Разработка урока с презентацией по истории для 9 класса "На заключительном этапе войны Великой Отечественной войны"
план-конспект урока (история, 9 класс) по теме
Разработка урока с презентацией по истории для 9 класса на тему "На заключительном этапе войны Великой Отечественной войны". Тема урока относится к разделу "Великая Отечественная война". К уроку прилагается технологической карта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_razrab.uroka_9_kl.ist_.rossii._vov.rar | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока
Степанова Эсмиральда Велеховна
Тема: На заключительном этапе войны Великой Отечественной войны
Место урока в изучаемой теме: Изучение нового материала
Цель урока: Познакомить учащихся с главными событиями заключительного этапа Великой Отечественной войны.
Задачи:
Образовательная: узнать о ходе и итогах военных операций января – мая 1945 года, познакомиться с решениями Крымской конференции.
Воспитательная: подвести учащихся к пониманию причин победы советского народа во Второй Мировой войне.
Развивающая: продолжить формирование умений работать с исторической картой, датами, историческими источниками, анализировать их, делать выводы.
Подходы: системно – деятельный подход
Основные виды деятельности: самостоятельная деятельность учащихся, выполнение учебных заданий, знание задач своей деятельности, развитие навыков самоконтроля и самооценки ( на основе использования технологической карты урока)
Планируемые результаты:
Знать хронологию и исторические факты Великой Отечественной войны, работать с хронологией и фактами;
Работать с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
Уметь анализировать, объяснять и различать факты (события) заключительного этапа Великой Отечественной войны, излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий, раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий по данной темы.
Определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям данного исторического периода.
Основные понятия: капитуляция, антигитлеровская коалиция, «второй фронт»
Основные персоналии: И.В. Сталин, Ф. Рузвельт, У. Черчилль, Г.К. Жуков.
Используемая техника: компьютер, проектор, экран.
Межпредметные связи: с географией, обществознанием.
Организация пространства: фронтальная и индивидуальная.
Ресурсы: учебник Загладин Н.В. История России. XX в. 9 класс. М., 2011; Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории России. М.,2008; карта «Вторая мировая война», мультимедиа-презентация по теме урока (Приложение 1), технологическая карта (Приложение 2), аудио материал, фотодокументы.
Ход урока
- Организационный момент
Здравствуйте. Сегодня мы будем изучать тему «Заключительный этап Великой Отечественной войны». Сначала давайте вспомним пройденный материал.
Слайд 1
- Актуализация опорных знаний учащихся по пройденной теме
- Какие наступательные операции проводились Красной Армией в 1944 году (показать по карте)
- Какой была задача операции «Багратион»?
- Перечислите страны Восточной Европы, которых освободила Красная Армия к 1945 году
Слайд 2
III. Изучение новой темы
План:
- Военные операции конца 1944- начала 1945 годов
- Крымская (Ялтинская) конференция.
- Штурм Берлина.
- Победа. Окончание Великой Отечественной войны
Слайд 3
1. Рассказ учителя с элементами беседы, показ презентации
1945 году происходили крупные военные операции на фронтах войны, а также встречи глав держав антигитлеровской коалиции.
На фронтах войны происходили следующие военные операции
Слайд 4-5
Вопросы для беседы с учащимися: Что такое второй фронт, когда и где он был открыт? Почему Советское командование придавало его открытию важное значение?
2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника по технологической карте
Вопросы для беседы с учащимися: Что такое антигитлеровская коалиция? Какую конференцию лидеров трех стран антигитлеровской коалиции вы уже знаете? Когда и где она проходила?
Слайд 6
Выступление учащихся с рассказом об итогах Крымской конференции. Задание для учащихся: Записать в тетрадь итоги конференции
Слайд 7
3. Рассказ учителя о Берлинской операции (в объеме учебника)
Слайд 8-11
Задание для учащихся: работа с учебником (стр. 177)
Слайд 12-14
4. 2 мая 1945 г. – капитуляция Берлина (прослушивание объявления Ю.Б. Левитана по радио о захвате Берлина.)
