Программированное обучение на уроках истории, обществоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида
методическая разработка по истории по теме

Программированное обучение  на уроках истории, обществоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmirovannoe_obuchenie.doc878.5 КБ

Предварительный просмотр:

Научно – практическая конференция

«Использование современных образовательных

технологий на уроках

в коррекционных школах VIII вида»

18.02.2013г.

Программированное обучение  на уроках истории, обществоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

Гусева А.Н.

учитель истории,

II квалификационной категории

г. Краснокамск, 2013

Программированное обучение  на уроках истории, обществоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

Проблема повышения эффективности учебного процесса, совершенствования методов обучения и  контроля  за знаниями учащихся была и остается актуальной не только для массовой, но и для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Опыт, накопленный за время работы с учащимися с ОВЗ,  показывает, что программированное обучение как целостная система не может быть полностью реализована в коррекционной  школе, но отдельные элементы программированного обучения могут успешно внедряться на уроках истории и обществоведения.

В последние годы появилось достаточно большое количество публикаций программированных заданий для общеобразовательной школы, освещен опыт использования элементов программированного обучения на уроках математики, русского языка, географии в специальной (коррекционной) общеобразовательной  школе; по истории и обществоведению таких методических разработок очень мало.

Небольшое количество часов, отведенных на историю (2 часа в неделю) и обществоведение (1 час в неделю), требует уплотненного опроса, сочетания различных систем повторения. Использование элементов программированного обучения (перфокарт, перфоконвертов, карточек-тестов и т.д.) позволяет учителю выявить уровень усвоения учебного материала всеми учащимися и своевременно внести корректировки в план дальнейшей работы.

Введение в процесс проверки знаний элементов программирования позволяет учителю учитывать индивидуальные особенности и возможности учащихся с нарушением интеллекта, своевременно оказывать им необходимую помощь.

       Выполнение программированных заданий способствует активизации мыслительной деятельности, развитию произвольного внимания, памяти учащихся. Более слабых учащихся выполнение заданий позволяет приучить к активной работе на уроке и дает им возможность поверить в свои силы.

В своей основе программированное обучение подразумевает работу слушателя по некой программе, в процессе выполнения которой, он овладевает знаниями. Роль преподавателя сводится к отслеживанию психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а, в случае необходимости, регулированию программных действий. В соответствии с этим были разработаны различные схемы, алгоритмы программированного обучения — прямолинейная, разветвлённая, смешанная и другие, которые могут быть реализованы с использованием компьютеров, программированных учебников, методических материалов. Дидактические принципы программированного обучения: 1) последовательность; 2) доступность; 3) систематичность; 4) самостоятельность.

       Повысить эффективность применения программированных заданий на уроках исторического цикла в специальной (коррекционной) школе VIII учителю помогут некоторые методические рекомендации:

  1. На начальных этапах обучения целесообразно пользоваться одним видом программированных заданий, что сэкономит время на инструкции о технике их выполнения.
  2. Первичное ознакомление учащихся с новым видом программированных заданий целесообразнее проводить сначала фронтально. После того, как учащиеся освоят технику выполнения задания можно предлагать аналогичные задания для самостоятельного выполнения.
  3. Наиболее эффективно применение программирования на этапах закрепления, проверки домашнего задания и проверки знаний по определенной теме или разделу.
  4. В течение урока рекомендуется отводить на выполнение программированных заданий не более 5 – 10 минут учебного времени.
  5. Наиболее оптимальным является наличие в задании не более 8 вопросов, а для слабых учащихся – не более 4 – 5. Учитель может варьировать количество вопросов в заданиях, учитывая особенности класса и уровень подготовки каждого ученика.
  6. Программированные задания выдаются на карточках с которыми детям предлагается поработать индивидуально (либо в парах). Можно предложить детям вносить свои ответы прямо в карточки, либо на листе бумаги.
  7. Программированные задания должны сочетаться с традиционными методами проверки знаний учащихся.
  8. Технология составления программированных заданий проста, что позволяет учителю без труда подготовить их по любой теме, к любому уроку.

В плане обмена опытом хочу предложить варианты программированных заданий, используемых мною на уроках истории  и обществоведения.

