Трансформация Основного Закона РФ
творческая работа учащихся по истории (11 класс) по теме

Зюбина Марина Александровна

Основной целью данной  творческой работы явилась сравнительная характеристика Конституций советского периода с Основным Законом новой России, чтобы понять и осмыслить те глубинные изменения, произошедшие в нашей стране в XX веке. В рамках этой работы будут рассмотрены политико-правовые причины изменения основ российской государственности, определены основные этапы трансформации Основного Закона РФ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллект – фестиваль «Политика вокруг нас»

Секция «История»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

«Трансформация Основного Закона РФ»

Перелюб, 2013

План

Введение __________________________________________ с.1-2

Глава 1. Теории и практика советских Конституций  _____ с.3-6

Глава 2. Политико-правовые причины изменения основ российской государственности

2.1. Основные  этапы трансформации Основного закона РФ                             _____________________________________________________ с. 7-9

2.2. Новая  модель конституционной системы: Конституция 1993 г.

_____________________________________________________ с. 10-13

Заключение __________________________________________ с.14-15

Список литературы ___________________________________ с.16

Введение.

Длительное время общество существовало без государства. Это самый длительный период развития государства. С развитием человек научился использовать подручные средства, которые он использовал для создания необходимых условий жизни. В процессе совершенствования орудий труда, у человека появляется избыточный продукт, который неизбежно ведет к социальному, имущественному расслоению. Появление избыточного продукта влечет за собой зарождение классов. С появлением классов в обществе возникают социальные противоречия, регулирование которых возможно лишь посредством принудительной силы правящего класса.                  В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.  Постепенно происходит развитие законодательных актов, которые закрепляли права, свободы и обязанности правящего и угнетаемого классов. С закреплением государства, усложнением общественных отношений общество создаёт основной закон – конституцию, который должен зафиксировать сложившиеся в обществе отношения и в дальнейшем регулировать взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция является фундаментом всего законодательства.                                     Поэтому из всех юридических документов широкому кругу граждан наиболее известны конституции. Вряд ли в России найдется человек, который бы не слышал, что в его государстве есть конституция.                          Термин «конституция» (от латинского constitute - установление, устройство) имеет многовековую историю, был известен еще в Древнем Риме и использовался для выражения различного рода установлений и указов императоров. Однако идея конституции как основного закона государства, устанавливающего основы организации и правового положения личности, зародилась лишь в новое время, в эпоху борьбы буржуазии и народных масс против феодализма.                                                                                            Каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. Конституция важна и необходима для современного государства.                     Сущность конституции состоит в том, что она представляет собой отражение соотношения политических сил, существующего на момент принятия основного закона. Принятие новой конституции, либо внесение в нее изменений и дополнений осуществляется классом, пришедшим к экономической и политической власти. Конституция есть результат экономической и политической борьбы в обществе, правовое закрепление действительного соотношения сил в этой борьбе.                                                                   Для изучения Основ Конституции РФ большое значение имеет классификация конституций. Содержание конституции проявляется в ее форме, которая представляет собой способ организации заключенных в ней правовых норм.  В истории Российской Федерации насчитывается пять официально принятых конституций соответственно 1918, 1925, 1937,1978 годов и ныне действующая конституция 1993 года. Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и совершенствование прежних.                                                       Основной целью данной  творческой работы явилась сравнительная характеристика Конституций советского периода с Основным Законом новой России, чтобы понять и осмыслить те глубинные изменения, произошедшие в нашей стране в XX веке. В рамках этой работы будут рассмотрены политико-правовые причины изменения основ российской государственности, определены основные этапы трансформации Основного Закона РФ.

