императорская власть. Христианская церковь. Церковная иерархия, иконоборчество, иконопочетание, устройство христианской церкви императорской власти.    

Византийская торговля. Великий шелковый путь, города Византии. Взаимоотношения Византии и Ирана. Золотой век Византии – правление императора Юстиниана I

Великое переселение народов, германские племена, вторжение в Европу кочевых племен аланов, сарматов, гуннов. Падение Западной Римской империи, образование варварских королевств.

Аравийский полуостров: арабские племена, их образ жизни, основные занятия. Зарождение новой религии – ислама, пророк Мухаммад. Основные положения ислама.

Арабские завоевания, образование государства мусульман – Арабского халифата, распад халифата. Культура мусульманского мира.

Правление франкского короля Хлодвига. Принятие христианства, запись законов франков. Возвышение династии Каролингов. Союз франкских королей и римских пап.

Империя Карла Великого, завоевательные походы франков, управление империей, образование и культура в державе Карла Великого.

Распад империи, рождение из её осколков новых государств, образ жизни норманнов, их грабительские набеги и торговые походы. Завоевание германскими племенами Британии. Основание англосаксонских королевств.

                  Средневековая Европа.(13 часов)

Иерархичность средневекового общества. Основные сословия. Главное богатство – земля. Условный характер владения землей. Взаимоотношения сеньоров и вассалов. Феодальная лестница

Крестьяне, положение крестьянства, крестьянские повинности, жизнь в общине, натуральный характер хозяйства. Рыцарство, вооружение средневекового рыцаря, армия, образ жизни рыцаря, его воспитание. Рыцарский турнир и рыцарский замок.

Франция в Х – ХI вв. Основание династии Капетингов. Феодальные войны. Борьба с викингами. Германия в Х – ХI вв. Отражение набегов венгров. Приобретение королями Германии императорского титула

Крестовые походы и их участники. Разгром Константинополя крестоносцами. Государства крестоносцев на Востоке. Рыцарские ордены. Взаимоотношения мусульман и христиан в эпоху крестовых походов. Взаимопроникновение культур. Крестовые походы в Восточной Европе. Реконкиста.

Кризис античных городов. Оживление городской жизни в Х – ХI вв. Различные пути образования городов в средневековой Европе. Взаимоотношения городов и сеньоров. борьба городов за независимость. Коммуны. Торговые пути и союзы. Ганза. торговля в Средиземноморье. Венеция и Генуя. Ярмарки. Фландрия и Шампань – центры европейской торговли. Ремесленные специальности. Объединения ремесленников.

Внешний вид средневекового города. Рынок, ратуша, собор, управление городом. Роль городского патрициата.

Римская церковь при папе Иннокентии III. Еретики и борьба с ними. Учреждение инквизиции. Основные монашеские ордены.

Священная Римская империя: слабый государь, но сильные князья. Французское королевство: собирание земель. Людовик IХ Святой. Борьба Филиппа IV Красивого с папой римским. Упрочение королевской власти в Англии при Генрихе II Плантагенете. Подписание Иоанном Безземельным Великой хартии вольностей. Образование сословных монархий. создание органов сословного представительства , Великая хартия вольностей.

Кризис XIV столетия: неурожаи и голод, чума, крестьянские восстания. Жакерия, Уот Тайлер. Изменения в хозяйственной жизни, формирование товарного хозяйства. Кризисные явления в римской церкви, «Авиньонское пленение римских пап», Ян Гус, Столетняя война, Жанна д Арк. Людовик XI, война Алой и Белой розы в Англии. Основание династии Тюдоров. Складывание христианских государств в Восточной и Южной Европе. Создание славянской азбуки Кириллом и Мефодием. православие и католицизм в Восточной Европе.

Романский и готический стили в архитектуре. Культура и образование. Монастырские и соборные школы. «Семь свободных искусств». Городские школы, университеты, роль университетов в жизни городов. Познания людей средневековья. Представления о мире.

                   Дальние страны.(7 часов)

Путешествие Марко Поло на Восток и изменение представлений о мире. Завоевания монголов. Вторжение монголов в Западную Европу. Устройство монгольской державы. Последствия монгольских завоеваний. Китайская империя и ее управление. открытия и изобретения китайцев. Последствия завоевания Китая монголами.

Индия во времена Гуптов. Торговля и торговые пути. Культура Индии: искусство, научные изобретения и открытия. религиозные верования индейцев. Внутренние усобицы. Завоевание индии мусульманами. Делийский султанат.
Япония в средние века. Особенности ее развития. Культ императорской власти, самураи, религиозные верования японцев, культура Японии.

Страны и народы Африки в Средневековье.
Америка до Колумба. Образ жизни и культура майя, инков и ацтеков.

                    Резерв 1 час



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...