Наибольшее распространение получили программированные задания по проверке знаний учащихся с помощью различных тестов. Тесты с несколькими вариантами ответов - самые традиционные в обучении истории. Они универсальны, т.к. позволяют проверить знание учениками всех структурных компонентов учебного исторического содержания. Суть их состоит в том, что на заданный вопрос ученик из ряда предложенных ответов должен выбрать один - правильный. Задания могут иметь текстовую или графическую форму, использоваться для индивидуальной и фронтальной работы. Они очень удобны на этапах проверки домашнего задания и закрепления (в том числе контрольные работы за четверть). Для индивидуальной работы программированные задания пишутся на отдельных карточках. Каждая карточка содержит один вопрос и 3-4 варианта ответа.  В своей тетради ученик записывает цифру, обозначающую номер ответа, который он считает верным. В итоге у него получается цифровой ряд. При проверке учитель сравнивает свой цифровой ряд с полученным рядом ученика и определяет качество ответа.

Например, по теме «Русь XIII века. Феодальная раздробленность. Борьба

с монголо-татарами» можно предложить следующую серию заданий:

Задание. Подчеркни правильный ответ:

I. На Руси старший из князей назывался

1. удельным

2. великим

3. служилым

II. Вооруженные отряды при князе, участвующие в походах и управлении, это:

  1. войско
  2. дружина
  3. старшие мужи

III. Посадники в Новгороде в XII – XV в.в. избирались на вече из:

  1. князей
  2. знатных бояр
  3. купцов
  4. работных людей

IV. Монголо-татары – это:

  1. кочевые племена
  2. оседлый народ

V. Основное занятие монголо-татар:

  1. земледелие
  2. рыболовство
  3. охота
  4. скотоводство

VI. Первым русским княжеством на пути Батыя было:

  1. Владимирское княжество
  2. Рязанское княжество
  3. Киевское княжество
  4. Черниговское княжество

VII. Полчища Батыя подошли к Киеву в:

  1. 1237 году
  2. 1238 году
  3. 1240 году

VIII. «Злым» городом монголо-татары назвали:

  1. г. Киев
  2. г. Рязань
  3. г. Владимир
  4. г. Козельск

IX. Грамота на «великое княжество Владимирское», получаемая русскими князьями от татар, называлась:

1. нукер

2. ярлык

3. таньга

X. Монголо-татарское иго длилось на Руси почти:

  1. 100 лет
  2. 250 лет
  3. 300 лет
  4. 350 лет

XI. Про кого говорили, что они имели «мужество львиное, терпенье собачье»:

  1. скандинавов
  2. монголо-татар

      3.  славян

XII. Золотая Орда раскололась на Сибирское, Казанское, Крымское, Астраханское ханства в:

  1. XIII веке
  2. XIV веке
  3. XV веке
  4. XVI веке

Программированные задания могут предназначаться  для фронтальной работы. В этом случае текст задания или рисунок помещается на доске (проецируется на экран), ученики в своих тетрадях пишут только ответы (или дают их устно).

Например:

На рисунке расставьте цифры с названием оружия и предметов одежды древнерусских воинов:

  1. Копье
  2. Щит
  3. Меч
  4. Боевой топор
  5. Кольчуга
  6. Шлем

 

        Учащиеся дают ответы цифровыми обозначениями, что экономит время урока и позволяет проверить весь класс.

        Для фронтальной проверки знаний, наряду с цифровыми применяются и графические задания.

        До урока на доске записываются исторические термины или понятия, рядом записываются их условные обозначения – шифры (буквенные). Учащимся предлагается серия вопросов или дается объяснение какого-либо термина, не называя его. Ученики, определив, о каком  понятии идет речь, записывают его шифр.

        В результате такой работы учитель может зашифровать тему данного (следующего)  урока, либо дату того или иного события.

7 класс. Тема «Роды и племена восточных славян и их старейшины»

На доске записаны ответы и их шифр.

            I вариант                                                                     II вариант

Е

ОБЩИНА

А

Н

СОПЛЕМЕННИК

Н

Я

ДРУЖИНА

И

В

КНЯЗЬ

Ж

С

СТАРЕЙШИНА

Д

Л

СЕМЬЯ

Р

А

ВЕЧЕ

У

Вопросы:

  1. Самый старый, мудрый и уважаемый член общины.
  2. Несколько родственников, живущих вместе.
  3. Народное собрание племени.
  4. Военный начальник племени.
  5. Княжеское войско.
  6. Член племени.
  7. Объединение людей, которые всем пользовались сообща.