Глава 1. Теории и практика советских Конституций  

Правящий в СССР режим утверждал о своей демократичности.                         Конституция РСФСР 1918 года — первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота, роспуска Учредительного собрания. Принятие Конституции РСФСР явилось событием исторического значения. Это была первая в мировой истории Конституция государства диктатуры пролетариата, государства социалистического типа. По сравнению со всеми последующими советскими конституциями, она не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами, под которыми шли к власти большевики во главе с Лениным, и опираясь на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918 года. Данная Конституция полностью зачеркнула предшествующий государственно-правовой опыт России, не оставила камня на камне от дореволюционных государственных институтов и структур. Из всех советских конституций она была в наибольшей степени идеологизирована, имела  открыто классовый характер. В ней полностью отрицалась общедемократическая концепция о народе как носителе и источнике суверенитета государства.  Следует указать и на такую особенность Конституции 1918 года, как открытое признание применения насилия для утверждения принципов нового, социалистического строя. Эта черта не характерна для последующих советских конституций. Так, в ст. 3 Конституции говорилось об уничтожении паразитических слоев общества, о беспощадном подавлении эксплуататоров. Конституция закрепляла насильственное уничтожение частной собственности, допускала ее принудительное безвозмездное изъятие.  Все отмеченные особенности Конституции 1918 года характеризуют ее как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существовавшие до переворота или революции.              Причиной замены Конституции 1918 года Конституцией РСФСР 1925 года явились объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 года.  Последняя закрепляла, что «союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции».[1]                                                                   Оставаясь открыто классовой, Конституция 1925 года существенно смягчила формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических» слоев общества, исключила положения о мировой революции и интересах всего человечества. Она стала юридически более строгой, без общих политических положений, присущих Конституции 1918 года. То новое, что характеризует содержание Конституции 1925 года, заключается в следующем.                                                                                                                      1. В ней отражен факт вхождения РСФСР в Союз ССР. Это зафиксировано в ст. 3, где было записано, что согласно воле народов РСФСР, принявших решение на X Всероссийском съезде Советов об образовании Союза ССР, РСФСР, входя в состав Союза ССР, передает Союзу полномочия, отнесенные в соответствии со ст. 1 Конституции СССР к ведению органов Союза ССР.       2. В связи с появлением субъектов РСФСР в Конституцию были включены положения, определяющие их статус и полномочия Федерации в отношении них.                                                                                                                                                                                                                                        Обновление всей конституционной системы Союза объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма путём перехода от капитализма.                                                Нормы Конституции, касающиеся прав и свобод личности, существовали только в теории: до Второй мировой войны проводилась политика поступательного уничтожения свободы личности, однако и после войны публичное несогласие с официальной идеологией наказывалось тюремными сроками или высылкой из страны, а несанкционированные митинги жестоко подавлялись. В частности, граждане не обладали неотчуждаемым правом свободно обсуждать политику своей страны, и не было каких-либо законов или судебных решений, обязывающих государство наказывать нарушителей, которые посягают на это право.                                                                     Последующее развитие конституционной системы бывшего СССР осуществлялось в связи с принятием новой Конституции СССР в 1977 году. На ее основе в 1978 году была принята Конституция в РСФСР, как конституции в других союзных республиках.  В ней закреплялся статус РСФСР как союзной республики в составе ССР, а затем и как независимого государства после распада Союза. В первые 10 лет (до начала периода, получившего название «перестройка») вся новая конституционная система СССР, в том числе Конституция РСФСР 1978 года, характеризовалась следующими чертами.                                                                                                   1. Принятие всех конституций этого периода должно было отразить новый этап, в который, как утверждалось, вступило советское общество - этап «развитого социализма», означавшего превращение советского государства из государства диктатуры пролетариата в общенародное государство, что прямо закреплялось в первых статьях всех конституций. В связи с этим в конституциях, как СССР, так и республик было впервые введено понятие «народ»; именно он был объявлен субъектом, которому принадлежит вся власть.                                                                                                                              2. Классовый характер конституций подчеркивался и тем, что они еще более откровенно и прямо отражали роль коммунистической партии, которая является «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций»[2], как записано в ст. 6 Конституции СССР 1977 года и в ст. 6 Конституции РСФСР 1978 года. Это означало дальнейшее конституционное утверждение роли партии как основы всей государственной структуры.                                              3. В конституциях сохранялась и классовая ориентированность демократии, которая именовалась «социалистической демократией». Однако рамки ее были значительно расширены. Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование.                                                                                                           4. Конституция 1978 года впервые в прямой форме установила, что РСФСР является суверенным государством.                                                                                                            Обострение экономического кризиса в 1990 году ускорило падение привлекательности советской системы в глазах народа. Если в начале 1991 года большинство высказалось за сохранение СССР, то к концу того же года население почти всех союзных республик на своих референдумах поддержало их независимость.  Начавшиеся процессы свидетельствовали о тех противоречиях, которые были заложены в теории и практике советских конституций:

  • Иногда достаточно уверовать в ложную идею, чтобы сделать ее истинной. Советский режим возник в результате революции, то есть насилия.
  • Советский режим не был изначально конституционным.
  • СССР стремится показать Западу, что делает различие между партией и государством. Партия не отказывается от учения о мировой революции, следовательно, требуется, хотя бы в теории, чтобы Советское государство коренным образом отличалось от партии, которая руководствуется экспансионистскими устремлениями.  

Глава 2. Политико-правовые причины изменения основ российской государственности.                                                                                                          

2.1. Основные  этапы трансформации Основного закона РФ    

Необходимость разработки и принятия в России новой Конституции была объективно обусловлена целым рядом причин, вызванных в первую очередь принципиальными изменениями в жизни российского общества в конце 80-х-начала 90-х гг.  Апрель 1985 года положил начало медленным, осторожным реформам, направленным на частичное обновление существующей системы.                           С момента начала перестройки в стране действовала Конституция, принятая в 1978 году Верховным Советом РСФСР, в соответствии с господствовавшей тогда концепцией тоталитарного государства. Права и свободы граждан закреплялись в отрыве от международных стандартов и подчинялись целям «коммунистического строительства». Государство объявлялось «советским» и «социалистическим», но не правовым. Этому соответствовал и механизм государственной власти, который игнорировал принцип разделения властей, необходимость сильной исполнительной власти, независимое правосудие. Конституция с таким содержанием сразу стала резко входить в острое противоречие с процессами перестройки, начавшимися в 1985 году.                      Во-первых, с момента начала проведения в СССР процесса реформ, так называемой «перестройки» однопартийная система постепенно трансформировалась в полисубъектную многопартийную политическую систему. Это создало совершенно новые условия для реализации гражданами своей политической воли, привело к образованию широкой сети политических партий и общественных движений.                                                         Во-вторых, плановая экономика, основанная на монопольном положении государственной собственности и сверхцентрализованном государственном управлении, стала активно замещаться рыночными экономическими отношениями. Это способствовало формированию многосекторной экономики, обеспечивало свободу всем участникам хозяйственной деятельности, раскрепостило частную собственности граждан. Важнейшими признаками утверждающейся рыночной экономической системы являются равноправие всех форм собственности и их равная юридическая защита, свобода предпринимательства и торговля, свободный труд в соответствии с физическими и духовными способностями личности, поощрение разумной частной активности и деловой конкуренции.                                                                                  В-третьих, характерное для советского периода общественного развития господство одной официальной идеологии (коммунистического мировоззрения) уступило место идеологическому и религиозному плюрализму, на основе которого стала утверждаться свобода мысли и слова, получила развитие гласность.                                                                                      В-четвертых, кардинально изменился государственно-правовой статус Российской Федерации. РСФСР, входившая в состав Союза СССР с 1922 г., 12 июня 1990 года приняла Декларацию о государственном суверенитете, провозгласив себя суверенным и независимым государством, полноправным субъектом международного права. Это привело к тому, что Россия как суверенное государство получила членство в таких организациях как Организация Объединенных Наций, Международный Валютный Фонд и др. В-пятых, принципиально модифицировалась государственно-правовая природа России как федеративного государства, Она перестала существовать как федерация, основанная на автономии, и стала развиваться как конституционная федерация с равноправными субъектами.                                       В конечном итоге, новый этап конституционного развития российского общества был обусловлен принципиально важными крупномасштабными реформами, которые начались в СССР и РСФСР в середине восьмидесятых годов и закончились тем, что сформированный на основе свободных выборов I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о провозглашении России самостоятельным суверенным государством.                                                 С распадом Союза ССР Конституция РСФСР приобрела новое сущностное свойство. Это была уже не Конституция субъекта Федерации, а Конституция независимого, самостоятельного государства.                                                                                                                                   Объективно и неотвратимо назревавшая потребность перемен первоначально выразилась в требованиях реформирования союзной Федерации. Это происходило в остром противоборстве союзных и республиканских властей. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своем государственном суверенитете. В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей. Была образована Конституционная комиссия Съезда народных депутатов, которая начала эту работу. Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции. В основном процесс пошёл по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала и связи с этим противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала то ожесточенное противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей, высшей точкой которого явились события в октябре 1993 года, разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

