Использование информационных технологий на уроках истории и обществознания
статья по истории по теме

Рась Вера Васильевна

Работа представляет собой описание методики применения информационных технологий на уроках истории и обществознания. В работе раскрыта актуальность применения данной технологии, описаны модели информатизации образовательного процесса, особенности применения информационных технологий во внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Дундайская средняя общеобразовательная школа»

Использование информационных технологий на уроках истории

 и обществознания

Рась Вера Васильевна,

учитель истории

и обществознания

с. Дундай,

2012

  1. Актуальность применения информационных технологий на уроках истории и обществознания.

Наш современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, так как они все больше используются во всех сферах общественной жизни. Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе. Он избавил человека от рутинного труда, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений. Все это привело к появлению нового типа культуры – информационной. И овладевать ее люди начинают с самого раннего детства. Поэтому использование информационных технологий в школе объективный и естественный процесс, это требование сегодняшнего дня.  

      Я считаю, что современный учитель обязан и даже вынужден искать эффективные методы и технологии в преподавании учебных предметов, потому что современное общество требует от образования подготовленных учащихся, которые должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе. Практика показывает, что использование ИКТ способствует повышению интереса и качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей, а также позволяет более оптимально расходовать средства и время педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития.

2. Модели информатизации образовательного процесса на моих уроках.

Информационные технологии на уроках истории и обществознания я использую в следующих вариантах:

1. Мультимедийные презентации.  Все презентации, используемые на уроках можно свести к трем основным типам. Во-первых, это компьютерный диафильм с использованием анимации, во-вторых, презентации для уроков обобщения и повторения, в-третьих, простые презентации с показом информации в виде текста, рисунков, фотографий и видеофрагментов.                                               Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. На подготовку одной презентации к конкретному уроку с использованием средств анимации, графики, аудиосредств, фрагментов тех же мультимедийных энциклопедий уходит порядка 2-2,5 часов. Зато готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши.  Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.                                                                                                                               В своей работе я использую презентации на уроках изучения  нового материала. За время работы в школе мною разработаны и накоплены как целые системы уроков, то есть, начиная с первого урока и до последнего, так и отдельные мультимедийные презентации. Например, по разделу «Россия в первой половине XIX века», «Древняя Греция», «Экономическая сфера жизни общества», «Духовная сфера жизни общества», «Административное право» и т.д.  Опыт работы показывает, что целесообразно использовать данную модель информатизации на уроке не более 10-15 мин., что связано с утомляемостью обучающихся. Если презентация используется на всем протяжении урока, т.е. является его основой, то ее необходимо сочетать с другими формами работы.  На уроках повторительно-обобщающего типа я использую метод интерактивных игр, когда составляются презентации по типу «Своей игры». Такая форма организации урока позволяет охватить большой по объему изученный материал, включать различного рода иллюстрации, фрагменты карт, фото и виде материалы, элементы анимации и звукового сопровождения. Метод интерактивных игр применяется во всех классах,  при изучении истории  и  обществознания. Мною разработано несколько таких игр: «Загадки Древнего Египта», «Путешествие в Древнюю Грецию», «По страницам истории Древнего Рима», «Средневековое путешествие», «Человек среди людей», «Культурное наследие XIX века», «Петровская Россия», «Все чудеса света», «Политика и власть», «Династия Романовых», «Россия на войне».

2. Флеш-фильмы. Они позволяют нам наглядно увидеть то или иное событие, почувствовать свою сопричастность, окунуться в эпоху, наглядно представить происходящее событие. Особенно полезны флеш-фильмы на уроках истории при изучении военных сражений, битв, так как они наглядно позволяют учащимся увидеть расположение сил противников перед битвой, ход сражение и итоги сражения. Просто на словах или схематично мелом на доске это представить намного сложнее и не даст полного понимания происходящих событий. Среди них можно выделить фильмы «Русско-японская война», «В пламени Афганистана», «Эхо холодной войны», «Сталинградская битва».

3. Работа с готовыми электронными изданиями. Использование готовых электронных изданий очень удобно для учителя, т.к. позволяет сэкономить время при подготовке учителя к уроку. К ним относятся: электронные энциклопедии, CD-диски, электронные учебники, интерактивные карты. Электронные энциклопедии используется как справочный материал, и выполняют в основном иллюстративную функцию. Данный вид электронных изданий позволяет познакомить обучающихся на уроке с дополнительным материалом и документами. В своей работе я использую такие пособия, как «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»; «Государственные символы России», «Человек и общество». Например, при изучении в 7 классе в курсе обществознания темы «Власть», обучающиеся сталкиваются с таким понятием, как государственная власть. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения государственных символов России.

