Либеральные реформы Александра II
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Материал может быть использован на уроках истории в 8 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК 24. (2 часа)

Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века.

ЦЕЛЬ:

  1. Подвести к пониманию необходимости перемен в России, причин либеральных реформ,  значение и последствия  реформ.
  2. Дать представления о мотивах смены курса: от преобразований к контрреформам.

Задачи:

  1. Характеризовать объективные и субъективные предпосылки и причины отмены крепостного права, последствия реформы, понять историческую необходимость дальнейшего реформирования, излагать суждения о причинах и последствиях контрреформ.
  2. Продолжить формирование умений делать анализ историческим явлениям России, историческим документам, рассуждать о достоинствах и недостатках реформ, сравнивать проведение реформ в России с аграрными реформами Австро-Венгрии, Германии, характеризовать правление Александра III, излагать суждения о причинах контрреформ.
  3. Способствовать пониманию бедственного положения большей массы населения страны, проникнуться важностью исторического переломного момента в истории России, понимать трудности русского народа на этом этапе.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Изучение новой темы.      
  4. Закрепление новой темы.

План:

  1. Земская и городская реформа.
  2. Судебная реформа
  3. Реформа просвещения.
  4. Военная реформа.

Александр II не был либералом, но был реалистом. Убежденность в необходимости перемен подтвердило поражение в Крымской войне 1853-1856 гг.. Именно здесь обнажилась слабость и отсталость феодально-крепостнической системы.  

Вопрос: почему после отмены крепостного права, Александр II решает идти по пути дальнейшего реформирования?  

Цель заключалась в том, чтобы приспособить самодержавную политическую систему к новым условиям.

 Либеральные реформы:

До земской реформы в России не было выборного местного самоуправления, а вопросы местного благоустройства и жизни населения решались или правительственными чиновниками, или местным помещиком.

Земская  реформа: разработана комиссией во главе с Милютиним.

Принципы: выборность и бессословность.

Проект утвержден 1 января 1864 года.

Положения:

Земскими учреждениями становились губернские и уездные земские собрания и их исполнительные органы.

Занимались местным хозяйством, здравоохранением, строительством дорог, народным образованием.

Находились под контролем губернаторов (политической силы не имели)

Большинство – дворяне и буржуазия.

Задание: охарактеризуйте реформу:

Ограничена, но земства приносили огромную пользу на местах.

Городская реформа: в 1870 году.

До данной реформы в городах было сословное местное самоуправление. Теперь создавалось бессословное местное самоуправление на буржуазном принципе единого имущественного ценза. Городские думы стали подчиняться непосредственно  Сенату, но губернаторы осуществляли контроль за деятельностью городских дум. Городские думы ведали городским хоз-вом.

Фактически, власть в городах принадлежала градоначальникам и губернаторам.

Судебная реформа: 1864 год. (Зарудный – юрист)

Суд стал независимым, гласным, всесословным. Судебный процесс носил состязательный характер (обвинение – защита)

Решение о виновности обвиняемого выносили присяжные заседатели от всех сословий.

Перемены коснулись   судопроизводства по политическим делам.

Задание: дать характеристику: Судебная реформа была наиболее последовательной и прогрессивной.

В области образования:

(развитие буржуазных отношений требовало совершенствования народного образования).

Занимался министр  просвещения Головин.

Разрешалось открывать и содержать начальные школы частным лицам и общественным учреждениям

Новый устав – равенство в среднем образовании для всех сословий

Разделение гимназий на классические и реальные.

Появились женские гимназии (1862 г.)

Принят устав университетов (выборность ректора, проректоров, деканов, профессоров, затем утверждение в министерстве просвещения).

В 70- е гг. – начало женскому высшему образованию.

В области печати – отмена предварительной цензуры.

Военная реформа:  причина – поражение в Крымской войне. Проведена в 60-70 гг. Министр Милютин.

Новый военно-судебный устав

Учреждены военные гимназии

Расширилась сеть академий

Вводилась всеобщая воинская повинность: мужчины с 20 лет, срок службы – 6 лет, 9 лет – в запасе. Для флота 7 лет, 3 года в запасе.