2.2. Новая  модель конституционной системы: Конституция 1993 г.

Проектов новой Конституции было подготовлено много. Конституция считалась одобренной, если за ее принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняли более половины числа зарегистрированных избирателей. Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года. Особенности, которые присущи Конституции Российской Федерации 1993 года и отличают ее от бывших советских конституций, весьма значительны.                                                                                        Преамбула Конституции РФ 1993г. констатирует, что данная Конституция принята многонациональным народом Российской Федерации. В преамбуле Конституции указывается шесть основополагающих целей, отражающих суть всей российской конституционной реформы:                                                                          - утверждение прав и свобод человека,                                                                                    - утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации,                             - сохранение исторически сложившегося государственного единства,                                              - возрождение суверенной государственности России,                                                                             - утверждение незыблемости демократических основ Российского государства,                                                                                                                                         - обеспечение благополучия и процветания России.                                                              Таким образом, Россия, сознавая себя неотъемлемой частью мирового сообщества, его полноправным членом, берет на себя определенные обязательства соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права, участвовать в системах коллективной безопасности. Вместе с другими государствами Россия обязана прилагать все усилия к тому, чтобы обеспечить всеобщий и справедливый мир, взаимовыгодное международное сотрудничество, совместное решение глобальных проблем, стоящих перед человечеством. Конституция РФ 1993 г. отражает кардинальные перемены, пришедшие в жизни российского общества, в его экономике, политике, идеологии.                                                                           В первой статье Конституции 1993 г. Российская Федерация провозглашается демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. В ст. 3 - «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».[3]                                                                                                                                                                                                      К числу основ конституционного строя отнесено признание человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст. 2), разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10), особая защита установленной системы государственной власти (ч. 4 ст. 3). В целях недопущения господства той или иной идеологии в обществе в ст. 13 Конституции РФ сформулирован принцип идеологического многообразия «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».[4] Данный принцип дополняется признанием политического многообразия, многопартийности, установлением равенства общественных объединений перед законом.                                                                                                           По сравнению с предшествующими конституциями Конституция РФ 1993 г. внесла существенные изменения в нормы, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина. Одной из основных задач конституционной реформы было как можно более полно и последовательно закрепить основные права и свободы человека и гражданина, органически включить их во все остальные конституционные институты, обеспечить их взаимосвязь с принципами хозяйствования, управления государством, федеральным устройством, а также создать структуры, процедуры и нормы, то есть необходимые механизмы для осуществления конституционных прав и свобод человека и гражданина. В Конституции 1993 г. содержится ряд важнейших положений, направленных на укрепление единства Российской Федерации, на сохранение России как единого федеративного государства (ст. 4,5). Конституция содержит ряд новых положений в сфере организации и деятельности системы органов государственной власти, закрепив принцип разделения властей. Конституция 1993 г. выводит Президента РФ из системы исполнительной власти и выделяет ему особое место в системе высших государственных органов. По существу, Президент как глава государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина стоит над ветвями государственной власти. Конституция 1993 г. внесла серьезные изменения в порядок формирования и деятельности высшего законодательного (представительного) органа России Парламентом РФ является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.                                                                         Основные принципы Конституции РФ 1993 г.                                                               1. Демократизм (полновластие народа). Сущность этого принципа состоит, что ст.3 Конституции РФ устанавливает «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» Конституция (ч. 2 ст. 3), закрепляет основные формы реализации народом своего суверенитета .                                                2. Законность - строгое соблюдение требований закона. Этот принцип нашел свое отражение в ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей высшую юридическую силу и прямое действие Конституции на всей территории Российской Федерации.                                                                                            3. Равноправие граждан, гарантированность прав и cвобод. Данный принцип выражается в признании человека, его прав и свобод высшей ценностью. Конституция РФ закрепляет юридическое равенство (фактическое равенство практически невозможно), выраженное в предоставлении каждому равных юридических возможностей пользоваться правами и свободами.         Конституция РФ гарантирует гражданам возможность реализации своих прав и свобод «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2).                                                                        4. Гуманизм. Гуманизм выражается в заботе о человеке, о всемерном развитии его духовных и физических качеств, материальных условиях жизни. В Конституции РФ это ярко проявляется в ст. 17, провозглашающей                      неотчуждаемость прав и свобод человека и их принадлежность каждому от рождения.                                                                                                                    5. Государственное единство. Этот принцип нашел свое закрепление в Преамбуле и ст. 4 Конституции РФ, где провозглашается целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации.                                    6. Равноправие и самоопределение народов. Этот принцип обусловлен многонациональным характером России и ее федеральным устройством, он закреплен в ст. 5 Конституции РФ, устанавливающей перечень субъектов Федерации и указывающей, что во взаимоотношениях с федеральными органами все субъекты равноправны.                                                                        7. Принцип разделения властей новый в российском конституционном законодательстве. В ст. 10 Конституции РФ сказано, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы каждой из перечисленных ветвей государственной власти самостоятельны.                                    8. Конституция РФ закрепляет также ранее не известный российскому законодательству принцип идеологического многообразия, многопартийности. Согласно ст. 13 Конституции РФ никакая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В РФ признается политическое многообразие, многопартийность.                                                                                  

