Урок истории "Золотой век"русской культуры"
план-конспект урока (история, 11 класс) по теме

Иванова Татьяна Владимировна

Урок истории "Золотой век" русской культуры (архитектура, живопись, театр, журналистика)" призван дать представление о наиболее значимых достижениях и деятелях русской культуры первой половины 19 века. Учащимся дается задание подготовить доклад узкой тематики продолжительностью 3-5 мин. (Например, рассказать историю создания картины Иванова "Явление Христа народу") Урок расчитан на пару (2 часа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ur._zolot_vek.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Золотой век» русской культуры

Тип урока: комбинированный

Цели: дать представление о наиболее значимых достижениях и наиболее видных деятелях русской культуры первой половины 19 века.

Оборудование: презентация.

Ход урока.

  1. Изучение нового материала.

Слайд 2.

Слово учителя.  Герцен писал о русском народе «мощном и неразгаданном», который сохранил величавые черты, живой ум и широкую богатую натуру под гнетом крепостничества и на петровский приказ образовываться ответил через 100 лет явлением Пушкина».

  1. Архитектура и скульптура.

Слайд 3.

Слово учителя. Эпоха конца 18 начала 19 века – это эпоха классицизма в русском зодчестве. Эта эпоха наложила отпечаток на архитектурный облик обеих столиц.

Запись в тетради со слайда.

В литературе век классицизма был недолог и неярок. В музыке классицизм почти незаметен, а вот в живописи и архитектуре он оставил подлинные шедевры.

Петербург в 18 веке – город одиночных архитектурных ансамблей, затем началась застройка города вдоль проспектов, лучами расходившихся от Адмиралтейства.

Слайд 4.               Учащиеся записывают данные со слайда.

Работа по упорядочению центра Петербурга началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Андреяна Дмитриевича Захарова. В громадном здании автор выделил центральную башню. Ее вертикальный ритм как бы отталкивается от массивного кубического основания, вверх взлетает золоченная игла с корабликом. Здание имеет торжественно-мажорный вид.

Слайд 5.

Именно это здание должно было объединить ансамбли, сложившиеся вокруг широкого участка русла Невы. Адмиралтейство. Проект – французский архитектор Тома де Томон, дорабатывал А.Д.Захаров. Творческое содружество привело к блестящему решению задачи. Зеркало Невы объединило систему Петропавловская крепость – стрелка Васильевского острова – Дворцовая набережная.

Слайд 6.

Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрел вид цельного архитектурного ансамбля с постройкой Казанского собора.

Сообщение учащегося о Казанском соборе (3 мин)

Слайд 7.

В 40 – 50-е годы 19 века невский проспект украсили бронзовые скульптуры Петра Карловича Клодта «Укротители коней».

Сообщение учащегося о работах Клодта – «Укротители коней», памятник Николаю I. (3-5 мин).

Слайд 8. Слайд 9.

Исаакиевский собор. Колонна-памятник Александру 1.

Сообщение учащегося (3-5 мин).

Величественный образ Санкт-Петербурга дошел до наших дней почти нетронутым.

Москва имела особый колорит. На ее кривых и узких улочках существовали здания разных эпох, много было деревянных застроек. В Москве меньше зданий в стиле классицизма, и они не образуют ансамблей, но все же в Москве есть величественные здания и уютные особняки.

Слайд 10.

Архитектор Константин Андреевич Тон в своем творчестве пытался возродить традиции древнерусской архитектуры.  

Сообщение учащегося о работах Тона – Большой Кремлевский Дворец, Храм Христа Спасителя. (5-7 мин).

Слайд 11.

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади, скульптора Ивана Петровича Мартоса. Торжественной открытие – 20 февраля 1818 г. Средства на памятник были собраны по всенародной подписке. В памятнике Мартос сумел воплотить высокие гражданские доблести и патриотизм.

Четко вырисовывается силуэт памятника. Первое – поднятая рука Минина, его призывной жест. Мужественная фигура Минина призывает Пожарского подняться и возглавить Ополчение. С другой стороны памятника видно, что Пожарский опирается рукой на щит, собираясь подняться, с задней стороны видны скрещенные на мече руки Пожарского и Минина, символизирующие их единство.

Следуя традициям классицизма, скульптор облачил их в античные одежды.

  1. Живопись

Слайд 12. Учащиеся записывают данные со слайда.

Слово учителя. Классицизм в живописи получил название академизма.

Слайд 13.

Краткое сообщение учащегося о К.П. Брюллове, об истории создания картины «Последний день Помпеи». (5 мин)

Слайд 14.