Ответы: I вариант – славяне

               II вариант – дружина

7 класс. Тема «Культура и искусство Киевской Руси».

На доске записаны ответы и их шифр.

     I вариант                                                                             II вариант

С

ПЕРГАМЕНТ

Е

Ь

ФРЕСКА

В

У

МОЗАИКА

И

Р

ЛЕТОПИСЬ

К

Вопросы:

  1. Записи важнейших событий «из лета в лето» из года в год, хроника событий.
  2. Изображение, выполненное  из набора цветных камней, мрамора, керамики, смальты.
  3. Писчий материал из выделанной кожи, который использовался для написания книг.
  4. Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке.

Ответы: I вариант – Русь

               II вариант – Киев

        Широкое распространение получили программированные задания по проверке знаний учащихся с помощью различных перфокарт.

        Перфокарты проверяются дешифратором – прозрачной пленкой с прорезями. При наложении дешифратора виден результат выполненного задания учащимися.

        В целях осуществления дифференцированного подхода  учащимся, перфокарты по одной теме могут быть составлены в нескольких вариантах с учетом уровня развития познавательных способностей учащихся.

7 класс. Тема «Княжеское и дворянское  подворье».

I вариант

                           Ответы

Вопросы

Царь

Бояре

Помещики

Стрельцы

Служилые люди, составлявшие постоянное войско в XVI – начале XVIII в.в.

        +

Крупные землевладельцы, советники царя

       

       +

Официальный титул главы государства

        +

Люди, служившие при царском дворе или в войске  и получавшие за службу землю и крестьян

         +

II вариант

Ответы

Вопросы

   Царь

   Бояре

Помещики

Стрельцы

Служилые люди, составлявшие постоянное войско в XVI – начале XVIII  в.в.

         +

Советники царя

        +

Глава государства

        +

Люди, служившие при царском дворе или  в войске. За службу получали крестьян и землю-поместье.

          +

III вариант

      Кто      изображен

Ответы

ЦАРЬ

            +

БОЯРИН

            +

ПОМЕЩИК

             +

СТРЕЛЬЦЫ

 

            +

№ вопроса

Вопрос

№ ответа

Ответ

1.

Царь

1.

Люди, получившие землю за службу.

2.

Бояре

2.

Глава государства.

3.

Помещики

3.

Телохранители царя.

4.

Рынды

4.

Переводчики.

5.

Толмачи

5.

Советники князя, управляли отдельными землями и городами, командовали полками в военных  походах.

Ответ: 1 – 2;    2 – 5;     3 – 1;   4 – 3;   5 – 4.

7 класс. Тема: »Русь в период феодальной раздробленности»

Определение

Понятие

Вопрос/Ответ

1. Процесс дробления одного крупного государства или княжества  на  более мелкие при слабой княжеской власти

1. Христианство

1. -

2. Высший орган правления в Новгороде

2. Ярлык

2. -

3. Главный правитель Новгорода

3. Тысяцкий

3. -

4. Начальник Новгородского ополчения

4. Посадник

4. -

5. Религия государства Киевская Русь

5. Вече

5. -

6. Монгольский документ на право княжения

6. Феодальная раздробленность

6. -

Ответ: 1 – 6;   2 – 5;  3 – 4;  4 – 3; 5 – 1; 6 – 2.

7 класс. Тема:  «Культура древней Руси»

Понятие

Определение

Вопрос/Ответ

1. Пергамент

1. Костяная  (металлическая, деревянная) палочка, заостренная с одного конца  и  с лопаточкой с другого.

1. -

2. Береста

2. Тонко выделанная телячья кожа.

2. -

3. Писало

3. Березовая кора.

3. -

4. Летопись

4. Картина,  написанная водяными красками по сырой штукатурке.

4. -

5. Фреска

5. Запись важнейших событий из года в год.

