Олимпиады по истории, обществознанию, праву
олимпиадные задания по истории (8 класс) по теме

Нечаева Марина Леонидовна

Предметные олимпиады по истории, обществознанию, праву для 7-8 кл.

Скачать:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Олимпиада по истории России 8 класс.

Часть А

Выберите правильный ответ.

1.Основателем Древнерусского государства летописи называют:

а)Олега

б)Рюрика

в)Святослава 1 б

2. Первое сражение русских дружин с монголо-татарами прошло на реке:

а) Калке;

б) Неве;

в) Угре. 1 б

З.Свод законов Древней Руси назывался:

а) «Русская правда»;

б) «Стоглав»;

в) «Судебник». 1 б

4.В результате Северной войны Россия получила:

а) Выход в балтийское море;

б) Новгородские земли;

в) Смоленск. 1 б

5.Как назывался документ, определявший с XVIII века систему чинов и порядок продвижения на государственной и военной службе?

а) «Табель о рангах»;

б) «Строевое положение»;

в) «Регламент адмиралтейства». 1 б

б. Соотнесите даты и события:

1) 16 мая 1703 г.;                                   а) «Чумной бунт» в Москве;

2) 27 июля 1714 г.;                                б)основание Петербурга;

3) 1771 г.;                                                в)манифест о трехдневной барщине;

4) 1785 г.;                                                г) Жалованные грамоты дворянству и городам;

5) 1797 г.;                                                д) сражение при Гангуте. 0,5 б

7. Соотнесите понятия и их значения:

а) Барщина;

6) Подушная подать;

в) Протекционизм;

г) Кондиции;

д) Ассамблея.

1) Основной прямой налог, взимавшийся с мужского населения податных сословий вне зависимости от возраста;

2) Собрание-бал с участием знатных женщин в домах российской знати;

3) Повинности зависимого населения в пользу владельцев вотчин и поместий, работы в хозяйстве помещика, на его земле;

4) Экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства путем ограничения ввоза товаров и оказания экономической помощи предпринимателям.

5) Условия. 0,5 б

8.Одной из политических целей Великого посольства (1697-1698 гг.) было заключение союза России с европейскими государствами для ведения войны с:

а) Турцией;

б) Персией;

в) Швецией;

г) Речью Посполитой 1 б

9. Северная война продолжалась:

а) с 1757г.по 1762 г.;

б) с 1782г.по 1725 г.;

в) с 1700 г. по 1721 г.;

г) с 1711 г. по 1765 г. 1 б

10.При Петре I были проведены реформы государственного управления:

а) усиление роли Боярской думы;

б) создан Сенат;

в) приказы были заменены коллегиями;

г) введено губернское деление государства;

е) учрежден Российский парламент вместо Земских соборов;

ж) церковь отделена от государства;

з) церковь подчинена государству. 0,5 б

11. Петр III был:

а) сыном Петра I;

б) внуком Петра I;

в) внучатым племянником Карла XII;

г) племянником Петра I. 1 б

12. Укажите точную хронологическую последовательность царствования монархов:

а) Елизавета Петровна;

б) Петр II;

в) Екатерина II;

г) Петр III;

д) Анна Иоанновна;

е) Петр I;

ж) Екатерина I;

з) Павел I. 0,5 б

13. Основные сражения русско-турецкой войны 1787-1791 гг.:

а) под Кинбурном;

б) у реки Рымник;

в) у реки Ларги;

г) у реки Кагул;

д) в Чесменской бухте;

е) под Очаковом;

ж) под Измаилом. 0,5 б

14. Паровую машину изобрел:

а) М. В. Ломоносов;

б) И. П. Кулибин;

в) А. К. Нартов;

г) И. И. Ползунов. 1 б

15. «Отцом русского театра» называют:

а) Д. С. Бортнянского;

б) Ф. Г. Волкова;

в) Н. И. Новикова;

д) Д. И. Фонвизина. 1 б

Часть Б

Б1. Вставьте слово.