Перевооружение армии: введено нарезное скорострельное оружие, укреплена артиллерия, построен первый паровой флот

Вывод: Несмотря на непоследовательность, ограниченность,  буржуазные (по характеру) реформы  были шагом на пути превращения России в буржуазную монархию. Но – самодержавие оставалось неограниченным, национальное угнетение, всесилие помещиков оставались существенным  тормозом на пути развития России.

По ходу изучения, заполняем таблицу «Либеральные реформы 60-70-х гг»:

Название реформы

В чем прогрессивный характер реформы

Какие феодальные пережитки сохранила

Земская реформа

Городская реформа

Судебная

Реформа просвещения

Военная

 



Предварительный просмотр:

Урок 27-28.

ТЕМА: «Зарождение революционного народничества и его  идеология».

Цель урока: ознакомиться с общественным движением в России в 70-80-х годах XIX века, понять особенности идеологии народничества как системы взглядов крестьянской демократии в России.

Задачи:

  1. изучить радикальное общественное движение 70 – 80-х годов в России;
  2. выяснить причины перехода к терроризму как методу борьбы с властью, показать опасность и нецелесообразность этого метода;
  3. дать оценку народническому движению;
  4. развивать навыки работы с документами, умение ставить и разрешать проблемы, объяснять понятия, выделять главное, систематизировать материал.

ПЛАН

  1. Зарождение революционного народничества.
  2. Идеология народничества.
  3. «Хождение в народ». Народнические организации:

а) «Земля и воля» и её раскол;
б) «Народная воля»: охота на царя.
     4. Последствия народнического движения.

1. Зарождение революционного народничества.

        Ход реформы, её половинчатость вызвали разочарование не только у крестьян. Определённая часть радикально настроенной интеллигенции выражала явное недовольство умеренным характером реформ. Сохранение помещичьего землевладения, обременительные для крестьян условия выкупа земельного надела, введение временнообязанного состояния – вызывало неприятие реформ  как у крестьян, так и у части интеллигенции.
Крупные крестьянские выступления в Пензенской губернии и в селе Бездна Казанской губернии убеждали интеллигенцию в том, что реформа была встречена народом враждебно.
Революционно настроенные представители общества  стали вырабатывать стратегию и тактику борьбы с существующим общественным строем.
В историю России эти яркие представители общественного движения вошли под именем народников.

         Любое дело надо подготовить теоретически.
Идейным вождём революционного движения в России в начале 60-х годов стал редактор журнала «Современник» Николай Гаврилович Чернышевский. В своих статьях он выступал за крестьянскую революцию, развивал идеи А. И. Герцена об «общинном социализме», искусно обходя цензуру.
Всё же в 1862 году Чернышевского арестовали и поместили в Петропавловскую крепость. Но и там за 4 месяца он написал роман «Что делать?», который опубликовал в «Современнике».   Роман стал своеобразной библией для революционеров. Чернышевский описал будущее социалистическое устройство общества, а первый шаг к этому – создание революционной организации. 
Эти мысли были высказаны революционером и раньше, а в 1861 -  63 годах действовала первая тайная организация  разночинцев «Земля и воля». Затем были ишутинцы, чайковцы (инициаторы «хождения в народ») и группа Нечаева.

         - Мы коротко рассмотрели 1 пункт плана. А сейчас, чтобы подытожить сказанное, ответим на вопрос:
- Какие факторы повлияли  на рост революционного движения и на зарождение революционного народничества в 60-е годы?

Ответ:  1. недовольство половинчатостью проводимых либеральных реформ
2. Идейное влияние на общественное движение пропагандистов – революционеров Чернышевского, А.И. Герцена, Н.П. Огарёва.

А теперь в качестве вывода по 1 вопросу запишем определение  народничества.
         Народничество – политическое течение русской радикальной интеллигенции, рассматривавшее народ, крестьянство как реальную политическую силу и стремившееся сделать эту силу сознательной и организованной.

