Рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) по теме

Голубина Светлана Ивановна

Основные содержательные линии учебной программы в 6 классе реализуются в рамках двух курсов: "История России" и "История средних веков".Основной задачей курса является формирование исторического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_istorii_6_kl.doc287.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тростенецкая средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области»

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________/_____________/

Протокол № ___

от «____» ______________20   г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР МБОУ «Тростенецкая СОШ»

_____________/Голубина С.И/

«____» _______________20   г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Тростенецкая СОШ»

_____________/Терехова Т.В/

Приказ  № _____    

от  «____»_____________20   г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя истории и обществознания

Голубиной Светланы Ивановны

по учебному предмету «Обществознание»

для 6 класса

(базовый уровень)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории для 6 класса разработана на основе  Федерального компонента  Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по истории,  авторской программы  «История России, 6-9 классы». А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.-М.: Просвещение,2011, авторской программы  «История Средних веков», 6 класс В.А. Ведюшкин -М.: Просвещение,2008.

Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю).

Основные содержательные линии учебной рабочей программы в 6 классе реализуются в рамках двух курсов – «История России» и «История средних веков». Предполагается их последовательное изучение.

Учебные пособия:

- История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.-М.: Просвещение,2010 г.

- История Средних веков: учебник  6 кл.общеобразоват.учрежд./Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе.- М.: Просвещение, 2008.

Программа включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в.

Изучение истории России и истории Средних веков на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
  2. овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с разными источниками исторической информации;
  3. формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
  4. применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других наров и стран;

Основной задачей курсов является формирование исторического мышления:

  •  дать представление учащимся об общем и особенном при характеристике средневекового общества и  российского общества с древнейших времен до конца  XVI века;

-    показать, чем отличается средневековый мир от мира современного и история России с древнейших времен до конца XVI в. от современного исторического периода развития российского государства.    

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

  • умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
  • умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы;
  • умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения;
  • умение передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения, создавать письменные высказывания, адекватно передающие прочитанную и прослушанную информацию с заданной степенью свёрнутости, составлять планы, тезисы конспекта;
  • умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы;
  • умение использовать различные источники информации: энциклопедии, словари, интернет- ресурсы и другие базы данных;
  • умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих возможностей и соотносить их со своими учебными достижениями.

Внесенные изменения.

КУРС «История Средних веков». Календарно-тематическое планирование данного курса осуществляется в соответствии с примерной программой основного общего образования по истории. С целью  повышения эффективности использования учебного пособия (История Средних веков: учебник 6 кл. общеобразоват.учрежд./Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе.- М.: Просвещение 2010), примерная программа была модифицирована: основные вопросы содержания примерной программы рассматриваются  в последовательности, определенной учебным пособием для учащихся.

        На изучение курса «История Средних веков» отводится не менее 30 часов в соответствии с Примерной программой, на изучение курса «История России» по авторской программе отводится 35 часа. Продолжительность учебного года составляет 35 учебных недель, поэтому резерв учебного времени  - 2  часа, из них 1 час отведен на историю Средних веков, 1 час на историю России.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения истории ученик 6 класса должен знать/понимать

• основные этапы и ключевые события истории России и мира в средние века;

 выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории этого периода;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

• изученные виды исторических источников;

уметь

• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;

• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми разных культур, национальной и религиозной принадлежности.

Учебно-тематический план

Тема

Количество

часов

История средних веков

35

1

Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.

6

2

Византия и арабский мир.  

5

3

Средневековое европейское общество.

6

4

Повторение

1

5

Государства Европы в XIV-XV вв.  

12

6

Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)

4

7

Повторение

1

История России

35

Народы и государства на территории нашей страны в древности

2

Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)

7

Русские земли и княжества в начале удельного периода

10

Московская Русь

13

Повторение

2

Итого:

70

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО  ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ» ДЛЯ  6  КЛАССА   70 ч.

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые

сроки

прохождения

   

Примечание

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (35 часов)

1

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья

1

с .6-11

2

Великое перенаселение народов.

Расселение франков, занятия,

общественное устройство

1

п. 1

3

Образование варварских королевств.

Роль христианства в раннем

средневековье

1

п. 2

4

Создание и распад империи Карла Великого. Политическая

Раздробленность. Входной контроль.

1

п.  3

5

Образование государств в Западной

Европе. Норманнские завоевания

1

п.4

6

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос

1

п.5

7

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство.

1

п.6

8

Культурное наследие Византии

1

п.7

9

Ранние славянские государства.

Просветители славян - Кирилл и Мефодий

1

п. 8

10

Арабские племена: расселение, занятия.

Возникновение ислама.

1

п. 9

11

Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Культура стран халифата

1

п. 10

12

Сословное общество в  средневековой            

Европе. Феодализм. Европейское

рыцарство: образ жизни и правила поведения

1

п. 11

13

Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян

1

п. 12

14

Средневековый город. Цех и гильдии

1

п. 13

15

Жизнь и быт горожан

1

п. 14

16

Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Ереси и борьба церкви против их распространения

1

п. 15

17

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества

1

п. 16

18

Повторение по теме «Раннее

 Средневековье»

1

19

Возникновение сословно -

представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции

1

п. 17

20

Особенности сословно-представительной монархии в Англии

1

п. 18

21

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги

1

п. 19

22

Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера

1

п. 20

23

Усиление королевской власти в конце

XV в. во Франции и в Англии.

Война Алой и Белой Розы

1

п. 21

24

Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове

1

п. 22

25

Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

1

п. 23

26

Гуситское движение в Чехии. Ян Гус

1

п.25

27

Завоевание сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя

1

п. 26

28

Появление университетов. Схоластика

1

п. 27

29

Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили

1

п. 28

30

Развитие науки и техники. Начало книгопечатания в Европе

1

п. 30

31

Китай: распад и восстановление единой

 державы

1

п. 31

32

Индийские княжества. Делийский

Султанат. Государства Центральной Азии в средние века. Средневековая Япония

1

п. 32

33

Доколумбовые цивилизации Америки

1

п. 33

34

Особенности средневековой культуры народов Востока

1

35

Итоговое повторение

1

ИСТОРИЯ РОССИИ (35 часов)

36

Введение. Что изучает история Отечества.

