Специфика исторических фактов. Их роль в обучении истории. Виды фактов.
статья по истории на тему

 Статья в помощь молодым учителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spetsifika_istoricheskikh_faktovstatya.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика исторических фактов. 
Их роль в обучении истории. Виды фактов. 

Главный элемент содержания исторического образования – Знания, они включают сведения, познания в области истории, создают научную картину развития общества. В процессе обучения ученики овладевают элементами исторических знаний, оперируя такими категориями как факт, явление, событие, процесс. 
Само слово факт в переводе означает сделанное, свершившееся. В истории факт это некоторый имевший место фрагмент действительности, конкретной ситуации. Факт неповторим, его нельзя воспроизвести, наблюдать. В процессе познания истории факты ценны не сами по себя, они нужны для определения и сопоставления исторических связей, для их обобщения и усвоения в системе, это инструмент познания истории. Единичные факты неоднородны, их можно подразделить на факты 1 и 2 порядка. Более сложные раскрываются через менее сложные. Из сочетания фактов разного порядка возникает образ исторического события. Для урока нужен набор основных и опорных фактов, при отборе фактов учитывается их научная достоверность, конкретность, образность и эмоциональность. С учетом возраста и познавательных возможностей соотносить фактический и теоретический материал. 
Событие это значительные единичные факты , эти события строго локализованы в пространстве и времени, в конкретных условиях, с определенным кругом лиц. 
Явлениями называются общие понятия (революция, восстание) безотносительно к конкретным фактам, без указания места, времени, участников. 
Процесс это последовательная смена состояний в развитии. В истории это цепи взаимосвязанных во времени фактов, связующим звеном в них бывают причины и следствия (промышленный переворот это процесс). К процессу относится и самопознание истории, оно начинается с усвоения фактов. Чтобы поддерживать на уроке интерес к новой теме, к менее интересному, но нужному, следует подключать более эмоциональный, интерес связан с новизной, увлекательностью и занимательностью, неожиданными сравнениями, новыми приемами подачи материала со сменой приемов деятельности. 

Фактический материал в обучении истории 
Главные факты: 
Образцы материально-пространственной среды 
Образы материальных предметов 
Образы людей, типичные личности 
Образы статичные целостные 
Образы динамичные целостные 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок православная культура + литература в 8 классе «Исторический факт и его художественная интерпретация в «Слове о полку Игореве». Мифопоэтическая основа «Слова…»

Это интегрированный урок православной культуры и литературы. Мы его проводили в 8 классе, так как "Слово о полку Игореве" к этому времени уже было изучено....

Интегрированный урок русского языка, истории и литературы в 10 классе «Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале».

Целью урока является обучение содержательно-языковому анализу текста, формирование у учащихся понятия значимости роли личности в историческом процессе, систематизация материала об исторических личност...

Интегрированный урок русского языка, литературы и истории в 10 классе"Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале".

Интегрированные уроки - одна из инновационных педагогических технологий в современном образовании. Эффективность интегрированный уроков проявляется в том, что даже слабые ученики с интересом участвуют...

Диагностика словаря исторических терминов и понятий на уроках истории в 7-м классе в коррекционной школе VIII вида.

Недостатки речи сопутствующие основному дефекту у детей с нарушением интеллекта привлекли к себе внимание многих исследователей и расценивались как один из основных критериев аномалии умственного разв...

Работа с историческим текстом и роль владения правильной устной речью при изучении истории

В статье рассматривается необходимость учета новых направлений совершенствования образования, в рамках изучения традиционной истории базирующейся на письменных документах и вещественных артефактах. Об...

ДОКЛАД "Формирование активной жизненной позиции на примере исторических фактов и событий Отечественной истории и истории Бурятии"

ДОКЛАД"Формирование активной жизненной позиции на примере исторических фактов и событий Отечественной истории и истории Бурятии"...

Интересные исторические факты "Занимательная история"

Материал по истории для учащихся 6 классов...