5. -

Ответ: 1 - 2;       2 – 3;         3 – 1;           4 – 5;         5 - 4

7 класс. Тема «Монголо - татарское иго»

Ответы

Вопросы

Иго

Дань

Баскаки

Ярлык

Продукты и деньги, которые монголо-татары собирали с покоренных народов

+

Угнетение, тяжелая неволя

+

Монголо-татарские сборщики дани

+

Ханская грамота на право княжения русскими княжествами

+

8 класс Тема: «Иван III – глава единого государства Российского»

               

                                              Понятие

              Что  означает

Казна

Приказы

Наместники

Боярская Дума

Государев Приказ

Уезды

Совещательный орган  при Государе всея  Руси

  +

Важное государственное решение   с государевой подписью и государственной печатью

   +

Органы государственного управления

   +

   

Государственная служба, ведающая денежными средствами

   +

Бояре, управляющие  уездами

 +

Части территории  Российского государства

   +

8 класс. Тема: «Русская православная церковь в Российском государстве»

               

                                              Понятие

              Что  означает

Митрополит

Епископ

Десятина

Духовенство

Игумен

Монахи

Настоятель православного монастыря

+

Церковный налог

   +

Служители Русской православной церкви

 +

Священнослужитель, управляющий несколькими городскими и сельскими приходами

+

Люди, живущие в монастыре и служащие богу

+

Глава Русской православной церкви

+

8 класс Тема: «Присоединение к Российскому государству Поволжья»

                                                         Год

             

Событие

1552

1555

Взятие Астраханского ханства войском Ивана Грозного

+        

Взятие Казанского ханства  войском Ивана Грозного

+

8 класс. Тема: «Первый русский царь Иван IV Грозный»

               

                                              Понятие

              Что  означает

Царь

Сословия

Земский собор

Судебник

Стрельцы

Пожилое

Церковный собор

Собрание представителей всех русских земель

+

Новый сборник законов, принятый при Иване Грозном.

+

Правитель России

+

Различные группы населения, обладающие разными обычаями и традициями, правами и обязанностями, закрепленными в законе и передаваемыми по наследству

+

Оплата прежнему хозяину за проживание на его земле

+

Собрание высшего духовенства России.

+

Воины царской армии

+

8 класс. Тема: «Покорение Сибири»

               

                                              Понятие

              Что  означает

остроги

атаман

казаки

круг

Предводитель казаков

+

Собрание казаков

+

Сибирские  города-крепости

+

Вольные люди, воины, жившие на Дону, Днепре и в низовьях Волги

+

8 класс. Тема: «Москва-столица Российского государства»

               

                                              Понятие

              Что  означает

Спасская

Водовзводная

Троицкая

Тайницкая

Башня,  в которой был    построен подземный ход из Кремля

+

Башня, в  которой располагался  колодец для снабжения водой зданий Кремля

+

Главная башня Кремля

+

Башня, в которой содержали опасных преступников

+

8 класс. Тема: «Крепостные крестьяне.

Крестьянская война под предводительством Степана Разина»

               

                                                           Понятие

           

 Что  означает

Крепостные  крестьяне

Барщина

Оброк

Соборное уложение

Крестьянская война

 Бесплатный принудительный труд крепостных крестьян на помещичьей земле

+

Налог крепостных крестьян помещику в виде денег и продуктов.

+

Крестьяне,» прикрепленные»  к земле и лично подчиненные одному хозяину

+

Война внутри государства, с широким охватом территории, большим числом участников, против которых направлялись царские войска

+

Сборник законов

+

8 класс. Тема: «Начало правления династии Романовых»

               

                                                           Понятие

       Что  означает

«Соляной бунт»

«Медный бунт»

Недовольство людей заменой серебряных денег медными

+

Недовольство людей повышением цены на соль

+

        Наибольшую сложность выполнения программированного задания по проверке знаний для учащихся с ОВЗ представляют перфоконверты, которые требуют краткой и четкой письменной формулировки ответа. Данный вид заданий можно предлагать учащимся с более сохранным интеллектом.

        Предлагаются несколько вариантов проверки знаний учащихся  с помощью перфоконвертов по истории и обществоведению.

7 класс. Тема: «Древняя Русь в IX – начале XII в.в».

Перфоконверт.

        Учащимся предложена карта Древней Руси с пронумерованными морями и реками, по которым пролегал путь из  «варяг в греки».

Задание. Запиши названия морей и рек.

№ морей и рек на карте

Название морей и рек

1

2

3

4

5

6

7

8

На обратной стороне листа  (для самопроверки) написаны ответы

  1. Балтийское море
  2. Река Нева
  3. Ладожское озеро
  4. Река Волхов
  5. Озеро Ильмень
  6. Река Западная Двина
  7. Река Днепр
  8. Черное море

7 класс. Тема: «Восточные славяне»

Перфоконверт.  

Задание.  Выпиши номера того оружия и предметов одежды, с помощью  которых сражались славянские воины.