История России- часть всемирной истории

1

Восточные славяне (2 ч.)

37

Восточные славяне

1

п. 1

38

Восточные славяне и их соседи. Народы и государства на территории нашей страны в древности

1

п. 2

Русь в IX-первой половине XII в. (6 ч.)

39

Формирование Древнерусского государства

1

п. 3

40

Первые русские князья

1

п. 4

41

Князь Владимир. Крещение Руси

1

п. 5

42

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

1

п. 6

43

Культура Древней Руси

1

п. 7

44

Быт и нравы Древней Руси

1

п. 8

Русь во второй половине XII-XIII в (10 ч.)

45

Раздробление Древнерусского

государства.

1

п.9

46

Владимиро-Суздальское княжество и Галицко-Волынская земля

1

п. 10-11

47

Великий Новгород

1

п. 10-11

48

Монгольское нашествие на Русь

1

п. 12

49

Борьба русских земель с западными завоевателями

1

п. 13

50

Русь и Орда

1

п. 14

51

Русь и Литва

1

п. 15

52

Культура русских  земель.

1

п. 16

53

Родной край в древности

1

54

Повторение по теме «Русь в IX -XIII вв.»

1

Образование единого русского государства (8 ч.)

55

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

1

п. 17

56

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

1

п. 18

57

Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV в.

1

п. 19

58

Создание единого Русского государства

1

п. 20

59

Создание единого Русского государства

1

п. 21

60

Церковь и государство

1

п. 22

61-62

Культура и быт в XIV-начале XVI в.

Основные социальные слои Российского государства в XIV-начале XVI в.

2

п. 26-28

Московское государство в XVI в (6ч.)

63

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады

1

п. 23

64

Внешняя политика Ивана IV

1

п. 24

65

Опричнина

1

п. 25

66-67

Культура и быт в XVI веке

2

п. 26-28

68

Родной край в XIV-XVI вв.

1

69

Повторение по теме «Русское государство

в XIV-XVI вв.»

1

70

Итоговое повторение и обобщение

Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Европы

1

Содержание учебной программы

6 КЛАСС (70 ЧАСОВ)

История средних веков (не менее 30 ч)

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.

Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Средневековое европейское общество

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. 

Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Византия и арабский мир. Крестовые походы

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. 

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. 

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).      

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Государства Европы в XIV-XV вв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Культурное наследие Средневековья

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

История России с древности до КОНЦА XVi в. (34 + 1ч.)

Введение (1 ч.)

Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. История региона — часть истории России. Исторические источники по истории нашей Родины.

Тема 1. Восточные славяне (2 ч.)

     Восточные славяне и их соседи. Древние люди на территории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей.

Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян.  Родоплеменные отношения. Особенности управления и Военной организации.

     Соседи восточных славян. Жители лесной полосы Восточной Европы, их занятия, образ жизни, верования. 'Взаимоотношения восточных славян с автохтонными племенами Восточно-Европейской равнины. Формирование Тюркского и Аварского каганатов, их политические особенности, проблема влияния на восточное славянство. Хазарский каганат и восточные славяне. Волжская Булгария. Восточные славяне и Византия. Великий Торговый путь «из варяг в греки».

Тема 2. Русь в IX-XII в. (6 ч.)

     Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности — Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе. Характер Древнерусского государства. Князь и дружина. Полюдье. Вечевая организация. Народное ополчение

     Первые киевские князья.Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье.Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава. Изменения в управлении Древнерусским государством.

     Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства.

     Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. «Русская Правда». Политический строй Древнерусского государства. Укрепление Княжеской власти. Лествичная система передачи княжеской власти и ее противоречия. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения.

     Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Княжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха. Образование Самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Последствия раздробления Древнерусского государства. Идея единства Руси.

     Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Быт и нравы Древней Руси.  Формирование древнерусской народности. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Образ жизни князей и бояр. Особенности древнерусской одежды. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

Тема 3. Русь во второй половине XII-XIII в. (8 ч.)

      Раздробление Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и степь. Упадок Киева. Характер политической власти в период раздробленности. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства.

      Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях.  Князь Юрий Долгорукий. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей.  Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.

     Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.

     Галицко - Волынская земля. Особенности географического положения. Занятия населения. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем.  Даниил Галицкий.

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Первый поход Батыя на Русь. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий  Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.

     Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордена. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

     Русь и  Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

     Русь и Литва. Формирование  Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Великого княжества Литовского. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

     Культура русских земель в XII—XIII вв. Общерусское культурное единство и формирование местных художественных школ. Накопление научных знаний. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры.      « Слово о полку Игореве»

   Родной край в древности.

Тема 4. Образование единого русского государства (8 ч.)

        Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Предпосылки и причины объединения русских земель.Москва и Тверь: борьба за великое княжение.

Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь.

 Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Дмитрий Донской. Взаимоотношения Москвы с Тверью и Литвой. Русь и Орда накануне решающего столкновения. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

       Московское княжество и его соседи в конце XIV середине XV в.

 Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

      Создание единого Русского государства. Конец ордынского княжения. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Возвышение великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.

        Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Теория «Москва — Третий Рим» — попытка духовного обоснования русской самодержавной власти.

     Культура и быт в XIV-начале XVI в. Исторические условия и основные тенденции развития русской культуры в XIV-начале XVI в. Культурный взлёт Руси после Куликовской битвы. Москва- центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. Исторические повести. Главные сооружения Московского Кремля. Национальная школа живописи.

Тема 5. Московское государство в конце XV —начале XVI вв.(5 ч.)

     Начало правления Ивана IV.  Реформы Избранной рады 50-х годов XVI в.  

Социально-экономические и политические итоги развития Русского государства в начале XVI в. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало 3емских соборов; Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.

    Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитические успехи России в 50*е гг. XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана.

Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.

Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. XVI в. Падение  Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики.

Социально-экономические последствия опричнины и Ливонской войны.

Культура и быт в XIV в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Фёдоров. Публицистика. Исторические повести. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой»

 Родной край в XIV-XV веках (1 ч.)