Вопросы для беседы с учащимися: Когда произошло взятие Берлина? Какие командующие командовали штурмом Берлина?
Слайд 15
Что вы знаете о Г.К. Жукове? В каких военных операциях он принимал участие?
Слайд 16
Беседа с учениками о хронологических рамках Великой Отечественной войны.
Когда началась и закончилась Великая Отечественная война? Сколько дней она шла?
Слайд 17
Работа с историческим источником. (Приложение 2)
И.В. Сталин. Выступление на приеме в Кремле
24 мая 1945 год.
Товарищи, позвольте поднять еще один, последний тост.
Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего Советского народа и, прежде всего, русского народа.
Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.
Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание, как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны.
Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он – руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение.
У нашего правительства было не мало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-1942 годах, когда наша армия отступала, покидая родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать Правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего Правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества – над фашизмом.
Спасибо ему, русскому народу, за это доверие!
За здоровье русского народа!
(Лейбович О. Россия. 1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии.
Книга для тех, кто изучает историю Отечества.
Пермь, ПГУ, 1993. С. 59-60.)
Беседа по прочитанному.
- В чем Сталин видит причины победы СССР в войне? Согласны ли вы с его мнением.
- Можно ли считать речь Сталина признанием вины правительства и его лично в трагическом начале войны?
Слайд 18 IV. Рефлексия (ученики письменно отвечают на вопросы (задание 5 Приложение 2), затем проверяют свои ответы с правильными ответами, которые выставлены на слайде)
Слайд 19
V. Подведение итогов урока
Слайд 20
Домашнее задание: Прочитать § 27(С.174- 180) учебника, ответить на вопросы 1-4 на С.180
Дополнительное домашнее задание на «4» и «5»:
Подготовить сообщения по следующим темам:
- Нюрнбергский процесс и его роль в послевоенной истории
- Депортация народов СССР
Технологическая карта
Тема: На заключительном этапе войны
Цель урока: Познакомиться с главными событиями заключительного этапа Великой Отечественной войны.
Задачи:
Образовательная - узнать о ходе и итогах военных операций января – мая 1945 г., познакомиться с решениями Крымской конференции
Воспитательная - понять причины победы советского народа во Второй Мировой войне.
Развивающая - продолжить формирование умений работать с историческими источниками, анализировать их, делать выводы.
Ход работы:
План урока:
- Военные операции конца 1944- начала 1945 годов (по ходу изучения нового материала актуализация ранее изученного)
- Крымская (Ялтинская) конференция (самостоятельная работа с текстом учебника).
- Штурм Берлина (беседа по теме, просмотр слайдов)
- Победа. Окончание Великой Отечественной войны (анализ исторических источников)
- Закрепления изученного (письменно)
- Дополнительное домашнее задание.
Работа в классе:
1. Крымская (Ялтинская) конференция (4-11 февраля 1945 г.). Самостоятельная работа с текстом учебника: стр.174-175
Какие решения были приняты на конференциях союзников в 1945 году? Для ответа подумайте над вопросами:
- Кто принимал участие в конференциях?
- Как решался вопрос о Германии?
-Что подтвердила принятая на конференции Декларация об освобожденной Европе?
- Почему СССР взял на себя обязательство начать войну с Японией после победы над Германией?
2. Выступление с рассказом об итогах Крымской конференции (устно)
Запишите в тетрадь итоги Крымской конференции (письменно):
3. Штурм Берлина (участвовать в беседе по теме, просмотр слайдов)
4. Работа с историческим источником (устно):
И.В. Сталин. Выступление на приеме в Кремле
24 мая 1945 г.
У нашего правительства было не мало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941- 1942 годах, когда наша армия отступала, покидая родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело - Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать Правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключить мир с Германией и обеспечить нам покой. Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего Правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества, - над фашизмом.
Спасибо ему, русскому народу за доверие!