Главное в идеях народников – это теория некапиталистического развития Росси и тесно связанное с нею возможность перехода к социализму в России, минуя капитализм через трансформацию крестьянской общины, в которой они видели зародыш социализма в силу развитого коллективистского начала. Среди отличительных признаков народничества особо важны следующие:

1) признание капитализма в России упадком, регрессом, поскольку он ведет к расслоению крестьянства и его пролетаризации;

2) признание самобытности русского экономического строя вообще и крестьянства с его общиной, артелью и т.п. в частности [они считали, что развитие этих устоев «русской жизни» спасет страну от капитализма и откроет ей возможность непосредственного перехода к социализму].

3) интеллигенция – носитель прогресса [народ/толпа – лишь материал в руках критически мыслящей личности из интеллигенции]

2. Идеология народничества. Наиболее крупными теоретиками революционного народничества в 70-е годы стали Михаил Бакунин, Пётр Лавров и Пётр Ткачёв.
Они соответственно возглавили три течения революционного народничества.
- Где главное расхождение ? (по определению методов).

 

Бунтарское

Пропагандистское

Заговорщическое

Идеологи

М.А. Бакунин

П. Л. Лавров

П.Н. Ткачёв

 

Взгляды
и цели

Отрицание государства и централизованного управления сверху

Справедливое социалистическое государство

Установление всеобщего равенства

 

 

Методы

Народный бунт.
Интеллигенция должна разбудить народ

 

Народная революция.
Крестьяне не готовы к революции. Нужна длительная подготовка – пропаганда. Создание революционной организации.

Агитация не даёт результатов. Законспирированная  организация революционеров совершит переворот. Это даст толчок революции.

Общие
черты

Народ, крестьянство – главная движущая сила революции.

Базис социализма – крестьянская община.

Главная задача – построение социалистического общества.

организующая сила – революционная партия.

 

Идеи А.И. Герцена, Н.П. Огарёва,  Н.Г. Чернышевского, развитые  М.А. Бакуниным, П.Л. Лавровым и П.Н. Ткачёвым, стали основой деятельности революционных народнических организаций.

  1. «Хождение в народ». Народнические организации.  Итак, движение народников получило идеологическую платформу, прошло теоретическую подготовку.

- Как же воплощались эти идеи на практике? 

В 1874 – 1875 годах сотни пропагандистов под видом врачей, ветеринаров, землемеров, учителей, инженеров, мастеровых людей разбрелись по России, проникнув в самые глухие её уголки.
Они толковали на досуге с крестьянами о революции и социализме, призывали готовиться к восстанию.  Крестьяне слушали с опаской, часто сдавали пропагандистов полиции, иногда расправлялись с ними сами.
Самоотверженность народников вызвала симпатию у образованной части общества. Но само движение, длившееся несколько лет, закончилось провалом.
И тогда многие руководители народничества решили развернуть террор.

         Народники решили привести власть в состояние растерянности, что ослабило бы государственный порядок и облегчило главную задачу – свержение самодержавия.
         Заметим, что «хождение в народ» считается первым этапом  в движение народничества, и его называют «летучей пропагандой», второй этап – оседлая пропаганда и террор.

         В 1876 г. возникла организация «Земля и воля». Название было взято в честь революционного объединения 60-х годов. Вторая  «Земля и воля» объединила около 200 человек. Её видные представители: М. Натансон, А. Михайлов, Г. Плеханов, В. Фигнер, С. Перовская, С. Кравчинский.
- Первая проба сил у новой «Земли и воли» состоялась в Петербурге  6 декабря 1876 года в Николин день у Казанского собора.  (Большая часть членов «Земли и воли» выступала за дезорганизаторские методы; предполагала уничтожение наиболее вредных чиновников – индивидуальный террор. Сами народники, совершая террористические акты, считали,  что осуществляют правосудие.

Почему революционеры обратились к тактике террора? (Все предыдущие методы борьбы не приросили ощутимого результата; тактика террора оказывала очень сильный психологический эффект на общество; казалось, что она может устрашить правительство, дезорганизовать его; правительство станет слабым и с ним будет легко бороться)

 
1866 г. – первый  выстрел студента Каракозова в царя.