Итоговое повторение и обобщение (2 ч.)

Формы и средства контроля

         Рабочая программа предусматривает следующие формы контроля: Входной, текущий ( различного вида опросы, самостоятельные работы), промежуточный и  итоговый (тестирование).

         Входной контроль позволяет проверить наличие знаний, сформированных в предыдущем учебном году (знание исторических событий и фактов, хронологии, исторических личностей). Это позволяет определить степень готовности учащихся к изучению нового материала.

     Промежуточный контроль проводится после цепочки занятий, посвященных какой-либо теме или блоку. Объектом контроля в этом случае будет знание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность и системность отечественной и всемирной истории, умение анализировать историческую информацию, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений, однако проверке подвергается частично изученный материал. Формами промежуточного контроля являются тесты, соответствующие этапу обучения.

      Итоговый контроль призван выявить конечный уровень обученности за весь курс,  и выполняет оценочную функцию. Цель итогового контроля - определение способности обучаемых к использованию исторических знаний и умений в практической деятельности. В ходе проверки используются преимущественно тесты, поскольку при проверке этих навыков и умений можно в полной мере предугадать ответы обучаемых. Среди многочисленных типов заданий, которые могут быть использованы для составления тестов, можно выделить следующие: перекрестный выбор; альтернативный выбор; множественный выбор; упорядочение.

                             

         

Перечень учебно-методических средств обучения

1. Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков: 7 класс. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1992

2. Драхмер А.Б. Сборник кроссвордов по истории средних веков.- М.: Новая школа, 1996 г.

3.Колесниченко Н.Ю. История России с древнейших времен до конца XVI века : поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной. 6 класс. – Волгоград: Учитель, 2005.

4.Кириллов В. В. Отечественная история в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2008.

5.Кудрявцева И.А. Шпаргалка по всемирной истории – Изд.5-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

6. Нянковский М.А. Неизвестное  об известном. Интеллектуальные игры для школьников.- Ярославль: «Академия развития».1999 г.

7. Симонова Е. История России. 6 класс. Поурочные разработки. М., «Экзамен», 2006 .

8.   В.В., Снегирев С.Ф., Фирсов А.Г. Отечественная история в схемах и комментариях – СПб.: Питер, 2008.

9. Федорчук И.А. История. Интеллектуальные игры для школьников. –  Ярославль: « Академия развития»,1999 г.

 

10.  1000 вопросов и ответов по истории . Учебное пособие .Под редакцией Л.Н. Алексашкиной – М: АСТ, 2006 г.

11. Шаповал В.В. Дидактический материалы по истории России с древнейших времен до конца XVI века.- М.: Издательство «Экзамен», 2007 г.

Оборудование по курсу история 6 класс

1. Исторические карты:

История России

1.  Первобытнообщинный строй и древнейшие государства на территории нашей страны.-1 шт.- 100%

2.  Древнерусское государство . Киевская Русь в  IX – начале XII в. - 1 шт.- 100%

3.  Феодальная раздробленность Руси в XII – первой трети XIII в. 1 шт.- 100%

4.  Борьба народов нашей страны  с иноземными завоевателями в XIII в. 1 шт.- 100%

5.  Образование Российского централизованного государства. 1 шт.- 100%

История средних веков

1.  Китай в средние века. - 1 шт.- 100%

2.  Европа в XIV – XV вв.-  1 шт.- 100%

3.  Арабы в VII-XI вв.-  1 шт.- 100%

4.  Франкское государство в V- сер. IX вв.- 1 шт.- 100%

5.  Византийская империя и славяне в VI –XI вв. 1 шт.- 100%

2. УЧЕБНЫЕ КАРТИНЫ

История России

 1. Древние земледельцы (Трипольское поселение IV-III тыс. до н.э.) - 1 шт.- 100%

2. Славянский посёлок - 1 шт.- 100%

3. Народное восстание в Киеве в 1116 г. - 1 шт.- 100%

4. Суд в Московском государстве- 1 шт.- 100%

5. На государеву службу- 1 шт.- 100%

6. Оборона г. Владимира от монголо-татар. - 1 шт.- 100%

7. Утро на Куликовом поле- 1 шт.- 100%

История средних веков

1. В хижине средневекового крестьянина- 1 шт.- 100%

2. Сдача оброка феодалу- 1 шт.- 100%

3. Право охоты феодала- 1 шт.- 100%

4. Приём иностранных послов императором Византии- 1 шт.- 100%

5. В мастерской оружейника- 1 шт.- 100%

6. Средневековый город (XIV век) - 1 шт.- 100%

7. Штурм города- 1 шт.- 100%

8. Средневековая ярмарка- 1 шт.- 100%

9. Жакерия- 1 шт.- 100%

10. Вступление Жанны Д, Арк в Орлеан- 1 шт.- 100%

11. Восстание Уота Тайлера- 1 шт.- 100%

12. Ян Гус на Константском соборе- 1 шт.- 100%

13. Вступление Мюнцера в Франкенхауз- 1 шт.- 100%

14. Осада Лейдена- 1 шт.- 100%

           

                                           

 

Приложение

Входной контроль (тестирование)

А1. Что помогло первобытному человеку выжить в ледниковое время

1. охота

2. изобретение плуга

3. овладение огнём

4. появление скотоводства

А2. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу?

1. гарпун

2. лук

3. рубило

4. палка-копалка

А3. Какое занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия?

1. охота

2. скотоводство

3. собирательство

4. ремесло

А4. Кто управлял родовой общиной?

1. цари

2. жрецы

3. старейшины

4. воины

А5. Первый металл, из которого древние люди научились делать орудия труда?

1. медь

2. бронза

3. железо

4. олово

А6. Что называется религией?