(Лейбович О. Россия. 1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии. Пермь, ПГУ, 1993.С.59-60)
Беседа по прочитанному.
- В чем Сталин видит причины победы СССР в войне? Согласны ли вы с его мнением.
- Можно ли считать речь Сталина признанием вины правительства и его лично в трагическом начале войны?
- Вопросы для закрепления изученного (письменно ответить на вопросы (3 мин.), затем поменяться листочками с соседом по парте и самим проверить работу (правильные ответы и табло оценок будут указаны на слайде)
№ | Вопрос | Ответ | Отметка о правильности ответа |
1 | Какое сражение было самым крупным в Великой Отечественной войне в 1945 г.? | ||
2 | В наступлении на Берлин в 1945 г. 1-м Белорусским фронтом командовал Г.К. Жуков, а кто был командующим 1-м Украинским? | ||
3 | Чем в истории войны знамениты бойцы Егоров и Кантария? | ||
4 | Союзные или советские войска брали столицу Германии в 1945 г.? | ||
5 | Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии? | ||
6 | Кто был первым награжден главным советским военным орденом «Победа»? | ||
7 | В этот союз борьбы против агрессоров в годы Второй мировой войны входило более 50 государств. Как он назывался? | ||
8 | В феврале 1945 г. состоялись Крымская конференция союзников по антигитлеровской коалиции. А где и когда проходила первая? | ||
9 | Что завершилось раньше - Великая Отечественная или Вторая мировая война? | ||
10 | Кто из крупных советских военачальников за годы Великой Отечественной войны не проиграл ни одного сражения? | ||
11 | Кто кроме У. Черчилля и Ф. Рузвельта на Крымской конференции представлял «большую тройку»? | ||
12 | До войны этот город назывался Кенигсберг и принадлежал Германии, а после войны он отошел к СССР. Как он стал называться? | ||
13 | 30 апреля 1945 г. в Берлине произошло 2 исторических события: первое – водружено знамя Победы над рейхстагом. А какое второе? | ||
14 | Какую европейскую страну советские войска освободили от фашизма последней? | ||
15 | Сколько дней шла Великая Отечественная война? |
6. Домашнее задание: Прочитать § 27(С.174- 180) учебника, ответить на вопросы 1-4 на С.180
Дополнительное домашнее задание на «4» и «5»:
Подготовить сообщения по следующим темам:
- Нюрнбергский процесс и его роль в послевоенной истории
- Депортация народов СССР
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по литературе в 5 классе по теме «Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т. Твардовский. Баллада «Рассказ танкиста».
Разработка урока по литературе в 5 классе по теме «Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т. Твардовский. Баллада «Рассказ танкиста»....
Восточные славяне в древности. Разработка урока и презентация по истории 6 класс
Разработка урока и презентация на тему "Восточные славяне в древности". по истории для 6 класса. В конспекты урока характеристика расселения, быта, занятия и особенности верования вос...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине «История» по теме «Омичи в годы Великой отечественной войны 1941-1945гг.»
Бюджетное образовательное учреждение Омской областисреднего профессионального образования« Омский колледж торговли, экономики и сервиса»...
Разработка урока по истории России 9 класс "Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны".
...
Презентация по истории России для 9 класса " Начало Великой Отечественной войны"
Презентация рассказывает о кануне и начале войны, расстановке сил и планах сторон; описываются сражения первых дней Великой Отечественной войны , деятельность государственной верхушки и оши...
разработка урока истории для 11 класса с использованием ЦОР "Начальный период Великой Отечественной войны. Июнь 1941 - ноябрь 1942 г"
1. Цель урока: охарактеризовать начальный период Великой Отечественной войны (планы сторон, степень готовности, ход военных действий), выявить причины катастрофичес...
Методическая разработка урока литературы в 7 классе по теме: «Интервью с ветераном Великой Отечественной войны. Диалог поколений».
Данный материал разработан в рамках Международного конкурса методических разработок «Уроки Победы» в Великой Отечественной войне, приуроченного к 75-летию Великой Победы, целью которого является сохра...