1878 г. – молодая революционерка В.И. Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф. Трепова. Суд присяжных во главе с известным юристом Кони оправдал Веру Засулич. Это имело тяжёлые последствия. Произошёл моральный сдвиг: можно совершить преступление и быть оправданным. Дело Веры Засулич подтолкнуло молодых революционеров к террору.
Террор (от лат. страх, ужас) – применение крайне жестоких методов политического запугивания, вплоть до физического уничтожения противника.
1878 г. – громкое дело, связанное с убийством  ножом С.Кравчинским шефа полиции     Н. Мезенцева.
26 августа 1878 г. наиболее активные члены группы «Земля и воля» на съезде в Липецке выносят смертный приговор императору Александру II.

Раскол «Земли и воли».
Г. В. Плеханов выступает против террора и в августе 1879 года  «Земля и воля» разделилась на две самостоятельные организации:
«Чёрный передел» во главе с  Г.В. Плехановым и «Народная  воля», где руководили Михайлов, Желябов, Перовская, Фигнер, Морозов, Фроленко – это Исполнительный комитет.

 Взгляды и тактика членов «Народной воли» и «Чёрного передела»    

 

«Народная воля»

(1879-1883 гг.)                                            

«Чёрный передел»

(1879-1881 гг.)

Представители

А.Д. Михайлов, А.И. Желябов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер

Г.В. Плеханов, В.И. Засулич,
П.Б. Аксельрод

 

Цели

Установление социализма, всеобщего равенства. Политический переворот для передачи власти народу.

Установление социализма. Свободное общинное самоуправление.

 

Методы

1. Пропаганда и агитация.
2. Разрушение и терроризм
3. Организация тайных обществ.
4. Совершение переворота.

1. Противники тактики заговора и террора.
2. Пропаганда среди рабочих – экономические требования, демократические свободы.

         «Народная воля» начинает настоящую охоту на царя. Руководители организации были убеждены, что смерть царя послужит сигналом для крестьянской революции.

        Продолжим хронологию покушений. Ноябрь 1879 г. – Александр II  возвращался из Крыма в Петербург. Народники проявляют фантастическую изобретательность.
Три группы террористов рассредоточили свои силы так. Первая – М. Фроленко и 
Т. Лебедева – устроились на работу железно – дорожных сторожей близ Одессы. Но поезд последовал не через Одессу, а на Александровск.

Здесь императора ждала вторая группа народовольцев во главе с Желябовым. Он под видом купца у самого  ж.д. полотна якобы обустраивал землю под кожевенный завод. Но заложенная под полотно бомба не разорвалась. К делу подключилась третья группа во главе с Софьей Перовской. В 7 км от Москвы совершён подкоп под полотно. Но был взорван не тот поезд.

Зима 1879-80 гг. – подготовка взрыва в зимнем дворце. Степан Халтурин устроился краснодеревщиком во дворец и понемногу носил динамит в комнату столяров, которая находилась под царской столовой.  Было накоплено 32 кг динамита. 
Взрыв намечался на  5 февраля , когда вся царская семья должна была собраться в столовой. Но обед перенесли на более позднее время. Пострадала прислуга и охрана: убито 10 человек, ранено 53. Желябов готовил новый взрыв, но его арестовали. Исполком «Народной воли» решил ускорить покушение.
1880г. – Одесса. Бомба взорвалась в руках террориста.

Покушение на Александра II.1 марта 1881 года император направился на развод войск в Михайловский замок. Он вновь меняет маршрут следования. Но народовольцы на всех путях возможного следования расставили бомбометателей.

Бомбой, брошенной И. Гриневицким, Александр был смертельно ранен и через девять часов скончался.
Почти все члены исполкома «Народной воли»  арестованы.
Желябов, Перовская, Михайлов, Рысаков, Кибальчич в апреле 1881 года повешены в числе 22 народовольцев.
- Так были ли народовольцы героями? И кому принадлежит фраза?
         (Перовская – дочь губернатора Петербурга, Желябов был арестован до убийства царя, но настоял, чтобы его судили вместе с обвиняемыми).

