Рабочая программа по истории. 5 класс
тест по истории (5 класс) по теме

Рабочая программа по истории Древнего мира. 5 класс 68 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_5_kl.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Пояснительная записка

     Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы среднего общего образования по истории и авторской программы под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «история Древнего мира», издательство «Просвещение», 2006.

     Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).

Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса — формировать историческое мышление — дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

В цели курса входит:

  • осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
  • показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
  • охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);
  • раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся:

  • умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;
  • умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие;
  • умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
  • умения спорить и отстаивать свои взгляды;
  • умения анализировать исторический источник;
  • умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;
  • умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

Данная программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для 5 класса:

Тема раздела

Количество часов

1

Жизнь первобытных людей

8

2

Древний Восток

20

3

Древняя Греция

21

4

Древний Рим

17

5

Итоговое повторение

2

Итого

68

Виды и формы  контроля

Контроль осуществляется через различные формы работ:

  • Лабораторная работа – самостоятельная работа с текстом параграфа после объяснения

материала и выполнение задания в рабочей тетради;

  • Работа в группах – самостоятельная подготовка на уроке и устный ответ в группе по одному из предложенных вопросов без объяснения учителя, коллективное оценивание работы каждого участника группы;
  • Самостоятельная работа – самостоятельное изучение темы без объяснения учителя и выполнение предложенных заданий с возможностью консультации у учителя;
  • Практическая работа – изучение новой темы под руководством учителя с одновременным выполнением практических заданий всем классом для закрепления материала,
  •  Тестирование, диктанты, срезы, контрольные работы.

 Предусмотрены творческие работы учащихся: сообщения, презентации, проекты.

Содержание курса.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.

Введение

     Откуда мы знаем, как жили предки современных народов.  Роль археологических раскопок и изучения истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.

Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».

Тема I. Жизнь первобытных людей. (8 ч)

Первобытные собиратели и охотники.

     Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди;  современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

     Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».

     Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представления о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Первобытные земледельцы и скотоводы.

     Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелия и скотоводства, ремесла – гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

     Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

     Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».

     Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).

Тема 2. Древний Восток. (20 ч)

     Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

     Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.  Города Мемфис и Фивы.

     Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.

     Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

     Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».

     Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы.

     Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».

     Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Западная Азия в древности.

     Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Города шумеров Ур и Урук.

     Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».

     Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказание о Гильгамеше.

     Города Финикии – Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

     Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

     Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.

     Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

     Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское, Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

     Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.

Индия и Китай в древности.

     Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных, боги Брахма, Ганеша, вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые».  Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

     Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим, мудрость – в знании старинных книг, отношения правителя и народа, нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

Тема  3. Древняя Греция. (21 ч)

Древнейшая Греция.

     Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

     Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

     Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

     Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

     Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».

     Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

     Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», и «демократия».

     Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта – военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя – военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

     Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением.  Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

      Олимпийские игры – общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.

     Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Возвышение Афин в v в. до н.э. и расцвет демократии.

     Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

     Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

     Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифон). Афинский мудрец Сократ.

     Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

     Афинская демократия в V в. до н.э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей.  Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Македонские завоевания в  IV в. до н.э.

     Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

     Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель – учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

     Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.

     Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.

     Распад  державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская – крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторение.

     Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставления управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.

Тема 5. Древний Рим (17 ч).

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией.

     Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

     Легенда об основании Рима. Почитание богов – Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим – город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

     Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».

     Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».  

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.

     Карфаген – крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах.

Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

     Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».

     Рабство в Древнем Риме. Завоевания – главный источник рабства. Использование рабов  в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб – «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

Гражданские войны в Риме.

     Разорение земледельцев в Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх – продолжатель дела брата. Гибель Гая.

     Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

     Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор».

     Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.

     Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы». Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».

Римская империя в первые века нашей эры.

     Территория империи.  Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».

     Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.

     Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

     Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

     Рим – столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».

     Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет. Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Падение Западной Римской империи.

     Вторжение варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

     Разделение Римской империи на два государства – Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен – вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

Итоговое повторение (2 ч).

Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.

Планируемые знания и умения

     В результате изучения истории учащиеся должны:

Знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории Древнего мира; выдающихся деятелей этого периода;
  • выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий всеобщей истории с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста или иллюстрированного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях.
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;  группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий
  • объяснять сове отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Учебно-методический комплект

по истории Древнего мира

5 класс

  1. А.А. Вигасин,  Г.И. Годер,  И.С.Свенцицкая

учебник История Древнего мира, Москва, Просвещение, 2008-2012 гг.

  1.  Г.И. Годер.

 Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. – М.: Просвещение, 2007 – 2011 гг.
Л.Л. Кочергина

3. Г.И. Годер История Древнего мира. Методическое пособие. 5 класс: для учителей общеобразовательных учреждений/ Г.И. Годер.- М., 2009

4. Н.Б.Крючкина

 Дидактические игры, тесты, загадки по истории древнего мира. Методическое пособие.  Москва, «Сфера», 2003г.

