Проверка и оценка результатов обучения по истории
статья по истории на тему

 

        Данная статья – о значении проверки знаний в урочной деятельности по предмету истории. В статье называется несколько функций проверки знаний, предлагаются способы активизации класса во время повторения материала.   Также говорится о видах проверки, о дифференциации ее форм, о накопительной системе оценки результатов обучения. Показывается важность правильно выставленной оценки, значение комментария учителя после ответа ученика, причем в этом комментарии важнее бывает не сама оценка, а оценочное суждение учителя.  Правильное применение и сочетание различных видов и приемов оценки поможет обеспечить правильное решение задач обучения, повысит интерес учащихся к предмету, активизирует их познавательную деятельность.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проверка и оценка результатов обучения по истории.

Значение темы.

В связи со своей методической проблемой - «Активизация учащихся в ходе проверки домашнего задания» для меня важно уделять внимание теме проверки и оценки результатов обучения, так как она в процессе обучения истории выполняет многообразные функции. Это и задача дальнейшего пополнения, углубления знаний, их закрепления, а также их систематизации и обобщения; важно здесь и формирование убеждений и взглядов, и умение пользоваться усвоенными знаниями, и складывание общего уровня развития ученика. Проверка знаний развивает мышление и речь, приучает к регулярной работе; учителю она позволяет увидеть уровень усвоения материала, развивать использование методических приемов, оценивать эффективность тех или иных учебных пособий, устранять свои ошибки, совершенствоваться, строить дифференцированный подход в обучении. В ходе проверки знаний ученик должен научиться: последовательно рассказывать; выделять основные этапы развития; раскрывать содержание определенных понятий; дать оценку и определить значение события или явления; запомнить имена, названия, даты; овладеть определенными терминами, знать карту. Проверка знаний имеет и воспитательный результат, выражающийся в складывании убеждений мировоззрения, личности учащегося. Важна проверка знаний и тем, что она развивает интерес к предмету и познавательные способности учащихся.

Организация, формы и приемы проверки.

Проверка знаний должна быть серьезно подготовлена, определены ее цели. Не нужно одинаково спрашивать весь материал, иногда достаточно короткого, беглого опроса. Проверка должна быть интересной, активизировать, обогащать знания. Задаваемый учителем вопрос адресуется всем ученикам, что мобилизует память и мышление. Учебники должны быть закрытыми; развернутый ответ требует выхода к доске, карте. Прерывать отвечающего можно только в крайних случаях. Для активизации класса при опросе можно дать задание рецензировать письменно ответ товарища, составить план ответа, рассказать по карте. Одной из форм проверки знаний является предложение учащимся на выбор заданий разной степени сложности  с  предупреждением,  что  высший  балл  будет  выставлен  за выполнение наиболее сложных заданий. Кроме развернутых ответов формами проверки являются краткие ответы с места, письменные работы на доске, а также фронтальные письменные ответы. Дополнительные вопросы должны быть связаны с основным (причинно-следственные связи, сопоставление явлений), чтобы ученик из многообразия исторических событий и явлений сосредоточился на определенной проблематике. Когда в сочетании с устной проверкой знаний используется письменная работа ученика на доске (составление плана ответа, плана, чертежа), то разобрать ответ на доске нужно при активном участии всего класса, - зрительное восприятие помогает запомнить, осмысливать. Краткие ответы с места учат школьников выделять главное, формулировать. Письменные фронтальные опросы, о которых класс заранее не предупреждается, стимулируют учащихся систематически выполнять задания. Также письменные опросы экономят время, требуют от учеников четко и логично формулировать мысли. Разнообразие проверки вносит элементы нового, интересного. В распоряжении учителя и такие источники учета знаний, как: оценка за разовые поручения (доклад, сообщение), за состояние тетради, за исторический диктант и т.д. До изучения новой темы учащимся даются опережающие задания, что повышает активизацию познавательной деятельности, дает учителю возможность оценить положительные результаты самостоятельной работы учащихся дома. Внедрение компьютерных технологий в ходе проверки знаний ускоряет ее, заинтересовывает учащихся новизной, динамичностью, наглядностью, возможностью участия каждого в учебной работе. Правильное применение и сочетание различных видов, приемов проверки поможет обеспечить правильность решения задач обучения. 

Оценка и комментирование учителем результатов обучения.

Важное средство стимулирования учеников к лучшей работе - оценка результатов обучения. Выставление итоговой оценки как среднего арифметического не всегда отражает объективность результатов, ученик всегда должен иметь перспективу повысить балл. Существуют системы зачетов, тематические учеты знаний для повышения объективности оценки. В оценке важен не только балл, но и оценочное суждение учителя, что бывает дороже баллов. Учащиеся должны знать критерии оценок; при их сомнении в справедливости балла его надо мотивировать. Нравственный ущерб наносят и заниженная, и завышенная оценки. При оценивании, проверке знаний учитель продумывает, кому какой вопрос лучше задать, как давно ученик не оценивался, у кого какие пробелы и т.д. Хорошо вести тетрадь, дублирующую журнал, где отмечаются необходимые сведения об учащихся условными значками: «+» и «- « за небольшие ответы, удачные дополнения, «к» - за слабое знание карты и т.д. Накопление таких знаков в определенном количестве дает возможность ставить в журнал соответствующую оценку. Оценка должна побуждать учеников учиться с достаточным напряжением сил, полностью развивать способности, повышать их ответственность, активность, самостоятельность, интерес к учебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка результатов обучения и личностного развития детей

В данном материале представлены методики и критерии оценки результатов обучения и личностного разтития детей учащихся ....

Анализ сформированных профессиональных компетенций - путь к объективности оценки результатов обучения.

Существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения оказывает оценка знаний учащихся.Оценка результатов обучения – установление соответствия имеющихся у учащихся знаний, умений и...

Контроль и оценка результатов обучения в школе

В виде презентации.Актуальность темы обусловлена тем, что оценка  и проверка достижений школьников является одной из важнейших задач педагогической деятельности учителя....

доклад «Применение тестовой технологии на уроках ОБЖ для оценки результатов обучения учащихся»

Доклад на совещании методического объединения на тему: «Применение тестовой технологии на уроках ОБЖ для оценки результатов обучения учащихся»....

Использование сервисов WEB 2.0 для обучения, контроля и оценки результатов обучения.

Использование сервисов Web.2.0  для обучения, контроля и оценки результатов обучения (тестовый контроль).Описание методического маршрута:  Методический маршрут познакомит учителей с формами ...

Комплексное задание на проверку предметных метапредметных результатов обучения при изучении темы "Липиды"

Данная разработка позволяет проверить не только предсетные результаты, но и метапредметные. В файле предоставлены так же критерии оцениваяния сформированности МРО....