       Так же в своей работе я использую CD-диски из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», Уроки отечественной истории 19-20 вв., Уроки Всемирной истории 18-19 вв.  Уроки разработаны соответственно современным требованиям подготовки выпускников 8-9-х классов. В себе содержат 55 готовых уроков, 960 медиаиллюстраций, 1480 энциклопедических статей, более 180 видеофрагментов, 610 тестов, 23 анимации, 480 терминов и понятий. Этот уникальный проект Академии образования, позволил по-другому взглянуть на образовательный процесс в целом и преподавание истории в том числе. Диски содержат прекрасно разработанные интерактивные карты, линия времени, словари, которые способствуют быстрому поиску информации, а для более эффективного использования возможностей электронного издания разработаны специальные интерактивные тренажеры по освоению стандартных знаний, умений и навыков, а также логически сложных тем.

4. Анимационные карты. Использование анимационных карт позволяет «оживить» рассказ учителя, сделать его более наглядным. На таких картах  прекрасно показана каждая часть сражения, действия сторон, со звуковым сопровождением. Эти приемы повышают интерес обучающихся к теме урока. Применение на уроках анимационных карт позволяет более эффективно проводить работу по формированию картографических умений и навыков обучающихся.

5. Интерактивные тесты и тренажеры по истории и обществознанию 5-11 кл. Электронные тесты удобны тем, что они наглядны. Тесты могут простые в виде текстов, предусматривающие несколько вариантов, из которых нужно выбрать правильный ответ. Также они могут быть представлены в виде картинок, изображений, фотографий. Например, тест для 6 класса «Культура Древней Руси», для 7 класса «Знаки и символы»,  для 10 класса  тест «Исторические деятели XIX века».  Способы работы с тестами также разнообразны – фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, после чего на экран выводятся правильные ответы.  Тренажеры также содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке и дома, провести мониторинг обученности. Например, при первичном контроле обучающимся предлагаются вопросы. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность ученикам, используя гиперссылки, вернуться в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа.

       Так же в своей работе  я использую тренажеры для подготовки к ЕГЭ по истории и  обществознанию. Данные тренажеры приближены к реальным вариантам  ЕГЭ, содержат такое же количество заданий типа А, В и С. Обучающиеся  читают инструкцию, самостоятельно выполняют весь тест,  и после обработки заданий, видят свой результат. В итоге каждый получает развернутый анализ выполненных заданий, где можно посмотреть - как он ответил и как должен был ответить. В конце дается общее количество правильно выполненных заданий и оценка.  Если у обучающихся возникли затруднения с тем или иным вопросом, то они в любой момент могут вернуться к теории и еще раз изучить материал.   Такие задания можно выполнять как со всем классом, так и с отдельным учеником. Тренажеры позволяют более эффективно подготовить выпускников к ЕГЭ.

3. Использование информационных технологий во внеурочной деятельности

           Сегодня все чаще говорится о кризисе духовности в обществе, поэтому не случайно, что в современной системе образования цели обучения и воспитания — едины. Рамки урока узки и условны, поэтому внеурочная деятельность важна для раскрытия возможностей каждого ребенка. Таким образом, внеурочная деятельность или внеклассная работа играет большую роль в воспитании учащихся и работе с одаренными детьми. По сравнению с классно-урочной системой внеклассная работа имеет свои особенности: многообразие форм и видов: групповые занятия, викторины;  занимательность материала.

Основные формы внеурочной деятельности, которые я использую в работе:

1. Организация предметных недель (организация различных игр, викторин, КВН). Мультимедиа-презентации для таких мероприятий создаются с минимумом текста и богатым иллюстративным материалом. При проведении мероприятия ИКТ должны играть вспомогательную роль.  Для примера я выбрала три мероприятия разного рода и вида:

 1. «Умники и умницы». Для проведения игры я делю класс на две команды. И вывожу на экран задания различного вида на экран, даю командам время для обсуждения и потом переходим к ответам. Такие викторины могут содержать задания – угадай политического деятеля, объясни красивое название, шарады, вопрос-ответ и т.д.