4. Последствия народнического движения.

«Хождение в народ» и террористическая деятельность народников не подтолкнули народ, крестьян к революции. Народ был ошеломлён, жалел царя.

Очередная волна революционного движения в России закончилась реакцией царского правительства, репрессиями и контрреформами Александра III.

Революционеры не сумели претворить свою программу в жизнь.

Движение народников способствовало появлению первых рабочих организаций в России.

Подведение итогов.
-  А теперь давайте ответим  на вопрос, поставленный в начале урока.

Народники считали, что капитализм в России  - явление чуждое; у России свой путь.

Будущее России – социализм, минуя капитализм.

Руководящая сила крестьянства – партия революционеров – профессионалов.

- Посмотрите на новые слова. Все ли они вам понятны. Значит, теперь они должны быть в ваших ответах по истории.

 

 

БАКУНИН МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ
(1814 – 1876)
- идеолог анархического течения народничества, революционер. Происходил из просвещённой дворянской семьи. В Санкт – Петербурге окончил артиллерийское училище и несколько лет служил в армии. Потом переселился в Москву и стал посещать студенческие кружки.

         Позже выехал в Германию  для обучения в Берлинском университете.
Стал видным идеологом анархизма европейского масштаба.
Бакунин активно участвует в буржуазно – демократических революциях 1848-49 годов в Европе, за что в нескольких странах был приговорён к аресту. Австрийские  власти выдают его России, и он 6 лет проводит в заключении в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях. Затем с 1857 года – 4 года в ссылке в Сибири, откуда бежит за границу и больше не возвращается на родину.
Несколько лет Бакунин сотрудничает с Герценым и Огарёвым в журнале «Колокол», но расходится с ними во взглядах.
Открытую борьбу Михаил Александрович вёл с Карлом Марксом в I Интернационале.  Маркс считал неизбежным переход капиталистического общества к коммунистическому в ходе социалистической революции. Главной силой революции должен быть пролетариат, который установит свою власть – диктатуру пролетариата.
Бакунин считал любое государство высшим злом, так как любая власть несправедлива, стремится к эксплуатации и неравенству.
По мысли Бакунина, нужно свободное общество, где осуществлялось бы самоуправление народа.
Крестьяне в ходе революции должны смести старую власть и государство.
Нужна только искра, чтобы прокатилась серия бунтов. Эта искра – интеллигенция, народники.
М. А. Бакунин создавал тайные анархические организации в Италии, Испании, Швейцарии, Франции. Его идеи в 70-е годы были самыми популярными. 
В настоящее время идеи Бакунина распространены в некоторых странах Африки.

ПЁТР ЛАВРОВИЧ ЛАВРОВ
(1823 – 1900)
- стал идеологом пропагандистского течения в народничестве.
Родился в богатой дворянской семье, окончил Артиллерийскую академию. Преподавал математику в военных заведениях. Дослужился до чина полковника.
В 1862 году сблизился с Чернышевским, вступил в общество «Земля и воля»
Потом, будучи причастным к покушению Каракозова, был выслан в Вологодскую губернию.
В 1870 году Лавров бежал в Париж, где активно участвовал в деятельности парижской коммуны. Четыре года редактировал революционный журнал «Вперёд!» 
В конце своей жизни отошёл от политической деятельности, занялся социологией, философией,  историей и педагогикой.
Пётр Лаврович считал, что народная революция нуждается в длительной подготовке, так как малограмотные и забитые крестьяне не в состоянии сразу понять идеи социализма.
Такую подготовку должны осуществить лучшие, «критически мыслящие личности». 
Они должны идти в народ и при помощи пропаганды помочь народу уяснить его потребности и силу.
Построив справедливое общество, интеллигенция сможет оплатить свой долг народу.