                          

  1.                                         2.    3.                 4.                                        5.          

                                                           

6.          7.

Оружие славянского воина  

Ответы для самопроверки на обратной стороне листа (лук, стрела, кольчуга, булава, меч, топор).

8 класс. Тема: «Государственная власть в Российской Федерации»

Перфоконверт.

Задание. Ответь на вопросы.

  1. Кто является главой государства в Российской Федерации?

  1. Как называется Парламент (представительный и законодательный орган) РФ?

  1. Из каких двух палат состоит Российский Парламент?

  1. Как называется высший орган исполнительной власти в РФ?

  1. Как именуется глава высшего органа исполнительной власти?

Ответы для самопроверки:

  1. Президент РФ
  2. Федеральное Собрание
  3. Совет Федерации и Государственная Дума
  4. Правительство  РФ
  5. Председатель

Как один из вариантов программированных заданий – сигнальный круг- целесообразно использовать на этапе первичного закрепления знаний, так как проверка ответов происходит моментально, и учитель на уроке может сделать вывод о степени усвоения программного материала учащимися.

8 класс. Тема: «Русская культура в XV – XVI в.в.»

Вопросы:

  1. Русский первопечатник.
  2. Мастер, на века прославивший русское оружие.
  3. Итальянский архитектор и инженер, построивший Успенский собор Кремля.
  4. Автор книги «Хождение за три моря».
  5. Иконописец, автор иконы «Троица».
  6. Мастера, построившие Покровский собор на Красной площади в Москве.

7 класс. Тема: «Верования восточных славян».

Вопросы.

  1. Главный бог славян. Бог неба, владыка вселенной. (Сварог).
  2. Бог дождя, грома и молнии. (Перун).
  3. Бог Солнца.  (Даждьбог).
  4. Деревянное или каменное изображение языческих богов. (Идол).
  5. Бог ветра. (Стрибог).
  6. Бог, покровитель животных. (Велес).

7 класс. Исторические даты.

Вопросы.

  1. Основание столицы нашей родины – города Москвы.
  2. Ледовое побоище.
  3. Нашествие войск хана Батыя  на Русь.
  4. Битва на реке Неве.
  5. Куликовская битва.
  6. Сражение на реке Угре. Конец монголо-татарского ига.

С помощью сигнального круга можно проверить знания учащимися исторических дат, понятий, названий исторических событий, имена выдающихся полководцев, деятелей и т.д.

Как  показывает опыт работы, несмотря на недостаток – пассивность речи учащихся, данные приемы,  при правильном применении и чередовании с другими методами,  во многом облегчают усвоение учащимися специальных (коррекционных)   общеобразовательных   школ    исторических   понятий  и

терминов, содействуют коррекции личности ребенка с нарушением  интеллекта, развитию его компенсаторных возможностей, а также способствуют повышению познавательной активности  школьников, развитию интереса к предмету, дают возможность детям, испытывающим определенные сложности, возникающие при устном ответе, показать  свои умения и навыки на практическом материале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование межпредметных связей на уроках сельскохозяйственного труда в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

Одним из условий решения задач совершенствования процесса обучения в специальной(коррекционной) школе является формирование знаний на межпредметной основе. Реализация межпредметных связей на уроках се...

Методическое пособие "Оценка знаний, умений, навыков учащихся на уроках музыки и пения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида".

Методическое пособие "Оценка знаний, умений, навыков учащихся на уроках музыки и пения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида"....

Конспект интегрированного урока истории и музыки «Никто не забыт и ничто не забыто» («Подвигу твоему, Ленинград…») в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Конспект интегрированного урока истории и музыки в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида (возможно проведение внеклассного мероприятия, посвященного снятию блокады Л...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках профессионально-трудового обучения, с учащимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученик учится мыслить, планирова...

В помощь учителю истории коррекционной школы VIII вида. Основные понятия по курсу истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Систематизированный материал основных понятий по темам, изучаемым по предмету "История Отечества" в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...

Открытые уроки по Истории Отечества в 7,8,9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Авторские разработки учителя истории Юрченко Е.Ф. (14 уроков)

Открытые уроки по Истории Отечества в 7, 8, 9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида....

Элементы программированного обучения на уроках истории, обществоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе.

В статье освещен опыт использования элементов программированного обучения на уроках истории и обществоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной  школе....