1. вера человека в сверхъестественные существа

2. наука о сотворении мира

3. наука о появлении человека

4. наука об обществе

А7. Община свободных собственников в Древней г реции, имевшая свои органы власти, законы, систему управления, называлась

1. кантон

2. полис

3. район

4. область

А8. Численность рабов в Древнем Риме пополнялась главным образом за счёт

1 попавших в кабалу земледельцев

2. римлян, лишённых свободы за преступления

3. пленников, захваченных в войнах и походах

4. потомков коренных жителей Италии

А9. Хаммурапи, Солон,  Юстиниан известны в истории как

1. законодатели

2. полководцы

3. учёные

4. легионеры

А10. В каком году произошло падение Западной Римской империи

1. 500 г

2. 372г.

3. 476 г.

4. 71 г.

В1.Сгруппируйте имена древнегреческих и древнеримских богов

А- Юпитер, Б-Афина, В-Зевс, Г-Марс, Д-Афродита, Е-Вакх, Ж-Венера, З-Веста

Отметьте лишнее название в приведённом ряду

1. гунны 2. готы 3. франки 4.вандалы

Тест  «Западная и Центральная Европа в 5-8 вв.»

А1. Когда было образовано государство франков?

1.  800 г.

2. 1100 г.

3.  500 г.

4.   843 г.

А2. Как назывался земельный участок, дававшийся за военную службу и передававшийся по наследству?

1. сеньор

2. колон

3. феод

4.  надел

А3. Люди, населявшие Скандинавский полуостров, острова Северного моря

1. готы

2. бритты

3. саксы

4. норманны

А4. Какое занятие древние германцы предпочитали больше всего?

1. собирательство

2. земледелие

3.скотоводство

4. ремесло

А5. Как называлась  династия, правившая в Европе в 8-9 вв?

1. Меровинги

2. Каролинги

3. Капетинги

4. Августинги

А6. Титул Карла Великого

1. герцог

2. барон

3. император

4. граф

А7. Организация класса феодалов в Западной Европе

1. христианская церковь

2. феодальная лестница

3. отдача под покровительство

4. королевский двор

А8. Кто руководил монастырём?

1. монах

2. жрец

3. аббат

4. епископ

А9. Владелец земельного участка, дававшийся за военную службу

1. король

2. феодал

3. епископ

4. граф

А10. Когда произошёл раздел империи Карла Великого?

1. 800 г.

2. 500 г.

3. 732 г.

4. 843 г.

Тест: «Древнерусское государство».

А1. Первая русская летопись называлась

  1. «Повесть временных лет»
  2. «Слово о полку Игореве»
  3. «Слово о погибели земли русской»
  4. «Задонщина»

А2. Ежегодные записи исторических событий на Руси назывались

  1. Житиями
  2. Летописями
  3. Поучениями
  4. Былинами

А3. В Среднем Поднепровье  к VIII веку сложился мощный союз племён:

1.кривичи

2.словене

3.древляне

4.поляне

А4. Главным божеством языческого пантеона восточных славян был

  1. Даждьбог  
  2. Перун
  3. Вий  
  4. Велес

А5. Первый свод законов Древней Руси назывался:

   1.«Повесть временных лет»

   2.«Слово о полку Игореве»

   3.«Русская Правда»

   4.«Слово о законе и благодати»

А6. Создателями  Древнерусского государства считаются:

   1.Рюрик и его братья

   2.Ярослав мудрый и Владимир  Мономах

   3.Олег и Игорь

   4.Святослав и Святополк

А7. Название религии восточных славян

  1. индуизм
  2. язычество
  3. ислам
  4. христианство

 А8.  Как назывался объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани?

1.  осмотр

2. полюдье

3. поход

4. парад

А9.Кто из древнерусских князей предупреждал: «Иду на вы!»

1. Игорь

2. Олег

3. Мстислав Удалой

4. Святослав

А10. Какой из названных памятников  русской архитектуры был создан в 11 веке?

1. Софийский собор в Новгороде

2. Церковь Покрова на Нерли

3. Успенский собор Московского Кремля

4. Дмитриевский собор во Владимире

                             

 Тест «Раннее средневековье».

А1. Какое занятие древние германцы предпочитали больше всего?

1. собирательство

2. земледелие

3.скотоводство

4. ремесло

А2. Кого называли рыцарями?

1. княжеских управителей

2. служилых людей , составляющих постоянное войско, вооружённое огнестрельным оружием

3. конных воинов

4. торговцев.

А3. Основатель ислама-

1. Юстиниан

2. Муххамед

3. Авицеценна

4. Фирдоуси

А4. Как назывался земельный участок, дававшийся за военную службу и передававшийся по наследству?

1. феод

2. колон

3. сеньор

4.  надел

А5. Когда было образовано государство франков?

1.  800 г.

2. 1100 г.

3.  500 г.

4.   843 г.

А6. При Юстиниане был составлен

1. кодекс законов

2. Судебник

3. Стоглав

4. Салическая Правда

А7. Разделение христианской церкви на Западную и Восточную  произошло в

1. 475 г.

2. 800 г.

3. 1054 г.

4. 1453 г.

А8. Братья Кирилл и  Мефодий были

1. легендарными основателями Рима

2. священниками, обращавшими в христианство язычников

3. болгарскими князьями – мучениками

4. первыми славянскими просветителями

А9. Как называли кочевых арабов

1. кади

2. галлы

3. бедуины

4. мусульмане

А10. Имя графа, который погиб вместе со своим отрядом во время отступления Карла Великого из Испании

1. Хлодвиг

2. Роланд

3. Адам Бременский

4. Артур

                      6 класс Промежуточный контроль (тестирование)

А1. Двумя центрами образования Древнерусского государства были

1. Владимир и Киев

2. Киев и Новгород

3. Москва и Киев

4. Новгород и Чернигов

А2. Ежегодные записи исторических событий на Руси назывались

  1. Житиями
  2. Летописями
  3. Поучениями
  4. Былинами

А3. В Среднем Поднепровье  к VIII веку сложился мощный союз племён:

1.кривичи

2.словене

3.древляне

4.поляне

А4. Создателями  Древнерусского государства считаются:

   1.Рюрик и его братья

   2.Ярослав мудрый и Владимир  Мономах

   3.Олег и Игорь

   4.Святослав и Святополк

А5. Свободный крестьянин- общинник в Древней Руси назывался

1. смердом

2. холопом

3. изгоем

4. рядовичем

А6. Первым  правителем Руси, принявшим христианство был

1. Ярослав

2. Олег

3. Ольга

4. Владимир

А7. Кто из древнерусских князей предупреждал: «Иду на вы!»