Заключение

Россия XX века богата своей историей. Такие неординарные страницы, какие она имеет, вряд ли мы можем найти в истории других государств.                                         Этот век Россия начинала при монархической форме правления, а продолжила при республиканской. Начало века - первые шаги российского общегосударственного парламентаризма в виде Государственной думы, использование земств как выборных органов населения. Затем - советский тип власти, построенный официально на верховенстве Советов как представительных органов сначала трудящихся, далее - всего народа, однако отрицавший парламентаризм как постоянную и специальную деятельность представительных органов. И вот теперь вновь зачатки парламентаризма для общегосударственного уровня и субъектов РФ. И при всем этом как в прежние времена, так и в наше время - сильное, существенно бюрократизированное управление в лице федеральной и местной исполнительной власти.                                                                                                     В этом столетии Россия прошла через разные формы государственного устройства. При царе она была унитарным государством. При советской власти Россия провозглашена в январе 1918 г. федерацией, с 1922 года существовал Союз ССР, в 1991 г. он упразднен, и на территории бывшего когда-то единым государства возникло 15 новых государств - самостоятельных субъектов международного права. Россия развивается сегодня как федеративное государство, состоящее из республик (государств), национально-территориальных автономных единиц и территориальных образований.                                                                                                        Россия прошла через многое: было и откровенное пренебрежение к личности; и внешне уважительное, но на самом деле иезуитское отношение к человеку - "винтику" государственной машины, получающему существующие блага не столько при лояльном отношении к системе, сколько при благосклонном отношении системы к тебе. Сегодня Россия поднялась до самого прогрессивного начала в отношении к личности - признания ее приоритета в государстве. Нынешняя власть высоко ценит свободу, права человека и гражданина, однако позволяет расти все большей и большей пропасти между относительно небольшой частью благоденствующих и миллионами едва сводящих концы с концами граждан. Конституционные права и свободы граждан нередко игнорируются и нарушаются, что не может не компрометировать идею правового государства, подрывая веру в него. По сути дела в стране нет ещё системы эффективной защиты прав граждан от ведомственного и чиновничьего произвола. Сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод несомненно отражает переходный характер российского общества. В первую очередь, сказывается неудовлетворительная ситуация в сфере экономики, отсутствия у государства необходимых средств. Свою негативную роль играют другие факторы: всё ещё непреодолимое неуважение к правам и свободам человека, отсутствие строгой и неотвратимой ответственности за их нарушение, незавершенность законодательства об обеспечении защиты прав и свобод человека, а