Конспект урока "Новая экономическая политика"
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме
Конспект урока для 9 класса, по теме "Новая экономическая политика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_9_kl._nep.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по истории России (9 класс).
Тема: Новая экономическая политика.
Цель урока: Подвести учащихся к пониманию причин, сущности, основных мероприятий и итогов нэпа.
Задачи урока:
Образовательные – сформировать у учащихся конкретные исторические представления о причинах перехода к новой экономической политике, об основных мероприятиях проведенных большевиками в 1921-1929 гг.; продолжить работу над формированием понятий «аренда», «концессия», «продналог», «хозрасчет»;выяснить причины свертывания нэпа и его итоги.
Воспитательные – формировать у учащихся систему общенациональных ценностей.
Развивающие – продолжить формирование умений давать сравнительную характеристику исторических событий, работать с историческими документами, делать выводы.
Тип урока: урок выработки умений и навыков.
Оборудование урока: учебник «История России XX - начало XXI века», автор – А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. Компьютер, мультимедийный проектор.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые слова(нэп, продналог, концессии, рентабельный), дата: 1921-1929гг., домашнее задание.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II.Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Между белыми и красными»
- Подготовка устного развернутого ответа по карточке №1 и №2.
КАРТОЧКА №1
а) Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Каковы причины и требования вооруженных выступлений крестьян, матросов и солдат против политики большевиков в ходе гражданской войны?
б) Для этого подумай и поразмысли:
- Как решила вопрос о земле новая власть?
- Почему политика «военного коммунизма» вызвала недовольство крестьян?
- Какие лозунги выдвигали крестьяне?
- Как расправлялись большевики с недовольными крестьянами?
- Чем были не довольны матросы, солдаты, рабочие Кронштадта, поднявшие восстание в 1921г.
в) Сделай вывод.
Карточка №2
1.Перечислите основные причины Гражданской войны и интервенции, приведите периодизацию.
2. Дайте характеристику внешнеполитического положения Советской России после окончания Гражданской войны.
3. Выразите свое отношение к тезисам:
а) «В Гражданской войне нет ни правых, ни виноватых, нет справедливых и несправедливых. Нет победителей. В ней есть только побежденные – мы все, весь народ, вся Россия».
б) «Гражданская война есть самая преступная, самая бессмысленная и самая жестокая из войн»
2.Работа с классом. ( используется мультимедийный проектора).
а) Выполнение задания «О каком событии идет речь в тексте?».
Свидетельствую о высочайшей доблести, проявленной геройской пехотой при штурмах Сиваша и Перекопа. Части шли по узким проходам под убийственным огнем на проволоку противника. Наши потери чрезвычайно тяжелы. Некоторые дивизии потеряли три четверти своего состава. Общая убыль убитыми и ранеными при штурмах перешейка не менее 10 тыс. человек. Армии фронта свой долг перед Республикой выполнили. Последнее гнездо российской контрреволюции разорено, и Крым вновь станет советским.
(Хрестоматия по истории СССР, 1900 – конец 1930-х гг.: Пособие для учителя
Сост. С.И. Матруненков; Под ред. Ю.И. Кораблева.
М.: Просвещение, 1988. С.203.)
Ответ: речь идет о контрнаступлении войск Красной армии на Южном фронте осенью 1920 года. Форсирование Сиваша и штурм Перекопа.
б) Сопоставление дат и событий.
1 сен. 1917 Провозглашение России республикой
25 окт. 1917 Государственный переворот, переход власти к большевикам
26 окт. 1917 Принятие декрета о мире
3 марта 1918 Подписание брестского договора
- Устный развернутый ответ учащегося по карточке №1,№2 отзывы одноклассников.
III. Изучение новой темы.
План:
- Причины введения нэпа
- Суть и основные мероприятия нэпа
- Итоги и значение нэпа
- Противоречия нэпа
Задача для учащихся: Выяснить, чем отличалась новая экономическая политика от политики «военного коммунизма»?
1. Причины введения нэпа. Точно сформулированы учителем в виде таблицы. ( используется мультимедийный проектора).
2. Причины введения нэпа записываются учащимися в тетрадь.
3.Работа с историческими документами.
а) Из наказа СНК о проведении в жизнь начал новой экономической политики
9 августа 1921 г.
…4. Предотвращая дальнейшее падение народного хозяйства необходимо перестроить на следующих началах:
а) Государство в лице Высшего Совета Народного Хозяйства и его местных органов сосредоточивает в своем непосредственном управлении отдельные отрасли производства и определенное число крупных или почему-либо с государственной точки зрения важных, а также подсобных к ним предприятий, взаимно дополняющих друг друга; б) Эти предприятия ведутся на началах точного хозяйственного расчета…
5. Предприятия, не вошедшие в вышеуказанные группы, должны быть на основах, предусмотренным декретом об аренде и инструкциями Высшего Совета Народного Хозяйства, сдаваемые в аренду кооперативам, товариществам и др. объединениям, а также частным лицам…
6. Предприятия, оставшиеся не сданными в аренду и ведение которых государство и его органы не берут на себя, подлежат закрытию, а рабочие и служащие распределяются между работающими предприятиями, по государственным работам и Советским хозяйствам; оставшиеся же без работы поступают на учет Отделов Труда и получают помощь от государства.