1. Игорь

2. Олег

3. Мстислав Удалой

4. Святослав

А8. Владелец земельного участка, дававшийся за военную службу

1. король

2. феодал

3. епископ

4. граф

А9. Организация класса феодалов в Западной Европе

1. христианская церковь

2. феодальная лестница

3. отдача под покровительство

4. королевский двор

А10. Кто руководил монастырём?

1. монах

2. король

3. аббат

4. епископ

А11. Кого называли рыцарями?

1. княжеских управителей

2. служилых людей, составляющих постоянное войско, вооружённое огнестрельным оружием

3. конных воинов

4. торговцев.

А12. Назовите один из видов крестьянских повинностей в средневековой Европе в 9-10 вв.

1. ярмо

2. оброк

3. турнир

4. тягло

А13. Основатель ислама-

1. Юстиниан

2. Муххамед

3. Авицеценна

4. Фирдоуси

А14. Братья Кирилл и Мефодий были

1. легендарными основателями Рима

2. священниками, обращавшими в христианство язычников

3. болгарскими князьями – мучениками

4. первыми славянскими просветителями

А15. В крестовые походы отправлялись

1. римские священники для обращения германцев-язычников в христианство

2. первые христиане для распространения своей веры в Римской империи

3. короли франков для присоединения соседних земель

4. европейские рыцари и простолюдины для освобождения Святой земли

       

   6 класс. Тест: «Политическая раздробленность Руси»

А1. Как называется хозяйство, при котором продукты и вещи изготавливаются не на продажу, а для собственного потребления?

1. товарное

2. Ремесленное

3. домашнее

 4. натуральное

А2. К последствиям раздробленности относится:

  1. Расцвет и развитие отдельных княжеств
  2. Усиление обороноспособности Руси
  3. Рост товарного хозяйства
  4. Подчинение единому территориальному центру

А3. Ярлык – это

1 . ханский наместник  

2. особая ханская грамота на княжеские владения

3.  сбор дани  

4. территориальное образование

А4. В битве на реке Неве в 1240 г. Александр Невский нанес поражение

  1. немцам
  2. Шведам
  3. Литовцам
  4. Полякам

5. Назовите один из видов крестьянских повинностей в средневековой Европе в 9-10 вв.

1. погост

2. тягло

3. барщина

4. ярмо

     А6. В битве на Чудском озере в 1242 г. Александр Невский нанес поражение

  1. немцам
  2. Шведам
  3. Литовцам
  4. Полякам

А7.С именем какого князя связано первое летописное упоминание о Москве?

1. Андрея Боголюбского

2. Юрия Долгорукого

3. Александра Невского

4. Владимира Мономаха

А8. Нашествию монголо-татар на русские земли предшествовало

  1. сражение на реке Калке
  2. Ледовое побоище
  3. Невское сражение
  4. вторжение Батыя в Польшу и Венгрию

А9. Имя внука Чингисхана, возглавившего походы на Русь и Европу

  1. Кучум
  2. Тохтамыш
  3. Едигей
  4. Батый

А10. Баскак – это

1 . ханский наместник  

2. особая ханская грамота на княжеские владения

3.  размер дани

4. территориальное образование

6 класс. Тест: «Образование единого централизованного государства на Руси».

А1. Форма землевладения , возникшая в 15 веке и предоставлявшаяся за службу

  1. Вотчина
  2. Удел
  3. Поместье
  4. Кормление

А2. В15-16 вв. Боярская дума была

  1. Приказом, ведавшем внешней политикой
  2. Приказом, ведавшем дворцовым хозяйством
  3. Приказом, ведавшим вооруженными силами
  4. Высшим совещательным органом при великом князе

А3 . Стояние на реке Угре произошло в

  1. 1223 г.
  2. 1380 г.
  3. 1480г.
  4. 1550 г.

А4.  Порядок назначения  должностных лиц по знатности рода , появившийся на Руси в 15 в.

  1. Местничество
  2. Кормление
  3. Пожилое
  4. Уложение о службе

А5. В результате Куликовской битвы

  1. Был положен конец зависимости  Руси от Орды
  2. Русь окончательно попала в зависимость от Золотой Орды
  3. Была уничтожена Золотая Орда
  4. Монголо-татарам было нанесено первое крупное поражение

А6. Время перехода крестьян от одного владельца к другому , согласно Судебнику 1497 г. . носило название

1.Юрьев день

2. «Урочные лета»

3. «Заповедные лета»

4. «Отходничество»

А7. Какое из названных событий  произошло в 16 веке?

  1. Венчание  Ивана 4 на царство
  2. Присоединение Тверского княжества к Москве
  3. Освобождение Руси от ордынского ига
  4. Поход Лжедмитрия 1 на Москву

А8. Как назывался царский наместник в русских городах в 16-17 вв.?

1.дьяк

2. воевода

3. посадник

4. тысяцкий

А9. В  Московском государстве приказы- это

         1.Сословные объединения дворян

        2.Органы государственного управления

        3.Профессиональные объединения ремесленников

        4.  Подразделения стрелецкого полка

А10.  Первый Земский Собор был созван в :

  1. 1642 г.
  2. 1549 г.
  3. 1380 г.
  4. 1497 г.

А11. Кто из царей был  писателем, шахматистом, сочинителем церковной музыки и знал несколько иностранных языков?