1.В 988 году на Руси было принято христианство, в то время князем был _______________.

2.3натные бояре имели__________________ , которую могли передавать по наследству.

З.В место устаревших приказов Пётр I ввёл____________________________ и их было12. 3 б

Б2. Что означает выражение «точить лясы».Откуда оно пошло, в каком значении используется в настоящее время?

 3 б

Б3.

1.Прочитайте отрывки из сочинений В. О. Ключевского и

определите, о ком повествуется в отрывке.

.. .Рослая и тучная, с лицом более мужским, чем женским, черствая по природе и еще более очерствевшая при раннем вдовстве среди дипломатических козней и придворных приключений в Кур¬ляндии, где ею помыкали, как русско-прусско-польской игрушкой, она, имея уже 37 лет, привезла в Москву злой и малообразованный ум с ожесточенной жаждой запоздалых удовольствий и грубых развлечений... Не доверяя русским, ... (она) постоянно на страже свой безопасности держала кучу иноземцев, вывезенных из Митавы и из разных немецких углов. 1 б

2. Какому историческому деятелю принадлежат эти слова: «Каждый воин должен понимать свой манёвр. Воюют не числом, а умением»

 1 б

Б4. Шарада

Первый слог-нота,

второй - установленный образец одежды,

целое- изменение в обществе, преобразование. 1 б



Предварительный просмотр:

        Олимпиада по истории России 8 класс.

I. Выберите правильный ответ.

1.К какому времени относится зарождение государственности у восточных славян?

А) Х-Х1вв.; б) IX-Xвв.; в)Х1-ХПвв. 1 балл

2. Первое сражение русских дружин с монголо-татарами прошло на реке:

а) Калке; б) Неве; в) Угре. 1 балл

З.Свод законов Древней Руси назывался:

а) «Русская правда»; б) «Стоглав»; в) «Судебник». 1 балл

4.В результате Северной войны Россия получила:

а) Выход в балтийское море; б) Новгородские земли; в) Смоленск. 1 балл

5.Как назывался документ, определявший с XVIII века систему чинов и порядок продвижения на государственной и военной службе?

А) «Табель о рангах»; б) «Строевое положение»; в) «Регламент адмиралтейства». 1 балл

б.Какое событие произошло 14 декабря 1825 года?

А) первая забастовка рабочих;

Б) образование северного общества;

В) выступление декабристов. 1 балл

7. В первое десятилетие царствования Александра I автором проекту реформ государственного

управления был:

а) СЮ. Витте; б) М.М. Сперанский; в) П.А.Столыпин. 1 балл

8. С Крымской войной 1853-1856 гг.связаны:

а) Синопская битва, оборона Севастополя;

б) Бородинская битва, Тарутинский манёвр;

в) битва под Аустерлицем, Лейпцигская битва. 1 балл

9.Развигию капитализма в России во второй половине XIX века способствовало:

а) освобождение крестьян из крепостной зависимости;

б) сохранение барщины и оброка;

в) существование крестьянской общины. 1 балл

10.Известными художниками второй половины XIX века были:

а) С.М.Соловьёв, В.О.Ключевский;

б) В.А Серов, И.И. Левитан;

в) М.А..Балакирев, М.И.Глинка. 1 балл

11. Вставьте слово.

1.В 988 году на Руси было принято христианство , в то время князем был_________ .

2.3натные бояре имели _________ которую могли передавать по наследству.

З.В место устаревших приказов Пётр I ввёл_________ и их было 12.

4.Всередине XIX века появились представители общественной мысли, _____ они

идеализировали историческое прошлое России, считали что Россия должна развиваться самобытным путём , а не следовать образцам ведущих европейских стран.

5. Одним из направлений в деятельности министра финансов С.Ю.Витте было введение

 это мера укрепила национальную валюту. 1 балл

III. Соотнесите.

1.Установите соответствие между именами политических деятелей и названиями организаций,

которые они входили:

1) В.И.Ленин;                                        а)Южное общество;

2) П.И.Пестель;                                     б) «Народная воля»;

3) К.Ф.Рылеев;                                      в) Северное общество;

4) С.Л.Перовская;                                 г) «Союз борьбы за освобождение рабочего класс

                                                                д) общество Петрашевцев. 0,5 баллов

2.Установите соответствие между названиями войн и датами.