 2. «Историческая битва». Интерактивная игра составлена по типу «Своя игра». На слайд выводятся Разделы, где содержатся вопросы разные по баллам, которые может набрать команда. Учащиеся выбирают любой уровень сложности заданий, отвечают на вопрос и в случае правильного ответа получают заслуженные баллы. Выигрывает тот игрок, или та команда, которая наберет большее количество баллов.

 3. «Герой Отечества». Викторина состоит из различного рода заданий («расположите по хронологии», «узнай героя», «соотнесите», «почемучка», «исторический словарь», «Вопросы от Ю. Лермонтова»). Каждое задание содержит несколько вопросов и команды по очереди отвечают на них.

2. Подготовка научно-исследовательских работ обучающихся.  Обучающиеся нашей школы активно занимаются научно-исследовательской деятельностью по истории, обществознанию и краеведению. Результаты исследовательской деятельности оформляются в виде рефератов, исследовательских и проектных работ, которые проходят апробацию на научно-практических конференциях, конкурсах и мероприятиях различного уровня. Для каждого выступления составляется презентация в виде слайд-шоу, которая выполняется как самостоятельно обучающимся так и совместно с учителем. За время моей работы совместно с обучающимися были  подготовлены следующие научно-исследовательские и проектные работы с  презентациями: «Молодые ветераны», «Кумиры современных школьников», «Лошади в истории моего села: вчера и сегодня», «Культурное наследие моего села», «Политические репрессии в истории нашего края».

3. Организация проектной деятельности обучающихся через создание презентаций. Создание проектов предоставляет учащимся максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом.

Использование метода проектов позволяет:

  • Оперативно обмениваться информацией, идеями, планами
  • Формировать коммуникативные навыки культуры общения
  • Добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий, хранить и передавать на любые расстояния
  • Развивать ключевые компетенции
  • Расширить кругозор
  • Развить лидерские и организационные качеств личности учащихся

По опыту можно сказать, что обучающиеся активно занимаются проектной деятельностью, это вызывает у них большую заинтересованность и результаты всегда хорошие Результатами метода проектов можно считать создание проектов по истории и обществознанию  учащимися 6-9 классов («Династия Рюриковичей», «Дети войны», «Моя семья» и др.); создание проектов по истории Древнего Мира « Семь чудес света», «Мифы и легенды Древней Греции».

4. Значимость использования информационных технологий на уроках истории и обществознания

     Обобщив все выше сказанное можно сказать, что использование компьютерных технологий на уроках имеет ряд преимуществ: знакомство с историческими событиями можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;  широко использовать показ репродукций  картин художников;  демонстрировать графический материал  (таблицы, схемы);  «оживлять карты»,   активизировать учебный процесс за счет чередования  различных видов деятельности таких  как: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на экране.   Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость. Урок становится более ярким.

      В ходе уроков с использованием ИКТ разных типов и форм проведения  обучающиеся овладевают следующими навыками: 1) сбор и хранение информации; 2) поиск информации; 3) восприятие, понимание, отбор и анализ информации; 4) организация и представление информации; 5) создание информационного объекта на основе внутреннего представления человека; 6) планирование информации, коммуникация; 7) моделирование; 8) проектирование. Владение всем перечисленным  составляет основу информационной компетентности обучающегося.

       Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто "вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности обучающихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчёт по теме "«Использование информационных технологий в обучении истории и обществознанию»

Творческий отчёт учителя истории и обществознания при аттестации на первую квалификационную категорию...

Презентация "Использование информационных технологий в обучении истории и обществознания"

В данной работе отражены направления и проблемы применения различных информационных технологий в процесе обучения на уроках общественных дисциплин....

Использование информационных технологий на уроках истории и обществознания.

Обобщение опыта по теме: Использование информационных технологий на уроках истории и обществознания....

Использование информационных технологий на уроке истории (на примере урока в 8 классе «Отечественная война 1812 г.)

Данный урок истории показывает практическое использование информационных технологий на различных этапах урока. Урок разработан на основе системно-деятельностного подхода. В разработке подробно описаны...

Выступление к ШМО по теме: «Использование информационных технологий на уроках истории и обществознания»

Наш современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, так как они все больше используются во всех сферах общественной жизни. Для миллионов людей компьютер превратился в прив...

Использование информационных технологий на уроках истории и обществознания

Доклад "Использование информационных технологий на уроках истории и обществознания" будет полезен для учителей истории и обществознания. Возможно, они почерпнут что-то новое...