1.Борис Годунов

2. Петр 1

3. Алексей  Михайлович

4. Иван 4 Грозный

А12. Главная задача Ливонской войны:

  1. Не допустить проникновения Швеции в Прибалтику
  2. Ослабление  Речи Посполитой
  3. Уничтожение  Ливонского ордена
  4. Выход России к Балтийскому морю

А13. Во время  опричнины страна была разделена на две части:

  1. Опричнину и боярщину
  2.  Уезды и губернию
  3. Воеводства и уезды
  4. Земщину и опричнину

                   

  6 класс. Итоговый контроль (тестирование)

А1. Основателем Древнерусского государства летописи называют

1. Олега

2. Рюрика

3. Игоря

4. Святослава

А2. Значение Куликовской битвы состояло в том, что она привела к

1. падению ордынского ига

2. объединению русских земель

3. разгрому главных сил Орды

4. распаду Орды

А3. Крупнейшим политическим центром Древнерусского государства был

1. Киев

2.Новгород

3. Чернигов

4. Перемышль

А4. Опричнина – это

1. меры, направленные на установление самодержавной власти Ивана Грозного

2. территория, выведенная из-под управления Земского Собора и Боярской Думы

3. личная охрана царя

4. правительство, составленное из приближённых Ивану IV людей

А5. Карл Великий был

1. императором Франкского государства

2. королём Англии

3. императором Западной Римской империи

4. византийским императором

А6. Объединение ремесленников в средневековых городах Европы называлось

1. гильдией

2. мануфактурой

3. орденом

4. цехом

А7. Князь Святослав был наиболее известен как

1. выдающийся дипломат

2. талантливый военачальник

3. законодатель

4. градостроитель

А8. Период феодальной раздробленности для русских земель был временем

1. экономического и культурного подъёма

2. экономического подъёма и культурного упадка

3. экономического упадка и культурного подъёма

4. экономического и культурного упадка

А9. Посадником называли главу государства

1 в Новгороде Великом

2. во Владимиро-Суздальском княжестве

3. в Галицко-Волынском княжестве

4. в Золотой Орде

А10. Самыми грамотными людьми в средние века были

1. короли

2. знать

3. рыцари

4. монахи

А11. Древнерусское государство достигло расцвета в период правления князя

1. Игоря

2. Святослава

3. Владимира

4. Ярослава

А12. Крестьянин- общинник, заключивший с феодалом договор о найме, назывался

1. смердом

2. холопом

3. изгоем

4. рядовичем

А13. Ледовым побоищем назвали сражение русских войск

1. с монголо-татарами в 1237 г.

2. с немцами-крестоносцами в 1242 г.

3. со шведскими крестоносцами в 1240 г.

4. с датскими рыцарями в 1201 г.

А14. Условной датой начала политической  раздробленности Руси считается

1. 1097 г.

2. 1132 г.

3. 1054 г.

4. 1111 г.

А15. Формирование единой территории Российского государства завершилось при

1. Иване III

2. Василии III

3. Иване IV

4. Василии II

А16. Техника напаивания на металлическую поверхность узора из золотой или серебряной проволоки называлась

1. зернью

2. чернью

3. финифтью

4. сканью

А17. Известную икону Троица написал

1. Феофан Грек

2. Андрей Рублёв

3. Андрей Чохов

А18. Венеция, Генуя, Любек, Гамбург в средние века были городами

1. республиками

2. монархиями

3. удельными княжествами

4. кантонами

А19. Противник господствующего вероучения церкви

1. иезуит

2. доминиканец

3. еретик

4. францисканец

А20.Первым русским царём был

1. Иван III

2. Василий III

3. Иван IV

4. Михаил Романов

Тест Франкское государство и церковь

1. Основное занятие древних германцев было:

а) земледелие

в) скотоводство

с) охота

d) ремесло

2. Какой римский историк писал о древних германцев?

а) Тацит

в) Солон

с) Аристотель

d) Александр

3. Как назывался военный вождь племени германцев?

а) король

в) граф

с) герцог

d) не знаю

4. Кто был первым королем франков?

а) Атилла

б) Хлодвиг

с) Карл Мартелл

d) не знаю

5. Государство франков возникло в:

а) III веке

в) IV веке

с) V веке

d) VI веке

6. Кого в средние века называли графом?

а) единственного верховного правителя государства

в) правителя  в отдельной области страны

с) главу христианской церкви

d) вождя племени

7. Как называлось специальное поселение монахов?

а) монастырь

в) трапезная

с) келья

d) дворец

8. Как назывался владелец земельного владения, который нес  за него военную службу?

а) король

в) папа

с) епископ

d) феодал

9. Человек, уединенный  в незаселенных местах, назывался:

а) граф

в) архиепископ

с) монах

d) король

10. Сколько монастырей было основано во Франкском королевстве?

а) около 150

в) около 200

с) около 250

d) не знаю

Тест в рыцарском замке

1. Кого в средние века называли рыцарем?

а) владельцев поместий, несших военную службу

в) королевских приближенных

с) крупных феодалов

d) не знаю

2. Чем занимались рыцари?

а) земледелием

в) военным делом

с) постигали научные знания

d) ремеслом и торговлей

3. Для чего феодалы строили замки?

а) устраивать турниры

в) обороняться от врагов

с) заниматься соколиной охотой

d) для красоты

4. Чем был вооружен рыцарь?

а) мечом, копьем, палицей, топором

б) косой, кольчугой, латами, забралом, конем

с) верно а) и б)

d) не знаю

5. Какое из положений входило в правила рыцарской чести?

а) бороться с врагами

в) искать подвиги

с) быть экономным хозяином

d) верно а), б)

6. По какой причине вассал мог быть лишен земли?

а) если он переставал служить господину

в) в силу старости

с) если он не мог ее обрабатывать

d) если этого просто захотел господин

7. Основное занятие рыцарей:

а) война

в) учебные занятия

с) занятия сельским хояйством

d) торговля

8. Оружие проигравшего на рыцарском турнире уходило:

а) королю

в) победителю

с) оставалось у проигравшего

d) церкви

Тест Средневековый город

1. Каковы причины возникновения средневекового города:

а) прекращение набегов на Европу

в) развитие ремесел в деревне

с) рост населения в поместье, его перенаселение

d) верно в), с)

2. В каких местах чаще всего возникали средневековые города:

а) на перекрестках дорог

в) возле переправ через реки

с) в густых лесах, защищающих от врагов

d) верно а), в)

3. В большинстве средневековых городов проживало:

а) от 500 до 1000 человек

в) от 5 до 10 тысяч человек

с) от 50 до 200 тысяч

d) от 25 до 50 тысяч человек

4. Центром средневекового города являлась:

а) крепость

б) рыночная площадь

с) главная улица

d) больница

5. Как назывался город, добившийся независимости от сеньора:

а) бург

в) коммуна

с) республика

d) поместье

6. Каковы были причины борьбы горожан с сеньорами города:

а) желание освободиться от поборов

в) желание иметь мэра и совет из числа горожан

с) желание иметь свой суд

d) верно все перечисленное выше

7. Как назывался глава города, добившегося независимости от сеньора:

а) мэр

в) бургомистр

с) старшина

d) сеньор

8. Как в больших городах назывался главный храм:

а) собор

в) капелла

с) ратуша

d) церковь

9. Сколько этажей могло быть в доме богатого горожанина:

а) один

в) два-три

с) пять-семь

d) четыре

10. Как переводится термин "цех":

а) союз

в) пирушка

с) община

d) кампания

11. Как назывался документ, регулирующий жизнь ремесленников-членов цеха:

а) хартия

в) устав

с) договор

d) закон

12. Что такое шедевр:

а) картина

в) драгоценная ваза

с) лучшее изделие ремесленника

d) монета

ТЕСТ

 «Культура в раннее средневековье»

А1. К культурным достижениям стран Западной Европы в IX-XI веках можно отнести:

  1. составление хроник при монастырях
  2. создание подробных географических карт
  3. изобретение книгопечатного станка
  4. создание рукописных книг
  5. выработку единообразного четкого шрифта для письма

А2. Средневековая книга представляла собой:

  1. папирусный свиток
  2. ровно сложенные листы расщепленного бамбука
  3. сложенные и переплетенные листы пергамента одного размера
  4. стопку глиняных табличек

А3. Карл Великий издал указ, согласно которому открывались школы при монастырях и церквях для обучения:

  1. мальчиков
  2. монахов
  3. девочек
  4. мальчиков и девочек

А4. На уроках грамматики ученики школ:

  1. обучались письму на немецком, французском, английском языках
  2. учили латынь
  3. читали произведения античных и христианских авторов
  4. учились составлять речи и письма

А5. В средневековой школе школьники использовали для письма:

  1. восковые дощечки
  2. пергамент
  3. пальмовые листья
  4. бумагу

А6.  Средневековые ученые представляли Землю в виде:

  1. шара, вращающегося вокруг солнца
  2. диска, покрытого небом, как колпаком
  3. плоской тарелки, покоящейся на трех китах

Тест по теме «Столетняя война»

1. К XIV в. англичане:

А) владели большей частью Франции.

Б) не имели владений во Франции

В) владели небольшими территориями на севере и юго-западе Франции

Г) владели небольшими территориями на юге и западе Франции

      2. В какой период длилась Столетняя война?

            А) 1337-1453 гг.                               В) 1237-1353 гг.

            Б) 1347-1463 гг.                                Г) 1437-1553 гг.

      3. Какие страны воевали в Столетней войне?

            А) Германия и Италия                     В) Франция и Англия

            Б) Англия и Германия                     Г) Османская империя и Арабский халифат

      4. Среди причин Столетней войны называют:

А) стремление Франции к  территориальным приобретениям в Италии  и Англии.

Б) стремление Англии сохранить свои владения в Нормандии

В) противоречия Англии и Франции по поводу Фландрских городов

Г) желание Французских королей участвовать в объединении Англии.

      5. Найдите правильный ответ:

А) английская армия к войне была лучше подготовлена

Б) во французском войске были наёмники

В) английское войско возглавили крупные феодалы

Г) английское войско из-за превосходной оснащённости в начале войны одерживало победу за победой

       6. Расположите события Столетней войны в последовательности

А) освобождение Орлеана                 В) битва при Креси

Б) битва при Слейсе                           Г) битва при Пуатье

       7. Кто возглавил борьбу французского народа против Англии в начале XV века?

            А) Жанна д Арк                                  В) Гильом Каль

            Б) Карл VII                                          Г) Эдуард III

       8. В результате Столетней войны:

            А) Франция одержала победу                                  

            Б) во Франции укрепилась королевская власть                                        

            В) Англия потеряла все владения во Франции

            Г) французы впервые осознали себя единым народом

Ответы:

  1. В
  2. А
  3. В
  4. Б, В
  5. Б
  6. Б, В, Г, А
  7. А
  8. В

Тест Древняя Русь

1. Древнейшая русская летопись называлась:

а) "Повесть временных лет"

в) "Слово о погибели русской земли2

с) "Слово о полку Игореве"

d) "Задонщина"

2. К предпосылкам образования Древнерусского государства относится:

а) крещение Руси

в) принятие "Русской правды"

с) великое переселение народов

d) необходимость отпора внешним врагам

3. Установление в Древней Руси новой системы сбора дани "уроков", "погостов" было результатом:

а) деятельности княгини Ольги

в) принятия "Русской правды"

с) деятельности князя Игоря

d) походов князя Святослава

4. Как назывался вооруженный отряд при князе в Древней Руси:

а) рекруты

в) рядовичи

с) стрельцы

d) дружина

5. В каком веке было образовано государство Древняя Русь?

а) в VIII в.

в) в IX в.

с) в X в.

d) в XI в.

6. Покровителем скотоводов у славян-язычников был бог:

а) Сварог

в) Велес

с) Перун

d) Мокошь

7. Крещение Руси произошло в:

а) 882 г.                  

в) 945 г.

с) 911 г.

d) 988 г.

8. Первое единое русское государство имело название:

а) Новгородская Русь

в) Киевская Русь

с) Владимирская Русь

d) Черниговская Русь

9. Кого называлаи боярами:

а) младших дружинников князя

в) старших дружинников князя

с) представителей духовенства

d) народных ополченцев

10.Назовите славянское племя, которое не желало платить Киеву дань и постоянно восставало против князя Игоря.