7. Рассматривая кустарную и мелкую промышленность как подсобную к крупногосударственной и крестьянскому хозяйству, признать необходимым создание условий, при которых кустари и ремесленники могли бы правильно развивать свое производство и свободно распоряжаться продуктами своего труда…
10. …С другой стороны, развития товарообмена между городом и деревней требуют интересы восстановления народного хозяйства вообще и денежного обращения в частности. В виду всего этого должны быть приняты меры к развитию государственного и кооперативного товарообмена, причем не следует ограничиваться рамками местного оборота и переходить, где это возможно и выгодно, к денежной форме обмена.
11. В тех же целях для поднятия и устойчивости нашего рубля необходимо проведение ряда мер к обратному приливу денег в кассы государства… В ряду принимаемых мер надо обратить внимание на открытие ссудо-сберегательных касс, разрешение кредитной кооперации, переход к ведению коммунальных предприятий на началах оплаты и т.п.
12. Для развития торговых сношений с заграницей хозяйственным органам должно быть предоставлено право участия в заключении сделок и реализации таковых, а так же право иметь свои представительства при заграничных органах Народного Комиссариата Внешней Торговли…
Вопросы к документу: что нового появилось в экономической политике по сравнению с периодом военного коммунизма?
Какие сферы необходимо было преобразовать в первую очередь?
б) Постановление IX Всероссийского съезда Советов по вопросам нэпа и промышленности
28 декабря 1921 г.
…В интересах оздоровления рынка должен быть принят ряд срочных финансовых мер, направленных к восстановлению денежного обращения на основе золотой волюты. Первым шагом к этому должно явиться неуклонное проведение плана быстрейшего сокращения выпуска бумажных денег путем систематического проведения налоговой политики и платности хозяйственных услуг государства.
…Хозяйственный расчет и общегосударственный план промышленности, основанный на точном учете ресурсов производства и бюджета каждого государственного предприятия в отдельности и всех их вместе, должны лежать в основе всей государственной промышленности.
…Интересы восстановления народного хозяйства в Советской России требуют облегчения прилива иностранного капитала в различные области хозяйства как в форме концессий, так и в форме займов...
Вопросы к документу: Какая монета входит в обиход в результате этого постановления? Что это давало?
В документе говорится о государственных предприятиях, а как же частные?
- Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
а) Учебник пар.18, стр. 137 «Экономические итоги нэпа»
Задание для учащихся: Выяснить каковы социально-экономические итоги нэпа?
б) Учебник пар.18, стр.140-141 «Экономические противоречия нэпа»
Задание для учащихся: Выяснить экономические противоречия нэпа.
IV. Закрепление изученного на уроке
Развернутый ответ на задание данное в начале урока (чем отличалась новая политика от политики «военного коммунизма» ).
Выполнение заданий из учебника: стр.142
V. Подведение итогов урока. Вывод (формулируется вместе с учителем); выставление оценок.
Домашнее задание:
- Прочитать пар. 18.
- Подготовить устный развернутый ответ на вопрос:
- Дайте характеристику главным мероприятиям нэпа. Сравните с политикой «военного коммунизма».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока истории в 9 классе по теме :" Новая экономическая политика"
Тема урока: "Новая экономическая политика". Тип урока: изучение нового материала. Форма: лабораторное занятие с эементами дискуссии, с использованием ЭОР...
Конспекты по экономике: "Экономическая политика государства"
Материалы можно использовать для подготовки к ЕГЭ по обществознанию...
Конспект урока на тему: "Экономическая политика красных и белых"
Конспект урока на тему: "Экономическая политика красных и белых"; 9 класс; история России....
Конспекты уроков по истории «Переход к новой экономической политике»
Представляю вашему вниманию учебное занятие 2. «Переход к новой экономической политике» 9 класс Цели и задачи урока:Образовательная цель: усвоение причин, сущности и итогов НЭПа....
Конспект урока по истории по теме: "Новая экономическая политика»
Конспект урока по истории по теме НЭП,готовый материал при изучении этой темы....
Конспект урока истории в 11 классе «Новая экономическая политика: «временное отступление» или «всерьёз и надолго»
Тема урока: «Новая экономическая политика: «временное отступление» или «всерьёз и надолго»Урок для учащихся 11 классаКоняева Наталья Анатольевна, учитель истории МО...
Конспект урока "Экономическая политика Петра I"
Урок в 8 классе по истории России...