1) Отечественная война;                              а) 1877-1878 гг.

2) Крымская война;                                      б) 1812 г.

3) Кавказская война;                                    в) 1853-1856 гг.

4) Русско-турецкая война;                           г) 1914-1918 гг.

                                                                       д)1810-е-1870гг. 0,5 баллов

IV. Прочтите высказывания А С.Пушкина и П. А.Вяземского. Укажите имя российского императора, к которому они относятся.

А.С.Пушкин: «Властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой, над нами царствовал тогда» , «Он взял Париж, он основал лицей». П.А.Вяземский «Сфинкс, не разгаданный до гроба».

Прочитайте отрывок из сочинений Н.М.Карамзина и ответьте на вопрос.

«Несмотря на коварство, употреблённое князем к погибели опасного совместника, москвитяне славили его благость и, прощаясь с ним во гробе, орошаемом слезами народными, единогласно дали ему имя Собирателя земли Русской и Государя-отца: ибо сей князь не любил проливать крови их в войнах бесполезных, освободив великое княжение от грабителей внешних и внутренних...» О ком идёт речь в приведённом отрывке? 1)Иване Калите; 2) Иване Грозном; 3) Ярославе Мудром.

V. Дайте полный, развёрнутый ответ.

Объясните, в чём состояла историческая необходимость проведения реформ в России в серединеХК века.



Предварительный просмотр:

Задания по праву для 7,8 классов на муниципальный тур олимпиады

  1. Первой формой выражения права был (-а)

а) закон, указ

б) правовой обычай

в) нормативно-правовой акт

г) конституция

  1. Административным правонарушением является

а) производство контрафактных видеокассет

б) дача взятки чиновнику

в) присвоение чужого изобретения

г) неоплаченный провоз багажа

  1. Какая ситуация является примером гражданского правоотношения?

а) В регионе проводились выборы главы государства.

б) Издательство выплатило гонорар авторам приключенческого романа.

в) Владелец фирмы был уличен в даче взятки чиновнику мэрии.

г) Гражданин, обвинённый в убийстве человека, был оправдан судом.

  1. Вставьте пропущенное слово: «Органы местного ______________________ именуются в законодательстве муниципальными».

  1. Установите соответствие между конкретной ситуацией и правоотношением, которое она иллюстрирует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СИТУАЦИЯ                                                                  ПРАВООТНОШЕНИЯ

А) В квартире гражданина Л. Всю ночь громко        1) Административное

играла музыка, беспокоя соседей.

Б) Гражданин А. взял в долг у друзей деньги на       2) Гражданское

покупку машины.

В) Строители заключили договор на строитель-

ство дачного дома с гражданином М.

Г) Гражданин П. был доставлен в отделение

милиции за нецензурную брань на городском

рынке.

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов

А

Б

В

Г

Ответы: 1 - б, 2 – г, 3 – б, 4 – самоуправления, 5 – 1221.

Задания по обществознанию для 7,8 классов на муниципальный тур олимпиады

  1. Общество – это

а) направленное развитие от менее совершенного к более совершенному

б) способы взаимодействия и формы объединения людей

в) часть природы

г) материальный мир в целом

  1. Преобладание крестьянской общины, неразвитость частной собственности – характерные черты общества

а) традиционного

б) вступающего в эпоху промышленной революции

в) индустриального

г) постиндустриального

  1. Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении, - это _________________.

  1. Тушь для ресниц, приобретённая дамой, вызвала у неё, по заключению врача, аллергическую реакцию. Упаковка туши не содержала соответствующих предупреждений. Какое право потребителя было нарушено?

а) право на достоверную информацию о товаре

б) право на качественный товар

в) право на безопасность для жизни и здоровья

г) право на замену или возврат некачественного товара

  1. Найдите в приведённом ниже списке характеристики традиционной (патриархальной) семьи и запишите буквы, под которыми они указаны.