а) поляне

в) древляне;

с) кривичи

d) дреговичи

11. Полюдье – это:

а) сбор дани с вассальных владений;

в) прошение милостыни у людей;

с) сбор людей на ярмарке.

d) народное собрание

12 Князь, почти всю жизнь участвовавший в военных походах и погибший от печенегов:

а) Олег

в) Игорь

с) Святослав

d) Владимир

13. Первая княжеская усобица в Киевской Руси произошла после смерти:

а) Рюрика

в) Олега

с) Святослав

d) Ярослава

14. Расцвет Древнерусского государства — это время княжения:

а) Ольги

в) Святослава

с) Владимира

d) Ярослава Мудрого

15. Титул главы Русской православной церкви в Древнерусском государстве:

а) митрополит

в) архиепископ

с) епископ

d) игумен

16. Широкий плащ без рукавов, расшитый драгоценными камнями, назывался?

а) понева

в) онучи

с) порты

d) епанча

Тест Нашествие Батыя

1. Какой монголо-татарский хан напал на Русь в 1237 году? :

а) Мамай

в) Батый

с) Чингисхан

d) Тохтамыш

2. Какой город монголо-татары назвали “злым городом”? :

а) Торжок

в) Рязань

с) Козельск

d) Владимир

3. Кто обратился к русским князьям за помощью в борьбе с монголо-татарами? :

а) половцы

в) печенеги

с) византийцы

d) гунны

4. Какой город был спасён от монголо-татарского нападения началом весенней распутицы и большими потерями в ханском войске?:

а) Новгород

в) Смоленск

с) Чернигов

d) Москва

5. Битва на реке Калке произошла:

а) 31 мая 1322 года

в) 8 сентября 1237 года

с) 1 сентября 1322 года

d) 31 мая 1223 года

6. Монголо-татары вторглись на Русь в:

а) 1223 г.

в) 1229 г.

с) 1235 г.

d) 1237 г.

7. Какой город первым из русских городов (столица княжества) пал в период Батыева нашествия:

а) Рязань                  

в) Козельск

с) Владимир

d) Киев

8. Битва на Чудском озере произошла в:

а) 1237 г.

в) 1240 г.

с) 1242 г.

d) 1380 г.

9. Какой русский князь отразил нападение немецких и шведских рыцарей с Запада:

а) Владимир Мономах

в) Александр Ярославович

с) Ярослав Мудрый

d) Андрей Боголюбский

10. Какое событие произошло в 1240 г.:

а) Ледовое побоище

в) битва на реке Калка

с) Невская битва

d) стояние на реке Угре

11. В форме чего были построены войска немецких рыцарей на Чудском озере:

а) "кошки"

в) "свиньи"

с) "собаки"

d) "тигра"

12. В сражении на Чудском озере:

а) обе стороны понесли огромные потери и вынуждены были отступить

в) немецкие рыцари нанесли поражение русским войскам

с) русское войско нанесло поражение западным завоевателям

d) сражение окончилось ничейным результатом.

Тест Феодальная раздробленность

1. Где была произнесена фраза "каждый да держит вотчину свою":

а) в Киеве в  989 году

в) во Владимире в 1132 году

с) в Любече в 1097 году

d) в Новгороде в 1095 году

2. В каком веке на Руси наступила феодальная раздробленность:

а) в конце XI века

в) в начале XII века

с) в середине XIII века

d) в конце XII века

3. Образование самостоятельных княжеств на территории Киевской Руси:

а) ослабило ее обороноспособность

в) положило конец борьбе за власть между князьями

с) повлекло за собой упадок ремесла, торговли и культуры

d) усилило конфликты между князьями и местным боярством

4. В начале XII века боярская феодальная республика утвердилась в городе:

а) Смоленске

в) Киеве

с) Ростове

d) Новгороде

5. Где княжил Всеволод Большое Гнездо:

а) Киевское княжество

в) Черниговское княжество

с) Новгородская земля

d) Владимиро-Суздальское княжество

6. В его обязанности (в Новгороде) входило хранение казны,руководство внешней политики:

а) посадник

в) владыка

с) тысяцкий

d) князь

7. Столицей Владимиро-Суздальского княжества был город:

а) Суздаль

в) Новгород

с) Владимир

d) Москва

8. В борьбе с боярами был убит князь:

а) Юрий Долгорукий

в) Даниил Галицкий

с) Всеволод Большое Гнездо

d) Андрей Боголюбский

9. В каком году была основана Москва:

а) в 1147 году

в) в 1213 году

с) в 1037 году

d) в 1188 году

10.В XI-XII вв. главную опасность для Руси представляли:

а) половцы

в) печенеги

с) хазары

d) авары

11. Основное занятие новгородцев:

а) земледелие

в) торговля

с) ремесло

d) верно в) и с)

12 В каком русском княжестве власть принадлежала поровну и боярам и князьям:

а) Владимиро-Суздальское княжество

в) Галицко-Волынское княжество

с) Новгородская земля

d) Киевское княжество

Тест Правление Ивана Грозного

1. Как в официальных документах XVI века обозначалась наша страна?

а) Россия

в) Московское государство

с) Московия

d) верно в), с)

2. Определите основное занятие жителей нашей страны в XVI веке.

а) скотоводство

в) ремесло

с) земледелие

d) торговля

3. Через какой город велась торговля России со странами Западной Европы?

а) Архангельск

в) Новгород

с) Ярославль

d) Казань

4. В каком году Иван IV венчался на царство?

а) 17 января 1567 года

в) 16 января 1547 года

с)  15 января 1557 года

d) не знаю

5. Что такое Земской собор?

а) круг близких царю людей

в) орган государственного управления

с) собрание представителей высших сословий

d) не знаю

6. Когда был принят Судебник Ивана Грозного?

а) в 1549 году

в) в 1550 году

с) в 1551 году

d) в 1552 году

7. Какой реформы не провел Иван Грозный?

а) реформы местного управления

в) военной реформы

с) налоговой реформы

d) реформы в области просвещения

8. В каком году была взята Иваном Грозным Казань?

а) в сентябре 1552 года

в) в октябре 1552 года

с) в августе 1551 года

d) не знаю

9. Сколько лет длилась Ливонская война?

а) 15 лет

в) 20 лет

с) 25 лет

d) 30 лет

10. Кто покорил и освоил Сибирь?

а) Ермак

в) Кучум

с) Иван Грозный

d) не знаю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...