ПЁТР НИКИТИЧ ТКАЧЁВ
(1844 – 1885)
- являлся идеологом заговорщического направления в народничестве. Он родился в небогатой  дворянской семье. Обучался на юриста в Петербургском университете.  Как зачинщик  студенческих волнений был заключён в Петропавловскую крепость, выслан в Псковскую губернию, откуда бежал за границу.
Сотрудничал с Лавровым в журнале «Вперёд!». После разрыва с Лавровым издавал газету «Набат». В конце 1882 года заболел и последние годы провёл в психиатрической больнице.
Ткачёв верил в возможность революции как результат тайного заговора строго законспирированной  и дисциплинированной группы революционеров.
Пропаганда ничего не даст. Цель организации – быстрый захват власти после того, как существующая власть будет расшатана путём террора. Разрушение государства невозможно, старые государственные формы надо заменить на новые.
Идею насильственного свержения власти взяла  на вооружение  террористическая организация «Народная воля».



Предварительный просмотр:

УРОК 23.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА В 1725-1762 ГГ.

Цель: познакомить учащихся с переменами, произошедшими в стране после смерти Петра I.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Изучение новой темы.
  4. Закрепление новой темы.

План:

  1. Перемены в системе центрального управления.
  2. Укрепление позиций дворянства.
  3. Политика в отношении крестьян.
  4. Городское управление.
  5. Политика в отношении казачества.
  6. Политика в области мануфактурного производства.

По ходу урока заполняем таблицу:

МОНАРХИ РОССИИ ЭПОХИ ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ. (1725-1762 гг.).

               Сроки правления

                           Кто правил

29 января 1772 -6 мая 1727 гг.

Екатерина I Алексеевна, вдова Петра I (умерла от чахотки – предположительно)

7 мая 1727-18 января 1730 гг.  

Петр II Алексеевич, внук Петра I

 (умер от оспы)

19 января 1730-17 октября 1740 гг.

Анна Иоанновна, племянница Петра

 (умерла своей смертью)

20 октября 1740-25 ноября 1741 гг.

Иоанн VI Антонович, внучатый племянник Петра I, регентша Анна Леопольдовна, дочь племянницы Петра I

(низложены гвардией)

25 ноября 1741-25 декабря 1761 гг.

Елизавета Петровна, дочь Петра I

(умерла своей смертью)

25 декабря 1761-23 июня 1762 гг.

Петр III, внук Петра I по матери и шведского короля Карла XII по отцу (низложен гвардией, умер в Ропше 7 июля  1762 г.).

Проведены за данный период ряд мероприятий, отменявших учрежденный им порядок управления страной.

1726 год – создание Верховного тайного совета – во главе императрица (формально). Доверила работу Меньшикову.

Прежние функции Сената отменены. Его действия могли обжаловаться в Верховном тайном совете.

Петр II пытался отменить все реформы  Петра I.

Анна Иоанновна в 1730 году издала указ о роспуске Верховного тайного совета. Вместо него создала Кабинет министров (3 человека) назначались императрицей.

УСИЛЕНИЕ САМОДЕРЖАВНОЙ ВЛАСТИ.

В 1731 году – создана Канцелярия тайных  розыскных дел (ведала гос. преступлениями).

Елизавета Кабинет министров отменила, восстановила Сенат. В его ведении: иностранные, военные, морские дела. Восстановлена деятельность коллегий. Во 2/п 50-х гг. создана Конференция при высочайшем дворе (выше Сената = Верховный совет + Кабинет министров).

Политика в отношении дворян:

Позиции дворян окрепли при Екатерине I. Гвардейцам за поддержку дарованы земли. Помещики получили право самим продавать продукцию своих хоз-в.

Правление Петра II – тяжелый период. Ставка на боярскую аристократию.

После переворота Анна отблагодарила дворян за поддержку. Обязательная служба – 25 лет, один сын освобождается. Отменен указ Петра о единонаследии (право дворянам завещать самим свои поместья).

При Елизавете привилегий больше:

Участники переворота – получили деньги и дворянские звания.

Освобождены от телесных наказаний розгами и кнутом.

Право без суда ссылать своих крепостных крестьян на поселение в Сибирь.

Петр III в 1762 году  принял МАНИФЕСТ О ВОЛЬНОСТИ ДВОРЯНСКОЙ»: освобождены от обязательной службы государству.

Дворянство стало особым, привилегированным сословием: почти полностью отсутствовали обязанности (отрицательно сказывалось на развитии гос-ва).