Список литературы

1. Вавилонская башня и другие библейские предания/ под ред. К. Чуковского. - М., 1992

 2.  Воронкова Л.Ф. Герои Древней Греции: след огненной жизни. Мессенские войны. Герой Саламина/ Л.Ф. Воронкова. - М., 2009

          3. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция/М.Л. Гаспаров.-М., 1998

4. Гаспаров М.Л. Капитолийская волчица. Рим до Цезарей/ М.Л. Гаспаров.-М., 2008

5. Древний мир: кН. Для чтения по истории/ под ред. В.П. Будановой.- М., 2006

6. История и культура Древнего Востока: энциклопедический словарь/ под ред. А.А. Вигасина.- М., 2008

7. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции/ Н.А. Кун.- М., 2008

8. Лурье С.Я. Заговорившие таблички/ С.Я. Лурье.- М., 1960

9.  Немировский А.И. Книга для чтения по истории Древнего мира/ А.И. Немировский.- М., 1991

10. Немировский А.И. Слоны Ганнибала/ А.И. Немировский.- М., 2010

11.  Покровский С.В. Охотники на мамонтов/ С.В. Покровский.- М., 2007

12. Рони-Старший Ж. Борьба за огонь. Пещерный лев/ Ж. Рони-старший.- М., 2007

13. Рубинштейн Р.И. Глиняный конверт/ Р.И. Рубинштейн.- М., 1962

14. Ян В.Г. Финикийский корабль/В.Г. Ян.- М., 1969

Календарно-тематическое  планирование курса «История Древнего мира. 5 класс» (68 часов)

Тема урока

Количество часов

Дата проведения урока

Тема I. Жизнь первобытных людей.  (8 ч)

1

Введение в историю Древнего мира.

1

2

Древнейшие люди

1

3

Родовые общины охотников и собирателей.

1

4

Возникновение искусства и религиозных верований.

1

5

Возникновение земледелия и скотоводства.

1

6

Появление неравенства и знати.

1

7

Счет лет в истории.

1

8

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Жизнь первобытных людей»

1

Тема 2. Древний Восток. (20 ч)

9

Государство на берегах Нила.

1

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

1

11

Жизнь египетского вельможи.

1

12

Военные походы фараонов.

1

13

Религия древних египтян.

1

14

Культура Древнего Египта.

1

15

Письменность и знания древних египтян.

1

16

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древний Египет».

1

17

Древнее Двуречье.

1

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1

19

Финикийские мореплаватели.

1

20

Библейские сказания.

1

21

Древнееврейское царство.

1

22

Ассирийская держава.

1

23

Персидская держава «царя царей».

1

24

Природа и люди Древней Индии.

1

25

Индийские касты.

1

26

Китайский мудрец Конфуций.

1

27

Первый властелин единого Китая.

1

28

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древний Восток».

1

Тема 3. Древняя Греция. (21 ч)

29

Греки и критяне.

1

30

Микены и Троя.

1

31

Поэма Гомера «Илиада»

1

32

Поэма Гомера «Одиссея»

1

33

Религия древних греков.

1

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1

35

Зарождение демократии в Афинах.

1

36

Древняя Спарта.

1

37

Греческие колонии по берегам Средиземного и Черного морей.

1

38

Олимпийские игры в древности.

1

39

Победа греков над персами в Марафонской битве.

1

40

Нашествие персидских войск на Элладу.

1

41

В гаванях афинского порта Пирей.

1

42

В городе богини Афины.

1

43

В Афинских школах и гимназиях.

1

44

В театре Диониса.

1

45

Афинская демократия при Перикле.

1

46

Города Эллады подчиняются Македонии.

1

47

Поход Александра Македонского на Восток.

1

48

В Александрии Египетской.

1

49

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древняя Греция».

1

Тема 4. Древний Рим. (17 ч)

50

Древний Рим.

1

51

Завоевание Римом Италии.

1

52

Устройство Римской республики.

1

53

Вторая война Рима с Карфагеном.

1

54

Установление господства Рима над всем Средиземноморьем.

1

55

Рабство в Древнем Риме.

1

56

Земельный закон братьев Гракхов.

1

57

Восстание Спартака.

1

58

Единовластие Цезаря.

1

59

Установление империи.

1

60

Соседи Римской империи.

1

61

В Риме при императоре Нероне.

1

62

Первые христиане и их учение.

1

63

Расцвет Римской империи во II веке.

1

64

«Вечный город» и его жители.

1

65

Римская империя при Константине.

1

66

Взятие Рима варварами.

1

67

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древний Рим».

1

68

Итоговое повторение.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...