также недостатки в работе государственных структур, несущих ответственность за состояние социальной сферы. И это понятно: речь идет о высшем принципе предназначения государства - заботе о человеке. Вместе с тем крайне важно привлечь к решению проблем силы общества - негосударственный бизнес, различного рода предпринимательские и банковские союзы, науку, разнообразные общественные объединения. Необходим одновременно строгий и постоянный контроль общественности за соблюдением прав и свобод человека в стране. Конституция Российской Федерации 1993 года подводит черту под прошлым и означает принципиально новый этап истории России. Она отражает изменения в механизме народовластия, федеративном устройстве, системе управления обществом; служит гарантом государственного единства и политической стабильности.

Список использованной литературы

  1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - РЮИД, "Сашко", 2000г.
  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997Конституция РСФСР 1918 года. http://www.constitution.mvk.ru
  3. Конституция (Основной закон) РСФСР 1925 года. http://www.constitution.mvk.ru
  4. Конституция (Основной закон) РСФСР 1937 года. http://www.constitution.mvk.ru
  5. Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической республики 1978 года. http://www.constitution.mvk.ru
  6. Коваленко А.И. Основы конституционного права РФ М.1994
  7. Е.И.Козлова, О.Е.Кутафин. Конституционное право России:Учебник.-2-е изд.
  8. Комментарий к Конституции РФ (под общ. ред. Карповича В.Д.).
  9. Кравец И. А. Сущность конституций и конституционный процесс (динамика социально-политического содержания российских конституций)// Правоведение. -2002. - № 2 (241). - С. 43 - 57
  10. Кравец И.А. Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления. Санкт-Петербург, 2005.
  11. Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М., 2008.
  12. Медушевский А.М. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе. М., 1997
  13. Б.Н.Топорнин и др. Комментарий к конституции РФ. М.,1994г.
  14. Цаплин АИстория российских конституций: от 1918-го до 1993-го. М. – 1993

 


    [1]
  1. Конституция (Основной закон) РСФСР 1925 года. http://www.constitution.mvk.ru

[2] 1. Б.Н.Топорнин и др. Комментарий к конституции РФ. М.,1994г.

[3] Конституция Российской Федерации. М., 2012

[4] Конституция Российской Федерации. М., 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Конституция РФ- основной закон страны"

данные презентации учащихся 9-10 класса явились итогом их работы над проектом по Конституции РФ....

Классный час "День рождение основного закона класса"

Во многих школах есть  детские организации.И её смело можно назвать  детской страной, у которой тоже есть свои закон...

Конституция - основной закон России

Интеллектуальный классный час в форме игры. Предварительная подготовительная работа учащихся заключается в подборе игроков команды, выполнении плаката на тему "Имею право" и последующая его защита. Ум...

"Основной закон страны"

Представляю презентацию внеклассного мероприятия "основной закон страны". Мероприятие проходило в форме игры " Своя игра"....