а) Отец семейства занимает главенствующее положение.

б) Главной целью является подготовка детей к самостоятельной жизни.

в) Представители нескольких поколений ведут совме5стное хозяйство.

г) Взрослые дети живут отдельно от родителей.

д) Женщина находится в подчинении у мужчины.

Ответы: 1 – б, 2 – а, 3 – мораль, 4 – а, 5 – авд.

Задания по истории для 7,8 классов на муниципальный тур олимпиады

  1. Прочтите отрывок из воспоминаний М.С. Воронцова и укажите название битвы, участником которой он был.

«В день генерального сражения в августе 1812 г. На меня была возложена оборона редутов первой линии на левом фланге, и мы должны были выдержать первую и жесткую атаку 5 французских дивизий, которые одновременно были брошены против нас. Из 4 тысяч приблизительно, на вечерней перекличке оказалось менее трехсот…»

а) битва под Малоярославцем

б) битва у деревни Салтановка

в) битва на реке Березине

г) битва у деревни Бородино

  1. Установите соответствия между событиями и названиями периодов, когда эти события происходили. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

СОБЫТИЯ                                                                                               Год

а) проведение Олимпиады в Москве                                                     1) 1961

б) принятие Конституции РФ                                                                 2) 1980

в) полёт первого человека в космос                                                       3) 1993

                                                                                                                   4) 1998

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов

А

Б

В

  1. Расположите в хронологическом порядке следующие имена. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.
  1. Владимир Мономах

2) Всеволод Большое Гнездо

3) Андрей Боголюбский

4) Даниил Московский

  1. Установите соответствие между именами правителей и памятниками зодчества, созданными во время их правления. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

ИМЕНА                                                                                        ПАМЯТНИКИ

                                                                                                       ЗОДЧЕСТВА

А) Иван III                                                                          1) Петропавловская крепость

Б) Пётр I                                                                              2) Успенский собор

                                                                                                  Московского Кремля

В) Дмитрий Донской                                                          3) храм Христа Спасителя

                                                                                             4) белокаменный Московский

                                                                                                 Кремль

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов

А

Б

В

  1. Какое из литературных произведений XI – XIV в.в. относится к былинному эпосу?

а) «Повесть временных лет»

б) «Задонщина»

в) «Слово о полку Игореве»

г) «Садко»

Ответы: 1 – г, 2 – 231, 3 – 1324, 4 – 214, 5 – г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по истории, обществознанию, праву

Разработка рабочих программ по истории, обществознанию, праву к учебникам Вигасина 5 класс, Пчелова 6,7 классы и др....

каталог электронных ресурсов по истории, обществознанию, праву и краеведению в Кировской области.

Современный этап развития сферы образования характеризуется массовым внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность всех участников образовательного процесса. Информатизаци...

школьные олимпиады по обществознанию, праву, истории 2015-2016 учебного года

Подготовка одарённых детей к предметным олимпиадам - это сложный и кропотливый этап. А первой ступенью для учеников становиться школьный этап. Предлагаю олимпиадные задания для 11 класса по обществозн...

Рабочие программы по истории,обществознанию, праву

Рабочие программы по учебным дисциплинам история, обществознание право 2018-2019 учебный год...

Как подготовить обучающихся к олимпиадам по истории и обществознанию

Данная статья поможет успешно подготовить обучающихся к предметным олимпиадам. Подготовка к олимпиадам по истории и по обществознанию, участие в них, делают жизнь школьника, любящего гуманитарные и со...

Интегрированный урок в 11 классе: английский язык, история, обществознание «Всеобщая Декларация Прав Человека: история возникновения, этапы, роль личностей в ее создании, актуальность в XXI веке».

Тема урока: «Всеобщая Декларация Прав Человека: история возникновения, этапы, роль личностей в ее создании, актуальность в XXI веке».Актуальность темы, выбранной для интегрированного урока...