Брюллов хоть и был тесно связан с академизмом всем своим творчеством, однако он умел запечатлеть на холсте и красоту обнажённого человеческого тела, и дрожание солнечного луча на зеленом листе. Например, полотно «Всадница».

Слайд 15.

Сообщение учащегося об А.А. Иванова и его работе над созданием картины «Явление Христа народу».

Слайд 16.

Два замечательных портретиста оставили нам прижизненные портреты А.С. Пушкина. Обратите внимание на работы. Заметьте, во что облачили поэта писатели.

У Кипренского поэт выглядит торжественно, романтично. Он в шарфе, романтично повязанном, позади – статуэтка, которая придает торжественности позы Пушкина. «Ты мне льстишь, Орест», - сказал Пушкин, взглянув на полотно.

На портрете Тропинина Пушкин выглядит по-другому. Поэт одет в старомодный халат, и от картины веет домашним теплом и уютом. Тропинин до 47 лет находился в крепостной неволе, наверное, поэтому на его полотнах так свежи и одухотворены лица.

В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. Это был первый общедоступный художественный музей.

  1. Театр и музыка.

Слайд 17. Учащиеся записывают данные со слайда.

Слово учителя. В театральной жизни России большую роль играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренёрами (театральный предприниматель). На театр смотрели как на забаву, считалось, что зритель должен лишь развлекаться, веселиться. Поэтому репертуар в основном состоял из веселых водевилей, легковесных сценок.

Слайд 18. Сообщение учащегося об актерах М.С. Щепине, П.С. Мочалове. (3-5 мин)

Слайд 19.

В области музыкальной культуры в начале века господствовали сочинения иностранных авторов, но с 30-х годов положение меняется, появляются крупные музыкальные произведения отечественных авторов.

Сообщение учащегося о творчестве М.И. Глинки. (3 мин)

Слайд 20.  Сообщение учащегося о музыке Даргомыжского А.С. (3-4 мин)

  1. Русская журналистика.

Слайд 21, 22. Учащиеся делают записи со слайда.

Слово учителя. В первой половине 19 в. Значительно возросло число газет и журналов. Увеличились тиражи. С 1838 г. В каждой губернии стали выходить «Губернские новости». Официальной газетой оставались «Санкт-Петербургские  новости».

Слайд 23, 24.  Сообщение учащегося о журнале «Современник», «отечественные записки». (3-5 мин).

Слайд 25. Записи в тетрадь.

Заключительное слово. Первая половина 19 века – время культурного подъема в России. Отечественная война 1812г. дала импульс развитию национального самосознания. Культура приобретает выраженную национальную окрашенность, делается именно «русской».

2. Подведение итогов  

3. Домашнее задание.  

Вопросы: 1. Подумайте, какой вклад в мировую культуру внесла Россия первой половины 19 века. 2. Что позволяет назвать культуру первой половины 19 века «золотым» веком культуры?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для вводного или повторительно-обобщающего урока по истории русской культуры для 6 класса

Презентацию можно использовать для организации работы по группам при выборе материала для групповой работы или для повторения по теме "Русская культура в IX-X в.в."...

Бинарный урок по изучению русской культуры

Даная презентация используется при изучении русского фольклора на уроках народного творчества....

Тема урока: «Серебряный век русской культуры»

Цели: 1. Обучающая: познакомить учащихся с особенностями стилей культуры начала XX века, творчеством композиторов, литераторов и художников данного периода; 2. Развивающая: развивать познавательн...

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

Конспект урока: «Золотой век» русской культуры».

Конспект урока: «Золотой век» русской культуры»....

Открытый урок Золотой «век» русской культуры (первая половина 19в.). М.И.Глинка – отец русской музыкальной классики.

Цель урока: Закрепить знания об опере, доказать на примере оперы «Руслан и Людмила», что Глинка является родоначальником русской классики, познакомить учащихся с творчеством М.И.Глинки. ...

Урок по теме " Русская культура 18 века"

Урок изучения нового материала " Русская культура в 18 веке"...


 

Комментарии

Русаков Владимир Николаевич

хотелось бы посмотреть презентацию

Иванова Татьяна Владимировна

Презентацию загрузить не удалось, очень большая оказалась. Надо сжимать. Не знаю как.

Русаков Владимир Николаевич

Формат/Сжатие рисунков
http://nsportal.ru/node/1021488

Русаков Владимир Николаевич

загрузил презентацию на сайт виртуальной школы
http://vschool14.ucoz.ru/2014/XIXv.pptx