Политика в отношении крестьян:

Ужесточилась. Помещикам разрешалось применять к крестьянам любые карательные меры. Имели право продавать к-н в  рекруты. За крестьян помещик приносил присягу монарху.

1731 г. – к-не лишены права брать откупы и подряды. В 1734 году было запрещено заводить суконные фабрики.

Помещики имели право сами определять меру наказаний за побег к-н (с 1736 г.), ссылать к-н в Сибирь (с 1760 г.), ссылать на каторгу.

Крестьянские наделы сокращались, т.к у помещика было право расширять свои территории за счет к-н.

Росли повинности в пользу помещиков. Барщина увеличилась до 6 дней в неделю.

Усилилось разорение кр-ких  хоз-в. К-не чаще бежали в районы Волги и Дона, поднимали бунт.

Городское самоуправление: началась перестройка органов местного самоуправления.

1727 год – ликвидирована петровская система местного самоуправления (сокращен аппарат управления). В городах введены должности воевод (для управления), главный магистрат упразднен, а местные подчинялись воеводам. Власть воевод стала единоличной. Чиновный аппарат перешел к взятничеству (перестал получать гос-ное жалование).

Казачество: политика расслоения. Зажиточные казаки по указу 1735 года освобождались от повинностей 9искл. – военная служба). Рядовые казаки - = к к-нам.

Самоуправление на Украине ограничивалось. Гетман – во главе.

Мануфактурное пр-во:

Сокращалось число свободных людей, которые могли бы работать на мануфактурах. В 1736 году к мануфактурам официально были прикреплены крепостные.

У предпринимателей было два источника пополнения рабочей силы:

Покупка кр-н

Приписка к заводам государственных крестьян.

В ноябре 1741 года «работные регулы» - правила работы на мануфактурах.

Рост мануфактурного производства – отмена внутренних таможен и учреждение государственных заемных банков – Дворянского и Купеческого.

Но свободных рук мало.

Политика непоследовательная и малорезультативная.   Политика была направлена на усиление позиций дворянства.

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Раскройте причины дворцовых переворотов.

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Каким образом пришла к власти жена Петра I Екатерина I?

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Раскройте особенности прихода к власти Петра II.

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

На что направлена деятельность «верховников»?

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Как на троне оказалась Елизавета Петровна?

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Петр III. Причины свержения.

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Почему период правления Анны Иоанновны называется «бироновщиной»?

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Раскройте причины дворцовых переворотов.

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Каким образом пришла к власти жена Петра I Екатерина I?

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Раскройте особенности прихода к власти Петра II.

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

На что направлена деятельность «верховников»?

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Как на троне оказалась Елизавета Петровна?

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Петр III. Причины свержения.

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Почему период правления Анны Иоанновны называется «бироновщиной»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Либеральные реформы 60-70х гг.XIX века.

Презентация урока по истории России в 8 классе....

Либеральные реформы 60-70-ых гг. 19 века при Александре 2

конспект урока по теме: "Либеральные реформы 60-70-ых гг. 19 века при Александре 2"...

Конспект урока истории в 8 классе "Либеральные реформы Александра II"

конспект открытого урока истории на методической площадке на тему "Либеральные реформы Александра II"...

Методическая разработка уроков по теме: "Либеральные реформы Александра П"

В работе представлены методические принципы преподавания темы "Либеральные реформы АлександраП". В работе представлены развернутые планы уроков, источники, литература по теме и  методические реко...

Либеральные реформы Александра II.

Либеральные реформы Александра II....

Либеральные реформы Александра II

В технологической карте урока рассматриваются основные направления политики Александра II. Применяются интерактивные формы обучения и реализуются межпредметные связи....

КОНСПЕКТ УРОК ПО ИСТОРИИ РОССИИ 9 КЛАСС Тема: «Либеральные реформы Александра I»

Тема урока: Либеральные реформы Александра I Тип урока: систематизации новых знаний.Вид урока: нетрадиционный.Цели и задачи урока : Образовательные:· умение работать с терминами и пон...